Конспект ванька чехов 3 класс

Обновлено: 04.07.2024

Задачи :

-сформировать навык смыслового чтения в соответствии с требованиями ФГОС;

- создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей;

- совершенствовать умение анализировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;

- воспитывать духовно-нравственные качества личности обучающихся, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь и уважение к литературе.

Формируемые УУД:

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1)определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2) учить высказывать свое предположение

( версию) на основе работы с материалом учебника;

3) контролировать процесс и результаты деятельности;

4) учиться работать по предложенному учителем плану.

1) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

2) ориентироваться в учебнике, в словаре;

3) преобразовывать информацию из одной формы в другую;

4) уметь предавать содержание прочитанного текста.

1) оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения, текста);

2) уметь сотрудничать с одноклассниками;

3) формулировать собственное мнение и позицию;

4) слушать других и понимать;

5)фиксировать тему, ключевые слова.

1) оценивать свои действия, поступки для достижения поставленной цели;

2) осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; 3) осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

I Стадия вызова

Бежит, спешит, удивляет.

У: С каким образом у вас ассоциируется ваше детство? Нарисуйте в тетради образ-ассоциацию.

t1645036956aa.jpg

У: Почему возникли такие чувства? ( Главный герой рассказа Ванька очень одинок, лишен счастливого детства).

У: Детство Ваньки с каким образом у вас ассоциируется?

t1645036956ac.jpg


У: Исходя из нашей беседы, попытайтесь сформулировать тему урока.

II Стадия осмысления.

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Как вы думаете, какую роль в его становлении сыграла барышня Ольга Игнатьевна? (От нечего делать она научила его читать, писать, считать до ста и танцевать кадриль.)

Почему рассказ получил такое название? (По имени главного героя Ваньки Жукова)

Почему, на ваш взгляд, барышня Ольга Игнатьевна занималась с Ванькой, кормила его леденцами? (Ей было скучно, и таким образом она пыталась себя чем-то занять.)

Сколько лет Ваньке? (Девять.)

Согласны ли вы с мнением, что Ольга Игнатьевна любила Ваньку? (Нет, если бы любила, то не рассталась бы с мальчиком.)

Что мы узнаем о жизни Ваньки из 1 предложения?

(Ваньку три месяца назад отдали в ученье к сапожнику Аляхину.)

Объясните, почему автор рассказывает о жизни мальчика, используя приём письма? (Это делает повествование искренним, точным)

Где раньше жил мальчик? ( В деревне)

Чем Ванька занимался в деревне? (При жизни матери жил в господском доме)

Работа в группах

У: Прочтите фрагмент письма, который согрет теплотой, нежностью.

от господ Дедушка

играл на Жизнь в деревне

У: Прочтите фрагмент письма, который вызывает у нас страх, отчаяние за судьбу мальчика.

бьёт насмехаются Недоедает

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы умеем отдыхать.

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Тихо сесть, начать читать.

У: В чем же отправил Ванька письмо к адресату? (В конверте)

Почтовый конверт — это сорочка письма. Поначалу письмо обходилось без одежды. Древние новгородцы обменивались через гонцов берестяными грамотами, свернутыми текстом наружу. Для адреса и имени адресата места не оставалось, их писали на берестяном же ярлыке, привязанном слева к свертку ниткой.

Уже тогда спутником письма стал сургуч для запечатывания. Сургуч делали цветным, серебрили, золотили, но следили, чтобы он не терял твердости летом и легко плавился. Его сменил клей.

Сначала были берестяные письма, которые доставляли гонцы.

Сначала в берестяных письмах текст был снаружи.

Думал, что сургуч всегда был коричневым.

Думал, что сургуч никогда не теряет твердости.

Действительно ли клей надежней сургуча?

У: Есть особые условия, которые гарантируют, что письмо будет доставлено адресату. (Работа по заполнению конверта)

t1645036956aw.jpg

У: Почему письмо Ваньки не дойдет до Константина Макарыча?

У: Почему нам хочется верить, что чудо произойдет и Ванька встретится с дедушкой Константином Макарычем? (События происходят перед Рождеством, а этот праздник всегда творит чудеса.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей;

совершенствовать умение анализировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;

воспитывать духовно-нравственные качества личности обучающихся, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь и уважение к литературе.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные умения

— интерес к изучению темы;

— желание читать произведения А.П Чехова;

— понимание успешности при изучении темы.

Предметные умения

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность, образ героя.

Познавательные умения:

— Поиск и выделение необходимой информации в словарях.

— Прочитывание текста с разными задачами:

- оценка смысла всего произведения по его названию,

- определение нужных частей текста, темы и главной мысли текста и обоснование своего мнения;

- оценка поведения героев произведения;

— определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

- чтение текста и работа в группе;

— формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

1.Организационный момент.

- Как вы думаете, с какой целью я показала его вам? (Возможно, о детстве пойдет речь на уроке)

-Эти фото подарили вам радость. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами и позволит вам о чём-нибудь задуматься.

-Детство – самая счастливая пора жизни. – НО, для всех ли детей?

- Однажды известный художник Василий Перов написал картину, на которой изображена необычная тройка. Посмотрите, пожалуйста на репродукцию этой картины. Что поражает вас в ней? (Эта картина необычна тем, что в тройку запряжены дети)

- Как выглядят дети? (Дети выглядят измученными, уставшими) Какая на них одежда? Тепло ли они одеты?

- Посмотрите, они счастливы?

- Данная картина рассказывает нам историю о времени, когда детей использовали, как рабочую силу. Дети этого поколения были лишены самого главного – детства. В те годы Россия переживала нищету и разруху. Взрослые были вынуждены отдавать своих детей в обучение к сапожникам, портным, плотникам, в чужой дом.

Для родителей было главным, что их ребенок будет сыт, обучен и даже немного подзаработает. Но часто случалось, что хозяева обращались с ребенком весьма жестоко.

О трудностях и лишениях того времени писали многие писатели в том числе и А.П. Чехов.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

-К какому литературному жанру оно относится?

(- Это рассказ, потому что автор описывает один эпизод из жизни героя).

- Вспомните все признаки рассказа.

(- Признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое число героев, описание одного эпизода из жизни героя.)

. - В тексте встретилось много незнакомых слов. При первичном прочтении рассказа мы с помощью словаря объясняли их лексическое значение. Поработаем в парах и вспомним их значение.

- На партах у вас лежат листочки, в которых в 1 столбике – слова, а во 2 столбике их объяснение. Вы, работая в паре, соедините правильно слова и их лексическое значение.

большая шуба из овчины

сечь как сидорову козу

не пользоваться доверием

мальчик, помогающий пастуху

кучер на почтовых лошадях

продавцы в лавке

кредитом не пользоваться

куски дерева в форме ступни

ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге

место, на котором в церкви стоят певцы

одна из церковных служб у православных христиан

наказание, сопровождающееся побоями

- Работа в парах. У вас на столе листочки. Восстановите последовательность (порядок) событий происходящих с Ванькой.

Жизнь Ваньки в городе

Сведения о Ваньке

Начало письма к деду

Воспоминания о жизни с дедом

Воспоминания о жизни в деревне

- Самопроверка. Фронтальная проверка по слайду. 1 ученик у доски соединяет

Выборочное чтение?

- Прочитайте, как Ванька собирается писать письмо. (Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях)

- Какие эмоции испытывает при этом ребенок? (страх, смятение, одиночество) С какими чувствами живет ребенок в чужом доме? (ответы учащихся)

- Кому писал письмо Ванька? (Ванька писал письмо дедушке).

- Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? (Милый дедушка, Константин Макарыч!)

- Посмотрите на слайд. Вам даны портреты мужчин. Как вы считаете, на каком из этих портретов изображен Константин Макарыч? Почему не подходят другие?

- Найдите в тексте момент, где описывается дедушка Ваньки.

- Какой в воспоминаниях казалась Ваньке жизнь в деревне? Почему? (В воспоминаниях мальчика жизнь в деревне казалась хорошей, спокойной и тихой, потому что он был в окружении добрых, родных людей)

- Найдите и прочитайте описание ночной деревни. (Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребренные инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом...)

- Хотели бы вы оказаться в такой прекрасной деревне? Как думаете, а Ванька мечтал вернуться в нее? (Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой)

- Как Ванька вспоминает о своей прошлой жизни с матерью и дедушкой? (Он с теплом вспоминает о тех днях, которые проводил в деревне вместе с дедушкой и матерью)

- Какое светлое и веселое событие всегда вспоминал Ванька? (поход с дедушкой за ёлкой)

- Найдите отрывок о том, как Ванька с дедушкой выбирали елку. (Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой. Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам летит стрелой заяц. Дед не может чтоб не крикнуть:— Держи, держи. держи! Ах, куцый дьявол!Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее...)

- А кто помогал Ваньке наряжать елку?

- Расскажите о том, как Ольга Игнатьевна относилась к Ваньке. (Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль)

- Изменилась ли жизнь мальчика после смерти матери? Что произошло? (Сначала его отправили на кухню к деду, а после отослали в Москву на обучение к сапожнику Аляхину)

- Найдите в тексте, как характеризуются городские хозяева Ваньки и подмастерья. (Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя)

- Как живется Ваньке в городе?

- За что была выволочка Ваньке? (За то, что он качал хозяйского ребенка в люльке и заснул)

- Как вы думаете, что самое важное в рассказе, который мы прочитали? (письмо Ваньки) Почему? (он надеялся, что дедушка его заберет)

??- Проверим домашнее задание с помощью теста. (слайды )

1. К кому в учение был отдан Ванька?

а) к сапожнику Алёхину;

б) Осипу Абрамовичу;

в) кривому Егорке;

г) сапожнику Аляхину;

2. Куда писал письмо Ванька Жуков?

в) на деревню;

3. Кому писал письмо герой Ванька Жуков?

4. Какое имя и отчество было у дедушки Ваньки Жукова?

а) Макар Константинович

б) Константин Макарович

в) Фёдор Петрович

г) Пётр Макарович

5. Кто научил Ваньку грамоте?

б) барышня Ольга Игнатьевна;

в) сапожник Аляхин;

г) подпасок Федька.

6. Накануне какого праздника Ванька писал письмо?

а) Рождество

Вывод: Значимые события и основные моменты рассказа вы усвоили.

- Сегодня мы продолжим работу над этим рассказом и хорошо познакомимся. (прикрепляет на доску блок кластера ЗНАКОМСТВО)

- Что такое знакомство?

(Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге…)

- Давайте улыбнёмся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.

-Когда вы смотрели друг на друга на что вы обращали внимание?( На внешность, одежду, жесты, походку, мимику …)

- Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? ( Нет.)

- На что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? ( На поступки, речь, поведение, отношение к другим, увлечения, род занятий, обязанности.)

- Вы назвали основные признаки по которым можно судить о человеке. Для чего нужно обращать внимание на всё это? ( Чтобы не ошибиться в человеке; чтобы принять его или нет; сделать выбор: будет другом или нет…)

- У вас создаётся определённый образ, мнение о человеке. Сегодня работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, потому что будем видеть друг друга, будем общаться.

- А может ли эта схема нам помочь при знакомстве с Ванькой? (ДА)

(учитель заменяет ЗНАКОМСТВО на ВАНЬКА).

- Давайте попробуем сформулировать цели урока. (учиться работать с текстом, отвечать на вопросы, выразительно читать, делать выводы и т.д)

Итак, мы будем составлять литературный портрет Ваньки.)

- Что такое литературный портрет?

Литературный портрет - изображение внешности, черт лица, одежды в совокупности с особенностями поведения, манерой держаться, жестами, мимикой, чертами характера, миром душевных переживаний и поступками.

4.Работа по теме урока. Составление портрета литературного героя.

- Работу над темой урока будем проводить в малых группах.

Инструкция напомнит вам о правилах работы в группах. Задания для группы найдёте на цветной карточке. Время ограничено – 7-10 минут. Если возникнут вопросы, можно воспользоваться моей помощью.

-Вам необходимо сначала прочитать вопросы, ответы на которые будете искать в тексте рассказа, напечатанный специально, чтобы можно было работать с карандашом – подчёркивать, выделять.

- По итогу работы группы нужно подготовить небольшой рассказ о Ваньке с зачитыванием необходимых отрывков.

(Работа в группе: - обмен мнениями; работа с учебником, нахождение цитат; работа с рисунками; выводы)

Памятка – инструкция № 1 Портрет Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Каким вы представляете Ваньку?

* Сколько ему лет?

* Какова его внешность?

* Как одет Ванька?

* Наблюдателен и сообразителен ли Ванька?

* Какова речь Ваньки?

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

Памятка – инструкция № 2 Интерьер (обстановка, где жил Ванька).

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Где жил Ванька?

* Что из мебели было в комнате?

* Где спит Ванька?

* Какие условия его жизни?

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

Памятка – инструкция № 3 Обязанности Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Чем занимается Ванька в городе?

* Какие обязанности были у Ваньки в доме сапожника Аляхина?

* Как Ванька выполнял свои обязанности?

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

Памятка – инструкция № 4 Чувства Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Почему Ваньке не нравилась жизнь в городе?

* В чём причины его страданий?

* Что чувствовал герой?

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

Памятка – инструкция № 5 Поступки Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Какие поступки совершает Ванька в городе?

* Как Ванька относится к другим героям? Почему?

* Какие поступки совершал Ванька в деревне?

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

-Прошу встать тех ребят, кто считает себя веселым

-Поднимите руки те, кто ощущает себя любимым

-Хлопните над головой те, кто считает себя защищенным

-Сделайте два прыжка те, о ком заботятся родители

-Сделайте три приседания те, кто провел незабываемые летние радостные каникулы

-Улыбнитесь те ребята, кто считает себя счастливым!

5. Проверка работы в группах (1-2 ученика)

- Докладчики выступают перед детьми, а один ученик дополняет кластер на доске.

-Итак, что вы узнали о Ваньке? Какой он?

- Дойдёт ли письмо Ваньки до дедушки? Почему?

6. Рефлексия.

- Мы познакомились с главным героем рассказа Ванькой, его жизнью, чувствами, поступками.

-Каким вы его представили?

Выберите слова – характеристики, которые можно отнести к Ваньке и поместите на доску.

-Достигли мы цели или нет?

- Какие чувства у вас возникли во время чтения? (Жалость…)

- Кто вызвал у вас эти чувства? Почему? (Ванька, он действительно несчастный; скорей всего без адреса письмо не дойдёт до дедушки)

- Чем заканчивается рассказ? (Многоточием)

- Почему? (Недосказанность, ожидается продолжение)

- В заключении мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. (Слайд)

Зачитывание синквейнов.2-3 мин

6.Домашнее задание (слайд )

Именно в светлый праздник Рождества Христова загорается звезда самых заветных желаний. Чудеса сбываются. Давайте и мы представим такой поворот событий. Придумайте концовку рассказа так, чтобы у Ваньки было всё хорошо.

Выставка книг.

- Посмотрите на представленные здесь книги. Они расскажут вам о тяжёлой жизни ваших ровесников. (слайд )

Автор: Буга Валентина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6 имени академика-кораблестроителя А.Н.Крылова"
Населённый пункт: города Алатыря Чувашской Республики
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: А. П. Чехова "Ванька"
Раздел: начальное образование

имени академика-кораблестроителя А.Н. Крылова

по литературному чтению

учителем начальных классов

высшая квалификационная категория.

Эпиграф к уроку:

“В детстве у меня не было детства. ” А.П. Чехов.

Технология урока: личностно-ориентированное обучение.

Форма урока: урок-исследование.

Познакомить с трудной жизнью детей XIX века на примере произведения А. П.

Учить анализировать текст и выделять основную мысль произведения.

Развивать эмоционально-чувственное отношение к действительности, личностное

видение окружающего мира.

Развивать у детей творческие и интеллектуальные способности, речь, мышление.

Формировать навыки беглого, осознанного и выразительного чтения.

Воспитывать нравственные качества, доброту, умение сочувствовать чужому горю.

Воспитывать у детей культуру общения.

. Организационный момент:

Познакомимся с трудной жизнью детей XIX века, вашими сверстниками.

Попробуем узнать и сравнить: кому на Руси жить хорошо, вам или Ваньке Жукову?

3. Введение в тему:

Работа над сложными (устаревшими) словами:

Учитель: На прошлом уроке мы прочитали рассказ, поработали над сложными словами.

Давайте их вспомним:

Ледник – погреб для хранения продуктов.

Выволочка – наказание.

Шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут.

Подпасок – помощник пастуха.

Клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом.

Заутреня – ранняя служба в церкви.

Волосья – волосы, отчесал – избил, ихнего – их, ребятёнок – ребёнок, ейной – её, чем

попадя – чем попало, трескают – едят, нету – нет, али – или, заместо – вместо, пущают – пускают,

кажное – каждое, рябцы – рябчики, намедни – недавно, накануне.

Выборочное чтение из текста. Ну что же, давайте составим портрет

Ваньки Жукова. Итак, какой Ванька? Подтвердите словами из текста:

- Несчастный 9- летний сирота, голодный, не досыпает (спит в сенях).

- Своего дома нет. Живет у чужих людей, где его бьют, обижают.

- Грамотный, умеет читать, писать, считать и танцевать Кадриль.

- Наблюдательный и сообразительный.

- Любит деда, тоскует по деревне, мечтает вернуться.

4.Тема урока:

Для того, чтобы поглубже поработать над содержанием и выделить

основную мысль рассказа предлагаю послушать Кирилла, который сыграет

Давайте представим: 18 век, 9-летний мальчик ночью пишет письмо своему

Чтение письма учеником (лавка, чернильница, свеча, перо, старинная

Подготовка к восприятию. Вступление (1 абзац) читает учитель.

Ученик читает только текст письма (напечатать).

Работа над содержанием.

1. Какие мысли и чувства вызвало у тебя это письмо?

2. Что больше всего вас взволновало в письме Ваньки?

3.Что ты считаешь самым невыносимым в жизни мальчика?

4. Дойдет ли письмо деду? Почему?

5. Почему Ванька промахнулся с адресом? (

конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где все

всех знают по имени – отчеству, где не надо

указывать точного адреса, чтобы

доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его

родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких

шансов попасть к адресату.)

6. Случайно ли Ванька пишет свое письмо в ночь по рождество? (

рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)

7. Как вы думаете, если бы дед получил письмо, он забрал бы Ваньку домой?

Почему? Вывод

Тяжелая доля выпала детям старой России.

Нищета и разруха в стране

И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им

приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди

верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-

таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.

Основная мысль рассказа: Безвыходное положение Ваньки! Такова была

участь всех крестьянских детей.

измученных ребят тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой.

Сумерки. Холодно. Бочка обледенела, стала еще тяжелее. Резкий ветер дует в лица детей. Худая

одежонка не спасает от жестокого мороза. Тяжелая работа не согревает. Невольно возникает

мысль, каким должно быть безжалостным сердце хозяина, пославшего этих заморенных детей на

речку с тяжелой бочкой. Посторонний прохожий, такой же убогий, как эти дети, старается им

помочь, упираясь плечом, толкает их непомерно тяжелый груз. Дети напоминают изработавшуюся

тройку лошадей. А когда они успели изработаться? Они так малы. Невольно поднимается протест

в душе против такой жизни, в которой существует такая несправедливость. Под ногами детей

валяется одинокая веточка, такая же бесприютная, как они. Она оторвалась от родного дерева, как

они от отчего дома.

Картина выдержана в коричнево-серых тонах. Мрачность ее подчеркивает глухая монастырская

стена, вдоль которой лежит путь детей. Хочется помочь детям дотянуть до дома, до тепла.

Невыносимо видеть их тоску и безысходность. Неизвестно еще отдохнут ли и отогреются ли эти

дети, придя домой. Страшная действительность.

Еще нескоро наступит сытая, хорошая жизнь таких ребятишек. Многие не доживут . Не познают

счастья собственной семьи, радость жизни…

эстетики искусства вы работали с этой картиной, а мы писали сочинение. Прочитайте

мне по 1-2 предложению из ваших работ…

- Вам не кажется, что есть что-то общее у Ваньки Жукова и этих мальчиков?

- Давайте вспомним как писал В. Г. Перов эту картину?

(Долго искал мальчика, изображенного в центре упряжки… пока

не увидел на улице

реальный образ. Вскоре мальчик умер, а мать пришла к В. Г. Перову купить картину.

Картина была уже продана П. М. Третьякову. Перов написал еще одну для матери. )


Развивать и совершенствовать глубокое, более активное и полное, творческое восприятие художественного произведения через слушание с музыкальным сопровождением.

Познакомить учащихся с фактами из биографии А.П. Чехова и произведением о трудной жизни детей XIX века на примере произведения А. П. Чехова "Ванька", на примере картин художников.

Учить выделять главное; анализировать текст, выражать собственные мысли, рассуждать; видеть идею, смысл; совершенствовать умение работать с иллюстрациями и цитатами рассказа. При анализе произведений учить обращаться к народной мудрости – пословицам и поговоркам.

Развивающие:

Развивать эмоционально-чувственное отношение к событиям, личностное видение окружающего мира; смысловую догадку детей; интерес к творчеству художников и писателей, к различным видам искусства в целом.

Развивать познавательную активность; межличностные отношения в процессе совместной деятельности. Формировать у детей навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивать логическое мышление при анализе художественного произведения и картин; расширять словарный запас учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русской литературе.

Воспитывать нравственные качества: сострадание, умение сочувствовать, сопереживать.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: традиционная: урок-презентация произведения, урок открытых мыслей.

Методы и приёмы обучения

-к методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, используемым на данном уроке, относятся: словесные, наглядно-практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые, объяснительно – иллюстративные, учебная дискуссия,

-методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа в парах

Образовательные технологии

При проведении урока частично применялись: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, личностно-ориентированная технология, технология учебного диалога, ИКТ, использование результата проектной работы, здоровьесберегающая технология, педагогическая технология на основе системы эффективных уроков

Средства обучения: Учебник “Литературное чтение 3 класс 2 часть” Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова . Мультимедийная презентация. Портреты писателей. Толковый словарь Ожегова. Репродукции картин В. Маковского "Свидание", В.Перова "Тройка".

Оборудование ученика: тетрадь, листы с биографическими данными писателя, цитатный набор.

Оборудование учителя: литературная шкатулка, компьютер с мультимедийными продуктами, текст произведения в сокращенном виде, толковый словарь Ожегова

Предварительная подготовка к уроку:

2. Перед уроком раздать биографическую информацию о Чехове.

4. Литературная шкатулка

ССЫЛКИ на используемые материалы

Оформление доски:

Портреты писателей: С.Я. Маршак, С.В. Михалков, К.И.Чуковский, А.П. Чехов.

РЕБУСЫ: Человек, ель, хлеб, облака, вопрос; 25,6,23,16,3


Лист бумаги.

Этапы урока.

Методы и приемы

Вводно-мотивационный этап

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Как вы думаете, с какой целью я показала его вам? (Возможно, о детстве пойдет речь на уроке)

-Этот ролик подарил вам радость. Пусть и урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

(наглядный метод: использование ИКТ)

Использование результата проектной работы

Мобилизующий этап.

Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного

Символом урока будет лист бумаги.

Насколько значим этот обычный лист?

Какую пользу он может принести? (Учитель выслушивает предположения ребят)

В конце урока мы вернемся к этому листу бумаги…(Учитель прикрепляет лист на доску)

Технология развивающего обучения

Технология проблемного обучения

Постановка познавательной задачи

Формулирование учащимися темы и задач урока

Цель: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

На доске портреты писателей: С.Я. Маршак, С.В. Михалков, К.И.Чуковский, А.П. Чехов.

- Как вы думаете, с произведением какого автора мы сегодня познакомимся? Почему? (Маршак, Михалков и Чуковский – детские писатели. Портрет последнего мы не видели…)

- Расшифруйте фамилию этого человека:

( ребусы в картинках: человек, ель, хлеб, облака, вопросительный знак)

- Верно, это Антон Павлович Чехов. Запишите в тетрадь.

- Что это значит? (Мы будем знакомиться с произведением Чехова)

- Посмотрите на картинный план. Озвучьте его.

( Через произведение мы познакомимся со временем, в котором жил писатель, раскроем замысел (с какой целью появилось произведение), будем учиться высказывать собственное мнение. А еще, что является тоже главным, будем учиться слушать…)

Технология развивающего обучения

Упражнение на развитие ассоциативного мышления.

Операционно-содержательный этап

Усвоение новых знаний

Знакомство со сведениями из биографии

Цель: Актуализация опорных знаний.

- Перед уроком вы получили интересные факты из биографии этого удивительного человека. Самостоятельно прочитайте.

(1. Это выдающийся русский писатель, по профессии врач.

2. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности.

3. Один из самых известных мировых драматургов.

5. За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений.)

- Переверните лист. Что запомнилось? Расскажите друг другу.

- Давайте запишем опорные слова из биографии Чехова: (писатель, врач, академик, драматург, 900, бедность, Чехонте)

Самостоятельная работа. Развитие памяти.

Выбор опорных слов.

Виртуальная картинная галерея.

-Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться.

Перов изобразил особую упряжку: трое измученных ребят тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой.

Но попробуем представить себе судьбу мальчика, крестьянского сына, который на картине Перова притулился в санях рядом с гробом отца.

В деревне голодно, кормить детей нечем. А в городе требуются рабочие руки. Если поклониться хозяину какой-нибудь мастерской, сапожной, слесарной или столярной, если попросить как следует, глядишь - и возьмет мальчонку в учение. Платить, конечно, не будет, но ремеслу обучит.

Посмотрите на произведение Маковского. Мальчик одет в красную рубаху и тёмный фартук. Рубашка у него вся грязная, запылённая. Под ней находится тёмный фартук. Это неотъемлемая часть его одежды тоже вся в грязи. Рабочая форма доходит ему до самых ступней. Обуви у него нет. Он стоит босой посреди комнаты. Мальчик так проголодался, что вцепился зубами в кусочек хлеба. Он даже не смотрит на свою мать, которая к нему пришла. Он так устал, но считает жизненно необходимым поесть. Матушка с грустью смотрит, как мальчик ест. Женщина так нервничает, что грызёт ногти. Может, она сожалеет о том, что отдала его на работу. Но семье необходимо как-то жить, и иного способа у них нет.

- И Перов и Маковский - современники Чехова. Кто это – современники? (Заглянем в толковый словарь Ожегова)

- Что объединяет эти произведения? (Трудное детство)

- В чем заключается трудность? (Это непосильный труд; должны учиться, а вынуждены работать)

- Художники помогают увидеть страшную сторону жизни детей. И не только художники. Перед вами стоит задача быть внимательными слушателями. Чуть позже вам придется доказать свою внимательность.

Я прочитаю вам произведение.

Технология учебного диалога, ИКТ

Рассматривание картины. Описание.

Словарная работа. Обращение к словарю Ожегова.

Знакомство с новым произведением

Перед вами стоит задача быть внимательными слушателями.

Слушание произведения в сокращенном виде под музыкальное сопровождение.

Чтение учителем произведения под музыкальное сопровождение.

Метод творческого восприятия

Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков

Первичная проверка понимания произведения

- Что скажете? Мысли вслух…( Мы перенеслись в далекое прошлое и прожили один день жизнью литературного героя)

- Что тронуло вас?

- Какие чувства вы испытали? Загляните в словарь настроений. (Жалость, сострадание, грусть, сочувствие)

- Каким вы представили Ваньку?

Творческий словарь настроений

Технология учебного диалога

-Прошу встать тех ребят, кто считает себя веселым

-Поднимите руки те, кто ощущает себя любимым

-Хлопните над головой те, кто считает себя защищенным

-Сделайте два прыжка те, о ком заботятся родители

-Сделайте три приседания те, кто провел незабываемые летние радостные каникулы

-Улыбнитесь те ребята, кто считает себя счастливым

-К какому жанру можно отнести данное произведение? (рассказ) Докажите.

(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Признаки:

2. Небольшой объём

3. Небольшое количество героев

4. Описание одного эпизода или кратковременность)

– Где и когда происходят события? (В Москве в 19 веке)

- Речь в рассказе идет об учении. Сравните учение Ваньки и свое образование. (Ваньку бьют; он не доедает, не досыпает; мальчику попадает и за собственные проступки (не так чистил селёдку; заснул, укачивая хозяйского малютку) и за чужие грехи (подмастерья заставляют его красть для них огурцы, за что и бьют Ваньку)

- Какая часть письма мальчика Вам кажется самой драматичной? -Вы заметили, как Ванька подписал письмо? ( Солидно, по взрослому - Иван Жуков)

Технология учебного диалога

Организация самостоятельной работы. Работа в парах.

Самостоятельная работа в парах.

- Давайте выстроим цитатную последовательность событий, описанных в рассказе.

Помогать вам будут иллюстрации. Работаем в паре. Советуемся, обсуждаем.

Демонстрация иллюстраций через проектор

Самостоятельная работа в парах.

Метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Проверка восприятия на слух и умения находить соответствие между цитатой и иллюстрацией.

Проверка восприятия на слух и умения находить соответствие между цитатой и иллюстрацией.

- Хотелось бы вам оказаться в том времени на месте Ваньки? (А ведь в нем жили и были детьми ваши прапрабабушки и прапрадедушки)

- А теперь вспомните, с чего мы начали урок? С презентации вашего счастливого детства. Как вы думаете, зачем я так поступила?

- Ребята, давайте подумаем, почему Ваня так несчастлив в своём детстве. (Ответы детей)

-Что для Ваньки является самыми светлыми воспоминаниями?

- К сожалению, не только герой рассказа Чехова сталкивается с нарушениями своих прав.

Ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению. Около 100 млн. детей существует за счет изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями.120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу.

- Вы об этом знаете? У вас другое детство! Кому вы в первую очередь должны быть благодарны?

Обобщение и систематизация знаний

Цель: провести обобщение; дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

- Повернитесь друг к другу. Обсудите и сформулируйте условия, при которых жизнь Ваньки улучшится.

-Почему жизнь в деревне кажется Ваньке счастливой?

- Давайте вспомним народную мудрость по теме урока:

Семья в куче - … не страшна туча.

Семья вся вместе - … душа на месте. Семья – награда, … что дороже клада. Семья – печка: … как холодно, все к ней собираются.

Организация самостоятельной работы. Работа в парах.

Знакомство с литературными понятиями и терминами.

Когда какая-нибудь одна мысль чувствуется в произведении, или вновь и вновь возникает в деятельности человека, говорят: "Это у него всегда "красной нитью проходит".

Оказывается, он вошел в речь из языка английских моряков почти 250 лет назад. По приказу Адмиралтейства, во все канаты английского военного флота на фабриках начали вплетать во всю их длину одну нить - красную. Вплетали ее так, что вытащить нитку можно было, только уничтожив самый канат. Таким образом, какой бы малый кусок от каната ни был отрезан, всегда можно было узнать: он флотский. Вот отсюда и пошло обыкновение говорить о красной нити как о самой сути, о постоянной примете.

- Так какая мысль проходит красной нитью в чеховском произведении?

- Вспомните, с чего мы начали урок… С предположений, верно?

-Скажите, какое значение в жизни Ваньки сыграл этот лист бумаги, отправленный в конверте? (Письмо подарило мальчику надежду, веру в счастливое будущее)

-В какое время написано письмо? (Перед Рождеством)

– Ребята, рассказ заканчивается многоточием. Что это значит? (Недосказанность, ожидается продолжение)

- Кто из вас хотел бы придумать счастливое продолжение рассказа? Но это на следующем уроке!

Технология проблемного обучения

Оценочно-рефлексивный этап.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

- Ребята, продолжите мною начатое предложение:

-Мне показалось важным…

-Я почувствовал, что…

-Сделайте вывод, что вам дал этот урок для жизни?

Явление личностного смысла.

Домашнее задание

Цель: мотивировать детей на поисковую работу, чтение.

(Обязательное задание)Прочитайте полное содержание рассказа.

(По выбору) Выписать в тетрадь устаревшие слова и фразеологизмы.

Перед сном подумайте, какое продолжение могло быть у этого рассказа.

Урок окончен. Я благодарю вас за работу.

Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что очень их любите!

Рецензия на урок литературного чтения в 3А классе

Учитель Стецова Оксана Геннадьевна

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как основной организационной задачей учителя являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. Такие условия были созданы на проведенном уроке.

Этапы урока последовательны и логичны. Выбран оптимальный темп урока. Умело и творчески прошла организация начала и конца урока. Содержание урока доступно, интересно и познавательно детям данного возраста.

У учащихся формировались и актуализировались опорные понятия: чеховский рассказ, красная нить и др. Усвоение материала учитель проверила на материале установления соответствия между цитатами и иллюстрациями. На уроке активно использовались наглядные пособия и технические средства обучения на нескольких этапах. Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Умело была организована самостоятельная деятельность учащихся в паре с дозированным инструктажем по установлению соответствий между цитатой и иллюстрацией.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение выбранных методов, работа с экраном и тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Надо отметить педагогическую технику учителя, что в достаточной мере является важной стороной в обучении литературному чтению: вариативный темп речи учителя, эмоциональность изложения материала, точность использования литературной терминологии.

Ученики получили домашнее задание закрепляющего, творческого и развивающего характера. Оно дано с целью полного усвоения произведения, отработки выразительного чтения и предполагаемого на следующем уроке обсуждения дальнейшей судьбы героя, а так же характеристики главного героя.

Оценивая санитарно-гигиенические условия урока, отмечаю оптимальное оформление классной доски, подготовленный для урока проветренный кабинет, достаточный уровень освещенности, своевременное проведение физкультминутки и фрагментов релаксации. Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: к детям учительница доброжелательна, стремится создать ситуацию успеха. С детьми установлена атмосфера взаимопонимания; дети работают в условиях психологического комфорта, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, не боится высказываться.

Учитель использовала различные приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости: изменение тона голоса, использование мультимедийного продукта, чередование форм работы, чтение под музыкальное сопровождение и т.д.

На уроке у учащихся развивались память и мышление: при пересказе биографических сведений, при создании проблемных ситуаций, при использовании заданий на сравнение, анализ, синтез, обобщение. Создавались условия для развития творческого мышления. Через образную подачу материала развивалось воображение учащихся. Эмоции учащихся привлекались учителем на протяжении всего урока от начала до конца в сочетании с активной мыслительной деятельностью. Урок способствовал общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом. Учитель показал отличное знание возрастной психологии и пси­хологический контакт с классом: Оксана Геннадьевна умело следит в процессе обучения за движениями мысли и чувствами ка­ждого ученика, отмечаю профессиональный педагогический такт учителя.

Урок цели достиг, т.к. дети показали усвоение материала, задания выполнены правильно всеми учащимися. Использование приёмов проблемного обучения, развивающих методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать системно-деятельностный подход в обучении младших школьников.

Общая оценка урока: проведен на высоком методическом уровне

Завуч начальной школы ГБОУ гимназии № 1516 Руткевич М.В.

Руководитель методического объединения начальной школы Филлипова Т.Н.

Читайте также: