Путешествие в музыкальный театр конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

не так интерес но, впечатление от такого просм отра было бы неполным.

Музыкальное с опровождение играет ог ромную роль в создании фильма,

мультфильма ил и спектакля. Муз ыка помогает н ам лучше по нять характеры

Учитель: Ребята, с егодня на занят ии мы отправимс я в новое путешествие

в музыкальный теат р – мы познакомим ся с жанром мюзикл. Погрузимся

Мюзикл – это от дельный сцени ческий жанр искусства, который сочетает в

себе музыкальн ую, вокальную, х ореографическую, пласт ическую и

драматическую с оставляющие. Это один из наиболе е сложных теат ральных

жанров, кот орый совместил в себ е несколько сце нических нап равлений. ( Слайд

История мюзикла началась в 1920 - е го ды XX века в Сое диненных Штата х

Америки. На жа нр повлияли нес колько направл ений – комическая опера,

оперетта, балет, водевиль (муз ыкальные, танцевальн ые и цирк овые номера с

единой темати ческой линие й). Долгое время мюзикл не признавали отдель ным

видом театральн ого искусства. Мю зикл – это зрелищный, я ркий, сложны й в

постановочном плане спектакль, с дорогими костюмами и спецэффе ктами.

Чем же отлича ется, к примеру, от оперы мю зикл? Опера пре дъявляет к

вокальным дан ным артистов более в ысокие требова ния. Но в мюзикле артистам

необходимо не только петь, но и танцевать. В опере же поющие артисты не

танцуют. К тому же в мюзикле исполь зуются различные в окальные и

танцевальные жа нры – эстрадные, нар одные, джаз, рок и многие другие. Так же

Мюзикл зародился в Америке и предст авлял собой си нтез шоу,

французского р омантического балета, драматиче ских интер людий, комедий ных

номеров, мело драмы. Изначальн о этот вид театраль ного искусств а считался

музыкальной к омедией, пос кольку это был и развлекательн ые представлени я,

где содержанию не придавалось большого знач ения. Сегодня боль шинство

мюзиклов имеет драматический сюж ет и литератур ную основу. ( Слайд №4 ).

Талантливейшие лю ди (композитор ы, продюсеры ) способ ствовали

развитию в Аме рике в 20 - 30 годы 20 ве ка жанра мюзикл. Это так ие личности,

как Р. Фримль, Дж. Гершви н, Р. Роджерс, О. Хаммерста йн, Л. Бернстайн и

другие. В этот период америка нский мю зикл претерпел бол ьшие изменения –

либретто стало более сложным, м узыка прио брела джазову ю окраску, вокаль ное

Самыми знамен итыми теат рами в мире, где осуществляютс я постановки

мюзиклов, являютс я бродвейские. Б родвей – это ул ица в Нью - Йорке, на

которой расп олагается около 4 0 театров (причем их количе ство постоянно

меняется). Бродве йские постан овки самые зна менитые и ус пешные в мире.

Некоторые мюзи клы живут на Бр одвее нескольк о десятилетий . ( Слайд №6 ).

Самые знаменит ые бродвейски е постановки т ого времени:

Первая постан овка пьесы под назван ием “Оклахома” сост оялась в 1943

году, билеты на постановки пользов ались невероят ным спросом. Мюзикл не

сходил с бродве йских сцен ок оло пяти лет. После чего в первые вышла

пластинка с зап исью целого спектакля. На основе мюзикла “Оклахома” в 1955

году был снят х удожественный ф ильм, который полу чил две кино премии

Оскар . В 2002 этот мюзикл снова ве рнулся на бродвейскую сцену.

Мюзикл не сраз у признали на ме ждународны х театральны х подмостках.

Прошло более 2 000 успешны х постановок на сце нах театров США, прежде чем

он пришел на ев ропейские театраль ные подм остки. Мюзиклы п олюбились

зрителю за зрелищ ность и легкость восприятия, и бил еты на постан овки

Первые мюзиклы появились в Ев ропе в серед ине 50 - х годов 20 век а. Хотя

в тот период для ев ропейско й публики м юзиклы ещё не был и жанром, к оторый

был бы спосо бен соперничать п о популярности с оперой и опе реттой. Большую

популярность о н приобрёл несколько позже. Первый в Евр опе опередивши й по

популярности оперу и оперетту мю зикл – это “Моя прек расная леди” Ф. Ло у и

А. Дж. Лернера. В начале 70 - х годов кол ичество постанов ок мюзикла

увеличилось, и сей час это самый популярный жанр в Европе . Европейские

постановки существ енно отличаютс я от американск их – музыкой, сод ержанием,

манерой исполне ния и процес сом подготовки спектакля. ( Слайд №7 ).

С 70 - х годов начала сь эпоха английск ого композито ра Эндрю Ллойд

Уэбера, творе ния которого уже неск олько десятков лет н е сходят с о сцены. С

конца 80 - х годов 20 века на сце не начали появляться и завоёвывать

Первой насто ящей пьесой - прорывом в жанре стала постановка «Иисус

как “Призрак опе ры” и “Кошки” ) . П остановка с регуля рной пери одичность ю

ставится различн ыми режиссе рами на разных с ценах во мн огих уголках ми ра и

до настоящего в ремени польз уется огромной п опулярностью у зрителя.

Еще одной г ромкой постан овкой в жанре мюзикла стали “ Отверженные ”

К.М. Шонберга по мотивам рома на Виктора Гюг о. Именно этот спе ктакль

раскрыл этот жа нр в полной мере – здес ь сочетались тан цы, музыка, диалог и.

Речитатив – специфическая форма певучей декламации, воспроизводящая ритмический и интонационный рисунок естественной речи.

Ария – сольное вокальное произведение с инструментальным сопровождением.

Каватина – небольшая ария, обычно лирического характера.

Рондо – музыкальная форма, в которой многократно повторяется главная тема.

Обязательная литература

Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Тематический материал для самостоятельного изучения

Она берёт своё начало от древнегреческих трагедий, в которых сочетались чтение стихов, сольное и хоровое пение, игра на музыкальных инструментах. Претерпев длинный путь исторических трансформаций, опера предстала перед нами как жанр, объединяющий практически все основные формы искусства – музыку, литературу, актёрское мастерство, хореографию (балет), изобразительное искусство (декорации, костюмы) и прочие. Каждая опера обязательно имеет сюжет, в основу которого ложатся исторические события, легенды или предания, художественные произведения или сказки.

Либретто для оперы пишется специально. Его сочиняет литератор – либреттист, как правило, тесно сотрудничая с композитором, так как музыка – неотъемлемая часть оперного спектакля, являющаяся основным носителем и движущей силой действия. Только в единстве всех элементов действия содержание раскрывается наиболее полно.

Музыкальная палитра оперного спектакля многослойна: в ней могут использоваться самые разнообразные музыкальные формы и жанры.

Увертюра (оркестровое вступление), ария, романс, песня, речитатив, дуэты, трио, ансамбли, хоры, а также различные танцы (бальные, народные, характерные) – вот далеко не полный перечень элементов оперного действия.

Каватина – небольшая ария, обычно лирического характера.

Рондо – музыкальная форма, в которой многократно повторяется главная тема.

Так же как и в опере, в основе балета лежит определённый сюжет, выраженный в форме литературного текста – либретто. Балет базируется на классическом сценическом танце, но также его дополняют другие хореографические элементы: гимнастика, акробатика, элементы восточных единоборств, народные пляски. Помимо этого, немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры выражают разговоры и передают чувства героев.

Пантомима – вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

Отдельного внимания, как в опере, так и балете, заслуживают театральные декорации и костюмы. Они являются важнейшими элементами при создании атмосферы и формировании визуальной целостности спектакля. Выдающиеся русские художники Василий Поленов, Виктор Васнецов, Исаак Левитан, Константин Коровин, Валентин Серов, Михаил Врубель в постановках опер русских композиторов передавали своеобразие отечественной истории, картин природы, поэзию сказочных образов.

Начиная с XIX века русский балет является национальной гордостью России.

Впервые балетный спектакль был поставлен в России в 1673 году при дворе царя Алексея Михайловича. С того момента начался славный путь развития этого вида искусства, достигшего к концу XIX – началу XX века невиданного расцвета. Балетные традиции пришли в Россию из Франции: иностранные танцовщики и балетмейстеры приглашались в Россию для постановки спектаклей и преподавания. Большое влияние на формирование русской балетной традиции оказали французы Шарль Луи Дидло и Мариус Петипа.

Выдающуюся роль в истории балета сыграл композитор Пётр Ильич Чайковский. Именно в его творчестве появилось единство музыкальной драматургии и танца, а балетный спектакль приобрёл законченность и глубину.

Тренировочные задания

Правильный ответ: М. И. Глинка.

№ 2. Зачеркните понятия, которые НЕ относятся к балету.

Балет, как и опера, является синтетическим жанром, в котором сочетаются различные виды искусства. Самым явным отличием оперы от балета является то, что в опере все артисты поют, а в балете – только танцуют. Соответственно, всё, что имеет отношение к речи или пению, НЕ относится к балету.

Цели урока: Сформировать представление учащихся о музыкальном театре.

Задачи урока :

  • Выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний.
  • Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся.
  • Развитие чувства ритма, творческих способностей.
  • Развитие внимания, мышления, речи; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать при выполнении заданий.
  • Способствовать формированию умения работать с интерактивной доской.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание интереса, любви к искусствУ.:
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости.
  • Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся.
  • Создание ситуации успеха для каждого ученика.

Форма урока: Урок-путешествие.

Оборудование урока:

  • Электронная доска Smart Board, компьютер, проектор.
  • Презентация.
  • Синтезатор.
  • Буклет-подарок “Музыкальный театр”.
  • Видеофрагменты:
    – Увертюра из оперы “Руслан и Людмила” М.И. Глинки;
    – отрывок из балета “Шопениана” на музыку Ф. Шопена;
    – Песня Садко “Заиграйте, мои гусельки” из оперы “Садко” Н. А. Римского-Корсакова.
  • Аудиозаписи:
    – Марш из балета “Щелкунчик” П.И. Чайковского;
    – Фонограмма песни “Волшебный мир искусства” муз. А. Ермолова, сл. К. Кряжевой;
    – Вальс цветов из балета “Щелкунчик” П. И. Чайковского.

Межпредметные связи: Музыка, литература, изобразительное искусство.

Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися:

Учащиеся будут иметь представление о крупнейших театральных центрах мирового значения, познакомятся с театральными профессиями, выявят особенности взаимодействия музыкального искусства с различными видами искусств, сходные и отличные черты оперного и балетного спектакля, исполнят простейшие ритмические рисунки на шумовых инструментах.

I. Музыкальное приветствие.

(Учитель исполняет музыкальное приветствие на мотив произведения Ж. Бизе “Марш Тореадора” из оперы “Кармен”):

Здравствуйте, дети, вам всем рада я!
Музыка вас вновь позвала.
Будем с вами петь и танцевать,
На инструментах играть.
Волшебных звуков мир к себе влечет.
В спектакль нас зовет!

II. Активизация имеющихся знаний.

Учитель: Ребята, узнали вы это произведение? (Учащиеся отвечают, что это фрагмент из оперы “Кармен” Ж. Бизе.)

У.: Правильно. А кто-нибудь из вас бывал в театре? (Ответы учащихся.)

У.: Сегодня я всем предлагаю виртуально посетить музыкальный театр.

У.: Назовите мне, пожалуйста, какие спектакли мы сможем увидеть, если побываем в театре?

Дети: Кукольный спектакль, Драматический спектакль, Теневой спектакль, опера и балет.

У.: В зависимости от того, какой вид спектакля вам покажут, театры разделяют на несколько видов.

(Учитель вызывает к доске ученика, чтобы выполнить Задание № 1: Соотнести название спектакля с названием театра).

У.: В каждом крупном городе есть театр оперы и балета. А сейчас я хочу познакомить вас со всемирно известными театрами.

У.: Обратите внимание, какие они красивые, каждый со своеобразной архитектурой. Ла Скала в Милане в Италии, Гранд-Опера в Париже во Франции, Венская государственная опера в Австрии, Сиднейский театр стоит прямо на берегу океана, и в Нью-Йорке очень интересное современное здание Метрополитен-оперы.

У.: А какие русские театры вам знакомы?

Д.: Мариинский императорский театр в Санкт-Петербурге. И самый главный театр нашей страны – Большой театр в Москве.

У.: А теперь мы отправимся в волшебный мир музыкального театра.

III. Работа по теме урока.

У.: Давайте подойдём к театральной афише. Для чего она нужна?

Д.: Афиша – объявление о спектакле, концерте или других представлениях. Глядя на нее, мы сможем узнать, что идет в театре.

У.: Посмотрите, о чем может рассказать нам театральная афиша?

Д.: На афише указывается названия произведений, их музыкальные жанры, фамилии авторов, имена и фамилии исполнителей главных ролей и дата.

У.: Посмотрите на наши афиши и скажите, как называются произведения, представляемые в нашем театре? Назовите их жанры и авторов? (Ответы учащихся.)

У.: А теперь давайте зайдём в помещение театра.

У.: Сначала мы попадаем в фойе. Это просторный зал, где обычно зрители ожидают начало представления. В фойе можно погулять, посидеть на скамеечках и рассмотреть фотографии или портреты популярных артистов театра. Затем мы услышим звонок, который даст сигнал, что можно занять свои места в зрительном зале. Всего в театре подается 3 звонка перед началом спектакля. Посмотрите, какой большой зал в театре, огромная люстра освещает зал, но во время представления она погаснет. Зачем выключают свет в зале?

Д.: Свет горит только на сцене, чтобы зрители смогли всё хорошо рассмотреть.

У.: В зрительном зале театра много мест для зрителей и внизу и на несколько этажей вверх располагаются зрительские кресла. Весь зал разделяется на зоны. (Учитель с помощью инструмента “Перо” показывает основные составные зрительного зала театра).

У.: В театре существуют какие-либо правила поведения? Как в театре надо себя вести? (Ответы учащихся.)

У.: Да, вы правы. В любом театре соблюдается театральный этикет. Посмотрите на доску, все ли правила нам знакомы? Ничего не хотите дополнить? (Ответы учащихся.)

У.: В фойе театра можно купить театральную программУ.: В ней, как и на афише, указаны название спектакля, музыкальный жанр, автор, дата проведения представления. На внутренней странице действующие лица и актеры, занятые в представлении и даже имя художника.

У.: Ребята, а зачем в театре художник? В чём заключается его работа?

Д.: Рисует декорации, эскизы костюмов, изготавливает бутафорские изделия.

У.: Можно ли без него обойтись?

Д.: Нельзя, спектакль будет не красочным, не интересным.

У.: А теперь внимательно посмотрите на изображения на доске. Попытайтесь распределить их на три группы: эскизы, костюмы, бутафория. (К доске выходят 3 ученика и с помощью инструмента “Линии” соединяют изображения с ключевым словом.)

У.: Одевая костюм героя, актер еще не до конца создает свой образ. Кто помогает актеру перед спектаклем измениться до неузнаваемости?

У.: Гримёр – одна из самых интереснейших профессий. Он может использовать бороду, усы, даже носы, сделать соответствующие морщинки на лице и из молодого человека получится старушка или забавное животное, король или нищий т.Д.:

У.: Какие еще театральные профессии очень важны для создания атмосферы спектакля?

У.: Сегодня мы познакомились с некоторыми театральными профессиями. Можете их перечислить? (Ответы учащихся.)

Чтоб состоялась в театре премьера:
Долго готовят её костюмеры
И осветители, и декораторы,
И драматурги, и звукооператоры,
Главный художник, кассир, бутафор,
Плотник, рабочие, токарь, гримёр,
А отвечает за всё…

Д.: (хором) Режиссёр!

У.: В программе есть ещё литературный текст. Как называется этот литературный текст?

У.: Что такое либретто?

Д.: Краткое литературное изложение сюжета.

У.: Какие музыкальные жанры создаются на основе либретто?

Д.: Опера, мюзиклы, оперетты.

У.: Без чего ещё не может обойтись ни опера, ни балет? Что вперёд пишут музыку или либретто? (Ответы учащихся).

У.: Может композитор сочинить музыку без либретто? Почему?

Д.: Только после создания либретто композитор пишет музыку, т.к. там прописано содержание спектакля, главные герои и текст.

У.: В чьём исполнении звучит музыка в театре, при показе оперы и балета?

Д.: В исполнении симфонического оркестра.

У.: Мы привыкли на концертах видеть музыкантов на сцене, но в музыкальном театре они занимают особое место. Как называется место, где располагается оркестр?

Д.: Оркестровая яма.

У.: Как называют руководителя оркестра?

У.: Фамилия дирижера тоже обязательно указана среди тех, кто готовил спектакль.

У.: Ребята, обратите внимание на то, что занавес ещё не открыли, сейчас зазвучит только музыка. Это оркестровое вступление перед началом спектакля создаёт определённый настрой для просмотра спектакля.

У.: Кто вспомнит, как оно называется?

У.: Давайте вспомним, где мы можем услышать увертюру?

Д.: Увертюра бывает перед началом балета, оперы, кинофильма или самостоятельным произведением.

У.: О чём нам рассказывает музыка увертюры?

Д.: В ней звучат музыкальные темы, характеризующие главных героев, события, которые будут происходить с ними и то, как закончится сюжет, но всё в кратком варианте.

У.: А теперь тишина. Занавес открывается…

(Просмотр видеозаписи Увертюры из оперы “Руслан и Людмила” М. И. Глинки). Приложение 1.

У.: Что вы испытывали, когда смотрели видеофрагмент из оперы?

Д.: -Восторг, удивление, очарование, помогает погрузиться в мир сказки…

У.: Какое настроение возникает у вас?

Д.: Радостное, праздничное, светлое, нежное, веселое.

У.: Понравился вам этот фрагмент? Музыку узнали? Как называется? Напомните мне еще раз, какой оркестр исполнял увертюру? Давайте вспомним инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра. (Ответы учащихся.)

У.: А хотели бы вы побывать сейчас в роли музыкантов театрального симфонического оркестра?

У.: Тогда сейчас мы поиграем с вами в игру “Мы веселые музыканты”. Правда, инструменты у нас сегодня будут шумовые, но зато музыка, под которую мы будем играть, самая настоящая. Это Марш из балета “Щелкунчик” П. И. Чайковского. (Дети исполняют ритмические рисунки из партитуры на доске.)

У.: Молодцы! А теперь прошу вас внимательно посмотреть два видеофрагмента.

(Просмотр видеофрагментов: отрывок из балета “Шопениана” на музыку Ф. Шопена и Песня Садко из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова.) Приложение 1.

У.: Какие театральные жанры здесь присутствуют?

Д.: Опера и балет.

У.: Прочитайте определение оперы и балета. Найдите общие признаки оперы и балета.

У.: Выполните задание: красным цветом нужно подчеркнуть отличительные признаки оперы, а синим цветом – отличительные признаки балета. (Вызываются два ученика. Учащиеся у доски читают определения на слайде и выполняют задания с помощью инструментов “Перо”.)

VI. Подведение итогов

У.: Ребята, где мы сегодня побывали? (Ответы учащихся.)

У.: Что нового о театрах вы сегодня узнали? Какие виды театров бывают? (Ответы учащихся.)

У.: Назовите главные музыкальные театры нашей страны. (Ответы учащихся.)

У.: Какие помещения музыкальных театров открыты для посетителей? (Ответы учащихся.)

У.: На какие места в зрительном зале вам могут продать билет, а куда нет? (Ответы учащихся.)

У.: С какими театральными профессиями мы познакомились? (Ответы учащихся.)

У.: Какой оркестр, как правило, принимает участие в постановке музыкального спектакля?

Д.: Симфонический оркестр.

У.: Какие жанры спектаклей представляют в музыкальных театрах?

Д.: Опера и балет.

У.: Как правильно сказать: “Я слушаю или смотрю оперу, я слушаю или смотрю балет”?

Д.: Слушают оперу, а балет смотрят.

У.: Какие виды искусства объединяют опера и балет?

Д.: Музыка, литература, живопись хореография,

У.: Эти виды искусств дополняют друг друга и этим помогают лучше понять их, помогают ярче передать и понять образы героев, расширяют знания, восхищают своей изумительной красотой и неповторимостью. (Исполнение песни “Волшебный мир искусства” муз. Александра Ермолова, сл. Ксении Кряжевой.) Приложение 3.

У.: К сожалению, наше пребывание в музыкальном театре сегодня заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи на следующих уроках.

V. Домашнее задание

Нарисовать свои впечатления от путешествия в мир музыкального театра.

У.: На память об уроке я хочу подарить вам буклеты с видами и названиями театров, записью отдельных музыкальных терминов и правилами театрального этикета. Приложение 2. Слушайте музыку и будьте здоровы!

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Образовательнаяя: (по достижению предметных результатов) познакомиться с особенностями оперного жанра, слушать и анализировать фрагменты оперы; наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; развивать творческие и исполнительские способности, эмоционально воспринимать музыку русских композиторов; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

2. Развивающая: (по достижению метапредметных результатов) развивать способность выражать свои мысли; развивать навык речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД; развитие памяти, речи, умения делать самостоятельные выводы.

3.Воспитательная: (по достижению личностных результатов) развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и деятельностью; оценивать усваиваемое содержание; формировать потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно - нравственного развития, воспитывать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.

Ход урока:

1.Организационный момент. Актуализация знаний.

Разгадывание кроссворда (применение игровых технологий)

- Сегодня мы совершим первое путешествие в музыкальный театр, где продолжим, как на протяжении всего первого полугодия, знакомство с музыкальными жанрами, тесно связанными с литературой. Для того чтобы узнать тему нашего урока, с каким жанром мы познакомимся, нам нужно разгадать музыкальный кроссворд (применение игровых технологий).

Вопросы к кроссворду:

1.основной элемент музыкальной речи, главное средство музыкальной выразительности (мелодия)

2. название высокого женского голоса (сопрано)

3.название высокого мужского голоса (тенор)

4. окраска звука (тембр)

5. благодаря этому средству музыкальной выразительности, мы можем определить характер произведения (лад)

2.Этап мотивации:

- Ребята, давайте уточним, что же мы будем делать на уроке. На сегодняшнем уроке мы поставим перед собой цели: разобраться,что такое опера, понять из чего она состоит, научиться внимательно слушать и анализировать фрагменты из оперы, выполнять задания по вокальной и пластической импровизации.

3. Изложение нового материала:

Во время краткого выступления детей учителем демонстрируется компьютерная презентация (применение ИКТ - технологий).

- Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с оперным творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Оказывается, он был не только талантливым музыкантом – гусляром, но и отважным путешественником-мореплавателем.

Как во славном Новгороде

Был Садко, весёлый молодец,

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты,

По пирам ходил-играл Садко,

Потешал купцов, людей посадских.

В образе Садко Римский – Корсаков прославляет силу и красоту народного искусства, ведь Садко играл и пел так, что заслушивались не только люди, сама природа замирала.

4. Первичное закрепление нового материала:

Слушание и анализ фрагментов оперы.

И вот мы с вами в театре, меркнет свет, опера началась. Занавес закрыт, но уже звучит увертюра - вступление. Она вводит нас в атмосферу спектакля. О чём расскажет вам эта музыка? Попробуйте дать ей название.

После прослушивания учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

-Композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море.

- Познакомимся с двумя главными героями оперы: Садко – певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель.Волхова – дочь морского царя. Знакомство их произошло на Ильмень озере.

-Скажите в какую обстановку ввела нас музыка? В реальную или сказочную? Садко обращается в этой песне к природе, к дубравушке, кИльмень - озеру, к трость – дереву. Очень выразительная, задушевная мелодия похожа на русскую народную распевную, протяжную песню.

- А какой инструмент сопровождает пение героя?Учащиеся узнают тембр арфы.

- Звучание арфы очень похоже на звучание гуслей, она звучит будто едва слышное журчание волн озера.

- Давайте попробуем исполнить первую строчку песни садко все вместе, и попытаемся передать чувства героя.(Учащиеся разучивают первую строчку песни Садко)

- Природа оживает благодаря чудесному дару гусляра. Песня Садко долетела до глубокого дна Ильмень – озера и покорила всех своей искренностью. Начались чудеса: всколыхнулось трость – дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Очарованный Садко приближается к той, что краше всех. Он хочет знать, кто она, кто другие сестры-девицы.

4.5.Проведение динамической паузы(применение здоровьесберегающие технологии).

Учащимся предложено изобразить под музыку движение лебедя.Повторное звучание фрагмента превращения лебедей в красных девици выполнение задания по пластической импровизации.

Садко собирает дружину, снаряжает корабли и отправляется в морское путешествие, которое длится 12 лет. Двенадцать лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платит. И вот началась на море буря, Садко велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается, нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. Потребовал морской царь выкуп и спустился Садко на дно морское, развеселил все морское царство своими песнями и отдал морской царь в жены ему царевну Волхову. И снова помогает Волхова Садко, теперь вернуться на землю.

- Какую песню поёт наша героиня? Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Это колыбельная Волховы. Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, тише и тише звучит ее голос, и исчезает Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась и превратилась в речку Волхов.

6. Рефлексия. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы:

- Сегодня наш урок был посвящён самому значительному жанру вокальной музыки – опере.Что узнали нового? Какой деятельности учились? Ответы учащихся.Вы узнали много разных специальных терминов, которые необходимо понимать для того, чтобы быть более образованными в мире музыки, чтобы разбираться в оперном искусстве.Сегодня мы узнали, что такое опера, и поняли в чём особенности этого музыкального жанра.Чтобы проверить ваши знания об опере предлагаю вам заполнить кроссворд, который вы видите перед собой на партах (работа в парах).По мере заполнения после взаимопроверки, поднять руку. Какая пара окажется первой?

Заполнение кроссворда (применение игровых технологий)

Вопросы к кроссворду:

1. Как называется спектакль, в котором герои не говорят, а поют.

2. Этот вид искусства в опере представлен декорациями и костюмами.

3. Этот вид искусства является в опере основным

4. Вид искусства помогает актёрам показать чувства персонажей.

5. Этот пластический вид искусства в опере присутствует не всегда.

6. Краткое литературное изложение сюжета оперы.

7. Песня одного героя.

-Ребята, мы в начале урока ставили перед собой цели, мы их достигли?

В этом мы убедились, проверив решения кроссворда

Научились выбирать из предложенной информации самое главное и необходимое. Учились работать совместно и в малой группе. Учились слушать, чувствовать, понимать и анализировать музыку. Учились правильно петь, чисто передавая мелодию песни.

-Как вы оцениваете работу на уроке свою и ваших одноклассников?Оценка учителя.

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания:Варианты заданий по выбору учащихся.

Читайте также: