Уровни психики человека конспект

Обновлено: 06.07.2024

Результаты освоения данного курса предполагают знание студентами основных психологических категорий и понятий, теоретических подходов к изучению человека как субъекта деятельности и познания, основных экспериментальных путей решения ключевых проблем общей психологии, закономерностей становления и развития личности, индивидуально- психологических особенностей человека, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной и когнитивной сфер, структуры личности, места и роли процессов познания и самопознания в психическом развитии человека.

Лекции составлены на кафедре психологии ДОНПИ Составитель:

Зав. кафедрой психологии

канд. психол. наук Е.В. Новикова

© Донецкий педагогический институт, 2017

ПСИХИКА КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ

План:

2. Основные формы проявления психики человека.

3. Этапы развития психики.

Психология – наука о человеке.

Проблема человека является общей проблемой для всех наук (антропология, анатомия, медицина, философия и т.д.).

Объект психологии – психика.

Предмет психологии – закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмов. Психические явления – субъективные переживания и образы отраженных в сознании явлений реальной действительности, это внутренний мир человека.

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Основные функции психики:

1. отражение (свойство материи, состоящее в способности объектов воспроизводить признаки, структурные характеристики и отношения других объектов);

2. регуляция поведения и деятельности (направление поведения);

3. сохранение целостности организма.



Особенности психики

1. психическое отражение имеет активный характер (взаимодействие с окружающей средой);

2. психическое отражение имеет опережающий характер (предвидение в деятельности и поведении);

3. каждый психический акт есть результат действия объективного через субъективное (объективное преломляется через призму человеческой индивидуальность);

4. в процессе активной деятельности психика постоянно

совершенствуется и развивается.

Механизмы психики

Механизм – орудие, благодаря которому психика человека отражает объективную действительность и регулирует деятельность человека.

Механизмы психики человека: отражение, проектирование, опредмечивание.

Психическое отражение представляет собой способность психики воспроизводить объекты окружающей действительности.

Психическое проектирование представляет собой способность психики создавать образы окружающей действительности на основе упорядочения содержания того материала, который отражается психикой.

Психическое опредмечивание представляет собой процесс сознательного преобразования полученного образа в свойства предметов.




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

образовательного уровня: бакалавр очной и заочной форм обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Социально-гуманитарный факультет Кафедра психологии

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

образовательного уровня: бакалавр очной и заочной форм обучения

На заседании кафедры психологии Протокол № 1

Результаты освоения данного курса предполагают знание студентами основных психологических категорий и понятий, теоретических подходов к изучению человека как субъекта деятельности и познания, основных экспериментальных путей решения ключевых проблем общей психологии, закономерностей становления и развития личности, индивидуально- психологических особенностей человека, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной и когнитивной сфер, структуры личности, места и роли процессов познания и самопознания в психическом развитии человека.

Лекции составлены на кафедре психологии ДОНПИ Составитель:

Зав. кафедрой психологии

канд. психол. наук Е.В. Новикова

© Донецкий педагогический институт, 2017

ПСИХИКА КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ

План:

2. Основные формы проявления психики человека.

3. Этапы развития психики.

Психология – наука о человеке.

Проблема человека является общей проблемой для всех наук (антропология, анатомия, медицина, философия и т.д.).

Объект психологии – психика.

Предмет психологии – закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмов. Психические явления – субъективные переживания и образы отраженных в сознании явлений реальной действительности, это внутренний мир человека.

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Основные функции психики:

1. отражение (свойство материи, состоящее в способности объектов воспроизводить признаки, структурные характеристики и отношения других объектов);

2. регуляция поведения и деятельности (направление поведения);

3. сохранение целостности организма.



Особенности психики

1. психическое отражение имеет активный характер (взаимодействие с окружающей средой);

2. психическое отражение имеет опережающий характер (предвидение в деятельности и поведении);

3. каждый психический акт есть результат действия объективного через субъективное (объективное преломляется через призму человеческой индивидуальность);

4. в процессе активной деятельности психика постоянно

совершенствуется и развивается.

Механизмы психики

Механизм – орудие, благодаря которому психика человека отражает объективную действительность и регулирует деятельность человека.

Механизмы психики человека: отражение, проектирование, опредмечивание.

Психическое отражение представляет собой способность психики воспроизводить объекты окружающей действительности.

Психическое проектирование представляет собой способность психики создавать образы окружающей действительности на основе упорядочения содержания того материала, который отражается психикой.

Психическое опредмечивание представляет собой процесс сознательного преобразования полученного образа в свойства предметов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Понятие о психике

Выготский Л.С. Психология. –М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Т.2. /Под ред. В.В. Давыдова и др. –М.: Педагогика, 2008.

Маклаков А.Г. Общая психология. –СПб., 2008.

1. Понятие о психике. Функции психики.

Мы ощущаем вкусы, запахи, видим предметы, испытываем эмоции. Кто-то из нас обладает абсолютным музыкальным слухом, у кого-то хорошая память; одним доставляет удовольствие гулять, другим читать книги. Почему мы можем что-то испытывать и ощущать, почему мы так отличаемся друг от друга? Что-то даёт нам все эти возможности. Это наша психика. Именно свойства и функции психики человека обеспечивают нам всё, что мы видим, слышим, чувствуем, то, как ведём себя.

Психика даётся человеку от рождения, но в процессе жизни развивается. Развивается в зависимости от получаемого опыта, обстоятельств. Психика нужна нам, чтобы получить, объединить, понять информацию об окружающем мире, сопоставить её со своими потребностями и выработать необходимое поведение. Основные функции психики обеспечивают человеку адаптацию к разным условиям, возможность общаться, учиться, а, если возникает необходимость – выживать. Все функции тесно связаны и взаимообусловлены, поэтому нормальная психика целостна, они обеспечивают взаимодействие человека с окружающей средой.

Психика - отражение мозгом реальной действительности, проявляющаяся у человека в виде психических явлений.

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.


Психические процессы подразделяются на:

1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение);

Психические состояния подразделяются на:

1) мотивационные – желания, интересы, влечения, страсти;
2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);
3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);
4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.

Различаются также пограничные психические состояния личности – психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

К психическим свойствам личности относятся:

2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы);

Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы – не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния – текущее своеобразие этих возможностей.

2. Функции Психики

Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом.

Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.

Регулятивная функция обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.

Факторы психического развития

Факторами психического развития принято считать:

наследственность (свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития) ;

среду (окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования);

активность развития (деятельное состояние организма, проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоление сопротивления среды).

Существуют различные точки зрения в отношении происхождения психики:

Идеалистический - психическое (душа) в своём происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное начало;

Дуалистический - существует 2 начала: психическое(идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере связаны друг с другом.

Материалистически й- феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

Выготский Лев Семёнович (1896-1934) – советский психолог, автор работы

Выготский Л.С. показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Это высшие психические функции составляют высший уровень психики человека и называются сознанием. Формируются они в ходе социальных взаимодействий.

Высшие психические функции (произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление) – имеют социальную природу.

Среда действует на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. Человек действует на природу и видоизменяет её.

2) Второй вывод заключается в том, что человек, овладевая природой, научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности (только человек способен заставить себя запомнить нужный материал, обратить внимание на что-то).

3) Третий вывод заключается в том, что человек пытается овладеть своим поведением при помощи психологических орудий. (Выготский Л.С. называл их знаками).

Знаки - искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и т.д.

Главный вывод концепции Выготского:

Четыре уровня развития психики живых организмов

1. Раздражимость - свойство, которое отличает живую материю от мёртвой. Проявляется в вынужденной активности живого организма.

Чем выше уровень развития организма- тем более сложную форму имеет проявление его активности.

2.Чувствительность - характеризует общую способность к ощущениям.

Отличительной чертой от раздражимости является то, что живые организмы получают возможность реагировать не только на биологические факторы среды, но и на биологически нейтральные. (Характерно для более развитых организмов: черви, моллюски- способность избегать вредных воздействий среды).

3.Поведение высших животных - сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.

Чем выше уровень развития, тем более сложное у него поведение. Способность к научению.

4. Сознание человека - высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку.

Сознание выступает, как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.

Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через систему представлений о себе и формирует своё поведение, исходя из ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Высшим уровнем сознания психики обладает только человек!

СОЗНАНИЕ - высший уровень психического отражения действительности, проявляющегося способностью личности отдавать себе отчёт об окружающем, настоящем и прошлом времени, принимать решение и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Сознательная деятельность представляет собой одну из высших психологических функций. Без участия сознания невозможно представить себе какое-либо законченное сложное действие.


3. Нарушение Сознания

В клинической практике различают две большие группы выраженных патологических состояний сознания:

Помрачение ;

Выключение ;

1) К помрачению сознания относятся:

Делирий- нарушение ориентировки в месте, времени окружающей обстановке при условии сохранения ориентировки в собственной личности.

Аменция (аментивное состоян ие )- отмечается при тяжелых и длительно текущих болезнях (инфекциях, септикопиемии и др.).

Нарушается ориентировка в окружающем, во времени и собственной личности. Больной не осмысливает окружающее, речь его представляет обрывки фраз. Нередко больной возбужден в пределах постели. Болезненное состояние может продолжаться длительно.

Онейрод (сноподобное состояние)- характеризуется неполной, чаще двойной, ориентировкой в месте, времени и собственной личности. Больной как бы погружается в мир сноподобных фантастических грёз: он находится на других планетах, в экзотических садах и т.п.

При этом он не является основным действующим лицом, а скорее соучастником в отличии от состояния делирия, в котором больной сопереживает с яркими зрительными и слуховыми обманами, соответственно строит своё поведение.

C умеречное состояние напоминает состояние человека, находящегося в сумерках, когда он видит только небольшое число слабо освещенных окружающих предметов.

При таких состояниях сознание как бы скользит, внимание останавливается лишь на отдельных явлениях. Больной неплохо ориентирован в окружающем, самосознание его изменено. В поведении преобладают автоматизированные действия, внешне достаточно упорядоченные. Больной производит впечатление человека, глубоко погруженного в свои мысли и отгороженного от окружающего. Иногда развиваются устрашающие галлюцинаторно-бредовые состояния: больной в страхе бежит или нападает на мнимых врагов. В таких случаях он опасен для окружающих.

Сумеречное состояние наблюдается при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга. Сумеречное состояние возникает внезапно и также неожиданное может прекратиться. Продолжается обычно от нескольких минут до нескольких часов, реже дней. Память о пережитом не сохраняется.

Состояние амбулаторного автоматизма также характеризуется автоматизированными формами поведения. Сознание окружающего и самосознание изменены (как в полусне). Сюда относятся снохождение (сомнамбулизм, лунатизм) и транс – нарушение сознание, при которых больной может совершать целенаправленные действия, ездить на транспорте в дневное, уезжать в другую местность

Состояние амбулаторного автоматизма обрывается так же внезапно, как и появилось. Если при выходе из него больной оказывается в незнакомой обстановке, то он не может дать себе отчёта в происшедшем.

Расстройство сознания собственной личности, и ли деперсонализация – болезненное чувство отчуждение собственной личности, осознавемое и болезненно переживаемое самим больным.

Изменилось тело (стало большим, маленьким, тяжелым, легким) и его привычная схема (руки длинные, туловище короткое, голова чрезмерно большая и т.д.)

В клинике внутренних болезней встречается преимущественно выключение сознания (от лёгкого до полного).

2)К выключению сознания относятся:

Обнубиляция (от лат. п ubes - облако)- лёгкое нарушение сознания.

Сознание на несколько секунд или минут затуманивается, заволакивается лёгким облачком. Ориентировка в окружающем и собственной личности не нарушается, воспоминания о событиях после болезненного расстройства сохраняются.

Сомноленция (сонливость)- длительное (часы, дни) состояние, напоминающее дремоту.

Ориентировка при этом не нарушена. Чаще это происходит на фоне нейротропной интоксикации (отравление алкоголем, снотворными и др.).

По глубине нарушения сознания различают кому, сопор и оглушение .

Оглушение – состояние неполного бодрствования, для которого характерны утрата или нарушения разной степени выраженности связности мыслей и действий, в связи с грубым расстройством внимания, сонливость. Больные вялые, заторможенные, не сразу реагируют на обращенные к ним вопросы; сообразительность снижена, память ослаблена.

Оглушение бывает различной степени выраженности и наблюдается при диабетической гипергликемии, крупозном воспалении лёгких, перитоните, нейроинфекциях, при анемии, тифах и др.

Больной обездвижен, не удаётся вызвать у него ответных реакций, за исключением болевой (отдергивание руки при нанесении ей болевого раздражения), реакции зрачков на свет. Реакция на речь или слабая или отсутствует. После кратковременного пробуждения (при легком сопоре) больной вновь впадает в бессознательное состояние, моментов пробуждения в дальнейшем не помнит. Такое состояние наблюдается при тяжело протекающих инфекциях, интоксикациях, тяжелой сердечно - сосудистой декомпенсации.

Кома- состояние полного выключения сознания.

У больного отсутствуют реакции на раздражения (речь, боль). Отсутствует чередование сна- бодрствования. Глаза закрыты. Наблюдается при дальнейшем утяжелении указанных выше состояний, а также при тяжёлой черепно - мозговой травме.

Обморок - внезапная потеря сознания, обусловленная кратковременной анемией головного мозга (за счёт спазма сосудов мозга).

Кома и обморок отличаются друг от друга не только внешними клиническими проявлениями, но и причинами их вызвавшими, и характером течения.

При коме и глубоком сопоре, кроме нарушения сознания наблюдаются другие симптомы:

Нарушение нормального ритма дыхания , в тяжелых случаях дыхание становится хаотичным, может даже наблюдаться угнетенное дыхание;

Нарушенная реакция зрачков на свет (нарушенные движения глаз, наблюдаемое при подъеме век или плавающие движения, фиксация взгляда).


Причины нарушения сознания:

Неврологические (инсульт, эпилептический статус, опухоли мозга, ЧМТ, и др.);

Метаболические (сахарный диабет, гипотериоз, надпочечниковая недостаточность, печеночная недостаточность и др.);

Открытый урок на аттестацию "Структура человеческой психики".

ВложениеРазмер
struktura_chelovecheskoy_psikhiki.docx 44.73 КБ

Предварительный просмотр:

Структура человеческой психики.

Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал.

формировать умения и навыки аналитической деятельности;

способствовать социальной адаптации учащихся;

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала.

В современной науке выделяют два этапа эволюции человека - биологический и культурный (социальный). (слайд № 4).

Биологическая эволюция началась с появлением человека и закончилась 40 тыс. лет назад. За это время палеочеловек (человек древнейший) превратился последовательно в homo habilis (человек умелый) и homo sapiens (человек разумный). Вырваться из естественной среды обитания - природы - и стать социальным существом человеку помогла культура. Человек создал новые формы бытия, которых нет в природе, на основе биологической сущности человек создал специфический образ жизни как социальное существо.

Уже в древности люди пытались понять свой внутренний мир, который они называли душой. Они считали, что душа - это некая жизненная сила, обитающая в теле человека.

С появлением и дальнейшим развитием религии под душой понимается некая нематериальная субстанция, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование.

Вопрос о связи души и тела впервые был поставлен французским философом Рене Декартом. Он сделал вывод о том, что психические явления (сознание, мышление, воля) и явления телесные (изменения в нервных клетках, движения мышц) принадлежат двум принципиально различным сферам. Такая позиция называется дуализмом. (Слайд № 5).

  1. Учащиеся записывают в тетради: психические явления (сознание, мышление, воля) и явления телесные (изменения в нервных клетках, движения мышц) принадлежат двум принципиально различным сферам. Такая позиция называется дуализмом.

В современной науке под душой понимается психика. (Слайд № 6).

  1. Совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.д.)
  2. Свойство высокоорганизованной материи
  3. ОСОБАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПОЯВЛЯЮЩАЯСЯ НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТУПЕНИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ.

5. (запись в тетради).

В обществознании под психикой понимается ОСОБАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПОЯВЛЯЮЩАЯСЯ НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТУПЕНИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ.

6. Объяснение учителя. (Слайд № 7).

Психика есть и у человека, и у животных, если под психикой понимать совокупность душевных процессов и явлений. Однако принципиальное отличие психики человека состоит в том, что у человека есть сознание. Именно оно определяет остальные отличия человека от животного.

7. Работа по группам. (слайд № 8).

Перед вами карточки, на которых написаны определения, связанные с человеком и животными. Найдите черты отличия человека от животного. Что характерно для человека? – первая колонка. Что характерно для животного? – вторая колонка.

Отличия человека от животного.

Изменяет и преобразует природу, создавая жилище, орудия труда и т. п., тем самым создавая свою собственную окружающую среду

Использует то, что есть в окружающей среде, приспосабливаясь к ней

Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, красоты, на основе духовных и интеллектуальных потребностей

Изменяет мир, ориентируясь на удовлетворение исключительно физических потребностей

Как существо универсальное способен действовать и производить по меркам любого биологического вида

Не может преодолеть свою видовую ограниченность

Потребности человека безграничны

Потребности основаны на инстинктах и практически не изменяются

Имеет две программы развития: биологическую (инстинкты) и социальную

Существование определяется только инстинктами

Жизнедеятельность предметна и целенаправленна, так как обладает сознанием

Животное тождественно своей жизнедеятельности

8. Объяснение учителя. Большая часть ученых признает, что сознание человека.

Что такое сознание?

Это продукт эволюции человека, это свойство высокоорганизованной материи - человеческого мозга, которая отражает объективную реальность посредством идеальных образов.

Справка. Марат Никитин о тайне вещих снов. (Слайд № 10).

Не все, что есть в душе, в нашем внутреннем мире, осознается человеком. Мы не можем объяснить беспричинные приступы ярости и гнева, радости и горя, любви и ненависти, почему они возникают. Следовательно, в душе существует не только сознательное, но и бессознательное, неосознаваемое.

Впервые исследованием этого вопроса занялся австрийский ученый Зигмунд Фрейд.

9. Саша Попов о Зигмунде Фрейде. (Слайд № 11).

Зи́гмунд Фрейд — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы. Он попытался распознать не только природное начало, которое проявляется, когда человек некультурно себя ведет, но и то, что он от себя и других скрывает, прячет от нас сама природа. Создатель теории, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов. Созданные им принципы психоанализа распространились на различные области человеческой культуры.

Согласно Фрейду структура души человека трехслойна и состоит из трех относительно автономных областей - Оно, Я, Сверх-Я. (слайд № 12).

10. Объяснение учителя.

Ребята, мы рассмотрим теорию З.Фрейда.

(Слайд № 13). Оно – это подсознание, хранилище биологических потребностей человека и нереализованных запретных его желаний, влечений агрессивного характера. Фрейд назвал подсознание понятием либидо. Человек не способен заглянуть в подсознание.

(Слайд № 14). Я (Ego), или сознание - осознание человеком самого себя в окружающей реальности.

Когда человек появляется на свет, у него есть только биологические потребности, требующие немедленного удовлетворения, которое доставляет организму удовольствие. Однако постепенно родители, а затем и окружающие приучают ребенка ограничивать проявления естественных надобностей, вести себя по правилам, которые требует общество.

А) рассудок, разум, логика;

(Слайд № 15). Сверх-Я - это сверхсознание, то есть совесть человека, совокупность его нравственных представлений, образующих Я-идеал, к которому человек стремится, которому поклоняется.

Таким образом, социальная (культурная) эволюция, по Фрейду, это путь от Оно через Я к Сверх-Я. Однако по мере развития общества все более усложняется Сверх-Я, а Оно остается практически неизменным.

11. Иначе понимал сверхсознание П. Сорокин.

Справка. Рита Глух.

П. Сорокин продолжил традиции русских религиозных философов П. Флоренского, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Соловьева.

П. Сорокин утверждал, что душа человека - это сознание и сверхсознание, как два разных мира. В основе сверхсознания лежат абсолютные нравственные законы.

Какие нравственные законы вы знаете? (Слайд № 17).

-уважение к старшим;

-забота о пожилых людях;

П. Сорокин считал, что нравственные законы связаны с сознанием человека, отсюда возвышенность устремлений сверхсознания. Я-сознание основано на законах логики и социальных норм, которые относительны, отсюда приземленность сознания.

Вершин абсолютных ценностей достигают не все, но стремление к ним составляет сущность развития личности. Но великие религиозные деятели (Иисус Христос, Сергей Радонежский, Мохандо Ганди), великие духовные лидеры (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Сократ, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой) и множество подвижников духа - аскетов, монахов, благочестивых аристократов – знали, что такое творческое вдохновение, озарение, нравственная жертва. Яркий тому пример – наша современница монахиня мать Тереза.

III. Закрепление изученного материала

- Практикум страница 139. Перед вами таблица, слева даны названия уровней психики по Фрейду, а справа определения. Распределите, к какому названию какое определение должно соответствовать.

§ 17 (Кравченко), ответить на вопросы 2, проблема.

Ученые раскрыли тайну вещих снов

В одной из своих монографий будущий творец новой физики Нильс Бор описывает, как однажды он увидел во сне себя на солнце из горящего газа, вокруг которого вращались связанные с ним тонкими нитями планеты. Внезапно газ затвердел, а солнце и планеты резко уменьшились в размерах. Бор проснулся и мгновенно осознал, что понял модель атома, над которой постоянно размышлял.

Томас Эдисон даже придумал изобретение, позволявшее запоминать идеи в пограничном состоянии между бодрствованием и сном. Он садился в кресло, взяв в руки тяжелые железные шары, и закрывал глаза. Напряженно думая о волновавшей его проблеме, впадал в дрему, руки разжимались, шары падали с грохотом в специальные желоба, будили изобретателя. И он мгновенно вспоминал приснившееся решение.

Австрийский фармаколог и физиолог Отто Леви получил Нобелевскую премию за открытие, которое увидел во сне: механизм, с помощью которого нервная система регулирует сердечные сокращения. Также во сне Гаусс открыл закон индукции, Мендель - законы наследственности, Флеминг - пенициллин.

Научишься толковать сны — станешь начальником

В Древней Спарте существовали особые государственные чиновники - эфоры, которым предписывалось при принятии важных государственных решений спать в храмах, чтобы во сне узреть самое безошибочное.

Изменяет и преобразует природу, создавая жилище, орудия труда и т. п., тем самым создавая свою собственную окружающую среду

Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, красоты, на основе духовных и интеллектуальных потребностей

Как существо универсальное способно действовать и производить по меркам любого биологического вида

Потребности человека безграничны

Имеет две программы развития: биологическую (инстинкты) и социальную

Жизнедеятельность предметна и целенаправленна, так как обладает сознанием

Использует то, что есть в окружающей среде, приспосабливаясь к ней

Изменяет мир, ориентируясь на удовлетворение исключительно физических потребностей

Не может преодолеть свою видовую ограниченность

Потребности основаны на инстинктах и практически не изменяются

Существование определяется только инстинктами

Животное тождественно своей жизнедеятельности

С одним американским палеонтологом, например, произошло следующее. Музей заказал ему найти и прислать листья неких реликтовых растений. Ученый постоянно думал, где ему найти их. И однажды во сне увидел то место, где они растут. Это место находилось у подножия горы, расположенной вблизи от того города, где палеонтолог жил. Утром он отправился к увиденной во сне горе и действительно обнаружил там необходимые листья.

Что же произошло? На первый взгляд это типичный вещий сон. Ведь когда он приснился, на ноге не было язвы. Однако процесс ее возникновения уже пошел в организме. К мозгу уже поступали сигналы о начавшейся болезни, а он, в свою очередь, во сне подавал сигналы человеку.

Если, к примеру, с детства нам внушали, что есть сырое мясо нельзя, иначе заболеешь, то нет ничего удивительного и уж тем более мистического в том, что человек, внутренне ощущая первые, едва заметные симптомы какого-либо заболевания, во сне видит сырое мясо. А суеверные толкователи сказали бы, что сон был в руку.

Существует еще одна разновидность сновидений, когда человек во сне видит, что сбываются его давние желания. Через некоторое время он добивается цели и желание действительно сбывается, но уже наяву. Человек думает, что сон был пророческим. Оказывается, нет. С научной точки зрения и это событие объяснимо.

А когда сон не сбывается, толкователи снов прибегают к различным уловкам. Например, сообщают, что сон, увиденный в такой-то день, скорее всего, сбудется, а сон, приснившийся в другой день, не сбудется.

  • Усвоить основные понятия урока;
  • Продолжить формирование умений и навыков аналитической работы учащихся с источниками информации, способствовать выработке навыков исследовательской работы.
  • Способствовать социальной адаптации учащихся.

К этому времени сформировались фундаментальные признаки: прямохождение, развитый мозг, мышление, язык и сознание, овладение орудиями труда и огнем.

Фрейд выделяет у человека наличие защитных механизмов, которые позволяют сохранить целостность личности в постоянно меняющемся мире и в целом обеспечить целостность общества. Ученый выделяет следующие защитные механизмы:

• репрессия (подавление) - из памяти вытесняются неприятные и несовместимые с моралью события;

• регрессия - возвращение к более ранним стадиям жизни, позволяющим взрослым вести себя как дети;

• формирование противоположной реакции - замена неприемлемой реакции на противоположную;

• проекция - попытка приписать подавляемые импульсы и намерения другому лицу;

• вымещение - переориентация импульса или чувства на другой, безопасный или более доступный объект;

• рационализация - придумывание убедительных аргументов для неприемлемых действий и мыслей.

Классификация психических явлений

Психика познаваема нами через ее проявления, которые мы обнаруживаем в нашей обыденной жизни. Для более систематичного и наглядного представления психических явлений воспользуемся их классификацией. (Психические явления - субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.)
В классификации психических явлений по их устойчивости выделяют: процессы, состояния и свойства - это все формы проявления психики. Обратимся к таблице.

Происходят в головном мозге человека и отражают динамику психических явлений: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи и т. д.

Позволяют регулировать общение человека с другими людьми: потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности, способности, знания и сознание.

Процессы необходимы для развития и динамического взаимодействия психических явлений в головном мозге.
Выделяют процессы:
Познавательные - ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание.
Эмоциональные - чувства.
Волевые - воля.

Временный уровень
целостного функционирования психики. (Примеры состояний: творческий подъем,
страсть, стресс, апатия, меланхолия, утомле
ние.)

Качества, которые являются отличительной особенностью каждого человека. (Направленность, темперамент, характер, способности.)

Функции психики и сознания

Основное назначение психики - отражение и регулирование, - основные функции психики.
Функция отражения тесно связана с функцией регуляции и взаимообусловлено ей, так же и функция регуляции зависима и обусловлена функцией отражения. (Как нет регулирования без поступившей информации, без отражения, так нет и отражения без предварительного регулирования поведения, настрой на отражение организма.)
Взаимосвязь этих функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Но т. к. человек живет в социуме, то также обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой.
Чтобы понять какие функции выполняет сознание в жизни человека, необходимо рассмотреть условия его возникновения в жизни человека.
Итак, сознание в жизни человека появляется с момента изготовления орудия труда в процессе деятельности. Здесь сталкивается не только потребность в инструменте труда со знанием как сделать инструмент, но и также знание непосредственного применения этого орудия в деятельности в будущем - это первая форма сознательной деятельности. (А также первое условие возникновения сознания в жизни человека.)
Второе условие возникновения сознания - появление языка - системы кодов (символов), с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, связи между ними, различные взаимоотношения и т. д.
Появляясь сознание выполняет определенные функции: опосредование, планирование, прогнозирование, регуляция деятельности и т.д.
Эти функции непосредственно позволяют влиять сознательному человеку на свое поведение, мысли и т.п. А почему сознательному человеку? Дело в том, что человек постепенно развивает в себе свою разумность в деятельности, в общении с другими людьми.

Факторы психики (детерминанты)

Мы уже рассматривали неоднократно этот вопрос. Основные три фактора (детерминанты) психики: мозг, среда и деятельность.
Мозг - внутренняя среда, которая обеспечивает жизнь психики.
Среда - внешние факторы, которые формируют, развивают, воспитывают психику.
Деятельность - развитие особенных черт в психике, ответственности, самоответственности, самовоспитания. (Пример, если человек стал преступником, то он не может во всех своих ошибках и промахах винить свои гены и окружающую среду, т.к. самосознание у него уже сформировано, и он отвечает за свои поступки.)
Поговорим подробнее о мозговом субстрате. Как известно мозг человека представлен двумя полушариями - правым и левым, которые отличаются по выполняемой ими функции, назначению. Правое полушарие - художественное, чувствует природу, легко распознает рисунки, чувствует музыку, отличает мелодии. Первая сигнальная система здесь является ведущей (ощущения). Важно человеку для творчества. Левое полушарие - логическое, отвечает за сознание человека, очень технологично, в том смысле, что последовательно, преследует четкую цель, ограничено и задано сразу. Это вторая сигнальная система - речь. (Для того, чтобы развивать творчество, воображение, например, в Китае детей обучают писать, как правой рукой, так и левой. За счет этого происходит активация обоих полушарий, повышается уровень развития каждого человека.)


Экспресс методика на определение мыслительного или художественного типа

Даются два набора слов:
1. цвет, нос, слух, глаз, запах, зрение, ухо, обоняние, звук.
2. карась, перья, бегать, чешуя, овца, летать, шерсть, плавать, орел.

Мыслительный тип выбирает на основе анализа, выделяя общие существенные признаки предметов, и обобщает слова.
Орел - карась - овца Зрение - слух - обоняние
Перья - чешуя - шерсть Г лаз - ухо - нос
Летать - плавать - бегать Цвет - звук - запах

Художественный тип обобщает предметы применяя образное мышление, применяя фактические наглядные связи.
Орел - перья - летать Зрение - глаз - цвет
Карась - чешуя - плавать Слух - ухо - звук
Овца - шерсть - бегать Обоняние - нос - запах

Рассматривая вопрос об асимметрии полушарий, важно отметить понятие о локализации в полушариях головного мозга основных функций, которые перерабатывают всю информацию в психическом мире человека.
Существует несколько подходов к пониманию локализации основных функций:
1) узкий локализационизм - каждая функция связана со своим кусочком
мозга;
2) позиция, которая придерживается мнения, что все за все отвечает;
3) динамический локализационизм (Лурия А.Р.) - истина посередине, есть компенсаторные функции. Частичная дополняемость функций друг другом.
Например, утратив затылочную часть мозга человек не полностью разучивается видеть, а лишь какие-то аспекты мира - цвета; круглые предметы, или не отличает буквы от цифр. Может нарисовать круг, но, если его просят написать нуль, человек не знает, что от него хотят.
Основные локализации: слух - височные зоны, обоняние - обонятельные луковицы в лобной доле, зрение - затылочная зона мозга, тактильность - в двигательной коре и мозжечке, вкус - через таламус.

Структура психики

Итак, в нашем понимании сознание - часть психики, что и отмечено в третьем подходе в первом вопросе нашей лекции.
Вопрос о структуре психики очень сложный и неординарный в своем решении. Многие психологи выделяют наиболее важный для них самих аспект в рамках их теории исследования человека.
Наиболее известной в психологии является структура психики предложенная Зигмундом Фрейдом.
В структуре психики Фрейд выделил:
Сверхсознание - сверх - Я - супер -Эго;
Сознание - Я - Эго;
Бессознательное - Ид - Оно.
Деление психики на сознание и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа. Сознание рассматривается, как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам. Сознательное - надежно воспринятое, но долго таковым быть не может, т.к. актуализируются свои личные, внутренние, глубинные представления и то, что воспринимается уже не только сознательное, но и какое-то еще. Это и не бессознательное, т. к. его вообще нельзя осознать. Это предсознательное. Расположение элементов психоки уложено З. Фрейдом в схему:

Сознание
Предсознание
Бессознательное

Читайте также: