Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике николая i презентация и конспект

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: проблемно- диалогический урок.

Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.

Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.

Задачи урока:

· формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);

· формирование навыков преобразования информации ;

· формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;

· развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;

· развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.

Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

ВложениеРазмер
vnutrennyaya_politika_nikolaya_pervogo.zip 2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: проблемно- диалогический урок.

Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.

Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.

  • формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);
  • формирование навыков преобразования информации ;
  • формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;
  • развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
  • развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.

Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

1. Актуализация темы и постановка проблемы

На столах у учащихся информационные листы с текстами к уроку.
На экране слайд с фотографией памятника Николаю I.

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, –
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.

Учитель: Его царствование началось расстрелом и казнью собственных подданных в ходе подавления восстания 14 декабря 1825 года, а завершилось трагедией военного поражения в Севастополе.

Между этими двумя трагическими событиями тридцать лет жизни империи, где всё определялось волей монарха.

Вопрос : Как вы думаете, кто этот человек?

Ответы учеников: Николай Первый.

Учитель: Как можно составить объективное мнение о человеке?

Ответы учеников: О человеке судят по его поступкам (оценивают по делам его…).

Учитель: Поэтому мы с вами будем говорить о (объявляет тему урока) Внутренней политике Николая I.

Учитель: Какие качества отмечает А.Ф.Тютчева в Николае I?

Учитель: Обратите внимание на предыдущие высказывания А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева. Какой возникает вопрос?

Ответы учеников. Противоречивые оценки деятельности Николая I.

Проблема: Почему же деятельность столь целеустремленного человека имела такие неоднозначные и противоречивые оценки современников?

2. Изучение нового материала

Учитель: В ходе следствия над декабристами был обнаружен целый ряд серьёзных недостатков в государственном управлении страной. Николай попытался упорядочить русское законодательство. (О необходимости этого говорили на следствии декабристы).
Какие меры предпринял император для решения этого вопроса и укрепления государственного аппарата? Обратимся к тексту учебника (стр.64).

Задание ученикам: ответить на вопросы:

1. Какую цель ставил перед собой император?
2. Какие меры предпринимал?
3. Почему эти меры не дали ожидаемого результата?

1. Укрепление роли государственного аппарата (сохранить и укрепить существующий строй)

2. Строгая централизация управления, полное единоначалие на всех уровнях управления:

- расширил область деятельности Собственной его императорского величества канцелярии;

- создал II отделение своей канцелярии во главе М.М. Сперанским- главная его задача: подготовка единого свода законов;

- создал секретный комитет во главе графом Кочубеем- поручалось составить проект реформы государственного управления.

3. Эти меры не дали ожидаемого результата, т.к. не доверяя обществу Николай Первый видел свою главную опору в армии и чиновничестве. В это время произошло небывалое разрастание бюрократического аппарата. К концу царствования Николая армия чиновников составила 90 тыс. человек (для сравнения, в начале правления Александра Первого чиновников было 15 тыс. человек).

Учитель: Если согласны с утверждением- встаете, если не соглашаетесь- садитесь.

1. Александр I учредил министерства (да)

2. Тильзитский мир был заключен между Россией и Англией (нет, Россией и Францией)

3. Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года (да)

4. Согласно программе Н.М. Муравьева, Россия должна была стать конституционной монархией (да)

7. Швейцарский политик, воспитатель будущего императора Ф.С. Лагарп был приверженцем идей консерватизма (нет, либерализма)

8. Строганов, Новосильцев, Чарторыйский, Строганов, Кочубей – члены Негласного комитета (да).

Учитель: Хорошо ребята, садитесь.

Итак, продолжим: Какой вопрос внутренней политики Российского государства был самым актуальным в XIX веке?

Ответы учеников: Крестьянский вопрос.

Учитель: Так как ключевым вопросом внутренней политики по-прежнему оставался крестьянский вопрос, давайте посмотрим:

1. Как Николай Первый относился к крепостному праву?
2. Собирался ли он его отменить?

1. Крепостное право – зло.
2. Отмена крепостного права – зло более гибельное.
3. Решать этот вопрос – преждевременно.
4. Николай боялся крестьянского бунта.

Учитель: Однако, император понимал, что решать этот вопрос всё же необходимо.
Первым шагом в этом направлении стали преобразования в положении государственных крестьян (19 млн. человек).
- По чему преобразования коснулись только государственных крестьян? (Государство могло ими распоряжаться).

- Какие были приняты меры для решения этого вопроса?

Обратимся к тексту учебника на стр.66.

Давайте ответим на вопросы:

1. Цели реформы.
2. Основные мероприятия.
3. Плюсы и минусы реформы.
4. Результат.

1. Реформа была направлена на улучшение положения государственных крестьян, повысить их уровень жизни.

4. Положение государственных крестьян значительно улучшилось.

Учитель: Итак, Николаем Первым были предприняты меры по изменению положения крепостных крестьян (Стр.66-67. учебника).

Ответить на вопросы:

1. На что эти меры были направлены? ( Направлены на улучшение положения крепостных крестьян) .
2. Решали они основную задачу – отмену крепостного права? (Нет)

Задание ученикам (работа в парах): заполните схему, отражающую меры по решению крестьянского вопроса

Вывод: Все эти меры улучшали положение государственных и крепостных крестьян, но не решали основного вопроса - отмену крепостного права, не давали крепостным крестьянам свободу и землю.

- боялся крестьянского бунта;

- боялся взять на себя ответственность за последствия отмены крепостного права.

Учитель: Одним из важнейших направлений царствования Николая Первого стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей. Он организовал и поставил под свой личный контроль деятельность политической полиции (стр. 68)

Ответить на вопросы:

1. Какие меры были предприняты императором для усиления борьбы революционными настроениями?

2. В чем смысл создания III отделения его императорского величества канцелярии? Какие задачи были поставлены перед ним Николаем I?

3. III Отделение занималось сыском и следствием по политическим делам, осуществляло цензуру, боролось со старообрядчеством и сектантством, расследовало дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами и т. д.

Учитель: Выполните задание, найдите ошибку в документе:

Ответы учеников : Пункты 5 и 10 в круг обязанностей III отделения не входили: 5) и 10) – это функции V отделения, созданное для руководства учебными заведениями и благотворительными организациями.

Решение проблемы: При Николае Первом создавалась продуманная система государственного контроля над общественной, политической, экономической и культурной жизнью страны. На практике последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения. Отсутствовало стремление к коренным преобразованиям в России, проводились лишь мелкие, частичные реформы.

3. Закрепление изученного материала.

1. Установите хронологическую последовательность событий и пронумеруйте их.

а) Издание нового цензурного закона

б) Издание первого полного свода законов

в) Издание первого свода действующих законов

2. Выберите правильный ответ: Какие из перечисленных положений дворянской политики Николая I соответствуют действительности?

а) запрет дробить дворянские имения между наследниками

б) повышение имущественного ценза для выборщиков в органы дворянского самоуправления

в) запрет на занятие должностных мест не дворянами

а) П. Д. Киселев б) М. М. Сперанский в) Е. Ф. Канкрин

4. Продолжите логический ряд: Реформы государственной деревни:

а) введение крестьянского самоуправления;

б) возможность для переселения малоземельных крестьян в восточные районы страны;

5. Выберите правильный ответ: Во время царствования Николая I

а) розничная продажа крестьян была:

запрещена или разрешена

б) освобождение крестьян при разорении их хозяина было:

запрещено или разрешено

в) после инвентарной реформы повинности крестьян были:

увеличены или точно зафиксированы

  1. Учреждение Третьего отделения а) 1825
  2. Смерть Николая I б)1826
  3. Восстание декабристов в) 1832
  4. Завершение кодификации права г) 1855

7. Вставьте пропущенные слова:

Реформа государственной деревни – это реформа, проведенная министром государственных имуществ _______________, в результате которой было значительно ___________________ положение _________________ крестьян.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – предложение или фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

2. Самодержавный, авторитетный, исполнительный, великий, консервативный

3. Укрепил, усилил, контролировал, создал, издал, организовал, запрещал, управлял.


В 1825 г. умер император Александр I. На престол взошел его брат Николай. Восшествие Николая на престол сопровождалось смутой, кровавыми событиями декабрьского восстания и это несчастье навсегда запечатлелось в его памяти. В период своего правления он всячески пытался не допустить деятельности, направленной против государства. Николай больше всего в людях ценил исполнительность и покорность. Император очень любил всякие технические приспособления, механизмы, машины. Тщательно следил за новыми изобретениями в мире.

1825 – 1855 гг. – правление Николая I.

Укрепление государственного аппарата.

В первые годы своего правления Николай стремился контролировать все вопросы управления страной. Для это был создан специальный орган управления – Собственная его императорского величеств канцелярия (СЕИВК)

1826 г. – создание Собственной его императорского величества канцелярии (СЕИВК)

Собственная его императорского величеств канцелярия (СЕИВК) – орган власти, осуществлявший контроль над действиями министерств и ведомств. Состояла из 6 отделений.

Задачей II отделения СЕИВК стала кодификация законов. Для этого Николай возвратил из ссылки М.М. Сперанского и поставил его во главе разработки нового свода законов Российской империи.

Кодификация законов – изменение, переработка и обновление законов в какой-либо сфере отношений.

1830 г. – опубликование Полного собрания законов Российской империи.

1832 – издание Свода действующих законов Российской империи.

Вопросами сыска и выявления занималось III отделение канцелярии. Шефом III отделения и жандармов был Александр Христофорович Бенкендорф.

1826 г. – создание III отделения СЕИВК.

А.Х. Бенкендорф – начальник III отделения СЕИВК, участник подавления восстания декабристов.

Николай I стремился усилить централизацию управления. Было увеличено количество чиновников, возникла бюрократия.

Контроль со стороны государства коснулся и печати. Николай поставил ее под жесткий контроль. Цензурный устав был метко назван чугунным, т.к. вводил множество запретов и ограничений для высказывания антиправительственных мнений.

Чугунный устав (1826 г.) - цензурный устав, поставивший под жесточайший контроль государства печать с целью прекратить распространение либеральных и революционных идей.

Мрачное семилетие (1847-1855) – период в России, при котором происходит ужесточение цензуры и ограничение гражданских свобод.

Укрепления опоры самодержавной власти.

Николай уделял большое внимание укреплению дворянства.

Указ, запрещавший дробить большие поместья и предписывающий передачу поместья старшему в роду.

Указ, дававший возможность по Табелю о рангах приобретать потомственное дворянство с 5 ранга, а не с 8 ранга.

Указ, объявлявший право на поступление в средние и высшие учебные заведения только детям дворян и чиновников.

Попытки решения крестьянского вопроса.

Николай понимал пагубность крепостного права для России и как император Александр I, Николай также не обошел вниманием этот вопрос. Начал Николай с улучшения жизни государственных крестьян. Он поручил П.Д. Киселеву разработать реформу управления государственными крестьянами.

1837—1841 гг.— реформа государственной деревни.

П.Д. Киселев – министр государственных имуществ, провел реформу государственной деревни.

Назовите основные положения реформы государственной деревни.

1842 г. – указ об обязанных крестьянах.

Каким правом наделялись помещики и воспользовались ли они этим правом?

Еще одним крупным шагом в отношении крестьян стала инвентарная реформа.

1847—1848 гг. — инвентарная реформа.

В какой части страны была проведена реформа?

Подведение итогов: Что во внутренней политике Николая I носило реформаторский характер, а что консервативный?


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Реформа в государственной деревне Киселев П.Д.- член Госсовета и министр госу.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Реформа в государственной деревне Киселев П.Д.- член Госсовета и министр госу.

Николай I Павел I

Николай I Павел I

Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1796 года. Он был.

Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1796 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны. Воспитатель Ламздорф в строгости воспитывал младших сыновей Павла. «Одним словом, страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум. В учении видел я одно принуждение и учился без охоты. Меня часто, и, я думаю, без причины, обвиняли в лености и рассеянности, и нередко граф Ламздорф меня наказывал тростником весьма больно среди самых уроков". Николай I: новый император Николай I

В три года мальчик впервые надел военный мундир. Все сыновья Павла I унаследо.

В три года мальчик впервые надел военный мундир. Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда. Франц Крюгер Русская гвардия в Петерегофе Николай I: новый император

Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельм.

Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская) - супруга российского императора Николая I, мать Александра II, императрица российская Николай I: новый император

Правление Николая I При Николае I был осуществлён ряд реформ. Но первоочередн.

Правление Николая I При Николае I был осуществлён ряд реформ. Но первоочередную задачу своего правления он видел в укреплении существующих порядков. Поэтому разработка реформ проходила в ещё большей секретности, чем при Александре I.

Государственное управление при Николае I Комитет министров Синод Госсовет Мин.

Государственное управление при Николае I Комитет министров Синод Госсовет Министерства Император Сенат Собственная Его Императорского Величия канцелярия

Государственное управление при Николае I Собственная Его Императорского Велич.

Государственное управление при Николае I Собственная Его Императорского Величия канцелярия Орган центрального управления Подменяла центральные учреждения Связующее звено между царём и правительством

1 отделение- готовило бумаги для докладов императору II отделение (1826 г.).

1 отделение- готовило бумаги для докладов императору II отделение (1826 г.) создано для кодификации (упорядочения) законов III отделение (1826 г.)- орган высшей политической полиции IVотделение (1826 г.) создано для руководства учебными заведениями ведомства Марии Федоровны и благотворительными организациями корпус жандармов V отделение (1836 г.) создано для проведения реформы государственных крестьян VI отделение (1842 г.) создано для решения вопросов управления Закавказья СОБСТВЕННАЯ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ (1826 г.)

Кодификация(упорядочение) законов Сперанский М.М. (глава II отделения) Соборн.

НО Надо выявить устаревшие законы В 1832 г. издается «Свод законов Российской.

ст.1: Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный…. Зн.

ст.1: Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный…. Значение кодификации законов: - устранила противоречия в законодательстве; создала стройную систему законов; уменьшила хаос в управлении и произвол чиновников. 19.01 1833 г. Свод законов был одобрен Государственным Советом Николай I !

Создание Третьего отделения (1826 г.) Бенкендорф А.Х. (руководил до 1844 г.).

Создание Третьего отделения (1826 г.) Бенкендорф А.Х. (руководил до 1844 г.) В подчинении было 40 человек. система политического сыска с целью наблюдения за политической благонадежностью отдельных лиц. предотвращать заговоры; борьба со злоупотреблениями местных властей; 3. следить за подозрительными иностранцами; 4. расследовать особо опасные дела; 5. следить за деятельностью религиозных сект; 6. предотвращать крестьянские восстания; 7. театральная цензура; 8. ежегодные отчеты царю о состоянии общественного мнения и мерах, принятых для охранения порядка.

Дубельт Л.В. первый начальник корпуса жандармов При Третьем отделении был соз.

Дубельт Л.В. первый начальник корпуса жандармов При Третьем отделении был создан корпус жандармов как специальная военно-политическая сила , выполняющая охранные функции. Вся страна разбита на пять жандармских округов, во главе которых стоял жандармский генерал Была реорганизована система органов внутреннего порядка. Придав ей всеобъемлющий характер, Николай I хотел уяснить слабые стороны политического режима, чтобы принять меры к их устранению. !

Правление Николая I Политика Николая I, направленная на усиление централизаци.

Правление Николая I Политика Николая I, направленная на усиление централизации власти в России Необходимость значительного увеличения бюрократического аппарата Российской империи Разрастание чиновничьего аппарата с 16 тысяч до примерно 90 тысяч Усиление роли и своевольства мелких чиновников на местах

Дворянская политика Дворянство оставалось опорой российского самодержавия. Но.

Дворянская политика Дворянство оставалось опорой российского самодержавия. Но его положение заметно пошатнулось за I четверть XIX века.

Меры по укреплению позиций дворянства Обнищание значительной части дворян Ука.

Крестьянский вопрос От прежних правителей Николаю I достался нерешённый крест.

Крестьянский вопрос От прежних правителей Николаю I достался нерешённый крестьянский вопрос. К 30-м годам XIX века абсолютно всем было ясно, что положение крестьян России требует улучшения.

“ Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зл.

Крестьянский вопрос Император Николай I решил начать с государственных кресть.

Крестьянский вопрос Император Николай I решил начать с государственных крестьян. Реализовать этот план должен был граф П. Д. Киселёв. Ему была поручена реформа управления государствен- ными крестьянами.

Попытка решения крестьянского вопроса Реформа управления Государственными кре.

Инвентарная реформа 1847-1848 гг. В западных губерниях (помещики католики, кр.

Решение крестьянского вопроса при Николае I Сокращение вдвое недоимок по нало.

Церковь при Николае I При Николае I возросла духовная роль православной церкв.

Церковь при Николае I При Николае I возросла духовная роль православной церкви. Император видел в этой религии: хранителя национального прошлого; защитника самодержавия; нравственную силу общества.

Православная церковь при Николае I Меры по усилению роли православия Усиление.

Православная церковь при Николае I Меры по усилению роли православия Усиление надзора за старообрядцами Борьба с сектантством Перевод униатов в разряд православных

Идеология при Николае I Большое значение уделялось идеологическому обоснова-.

Идеология при Николае I Большое значение уделялось идеологическому обоснова- нию политики Николая I. Ввиду этого появилась теория официальной народности. Её автором стал граф Сергей Семёнович Уваров.

Теория официальной народности Источник его нравственности Основа духовной жиз.

Теория официальной народности Источник его нравственности Основа духовной жизни русского народа Православие Условие сохранения устоев русской жизни Гарантия нерушимости Российской империи Самодержавие Ограждение России от западных идей, гарантия спокойствия Принцип единения русского монарха и народа Народность

Главным направлением внутренней политики Николая I стало укрепление положения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я хочу вашему вниманию представить стихотворения поэтов – современников Николая 1. После того как я вам прочитаю стихотворения, вы должны ответить на вопросы: Как их авторы относятся к правлению Николая 1:

Отрывки из стихов А.С. Пушкина, посвященных Николаю I (1828 год):

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждою, трудами.

О нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный:

Тому, кого карает явно,

Он втайне милости творит.

Исходя из этого мнения А.С. Пушкина, правление Николая I улучшило или ухудшило положение России?

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Укроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

В целом, исходя из этого мнения М.Ю. Лермонтова, правление Николая I улучшило или ухудшило положение России?

Как вы видите у поэтов различное мнение по поводу правления Николая 1.

Так каким же был Николай? В этом нам предстоит разобраться.

Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, при каких обстоятельствах Николай 1 стал императором?

Изучение нового материала.

После трехнедельного междуцарствования на российский престол вступил младший брат Александра, Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец, с правильными чертами лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?

Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1798 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны.

Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё, затем последовали четыре деревянные шпаги. В три года мальчик впервые надел военный мундир. Можно сказать, что военный обиход окружал будущего русского императора с малых лет.

Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца. Вскоре после этого его воспитание переходит в руки генерала М.И. Ламсдорфа. Вряд ли можно сделать более неудачный выбор. Он старался переломить воспитанника на свой лад, идти прямо наперекор всем наклонностям, желаниям и способностям Николая. Мальчика на каждом шагу останавливали, исправляли, делали замечания, преследовали моралью и угрозами.

Будущий император рос вспыльчивым, упрямым и непослушным. Но это вряд ли оправдывает Ламсдорфа, который позволял себе бить Николая линейкой, ружейными шомполами, наказывать розгами.

Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда.

Страсть Николая ко всему военному беспокоила императрицу Марию Федоровну. Она приглашала в качестве наставников Николаю известных ученых, но будущий император испытывал отвращение к лекциям не имеющих отношение ратному делу.

К какой карьере готовили великого князя Николая Павловича? (К военной.)

Какие обстоятельства повлияли на его характер?

Лучше всего о личности императора Николая могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом.

Вопросы к документу:

Какие черты характера выработались у будущего императора? (властность, дотошность, ответственность)

Какая организация была идеалом для Николая I? (армия)

Что император требовал от своих подчинённых? (исполнительности, точности, покорности)

Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.

Почти 30-летнее царствование императора Николая I часто называют апогеем самодержавия. Действительно, парадный фасад Российской империи никогда еще не был столь блестящим, а ее международный престиж - столь высоким, как в эпоху Николая I.

Сегодня на уроке при изучении новой темы вы будете встречаться с такими понятиями:

Работа с понятиями

Кондификация – систематизация законов.

Бюрократия – система управления, основанная на вертикальной иерархии, в которой власть принадлежит чиновничьей администрации

Цензура – контроль властей за содержанием и распространением печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства и т. д.

После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть.


Задачей 2-ого отделения стало упорядочение законодательства (кодификация законов) и подготовка единого Свода законов. Это Николай поручил сделать Сперанскому, которого в 1826 году вернул из ссылки. Результат:

1830 г. – опубликовано Полное собрание законов Российской империи в 45 томах.

1832 г. – издан Свод действующих законов Российской империи.

Для борьбы с революционными настроениями император создал специальную организацию - III Отделение Канцелярии. Его руководителем был Александр Христофорович Бенкендорф.

Прочитав документ, определите круг обязанностей 3 отделения.

“… Просматривая описи архива III Отделения, поражаешься той бездне совершенно незначительных и никакого государственного значения не имевших дел, которыми занимались жандармы. В своем стремлении охватить всю жизнь населения, они вмешивались решительно во всякое дело, куда представлялась возможность вмешаться. Семейная жизнь, торговые сделки, личные ссоры, проекты изобретений, побеги послушников из монастырей – все интересовало тайную полицию. В то же время III Отделение получало огромное количество прошений, жалоб, доносов, и по каждому шло расследование, на каждое заводилось особое дело…”

(Троцкий И. III-е Отделение при Николае I: Жизнь Шервуда – Верного. Л., 1990. С.53

При Николае I значительно разбух чиновничий, бюрократический аппарат. Составить образное впечатление о чиновниках николаевского царствования вам помогут произведения Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

Это было дворянство.

Давайте прочитаем стр. 67 п.3 и выясним, какие меры предпринял Николай 1 для укрепления дворянского сословия.

(читаем, делаем записи в тетрадь)

Как и его предшественник на императорском троне Николай 1 не смог обойти вниманием важнейший вопрос - крестьянский. Он решил начать с преобразований, направленных на улучшение положения государственных крестьян. По его поручению реформу управления государственными крестьянами провел генерал П. Д. Киселев – член Госсовета и министр государственных имуществ.

п. 4 поможет нам выяснить какие реформы были проведены в отношении крестьян.

(читаем, делаем записи в тетрадь)

Первичное закрепление и осмысление полученных знаний

Деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной заботой поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укреплял устои самодержавия и боролся с существующими недостатками системы.

Домашнее задание

Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных тенденций.

Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных тенденций.

А.С. Пушкин Его я просто полюбил: Он бодро, честно правит нами; Россию вдруг он оживил Войной, надеждою, трудами. О нет, хоть юность в нем кипит, Но не жесток в нем дух державный: Тому, кого карает явно, Он втайне милости творит.

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждою, трудами.

О нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный:

Тому, кого карает явно,

Он втайне милости творит.

М.Ю. Лермонтов Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Укроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей.

М.Ю. Лермонтов

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Укроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

Николай I 1825-1855 гг.

1825-1855 гг.

Николай I в детстве. А. Рокштуль

Николай I в детстве.

Из воспоминаний фрейлины А.В. Тютчевой:

Кодификация законов

Кодификация законов

III Отделение императорской канцелярии

На него были возложены обязанности политического надзора и сыска в стране. Управляющим отделением и шефом жандармов был назначен генерал А.Х. Бенкендорф.

Дворянский вопрос

Дворянский вопрос

  • 1845 год – указ, изменявший порядок наследования крупных имений.
  • Повышен имущественный ценз для участников выборов дворянских органов самоуправления.
  • 1832 год – введены звания почетных граждан и потомственных почетных граждан.
  • 1828 год – указ об поступлении в средние и высшие учебные заведения.

Крестьянский вопрос

  • Реформа управления государственными крестьянами, проведенная П.Д. Киселевым.

Реформа управления государственными крестьянами 1837 – 1841 гг.

Реформа управления государственными крестьянами 1837 – 1841 гг.

Домашнее задание

В 1839 - 1843 гг. министр финансов Е. Ф. Канкрин провел денежную реформу. Основной российского денежного обращения стал серебряный рубль.

Читайте также: