Психологическое сопровождение подозреваемых обвиняемых и осужденных являющихся инвалидами конспект

Обновлено: 06.07.2024

Author: Maletina Ekaterina Aleksandrovna-Russian Federation, Moscow, Federal state institution "Research Institute of the Federal penitentiary service", senior researcher of SIC-2.

Аннотация: статья посвящена психологическому сопровождению осужденных, имеющих инвалидность. Описываются индивидуально – психологические особенности осужденных-инвалидов. Предлагаются основные задачи психокоррекционной программы помощи осужденным, имеющим ограничения по здоровью.

Abstract: the article is devoted to psychological support of convicts with disabilities. Describe the individual psychological characteristics of prisoners with disabilities. The main tasks of the psychocorrection program of assistance to convicts with health restrictions are proposed.

Ключевые слова: осужденные, имеющие ограничения по здоровью; психологическое сопровождение; психокоррекционная программа, подготовка к освобождению.

Key words: convicted persons with disabilities; psychological support; psychological intervention program, preparing for release.

В уголовно-исполнительной системе одной из наиболее уязвимых категорий осужденных являются лица, имеющие инвалидность. Общая численность осужденных-инвалидов
в исправительных учреждениях ФСИН России в настоящее время не превышает 5% от общей численности осужденных. То есть, численность данной категории лиц невелика, однако, ресоциализация осужденных инвалидов представляет собой непростую задачу, так как такие осужденные нуждаются в различных видах постоянной помощи и поддержки. Многие специалисты непосредственно взаимодействующие с инвалидами, отмечают сложность работы с данной категорией лиц, что вызвано двумя группами факторов: индивидуально-психологическими особенностями лиц, имеющих отклонения в физическом отношении; существующими в нашем обществе психологическими стереотипами восприятия инвалидов и социальными установками по отношению к ним. Работа с данной категорией осужденных является постоянной и требует сопровождения со стороны сотрудников всех служб исправительного учреждения, и обязательно
с привлечением психологов.

Г.С. Никифоров наиболее важным критерием психического здоровья личности считает психическое равновесие, по которому можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Этот критерий органично связан с двумя другими – гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. В общем смысле под гармонией понимается согласованность, стройность
в сочетании чего-либо [1]. Длительное пребывание осужденных в условиях интернирования
с жесткими ограничениями и подчас напряженными межперсональными отношениями не только ведет к срыву компенсаторных механизмов и нарушению адаптивных возможностей осужденных-инвалидов, но и приводит к дополнительной структурно-личностной дисгармонии.

Под социализацией традиционно понимается процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни
в обществе [2].

Задачами психокоррекционных программ для осужденных-инвалидов должны быть социализация и реабилитациия; помощь в повышении самооценки осужденного, формировании позитивной мотивации и активизации потенциальных возможностей личности в решении собственных проблем. А также профилактика рецидива. В работе необходимо пользоваться методами и принципами клинической психологии.

Комплекс психотерапевтических мероприятий способствует активизации телесных
и психических функций, навыков и возможностей, а также решению конкретных проблемных ситуаций, с которыми осужденные-инвалиды должны научиться справляться самостоятельно. Основной целью индивидуальной психоконсультационной работы должна быть проработка личных проблем, с учетом приобретенного или врожденного заболевания.

В исправительных учреждениях обязательным направлением деятельности является подготовка осужденных к освобождению, и осужденные, имеющие ограничение по здоровью
не исключение. Пенитенциарные психологи разрабатывают специальные программы по подготовке данной категории осужденных. Программы, как правило, направлены на формирование
у осужденных адекватного отношения к своему жизненному пути, умение конструировать, планировать и адекватно оценивать собственное будущее, а также готовности брать ответственность за события своей жизни на себя. Разработанные программы позволяют развивать у осужденных осознанность планирования деятельности. Так же осужденные учатся выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем. Развивая осознанное программирование осужденного, психологи стараются развивать потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализировать и развертывать разрабатываемые программы. За время занятий можно наблюдать, как осужденные-инвалиды становятся более самостоятельными, гибко и адекватно могут реагировать на изменение условий, учатся осознанно выдвигать и достигать целей. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Осужденный легче начинает овладевать новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, появляется стабильность в успехах в привычных видах деятельности.

Развитие данных качеств неотъемлемый фактор для успешной ресоциализации осужденных
в период подготовки к освобождению, а так же является важной ролью в профилактике повторных преступлений и успешной реализации себя как правопослушного гражданина на свободе.

Список литературы:

  1. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с. С.60.
  2. Психология. Полный энциклопедический справочник/Сост. и общ.ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко. – СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2007.-896 с. С.686.
  3. Малетина Е.А. Психологическое сопровождение осужденных, имеющих ограничения по здоровью// Вестник института: преступление, наказание, исправление. ВИПЭ ФСИН России, 2017, 2(38).

List of references:

1. Nikiforov G. S. health Psychology. Textbook. – SPb.: Speech, 2002. – 256 S., p. 60.

2. Psychology. Full encyclopedic reference book / Comp. and the General ed. by B. Meshcheryakov, V. Zinchenko. – SPb.: Prime-EUROSIGN, 2007.-896 S. C. 686.

3. Maletina E. A. Psychological support of convicts with health restrictions// Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. VIPE FSIN of Russia, 2017, 2 (38).

Консультативная (индивидуальная и групповая) работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами.

Психопрофилактическая работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами, состоящими на профилактическом учете.

Психологическое сопровождение осужденных, являющихся инвалидами, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

Психологическое сопровождение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

Понятие психической саморегуляции. Техника психической саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами. Схема проведения психической саморегуляции.

Приобщение к ведению здорового образа жизни и восстановление социально-полезных связей в социальной работе с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Технология восстановления в исправительных учреждениях утраченных документов, удостоверяющих личность осужденного, являющегося инвалидом и подтверждающих право на получение социальных льгот и гарантий.

Технология социального сопровождения осужденных, являющихся инвалидами в период их пребывания в исправительных учреждениях.

Технология подготовки к освобождению и оформления лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, для передачи в специальные дома инвалидов или центры социальной реабилитации.

Основные элементы организации социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Технология планирования социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях.

Соответствие разделов плана основным направлениям социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях социальному паспорту исправительных учреждений и наличию социальных проблем.

Примерное содержание специального плана работы группы социальной защиты с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях.

Согласование плана социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами с другими планами, существующими в исправительных учреждениях (планы воспитательной работы, трудовой адаптации).

Взаимодействие сотрудников группы социальной защиты осужденных с другими отделами и службами исправительных учреждений при осуществлении социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами.

Отечественный опыт организации социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Физиологические, психологические, социально-психологические, медико-социальные особенности осужденных, являющихся инвалидами в исправительных учреждениях.

Создание улучшенных условий для проживания осужденным, являющимся инвалидами, в исправительных учреждениях - задача, предусмотренная уголовно-исполнительным законодательством.

Профилактика социальной дезадаптации осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях.

Проблемы общения, трудовой и досуговой занятости осужденных, являющихся инвалидами в исправительных учреждениях.

Критерии оценки состояния осужденных, являющихся инвалидами, включая оценку их профессиональных потенциальных возможностей с учетом имеющихся у них функциональных нарушений.

Система профессиональной ориентации как средство профессиональной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами.

Особенности использования ресоциализации для социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами в исправительных учреждениях различных видов режимов.

Формы привлечения государственных органов и общественности к решению проблем социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами, освобождающихся из исправительных учреждений.

1. Порядок прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, подготовлен в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в целях получения и совершенствования сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы знаний и навыков, необходимых для выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему, в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

2. Подготовка в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляется в отношении сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы, непосредственно работающих с осужденными и лицами, заключенными под стражу, а также состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и являющимися инвалидами.

3. Содержание подготовки сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, определяется программой прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

5. Непосредственное руководство, а также контроль за организацией и состоянием прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляет начальник учреждения уголовно-исполнительной системы и его заместители.

Деятельность психологической службы направлена на организацию и осуществление психологического сопровождения лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к лишению свободы, наказанию не связанному с изоляцией от общества, а также психологического обеспечения деятельности персонала УИС.

- постановка психологического диагноза и выработка рекомендаций по индивидуализации процесса исполнения уголовного наказания на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности осужденного;

- оказание психологической помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым в адаптации к условиям социальной изоляции, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и профессиональному самоопределению;

- психологическая коррекция поведения осужденных, изучение социально-психологических процессов в их среде, в том числе в рабочих бригадах, работающих на предприятиях и занятых на хозяйственных работах, психологическая профилактика негативных явлений в местах лишения свободы, формирование позитивного отношения к труду, учебе, социальным нормам и ценностям;

- психологическое обеспечение профессиональной деятельности персонала учреждений УИС области, осуществление первичного психологического отбора кандидатов на службу (учебу), психологическое сопровождение вновь принятых сотрудников, профессионально-психологическая подготовка и консультирование персонала;

- изучение социально-психологического климата в коллективах, психопрофилактика и психологическая коррекция деструктивного поведения, эмоционального выгорания и профессиональной деформации сотрудников.

- работа с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми;
- работа с персоналом уголовно-исполнительной системы.

Основные виды работ, выполняемые сотрудниками психологической службы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми:

- обследование осужденных, этапируемых из следственных изоляторов в исправительные учреждения, подготовка их психологических портретов (характеристик) для формирования личных дел;


- изучение вновь прибывших осужденных в карантине, составление характеристик, психологических портретов, разработка рекомендаций по индивидуализации исполнения наказания и организации воспитательной работы с ними;


- участие в решении вопросов о распределении осужденных по отрядам и отделениям, подозреваемых и обвиняемых по камерам, предоставления права передвижения без конвоя или сопровождения, изменения условий отбывания наказания, разрешения выезда за пределы исправительного учреждения;


- изучение личности осужденных и оказание им психологической помощи в процессе адаптации к условиям изоляции;


- изучение социально-психологической обстановки в отрядах, отделениях и бригадах осужденных, проведение мероприятий по ее оптимизации;


- проведение групповой и индивидуальной психокоррекционной работы с осужденными, участие в разработке программ их исправления;


- осуществление индивидуального психологического консультирования по вопросам, требующим участия специалиста;


- оказание психологической помощи осужденным в вопросах профориентации, формирования позитивного отношения к труду, в подготовке к освобождению из исправительных учреждений;


- психологическое консультирование родственников осужденных при наличии запроса с их стороны и разрешения руководства учреждения.
Работа психолога с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми осуществляется в соответствии с международными актами и российским законодательством. Принимаются во внимание их индивидуальные потребности, социальное прошлое, история совершения преступления, физические и умственные способности, темперамент, продолжительность срока заключения, а также возможности после освобождения.
Первичное обследование осужденного, подозреваемого и обвиняемого проводится психологом в кратчайшие сроки после приема в учреждение, исполняющее наказание, или следственный изолятор. На основе полученных результатов психологом разрабатывается программа по работе с ним, исходя из его индивидуальных особенностей и склонностей, готовятся рекомендации для сотрудников других отделов и служб. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.
Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется на добровольной основе. При участии осужденного в групповой или индивидуальной программе (развивающей, психокоррекционной) между психологом и осужденным заключается письменное соглашение, в котором предусматриваются условия реализации программы, требования, предъявляемые к сторонам, условия прекращения действия соглашения (участия в программе).
Участие осужденных в проводимых мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. При отказе осужденного от сотрудничества с психологом, последний проводит разъяснительную работу с целью изменения мотивации осужденного. В случае окончательного отказа об этом делается отметка в карточке индивидуальной воспитательной работы с осужденным как отказ от участия в проводимых воспитательных мероприятиях.

Основные виды работ, выполняемых сотрудниками психологической службы по обеспечению деятельности персонала:

- проведение первичного профессионально-психологического отбора кандидатов на службу (учебу) в органы и учреждения (образовательные учреждения) ФСИН России, оказание помощи молодым сотрудникам в профессиональной и социально-психологической адаптации к условиям служебной деятельности, их углубленное изучение при назначении на должность;


- осуществление динамического контроля психических состояний персонала, психодиагностического обследования сотрудников при решении вопросов, требующих участия психолога (постановка – снятие с психологического учета, допуск к несению службы с оружием и т.п.);


- проведение занятий в системе служебной подготовки, направленных на повышение психологической компетентности персонала;


- индивидуальное консультирование сотрудников и членов их семей по вопросам, требующим участия психолога;


- оказание психологической помощи персоналу в решении проблемных и преодолении кризисных ситуаций, проведение групповых и индивидуальных психокоррекционных мероприятий;


- изучение психологических причин суицидов среди персонала, нарушений дисциплины и законности, текучести кадров, иных негативных явлений в подразделении, разработка рекомендаций и предложений по их профилактике;


- психологическое консультативное и экспертное обеспечение переговорной деятельности в ситуации захвата заложников, при возникновении групповых эксцессов и массовых беспорядков (подготовка психологических портретов правонарушителей, консультирование ведущего переговоры и членов оперативного штаба);


- проведение мероприятий по психопрофилактике профессиональной деформации сотрудников и повышению их психологической устойчивости к негативным социально-психологическим воздействиям;


- мониторинг социально-психологического климата в коллективах подразделений, разработка и проведение мероприятий по его оптимизации;


- осуществление психологической подготовки сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях, профилактика посттравматических стрессовых расстройств.


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1 Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа психологии и педагогического образования, Кафедра психологии, Архангельск, Россия

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Совместное движение взрослого и ребенка и помощь взрослого

Ориентация ребенка в окружающем мире, умение понимать и принимать себя

Система профессиональной деятельности педагога-психолога

Отношение детей и взрослых, психическое развитие ребенка

Создание условий для позитивного развития с ориентацией на зону ближайшего развития

Оказание помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем и их предупреждении

Недирективная форма оказания психологической помощи

Развитие и саморазвитие самосознания личности, активизация собственных ресурсов

Поддержка на определенном этапе развития

Психически здоровые люди

Преодоление личностных трудностей

Система мероприятий (организационных, диагностических, обучающих и развивающих)

Педагоги, учащиеся, администрация, родители

Создание оптимальных условий для обучения и развития

Создание условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора

Исходным теоретическим положением для формирования теории и методологии сопровождения является системно-ориентированный подход, в логике которого развитие понимается, как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций. Сопровождение в этом контексте рассматривается, как поддержка человека в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам. Таким образом, сопровождение становится важным условием развития субъектных свойств человека.

Обобщая рассмотренные подходы, во-первых, психологическое сопровождение рассматривается как один из видов патронажа и компонент комплексной целостной системы психологической поддержки и помощи, во-вторых, интегративная технология, предназначенная для создания условий восстановления личностного потенциала развития и самореализации человека, в-третьих, процесс взаимодействия и определенного рода взаимоотношений между человеком, который нуждается в помощи и лицами, ее оказывающими. Содержание психологического сопровождения составляет формирование условий для актуализации способности личности к самопомощи, оказание необходимой и достаточной поддержки для перехода из беспомощного состояния в деятельное, при котором человек в состоянии самостоятельно справляться со своими жизненными трудностями.

Направлениями работы по психологическому сопровождению являются профилактика, индивидуальная и групповая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, индивидуальная и групповая развивающая работа, индивидуальная и групповая коррекционная работа, психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры и развитие психологической компетентности.

Основными характеристиками психологического сопровождения являются процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную жизнь человека. Результат психологического сопровождения личности - формирование нового жизненного качества – адаптивности, способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими в различных жизненных ситуациях.

Психологическое сопровождение спецконтингента предполагает изучение осужденных еще в карантине ИУ, разработку рекомендаций для индивидуализации процесса социальной реабилитации, выявление лиц группы повышенного риска – имеющих психические отклонения, склонность к суициду и самоповреждающему поведению, проведение психопрофилактических и коррекционных мероприятий. Также необходима разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога, создание при учреждениях УИС отделений социально-психологической реабилитации с целью оказания профильной психологической помощи осужденным, имеющим алкогольную или наркотическую зависимость, психические аномалии.

Знание и учет психологических особенностей осужденных необходимо для правильной организации взаимодействия с ними, для определения наиболее целесообразного пути позитивных изменений, выбора оптимальных методов воздействия для достижения целей их исправления. Для правильного построения воспитательного процесса и постановки задач ресоциализации осужденных разрабатывается психологическое сопровождение, которое базируется на углубленной и разносторонней психодиагностике и составлении по ее результатам индивидуальных программ сопровождения [3].

Методологическими основами построения программ психологического сопровождения с опорой, прежде всего, на его развитие в системе образования выступают:

- личностно-ориентированный подход, определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности при построении системы психологического сопровождения исправительного процесса, максимальный учет личностных особенностей каждого; сопровождение должно опираться на потребности и интересы конкретного человека, а не на заданные извне задачи;

- антропологический подход, предполагающий комплексное всестороннее воздействие на человека, смещение акцентов с отдельных психических процессов, свойств и состояний на изучение целостной ситуации развития личности с учетом его связей и отношений с людьми;

- система развивающего образования, утверждающая необходимость создания такого способа развития личности, развития личности, которая не только учит знаниям и умениям, но обеспечивает развитие фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств;

Парадигма гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного подходов определяет требования к принципам и методам психологического сопровождения воспитательно-исправительного процесса в ИУ:

В системе сопровождения присутствует особый предмет диагностики: условия и ситуация развития личности осужденного, отношения, возникающие между участниками воспитательного процесса и исправительных воздействий, процесс сотрудничества его с работниками ИУ и с другими осужденными. Такой подход полностью отражает все принципы психологического сопровождения: право человека, обратившегося за помощью, на свободный выбор своего пути развития; индивидуальный подход; запрет на проектирование результата; принцип реальности, предполагающий принятие жизни во всей полноте; ответственность субъекта за принятие решения, когда сопровождающий обладает только совещательными правами; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; принцип реалистичности, когда психолог не берет на себя задачи переделать клиента, а лишь содействует, создает условия для смысловой переработки проблемы и поиска ресурсов личности [2].

Программа сопровождения должна проектироваться по следующим этапам [6]:

- мотивационный - установление эмоционального контакта между психологом и клиентом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение ожиданий от совместной работы;

- концептуальный - раскрытие содержания предстоящей работы, определение роли, статуса и общей позиции клиента и психолога относительно друг друга, распределение функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смысла сотрудничества;

- проектный - разработка проекта программы сопровождения, на основании ориентировочной диагностики; ознакомление с проектом программы других участников процесса сопровождения,

- реализация проекта - практическая реализация программы психологического сопровождения; одновременно проводится текущая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях - дополнительная психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений;

- рефлексивно-диагностический - завершение процесса, итоговая диагностика, совместный анализ результатов, внесение предложений по переходу на следующий этап развития личности.

К этапам осуществления программ психологического сопровождения относятся:

Для наибольшей эффективности исправления лиц, находящихся в местах лишения свободы, в сопровождении необходимо учитывать индивидуальные особенности личности при построении воспитательного процесса и постановке задач их ресоциализации. Для этого разрабатывается психологическое сопровождение, которое должно базироваться на углубленной и разносторонней психодиагностике и составлении по ее результатам индивидуальных программ сопровождения.

Деятельность психолога ИУ в рамках программы сопровождения предполагает анализ среды учреждения и ресурсов осужденного с точки зрения тех возможностей, которые они предоставляет для его развития, и требований, предъявляемых к его психологическим возможностям; определение психологических критериев эффективного исправления и саморазвития; разработку и внедрение мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного развития и исправления осужденных; приведение этих создаваемых условий в систему постоянной работы, дающую максимальный результат [6].

Таким образом, приоритетная задача изучения личности осужденных – подбор эффективных методов индивидуального психологического воздействия, с помощью которых можно достичь изменения их криминальной направленности, не допустить рецидива преступных деяний, снизить степень негативного влияния криминальной среды на конкретного человека, тем самым повысив эффективность исправления. Исходя из этого, сопровождение представляется чрезвычайно перспективным теоретическим принципом и с точки зрения осмысления целей и задач психологической практики, и с точки зрения разработки конкретной модели деятельности психолога, которая может быть внедрена и успешно реализована, как массовая технология работы.

Разработка обязательных программ психологической коррекции личности для лиц, осужденных за различные виды преступлений (преступления экстремистской и террористической направленности, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, корыстные преступления и др.), формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество является в настоящее время одним из ведущих и наиболее сложных для психолога видов деятельности. Программы психологического сопровождения осужденных являются не просто суммой методов коррекционно-развивающей работы, но выступают, как комплексные технологии, особая культура поддержки и помощи осужденным в решении жизненных задач. Специалист, осуществляющий психологическое сопровождение, не только владеет методиками диагностики, консультирования и коррекции, но и имеет способности и навыки системного анализа проблемных ситуаций, программирования и планирования деятельности, направленной на их разрешение, объединение участников исправительно-воспитательного процесса.

Список литературы:

1. Бардиер Г., Ромазан Н., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинев: ВИРТ; СПб.: ДОРВАЛЬ, 1993. – 96 с.

3. Леус Э.В. Пенитенциарная психология / Э.В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. Ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2016. – 168 с.

5. Петрова Н.Ф. Теоретическое обоснование комплексного сопровождения развития ребенка в образовательной среде учреждений оздоровительного типа: дисс. . д-ра пед. наук - Ставрополь, 2006. – 500 с.

6. Психология трудных подростков: учебно-методическое пособие / Э.В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. Ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2013. – 118 с.

Читайте также: