Пушкин выстрел конспект урока 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

Карточки со словами.

- Вспомним: зачем автору понадобилась такая запутанная сеть рассказчиков?

Благодаря голосу провинциального помещика Белкина повесть отличается необыкновенной простотой изложения . Подполковник И.Л.П., собственно, и расска­зывает историю Сильвио. Он необходим, чтобы дать характеристику главному герою. Он оце­нивает поступки Сильвио с позиции более мо­лодого, эмоционального современника и непос­редственного участника событий.

- Зачем Пушкин столь подробно по­вествует о том, кто и при каких обстоятельствах рас­сказал эту историю?

Здесь необходимо подвести ребят к выводу о парадоксальности самого пушкинского приема: рассказчик не способен что-либо придумать, значит, так оно и было. Значит, не литературная фантазия сочинителя, а сама жизнь руководит пером писателя. Но не забудем, что все вышесказанное лишь прием, игра, затеянная заме­чательным мастером с читателем. Да еще с каким читателем — не чета нам.

Подведем учащихся к выводу . Ко всем своим героям_ рассказчикам автор относится с любовью и мягкой иронией. Везде слышится голос автора, размышляющего о нравах своего времени. Да и только ли своего? Разберемся в прочитанном.

Вопросы к конференции:

( о дуэли, о чести, о мести)?

Что можно сказать о характере Сильвио в первой части повести?

Какой поступок Сильвио и почему не могли понять офицеры полка?

Что нового вы узнали о герое из второй части повести?

Каким Сильвио предстает в финале? Что победило в его душе?

Какое впечатление осталось у вас от прочитанной повести?

По ходу обсуждения вопросов на доске появляются карточки , называющие разные нравственные качества героев.

МАТЕРИАЛ К 1 ВОПРОСУ:

История дуэли Сильвио с графом рассказана от имени человека, близко знавшего обоих, наблюдающего странное поведение Сильвио в первой части и случайно узнавшего продолжение истории через пять лет. Эпиграфы к повести объединяют композиционные части повести.

Две части пред­ставляют единое целое, позволяющее объяс­нить и наиболее полно раскрыть характер главного героя, они неразрывно связаны меж­ду собой.

Из второй части повести мы узнали, что Сильвио был храбрым человеком: отказавшись от дуэли в первой части, он не раздумывая идет на нее во второй и даже предоставляет против­нику шанс убить его. Благородство и чувство справедливости все-таки побеждают в душе Сильвио чувство мести. К тому же погибает он как настоящий романтический герой — сража­ясь за свободу греков.

МАТЕРИАЛ КО 2 ВОПРОСУ:

Сильвио – человек опытный, немолодой (ему около 35 лет), небогатый, тщательно хранящий какую-то тайну(тщательно избегает дуэлей, хотя прекрасно стреляет). Сильвио скрытен. Иностранное имя подчеркивает необычность героя, придает ему романтическую загадочность.

МАТЕРИАЛ К 3 ВОПРОСУ:

Офицеры полка не могли понять отказ Сильвио от дуэли. Молодые люди усмотрели в этом отказе недостаток храбрости. Получив письмо, Сильвио поспешно уезжает и перед отъездом раскрывает тайну рассказчику: он бережет свою жизнь для продолжения дуэли с другим против­ником, дуэли, которая была начата несколько лет назад.

Выступление подготовленного ученика. История несостоявшейся дуэли (инсценированный пересказ от лица Сильвио)

МАТЕРИАЛ К 4 ВОПРОСУ:

Хронологически части повести должны быть расположены в другом порядке, но тогда бы читатель не получил такого заинтриго­вывающего сюжета. Ведь именно таинствен­ный герой, возникающий на первых страни­цах повести, привлекает наше внимание. К тому же повесть пересказывается от лица вы­мышленного рассказчика, который может появиться только во второй части, его же гла­зами и дается характеристика главного героя, к тому времени уже изменившегося, зрелого человека, оценивающего свои поступки ина­че, чем в ранней молодости. Две части пред­ставляют единое целое, позволяющее объяс­нить и наиболее полно раскрыть характер главного героя, они неразрывно связаны меж­ду собой.

Из второй части повести мы узнали, что Сильвио был храбрым человеком: отказавшись от дуэли в первой части, он не раздумывая идет на нее во второй и даже предоставляет против­нику шанс убить его. Сильвио испытывал судьбу. К тому же как благородный человек он хотел уравнять шан­сы противников. Возможно, он в какой-то мере наслаждался слабостью графа (тот не должен был стрелять второй раз).

От судьбы невозможно уйти, но иногда судь­ба одного человека находится в руках другого, и тут все зависит от моральных качеств после­днего.

МАТЕРИАЛ К 5 ВОПРОСУ:

Но Сильвио — натура исключитель­ная. Над его чувством не властны ни время, ни моль­бы молодой красивой женщины. Ничто не радует его, ничто не может сорвать с его лица маску роман­тического, глубокого страдания.

Здесь есть и оборотная сторона медали. Сильвио — исключительный романтический герой, поставив­ший свою жизнь на службу одному единственному чувству, которое сожгло его душу. Он свободен от прямой авторской оценки, как бы стоит по ту сторо­ну добра и зла. Да, он великолепен в своем скорбном романтическом одиночестве, но не растерял ли он драгоценный дар судьбы — жизнь попусту?

Благородство и чувство справедливости все-таки побеждают в душе Сильвио чувство мести. К тому же погибает он как настоящий романтический герой — сража­ясь за свободу греков. Автор дает ему возможность закончить жизнь среди гре­ческих повстанцев, обратив ее в подвиг.

Выступление подготовленного ученика. Рассказ графа о выстреле (инсценированный пересказ от лица графа)

МАТЕРИАЛ К 6 ВОПРОСУ:

Творческие работы учащихся.

Итог урока: распределите понятия на 2 группы:1. Достойные осуждения и достойные уважения


Приёмы: предположение, сводная таблица, создание визиток, телеграммы.

Форма работы: групповая.

Ход урока:

1. Вступление.

Размышляя над любым произведением А. С. Пушкина нельзя хотя бы на несколько минут не обратиться к самому поэту.

- 27 января 1837г. в пятом часу пополудни на окраине Петербурга, близ Чёрной речки, прозвучал выстрел…

- 29 января в 2 часа 45 минут в России не стало Пушкина. Жизнь его оборвалась дуэльной пулей.

Зависть и страх, долг и любовь – эти и другие качества толкают пушкинских героев на поступки и злодеяния. Просто и нелицемерно Пушкин подошёл к важным проблемам, которые из века в век тяготят и волнуют совесть человека, заставляют одних подниматься на ступень сострадания и человечности, а других падать на дно гордыни и зависти.

И судьба одаривает или наказывает.

Что вы знаете об этой повести? (не содержание)

- Скажите, какие ассоциации вызывает у вас слово ВЫСТРЕЛ?

(обречённость, смерть, крайность, поворот судьбы, точка в жизни Пушкина)

- Каким бы цветом вы написали это название?

(чёрный, красный как вспышка и т. д.)

Конспект урока по литературе по теме Повесть А. С. Пушкина Выстрел

3. Стадия осмысления.

I. Дома вы не просто читали I часть повести, вы читали её с пометками. Отмечали все те детали (портрет, поведение, речь), которые касаются наших героев: Сильвио и графа.

(Пометка? обозначает сомнение, несогласие, желание проработать деталь вместе с классом, в группе, просто задать вопрос; пометка! обозначает обратить особое внимание, + согласие с автором).

- Заполните первую часть таблицы.

После работы с таблицей, делаем выводы по героям повести, решаем, обсуждаем вопросы, которые предложены группой для обсуждения. Учащийся читает стихотворение А. Дементьева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: углубленное изучение произведения.

Цель урока: Выявить особенности сюжета и композиции, жанра, изображения главных героев, пейзажа в произведении, связь изображаемого с центральной идеей повести.

- Довести до учащихся авторскую оценку поступков героев, идею произведения;

- Развивать у учащихся умение анализировать произведение, сравнивать героев и их поступки; делать выводы;

Класс разделен на три группы.

1. Организационный момент

так писал Александр Сергеевич Пушкин в своём стихотворении. Согласны ли вы с этим? Действительно ли, когда мы читаем произведения А.С.Пушкина, в нас пробуждаются чувства добрые? Какие?

3. Проверка домашнего задания.(Слайд 3) (Приложение 1)

Наш разговор мы начнём с проверки домашнего задания. Вы должны были прочитать повесть. Посмотрим, как внимательно вы это сделали? Игра на знание содержания повести.

4. Работа с текстом.

На какие части можно композиционно разделить повесть? (Слайд 4)

1.Рассказ о загадочном Сильвио.

2.Рассказ Сильвио о незаконченной дуэли.

3. Жизнь рассказчика в отставке. Знакомство с графом.

4. Граф рассказывает о продолжении дуэли.

События переданы в хронологическом порядке? Нет. Давайте расположим события в хронологическом порядке. Зачем понадобилось автору изменить порядок повествования? В этом интрига, загадка. Один из признаков романтизма. Проверим правильность наших рассуждений (Слайд 5)

5. Анализ героев

Ребята выполняют 1 задание в бланках (Приложение 2)

- Эта повесть о том, как…..

-Центральным героем повести является….

- В повести действует ещё два героя….

6. Работа в группах. Каждая группа получает исследовательское задание по анализу своего героя. Нужно проследить по тексту, записать информацию в бланках о том, что представляет собой герой в начале повести и какова его судьба в финале. Каждая группа заполняет таблицу. Ребята зачитывают свои записи. Делаем обобщение. (Слайд 6)

В начале сюжетной линии

В финале повести

Служил в гусарском полку, привык первенствовать

Погиб в Греции, сражаясь на стороне повстанцев

Служил в гусарском полку, умён, красив, весел, храбр

Спокойная, счастливая жизнь в семейном кругу

Армейский офицер, кутежи, дуэли, карты

Поселился в бедной деревеньке Н***, затворнический образ жизни, чтение книг, хозяйские заботы

Давайте сделаем вывод. Что сразу бросается в глаза? Совершенно верно, на начало повествования жизнь героев схожа, а финал получается разный, почему? Потому что в процессе жизни герои совершают разные поступки, в совершении поступков они руководствуются разными мотивами. Давайте проследим по тексту, какими мотивами руководствовались наши герои, почему финал получился различный?

Задания группам. Подготовить рассказ о своём герое, выписать ключевые слова, характеризующие поступки, чувства после незавершённой дуэли. В общем виде ребята собирают примерно такую информацию.

Угрюмость, крутой нрав, злой язык

Загадка, почему он ушёл в отставку

Жил бедно и расточительно

Упражнялся в стрельбе, был искусен

Никогда не участвовал в разговорах о дуэли

Не стал вызывать оскорбившего его офицера на дуэль

Мотив: месть, одиночество

Женился, счастлив в браке

Принимает гостей с видом открытым и дружелюбным

Разговор его свободный и любезный

Обходились как с добрым соседом

Совестно вспоминать дуэль

Чувствует вину перед Сильвио

Принимает месть Сильвио как наказание за грехи молодости

Боится за жену, чувствует перед ней ответственность

Мотив: счастлив, есть, что терять

Ведёт жизнь армейского офицера

Сильное влияние на него имеет Сильвио (какая-то таинственность окружает его)

Разочаровывается в Сильвио

Странные противоположные чувства волновали (после рассказа Сильвио)

Ушёл в отставку, ведёт уединенный образ жизни.

Вздыхает о прежней беззаботной жизни

выслушал продолжение рассказа от графа, начало которого поразило его

Мотив: романтически настроен, видит в Сильвио романтическую личность

Ребята читают ключевые слова, характеризуют поступки героев, делают выводы. (Слайды 7,8,9)

- Кому мстит Сильвио и почему? (Им движет зависть к более удачливому человеку, который никакой обиды ему не причинил).

- На что же он растратил свою жизнь? (На ожидание мести, вынашивание плана мести. Логично, что в конце повести герой погибает. Он потерял смысл жизни, ему незачем жить.)

Итак, давайте сделаем вывод, как мотивы поступков героев влияют на их дальнейшую судьбу. Какова основная идея повести? (Слайд 10)

Зависть, злоба, безотчётное стремление быть первым, одержимость идеей мести ведёт к саморазрушению личности и ,как следствие, к одиночеству. У Сильвио нет будущего. Своими поступками он разрушил свою жизнь.

Любовь, забота о близких, доброе отношение к другим воскрешает личность. Жизнь графа, его поведение резко изменились после женитьбы, ему теперь есть что терять, поэтому свои поступки он теперь соотносит с желаниями любимых людей, с последствиями для любимых людей, у него счастливое будущее.

Таким образом, чему учит нас А.С.Пушкин? (Мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким людям).

Подведение итогов урока. Ребята получают оценки за участие в викторине и за работу в группах.

Автор: Цыбизова Татьяна Иринарховна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Новоандросовская СОШ Железногорского района Курской области"
Населённый пункт: Железногорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: А.С.Пушкин "Выстрел" урок литературы в 7 классе
Раздел: среднее образование

Урок литературы в 7 классе

понимание чести. Композиция произведения.

расширение понятий о морально-этических качествах;

формирование культуры восприятия;

обсуждение этических проблем через обращение к жизненному опыту

развитие навыков работы с текстом: подробный, выборочный пересказ,

выразительное чтение, элементы анализа;

Развитие навыков работы со справочным материалом: с толковыми

с л о ва р я м и ,

с л о ва р я м и

и н о с т р а н н ы х

с л о в а р е м

повторение сведений по теории литературы;

Пушкина в целом и повести "Выстрел" в частности.

Оформление урока:

учащихся к повести.

1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

2. Работа-наблюдение над портретом А.С. Пушкина.

- Посмотрите на портрет А.С. Пушкина работы Тропинина. Задумчиво-

доблести, о благородстве и семейном счастье, ведь повесть, о которой мы

будем говорить сегодня, написана в знаменитую Болдинскую осень 1830

года., незадолго до женитьбе на одной из блестящих московских красавиц

того времени - Наталье Николаевне Гончаровой. Теперь Пушкин казался

совсем другим человеком: он был серьезен, важен, как следовало человеку,

больше задумывался и размышлял о будущей семейной жизни, тосковал о

невесте, боялся ее потерять. Все эти настроения отразились в огромном

3. Работа над композицией произведения.

- Дома я просила вас прочитать повесть и составить к ней план. (проверить

- Обратимся к композиции произведения. Но сначала давайте вспомним, что

такое композиция. (ответы учащихся).

- Из скольких частей состоит повесть?

- Зачитайте план к 1 части:

рассказ о жизни армейских офицеров;

столкновение Сильвио с молодым поручиком;

рассказ Сильвио о первой дуэли с графом.

- Зачитайте план ко 2 части повести:

рассказ офицера-повествователя о деревенской жизни;

рассказ графа о второй встрече с Сильвио;

сведения о дальнейшей судьбе героя.

- Кто является главным героем повести? Найдите и зачитайте характеристику

Сильвио, данную через повествователя в 1 части повести.

зачитывает характеристику, а остальные работают с тетрадью, записывая

черты характера Сильвио).

- Какие черты характера Сильвио вы выписали?

Вывод учителя: перед нами личность притягательная, способная на многое.

- Какой поступок чуть было не повредил Сильвио во мнении молодежи?

- Почему же Сильвио не стал стреляться? Что ему не дает покоя?

- Расскажите о первой дуэли Сильвио с графом (выборочный пересказ

учащегося, а остальные работают с тетрадью, записывая слова, передающие

отношение Сильвио к молодому графу).

- Какие слова передают отношение Сильвио к молодому графу? Уместно ли

поводом для вызова на дуэль? А причиной дуэли?

отказывается. От чего, например?

- Да, Сильвио храбр, удал, у него верная рука. Но можно ли назвать его

человеком чести? Попробуйте подобрать однокоренные слова к этому слову.

(чествовать, честолюбие, честолюбивый и др.)

- Давайте подумаем, как образовалось слово "честолюбие"? Хорошее это

качество или не очень?

- Помните, в начале урока я сказала, что Пушкин много думал о семье,

семейном счастье, потому что это ему дорого?

- С чего начинается 2 часть? (С рассказа о деревенской жизни офицера-

глубокую тоску героя. Почему же рассказчик испытывает такую жуткую

тоску? Вернемся к 1 главе и найдем описание жилища Сильвио.

= Да, голые стены, источенные пулями - это как символ разрушающегося

очага. Сильвио, задумывая месть, еще не понимал, что лишает счастья и

покоя прежде всего самого себя.

= Найдите во 2 части портрет Сильвио.

Каким увидел герой Сильвио,

ожидающего в кабинете?

Что так изумило Сильвио? Какая внутренняя

работа шла в его сознании в течение многих лет - на эти вопросы мы ответим,

когда перечитаем сцену дуэли по ролям.

- Так что же изменило Сильвио? Чем закончилась эта дуэль? (выстрелом в

бессмысленной озлобленности. Именно этот выстрел, я думаю, автор вынес в

название повести. Ведь с этого момента в жизни Сильвио появился новый

смысл, новые ценности, и, чтобы доказать это, Пушкин дописывает еще один

абзац о Сильвио - герое.

волнующим, напряженным? (ответы учащихся)

- А как называется точка наивысшего напряжения в развитии действия?

Вывод: Так о чем же эта повесть? (О смысле человеческой жизни, о пути

человека к этому смыслу). Мы видим, что Сильвио нашел в себе силы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с применением ТРКМ. Составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красногвардейского района Оренбургской области

Особенности композиции и сюжета

Разработан учителем русского языка и литературы Харчевой Татьяной Александровной

Пояснительная записка

На каждом этапе урока вопросы подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли делать самостоятельные выводы по теме урока.

Урок сопровождается презентацией.

Предмет: литература

Название раздела, темы: Из русской литературы 19 века. Творчество А.С. Пушкина.

- образовательная: развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, формирование умения понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла; обеспечение в ходе урока освоения, повторения, закрепления основных литературоведческих понятий о структуре произведения;

- воспитательная: воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведения Пушкина, его проблематики и идейного звучания.

Предметные УУД:

1. Получить новые знания о творчестве А.С. Пушкина

2. Выделять общие композиционные особенности, характерные для «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина

3.Показывать на конкретных примерах особенности композиции

Метапредметные УУД:

личностные: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

познавательные: владение смысловым чтением, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; критическое оценивание поступающей информации; систематизация её и представление в виде текста.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, соблюдение правил речевого поведения, умение излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, организовывать работу в паре, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.

Средства обучения: компьютер, проектор, тест произведения.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Читайте также: