Прямоугольный параллелепипед 3 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Загрузить презентацию (365 кБ)

1. Ввести понятие прямоугольного параллелепипеда.

2. Сформировать умение показывать вершины, рёбра и грани в прямоугольном параллелепипеде.

3. Познакомить с правилами изображения прямоугольного параллелепипеда в тетрадях.

4. Способствовать привитию интереса к предмету.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

Нацеливание на внимательную работу на уроке.

2. Актуализация знаний.

А) Работа устно по слайду № 1:

- назовите геометрические фигуры, изображённые на рисунке,

- что такое прямоугольник,

- сколько сторон у прямоугольника,

- назовите стороны прямоугольника PMNE,

- каким свойством обладают стороны прямоугольника,

- какими геометрическими фигурами они являются,

- сколько вершин у прямоугольника,

- назовите вершины прямоугольника PMNE,

- какие фигуры называются равными,

Б) Математический диктант.

Класс выполняет самостоятельно, 1 учащийся на доске.

1. Постройте прямоугольник. Обозначьте его АВСД. Назовите устно вершины прямоугольника.

2. Измерьте стороны прямоугольника, сделайте соответствующие записи. Назовите устно стороны прямоугольника.

3. Найдите периметр и площадь построенного прямоугольника.

Что называется периметром прямоугольника? Как найти площадь прямоугольника?

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

Рассмотрите рисунок, эти же геометрические фигуры (или их называют ещё геометрические тела) представлены в качестве моделей. Модель прямоугольного параллелепипеда поставить отдельно. Как вы думаете, по какому признаку эти фигуры разбиты на две группы?

В 1 группе изображены фигуры (тела), поверхность которых составлена из плоских фигур – многоугольников. Эти многоугольники называются гранями, а сами тела – многогранниками. Во 2 группе – тела ограничены не только плоскими поверхностями. Это круглые тела.

Рассмотрите предметы на рисунке. Предметы 1 группы имеют форму разных многогранников. Предметы 2 группы имеют форму прямоугольного параллелепипеда.

Запишите тему урока “Прямоугольный параллелепипед”.

Учитель озвучивает цели урока, показывает модель прямоугольного параллелепипеда.

Класс работает по слайду. Отвечает на вопросы учителя.

- какой фигурой является грань параллелепипеда?

- все ли грани одинаковы?

- какие грани являются одинаковыми?

- что представляют собой рёбра параллелепипеда?

- есть ли одинаковые рёбра?

- сколько рёбер у параллелепипеда?

Учитель ещё раз демонстрирует все элементы параллелепипеда на моделях.

Класс записывает название элементов параллелепипеда в тетрадь:

Грань (6) - прямоугольники.

Рёбра (12) стороны граней - отрезки.

Вершины (8) вершины граней – точки.

Класс отмечает в учебнике правило № 1 (стр. 166, п. 20).

Прямоугольный параллелепипед имеет 3 измерения: длину, ширину, высоту.

Класс выполняет записи в тетрадях:

Измерения параллелепипеда: а – длина, в – ширина, с – высота.

Класс отмечает в учебнике правило № 2 (стр. 166 п. 20).

Рассмотрим правила построения прямоугольного параллелепипеда в тетради.

Класс выполняет построения в тетради вслед за учителем, выделяя элементы параллелепипеда цветом.

Класс приводит примеры предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.

Ребята, а что изменится, если у параллелепипеда будут одинаковыми все измерения?

Учитель вводит понятие куба.

Класс отмечает в учебнике правило № 3 (стр. 166, п. 20).

8. Класс выполняет № 810, стр. 176.

5. Подведение итогов.

Учитель подводит итог работы:

Мы познакомились с новой геометрической фигурой, какой?

Как называются элементы этой фигуры?

Класс демонстрирует полученные знания на моделях.

6. Домашнее задание.

Класс записывает домашнее задание: п. 20, № 790, № 792.

Спасибо за урок!

Проект урока

Тема урока: Прямоугольный параллелепипед.

1. Характеристика класса: общеобразовательный, в классе 24 человека.

Уровень сформированности ОУУН – достаточный, скорость и темы обучения – средние.

Успеваемость - 98%, качество - 55%, СОУ – 53%.

2. Характеристика темы: обучение ведется по учебнику “Математика 5 класс” под редакцией Н.Я.Виленкина. Данный урок является первым по теме. Содержание теоретического материала является частью темы “Геометрические тела”. Учащиеся имеют представление о параллелепипеде из курса математики начальной школы, поэтому важно ввести понятие данного геометрического тела, показать правила его изображения в тетради, сформировать умение показывать элементы прямоугольного параллелепипеда. Тема актуальна и значима для дальнейшего развития геометрических представлений у учащихся и для формирования практичного применения полученных знаний.

3. Система целей.

Общедидактивная цель: создание условий для осмысления имеющихся знаний, выработки умения практичного применения полученных знаний, усвоения умений в комплексе применять ЗУН, осуществления их практического применения.

образовательный аспект – введение понятия прямоугольного параллелепипеда, формирование умения показывать элементы параллелепипеда, знакомство с правилами изображения параллелепипеда; совершенствование навыков речевого общения.

воспитательный аспект: содействовать формированию коммуникативных навыков.

развивающий аспект – развивать логическое и образное мышление, умения анализировать, сравнивать учебный материал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

предметные: находить на модели прямоугольного параллелепипеда его элементы (рёбра, вершины, грани); копировать (или преобразовывать) изображение прямоугольного параллелепипеда, дорисовывая недостающие элементы

личностные: желание решать задачи исследовательского плана; понимание практической значимости математики

Универсальные учебные действия:

регулятивные: располагать модель прямоугольного параллелепипеда в пространстве согласно заданному чертежу или описанию; выполнять проверку вычислений, ответа задачи;

познавательные: конструировать модель прямоугольного параллелепипеда по его развёртке; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема…)

Методы и формы обучения:

Фронтальная, парная, групповая

Тема урока: Прямоугольный параллелепипед

Тип урока: Изучение нового материала

Педагогическая цель урока:

Сформировать представление о прямоугольном параллелепипеде

Планируемые результаты:

предметные: находить на модели прямоугольного параллелепипеда его элементы (рёбра, вершины, грани); копировать (или преобразовывать) изображение прямоугольного параллелепипеда, дорисовывая недостающие элементы

личностные: желание решать задачи исследовательского плана; понимание практической значимости математики

Универсальные учебные действия:

регулятивные: располагать модель прямоугольного параллелепипеда в пространстве согласно заданному чертежу или описанию; выполнять проверку вычислений, ответа задачи;

познавательные: конструировать модель прямоугольного параллелепипеда по его развёртке; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема…)

Методы и формы обучения:

Фронтальная, парная, групповая

Организация начала урока.

Начнём наш урок математики. Хотелось бы узнать ваше настроение (показывают смайлики).

Отлично! Мы продолжаем наше путешествие по стране Геометрия, жителями которой являются геометрические фигуры или геометрические тела. Сегодня мы откроем лишь некоторые её тайны.

Прежде чем приступить к познанию нового, предлагаю вспомнить некоторые геометрические фигуры, которые нам знакомы.

Актуализация знаний учащихся

Слайд 1. - Что это за фигура? (Прямоугольник)

- Что вы знаете про прямоугольник? (Четырехугольник, у которого все углы прямые)

- Это плоская или объёмная фигура? (Плоская, т.к. укладывается на одной какой-либо плоскости. Все её точки принадлежат этой плоскости.)

Слайд 2. - А что вы скажете про эту фигуру? (Это куб – объёмная фигура – не располагается на одной плоскости).

Слайд 3. - А кто знает, что это за фигура? (Показываю прямоугольный параллелепипед).

- Опишите её. (Она объёмная, похожа на куб)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ прямоугольный параллелепипед.doc

Тема: Прямоугольный параллелепипед

Форма урока: урок-исследование

Дидактическая цель: создать условия для формирования представление о прямоугольном параллелепипеде

Ученик научится: показывать вершины, рёбра и грани в прямоугольном параллелепипеде

Ученик получит возможность научится: моделировать прямоугольный параллелепипед по его развёртке

1. Ввести понятие прямоугольного параллелепипеда.

2. Сформировать умение показывать вершины, рёбра и грани в прямоугольном параллелепипеде.

3. Способствовать привитию интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: желание решать задачи исследовательского плана; понимание практической значимости математики

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умения самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; развивать умения выполнять проверку вычислений, ответа задачи; формировать умения располагать модель прямоугольного параллелепипеда в пространстве согласно заданному чертежу или описанию; формировать умения проводить рефлексию своих действий.

Познавательные: конструировать модель прямоугольного параллелепипеда по его развёртке; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема…).

- формировать умения находить изображение прямоугольного параллелепипеда, его элементов (рёбра, вершины, грани);

- формировать умения моделировать прямоугольный параллелепипед, по его развертке;

- развивать навыки безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами;

- формировать умения выполнять разметку по линейке;

Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые, практические.

Формы работы: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия: прямоугольный параллелепипед, вершина, грань, ребро.

Организация пространства:

Межпредметные связи: окружающий мир.

Оборудование:

ТСО: компьютер, проектор.

Раздаточный материал: развертка прямоугольного параллелепипеда, карточки с заданием

Используемые технологии

Технология проблемного обучения - создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа

Информационно - коммуникационная технология .

Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

-активизировать познавательную деятельность обучающихся;

-проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); повышать положительную мотивацию обучения.

активная познавательная позиция учащихся, которая является основанием собственной и самостоятельной мыследеятельности учащихся.

Технологическая карта урока

1.Мотивационно-целевой этап

Цели: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока; актуализация опорных знаний и умений учащихся

Математика-наука,
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.

Проводит актуализацию знаний

- Что у них общего? (Плоские)

- Почему их так называют?

- Что вы знаете о прямоугольнике? Расскажите.

- Что у них общего? (Объемные)

- Почему их так называют?

- Какую фигуру вы не назвали?

Организует работу в парах по карточкам

Подводит учащихся к формулированию темы и задач урока

- Что у вас получилось ребята?

- Значит, о какой фигуре мы будем говорить на уроке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать логическое, эвристическое и алгоритмическое мышление.

Развивать умения корректно формулировать свою точку зрения;

Развивать умения оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями и поступками;

Формировать умения находить изображение прямоугольного параллелепипеда, его элементов (рёбра, вершины, грани);

Формировать умения преобразовывать изображение прямоугольного параллелепипеда, дорисовывая недостающие элементы;

Развивать навыки безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами;

Формировать умения выполнять разметку по линейке;

Развивать математическую речь, наблюдательность, логическое мышление, повышать внимание к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формировать навыки учебного труда;

КУМО: наглядный материал, тетрадь, листы с заданием.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы и приемы

Организационно-мотивационный

- Здравствуйте ребята, меня зовут Альбина Алексеевна, сегодня я буду проводить у вас урок математики. Присаживайтесь, пожалуйста.

Математика-наука,
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.

Присаживаются за рабочее место.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

-выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания узнавать новое.

Коммуникативные:

-формирование умения слушать и слышать.

Словесный метод (слово учителя). Фронтальная форма

Актуализация знаний.

- Прежде чем приступить к познанию нового, предлагаю вспомнить некоторые геометрические фигуры, которые нам знакомы.

- Кто знает, что это за фигура? (Показываю прямоугольник)

- Что вы знаете про прямоугольник? (Сколько у него углов, какие они?)

- Это плоская или объёмная фигура? Почему?

- А что вы скажете про эту фигуру? Она плоская или объёмная? (Показываю куб)

- А кто знает, что это за фигура? Мы знакомы с ней? (Показываю прямоугольный параллелепипед).

- Давайте попробуем её описать. Она объемная или плоская? На какую фигуру она похожа?

Когда закончите выполнять задание поднимите руку, чтобы я увидела кто все сделал. На работу вам дается 3 минутки.

Отвечают по поднятой руке:

- Четырехугольник, у которого все углы прямые

- Плоская, т.к. укладывается на одной какой-либо плоскости. Все её точки принадлежат этой плоскости.

- Это куб – объёмная фигура – её точки не располагается на одной плоскости.

- Она объёмная, похожа на куб

Слушают задание, выполняют работу в парах.

Регулятивные: -проведение

учащимися анализа своих действий;

Познавательные:

мотивировать учащихся к выполнению пробного действия.

-развитие познавательных интересов и учебных мотивов.

Словесный метод (слово учителя), практический метод (работа с карточками), наглядно-демонстрационный метод.

Фронтальная форма, работа в парах

Постановка темы и задач урока.

- Что у вас получилось ребята?

- Значит, о какой фигуре мы будем говорить на уроке?

- Как вы думаете, что мы сегодня узнаем?

- А что, на ваш взгляд, мы сегодня научимся делать?

- Что такое прямоугольный параллелепипед

- Как называются элементы параллелепипеда

- Где в жизни мы встречаемся с пр. параллелепипедом.

- Показывать элементы пр. пар.

- Рисовать пр. пар.

Метапредметные:

Понимание цели и задач урока;

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи;

Умение обосновывать своё мнение;

Словесный метод (слово учителя, беседа). Фронтальная форма

Открытие нового знания

- Кто помнит первую нашу задачу?

- Давайте попробуем дать определение нашей новой фигуре (вопросы-подсказки: Какая это фигура? (геометрическая), Эта фигура объемная или плоская? (объемная), Из чего состоит данная фигура? (из прямоугольников)).

возьмём в руки эту фигуру (у каждого на столе).

- А теперь посмотрим, какое определение пр. п-ду даётся в словаре.

Прямоугольный параллелепипед — объёмная фигура, у которой шесть граней, и каждая из них является прямоугольником.

(Расскажите друг другу это определение)

- Молодцы, а кто мне скажет нашу вторую задачу?

- Одним из элементов параллелепипед являются грани. Прямоугольники, из которых составлен параллелепипед, образуют грани пар-да.

- Давайте посчитаем, сколько граней есть у нашей фигуры.

У каждой грани есть границы, проведите пальцем по границам каждого прямоугольника – это рёбра пар-да.

- Сколько же ребер у нашего параллелепипеда?

Концы ребер (углы) – вершины пар-да

- У какой ещё геометрической фигуры такое же число граней, рёбер и вершин?

Это главное сходство этих фигур.

- А в чём их различие?

Т.е. куб – это тот же пар-д, у которого все грани равны.

- А есть ли равные грани у пр. пар-да? (рассмотрите внимательно верхнюю и нижнюю, правую и левую, переднюю и заднюю грани по отношению к вам).

- Что вы заметили?

- А как называются эти грани?

- Какой вывод можно сделать?

- Понятие прямоугольного параллелепипеда.

- Это геометрическая фигура, объёмная фигура, состоит из прямоугольников

Рассказывают друг-другу определения

- У куба все грани равны

- Они попарно равны

- Противоположные грани пр.пар-да равны

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи.

Словесный метод (слово учителя, беседа), наглядно-демонстрационный метод. Фронтальная форма.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

Первичная проверка понимания

- Следующая наша задача порассуждать о том, где в жизни мы встречаемся с пр. пар-дом.

- Сейчас мы поработаем в парах, обсудите с соседом по парте, где в жизни вы встречались с параллелепипед, а затем по цепочке каждая пара назовет один или два примера. Вам дается 1 минута, можете начинать обсуждение.

Обсуждают в паре, отвечают на вопрос (дом, комната, коробка, холодильник, кирпич, микроволновка, телевизор, шкаф).

Регулятивные: построение учащимися нового знания с использованием предметных действий с моделями на основе задания, вызвавшего затруднение;

Словесный метод (слово учителя), практический метод (упражнение). Фронтальная форма, работа в парах

Первичное закрепление

- Я предлагаю вам убедиться в том, что вы поняли содержание и можете проявить свои знания при выполнении упражнения. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнюю дату и классную работу.

- У вас на партах лежат листочки с заданием. Кто-нибудь хочет прочитать первое задание вслух для всего класса? __________читает, а все остальные внимательно слушают.

- На какой вопрос мы должны ответить?

- Давайте постараемся вспомнить сколько у параллелепипеда вершин. Кто помнит, что такое вершина? Покажи пожалуйста всем ребятам вершины на параллелепипеде.

- Правильно, кто помнит сколько вершин мы насчитали? (Давайте посчитаем еще раз.) Запишите ответ в пустой клетке, то есть в пропуске на карточке.

- Мы только что сказали, что вершина- это углы параллелепипеда, то есть концы ребер. Давайте же вспомним, что такое ребра параллелепипеда? Сколько же у нашего пар-да ребер? Не забудьте записать ответ.

- Молодцы, мы еще раз вспомнили, что такое ребра. А что же такое грани? Покажи ребятам грани на параллелепипеде. Сколько граней? Давайте запишем это число в пропуске.

- Кто мне скажет на какой вопрос в этом задании мы еще не ответили?

- Кто может ответить мне на этот вопрос? Запишите ответ.

На выполнение вам дается 3-4 минуты.

- Итак, ребята, какое слово у вас получилось?

Открывают тетради, записывают дату и классную работу.

Один ученик читает задание, все остальные внимательно слушают.

- Сколько вершин, граней и ребер у параллелепипеда. Параллелепипед, у которого все грани равны, - это.

- Вершина - это углы параллелепипеда (концы ребер). 8

-Ребра – это границы пар-да. 12

- Грани- прямоугольники, из которых составлен наш параллелепипед. 6

- Как называется параллелепипед, у которого все грани равны.

Регулятивные: фиксация нового знания в речи;

Коммуникативные:

-овладение навыками оформления своих мыслей в устной речи.

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные:

-применение нового знания.

-выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Словесный метод (беседа), наглядно-демонстрационный метод, практический (упражнение). Фронтальная форма.

- Правильно ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке, и поэтому вы огромные молодцы.

- А Кто хочет продолжить предложения, записанные на доске?

1. Сегодня я узнал(а)…

2. Мне было интересно…

3. Мне было трудно…

- Вы сегодня порадовали меня. Молодцы! Теперь давайте запишем домашнее задание ____________________.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные:

-оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

-осуществлять итоговый контроль.

-оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Словесный метод (беседа), наглядно-демонстрационный метод. Фронтальная форма.

Читайте также: