Размножение и рост клеток 6 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: развивать понятие о клетке как о живой единице; дать первоначальное представление о проявлениях жизнедеятельности клетки; сформировать представления о движении, дыхании, пита­нии, обмене веществ, росте и размножении растительных клеток.

Ключевые слова и понятия: движение цитоплазмы, реакция на изменение условий окружающей среды, питание, дыхание, обмен веществ, избирательная проницаемость мембраны, рост и деление клеток, митоз, хромосомы, мейоз.

Процесс деления клетки называется -митоз .В процессе митоза из одной материнской клетки образуются две дочерние. При этом вся генетическая информация дочерних клеток полностью совпадает с генетической информа­цией материнской клетки, т. е. они являются как бы копией ма­теринской клетки.

Митоз — сложный процесс, состоящий из нескольких этапов.

Каждая хромосома делится продольно на две равные по­ловинки, которые расходятся к противоположным концам материнской клетки.

Вокруг разошедшихся хромосом формируется ядерная обо­лочка, каждая хромосома достраивает недостающую поло­винку. В результате получаются два дочерних ядра с таким же количеством хромосом, как и в материнской клетке.

В цитоплазме возникает перегородка, и клетка разделяется на две, каждая из которых имеет свое ядро.

У различных растений митоз длится 1—2 ч. В результате об­разуются две идентичные дочерние клетки с тем же набором хро­мосом и той же наследственной информацией, что и в материн­ской клетке. Молодые клетки имеют тонкие клеточные оболочки, густую цитоплазму и крупные ядра. Вакуоли в них очень малы. Деление клеток продолжается на протяжении всей жизни расте­ния. Благодаря делению и росту клеток происходит и рост самого растения. У многоклеточных растений есть специальные участки, где деление и рост клеток происходят постоянно.

Митоз был открыт с помощью светового микроскопа в 1874 г. русским ученым И. Д. Чистяковым в растительных клетках. В 1878 г. В. Флеммингом и русским ученым П. П. Перемежко этот про­цесс обнаружен в животных клетках. У животных клеток митоз длится 30-60 мин, у растительных - 2-3 ч. Митоз состоит из четырех фаз: профаза, метафаза, анафаза и телофаза.

Профаза - первая фаза деления, в которой двухроматидные хромосомы спирализуются и становятся заметными, ядрышко и ядерная оболочка распадаются, образуются нити веретена деле­ния. Клеточный центр делится на две центриоли, расходящиеся к полюсам.

Метафаза — фаза скопления хромосом на экваторе клетки: нити веретена деления идут от полюсов и присоединяются к центромерам хромосом: к каждой хромосоме подходят две нити, идущие от двух полюсов.

Анафаза - фаза расхождения хромосом, в которой центромеры делятся, а однохроматидные хромосомы растягиваются нитями веретена деления к полюсам клетки. Это самая короткая фаза митоза.

Телофаза - фаза окончания деления, движение хромосом заканчивается, и происходит их деспирализация (раскручивание в тонкие нити), формируется ядрышко, восстанавливается ядерная оболочка, на экваторе закладывается перегородка (у растительных кле­ток) или перетяжка (у животных клеток), нити веретена деле­ния растворяются.

Вопросы и задания

2.Рассмотрите рисунки фаз митоза. Определите, в какой по­следовательности фазы сменяют друг друга, и в соответствии с этим пронумеруйте рисунки.

3. Напишите, в чём заключается сущность митоза. Каково его биологическое значение?

4. Пронумеруйте фазы мейоза в соответ­ствии с их правильной последовательностью.


Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Что такое митоз?

Опишите последовательно все этапы митоза.

Что такое мейоз?

Каково его значение?

Деление клетки. Митоз

Митоз - деление клетки | самое простое объяснение

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: Размножение организмов и его значение.

Задача урока: сформировать знания о размножении организмом, его биологическом значении,

о способах размножения, особенностях бесполого размножения.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с размножением организмов как важнейшим их свойством, его ролью в пре­емственности поколений, способами размножения организ­мов — бесполым и половым размножением растений и животных.

Метапредметные: учащиеся продолжают осваивать основы исследовательской деятельности, фикси­ровать, анализировать и объяснять результаты опытов.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедея­тельности организмов.

Основные понятия урока : размножение — бесполое,половое, вегетативное.

Деятельность учащихся : работа с текстом учебника и дополнительной литературой,

заполнение таблицы в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуж­дении вопросов.

1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку,).

2. Мотивационно-ориентационный этап.

Мы приняли мир, чтобы постигнуть красоту. Красота - это радость нашей жизни. Перед человеком открылась радость жизни потому что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков , жаворонка в горячем летнем небе, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи- услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Дорожи красотой и береги ее.

Василий Александрович Сухомлинский

На нашем уроке мы продолжим открывать тайны такого близкого, но в то же время загадочного мира – мира живых организмов.

Итак ребята давайте вспомним какие признаки присущи живым организмам?

- живые организны состоят из клеток

- сходны по химическому составу

- рост и развитие

О каком свойстве живых организмов пойдет речь на сегодняшнем уроке вы узнаете разгадав ребус

Молодцы! Запишем тему урока в тетрадь.

ТЕМА: Размножение организмов и его значение.

Давайте подумаем какие задачи мы можем поставить перед собой на сегодняшний урок Задачи урока:

1. сформировать знания о размножении организмом

2. узнать о способах размножония и их биологического значения

3. рассмотреть способы бесполого размножения.

3. Изучение новой темы.

Давайте попробуем дать определение понятию РАЗМНОЖЕНИЕ (ученики предполагают )

Хорошо, молодцы! А сейчас откройте параграф 36 стр 150

Определение запишите в тетрадь.

РАЗМНОЖЕНИЕ – это воспроизведение себе подобных.

Учитель: В природе существует много способов размножения, но всех их можно объединить в два основных типа: БЕСПОЛОЕ и ПОЛОВОЕ. У них есть существенные отличия. Какие нам предстоит узнать на сегодняшнем уроке.

РАЗМНОЖЕНИЕ

-2 организма

-связано с образованием половых клеток

-оплодотворение

-зигота - первая клетка нового организма 1 организм

-потомство с новыми признаками потомство идентично

-половые клетки не образуются

-потомство идентично

Какова биологическая роль полового и бесполого размножения ?

1. Биологическое значение бесполого размножения – поддержание численности особей вида в стабильных условиях окружающей среды.

2. Биологическое значение полового размножения – поддержание разнообразия особей вида и повышение их жизнеспособности в меняющихся условиях окружающей среды.

3. В процессе эволюции сначала появляется бесполое размножение, а затем половое.

Физкультминутка

Учитель : Итак, мы с вами будем знакомиться с бесполым типом размножения организмов. Я предлагаю вам посмотреть несколько видеороликов о формах бесполого размножения. Будьте внимательны, так как новая информация пригодится вам для выполнения следующего задания.

(Демонстрация видеороликов о формах бесполого размножения).

Знакомство с видами бесполого размножения в процессе выполнения мини проектов.

ВПР (задание 4): Работа с текстом биологического содержания.

Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их

цифровые обозначения.

Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.

Размножение растений

Жизнь на Земле существует благодаря размножению организмов. При _______(А) размножении потомство имеет наследственную информацию, сходную с родительской. Такое размножение происходит с помощью _______(Б) или вегетативных органов. Половое размножение сопровождается образованием _______(В) и оплодотворением. Потомство, полученное при половом размножении,

обладает более разнообразной наследственной информацией, чем каждый из родителей.

Список слов:

6) вегетативное

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Я – экспериментатор

( На столе стоят стаканчики с водой , и лежит листик Фиалки, поставить листик Фиалки в воду, мы будем с вами наблюдать за листочкои и когда появятся корешки , вы посадите листик в землю)

Сопоставьте следующие факты и сделайте вывод, о каком процессе, характерном для клетки, говорится в этих примерах:

Определение темы урока и основных задач.

II. Изучение нового материала

Закончите предложение: Деление – важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны: … (рост, размножение организма, замена и восстановление клеток, тканей и целых органов)

Постановка познавательной задачи: Митоз - это деление, характерное для большинства клеток нашего организма. В результате митоза из одной клетки образуются 2 дочерние, имеющие такой же хромосомный набор, как и материнская. В чём секрет такого деления?

Решение познавательной задачи:

Что происходит после деления клетки? (Рост клетки и подготовка к следующему делению).

Интерфаза – подготовительный этап перед делением клетки. Интерфаза и деление клетки образуют клеточный цикл. Заполните схему, используя текст учебника:

Интерфаза – подготовительная фаза перед делением клетки.

Происходит удвоение органоидов, синтез органических веществ, удвоение хромосом (образование сестринских хроматид).

Хромосомы можно различить только под электронным микроскопом.

Выделяют четыре фазы митоза:

Задания для учащихся: просмотреть слайды презентации и описать состояние клетки в данную фазу.

Профаза – спирализация хромосом (хромосомы хорошо заметны), растворение ядерной оболочки, появление веретена деления, исчезновение ядрышка.

Метафаза – хромосомы располагаются по экватору клетки, прикрепляются к веретенам деления.

Анафаза – хроматиды (дочерние хромосомы) расходятся к полюсам клетки.

Телофаза – веретено деления исчезает, образуется ядерная оболочка, происходит деление цитоплазмы, образуется 2 клетки.

В результате митоза из одной клетки образуются 2 дочерние клетки, имеющие такой же хромосомный набор, как и материнская. В чём секрет такого деления? (В анафазе к полюсам клетки отходят не целые хромосомы, а сестринские хроматиды, поэтому количество хромосом остаётся таким же, как и в материнской клетке.)

Биологическое значение митоза: дочерние клетки содержат такое же количество хромосом, что и материнская клетка.

Закрепление изученного материала.

Рассмотрите микропрепараты, сравните наблюдаемые фазы деления с рисунками учебника.

Самопроверка (тест)

1. Сколько клеток образуется в результате митоза?

2. В результате митоза из ядра с 8 хромосомами образуются ядра:

a) с 4 хромосомами

b) с 6 хромосомами

c) с 8 хромосомами

d) с 12 хромосомами

3. Сходство дочерних клеток с материнскими обеспечивают(ет):

4. Перед митозом число

a) хромосом удваивается

b) хроматид не изменяется

c) хроматид удваивается

d)хромосом не изменяется

5. При митозе делится:

a) ядро, а потом цитоплазма

c) цитоплазма, а потом ядро

d) одновременно ядро и цитоплазма

6. Митоза не бывает:

a) у вируса СПИДа

b) у паука-крестовика

Правильные ответы: 1- b; 2 – c; 3 –b; 4 – c; 5 - а; 6 – а;
Домашнее задание: изучите текст на стр. 24-25, приведите сюжеты из народных сказок и мифов, в которых описан процесс регенерации. Работа с терминами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена таблица для самостоятельного заполнения о способам бесполого размножения организмов.

Размножение – это воспроизведение себе подобных, благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма. В основе размножения лежит способность клеток к делению. Известны два основных способа размножения: половое и бесполое.


Особенности бесполого размножения

Пункты характеристики

Бесполое размножение

Принимает участие только одна особь

Дочерние организмы являются точными копиями материнского организма.

3.Наличее половых клеток.

Гаметы не образуются.

4.Процесс слияния гамет.

5. У каких организмов встречается.

Встречается у микроорганизмов, грибов, растений и некоторых беспозвоночных животных.

Бесполое размножение встречается у грибов, микроорганизмов, растений и некоторых беспозвоночных. Рассмотрим формы бесполого размножения более подробно.

Бесполое размножение

Способ размножения

Особенности размножения

Примеры организмов

Деление клетки

Тело родительской клетки делится на две части, каждая из которых дает начало новому полноценному организму.

Бактерии, простейшие, одноклеточные водоросли.

Почкование

На материнской особи происходит образование выроста – почки, из которой развивается новая особь.

Дрожжи, кишечнополостные, каланхое.

Спорообразование

Размножение посредством спор – специализированных клеток покрытых плотной оболочкой.

Грибы, бактерии, папоротники, мхи.

Размножение фрагментами тела.

Разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь.

Нитчатые водоросли, черви, морские звезды.

Вегетативное размножение

Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур, специально предназначенных для вегетативного размножения, при этом потомство по всем основным признакам сходно с родительской особью.

Читайте также: