Разработка конспекта урока технологии по опорной схеме доклад

Обновлено: 05.07.2024

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ применяю наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки.
В результате применения данных методов, приемов, в процессе обучения детей с ОВЗ на уроках технологии, у них возрастает самооценка, интерес к занятиям, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
Опыт моей работы по данной методики показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся.

Оценить 244 0

Идёт время, и знак, перестав быть чудесным знамением, превратился в обычный заменитель едва ли не любой заметной фигуры (события, вещи). Нам дано охватить взглядом только малую часть того, о чем мы знаем, а как хотелось бы увидеть все своими глазами.

Таким образом, знак – специальное графическое изображение, представляющее предметы, свойства или отношения, используемые для приобретения, хранения и переработки информации (знаний).

Каждый учитель ставит перед собой цель – обеспечить положительную мотивацию обучения; активизировать познавательную деятельность учащихся. А для достижения данной цели предопределяет определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий. На мой взгляд, решать такие задачи может понимающий человек, способный свободно и сознательно осуществлять выбор способов и средств деятельности при достижении целей. В образовании одними из таких методов являются инновационные технологии.

Одним из инновационных направлений моей деятельности являются разработка и использование опорных конспектов на уроках технологии.

Опорный конспект стал настолько хорошо забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и дать ему второе дыхание.

Система опорных конспектов для нас интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.

Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения знаний. Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:

1) блочное модульное построение учебного материала;

2) мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

3) преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений.

Система опорных конспектов, по сравнению с традиционной формой обучения, применяющейся в школе, имеет ряд преимуществ:

- гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения;

- технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся.

Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность.

Важную роль играет применение опорных конспектов на уроках в классах с учащимися с особыми педагогическими потребностями. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект в таком случае действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

При подборе занятий для учащихся с ОВЗ учитываю принцип доступности. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени сложности заболевания. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ применяю наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки.

Дети плохо воспринимают устную информацию, боятся принять самостоятельное решение. Приходится подключать опорные конспекты. Не могут определить, как сматывается нитка со шпульки (против часовой стрелки), так же сначала смотрим наглядно, потом подключаю жесты.

В результате применения данных методов, приемов, в процессе обучения детей с ОВЗ на уроках технологии, у них возрастает самооценка, интерес к занятиям, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

Опыт моей работы по данной методики показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся.

Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи, служат средством обобщения изученного материала. Опорные символы помогают ученику запоминать единицы информации – факты главные и неглавные. Я использую опорные конспекты темы на экране, с помощью опорных сигналов, которые учащиеся легко запоминают и могут воспроизвести, а также заранее приготовленные опорные конспекты, в которых отражены главные идеи темы.

При разработке конспектов с опорными сигналами могут применяться знаки символическо-словесные (буквы, слоги, цифры, знаки сложения и вычитания); рисуночные (пиктограммы); условно-графические схемы.

Разработанные опорные сигналы вводятся постепенно, не требуют заучивания, поскольку воспроизводят определенное смысловое содержание.

Обучение с применением опорных конспектов позволяет четко структурировать уроки, используя поэтапное закрепление пройденного материала.

При повторении домашнего задания, внутри темного тематического обобщения знаний и умений рекомендуется использовать дифференцированный подход в зависимости от уровня усвоения учебного материала учащимися.

Важно подчеркнуть, что опорные сигналы, из которых осуществляется построение опорного конспекта, являются преемственными и распространяются на последующие курсы.

На мой взгляд, преимущество использования опорных конспектов состоит в том, что в зависимости от того, какие перед собой ставит задачи учитель на конкретном уроке и уровня класса, возможно гибкое применение условных обозначений и различных типов опорных конспектов. В данном случае цель одна - развитие познавательного интереса учащихся к предмету, перерастающее в твердые знания.

Следует отметить, что опорные конспект выполнены в цветном варианте по ходу устного изложения материала и служат его зрительной опорой. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд. Так как не все понятия можно изобразить в рисунке в опорном конспекте используются и слова, зачастую в сокращенном варианте, но понятном для учащихся.

! – правила опоры и безопасности труда;

?– вопросы для самоконтроля.

Опыт работы с опорными конспектами показал, что их использование на уроках технологии, позволяет учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростками в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают предмет.

(Приложение№1, Приложение № 2, Приложение № 3, Приложение № 4, Приложение № 5, Приложение № 6).

1. Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск. — М., 1987. — С. 159–167.
2. Глазунов С. А. Опорные конспекты как средство повышения качества образования. / Журнал Научные исследования в образовании, 2007. — № 3.
3. Вяткина И. М. Опорно-логические конспекты как средство формирования профессиональных компетенций учащихся на уроках. Фестиваль педагогических идей, 2014.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах, опорных конспектах. М.: Айрис-Пресс. 2008. 256 с.

5. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - это тяжелая работа, когда в течение 45 мин от вас требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя. Урок дает ощущение полезности профессиональной деятельности, и учитель проявляет свое стремление к творчеству и самостоятельности. Педагог академик М.Н. Скаткин отмечал, что урок – это творимое учителем “педагогическое произведение”.

Под уроком по технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками.

В методике преподавания технологии для квалификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по основным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок-лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок.

Урок технологии - сложный педагогический процесс, так как состоит из значительного числа элементов, составляющих отдельные этапы его проведения. Наиболее общими элементами различных уроков в технологии являются:

Структура урока технологии

1. Организационная часть (3 мин):

- проверка готовности учащихся к занятию;

- проверка знаний учащихся ранее изученного учебного материала (7 мин)

2. Теоретическая часть (15 мин):

- изложение нового материала.

3. Практическая часть:

- вводный инструктаж (10 мин) - обязательный показ и пояснение рациональных приемов в работе, а также приемов самоконтроля за ее ходом и результатами;

- самостоятельная работа учащихся (30 мин) – выполнение учащимися полученного задания;

- текущий инструктаж – проверка организации рабочих мест, соблюдение безопасных приемов работы; проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности; обучение самоконтролю и взаимоконтролю; дополнительные задания для сильных учеников.

4. Организационно-заключительная или итоговая часть (15мин):

- прием учителем выполненных работ

- заключительный инструктаж – анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы

- приведение в порядок рабочих мест.

5. Общие замечания по уроку и его оценка.

- На этом этапе обсуждается, достигнута ли цель урока, целесообразность затраченного времени на каждый этап, общая оценка урока, даются другие замечания, рекомендации.

Типы уроков технологии отличаются друг от друга своейструктурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.

Комбинированный урок - представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем технических сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. Комбинированный урок создает для этого необходимые условия. В обучении технологии используется операционно-предметная система(изучение технологических операций на примере изготовления конкретных предметов), которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.

Структура комбинированного урока:

3.Опрос учащихся по изученному материалу;

4.Изложение нового учебного материала и его закрепление;

6.Пробное выполнение приемов практической работы;

7.Самостоятельная практическая работа и текущий инструктаж

Теоретический урок занимает, как правило, не более 1 акад. часа, поэтому чаще проводится в составе двухчасового занятия. На этих учащиеся знакомятся с элементами материаловедения, изучают различные технические устройства, овладевают конкретной технологией преобразования материалов, энергии или информации. Они учатся также чтению чертежей, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями санитарии и гигиены. Теоретические уроки проводятся тогда, когда нужно организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического учебного материала.

Структура теоретического урока:

4.Закрепление его путем краткого опроса учащихся;

5.Работа по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений.

Практический урок- ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими и измерительными инструментами, управляют станками, швейными машинами и другой техникой.

Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры.

Примерная структура практического урока:

1.Организационная часть(она сложнее, чем у теор. урока, т. к. надо подготовить рабочие места, оборудование и т.д.)

3.Вводный инструктаж, т.е. объяснение порядка выполнения практической работы, демонстрация рабочих приемов выполнения отдельных технологических операций, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля и т.д.

4.Пробное выполнение приемов работы. Этот элемент включается в структуру практ. урока, если ученики осваивают совершенно новые рабочие приемы.

5.Самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя. По времени – это самая большая часть урока. Текущий инструктаж заключается в обходе рабочих мест и контроле за работой учеников. При этом учитель проверяет правильность выполняемых приемов, указывает на недостатки, дает дополнительные пояснения, осуществляет показ и т.д. Если многие ученики допускают одни и те же ошибки, то он может остановить работу и частично повторить вводный инструктаж, снова продемонстрировать нужные приемы работы.

6.Итоговая часть урока посвящается приему выполненных ученических работ, их оценке и заключительному инструктажу. Учитель подводит итоги практической работы учащихся, анализирует ошибки и т.д. Завершается урок уборкой рабочих мест учащихся и всего помещения мастерской.

Урок – лабораторная работа:

Эти уроки являются разновидностью практических, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоятельной работой но она носит не трудовой, а исследовательский характер. Они обычно не требуют длительного времени.

Примерная структура такого урока:

3.Изложение теоретического материала и его закрепление;

5.Выполнение ее учащимися;

6.Подведение итогов л/р и всего урока.

Урок по решению технических задач – ученики решают в расчетно – техническом плане задачи конструкторской и технологической подготовки. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий, составлению чертежей и эскизов на них, планированию технологических процессов и разработке технологических карт и др.

Контрольно – проверочный урок

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель технологии МБОУ Димитровская СОШ

Тема лекции: Требования к структуре плана-конспекта современного урока технологии

Общепедагогические технологии

Понятие об уроке технологии.

Типы и структура урока технологии.

В методике преподавания технологии выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок- лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок.

Учебно-дидактическое обеспечение уроков.

Планирование-основа правильной организации воспитательного процесса. Планирование бывает перспективное и текущее.

определить логическую последовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них.

наметить соотношение между объемами теоретических сведений и практических работ.

наметить соответствующие формы и методы обучения.

обеспечить преемственность в обучении.

Перспективный план отражает:

Домашнюю подготовку учащихся

Технические средства обучения

Контрольные работы, зачеты, защиту проектов

Инструктаж по технике безопасности

Хороший план-конспект урока – условие высокого уровня учебной работы педагога и ученика.

Алгоритм составления плана – конспекта занятия по “Технологии”.

Раздел 1. Дидактическое обоснование урока.

Раздел.2. Варианты конструирования развивающих целей.

Раздел.3. Варианты конструирования воспитательных целей.

Раздел 4. Варианты конструирования профориентационных целей.

План-конспект урока технологии.

Под уроком технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками. Каждый урок представляет собой составную часть, ступень или звено в учебном процессе. Вместе с тем урок – это относительно самостоятельный и логически завершенный этап на пути овладения учащимися знаниями, умениями и навыками.

Главные требования к уроку технологии:

Четкость и ясность основных учебно-воспитательных целей, которые должны быть достигнуты в результате проведения занятия.

Правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части (изложение и закрепление теоретического материала, организация практической работы учащихся и т.д.). Материал подбирается исходя из целей и темы урока, а также уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организации на уроке практической работы очень важен подбор объектов труда, т.е. изделий, которые изготавливают ученики.

Выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого урока. При этом учитывается специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя.

Организационная четкость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т.д.

Достижение целей урока. Усвоение учебного материала всеми учащимися. Выполнение развивающей и воспитательной функции урока.

Типы и структура урока технологии

В методике преподавания технологии для квалификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по основным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок-лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок.

Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.

Комбинированный урок представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий.

Структура комбинированного урока следующая :

Теоретический урок занимает, как правило, не более 1 акад.ч., поэтому в большинстве случаев проводится в составе двухчасового занятия. На этих занятиях учащиеся знакомятся с элементами материаловедения, овладевают конкретной технологией преобразования материалов, энергии или информации. Они учатся также чтению чертежей и эскизов, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями гигиены и производственной санитарии.

Практический урок ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии.

Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры.

Эти уроки являются разновидностью практических, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоятельной работой, но она носит не трудовой, а исследовательский характер. Лабораторные работы по технологии связаны обычно с изучением материалов, исследованием их механических, технологических и других свойств. Они обычно не требуют длительного времени, поэтому проводятся в течение одного академического часа.

Урок по решению технических задач занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими занятиями. На нем ученики решают в расчетно-техническом плане задачи конструкторской и технологической подготовки производственных процессов. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов на них; планированию технологических процессов и разработке технологических карт.

Контрольно-проверочный урок имеет целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков. Эти уроки проводятся обычно в конце четверти, полугодия, учебного года, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии.

Учебно-дидактическое обеспечение уроков.

Выдающийся психолог П.П. Блонский считал, что основное заблуждение учителей состоит в том, что они будто бы готовят детей к жизни, забывая, что годы, проведенные в школе, – это не подготовка, а сама жизнь. В самом деле, каждый урок должен помогать школьникам в осознании окружающего, готовности участвовать в решении посильных бытовых и общественных проблем. На практике это достигается, увы, не на каждом занятии, и основная причина тому – слабое дидактическое обеспечение.

Если учитель выполняет на доске чертеж, он должен быть четким, аккуратным, с соблюдением всех требований, иначе все допущенные им ошибки перекочуют в рабочие тетради учащихся. Технологические карты, закрытые полиэтиленовой пленкой, служат долго, и можно быть уверенным, что это учит ребят бережному отношению к вещам. Эталонное изделие, демонстрируемое группе, будет выполняться более старательно и качественно, формируя эстетический вкус учащихся и их требовательность к себе.

Все это важные атрибуты учебно-воспитательного процесса, которые должны постоянно оставаться в поле зрения педагога. Понятно, что такой опыт приходит со временем. Тем важнее для начинающего учителя выработать у себя привычку возможно более полного и всестороннего учебно-дидактического обеспечения проведения занятий по технологии. Важно привлечь к этому и самих учащихся. Для этого надо учить изготовлять наглядные пособия, выражать знания в схемах, рисунках, обращаться к дополнительным источникам информации. Когда эта педагогическая проблема становится предметом обоюдного интереса сторон, успех занятия обеспечен.

Перспективное планирование уроков технологии обслуживающего труда

Планирование – основа правильной организации воспитательного процесса.

определить логическую последовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них;

наметить соотношение между объемами теоретических сведений и практических работ;

наметить соответствующие формы и методы обучения;

обеспечить преемственность в обучении.

Перспективный план определяет деятельность Учителя - Ученика

– подготовка технической документации – освоение технологических знаний

– определение потребности – овладение рабочими приемами

– создание средств наглядности

– изготовление таблиц, плакатов, схем – работа над проектами

– приобретение дополнительной литературы – профессиональная ориентация

– пополнение видеотеки – изучение экономических вопросов

– выполнение технологической и трудовой дисциплины

Хороший план – конспект урока – условие высокого уровня учебной работы педагога и ученика.

Анализ материалов по методике обучения технологии, и в частности структуры урока (Г.И. Кругликов, Е.М. Муравьев), а также их сравнение с соответствующей литературой по преподаванию других школьных предметов показывает, во-первых, некоторое расхождение в понятиях и, во-вторых, упрощенный подход к этому важному вопросу. Прежде всего это касается содержания такого этапа урока, как практическая работа. Часто в методической литературе вводный инструктаж выносится за ее рамки, что развивает суть этого этапа урока. Кроме того, заключительный инструктаж нередко завершает занятия, что опять-таки, на наш взгляд, методически неверно. Он завершает практическую работу (которых, кстати, может быть две-три на уроке и соответственно столько же заключительных инструктажей). Урок же должен завершаться другим структурным элементом, а именно – подведением итогов.

Составление развернутого плана-конспекта занятия по рекомендуемой схеме позволяет заранее учесть возможные методические проблемы, которые появляются у учителя в процессе работы.

Алгоритм составления плана-конспекта занятия по “Технологии”

Раздел I. Дидактическое обоснование урока

Цели урока: I. Варианты конструирования образовательных целей:

1.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных)…

1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

1.3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.

1.4. Способствовать осознанию основного технологического материала.

1.5. Способствовать формированию представления о …

1.6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

1.7. Создать условия причинно-следственных связей:

1.8. Способствовать пониманию закономерности…

Создать условия для выявления взаимосвязи между..

Способствовать пониманию зависимости между…

II. Варианты конструирования развивающих целей:

2.1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).

2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы)

2.3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

2.4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).

2.5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

2.6. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.

2.7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

III. Варианты конструирования воспитательных целей:

3.1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.

3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

IV. Варианты конструирования профориентационных целей:

4.1. Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

4.2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

4.3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

4.4. Воспитывать уважение к работающему человеку.

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

кабинет (мастерская) трудового обучения;

2. Дидактическое обеспечение:

учебник (учебное пособие);

дополнительная литература (словари, справочники);

– учебно-техническая документация (УТД):

Технологические карты (ТК);

Инструкционные карты (ИК);

Инструкционно-технологические карты (ИТК);

– образцы объектов труда;

– образцы поузловой обработки изделий;

– материалы для контроля знаний учащихся;

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Словарная работа:

II. Ход урока

1. Организационный момент :

– проверка явки учащихся;

– заполнение учителем классного журнала;

– проверка готовности учащихся к уроку;

– настрой учащихся на работу;

– доведение до учащихся плана урока.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Изложение учителем нового материала.

5. Закрепление знаний учащихся.

6. Физкультминутка.

7. Практическая работа (название):

7.1. Вводный инструктаж учителя:

– разъяснение задач практической работы;

– ознакомление с объектом труда (образцом);

– ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

– ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);

– предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

– инструктаж по технике безопасности.

7.2 Самостоятельная работа учащихся по УТД.

7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

7.3.1. Формирование новых умений:

– проверка организованности начала работы учащихся;

– проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

– соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

7.3.2. Усвоение новых знаний:

– проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

– инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

7.3.3. Целевые обходы:

– инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

– концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

– оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

– контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

– рациональное использование учебного времени учащимися.

7.4. Заключительный инструктаж учителя:

– анализ выполнения самостоятельной работы учащимися; разбор типичных ошибок учащихся; вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

9. Уборка рабочих мест.

10. Подведение итогов урока учителем:

– объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;


На современном этапе перед профессиональным образованием остро стоит проблема повышения качества образования, которое в значительной степени определяется подготовленностью педагога к каждому занятию. Совершенствование технологий обучения, поиск и применение новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса является одной из важнейших составляющих развития высшей школы с учетом современных требований к качеству подготовки специалистов. Среди различных приемов решения проблемы качества учебно-методической деятельности педагога можно выделить разработку и использование опорного конспекта.

Опорный конспект может быть представлен в виде наглядной схемы, где отражаются подлежащие усвоению элементы информации, установлены различные связи между ними, а также введены знаки, которые выступают в качестве сигналов, вызывающих в памяти основные явления, понятия или процессы. По определению С. А. Глазунова, опорный конспект — любая наглядная конструкция, которая состоит из элементов в виде схем, таблиц, знаков, символов, обозначений и т. д., расположенных определенным образом, и несущих определенную информацию [2]. Содержание опорного конспекта — информация, представленная в опорном конспекте. Текст опорного конспекта — совокупность обозначений, составляющих опорный конспект. Ключевые слова — понятия, содержащие смысловую основу опорного конспекта.

В педагогических справочниках даются следующее определения опорного конспекта:

- опорный конспект – система опорных сигналов в виде конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию;

- опорный сигнал — элемент наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма), содержащий необходимую для запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусства запоминания);

- опорный сигнал – символ, вызывающий какие-либо ассоциации (знак, слово, рисунок и т. п.), заменяющий некое смысловое значение;

- опора – ориентированная основа действий, способов внешней организации внутренней мыслительной деятельности учащегося.

В. Ф. Шаталов рекомендует следующие этапы построения опорного конспекта:

1. Внимательно изучить учебный материал, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

2. Выделить главные мысли и расположить их в том порядке, в каком они представлены в тексте.

3. Выполнить черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

4. Преобразовать эти записи в опорные сигналы в виде отдельных слов, определенных знаков, рисунков, графиков.

5. Объедините сигналы в блоки.

6. Особым образом выделить блоки контурами и графически отобразите связи между ними.

7. Продумать способ кодирование (использование различного шрифта, цвета и т. д.).

Опорные сигналы должны быть максимально оригинальны, уникальны, не повторять друг друга. Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В. Ф. Шаталова, являются: лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота. Рассмотрим подробнее содержание данных требований [1].

1. Лаконичность. Предусматривает ограниченное количество печатных знаков, не более 400. К ним относятся точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте должно быть представлено лишь самое основное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

2. Структурность предполагает построение материала укрупненными дидактическими единицами. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4–5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.

3. Смысловой акцент (рамки, отделения одного блока от другого, оригинальное расположение символов).

4. Требование унификации печатных знаков предполагает использование условных знаков, абревиатур, используемых при изучении конкретного предмета. Это могут быть знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.

5. Автономия обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, который выражает законченную мысль. В то же время все блоки должны иметь между собой логическую связь.

6. Акцентирование. Главная идея опорного конспекта для лучшего запоминания может быть выделена рамками различных цветов, разными шрифтами, различными расположением.

7. Доступность воспроизведения. При построении опорного конспекта следует избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся до минимума.

8. Цветовая наглядность и образность предполагает разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению, цвету, поскольку одинаковость очень затрудняет заполнение.

Преимущество опорного конспекта заключается в следующем:

- освобождает студентов от утомительного механического записывания лекции под диктовку лектора;

- у лектора остается больше времени на диалог с аудиторией;

- студенты имеют возможность получения большего объема словесной и визуальной информации;

- появляется возможность активного участия студентов в процессе обучения через дискуссию и решение заданий опорного конспекта;

- позволяет контролировать процесс и качество усвоения студентами нового знания;

- использование схем и кодов при построении опорного конспекта позволяет упрощать сложные разделы, понятия, концепции изучаемых дисциплин;

- сокращаются затраты времени на изучение материала и увеличивается объем времени на практическую и аналитическую работу;

- приучает студентов практически использовать современные технологии интенсификации учебного процесса;

- приучает студентов к самостоятельной работе, учит выделять главное, сжимать текст, составлять опорные конспекты по изученным темам [3].

Значительный эффект при использовании опорных конспектов обеспечивает использование мультимедийной техники. Это позволяет значительно увеличить объем выносимого на лекцию материала и повысить эффективность чтения лекции в целом. Подготовка компьютерных презентаций учебного материала в виде опорных конспектов обеспечивают наиболее эффективные коммуникационные взаимодействия между преподавателями и студентами

На факультете промышленности и транспорта при чтении лекционных курсов по дисциплинам экономического цикла и цикла специальных дисциплин используется методика чтения мультимедийных лекций с применением опорного конспекта. Перед началом лекции студенты обеспечиваются основой конспекта, которая может включать рисунки, чертежи, таблицы, схемы, а также некоторый текстовый материал и процессе чтения лекции дополняют опорный конспект своими заметками и комментариями.


Рис. 1. Понятие имущества предприятия


Рис. 2. Формирование имущества предприятия


Рис. 3. Капитал предприятия


Рис. 4. Состав имущества предприятия


Рис. 5. Формы капитала предприятия


Рис. 6. Основной и оборотный капитал

Методику опорных конспектов в профессиональном образовании можно считать наиболее эффективной и для студентов и для педагогов. Используя опорные конспекты, преподаватель может выработать систему усвоения материала и сформировать творческую и активную личность. Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические приемы традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности обучающихся, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.

1. Шаталов, В. Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск. — М., 1987. — С. 159–167.

Основные термины (генерируются автоматически): опорный конспект, опорный сигнал, конспект, наглядная конструкция, блок, знак, некое смысловое значение, профессиональное образование, учебный материал, учебный процесс.

Похожие статьи

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для.

Опорный сигнал — это графический символ, замещающий смысл информации.

Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее, остался в долговременной памяти [1].

Применение опорных конспектов на уроках физики

Опорный конспект по физике — это развернутая наглядная конструкция темы, содержащая расположенные определенным образом правила, формулы, определения, графики, обозначения единиц измерения и различные термины.

Формы опорных сигналов в обучении младших школьников.

В статье рассматриваются следующие формы опорных сигналов: опорная схема, опорный знак, опорный символ опорный рисунок, опорная модель.

Использование метода моделирования в процессе обучения.

Опорный сигнал — это ассоциативный символ (знак, слово, рисунок и т. п.), замещающий некое смысловое значение [4, с.43]. Опорный конспект — это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта.

Педагогические технологии на уроках физики | Статья в сборнике.

Технология опорных схем. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение.

Методы изложения материала для его обобщения.

С точки зрения психологии опорные сигналы являются средством наглядности, и их следует рассматривать как своеобразные раздражители

1) наглядное предъявление программных вопросов в процессе обучения приводит к лучшему усвоению учебного материала по.

Формирование и развитие информационной компетентности на.

Технология опорных сигналов. Опорный сигнал — это ассоциативный символ (стрелка, знак, слово), заменяющий некое смысловое значение.

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для.

Опорный сигнал — это графический символ, замещающий смысл информации.

Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее, остался в долговременной памяти [1].

Применение опорных конспектов на уроках физики

Опорный конспект по физике — это развернутая наглядная конструкция темы, содержащая расположенные определенным образом правила, формулы, определения, графики, обозначения единиц измерения и различные термины.

Формы опорных сигналов в обучении младших школьников.

В статье рассматриваются следующие формы опорных сигналов: опорная схема, опорный знак, опорный символ опорный рисунок, опорная модель.

Использование метода моделирования в процессе обучения.

Опорный сигнал — это ассоциативный символ (знак, слово, рисунок и т. п.), замещающий некое смысловое значение [4, с.43]. Опорный конспект — это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта.

Педагогические технологии на уроках физики | Статья в сборнике.

Технология опорных схем. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение.

Методы изложения материала для его обобщения.

С точки зрения психологии опорные сигналы являются средством наглядности, и их следует рассматривать как своеобразные раздражители

1) наглядное предъявление программных вопросов в процессе обучения приводит к лучшему усвоению учебного материала по.

Формирование и развитие информационной компетентности на.

Технология опорных сигналов. Опорный сигнал — это ассоциативный символ (стрелка, знак, слово), заменяющий некое смысловое значение.

Читайте также: