Конспект урока композиция романа мастер и маргарита

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: презентация учителя, компьютер, мультимедиапроектор, экран, учебники, тетради, текст романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Задачи: определить художественные особенности романа, выявить уровень восприятия произведения.

Основной дидактический метод: лекция с элементами беседы.

Компьютерная презентация представлена в Приложении 1

Ход урока

Роман М.А.Булгакова – значительный памятник русской художественной литературы XX века, навсегда вошедший в мировую сокровищницу.

Более 10 лет работал писатель над своим произведением, так и не завершив и не увидев его напечатанным. История его создания – сама по себе значительный, трагедийный сюжет. Всё, что было пережито, что составляло его талант и опыт, он отдал роману “Мастер и Маргарита”, ставшему поистине живой книгой. Смех и печаль, радость и боль перемешаны в нём воедино, как в жизни.

“Мастер и Маргарита” – это поэма о нравственности, об ответственности человека за добро и зло, о “настоящей, вечной и верной любви”, эта книга настраивает на думы и размышления о вечных духовных ценностях.

2. Лекция с элементами беседы.

А. Особенности жанра романа (3, 4 слайд).

– К какому жанру можно отнести роман? (бытовой /картины московского быта 20-30 годов/, фантастический /элементы фантастики/, философский /вечные проблемы/, автобиографический, любовный, сатирический)

Б. Особенности композиции (5 слайд).

– Каковы особенности композиции романа?

Композиция романа многоплановая: это “роман в романе”. В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.

– Какой композиционный приём использует автор в своём произведении?

М.А. Булгаков использует особый композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую.

– Приведите примеры из текста.

“– Все просто: в белом плаще … (гл. 1) – В белом плаще с кровавым подбоем (гл. 2); Было около десяти часов утра (гл. 2) – Да, было около десяти часов утра, досточтимый Иван Николаевич, – сказал профессор (гл. 3, ч. I) ” и т.д.

В. Пространственные и временные рамки романа (6 слайд).

– Когда и где происходит действие романа?

Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью.

В романе о Понтии Пилате время точно рассчитано. События начинаются “ранним утром14 числа весеннего месяца нисана”, заканчиваются в субботу, на рассвете 15 нисана. В Москве действие происходит “однажды весною” в течение 4 дней. И “один миг” о полуночи – бал у Воланда.

Г. Система образов романа (7 - 12 слайд).

– Чем определяется система образов романа?

– Какие средства художественной выразительности использует Булгаков, описывая жизнь москвичей?

Жизнь москвичей Булгаков изображает сатирически, используя такие приемы как гротеск и фантастику. (Таинственное перемещение Степы Лиходеева в Ялту, История с валютой, костюм председателя комиссии, подписывающий документы и другие).

3. Тест по содержанию романа с последующей самопроверкой (13,14 слайд).

4. Итог урока (15,16 слайд).

– Почему эпиграфом к уроку выбраны слова Н.Тихонова “Но то, что было истинно великим, Останется великим навсегда”?

– Какие выводы можно сделать по итогам урока?

Исследователями неоднократно отмечалось, что роман “Мастер и Маргарита” - двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе самого Мастера. Эти романы, во-первых, противопоставлены, а во-вторых, образуют такое органическое единство, которое и выводит “Мастера и Маргариту” за пределы собственно романного жанра. Это двуединое произведение посвящено не судьбе отдельного человека, семьи или хотя бы группы людей, как-то между собой особенно связанных, а рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии, судьбу человеческой личности как составляющей человечество.

Это философское произведение: по глубине и остроте проблем, затрагивающих коренные вопросы бытия; по обилию ассоциативных, свободных связей внутри и вне текста; по внутренней полемичности самого художественного мышления автора, выстраивающего собственные концепции, отталкиваясь от традиции…

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” – это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…

Такие рукописи действительно не горят.

–Прочитайте стихотворение А.А.Ахматовой “Памяти М.А.Булгакова”. Каким словом А.Ахматова передает психологическое, душевное состояние писателя именно в тот период, когда он работал над романом “Мастер и Маргарита”?

5. Объяснение домашнего задания.

Подготовить рабочие материалы к классному сочинению “Особенности композиции и проблематика романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.


МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ
(1891 – 1940)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• В современном литературоведении реализм Булгакова называют странным, магическим, гротескным. Какой видится вам булгаковская концепция мира и человека?
• Как сочетаются в художественном мире писателя традиции реализма и романтизма с исканиями писателей XX в.?

Слово учителя

— Древняя Иудея. Понтий Пилат говорит с бродячим философом. О чём они беседуют? Как меняется отношение жестокого прокуратора к арестованному возмутителю спокойствия в Ершалаиме? Что удивительного происходит с палачом по отношению к жертве?

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

К 22–23 мая 1938 года Булгаков впервые полностью переписывает роман с установившейся последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку, по ходу внося стилистическую правку. Правка романа идёт с небольшими перерывами до последних дней жизни писателя. Правки в текст вносились рукой Елены Сергеевны Булгаковой, но порой, даже перед самой кончиной, почти ослепший, писатель брал в руки карандаш и сам правил текст.

10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. Смыслом жизни его жены стала публикация романа. Она сама перепечатала роман дважды в 1940-м и в 1963 г. и была его первым редактором.

3. Создание и решение
проблемной ситуации
(работа в группах)

2-я группа.
Какие художественные средства использовал автор для более яркого и убедительного показа реальной жизни 30-х гг. XX в.?

3-я группа.
М. А. Булгаков назвал своё произведение фантастическим романом. А какое жанровое определение дали бы вы?

5. Коллективная сопоставительная работа
(запись на доске и в тетрадях)

6. Аналитическая беседа

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщение учителя (запись в тетрадях)

— Проблематика романа. В основе романа — осмысление устоев общества 1930-х гг. XX в. двадцатого века, попытка разобраться в противоречивом времени: человек и истина; человек и власть; художник и общество.

Особенности жанра и композиции. Жанр определён М. А. Булгаковым как фантастический роман. В нём четыре сюжетные линии: философская (Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри); любовная (Мастер и Маргарита); мистическая (Воланд и его свита); сатирическая (Москва и москвичи). Композиция: роман в романе; переплетаются два пласта времени (библейский (I век н. э.) и современный Булгакову (30-е гг. XX в.).

VI. Домашнее задание

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

Нажмите, чтобы узнать подробности

II. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам:

Преподаватель: Объясните, почему Булгаков выбрал такое название?

Преподаватель: Каковы особенности композиции романа?

Обучающийся: Композиция романа многоплановая: это “роман в романе”. В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.

Преподаватель: Какой композиционный приём использует автор в своём произведении?

Обучающийся: М.А. Булгаков использует особый композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую.

Преподаватель: Чем определяется система образов романа?

Преподаватель: Какие средства художественной выразительности использует Булгаков, описывая жизнь москвичей?

Жизнь москвичей Булгаков изображает сатирически, используя такие приемы как гротеск и фантастику. (Таинственное перемещение Степы Лиходеева в Ялту, История с валютой, костюм председателя комиссии, подписывающий документы и другие).

2. Выборочное чтение эпизодов романа (глава 2, 3 ).

Обучающиеся делятся своими впечатлениями от прочитанного.

1. Цвет глаз Воланда. (Один черный, другой - зеленый.)

2. Возраст Маргариты. (Тридцать лет.)

3. Вопрос, который испортил москвичей. (Квартирный.)

4. Алкогольный напиток, которым был наполнен бассейн на балу у Воланда. (Шампанское.)

5. Дирижер оркестра на балу у Воланда. (Иоганн Штраус.)

6. Транспортное средство, которым воспользовалась Маргарита, чтобы попасть на бал к Воланду. (Половая щетка.)

8. Жидкость, в которой совершала омовение перед балом Маргарита. (Кровь.)

9. Из какого металла были изготовлены зубные коронки иностранца - Воланда?

(С одной стороны из платины, с другой - из золота.)

10. Предмет, который подают Фриде в наказание за грехи. (Платок.)

11. Игра, в которую играли Воланд и Бегемот накануне бала. (Шахматы.)

13. В приведенных предложениях на место точек следует поместить эпитет, использованный Булгаковым:

а) Она несла в руках отвратительные… желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве (тревожные).

б) В пустынном… переулке поэт оглянулся, ища беглеца, но того нигде не было. Тогда Иван твердо сказал самому себе:

в) Занявшись… котом, Иван едва не потерял самого главного из трех – профессора (паскудным).

III. Обобщение и систематизация понятий, ведущих идей романа

Знакомство с художественными особенностями романа.

1. Беседа (выяснение жанрового своеобразия произведения).

– Вы уже прочитали произведение Булгакова. О чем этот роман? (О Понтии Пилате? О явлении Воланда и его свиты москвичам? О великой силе любви Маргариты? Роман отличается многоплановостью, все переплетено как в жизни.)

– Я вам предлагаю определить жанр романа. (Это роман и бытовой, в котором воспроизведены картины жизни Москвы 30-х годов, и фантастический, и философский, и любовно-лирический, и сатирический, и автобиографический.)

Самостоятельная работа (работа с учебником)

Ответить на вопросы (устно)

– В чем новаторство Булгакова?

Найдите ответ на этот вопрос в статьях учебника (с. 66–68)

Преподаватель: Предлагает обучающимся карточки с текстом и определяет задания. Графическими значками пометьте +знал, - не понятно,* -не согласен, могу дополнить.

3.Роман пользуется огромной популярностью, вниманием, как со стороны читателей, так и со стороны критиков-литературоведов.

3. Проводится дискуссия по вопросам:

1.Какие человеческие качества осуждаются в романе?

2.Какие проблемы, поднятые в романе, Вы считаете актуальным сегодня?

Преподаватель (заключение)

Композиция романа столь же оригинальна, как и жанр - роман в романе. Один о судьбе Мастера, другой о Понтий Пилате. С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой - как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа, можно заметить, как Москва соединяется с Ершалайм; то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию.

Читая произведение мы находимся сразу в двух измерениях: ЗО-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами.

На примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек должен делать свой личный выбор, не прося помощи у высших сил, не ждать милостей от жизни, человек сам должен делать свою судьбу.

Итоги урока.

Преподаватель: Какие выводы можно сделать по итогам урока?

Обучающийся: Исследователями неоднократно отмечалось, что роман “Мастер и Маргарита” - двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе самого Мастера. Эти романы, во-первых, противопоставлены, а во-вторых, образуют такое органическое единство, которое и выводит “Мастера и Маргариту” за пределы собственно романного жанра.

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” – это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…

Такие рукописи действительно не горят.

Рефлексия.

1.Каковы Ваши личные впечатления о прочитанном произведении?

2.Кто из героев Вам понравился и почему? Кто Вам неприятен?

3.Что в романе оказалось трудным для понимания?

Подведение итогов урока. Выводы. Оценки.

Собрать материал к сочинению и написать в черновик по одной из предложенных тем:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа Булгакова, отметив многоплановость, разноуровневость повествования (от символического до сатирического); научить составлять сравнительную характеристику литературных героев, определять авторскую позицию по отношению к героям произведения; развивать навыки работы с критической статьей.

Роман ошеломлял и заставлял искать не только житейские соответствия своих образов, а осмыслять сами эти образы, ища их художественный смысл.Эдуард Безносов

I. Проверка домашнего задания.

2. Выборочное чтение эпизодов романа (см. домашнее задание предыдущего урока, это может быть и иллюстрирование эпизодов, создание обложки для книги).Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного.

1) В приведенных предложениях на место точек следует поместить эпитет, использованный Булгаковым:

а) Она несла в руках отвратительные… желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве (тревожные).

б) В пустынном… переулке поэт оглянулся, ища беглеца, но того нигде не было. Тогда Иван твердо сказал самому себе:

в) Занявшись… котом, Иван едва не потерял самого главного из трех – профессора (паскудным).

2) Расставьте слова таким образом, чтобы получились законченные фразы из романа:

а) вещами Маргарита прилетела за совершенно с следом и душой нагруженная облегченной Наташа же нею спаьню туда в вбежала.

б) Двадцати лет сейчас легионеров на колонны двое под сада площадки с перед и человека прокуратора и креслом балкон поставили семи же ввели.

в) Платить ни кондукторшу собирается он ни что пассажиров не то а поразила самая полбеды еще суть бы дела не было чем то в что трамвай в лезет.

а) С совершенно облегченной душой Маргарита прилетела в спальню и следом за нею туда же вбежала Наташа, нагруженная вещами.

б) И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи.

в) Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить.

4) Чей это портрет?

II. Знакомство с художественными особенностями романа.

1. Беседа (выяснение жанрового своеобразия произведения).

– Вы уже прочитали произведение Булгакова. О чем этот роман? (О Понтии Пилате? О явлении Воланда и его свиты москвичам? О великой силе любви Маргариты? Роман отличается многоплановостью, все переплетено как в жизни.)

– Попробуйте определить жанр романа. (Это роман и бытовой, в котором воспроизведены картины жизни Москвы 30-х годов, и фантастический, и философский, и любовно-лирический, и сатирический, и автобиографический.)

2. Работа с учебником.

Необычна и композиция романа, в ее создании автор выступает новатором.

3. Работа с критической статьей.

Прочитайте статью и ответьте на вопросы:

– Как в приведенных выше суждениях объясняется художественное единство романа?

– Почему Булгаков в ершалаимских главах изображает высших представителей общественной пирамиды, в московских – относительно рядовых людей, его современников?

предлагается раздаточный материал.

«В широкой, занимающей добрую половину романа сатирической картине той самой действительности, которая отторгла и сгубила Мастера, бросается в глаза одна особенность: в поле зрения автора попадают в основном обыватели. И рядовые. И начальствующие тоже, но так себе – среднего звена. Глава писательской организации. Руководители придуманного писателем Управления зрелищ и развлечений.

Выше этих пределов Булгаков взора не поднимает, хотя, казалось бы, в романе, содержащем философские раздумья о власти, о свободе мысли и духа, ему бы с вершины общественной пирамиды и начинать свой обзор. В ершалаимских главах – нечто обратное: нижнюю часть пирамиды автор рассматривает бегло, не выделяя из общей человеческой массы отдельных лиц. Зато самая верхняя…

Даже император, пусть мельком, но представлен читателю. А его наместнику, Понтию Пилату, – максимум внимания. Он, в сущности, главное действующее лицо. Есть кое-что и кроме него: верховный идеолог Каифа, начальник тайной службы Афраний, войсковые начальники. И возникает крамольная мысль: что если две эти усеченные – одна сверху, другая снизу – пирамиды соединить в одну, не получится ли конструкция более или менее гармоничная? Оказывается, получится. И, похоже, это предусмотрено автором.

4. Работа с текстом.

– Кратко перескажите сюжет романа Мастера. Где и когда происходят события?

– В первых же строках романа представлены портреты центральных героев. Почему портрет так важен для характеристики героев? (Портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица.)

– Зачитайте портретные зарисовки Понтия Пилата и Иешуа. Что они дают для понимания авторской задумки?

Мастер ведет речь не о Божьем сыне, его герой – простой человек, а значит: какие проблемы будут разрешаться в романе Булгакова – богословские или реальные, мирские?

Но сейчас он страдает от головной боли. О его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к важной детали портрета – глазам.

– Проследите, как меняются глаза прокуратора (по тексту). Может быть, именно эта деталь дала возможность и Иешуа догадаться о страданиях Понтия Пилата.

– О чем спорят эти два человека? В центре внимания вопрос: что такое истина. Начиная со слов, что истина уже в том, что у Пилата болит голова, молодой философ развивает это понятие. Прочитайте и прокомментируйте рассуждения Иешуа.

– Был ли шанс на спасение прокуратором Иешуа? Какое значение в данной сцене имеет такая художественная деталь, как появление ласточки?

Был шанс объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.

Но столь мирно все не может разрешиться, потому что жизнь жестока и люди, имеющие власть, боятся её потерять.

– Почему Пилат утвердил смертный приговор?

Свидетелем всех событий становится секретарь Пилата.

– Понаблюдайте за поведением прокуратора после вынесения приговора.

– Что это за слова? (глава 25.) Их повторит прокуратору начальник тайной службы.

«– Не пытался ли он проповедовать что-либо в присутствии солдат?

– Как он поведет себя, узнав о неотвратимости гибели учителя?

– Чего более всего хочет Левий Матвей, осознав, что не сможет спасти учителя?

– Как он выполнит свой последний долг перед учителем?

– Почему можно сказать, что Левий Матвей – достойный ученик Иешуа?

чтение и комментирование разговора Понтия Пилата и Левия Матвея, глава 26.

III. Итог уроков.

– Зачем понадобился Булгакову такой художественный прием – параллельно повествованию о современности ввести рассказ о событии, которое произошло две тысячи лет назад? (Роман посвящен вечным проблемам: они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.)

– Перечислить их: 1. Что такое истина? 2. Человек и власть. 3. Внутренняя свобода и несвобода человека. 4. Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба. 5. Верность и предательство.

6. Милосердие и всепрощение.

– В чем смысл евангельской истории, воспроизведенной автором в романе?

2. по вариантам ответить на вопросы учебника: вопросы 3 и 6 на странице 71 учебника (часть 2).

Читайте также: