Применение законов сохранения конспект

Обновлено: 06.07.2024

1. Образовательные: сформировать представление о применении законов сохранения импульса и энергии при решении теоретических и экспериментальных задач, показать практическую значимость, полезность приобретенных знаний;

2.Развивающие: создать условия для формирования навыков самостоятельной работы с раздаточным материалом, с оборудованием, умений сравнивать , анализировать и обобщать; формировать исследовательскую компетентность, коммуникативную и проблемную компетентность через организацию работы в группах;

3. Воспитательная: воспитывать навыки адекватной самооценки по заранее оговоренным условиям, формировать умение концентрировать внимание, вести диалог, способствовать привитию навыков умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому предмету.

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_10_klass.doc 186 КБ

Предварительный просмотр:

Название предмета: физика

Законы сохранения в механике

Сформировать представление о применении законов сохранения импульса и энергии, при решении теоретических и экспериментальных задач, показать практическую значимость, полезность приобретаемых знаний.

Создать условия для формирования навыков самостоятельной работы с раздаточным материалом, с оборудованием; умений сравнивать, анализировать и обобщать;

формировать исследовательскую компетентность;

формировать коммуникативную и проблемную компетенции через организацию работы в группах.

Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям;

формировать умение концентрировать внимание, вести диалог;

способствовать привитию навыков умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому предмету.

Место урока в системе уроков данного раздела:

Урок конкретизации полученных знаний

Основные термины и понятия:

Энергия, импульс, работа, упругий и неупругий удар, масса, скорость, давление

Физика и техника, физика и история физики, астрономия

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функции, степени участия и способов взаимодействия; инициативное сотрудничество в поиске, отборе,

Умения организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Умение применять полученные на уроке знания на практике.

Проверяет готовность класса к уроку. Проверяет присутствие и готовность действующих лиц

Ученики готовятся к работе: организуют рабочее место

1.Что мы наблюдаем?

2. Какие виды взаимодействия вам известны?

3. Запишите в индивидуальных листах закон сохранения импульса для упругого и неупругого столкновения

закон сохранения импульса для упругого и неупругого столкновения

а) Абсолютно упругим ударом называется столкновение, при котором сохраняется механическая энергия системы. Наряду с законом сохранения импульса выполняется закон сохранения механической энергии.

б) Абсолютно неупругим ударом называется столкновение, при котором, тела соединяются друг с другом и движутся дальше как одно целое тело. При абсолютно неупругом ударе механическая энергия не сохраняется. Она полностью или частично переходит во внутреннюю.

3. записывают в индивидуальных листах формулы.

4. самопроверка, работа над ошибками

Мотивация 5 мин

коллективная/обмен информацией между участниками

Создание проблемной ситуации

1. Может ли человек сидящий в лодке, сдвинуться с места не используя при этом весла?

2.Благодаря чему это возможно?

а) Что произойдет с тележкой, если жук будет двигаться вдоль тележки?

б) Как увеличить скорость тележки?

а) подберите массы и скорости тележек так, чтобы после удара они остановились.

б) при каких условиях тележки после столкновения едут направо?

5. На основе какого закона вы сделали свои предположения и выводы?

6. Вокруг нас происходят различные явления, связанные с удивительным законом природы. Этот закон вам хорошо известен, как он называется .

2.Ответ ( если выбросить вдоль лодки какой-нибудь предмет, или перейти с кормы на нос лодки.)

1. Ответ а)( тележка будет двигаться в противоположную сторону)

Б) ответ (увеличить скорость жука)

б) ответ _(если массы тележек равны, скорость тележки справа больше скорости тележки слева или

скорости тележек равны, а масса тележки слева больше массы тележки справа)

5.Ответ (на основе закона сохранения импульса)

6. ответ (закон сохранения энергии)

7. Формулируют тему урока ( Законы сохранения в механике)

Закрепление изученного материала 15 мин

Учитель организует деятельность

обучающихся по выполнению задания в группах.

Наблюдает за поведением участников

Помогает, если возникла необходимость

1. Выполняют задания в группах

Задание 1 группе :

Оборудование: ноутбук, модель, рисунок

  1. Создайте замкнутый цикл движения воды на модели, с помощью ноутбука. Можно менять сечение выходного отверстия путем смены насадок и угол наклона насадок.
  2. Вопрос1. Возможна ли реальная реализация модели? Если нет, то почему?
  3. Рисунок

а) скользящая по льду шайба, остановилась, нет ли здесь противоречия с законом сохранения энергии? (нет, часть механической энергии из-за сил трения превратилась во внутреннюю)

б) камень и теннисный мяч ударяют палкой, почему теннисный мяч летит дальше? (F* t = р2- p1), т.к. масса камня больше массы мяча, то скорость камня меньше скорости мяча, учитывая, что из состояния покоя тела получили одинаковые импульсы, следует из закона сохранения импульса.

Задание 2 группе:

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, желоб лабораторный, линейка измерительная, шарик, электронные весы.

С наклонной плоскости скатывается стальной шарик, затем некоторое время он движется по горизонтальному участку желоба.

Ответьте на вопросы:

Вопрос 1. Какие превращения энергии происходят при движении шарика по наклонной поверхности?

Вопрос 3. Не нарушается ли здесь закон сохранения и превращения энергии?

Вопрос 4. Определите кинетическую энергию шарика в момент, когда он достигает основания наклонной поверхности?

(Еп = Ек, mgh= Ек, измерить высоту наклонной плоскости и массу с помощью электронных весов)

Задание 3 группе

Применение закона сохранения энергии в гидродинамике

Оборудование: раздаточный материал, сборник задач по физике 10-11 класс. А. П. Рымкевич

Ответьте на вопросы,

используя дополнительный материал «Элементы гидро- и аэродинамики.

Вопрос1. Как закон сохранения энергии можно применить к движению жидкости?

Применим закон сохранения энергии к движению жидкости и газа. Из этого закона следует, что в местах потока жидкости (или газа), где скорость ее движения, а вместе с ней и кинетическая энергия меньше, потенциальная энергия должна быть больше. Что это за потенциальная энергия? Если поток жидкости горизонтален, то энергия взаимодействия жидкости с Землей будет везде одинаковой. Поэтому речь здесь может идти только о потенциальной энергии упругого взаимодействия частей жидкости друг с другом. Эта энергия обусловлена существованием в жидкости давления, вызванного незначительным ее сжатием. Там, где потенциальная энергия больше, больше сжатие и соответственно связанное с ним давление

Вопрос2. Какой вывод был сделан на основе закона сохранения энергии?

Ответ: При движении идеальной жидкости т. е. (без внутреннего трения между движущимися слоями)

не происходит превращения механической энергии во внутреннюю, поэтому выполняется закон сохранения механической энергии.

давление текущей жидкости больше в тех местах потока, в которых скорость ее движения меньше, и, наоборот, в тех местах, где скорость больше, давление меньше.

Вопрос3 . Кем была установлена эта закономерность?

Ответ: эта закономерность была установлена в первой половине XVIII в. пербургским академиком Даниилом Бернулли и носит название закона Бернулли .

Справедлив этот закон как для жидкостей, так и для газов.

После обсуждения 1 ученик решает у доски задачу, в это время отчитывается группа у доски.

3. Решите задачу, используя следствие из уравнения Бернулли , № 404 стр. 58, Рымкевич,

Указание : а) установите зависимость между скоростью и площадью поперечного сечения трубы, зная как зависит скорость течения воды в трубе от давления.

б) запишите формулу площади поперечного сечения (круга) через диаметр круга.

в) установите зависимость скорости течения от диаметра трубы.

г) составьте пропорцию, найдите скорость течения в узкой трубе.

д) v- скорость течения воды в широкой трубе;

v1- скорость течения воды в узкой трубе;

d- диаметр широкой трубы;

d1- диаметр узкой трубы;

У доски написать пропорцию, пояснить на основании чего вы ее составили и показать решение.

V/ V1= p/p1, следует V/ V1= S/S1, т.к. S= пR2,

R=D/2, следует S=пD2/4, значит площадь пропорциональна D2, тогда V1/V=D2/(D1)2, т.к.

Диаметр узкой трубы в 4 раза меньше, то

тогда V1 V /V==D2/ (D/4)2

V1=16 V= 16*0,1м/с=1,6 м/с

Задание 4 группе :

Применение закона сохранения энергии в аэродинамике

Оборудование: раздаточный материал, сборник задач по физике 10-11 класс. А. П. Рымкевич, штатив с лапкой, лист бумаги, теннисный мяч , фен, плакат, маркеры

Продемонстрируйте Закон Бернулли на простом опыте.

Возьмите листок бумаги и используя фен направьте воздушный поток вдоль его верхней поверхности.

(Мы увидим, что бумага начнет подниматься вверх.)

Ответьте на вопросы,

используя дополнительный материал «Элементы гидро- и аэродинамики

Почему это происходит?

Это будет происходить из-за того, что давление в струе воздуха над листом бумаги меньше, чем под листом, где воздух спокоен. Действующая снизу преобладающая сила давления и заставит лист подниматься.

Объясните и возникновение подъемной силы, действующей на крылья самолета, используя дополнительный материал?

Каждое крыло у самолета в сечении имеет несимметричную форму. Поэтому при движении самолета воздушный поток обтекает крыло так, что из-за разной скорости обтекания крыла сверху и снизу давления под крылом и над крылом также оказываются различными. Давление над крылом оказывается меньше давления над крылом. Благодаря этому и возникает сила, поднимающая самолет в воздух.

Вопрос 3. Кем была разработана теория возникновения подъемной силы крыла?

Теория возникновения подъемной силы крыла самолета была разработана русским ученым Николаем Егоровичем Жуковским (1847-1921).

Вопрос 4 . Где зависимость в потоке жидкости (или газа)

от скорости ее течения находит применение, в каких приборах используется?

Зависимость давления в потоке жидкости (или газа) от скорости ее течения, (там где эта скорость больше, давление меньше, и наоборот) являющаяся следствием закона сохранения энергии, находит широкое применение в различных устройствах: пульверизаторе, водоструйном насосе, карбюраторе.

5.Решите задачу, используя следствие из уравнения Бернулли , № 406 стр. 58, Рымкевич, рис.51

  1. Изобразите на плакате рисунок и объясните почему шарик парит в струе и при движении шланга будет следовать за ним. Объяснение дайте на основе давления. Установите, как изменяется давление от центра к переферии потока, растет или убывает, если мячик не падает в сторону?

Ответ: (давление в потоке меньше там, где больше скорость движения. В данном случае давление растет от центра к переферии потока, и шарик удерживается в центре потока.

Оборудование для эксперимента

Оборудование для эксперимента

Слово предоставляется 1, 2, 3, 4 группам

Во время отчета групп

Во время отчета групп 1 ученик 3-ей группы решает задачу у доски

Слово предоставляется 3-й группе

Вопрос. Как вы думаете всегда ли выполняется закон сохранения энергии?

Во время отчета групп, остальные заполняют в индивидуальных картах таблицу

Дети высказывают свои предположения .

1. Закон сохранения энергии с одинаковым успехом применяется как в физике микромира – мира элементарных частиц, где законы Ньютона уже несправедливы, так и в физике мегамира – при изучении Вселенной в целом. Проиллюстрируем это двумя примерами один из которых как раз относится к микромиру, а другой – к мегамиру.

При изучении в 20-х годах нашего века радиоактивного распада некоторых атомных ядер, сопровождающихся вылетом электронов, было обнаружено “нарушение” закона сохранения энергии: часть энергии куда-то исчезла. Было высказано предположение, что в микромире закон сохранения энергии не выполняется. Но несколько позже, в начале 30-х гг., известный физик-теоретик Вольфганг Паули, верящий в незыблемость закона сохранения энергии, предположил, что в этом распаде наряду с электронами и атомными ядрами, известными к тому времени, участвует еще одна, “новая” частица, которая и уносит недостающую энергию. Эту частицу назвали нейтрино , что в переводе с итальянского означает “нейтрончик”. Однако благодаря исключительно слабому взаимодействию этой частицы с веществом ее не удавалось зарегистрировать вплоть до 1953 г., когда она все-таки была обнаружена. Открытие нейтрино явилось триумфом закона сохранения энергии в микромире.

Чему равна полная энергия всей Вселенной? Чтобы ответить на этот вопрос, представим себе сначала, что все тела Вселенной разнесены на бесконечно большое расстояние друг от друга. Тогда гравитационного взаимодействия между ними не будет, и потому потенциальную энергию этого взаимодействия можно считать равной нулю. На самом деле силы тяготения стремятся сблизить тела, причем направлены эти силы, как мы знаем, в сторону уменьшения потенциальной энергии. Поэтому на любом реальном расстоянии друг от друга, меньшем бесконечности, потенциальная энергия гравитационного взаимодействия тел во Вселенной будет отрицательной. А раз так, то в сумме с остальными положительными энергиями тел Вселенной (кинетической и т.д.) она может дать нуль! Именно такое значение полной энергии Вселенной рассматривается в современной теории эволюции Вселенной. Согласно этой теории, наша Вселенная могла возникнуть из вакуума, и закон сохранения энергии (при энергии Вселенной, равной нулю) этому не препятствует!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Энергия является мерой способности физической системы совершить работу.

Энергия, как и работа, измеряется в джоулях.


Потенциальная энергия – это энергия, которая определяется взаимным положением взаимодействующих тел или частей одного и того же тела. . Пример. Летящая птица, летящий самолет, яблоко на дереве обладают потенциальной энергией.

Потенциальная энергия деформированных тел
Кинетическая энергия движущихся тел . Пример. Бегущий спортсмен, едущий автомобиль обладают кинетической энергией.

Замкнутая система – это система, на которую не действуют внешние силы или действие этих сил скомпенсировано.

Закон сохранения энергии в механических процессах:

сумма кинетической и потенциальной энергии тел, составляющих замкнутую систему и взаимодействующих между собой силами тяготения и силами упругости, остается постоянной. Пример. Лыжник находится на вершине горы, он обладает потенциальной энергией. Когда лыжник съезжает с горы, его потенциальная энергия превращается в кинетическую, т.о. полная механическая энергия не изменяется.

Сумма кинетической и потенциальной энергии тел называется полной механической энергией.

р – импульс тела - это векторная физическая величина , равная произведению массы тела на его скорость. Примеры тел, обладающих импульсом: катится мяч, едет поезд.

Единица импульса тела – кг*м/с

Изменение импульса тела


Изменение импульса тела


Изменение импульса тела равно импульсу силы

Закон сохранения импульса: суммарный импульс замкнутой системы тел остается постоянным при любых взаимодействиях тел системы между собой.

Применение закона сохранения импульса. 1.Движение медузы, осьминога, каракатицы. 2.Поливочная установка.3.Водометный двигатель.4.Реактивные двигатели. 5.Отдача в плечо стрелка при выстреле из винтовки.

Реактивная сила возникает без какого-либо взаимодействия с внешними телами.

По принципу реактивного движения передвигаются некоторые представители животного мира, например, кальмары и осьминоги. Они способны развивать скорость 60 - 70 км/ч.

Реактивное движение – единственный вид движения, который может осуществляться без взаимодействия с окружающей средой

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) - великий русский учёный и изобретатель, открыл принцип реактивного движения, которого по праву считают основоположником ракетной техники.

Сергей Павлович Королёв(1907-1966) - конструктор космических кораблей

Юрий Алексеевич Гагарин(1934-1968) - Первый космонавт в истории человечества

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГПО АУ ЯО Ростовский колледж отраслевых технологий

с примерами решения задач по ФИЗИКЕ

Преподаватель колледжа: Шебанова Г.В.

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ

1. Импульс. Закон сохранения импульса.

Любое движущееся тело обладает импульсом.

Р = m V : вектор импульса направлен по скорости

Р = m V где m : [ кг ] – масса движущегося тела

V : [ м/ с] - скорость тела

Р : [ кгхм/с] - импульс движущегося тела

Закон сохранения импульса : Суммарный импульс системы тел до взаимодействия равен суммарному импульсу системы тел после взаимодействия Σ Р = Σ Р 1

А) упругий удар До взаимодействия После взаимодействия

Закон сохранения импульсов : m 1 V 1 = m 1 V 1 1 + m 2 V 2 1

Б) неупругий удар До взаимодействия После взаимодействия

Закон сохранения импульса : m 1 V = ( m 1 + m 2 ) V 1

Закон сохранения импульса : m 1 V + m 2 V 2 = ( m 1 + m 2 ) V 1

Энергия. Закон сохранения энергии.

Кинетическая энергия : любое движущееся тело обладает кинетической энергией

Е к = m V 2 / 2 где m : [ кг ] - масса тела V

V : [ м\с ] – скорость тела

Е к : [ Дж ] – кинетическая энергия

2.2 Потенциальная энергия .

а) тело , поднятое над землей

Е п = mg h где m : [ кг ] - масса тела mg h

h : [ м ] - высота над землей

Е п : [ Дж ] – потенциальная энергия

g= 9.81 м\с 2 - ускорение свободного падения

б) упруго деформированная пружина

Е п = k x 2 /2 где х : [ м ] - величина деформации пружины

hello_html_m7857b359.jpg

Е п : [ Дж ] – потенциальная энергия

k - коэффициент упругости

2.3 Полная механическая энергия – сумма кинетической и потенциальной энергии тела

W = Е к + Е п

2.4 Закон сохранения энергии: при отсутствии сил трения полная механическая энергия

тела не изменяется.

W 1 = W 2 = W 3

Работа . Мощность .

3.1 Механическая работа

А = F S

α=0 = 1 F

где F : [н ] - механическая сила

S : [ м ] – перемещение тела

А : [ Дж ] – работа , совершенная силой F

3.2 Мощность - работа в единицу времени

Р = где А : [ Дж ] - работа

t : [ сек ] – время

Р : [ Вт ] - мощность

Примеры решения задач.

Тело, движущееся со скоростью V = 12 м\с имеет импульс Р = 36 кгхм\с. Определите массу тела.

V = 12 м\с P = m V V P

Р= 36 кгхм\с m = p \ V = 36\12 = 3 кг

Найти m Ответ: m = 3 кг

Тело массой 300 г движется со скоростью 10 м\с и сталкивается с неподвижным телом массой 400 г. После столкновения скорость тела разлетаются в противоположных направлениях , причем скорость первого тела стала равной 1 м\с. Чему равна скорость второго тела после столкновения ?

Дано: СИ Решение :

V 2 = 0 Закон сохранения импульсов : m 1 V 1 = - m 1 V 1 1 + m 2 V 2 1

V 1 1 = 1 м\с 0.3х10 = - 0.3х1 + 0.4х V 2 1

Найти V 2 1 3=- 1,8 + 0,4 V 2 1

V 2 1 = ( 3 + 0.3)\0,4 = 8.25 м\с

Ответ : V 2 1 = 8,25м\с

Определите кинетическую энергию тела массой 500 г , движущегося со скоростью

Дано : СИ Решение :

m = 500г 0.500кг V

Найти Е к Е к = mV 2 \2 = 0.5 х 12 2 \2 = 36 Дж

На какой высоте находится тело массой 0.5 т , если его потенциальная энергия равна 10 000 Дж.

Дано : СИ Решение :

m = 0.5 т 500 кг E п = mgh h

Е п = 10 000Дж h = Е п \ mg =10000\500х9.81=2.04м

С какой высоты упало тело , если в момент падения тело имело скорость 16 м\с. Трением пренебречь.

Дано : СИ Решение : 1.

Найти : h W 2 = Е к = mV 2 \2

Закон сохранения энергии: h

h = V 2 \2 g = 16 2 \2х9.81 = 13.05 м

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 247 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.09.2019 1121
  • DOCX 216.5 кбайт
  • 27 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шебанова Галина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Раздел ОГЭ по физике: 1.18. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Формула для закона сохранения механической энергии в отсутствие сил трения. Превращение механической энергии при наличии силы трения.

1. Энергия тела – физическая величина, показывающая работу, которую может совершить рассматриваемое тело (за любое, в том числе неограниченное время наблюдения). Тело, совершающее положительную работу, теряет часть своей энергии. Если же положительная работа совершается над телом, энергия тела увеличивается. Для отрицательной работы – наоборот.

  • Энергией называют физическую величину, которая характеризует способность тела или системы взаимодействующих тел совершить работу.
  • Единица энергии в СИ 1 Джоуль (Дж).

2. Кинетической энергией называется энеpгия движущихся тел. Под движением тела следует понимать не только перемещение в пространстве, но и вращение тела. Кинетическая энергия тем больше, чем больше масса тела и скорость его движения (перемещения в пространстве и/или вращения). Кинетическая энеpгия зависит от тела, по отношению к которому измеряют скорость рассматриваемого тела.

3. Потенциальной энергией называется энергия взаимодействующих тел или частей тела. Различают потенциальную энергию тел, находящихся под действием силы тяжести, силы упругости, архимедовой силы. Любая потенциальная энергия зависит от силы взаимодействия и расстояния между взаимодействующими телами (или частями тела). Потенциальная энергия отсчитывается от условного нулевого уровня.

  • Потенциальной энергией обладают, например, груз, поднятый над поверхностью Земли, и сжатая пружина.
  • Потенциальная энергия поднятого груза Еп = mgh .
  • Кинетическая энергия может превращаться в потенциальную, и обратно.

4. Механической энергией тела называют сумму его кинетической и потенциальной энергий. Поэтому механическая энеpгия любого тела зависит от выбора тела, по отношению к которому измеряют скорость рассматриваемого тела, а также от выбора условных нулевых уровней для всех разновидностей имеющихся у тела потенциальных энергий.

  • Механическая энергия характеризует способность тела или системы тел совершить работу вследствие изменения скорости тела или взаимного положения взаимодействующих тел.

5. Внутренней энергией называется такая энергия тела, за счёт которой может совершаться механическая работа, не вызывая убыли механической энергии этого тела. Внутренняя энеpгия не зависит от механической энергии тела и зависит от строения тела и его состояния.

6. Закон сохранения и превращения энергии гласит, что энеpгия ниоткуда не возникает и никуда не исчезает; она лишь переходит из одного вида в другой или от одного тела к другому.

  • Закон сохранения механической энергии: если между телами системы действуют только силы тяготения и силы упругости, то сумма кинетической и потенциальной энергии остается неизменной, то есть механическая энергия сохраняется.


7. Изменение механической энергии системы тел в общем случае равно сумме работы внешних по отношению к системе тел и работы внутренних сил трения и сопротивления: ΔW = Авнешн + Адиссип

Если система тел замкнутавнешн = 0), то ΔW = Адиссип, то есть полная механическая энергия системы тел меняется только за счёт работы внутренних диссипативных сил системы (сил трения).

Если система тел консервативна (то есть отсутствуют силы трения и сопротивления Атр = 0), то ΔW = Авнешн, то есть полная механическая энергия системы тел меняется только за счёт работы внешних по отношению к системе сил.

8. Закон сохранения механической энергии: В замкнутой и консервативной системе тел полная механическая энергия сохраняется: ΔW = 0 или Wп1 + Wк1 = Wп2 + Wк2 . Применим законы сохранения импульса и энергии к основным моделям столкновений тел.

  • Абсолютно неупругий удар (удар, при котором тела движутся после столкновения вместе, с одинаковой скоростью). Импульс системы тел сохраняется, а полная механическая энергия не сохраняется:


  • Абсолютно упругий удар (удар, при котором сохраняется механическая энергия системы). Сохраняются и импульс системы тел, и полная механическая энергия:


Удар, при котором тела до соударения движутся по прямой, проходящей через их центры масс, называется центральным ударом.

Схема «Механическая энергия.
Закон сохранения энергии. Углубленный уровень«

Механическая энергия.

Закон сохранения энергии


План урока составлен в соответствии с примерной программой по физике для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания (естественнонаучный профиль). Тип (вид урока): закрепления и совершенствования знаний и умений.

Содержимое разработки

План урока теоретического обучения

Дата проведения: ________________ № урока 11, 12

Группы: 10 (1 подгруппа)

Специальность: 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Преподаватель: Бикбулатова Л.А..

Предмет (дисциплина): физика

Тип (вид урока): закрепления и совершенствования знаний и умений

Уровень усвоения учебной информации:

Второй уровень (воспроизведение) - воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Третий уровень (применение) - уровень усвоения информации, при котором студент способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых (реальных) ситуациях.

Методы: беседа с игровыми элементами и последующим обсуждением, соревнование, учебная деловая игра, решение задач, практикум.

Междисциплинарные и внутрипредметные связи: естественнонаучные дисциплины.

Средства обучения: вербальные (устное и печатное слово), наглядные (игровые карточки, схемы, рисунки и т.д.), специальные (приборы и устройства), технические (экранно-звуковые).

Цели и задачи:

- показать прикладное значение физики.

Развивающая:

умения систематизировать и обобщать знания при решении задач;

навыки работы с различными источниками информации;

навыки работы в группе и самостоятельной деятельности;

навыки публичного выступления.

Воспитательная:

- стимулировать самостоятельную деятельность;

- способствовать формированию коммуникативных навыков.

По итогам обучения студент должен:

- о роли и месте физики в современной научной картине мира;

-о роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- уверенно использовать физическую терминологию символики по теме урока;

- обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы.

- применять полученные знания и умения для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни.

Формируемые компетенции:

ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6: Работать в коллективе и в команде, обеспечивать еѐ сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Читайте также: