Конспект урока по литературному чтению 4 класс 21 век

Обновлено: 05.07.2024

Уроки по литературе 4 класс и другие полезные материалы для учителя литературы, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

  • Все учебники
  • Литературное чтение. 3-4 классы. Хрестоматия. Произведения школьной программы по литературе. Сер. Школьная библиотека. М.: 2013. - 320 с.
  • Литературное чтение. 4 класс. ("В океане света") В 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 4-е изд., перераб. - М.: 2015 - Ч.1 - 224с.
  • Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 2-е изд., дораб. - М.: Ч.1 - 2010, 160с., Ч.2 - 2011, 160с.
  • Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. 4-е изд. - М.: 2014; Ч.1 - 160с., Ч.2 - 160с.
  • Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. Кац Э.Э. М.: 2009 - Ч.1 - 176с.
  • Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Чуракова Н.А. М.: 2016; Ч.1 - 176с., Ч.2 - 176с.
  • Литературное чтение. 4 класс. В 3 ч. Грехнева Г.М., Корепова К.Е. М.: 2013 Ч.1 - 160с
  • Литературное чтение. 4 класс. В. 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. 3-е изд. - М.: 2015 - Ч.1 - 223с.
  • Литературное чтение. 4 класс. Полная хрестоматия для начальной школы. 4-е изд., испр. и перераб. - М.: 2014. - 384 с.


УМК Начальная школа 21 века "Формирование личностных результатов в начальной школе"

Уроки

Формирование личностных результатов в начальной школе


План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Басни русских баснописцев.

Уроки


Уроки

Урок разработан с учётом современных требований образования по формированию УУД.


УМК Начальная школа 21 века "Урок Литературного чтения"

Уроки


Уроки

Цели урока: 1) знакомить с жизнью и творчеством К.Паустовского; 2)развивать умение выразительно читать прозаическое произведение; умение анализировать поступки героев, идейное.


Уроки

о детском любопытстве, об отношении детей к вещам


Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В.Ф.Одоевский "Город в табакерке"

Уроки

Цель: создать условия для знакомства с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить.


Биография братьев Гримм

Уроки

Бра́тья Гримм (нем. Brüder Grimm или Die Gebrüder Grimm; Якоб, 4 января 1785 — 20 сентября 1863 и Вильгельм, 24 февраля 1786 — 16 декабря 1859) — немецкие лингвисты и.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был представлен на областной конкурс "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС" в апреле 2016 года.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конспект урока литературного чтения

в 4 классе на тему: "К.Ф. Рылеев "Иван Сусанин"

Педагог: Соболева Светлана Геннадьевна

Тип урока: изучение нового материала

создание условий для достижения планируемых личностных метапредметных и предметных результатов.

Задачи направлены на:

Достижение личностных результатов учащихся:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

сформированность мотивации к обучению и познанию;

осмысление и принятие основных базовых ценностей;

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

положительного отношения и устойчивого интереса к изучению литературы и истории своей страны;

чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

чувства уважения к окружающим;

сформированность духовно-нравственных качеств личности;

развитие чувства патриотизма.

Достижение метапредметных результатов обучающихся:

освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Достижение предметных результатов:

Определить элементы композиции и их роль в создании эмоционально-смыслового содержания произведения.

Обогатить словарный запас учащихся.

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за героев Отчизны.

УУД, формируемые на уроке:

- коммуникативные - формирование умения:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в группе;

распределять обязанности при работе в группе;

учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- познавательные - формирование умения:

находить необходимую информацию в учебнике;

выделять существенную информацию из учебных текстов;

развивать речь учащихся, развитие кругозора

- регулятивные - формирование умения:

ставить учебные задачи познавательной деятельности;

планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;

осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные результаты:

Оборудование и технические средства обучения:

Мультимедийное устройство, интерактивная доска, компьютер

Наглядные пособия:

Ключевые слова:

Дума, патриот, патриотизм.

Рабочие материалы для обучающихся:

Карточки с заданиями, ЛОУДы

к учебной и познавательной деятельности учащихся через выполнение практического задания на основе ранее изученных тем и имеющихся знаний и создания проблемной ситуации

Учитель предлагает детям прочитать записи на интерактивной доске:

Далее предлагает выполнить задания:

задание 1: постарайтесь разделить прочитанное на 2 смысловые группы и дать название каждой группе:

Учитель просит предъявить результат работы.

Мнения учащихся фиксируются на доске.

Учитель выстраивает диалог в зависимости от возникшей ситуации:

Учитель акцентирует внимание на возникшей проблеме: учащиеся не смогли определить принадлежность К. Рылеева и И. Сусанина к той или иной группе.

Учитель задает вопросы: Почему? В чем сложность?

Учитель задает вопросы:

С какими авторами мы с вами уже встречались на уроках литературного чтения? Какие герои вам уже известны?

Учитель: Значит К. Рылеев и И. Сусанин вам пока неизвестны, однако, вы решили в таком варианте их распределить по группам. А насколько это правильно? (Проблема)

Задание 2: Вам предлагается соотнести автора с его героем, вспомнить название литературного произведения и его жанр.

Учитель выстраивает диалог:

Как вы думаете, кто же такие Иван Сусанин и Константин Рылеев? Кто из них автор, а кто герой?

Учитель: чтобы сложилось единое мнение, нам поможет учебник стр.85

Дети читают про себя.

Дети работают индивидуально, выполняя задание учителя.

Высказывается несколько мнений.

Результат индивидуальной работы учащихся:

1 группа: А.С. Пушкин, А.К. Толстой, К.Симонов – авторы (писатели)

2 группа: Илья Муромец, Александр Невский, Вещий Олег – герои произведений

? –Кондратий Рылеев и Иван Сусанин

Учащиеся определяют границы знания и незнания.

1 группа: А.С. Пушкин, А.К. Толстой, К. Симонов, К. Рылеев – авторы (писатели)

2 группа: Илья Муромец, Александр Невский, Вещий Олег, Иван Сусанин – герои произведений

(Могут быть и другие варианты)

Учащиеся называют авторов и героев.

Дети пока ответить не могут.

Дети предъявляют результат:

А.С.Пушкин – Вещий Олег

А.К.Толстой – Илья Муромец

К.Симонов – Александр Невский

Дети проговаривают название известных литературных произведений и называют их жанр.

? –Кондратий Рылеев и Иван Сусанин - дети не могут назвать литературного произведения и его жанр.

Дети высказывают свои предположения. Испытывают затруднения. Единого мнения нет

Дети работают с учебником.

Находят взаимосвязь (автор К. Рылеев - герой произведения И. Сусанин)

Коммуникативные

Познавателъные

Целеполагание (постановка учебной задачи учащимися и формулировка темы урока)

Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

Следовательно, темой урока будет….

Какие задачи вы перед собой бы поставили при изучении этой темы?

Учитель фиксирует задачи урока на доске.

- Познакомиться с писателем К. Рылеевым.

- Познакомиться с Иваном Сусаниным как героем литературного произведения К.Ф. Рылеева.

- Узнать, какой подвиг совершил Иван Сусанин.

- Почему Иван Сусанин стал главным героем литературного произведения К. Рылеева.

- Определить жанр литературного произведения.

УУД: Регулятивные,

Коммуникативные

Мотивация к познавательной деятельности

Учитель задает вопрос:

Как вы думаете, зачем нам нужно знакомиться с историей и героями нашей страны?

- чтобы быть образованными;

-быть похожими на героев;

- брать пример с героев

-знать нашу историю, любить свою Родину.

Действия по освоению нового знания

Задача на данный этап урока: познакомиться с биографией К.Ф. Рылеева, на основании предложенного текста составить летопись жизни писателя.

Летопись фиксируется на доске.

Одновременно демонстрируются слайды электронной презентации биографии К. Рылеева.

См. задания в Приложении 1

Дети высказывают свои мнения

Работа в группах:

- каждый участник группы индивидуально читает текст биографии (принцип индивидуальных вкладов);

- каждый участник группы находит нужную информацию (принцип индивидуальных вкладов);

- участники высказывают свое мнение и приходят к общему мнению (принцип внутригруппового взаимодействия - обмен позициями);

- лидер группы предъявляет результата работы для составления летописи (принцип межгруппового взаимодействия – выход на единый продукт).

Создается летопись (см. Приложение 2)

Познавательные,

Коммуникативные

Предлагает учащимся выполнить ряд упражнений

Учащиеся выполняют упражнения.

Открытие нового знания через проблемный вопрос на основе знакомства с литературным произведением

Учитель задает проблемный вопрос, мотивирующих учащихся на исследование научно-познавательной статьи и литературного произведения:

Почему же Рылеев посвятил Ивану Сусанину литературное произведение?

Задача на данный этап урока:

Прочитайте текст учебника, с. 84

(научно-познавательная статья о событиях, описанных в произведении создаёт необходимую атмосферу для первичного восприятия текста).

Беседа с учащимися по прочитанному тексту:

Что вы узнали из текста? О каком историческом событии идет речь в тексте? Кто такой Иван Сусанин? В чем заключается подвиг Ивана Сусанина?

Пришло время познакомиться с произведением К.Ф.Рылеева. Учитель предлагает работу в группах.

В основу деления учащихся класса на группы лежит содержательный принцип, т.к. произведение очень объемно по содержанию и подвергнуть его исследованию потребует слишком много времени. Работа же в группах сокращает время освоения содержания литературного произведения.

(отрывки из текста см. в Приложении 3)

Задания к прочитанному тексту см. в Приложении 3.

На вопрос № 5 (К какому жанру литературы вы бы отнесли это произведение:

-Рассказ, басня, дума (докажите)

учащиеся могут иметь сомнения в правильности ответа, т.к. данный жанр им незнаком или действовать методом исключения.

Учитель выразительно с напевом (мелодично) читает отрывок литературного произведения, выстраивает диалог с учащимися, подводящий к данному понятию и дает формулировку его:

Дети высказывают предположения.

Учащиеся знакомятся с научно-познавательной статьёй.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Работа в группах:

- каждый участник группы индивидуально читает определенный отрывок из текста литературного произведения (принцип индивидуальных вкладов);

- каждый участник группы отвечает на поставленные вопросы задания (принцип индивидуальных вкладов);

- участники высказывают свое мнение и приходят к общему мнению (принцип внутригруппового взаимодействия - обмен позициями);

- лидер группы предъявляет результата работы для формирования единого мнения класса (принцип межгруппового взаимодействия – выход на единый продукт).

Учащиеся вступают в диалог с учителем.

Вернёмся к теме нашего урока

- Посмотрим, какие задачи мы ставили перед собой.

-Можем ли мы оценить, насколько решены на уроке поставлен­ные задачи?

Можно ли назвать Ивана Сусанина ПАТРИОТОМ? Объясните лексическое значение этого слова.

А что такое патриотизм?

Чему учит нас это произведение?

Учитель предлагает оценить свою работу, свой вклад в общее дело познания, степень освоения знаний на уроке на листе оценки учебных достижений (ЛОУД). (см. Приложение 4)

Дети называют поставленные задачи.

Дети перечисляют полученные на уроке знания, отвечают на вопросы учителя.

Дети, опираясь на кри­терии оценки, оценивают свою работу,

Как вы думаете, почему?

Тема до конца не изучена.

Учитель обращает внимание на ЛОУДы, в которых не по всем критериям поставлен положительный знак.

На последующих уроках предстоит дальнейшее ее изучение, мы поговорим о средствах художественной выразительности, использованных автором в описании героя, событий; дадим характеристику героям и персонажам, поработаем с рифмами и ритмом, неизвестными словами

1. На дом вам предлагается творческое задание: мини-проект.

На основе различных источников информации: справочниках, энциклопедиях, интернетресурсах составить в любой доступной форме презентацию, которая бы дала ответ на вопрос:

Ученики выдвигают предположения.

Ученики убеждаются в том, что не все еще знают и умеют.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Задание группе 1

Внимательно прочитайте предложенный текст.

Постарайтесь найти в биографии писателя данные о его рождении, образовании

Задание группе 2

Внимательно прочитайте предложенный текст.

Постарайтесь найти в биографии писателя данные о его военной карьере

Задание группе 3

Внимательно прочитайте предложенный текст.

Постарайтесь найти в биографии писателя данные о его жизни после отставки

Задание группе 4

Внимательно прочитайте предложенный текст.

Постарайтесь найти в биографии писателя данные о его литературной деятельности

Задание группе 5

Внимательно прочитайте предложенный текст.

Постарайтесь найти в биографии писателя данные о его смерти

Летопись жизни К.Ф. Рылеева

Кондратий Фёдорович Рылеев родился

Петербургский первый кадетский корпус

заграничные походы русской армии

палата уголовного суда

Северное общество декабристов

Внимательно прочитайте предложенный отрывок.

Отражено ли историческое событие в прочитанном произведении?

Описан ли реальный подвиг Ивана Сусанина в литературном произведении?

К какому роду литературы вы бы отнесли это произведение?

-Проза, поэзия, драма. (Докажите)

К какому жанру литературы вы бы отнесли это произведение?

-Рассказ, басня, дума. (Докажите)

Тексты для чтения

«Куда ты ведешь нас. не видно ни зги!—
Сусанину с сердцем вскричали враги: —
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!

Луна между тем совершила полкруга;
Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга.
На небе восточном зарделась заря,
Проснулись сарматы — злодеи царя.

То скроется быстро, то ярко блеснет,
То тускло засветит, то вновь пропадет.
Стоят не шелохнясь и дуб и береза,
Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.

Друг за другом идут в молчаньи сарматы;
Всё дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес —
Всё глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми

Склонившись угрюмо до самой земли,

Дебристую стену из сучьев сплели.

Вот скатерть простая на стол постлана;
Поставлено пиво и кружка вина,
И русская каша и щи пред гостями,
И хлеб перед каждым большими ломтями.
В окончины ветер, бушуя, стучит;
Уныло и с треском лучина горит.

Давно уж за полночь. Сном крепким объяты,
Лежат беззаботно по лавкам сарматы.
Все в дымной избушке вкушают покой;
Один, настороже, Сусанин седой
Вполголоса молит в углу у иконы
Царю молодому святой обороны.

Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом.
Сусанин поднялся и в двери тайком.

«Туда, куда нужно!— Сусанин сказал.—

«Приводит сам бог тебя к этому дому,
Мой сын, поспешай же к царю молодому,
Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей,
Что гордые ляхи, по злобе своей,
Его потаенно убить замышляют
И новой бедою Москве угрожают!

Литературное чтение. 4 класс. Методическое пособие

В пособии раскрываются особенности содержания и построения завершающего этапа начального литературного образования и развития младших школьников, даются практические советы по организации дифференцированной работы с учебно-методическим комплектом (учебник, учебная хрестоматия и рабочие тетради), которые помогут учителю реализовать основные цели и задачи авторской программы и требования ФГОС НОО (2009 г.).

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по литературе для учителя и ученика.

  • Все 19603
  • Уроки 9884
  • Презентации 4040
  • Тесты 859
  • Планирование 1153
  • Мероприятия 1673
  • Прочее 1994

Нажмите, чтобы узнать подробности



Тип урока: освоение нового материала Создатьусловия для развития умений определять тему, главную мысль, содержание произведения;.


Контрольная работа в тестовой форме по проверке содержания произведения А. П. Гайдара "Тимур и его команда".








Цель урока: 1) познакомить учащихся с произведениями о жизни и подвигах детей во время войны; 2) воспитание патриотизма через ана.



Данная работа будет интересна учителям начальных классов. В этой работу собран материал для обобщения изученных произведений А.С. Пушкина.




Сказка предназначена для детей младшего школьного возраста. Она воспитывает чувство любви и уважения к родителям, к семье. .


Конспект урока по литературному чтению по теме: " Сказка Г.Х. Андерсена " Дикие лебеди"", урок 2. Урок составлен по УМК Школа 21 век.


Сборник заданий разработан для обучающихся 4 класса имеющими задержку психического развития и для детей с нормой развития.

Читайте также: