Разнообразие растений и животных 1 класс занков конспект

Обновлено: 03.07.2024

-По каким признакам мы определяем объекты живой природы?

- Это всё, что дышит, питается, размножается, растёт.

- А какие условия необходимы на Земле для жизни?

- Для жизни необходимы: воздух, свет, солнечное тепло и вода.

3. Выстраивание таблицы.

4. Есть на нашей Земле два царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут-то на одной территории, и все у них общее: земля, реки, моря. Называются эти царства так: Царство Растений и Царство Животных.

- Чем же растения отличаются от животных?

- Они разные. У них разный внешний вид. Растения не двигаются, только раскачиваются, а животные ходят.

- Много важного вы сейчас назвали. Но есть главное отличие растений от животных.

Показ картинки с изображением актинии.

- Это животное или растение?

- Это такое животное, живёт в море. (Дети ищут картинку в учебнике, с. 21)

Внешний вид, способ передвижения (обитатели водоемов - актинии, губки сидят на одном месте), способ питания. Зеленым растениям нет нужды с утра до вечера рыскать в поисках пищи, как это делают животные. Находясь на одном месте , растения могут неплохо прокормить себя. С помощью корней они добывают питательные вещества из земли. Помогают им в питании зеленые листья, впитывая солнечные лучи, листья вырабатывают питательные вещества. Животные питательные вещества вырабатывать не могут. Они перерабатывают вещества, созданные растениями.

- Ребята! Как вы думаете, сколько на земле животных?

- Очень много. Они везде!

5. Игра “Четыре стихии”

Водящий кидает им мяч, называя одну из стихий (вода, огонь, воздух, земля). Игрок должен поймать мяч и кинуть его водящему, называя животное, обитающее в этой стихии. Если названа стихия “огонь”, то ловить мяч нельзя. Побеждает тот, кто не ошибется.

1. Ребята, вы принесли рисунки животных! Значит, давайте их внимательно рассмотрим. Расскажите, пожалуйста, почему каждый из вас выбрал именно то животное, которое у вас нарисовано? (Моё любимое животное тигр, т. к. он очень вынослив и быстр, а из птиц люблю альбатроса за его величественный размах крыльев, а фламинго, за его нежный розовый окрас перьев.) На доске детские рисунки.

2. О некоторых способностях интересных животных:

Гепард – самый быстрый,

Павиан – самый дальнозоркий,

Дельфины – лучшие ученики,

Тупики – птицы, всегда живущие стаями,

Фламинго – очень экзотичны. И т. д.

3. А теперь, дети, вспомните, в каких песнях упоминаются названия животных.

От улыбки станет всем светлей,
И слону и даже маленькой улитке.

б) Жил да был чёрный кот за углом.

Ах, здравствуйте, горы вот такой ширины.
Ах, здравствуйте, реки вот такой ширины.
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зелёный попугай. (и т. д.)

4. Большинство животных живет в природе независимо от человека, они сами добывают пищу, строят себе жилища.

- Чем они питаются? /Лиса ловит мышей, ежей; волк охотится на зайца; медведь питается ягодами, ест все, что можно есть/.

- Кто из зверей делает запасы на зиму? /белки, ежи, кроты/

- Как называется жилище медведя? /берлога/

волка /логово / / лисы /нора/ белки /дупло/;

- Кто еще из зверей живет в норах? ( зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки)

- Кто из зверей меняет цвет шубки? (зайцы, лиса, белка)

- Кто из зверей меняет рога? (лось, олень)

- Что является общим для зверей? /4 ноги, шерсть/

А сейчас предлагаю поиграть в игру “Зоопарк”.

- Кто был в зоопарке? /ответы детей/

“ЗОО” - в переводе “живое существо”.

Зоология – НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ЖИВОТНЫХ.

/Рассказы детей о животных начинаются с загадки/.

Мягко ходит по дорожкам,
С виду - как большая кошка,
Гибкая, усатая,
Шёрстка полосатая.
Хоть на кошку он похож-
Ты к нему не попадёшь:
В лапках сила велика-
Может завалить быка,
С этим зверем не до игр,
Очень уж опасен _____. (На доске появляется картина с изображением тигра).

Тигр – хищное млекопитающее. Тело у тигра вытянутое, гибкое, голова округлая, глаза голубые, хвост длинный, равномерно опушённый на всём протяжении, окраска поперечнополосатая. Распространены тигры в тропических и субтропических широтах. В пределах России небольшая групп тигров есть только на Дальнем Востоке. Добычей тигру служат кабаны, олени, косули, а также крокодилы, черепахи, рыбы, крабы. Тигр, несмотря на огромные размеры, обнаруживает крайнюю осторожность, ловкость, умение маскироваться. Тигр любит купаться и хорошо плавает.

Белеют бивни, точно снег,
Животное сильнее всех.
Огромный, серый, с добрым нравом,
Идёт по джунглям величаво
И длинным носом, как рукой,
Поднять он может нас с тобой. (На доске картинка с изображением слона).

Слон – самое большое сухопутное животное на Земле. Нельзя не узнать этого добродушного гиганта с развесистыми ушами, могучими бивнями, смешным, похожим на верёвочку, хвостом и длинным сильным носом хоботом. Питается слон растительной пищей. Живут слоны стадами. Слоны бывают азиатские (индийские) и африканские.

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом по лесу гуляет,
В рот малину собирает.
Любит рыбу, муравьёв,
Отгадайте, кто таков?

В каждом доме есть хозяин. Так и в лесу. Хозяином леса обычно называют самого крупного лесного зверя - медведя.

Живут медведи как в холодном так, так и в жарких странах (в Евразии, Америке и даже в Индии).

Любимое лакомство медведя - мёд. Не откажется он и от побегов растений, жёлудей, муравьёв, грибов да ягод. Однако медведь хищный зверь. Добычей его могут стать мелкие животные; лоси, олени и домашний скот.

Зимой медведи спят в берлогах, живя за счёт накопленного жира, а весной выходят из них изрядно похудевшие и оголодавшие. Наиболее опасны медведи; разбуженные посреди зимней спячки, не улёгшиеся спать медведи – шатуны, а также медведицы, охраняющие своих детёнышей- медвежат.

Белый (полярный) медведь считается самым сильным среди медведей. Несмотря на свой огромный вес, он крайне ловок, подвижен и хитёр. От него трудно уйти даже такому чуткому и быстроногому животному, как северный олень. А кроме того, белый отлично плавает и ныряет.

- Какие сказки о медведях вы знаете? /ответы детей/

Серый, косматый, крадётся тенью,
По лесу бродит, глазами блестит,
Весь день иногда он томится бездельем,
Зато тёмной ночью хищник не спит.
Заблеет тревожно ягнёнок в сарае-
Голодным останется хищник опять.
На скотном дворе все животные знают:
Собаки всегда будут их охранять.

Волк – ещё один популярный герой сказок. Волк - опасный хищник. Внешне он похож на обыкновенную собаку и отличается от неё только хвостом. У собаки он зачастую поднят кверху, а у волка опущен. Волк умён, хитёр и мужествен.

Волки часто охотятся стаями, особенно зимой: один или несколько волков прячутся в засаде, а другие гонят добычу на них. Добычей волка могут стать любые, как мелкие, так и крупные животные: зайцы, олени, антилопы, коровы, лошади.

Однако волки не всегда приносят людям зло. Во- первых, они являются санитарами леса, убивая прежде всего слабых и больных животных, а во- вторых, известны случаи, когда волчицы вскармливали потерявшихся человеческих детей.

Длинная шея и длинные ноги,
Ходит животное это в тревоге,
Щиплет листочки. Заметен врагу,
Боится попасться он тигру и льву.

Жираф – у него есть голова, шея, туловище, ноги, хвост. На голове у жирафа два, а иногда и три рога, глаза, уши, рот; на ногах копыта; тело жирафа покрыто жёлтой шерстью с коричневыми пятнами; на шее у жирафа растёт короткая коричневая грива.

Долгое время люди считали жирафа совершенно безголосым животным. Но наблюдения говорят о другом. Жирафы умеют издавать звуки. И самые разнообразные. Они могут поворчать, а ещё он очень забавно фыркает носом.

Половина его роста – длинная, до 3-х метров шея. В шее у жирафа всего 7 позвонков. Необыкновенно длинный у жирафа язык: чтобы поедать листья с самых высоких деревьев, животное может высунуть его на 45 см.

/ Песенка про жирафа/

- Вам понравилась игра в зоопарк?

- Какие животные вызвали у вас интерес?

- С какими животными тебе не хотелось бы встретиться в лесу?

- Как ты думаешь, дикие звери нуждаются в нашей помощи, как домашние животные?

- Почему нельзя заводить диких зверей в квартире?

1. Сюжет видеофильма “Животные в тропических лесах Южной Америки” отрывок.

2. Продолжаем разговор о тропическом лесе, рассматривая рисунок в учебнике на стр. 25.

Звучит музыка птиц. /голоса птиц/

  • Птицы – единственные животные с перьями и клювом.
  • Птицы вьют гнезда и выводят птенцов.
  • Большинство птиц, умеют летают.
  • Не летают киви, пингвины и страусы.
  • На земле более 9 тысяч различных видов птиц.

- А теперь ответьте на вопросы:

Кто подражает человеческой речи? /попугай/

Какая птица является символом мудрости? /сова/

У кого самая длинная шея. /журавль/

Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой ./пингвин/

Какая птица “лает”? /самец белой куропатки/

4. Аудио-энциклопедия “Карта весёлого путешествия” (Отрывок о птицах).

“Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой, то дайте мне знать. Можно топать или хлопать”.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Учитель: Что не правильно?

Учитель: А мухи кто?

Дети: Куницы – звери, млекопитающие.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки..

Дети: Комары-насекомые. И т. д.

1. Играем по написанию. /Одни красивые , яркие другие- неприметные. Одни- махонькие, другие- великаны. Но у всех есть общие признаки- шесть ног и членистое тело. Как бы с насечками: отсюда и название- насекомое./ Рисование бабочек .

2. Рассматриваем коллекцию насекомых.

- Можно ли паука назвать насекомым? / у паука 8 ног нет крыльев/

1 .Игра “Разбей на группы”

На доске вперемешку записаны названия деревьев, цветов, трав, животных. Ребята должны рассортировать в четыре группы (1-деревья, 2-цветы, 3-трава, 4-животные).

Например: (дуб, кролик, осина, тюльпан, медведь, астра, тополь, ландыш, сова, колокольчик, зверобой, сосна, лиана, пальма, бабочка, колибри, пума, змея, секвойя, обезьяна, чабрец, подорожник, крокодил, сом).

- Какие хвойные деревья вы знаете?

Ель. Острая вершина, к низу расширяется. Хвоинки, очень колючие, одиночные. Крона густая, дает сильную тень. Живет ель 300-500 лет. Из древесины делают бумагу, искусственный шелк.

Сосна. Любит свет. Хвоинки в паре. Меняются в сентябре. Сосна растет на любой почве. В сосновом бору целебный воздух. Древесина является хорошим строительным материалом.

- Назовите существенный признак, по которому вы определяете дерево?

2. Фрагмент фильма “Что такое? Кто такой?” (О животном и растительном мире.)

  • Зачем надо любит природу?
  • Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
  • Чему вы удивились на уроке?
  • Оправдались ли ваши ожидания, которыми вы шли на урок?

Вывод: Мы являемся хозяевами нашей природы, и она кладовая солнца для нас с великими сокровищами жизни. Мало того, что сокровища надо охранять, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна вода, следовательно, будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях ценные животные, значит, будем охранять их место обитания. А человеку нужна Родина, а охранять природу, значит, любит Родину.

Животный мир богат и разнообразен. Мы встречаем наших любимых зверей и птиц везде. Грустно было бы жить без них на нашей планете. Очень интересно наблюдать за ними, смотришь на животных и радуешься их существованию.


Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: развитие информационной грамотности на основе работы с текстом, развитие мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы и умения работать в группах, повторение знаний о природе.

Содержимое разработки

Учителя начальных классов

Черноус Татьяны Михайловны

МБОУ лицей №5 г. Воронежа

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: развитие информационной грамотности на основе работы с текстом, развитие мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы и умения работать в группах, повторение знаний о природе.

Предметные задачи урока:

обобщить знания учащихся о природе , о её классификации , разнообразии и изменчивости;

уточнить зависимость живой природы от условий окружающей среды; способствовать расширению кругозора детей;

осуществлять работу над текстом и выбором нужной информации;

способствовать развитию наблюдательности, умению делать выводы, развитию навыка информационного поиска.

Метапредметные задачи урока:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ: ориентироваться на страницах учебника, понимать приведенные в нем знаки, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; искать нужную информацию в тексте.

РЕГУЛЯТИВНАЯ: формировать у учащихся умения: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

КОММУНИКАТИВНАЯ: понимать, что у людей могут быть различные точки зрения, в том числе и несовпадающие с его собственной, строить понятные для партнера высказывания;

ЛИЧНОСТНАЯ: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности и к учебному материалу; воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитательные:

Воспитание познавательного интереса.

Воспитание умения общаться:

Долгожданный дан звонок,

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Окружающий мир. 1 класс.

Тема: Разнообразие растений и животных.

Цели: Продолжить знакомство с разнообразием животного и растительного мира, расширять кругозор детей.

Закреплять знания о живой и неживой природе.

Развивать устную речь детей, внимание, память.

Прививать любовь к предмету

Воспитывать бережное отношение ко всему окружающему.

Обобщение наблюдений за природой.

- Ребята, сегодня у нас в классе необычная гостья. Отгадайте, кто это.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая,

Верещунья-белобока,

А зовут её … (сорока)

- Прилетела она узнать, хорошо ли вы усваиваете всё то, о чём идёт речь на уроках окружающего мира. А теперь попробуйте отгадать её загадку, о чём в ней идёт речь.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я - … (осень)

-Какое время года у нас на дворе?

-Кто назовет осенние месяцы?

-А теперь причитайте предложения , написанные на доске.

Дует холодный ветер. Небо покрыто тёмными тучами. Часто идут дожди.

- О каком времени года говорится? Докажите.

- Соответствует ли это описание нашей осени? Чем?

- Какие приметы осени вы можете ещё назвать?

- А недавно сорока летала в деревню. Вот что она рассказала. Вы будьте внимательны, ничего ли она не перепутала.

В субботу Катюша с дедушкой ходила в лес. Хорош лес в октябре! Деревья стоят зелёные, над густой травой летают бабочки. Слышно в лесу пение соловья. На полянке цветут ландыши. Щедрый лес не подвёл Катюшу. Набрала она целое лукошко земляники.

(Дети находят ошибки.)

- Прочитайте слова и скажите, что их объединяет.

(это части растений)

- А все ли части растений названы?

(корень, цветок, семена)

- Какие части растений расположены под землёй?

-Зачем растению корень?

- Порадовали мы нашу гостью.

4. Новый материал.

Но не успокаивается она. Вот её новое задание. На столах лежат конверты, а в них карточки с рисунками. Очень хочется сороке, чтобы вы разделили карточки на 2 группы.

(животные и растения)

- Каким образом будем группировать?

- А теперь карточки, на которых изображены растения, разделите на 3 группы.

- Кто догадался, какие это группы?

(трава, кустарник, дерево)

- Как отличить кустарник от дерева?

- А итог всему сказанному подведёт Стёпа. (1 ученик делает обобщение)

Растения очень разнообразны. Среди них есть деревья, кустарники, травы. У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников – твёрдые, деревянистые. У дерева от корня отходит один толстый стебель – ствол. У кустарника несколько довольно тонких стеблей-стволиков.

Но встречаются и очень низкие деревья, такие, как карликовая береза. Высота этого дерева всего лишь 50-60 см, а листочки с ваш ноготок. Растёт карликовая береза на севере России. Встречаются и такие деревья, высота которых достигает 100 метров. Толщина ствола – более 10 метров. Это секвойя. Родина секвойи – Америка

- А теперь обратимся ко второй группе картинок. Что изображено на них?

-Какие группы животных вы знаете?

(дикие и домашние)

5 Физкультминутка.

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем ото всех.

Побежим скорее в класс,

Там продолжим мы рассказ.

6. Работа с книгой.

-Кто был очень внимательным, тот найдет на страницах учебника те растения и животных, о которых уже говорили

- Какие ещё растения вы увидели на картинках?

Полина приготовила рассказ о северном олене.

7. Рефлексия. Итог урока.

- Что заинтересовало вас сегодня на уроке?

О чем захотелось узнать побольше?

- Почему так считаете?

8. Домашнее задание.

Мальчики – об 1 из растений,

Девочки – об 1 из животных.

Гостья узнала много нового на уроке, осталась вами довольна. От неё вам награды за работу. (наклейки с изображением растений и животных)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений об изменении растений и животных в процессе эволюции.

Предметные задачи:

  • содействовать формированию представления о группах древних и современных растений и животных;
  • распознавать животных и растения по описанию и внешним признакам.

Метапредметные:

  • содействовать развитию умений работать с информацией, сравнивать объекты природы, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять классификацию (познавательные);
  • создать условия для учебного взаимодействия учащихся (коммуникативные);
  • развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность (регулятивные).

Личностные:

  • содействовать развитию интереса к учебному материалу и внутренней позиции школьника.

Оборудование:

Урок окружающего мира, 1 класс, 3 четверть

Подготовила и провела Болотова Оксана Дмитриевна

Тема: Древние и современные растения и животные

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений об изменении растений и животных в процессе эволюции.

Предметные задачи:

содействовать формированию представления о группах древних и современных растений и животных;

распознавать животных и растения по описанию и внешним признакам.

Метапредметные:

содействовать развитию умений работать с информацией, сравнивать объекты природы, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять классификацию (познавательные);

создать условия для учебного взаимодействия учащихся (коммуникативные);

развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность (регулятивные).

содействовать развитию интереса к учебному материалу и внутренней позиции школьника.

Читайте также: