Лирика военных лет конспект 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: активизировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, дать понятие о роли искусства (поэзии) в годы тяжелых испытаний для страны; закреплять умение анализировать стихотворные произведения; воспитывать чувство патриотизма, желание знать историю своей страны.

  • Образовательная: обеспечить усвоение знаний о роли искусства (поэзии) в годы Великой Отечественной войны;
  • Развивающая: обучать умению анализировать стихотворные произведения; формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия;
  • Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию патриотизма, гуманизма.

Оборудование урока: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений, постановка вопросов.

Война ж совсем не фейерверк,
А просто – трудная работа,
Когда – черна от пота – вверх
Скользит по пахоте пехота.

Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой.

I. Оргмомент

II. Основная часть

Ученики читают стихотворение.

Мирное небо над крепостью Бреста,
В тесной квартире счастливые лица.
Вальс… Политрук приглашает невесту,
Новенький кубик блестит на петлице.

А за окном красота новолунья,
Шепчутся с Бугом плакучие ивы.
Год сорок первый, начало июня…
Все ещё живы, все ещё живы,
Все ещё живы, все, все, все.

Прослушивание отрывка из песни.

– Почему поэзия оказалась необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу? (Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой).

Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом

Ученик. В стихотворении Владислава Занадворова, поэта, погибшего под Сталинградом в 1942 г., – неприкрашенная война:

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звёзды окопных ночёвок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это – в жизни короткой последний рассвет
Над разрытой землёй. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать!

Ученик. При выполнении боевого задания в 1942 г. погиб 20-летний Всеволод Багрицкий. В его кармане была найдена тоненькая коричневая тетрадь фронтовых стихов, пробитая осколком, который убил юношу.
В боях под Сталинградом в январе 1943 г. погиб Михаил Кульчицкий, автор известных строк:

Война совсем не фейерверк:
А просто – трудная работа,
Когда – черна от пота – вверх
Скользит по пахоте пехота.

Ученик. Командир стрелкового взвода Владимир Чугунов погиб на Курской дуге 5 июля 1943 г., поднимая бойцов в атаку. Он умер так, как предрёк в своём стихотворении:

Если я на поле ратном,
Испустив предсмертный стон,
Упаду в огне закатном,
Вражьей пулею сражён,
Если ворон, словно в песне,
Надо мною круг замкнёт, –
Я хочу, чтоб мой ровесник
Через труп шагнул вперёд.

Ученик читает стихотворение.

Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать,–
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг.
И почернел от пыли минной.
Разрыв –
И умирает друг
И значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черёд,
За мной одним идёт пехота.
Будь проклят
Сорок первый год,
Ты, вмёрзшая в снега пехота!
Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв –
И лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать,
И нас ведет через траншеи
Окоченевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.
А потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
Из-под ногтей я кровь чужую.

Это чувство объединяло разных людей, разных поэтов, независимо от их отношений с властями. Главным было стремление сохранить и охранить Родину.

Ученик читает отрывок из стихотворения:

Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
Не плача, рассказала, что вчера
Единственного схоронила друга,
И мы молчали с нею до утра.
Какие я могла найти слова,
Я тоже ленинградская вдова.

– Как чувства выражены в этих строках? (О. Берггольц пишет скупо, короткими предложениями, внешне не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замёрзшие, замершие в душе)

Ученик читает стихотворение:

Но тот, кто не жил с нами, – не поверит,
Что в сотни раз почётней и трудней
В блокаде, в окруженье палачей
Не превратиться в оборотня, в зверя…
Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила.

В строчках поэтессы звучит уверенность в том, что даже в это ужасное время человек остается человеком, гуманность побеждает фашизм, а любовь к своей Родине заставляет людей жертвовать собственными жизнями.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

Ученик. С третьей строфы возникает воспоминание поэта о себе самом – тогдашнем. От эпичных строк Самойлов переходит к лирическим. В трёх четверостишиях воссоздан автопортрет лирического героя – солдата на той войне:

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Ученик. Шестая строфа несет обобщенный характер: в ней переплетаются судьбы Отчизны и героя:

Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.

Ученик. В завершающей строфе воедино сливаются лирическая и эпическая картины: лирический герой ощущает себя частицей России, своего поколения:

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

– Чем отличаются эпитеты в начальной и заключительной строфах? (В заключительной строфе они выразительные, метафорические. Употребленные в переносном значении, они дают не логическую, а эмоционально-образную характеристику военных лет).
– Почему поэт избирает кольцевую композицию, прибегая при этом к ритмическим параллелизмам? (Это объясняется тем, что по мере развертывания размышлений лирического героя о войне они приобретают всё более многозначный философский смысл).

III. Итог

Учитель. Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте.
Поэзия военных лет уловила самую суть развернувшейся войны:

IV. Домашнее задание

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы 11 класс

3) воспитательные: пробудить у обучающихся интерес к этой одной из самых волнующих тем русской литературы XX века.

Задачи урока:

Обучающиеся должны знать :

основные факты жизни и творчества поэтессы; творческую историю произведения, сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи.

Обучающиеся должны уметь:

анализировать и оценивать изученное произведение; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; главный конфликт и систему образов; особенности композиции; средства изображения образов; жанр произведения, авторское отношение к изображенному; давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;

владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи, выразительно читать изучаемые произведения;

работать с биографическими материалами.

Организационный момент.

Позвольте мне начать наш урок со стихотворения. Подумайте, о чем эти строчки?

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же.

Это строчки А.Т.Твардовского.

Да, событиям Великой Отечественной войны…

- Война…Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость….)

- Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы не только вспомним имена поэтов, которые своими произведениями поднимали солдатский дух героев, но и сегодня не дают нам забыть о тех страшных и великих днях.

Подготовка к восприятию литературного произведения

Вспомните имена поэтов, посвящавших свои стихотворения Вов и их стихотворения, прочитав наизусть строки.

Какой общей идеей можно объединить все стихотворения о Вов?

3. Анализ произведения.

1. Знакомство с биографией поэта.

Наряду с мужчинами-поэтами о войне писали и женщины. Их имена знают, о них помнят. Это Ольга Бергольц, Юлия Друнина, Маргарита Алигер. О последней поэтессе и ее поэме мы сегодня будем говорить на уроке.

“ Смолоду меня бесконечно тревожило, что нет в моей биографии никаких эффектных подробностей и невероятных обстоятельств, — пишет Алигер в последнем томе ее трехтомного собрания сочинений, – и, что, пожалуй, всю-то ее я без труда могла бы уместить на одной странице, и мне всегда бывало трудно ее писать или рассказывать”. И далее: “Я твердо убеждена в том, что мои книги являются гораздо более подробной и значительной моей биографией, чем все остальное, что я могу о себе рассказать”.

Действительно, ничего примечательного. Ее друзья в своих статьях о ней отмечали отсутствие в биографии поэта “примечательных внешних факторов”, схожесть с биографиями многих женщин ее поколения, особенно в военные годы.

Однако “примечательные внешние факторы” все же были: она была награждена орденами Трудового Красного Знамени и “Знак почета”, ей была присуждена Сталинская премия, ее систематически печатали во многих газетах и журналах, в том числе центральных, издавались сборники ее произведений и книг, по ним ставились пьесы, шедшие во многих театрах страны, ее стихи перекладывались на музыку. Она была дружна с известными писателями, ее воспоминания о них являются ценным вкладом в литературу, как и ее переводы на русский язык многих иноязычных авторов.

2. Повторение литературоведческих терминов.

1. Какой жанр литературы называется поэмой, назовите особенности поэмы и какие поэмы вы читали?

(Поэма — крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Поэму обычно относят к лироэпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбах своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.)

3. Выявление восприятия произведения.

4. Историческая основа поэмы.

“ Зоя” – невыдуманная поэма, – рассказывает автор, – я писала ее в 1942-м году, через несколько месяцев после гибели Зои, по горячему следу ее короткой жизни и героической смерти. “Зоя”, в сущности, стала поэмой и о моей юности, о нашей юности. Я писала в поэме обо всем, чем жили мы, когда воевали с фашизмом, обо всем, что было для нас в те годы важно”).

Зое Космодемьянской было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Через 25 лет, при очередном переиздании поэмы, Алигер предложили скорректировать ее. Она отказалась: “Я знаю оценку, данную Сталину и его деятельности историей, и этим я сегодня отличаюсь от Зои. Такого различия не было между нами, когда писалась поэма, и я не считаю себя вправе корректировать ее теперь с высоты своей сегодняшней умудренности”. Первоначальный текст поэмы сохранен во всех многочисленных последующих изданиях.

1. Кратко передайте сюжет поэмы. Сюжет поэмы.

Что узнаём о жизни Зои? (подробный рассказ о детстве, о школьных годах, о том, как записалась в отряд, попала в плен, как пытали и погибла).

3. Какова композиция поэмы? (состоит из следующих частей:

-Какой образ возникает во вступлении? (Поэма начинается с изображения ситуации-нормы— счастье (и именно его разрушает война). Счастье как тему, как рамку для повествования, невозможно не заметить в поэме. В поэме М. Алигер есть счастье, свойственное молодым).

-Почему, как вы думаете, именно счастье?

-Какова роль вступления? (готовит к восприятию текста, мы знакомимся с Зоей на пороге юности, когда у неё вся жизнь впереди)

-Ответьте строчками поэмы, что такое счастье? Вам они близки?

- Какой мы видим Зою до войны? О чем она мечтает?

-Найдите реалии довоенной жизни.

-Рассказывая о героине, Алигер очень четко и образно говорит и о своих переживаниях, чувствах. Найдите в конце главы подтверждение. Какими средствами усиливает поэтесса мысли, чувства, переживания?

- Как вы думаете, зачем Алигер рассказывает о довоенной жизни Зои?

-О чем вторая глава?

-Чем сменяется повествование о Зое в главе?

-Какой мы видим Зою в начале 3 главы?

-Какой момент кульминационный?

5. Эпилог. Рассказ о событиях, которые произошли после развязки спустя какое-то время.

Каким настроением проникнут эпилог? Докажите.

М. Алигер мечтает о победе. Каким будет этот день?

Как называется такая композиция? Какова её роль? (линейная, автор показывает русский характер в развитии, важно увидеть истоки подвига обыкновенной русской девушки, она не одна такая).

• Пейзаж в поэме, примеры из второй-третьей глав (роль метафор, олицетворений, эпитетов, в создании пейзажа)

• Какую роль играет пейзаж? ( помогает создать образ главной героини, понять чувства её и автора).

Смысл брезжит в запредельности: поджигая Петрищево, Зоя хочет помочь блокированному Ленинграду, отрезанному Севастополю. Абстрактность такого отсылал наводит на мысль о некоторой абсурдности конкретной ситуации, и именно абсурд вытесняется беззаветностью самопожертвования. Показать подвиг девушки, её мысли, чувства, переживания, призвать всех русских людей мстить за неё, побеждать

- Какой вы увидели М.Алигер благодаря поэме?

Успех поэмы вдохновил Алигер воплотить тему “Зои” в драматическое произведение. Так появилась пьеса-драма “Сказка о правде”. Она с большим успехом прошла более чем в 25 театрах страны от Хабаровска до Риги, включая театры Москвы и Ленинграда.

Композитор В. Юровский создал на стихи Алигер музыкально-драматическую поэму “Зоя” для чтеца, сопрано-соло, хора и симфонического оркестра. Чтение поэмы заканчивается словами: “И уже почти что над снегами, легким телом устремясь вперед, девочка последними шагами босиком в бессмертие идет”.

Подобно Зое, ушли в бессмертие, защищая свою страну, многие другие девушки. Они не могли знать друг о друге, как не могла знать о них и Алигер. Их имена открываются до сих пор.

4. Заключительный этап.

- Для чего необходимо изучать литературу Вов?

Конспект занятия по русской литературе, посвященного поэзии Великой Отечественной войны.

ВложениеРазмер
konkurs_deklamatorov.doc 92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина: Русская литература

Тема: Обзор поэзии 40-ых – середины 50-ых г.г.

Тип занятия : Комбинированный урок

Вид занятия : Теоретическое занятие

Цели обучения, развития и воспитания:

  • актуализировать знание литературных терминов: баллада, поэма, ода, песня, сказ, рассказ, роман, диалог, монолог, композиция, очерк, эссе, публицистика
  • познакомить с терминами и понятиями: геноцид, сегрегация, исповедь, судьба, патриотизм
  • познакомить учащихся с творчеством поэтов военных и послевоенных лет
  • раскрыть значение поэзии в годы Великой Отечественной войны
  • познакомить с поэтами и их произведениями военного периода
  • показать патриотическую направленность поэтических произведений военного времени
  • пробудить осознание гордости за свой народ и его стойкость и мужество
  • приобщить учащихся к русской и советской литературе
  • способствовать развитию и обогащению речи
  • совершенствовать умения и навыки выступления на публике, работать над развитием речи
  • совершенствовать умения и навыки выразительного чтения произведений
  • вызвать позитивный эмоциональный отклик

В результате усвоение учебного материала обучающиеся должны:

  • объяснять значение терминов и понятий: баллада, поэма, ода, песня, сказ, рассказ, роман, диалог, монолог, композиция, очерк, эссе, публицистика, геноцид, сегрегация, исповедь, судьба, патриотизм
  • называть литературные жанры, поэтические жанры, объяснять, в чем заключается их различия и особенности
  • называть наиболее значимых представителей жанров и этапов
  • выразительно читать поэтическое произведение
  • анализировать стихотворения различных авторов и самостоятельно определять их жанровую и стилистическую принадлежность
  • высказывать собственное суждение о стихотворениях.

Материально-техническое обеспечение: учебная доска, поэтические тексты.

Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи: актуализация понятий: поэзия военных лет, ведущие темы и мотивы поэзии периода войны, умение различать поэтические и публицистические литературные жанры; история (историческая ситуация ВОВ: неожиданное нападение фашистской Германии, отступления советских войск, боевые действия, оккупированные территории, концентрационные лагеря, наступления советских войск, жизнь в тылу); социально-гуманитарные дисциплины (геноцид, холокост, исповедь, судьба).

1. Организационный момент.

(На предварительном занятии было выдано домашнее задание, предусматривающее прочтение учебных статей по литературе периода Великой Отечественной войны и составление конспекта.

Для участия в конкурсе декламаторов был сформирован список поэтических текстов.

Между этапами работы – конкурс декламаторов. В конце урока по результатам анонимного голосования подводится итог и выставляется оценка).

2. Слово преподавателя.

- Эпиграф к уроку:

- На сегодняшнем уроке мы поговорим о поэзии Великой Отечественной войны. Тема эта неслучайна. В этом более 60 лет прошло со Дня Победы русского народа над фашистскими захватчиками. Человеческие память и сердце, опалённые огнём войны, продолжают вести отчёт, даже когда прошло 60 лет. Своим огненным крылом война, так или иначе, коснулась каждой семьи. Люди долго будут вспоминать и оплакивать эту трагедию.

Но вначале мы вспомним все, что пригодится нам сегодня для разговора по этой теме.

3. Кроссвордный диктант

(Обучающиеся были проинформированы о проведении кроссвордного диктанта по теме. Список вопросов к диктанту находится в глоссарии. Преподаватель зачитывает определение, а обучающиеся пишут в тетради термин. При необходимости учитель может что-либо пояснять или уточнять, приводить примеры).

- Обратимся к поэзии 1941 – 1945гг. Лирика военных лет – это правдивая летопись времени. И именно здесь прослеживается развитие событий не только в историческом аспекте. Лирика открывает перед нами границы времени, показывает настроение, духовное состояние людей, чем, как, ради чего они жили, боролись и победили в этой войне.

В первые же дни войны писатели откликнулись на трагические события. Вначале война отражалась в оперативных малых жанрах – очерке и рассказе, запечетлевались отдельные факты, случаи, отдельные участники боев.

- Годы Великой Отечественной войны вызывали небывалый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера. Чувство Родины обострилось. Особое значение приобретает чувство национального самосознания. Два чувства владели писателями и поэтами – любовь и ненависть. Первые произведения строились на контрасте: советская Родина – фашистская Германия, справедливый, гуманные советский человек – убийца, захватчик, фашист.

В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывной, агитационный характер. Особое значение в поэзии военного периода имела песня.

Поэзия призывала встать на защиту Родины.

- В начале войны в поэзии существовали две контрастные краски – черная и белая – ненависть и любовь. Постепенно плакатная поэзия обогащалась оттенками чувств, приобретала более сложный характер. Усиливалась ее реалистичность и личная интонация. Война выступала не только в своей общей сути, но и в конкретных подробностях военного быта.

- А ведь были среди защитников Родины и мальчики, и девочки, которые, еще толком не простившись с детством, вступили в эту странную войну. Бросить оружие, отдать этот клочок земли, где берёзка метёт тонким прутиком песок, где луга утопают в росе, отдать дорогу, по которой ходили отец и дед, по которой ты бегал босоногим мальчишкой – значит отдать честь, совесть, мечту, любовь. И ради этого уходили на фронт восемнадцатилетние мальчишки и девчонки.

- Война коснулась судьбы каждого советского человека, от мала до велика. Кто-то как солдат принимал участие в боях с оружием в руках, сначала с болью отступал, вырывался из окружения, затем наступал до самого Берлина; кто-то оставался в тылу и героически работал на износ во имя победы, стараясь принести как можно больше пользы; кто-то оставался на оккупированными немцами территории и становился участником подпольного сопротивления или был партизаном; кто-то был угнан на работы в Германию или попал в плен и был отправлен в лагеря смерти. Детей и стариков, мужчин и женщин, людей разных профессий – всех коснулась война. В каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести. В таких условиях от литературы – и поэзии, как ёе наиболее мобильного отряда, - время потребовало строгости и точности в передаче дум и чаяний народа, в раскрытии характера человека. И стихи, созданные в те годы о войне, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний.

Баллады, как правило, посвящались конкретным эпизодам или конкретным людям.

Большое развитие в годы войны получила поэма , которая могла вместить и эпическое, эпохальное, и личное, лирическое.

5. Заключительное слово учителя .

- В период ВОВ вся поэзия была объединена единым чувством – любви к Родине. Характерной особенностью поэзии было сочетание драматизма и лиризма, простота и народность языка. Поэтическая летопись вбирает в себя боевые ритмы Твардовского, Исаковского, Друниной, Гудзенко, Бергольц, Ахматовой, Пастернака, Луконина, Агатова, Акуджавы, Рождественского, Суркова и многих других поэтов. Их поэзия выражает извечное стремление к миру, к ясному человеческому счастью.

В озарённое ярким солнцем будущее вглядывались поэты фронтовой поры, радуясь и скорбя. Так и шли они в рядах сражающегося народа, поэты нашей многонациональной Родины, от горького утра 22 июня 1941 года до радостного вечера 9 мая 1945 года, когда все просторы нашей освобождённой страны слушали громовые раскаты салютов в честь Дня Победы.

Их поэзия не знает старости. Их поэзия – бессмертная песнь, воспетая Дню Победы. Так хочется, чтобы звучала она в сердцах наших и наших потомков, никогда не забываясь: Этот праздник порохом пропах. Эта радость со слезами на глазах.

6. Подведение итогов конкурса (голосование учащихся, учитель комментирует голосование и выставляет оценки).

7. Домашнее задание : Выучить стихотворение военных лет (по выбору).

Беседа с группой:

Баллада - лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы на историческую, обычно легендарную, тему.

Геноцид – истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам.

Диалог – разговор между двумя лицами, обмен репликами.

Интимный – сокровенный, задушевный, глубоко личный.

Исповедь – откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.

Композиция – построение художественного произведения.

Монолог – речь одного лица, обращенная к себе или к слушателям.

Ода – торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь историческому событию или герою.

Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых); общее изложение какого-нибудь вопроса.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Песня – стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами.

Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

Публицистика – литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества.

Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера.

Роман – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.

Сказ – народное эпическое повествование; в литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица.

Сегрегация – один из видов расовой дискриминации, ограничение в правах на основании цвета кожи или национальной принадлежности.

Судьба – 1) стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий; 2) доля, участь; 3) история существования кого-нибудь или чего-нибудь; 4) будущее, то, что случится, произойдет.

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.

Стихи, отобранные для конкурса декламаторов

Когда на смерть идут – поют,

а перед этим можно плакать, -

ведь самый страшный час в бою –

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

Разрыв – и умирает друг.

И значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед.

За мной одним идет охота.

Будь проклят сорок первый год,

ты, вмерзшая в снег пехота!

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

Разрыв – и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

штыком дырявящая шеи.

Бой был коротким.

А потом глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

Нет, не до седин, не до славы

Я век свой хотел бы продлить.

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить.

Прижаться к земле

И в лазури июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только вот эту гранату,

Мгновенно поставив на взвод,

Всадить её, врезать, как надо

В четырежды проклятый дзот.

Чтоб стало внем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву.

Прожить мне эти полмига,

А там я сто лет проживу.

В семнадцать лет я не гулял по паркам,

В семнадцать лет на танцах не кружил,

В семнадцать лет цигарочным огарком

Я больше, чем любовью, дорожил.

В семнадцать лет с измызганным обмотком

Я шел, и бил мне в спину котелок.

И песня измерялась не в куплетах,

А в километрах пройденных дорог.

… А я бы мог быть нежен, смел и кроток,

Чтоб губы в губы, чтоб хрустел плетень.

В семнадцать лет с измызганных обмоток

Мой начинался и кончался день.

Назови меня именем светлым,

Чистым именем назови –

Донесется, как песня с ветром

До окопов голос любви.

Я сквозь грохот тебя услышу,

Сновиденья за явь приму.

Хлынь дождем на шумную крышу,

Ночью ставни открой в дому.

Пуля свалит в степи багровой –

Хоть на миг сдержи суховей,

Помяни меня добрым словом,

Стынуть буду – теплом повей.

Появись, отведи туманы,

Опустись ко мне на траву,

Подыши на свежие раны –

Я почувствую, оживу.

Чтоб стать мужчиной, мало им родиться,

Чтоб стать железом - мало быть рудой.

Ты должен переплавиться. Разбиться.

И, как руда, пожертвовать собой.

Какие бури душу захлестнули!

Но ты солдат и все сумей принять:

От поцелуя женского до пули,

И научись в бою не отступать.

Готовность к смерти – тоже ведь оружье.

И ты его однажды примени…

Мужчины умирают, если нужно,

И потому живут в веках они.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привычный сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

Не могла сыскать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления.

План-конспект урока по русской литературе (8 класс) на тему: Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".

Данная разработка урока включает в себя интерактивные методы обучения.



Конспект урока по русской литературе "Жизнь и творчество И.С.Тургенева"

Урок-лекция. Творчество писателя И.С.Тургенева.


План-конспект урока по русской литературе ХIХ века 11 класс

Данный конспект поможет расширить литературный кругозор детей, дифференцировать в их сознании понятия "идейное содержание" и "идейное звучание" произведения, освоить технологию лит.


План-конспект урока по русской литературе ХХ века 11 класс

Данный конспект поможет расширить литературный кругозор детей, освоить приёмы сравнительного, контекстуального и ассоциативного анализа художественных произведений. На примере таких произведений.


Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе в 11 классе на тему: "Слово. опаленное памятью" Военно патриотическая тема.

Открытый урок по литературе в 11 классе на тему:

Тема: Военно-патриотическая лирика. Слово, опаленное памятью.

Цель: познакомить учащихся с лирикой военных лет; работать над выразительными чтением стихотворений; содействовать патриотическому воспитаю учащихся.

Оборудование: выставка книг иллюстраций учащихся, портреты поэтов, буклеты к песням военных лет, грампластинки.

Эпиграф: Если б нам не помогала память.

Мы бы жить, наверно не могли.

Неотступна память о войне, все же это живет в душе, не стерлось, не сгладилось, не потускнело. То, что пережито в эти дни, стало неотделимой частью нашего душевного опыта. Так и День Победы. Хранит наша память, о которой так удачно сказал Михаил Львов:

Как будто – в веках 45-ый,

Как будто – в глубинах времен.

А здесь – в современности – датой

И Зыбкою памятью он.

Павел Коган писал о своем поколении, из юности шагнувшем в войну:

Мое поколение – это зубы сожми и работай,

Мое поколение – это пулю прими и рухни.

Многие и погибли на войне, пуля оборвала их песню.

Среди них были поэты, писатели.

В годы Войны голос советской поэзии был голосом мужества народа, уверенного в неизбежнойпобеде над фашизмом. Война в корне меняла жизнь всей страны и каждого человека в отдельности.

Человек склонился над водой

И увидел вдруг, что он седой,

Человеку было 20 лет…

Над лесным ручьем он дал обет:

Беспощадно, яростно казнить

Тех врагов, что рвутся на восток.

Кто его посмеет осудить,

Если будет он в бою жесток?

Суровые строки Алексея Суркова подчеркивает, что Отечественная война с первых дней отличалась от каких бы то ни было иных войн глубиной всенародно-исторических бедствий и патриотического воодушевления.

Учитель: сегодня мы поговорим о некоторых из них, вдумаемся в их судьбы, прочитаем их стихи.

Грамзапись (учащиеся подпевают)

Учитель: Как солдаты восприняли эту песню?

Учитель: Военно-патриотическая лирика стала в эти дни ведущим жанром литературы. Стихи и песни Суркова, Лебедева-Кумача, Симонова, Исаковского, Твардовского поднимали дух советских бойцов, наполняли их сердца любовью к Родине, звали на подвиг. Находясь на боевых позициях действующей армии, разделяя с воинами все трудности их ратного пути, советские поэты вдохновлялись героизмом солдат и офицеров, творчество их в эти годы было особенно плодотворным.

(положено на музыку К.Листовым). Песня стала народной, ее уже никогда не забудут.

Учитель: Послушаем эту запись (грамзапись).

Учитель: О чем она? (о любви к далекой женщине, тоске к ней).

Учитель: А какое значение имеет стихотворение в наши дни?

Ученик: Немцы пели наши песни.

Учитель: В годы Войны в литературе выступала плеяда талантливых молодых поэтов: Гудзенко, Шубин, Дудин, Львов, Ю.Друнина.

Мама! Мама! Я дошла до цели,

Но в степи, волтском берегу,

Девушка в зашатанной шинели

Разбросала руки на снегу… - пишет в одном из стихотворений Друнина, и читатель ощущает боль поэта, потрясенного увиденным и пережитым.

Учитель: Можно было бы продолжить список писателей, и из Башкортостана, участвовавших в войне, их имена вам хорошо знакомы. Это сегодня мы говорим о неизвестном поэте, нашем земляке Малике Харисе.

Учитель: Хочется еще раз обратить ваше внимание, ребята, что для поэтов, о которых мы вели речь, война была их повседневной службой, их жизнью – такой же, как у миллионов других солдат и офицеров.

Война! Какого бы характера она ни было, это стиранное зло. Она отнимает жизнь у людей, калечит их судьбы. Великая Отечественная война не была исключением. Она унесла миллионы наших людей. Принесла много страданий. А сколько кровь пролилось после нее на земле. Это и Афганистан, и Чечня. Это надо все пережить и не забыть. Сергей Орлов высказал в одном из своих стихотворений мысль о том, что вся наша планета – как солдатский мавзолей. Все пережитое, выстраданное за годы войны переплавляется в монументальный образ памяти.

Читайте также: