Расселение жители городов и деревень география 10 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Раздел ЕГЭ: 3.5. Городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс

Расселение населения — процесс формирования и развития сети населённых пунктов.

Населённый пункт — место постоянного проживания людей.
Населённые пункты бывают двух типов: 1) городские; 2) сельские.

К числу городских относятся города и городские посёлки, а к сельским — деревни (групповая форма расселения, распространённая преимущественно в Центральной и Южной Европе, России) и фермы (рассеянная форма расселения, распространённая в США, Канаде, Австралии).

В 2009 году впервые за всю историю человечества численность городского населения сравнялась с численностью сельского, составив 3,4 млрд человек. И далее ожидается, что всё большая часть мирового населения будет представлена горожанами (то есть городское население продолжит расти быстрее, чем население мира в целом), что подтверждается и последними (на 2013 год) данными.

ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКОГО РАССЕЛЕНИЯ

Город — населённый пункт, большая часть населения которого занята в сфере промышленности, строительства, обслуживания и в других сферах, не связанных с сельскохозяйственной деятельностью.

типы городов

ПОНЯТИЕ УРБАНИЗАЦИИ

Урбанизация — рост городов и городского населения. Три основные черты современной урбанизации:

  • быстрый темп роста городского населения (особенно в менее развитых странах);
  • высокая концентрация населения в больших городах;
  • разрастание городов вширь.

Особенно быстрые темпы роста городского населения характерны для XX в. Если в начале столетия в городах проживало всего лишь 14 % населения Земли, то уже к середине этот показатель вырос в два раза.

Доля городского населения значительно отличается по странам и континентам. В Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании городское население составляет около 75 % от всего населения, а в Африке и Азии — чуть более 30 %.

Особенностью процесса урбанизации в развитых странах стало явление субурбанизации — переезд части городского населения в пригороды. В США 60 % городских жителей проживает в пригородах. Это связано с ухудшением экологических условий в крупных городах, высокими местными налогами и удорожанием инфраструктуры.

Типы стран по уровню урбанизации

  • Высокоурбанизированные (уровень урбанизации > 50 %). Относятся все высокоразвитые страны и многие из развивающихся: Норвегия, Швеция, Финляндия, Нидерланды, Дания, Аргентина, Бразилия, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Израиль, США, Канада и др.
  • Среднеурбанизированные (уровень урбанизации 20—50 %). Относится большинство стран Азии — Казахстан, Китай, Индонезия и отдельные страны Африки — Египет, Нигерия, Марокко, Тунис, Алжир, ЮАР.
  • Слабоурбанизированные (уровень урбанизации

Образовательные : Выяснить причины, определившие современное размещение население мира. Сформировать представление о городских и сельских поселениях как основных формах расселения; рассмотреть урбанизацию как всемирный процесс; выявить общие черты урбанизации и рассмотреть примеры их проявления; познакомить с уровнем и темпами урбанизации в разных странах и регионах; рассмотреть проблемы урбанизации; продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации со средствами ИКТ.

Развивающие : Развивать умения анализировать статистические данные; развивать интерес к предмету, совершенствовать коммуникативные умения и навыки учащихся, умения выступать перед аудиторией.

Воспитательные: Повысить уровень информационной культуры; расширять кругозор учащихся.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют,/приобретут,/закрепят/др. ученики в ходе урока

Знать/понимать : Основные географические понятия и термины: урбанизация, субурбанизация, ложная урбанизация, агломерация, мегалополис, городской взрыв

Уметь: Работать с картографическим материалом, со статистическими данными, анализировать диаграммы, графики, выполнять практическую работу

Организационный этап .

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Наша планета заселена крайне не равномерно. На 7% площади Земли, проживает 70% ее населения. Посмотрим на карту в атласе. Более половины жителей планеты проживают в узкой 200-км прибрежной полосе. В современном мире главной формой расселения людей являются….? Конечно же, это города.

Уровень урбанизации обычно соответствует уровню экономического развития страны. Это подтверждает данные статистики (на слайде) Чем же объясняется высокий уровень урбанизации в некоторых развивающихся странах?

О чем мы сегодня будем говорить, какова тема урока?

Тема урока: Расселение. Типы городов и деревень

Актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним, чем же городская жизнь отличается от сельской?

Выходит один ученик и распределяет признаки города и деревни на доске (магнитной). Учитель параллельно спрашивает у класса или у ученика, почему тот или иной признак относится в соответствующую группу.

Мы с вами сформировали общие образы города и деревни. А какой населенный пункт считается городом?

В России населенный пункт более 12 тыс.человек, где есть промышленное производство.

А вы знали, что в разных странах этот показатель разный?

В мире не существует единых критериев выделения городов. Так, в США к городам относят поселения, достигшие 2,5 тыс. чел. жителей, в России и Нидерландах - 20 тыс. чел., в Исландии - 200 чел.

Первичное усвоение новых знаний.

Как вы считайте, размещение городов зависит от природных условий?

Вспомним занятие населения жителей деревень? Это с/х. Где занятие с/х будет не выгодно?

Вывод: при неблагоприятных природных условиях (пустыня, горы), выше будет доля городского населения.

Посмотрим на график изменения численности городских и сельских жителей? Как изменяется динамика?

Еще в 1800 году в городах проживало 3% населения Земли, а сегодня – около половины. Города и близлежащие поселки сливаются образую городские агломерации. Что такое агломерация?

Агломерация – это большое скопление населенных пунктов городского типа вокруг одного крупного города.

К числу крупнейших агломераций относится Токио, Нью-Йорк-Филадельфия, Мехико, Сеул, Сан-Паулу и лр.

При срастании крупных агломераций образуется мегалополис. Известны следующие мегалополисы: Бос-Ваш, Токкайдо, Сан-Сан, Чипиттс

Найдем эти агломерации и мелгалополисы на карте. В каких странах по уровню развития они расположены?

Вывод: самые большие скопления городского населения – в развитых странах

Вывод: в развивающихся странах выше темпы роста городского населения во многом за счет ложной урбанизации

Еще одно явление перемещения населения – субурбанизация. Субурбанизация – это заселение и развитие территорий пригородных зон, зачастую сопровождающееся (или непосредственно вызванное) массовым “переездом” туда городского населения.

Как вы думайте, для каких стран характерен этот процесс? Для развитых . В некоторых странах этот процесс активно поддерживается, например, в США. Зачем?

Вывод: жители развитых стран переезжают из городов в пригороды.

Первичная проверка понимания

Теперь мы многое узнали про процесс урбанизации. Вернемся к нашей проблеме в начале урока.

Уровень урбанизации обычно соответствует уровню экономического развития страны. Это подтверждает данные статистики (на слайде) Чем же объясняется высокий уровень урбанизации в некоторых развивающихся странах?

Ученики называют другие факторы, влияющие на уровень урбанизации, например:

А)Природно-климатические условия-чем хуже природные условия для развития сельского хозяйства, тем выше уровень урбанизации.

Б) Традиции населения- жители крайнего севера продолжают жить в сельской местности, так как их основной деятельностью является оленеводство, охота и рыболовства.

В) Явление ложной урбанизации в развивающихся странах и субурбанизации в развитых

Первичное закрепление.

Давайте попробуем выявить взаимосвязь между темпами и уровнями урбанизации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

10 класс. Урок по географии

Тема: Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений.

Цель: Сформировать знания учащихся об основных видах расселения; об урбанизации как о всемирном процессе.

Развивать умение работать с к/к и картами атласа.

Расширить мировоззрение учащихся. Прививать интерес к изучаемому предмету.

Тип урока: изучение новой темы. Урок-практикум

Оборудование: учебники, тетради, контурные карты, статистические материалы, карты атласа, политическая карта мира.

Организационный момент:

готовность к уроку;

Опрос Д/З. Актуализация опорных знаний:

- Что вам известно о размещении населения на земном шаре?

- Что такое миграции?

- Миграции по продолжительности бывают… (временные и постоянные).

- Миграции по отношению к государственным границам бывают (внутренние и внешние: эмиграции и иммиграции).

- По мотивам миграции бывают. (религиозные, военные, политические, социально-экономические и др.)

III . Мотивация учебной деятельности.

- Где проживает население? (ответы учащихся, предположение о теме урока).

IV . Изучение новой темы.

1.Расселение населения (работа с термином, оформление опорного конспекта)

Расселение – процесс распределения и перераспределения населения на определённой территории.

Основные формы расселения населения:

а) осёдлая (городские поселения, сельские поселения. В мире насчитывается 20 млн. чел., в России 150 тыс. чел.;

б) кочевая (кочевой образ жизни ведут нарды, занимающиеся скотоводством в горных, степных, пустынных районах (несколько млн. чел.).

Две формы сельского расселения:

а) групповое (деревни). Европа, Азия, Африка;

б) рассеянное (фермы, хутора). США, Канада, Австралия.

- Городские поселения возникли в результате развития ремёсел, задолго до н.э. на Востоке.

- Самыми древними городами вреди столиц мира являются Афины, Дели, Рим. До н.э. уже существовали Анкара, Белград (Сингидиум), Дамаск, Лондон (Лондониум), Париж (Лютеция), Лиссабон (Олипсо).

- Города возникли в связи с отделение ремесла и торговли от земледелия. Но большинство городов возникло в XIX – XX вв. – в связи с развитием промышленности.

2. Отличие городов и сёл (беседа):

- высокая численность и плотность населения;

- занятость в промышленности;

- наличие административных функций;

- городской образ жизни;

3. Урбанизация (работа с термином, стр. 81, оформление опорного конспекта)

Урбанизация – рост городов и численности городского населения, распространение городского образа жизни.

- уровень городской численности сильно варьирует в разных странах:

Дания, Швеция, Финляндия – городом считается поселение с численностью более 200 человек);

Канада, Австралия – свыше 1 тыс. чел.;

ФРГ, Франция – свыше 2 тыс. чел.;

США, Мексика – более 2,5 тыс. чел.;

Индия, Иран – свыше 5 тыс. чел.;

Швейцария, Малайзия – свыше 10 тыс. чел.;

Нигерия – свыше 20 тыс. чел.;

Япония – свыше 30 тыс. чел.,

Южная Корея – свыше 40 тыс. чел.;

Россия – более 12 тыс. чел.

Черты урбанизации:

1. Быстрые темпы роста населения. Особенно в менее развитых городах. Развитие промышленности не успевают за ростом населения городов, следовательно – появляются трущобы, безработица. Ложная урбанизация.

2. Концентрация населения в основном в крупных городах. Города удовлетворяют потребности населения в материальном и культурном плане. Загрязнение атмосферы, нехватка питьевой воды, рост преступности, усиление шумов, транспортная и жилищная проблемы. Следовательно, население стремится выехать в пригородные зоны – субурбанизация. Субурбанизация ведёт к образованию агломераций.

3. Расползание городов вширь. Города превращаются в агломерации, агломерации – в мегаполисы.

4. Агломерации (работа в контурных картах, выполнение практической работы):

Токио (Япония);

Джакарта (Индонезия);

Нью-Дели (Индия);

Манила (Филиппины);

Шанхай (Китай);

Карачи (Пакистан);

Нью-Йорк (США);

Мехико (Мексика;

Сан-Паулу (Бразилия).

5. Крупнейшие мегаполисы мира (работа в контурных картах, выполнение практической работы):

Токайдо: Токио – Йокогама – Осака – Кобе - Киото;

Бос - Ваш: Бостон - Нью-Йорк – Вашингтон;

Чи – Питтс: Чикаго – Питтсбург;

Сан – Сан: Сан-Франциско – Лос-Анджелес – Сан-Диего;

Пиренейский (Рандстад): Роттердам (Нидрланды) – Майн (ФРГ);

Английский (Лон – Лив): Лондон – Бирмингем – Манчестер – Ливерпуль.

V . Закрепление полученных знаний. Рефлексия:

VI . Д/З стр. 80-87 читать, работа с картой

Учебник: География мира. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П. Максаковского. М.: Просвещение, 2014 г.

Поурочные разработки по географии для 10 класса под редакцией Е.А. Жижиной, Н.А. Никитиной. М.: ВАКО, 2016 г.

Что определило современное размещение населения мира? К каким странам и регионам приурочены наиболее крупные скопления населения? Как соотносятся по численности жители городов и деревень? Как проходит процесс урбанизации? Как различаются города?

Размещение населения и его плотность

Земля заселена очень неравномерно. В Восточном полушарии сосредоточено гораздо больше населения (более 80%), чем в Западном, а в Северном заметно больше, чем в Южном, где живет лишь около 10% населения. При этом основная масса населения живет в пределах умеренных, субтропических и субэкваториальных климатических поясов на высотах до 500 м над уровнем моря.

Примерно 70% населения Земли проживает на 7% площади суши.

Более половины всех жителей планеты сосредоточено в 200-километровой прибрежной полосе.

Средняя плотность населения Земли около 45 человек на 1 км 2 . За этой цифрой скрываются разительные контрасты в плотности по регионам и странам. Густо заселена Муссонная Азия, средняя плотность населения Австралии менее 3 человек на 1 км 2 . Самая высокая плотность населения (кроме государств-карликов) в Бангладеш — примерно 1000 человек на 1 км 2 .

На характер расселения людей, кроме природных условий и режима воспроизводства населения, все большее влияние оказывает социально-экономический фактор. Богатые страны и регионы притягивают мигрантов, влияя на размещение и плотность населения. К числу наиболее крупных скоплений населения в мире относятся: Восточная Азия (Китай, Япония, КНДР, Республика Корея), где живет примерно 1,5 млрд человек, Южная Азия (Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан), которую населяет примерно такое же количество людей. В этих регионах сосредоточена половина населения мира. Значительно уступают по численности этим регионам Юго-Восточная Азия, Европа, Северо-Восток США.

• НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ПЛАНЕТЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРИРОДНЫМИ УСЛОВИЯМИ, РЕЖИМОМ ВОСПРОИЗВОДСТВА И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ.

Города и урбанизация

Главной формой расселения людей в современном мире становятся города (см. рисунок 26). Процесс урбанизации сопровождается ростом городов, увеличением доли городского населения, распространением городского образа жизни, повышением роли городов в жизни общества. Еще в 1800 г. в городах проживало лишь около 3% населения мира, а сегодня — уже около половины (в высокоразвитых странах доля горожан достигает 80% и более, в то время как в слаборазвитых — иногда не превышает 20—30%).


Рис. 26. Динамика городского и сельского населения мира

Близлежащие города и поселки зачастую сливаются, образуя агломерации. К числу крупнейших агломераций мира относятся Токио, Нью-Йорк—Филадельфия, Мехико, Сеул, Сан-Паулу и др. (см. рисунок 27). Гигантские скопления агломераций и городов, слившихся друг с другом, называют мегалополисами (от гр. megas — большой, polis — город). Крупный мегалополис сформировался вдоль Атлантического побережья США — от Бостона до Вашингтона (Босваш) с населением свыше 40 млн человек. Еще более крупный мегалополис сложился на Тихоокеанском побережье Японии с населением более 60 млн человек (включая Токио, Иокогаму, Кавасаки, Нагою, Киото, Осаку, Кобе и другие города).


Рис. 27. Динамика роста крупнейших агломераций мира

Наиболее высокий уровень урбанизации характерен для высокоразвитых стран.

Наиболее быстрые темпы роста городского населения наблюдаются в развивающихся странах.

• РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ВСЕ БОЛЬШЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ГЕОГРАФИЕЙ ГОРОДОВ. ПРОЦЕСС УРБАНИЗАЦИИ ШЕЛ ОТ РОСТА ГОРОДОВ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ АГЛОМЕРАЦИЙ И МЕГАЛОПОЛИСОВ.

Как различаются города

Какие признаки можно положить в основу классификации городов, которых на Земле насчитывается десятки тысяч? В специальной литературе чаще всего города различают по следующим признакам:

  • 1) по их величине, или людности. По этому признаку выделяют города-миллионеры с населением более 1 млн человек, большие города численностью от 100 тыс до 1 млн, небольшие, малые;
  • 2) по выполняемым ими функциям — промышленные, столичные, административные, транспортные, научные, культурные и религиозные центры, города-курорты и т. д. Например, Канберра в Австралии — столица; Мекка в Саудовской Аравии — религиозный центр; Майами-Бич в США — город-курорт; Кембридж, Оксфорд в Великобритании и Дубна в России — города науки; Череповец в России — промышленный город;
  • 3) по времени и характеру возникновения;
  • 4) по географическому положению — города приморские, приграничные, расположенные на берегах рек и т. д.

• ГОРОДА РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО ЧИСЛЕННОСТИ ЖИТЕЛЕЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫМ ФУНКЦИЯМ, ВРЕМЕНИ И ХАРАКТЕРУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПОЛОЖЕНИЮ И Т. Д.

Сельское расселение


Рис. 28. Городское и сельское население мира

В США и бывших переселенческих колониях (Канада, Австралия, Новая Зеландия) преобладает рассеянное расселение: отдельные фермы, пригородные поселения с учреждениями, обслуживающими группы ферм. В странах Европы и в Японии, прошедших длительный путь развития, сочетаются давно возникшие деревни, поселки и одиночные дома. При этом большая часть сельского населения высокоразвитых стран занята не в сельском хозяйстве (ежедневные поездки в город на работу и учебу стали здесь нормой).

Своеобразным видом сельского расселения следует считать кочевые формы поселений, потому что кочевничество на практике всегда связано с сельским хозяйством, точнее, с животноводством. Эти формы распространены в Сахаре с прилегающими территориями, во многих районах Афганистана, Ирана, Западного Пакистана и т. д.

• ОКОЛО ПОЛОВИНЫ НАСЕЛЕНИЯ МИРА СОСТАВЛЯЮТ СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ, ПРИЧЕМ ОСНОВНАЯ ИХ ЧАСТЬ ПРИХОДИТСЯ НА АЗИЮ И АФРИКУ.

Запомните:

Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Трущобная урбанизация. Бидонвилли. Фавеллы. Ферма. Деревня. Кочевые формы поселений.

Читайте также: