Народні промисли конспект заняття

Обновлено: 05.07.2024

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учить делать из ткани русскую народную куклу; продолжать знакомить с историей русского народа; развивать мелкую моторику рук; воспитывать любовь к Родине, к традициям русского народа.

Содержимое публикации

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

учить делать из ткани русскую народную куклу;

продолжать знакомить с историей русского народа;

развивать мелкую моторику рук;

развивать эстетический вкус;

формирование коммуникативных отношений;

воспитывать любовь к Родине, к традициям русского народа.

Материал: русские народные костюмы, видеопроектор, ноутбук, сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые), фоновая русская народная музыка, ширма, карточки со схемами изготовления кукол, кусочки ткани разных размеров и разного цвета, кусочки шерстяных ниток, синтепон, кусочки тесьмы.

Демонстрационный материал: несколько видов кукол, сделанных из ткани, разнообразные детские игрушки.

Предварительная работа:

Разучивание колыбельной песни.

Ход занятия:

1.Оргмомент.

Воспитатель в русском национальном костюме входит в группу. Дети обращают внимание и интересуются, почему я так одета.

- На мне русский национальный костюм: сарафан и рубашка, на плечах платок. Так одевались люди много – много лет тому назад. Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, когда не было машин, телевизоров, различных конструкторов и современных кукол. Узнаем, какими куклами играли дети в те времена и сами научимся делать одну из них.

3.Рассказы об игрушках.

Но сначала давайте проверим домашнее задание. Дома вы должны были расспросить ваших родных, какими игрушками они играли, когда были детьми. (Дети по желанию рассказывают об игрушках своих родителей, бабушек и дедушек, показывают их, если такие есть.)

4.Рассказ воспитателя о куклах.

А теперь посмотрите на этих кукол. Какие они красивые. Они сделаны без помощи иголки, из лоскутов ткани. При изготовлении кукол особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты. Каждая кукла имеет своё значение. Садитесь поудобнее, а я расскажу вам об этих куклах.

С давних времен тряпичная кукла была любимицей русского народа. Вот кукла Зерновушка. Это кукла – мешочек. В неё клали зерно. Считалось, что это кукла помогает сохранять урожай. (Воспитатель дают потрогать эту куклу). Это кукла Кубышка. Она приносит в дом богатство. Посмотрите, какая она пышная. Это кукла Травница. Это тоже кукла – мешочек. В него клали сушёную лекарственную траву. Ребёнок, играя такой куклой, вдыхал лечебный аромат трав. (Дети знакомятся поближе с этой куклой). Кукла Утешница. Её клали ребёнку, когда он сильно плакал. Тот успокаивался. Это куклы Лихоманки. Посмотрите, какие они красивые и как бросаются в глаза. Их вешали в доме у двери. Когда в дом приходил человек с плохими намерениями, то он, зайдя в дом, и увидев их, забывал о плохих мыслях. Есть куклы Кувадки. Их вешали над кроваткой младенца. Пеленашка – кукла-младенец. Куклы Неразлучники. Эти куклы дарили жениху и невесте, чтобы они жили долго и счастливо.

Играя в куклы, ребёнок учился вести домашнее хозяйство, шить, одеваться и многому другому, что пригодится в жизни. Такую куклу мог сделать ребёнок пяти лет. Вы заметили, что все куклы не имеют лица. То есть, у них нет глаз, носа, рта. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". Глаза – зеркало души и их необходимо закрывать, чтобы защитить человека от плохих намерений.

5.Физкультминутка.

А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

6.Изготовление куклы.

Сейчас мы с вами сделаем куклу Утешницу.

Для изготовления куклы нам понадобится ткань белая – для туловища и головы. Лоскуты для платочка и сарафана, синтепон, нитки.

Потрудились мы не зря.

Вышла кукла хоть куда.

Будет кукла помогать

Маме деточку качать.

Будет кукла утешать,

Будут детки крепко спать.

7.Обыгрывание: укачивание младенца в кроватке.

(Раздаётся плач младенца.)

-Кто - то плачет. Это в кроватке проснулась кукла Маша. (Дети подходят к кроватке.) Давайте положим куклу Утешницу к ней в кроватку и споём Маше колыбельную песенку. (Один ребёнок качает кроватку. Дети поют колыбельную песню).

Киса, кисанька, коток,

Киса - серенький хвосток,

Приди, киса, ночевать,

Приди деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ешь ты, котя, не кроши,

Котя, больше не проси.

-Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

-А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?

А что вам понравилось больше всего?

-О каких куклах вы сегодня узнали?

-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание. (Звучит русская народная музыка, дети проходят в группу).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: приобщение воспитанников к национальной культуре России, к искусству народных промыслов, как связующему звену прошлого с настоящим, настоящего с будущим.

Задачи: Познакомить воспитанников с разнообразием предметов домашнего обихода, их названием и назначением. Дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Развивает нравственные и эстетические чувства. Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Вводное слово

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

3. Основная часть.

Воспитатель: Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Нам интересно узнать все: как жили русские люди раньше, для чего были нужны все эти предметы русского быта, как называются эти предметы и как ими пользовались люди?

В давние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели и сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

В избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовались в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки. Сыпучие продукты хранились в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах, использовали также плетеные изделия – лукошки, короба.

В России народных промыслов великое множество. Очень давно, когда сельскохозяйственная техника была слишком проста, а земли не давали хороших урожаев, люди вынуждены были заняться разными промыслами. Потом свои изделия обменивали на хлеб и другие необходимые продукты.

Белоснежны, как березки - кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор, но отвести не в силах взор.

Есть еще одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь – это игрушечных дел мастер. Дымковские игрушки очень разнообразны - здесь и всадник на коне, и птицы расписные, и барышни нарядные. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры – творческие. Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов.

Подмосковное село Жостово, где изготавливают расписные металлические подносы. Роспись проводиться по черному фону, применяется и красный, и синий, и другие цвета. Яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов поражают своей красотой.

Палехская, городецкая, хохломская лаковая миниатюра отражает жизнь народа, русские былины, природу.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, и молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать,

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись – сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит.

А сейчас мы с вами совершим виртуальную экскурсию по самым знаменитым центрам народного творчества.


Продовжувати знайомити дітей з безпритульними тваринами – як соціальним явищем, звідки беруться, чим небезпечні. Розвивати у дітей гуманні якості по відношенню до тварин. Виховувати відповідальне ставлення до живої природи та своїх вчинків.

Содержимое разработки

Новоолександрівський комунальний дошкільний навчальний заклад

до Всеукраїнського заняття доброти

для дітей старшого дошкільного віку

вихователь старшої групи

Прус Оксана Василівна.

Продовжувати знайомити дітей з безпритульними тваринами – як соціальним явищем, звідки беруться , чим небезпечні. Розвивати у дітей гуманні якості по відношенню до тварин. Виховувати відповідальне ставлення до живої природи та своїх вчинків.

Попередня робота :

розгляд ілюстрацій про працю ветеринара, про притулки для тварин;

підготовка дітей до активної участі в командних іграх.

Хід заняття :

Зібравшись в спільне коло діти вітаються один з одним (чарівними словами , пестливо та лагідно) та сідають на свої стільчики .

- Сьогодні у нас незвичне заняття. До нас у гості завітав гість. Ось він.

(звертає увагу на накритий кошик з іграшковим кошеням.). А хто цей гість, ви зможете підказати мені, коли відгадаєте загадку та зрозумієте, хто ж заховався в кошику .

Загадка про тварину:

Ніжно лащиться до ніг,

Носить повідок від бліх,

Довгі вуха, хитрий хвіст,

Муркотіти має хист!

- До нас у гості завітав котик (іграшка у вигляді кота), якого звати Сніжок. . І він хоче розповісти нам свою історію….

-Коли мандрував із своєю подругою ,то вони бачили навколо багато добрих та поганих справ і хочуть вам їх показати .

- що ти зробиш , коли побачиш безпритульну тварину?

- що ти зробиш , коли загубилася твоя домашня тваринка?

- що ти зробиш , коли твій кіт захворіє?

- що ти зробиш , коли тебе намагатиметься укусити безпритульна собака?

Молодці діти ви добре засвоїли правила поводження з тваринами.

- Дітки Сніжок з Муркою в притулку познайомилися з іншими тваринами, вони дуже засмучені, так як не мають своїх господарів та власного

( діти діляться на команди та по черзі на ватмані домальовують будинки, іграшки…. )

- розгляньте їх , якщо це добрий вчинок – то покладіть його у коло, якщо поганий вчинок – то залишіть за колом (діти розглядають картки та роблять свій вибір) .

В.: - діти, ви справжні друзі тварин, все що цікавого та нового дізналися сьогодні, ви розкажіть про це своїм друзям і батькам!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Розвивати творчу уяву, фантазію, композиційні вміння ,інтерес до роботи з тістом, вміння втілювати свій задум в роботі. Навчати робити вироби з солоного тіста, прикрашаючи їх візерунком , використовувати допоміжний матеріал. Виховувати бажання прийти на допомогу, об’єднуватись навколо спільної мети.

Матеріал: Тісто різного кольору, формочки для випікання, підкладні дощечки, стеки, вологі серветки, магніт, матеріал для прикрашання (бісер, намистинки, ґудзики), іграшка-маріонетка Мишка, зразки.

Конспект заняття

Як ми мишці допомагали

(молодший дошкільний вік)

Підготувала

Як ми мишці допомагали.

Мета. Розвивати творчу уяву, фантазію, композиційні вміння ,інтерес до роботи з тістом, вміння втілювати свій задум в роботі. Навчати робити вироби з солоного тіста, прикрашаючи їх візерунком , використовувати допоміжний матеріал. Виховувати бажання прийти на допомогу, об’єднуватись навколо спільної мети.

Матеріал: Тісто різного кольору, формочки для випікання, підкладні дощечки, стеки, вологі серветки, магніт, матеріал для прикрашання (бісер, намистинки, ґудзики), іграшка-маріонетка Мишка, зразки.

Хід. Надійшла весна прекрасна

Многоцвітна, тепла, ясна.

Сипле сонце ніжні промінці

І несуть вони тепло в усі кінці.

Прокидаєтьться уся природа. Все живе радіє весні. (Висловлювання дітей).

Поки ви, малята, грались

В дитсадку пригода сталась:

Завітала до нас мишка

Ну, точнісінько, як з книжки-

Хвіст тонкий, як павутинка,

Шубка сіра блискотлива

І ручна, не полохлива.

Мишко, мишко, сіроманко,

З чим прийшла до нас так зранку?

А чи з дітьми подружити?

Я пройшла важку дорогу,

Йду до вас по допомогу.

У родині мишок свято: Треба бабцю привітати,

Й дідуся і маму й тата

Та ще братиків багато.

А де ж ці дарунки брати маленькому мишеняті?

Допоможем діти мишці,

Що точнісінько, як з книжки?

Тільки треба нам сказати

що ти хочеш дарувати?

Ось я маю формочки чудові

Може вам згодяться в справі?

- Ось у нас є різнокольорове тісто і ми зможемо зробити гарні подарунки.

Показ послідовності виконання роботи.

- Вибираємо форму та відповідний картонний силует, на якому буде сушитись тісто;

- підбираємо колір тіста ;

- скочуємо кулю, сплющуємо;

- ложимо на дошку, накриваємо вологою серветкою і розкачуємо качалочкою;

- прикрашаємо бісером, намистинками, ґудзиками, тістом іншого кольору.

- Самостійна робота дітей.

Підсумок. Розглянем , те що ми зробили.

Подарунки вийшли - диво.

Й мишеня сидить щасливе.

Є з чим повертатися у дім:

Привітаю маму й тата та ще й братиків багато.

- Діти дають пораду. Подарунки потрібно просушити, а після висихання приклеїти магніт. Це буде чудова прикраса на холодильник.

Читайте также: