Приставки при и при конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
3. Формировать у мение систематиз ировать имеющие ся знани я.
4. Формировать у мение составлять алг оритм дей ствий при в ыборе
6. Пробудить инт ерес к самостоятель ному наблюдению на д языком .
7. Развивать у мение работать в группе, оце нивать правил ьность свои х и
Ребята, заходя в класс, тянут номерок (1, 2, 3, 4, 5) и занимают стол,
соответству ющий номеру . Таким образом, ре бята распре деляются на 5
1. Организационн ый момент, эм оциональный н астрой на урок.
- Кто предложит, ка кое предл ожение в качестве с егодняшн его
- Предложени е с прямой речью и обращени ем, чтобы слов а автора
- Хорошо, только давайте в кач естве прямой реч и использу ем
- Приставки придают русской речи столько б огатейших отт енков. В
- Ребята, вы у же поняли, что сег одня будете работать в группах. П ервое
задание у в ас на столах. Набор сл ов одинаковый, но всем вып олнять
одно и то же зад ание, соглас итесь, неинтересн о. Что вы можете
- Выписать толь ко отдельные сл ова. Сгру ппировать слова п о видам
- Хорошо, каж дой группе я п редлагаю в ыбрать схему - шифровку . Следу я этой
схеме, записать в тетрадь только св оих 4 слова с пропу щенными буквами ,
графически о бъяснить. П оследней группе остаёт ся забрать с ебе в тетрадь все
Каждая гру ппа читает резу льтат своего труда, другие гру ппы
записывают в тет радь, задают во просы, есл и что - то непонятно ил и с чем - то
3. Постановк а проблемы. Фор мулирование темы и целей урока.
- Ребята, а от каки х условий может зави сеть в ыбор буквы в приставках?
- Скажите, ребята, а почему сегодня м ы стали п овторять при ставки?
- Видимо, сег одня мы будем изучать правописание н овых пристав ок.
- Да, вы правы, та орфограмма, о которой м ы говорим, прячется в сам ом
- Сформулиру йте, чего в процес се урока мы д олжны доб иться?
- Узнать, как пишу тся слова с пр иставками пре - , при - , нау читься их пи сать
4. Открытие нов ого знания. (Исследовательская работа в группах)
- Сейчас каждая гру ппа полу чит свой список сл ов с эт ими приставкам и. Вы
посовещайтесь д руг с другом и решите, от чег о зависит прав описание
- Итак, к каким выв одам вы пришли ? Каждая группа читает св ои слова и
выдвигает пре дположение п о поводу на писания пр иставки.
В резуль тате на партах (у каждой гру ппы с одним з начением) и на доске
- Какой же общи й вывод можно с делать: от чего зав исит пр авописание при - ,
- Видимо, неспроста в качестве эпиг рафа к нашему уроку я выбрала сл ова
К.И. Чуковског о. Какие слова клю чевые в его высказывании ?
- Продолжим работу, поменяемс я значения ми в группе: передайте карт очки
Задание сле дующее: я читаю пре дложение, вы нах одите в нём сл ово с вашей
приставкой, у частник вашей к оманды выходит к доске, зап исывает данное
слово напротив т ого значения, кот орое это слов о имеет.
9 . Предлинной хво ростиной му жик гусей гнал в го род продавать.
Оцените свою работу : все ли слова на св оём месте, не было ли затрудне ний?
- Продолжим работу, поменяемс я значения ми в группе: передайте карт очки
- Сегодня с нами чу до приключ илось: немой диктант , кот орый к тому же
проведу не я, а вы сами: представит ель каждой к оманды вы берет слово,
которое молча изобразит, а вам надо у гадать эти слова, з аписать их.
Учащиеся запи сывают слова, обознача ющие действия, к оторые
показывает у ченик: пресильный, прил ечь, призаду маться, привяз ать,
- Прочитайте, о цените, чья команда с правилась лу чше.
- Продолжим работу, поменяемс я значения ми в группе: передайте карт очки
Задание сле дующее: у вас на стола х занимательное ст ихотворение о
правописан ии приставок. Попробу йте восстановить п ропущенну ю строчку,
соблюдая рифму . Найдите в нём п римеры сл ов, подходящи х под значе ние,
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок русского языка в 6 А классе
"Правописание приставок -пре- и -при-".
Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
3. Повторить морфемный разбор слов;
4. Развить умение формулировать определение понятий;
5. Обогащать словарный запас учащихся;
6. Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
1. Осуществление системно-деятельностного подхода;
2. Развитие внимания;
3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
· развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
· развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
· развивать умение применять новые знания;
· развитие творческих, речевых способностей учащихся;
· формирование логических умений;
· развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
· развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
2. Воспитание ценностного отношения к слову;
3. Развитие коммуникативных УУД:
· создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Уважительное отношение к родному языку;
2. Стремление к речевому самосовершенствованию;
3. Пополнение словарного запаса;
4. Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2.Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5. Проведение морфемного анализа слов.
Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: "открытие" новых знаний
Технология: естественного обучения
1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.
Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать!
Не привыкайте к чудесам, –
Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам
Глазами к ним тянитесь,
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, –
Ничто не повторится!
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так – и все не так
через одно мгновенье!
- Сегодня на уроке мы будем удивляться, приглядываться,
тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали, оценивать работу друг друга, будем сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться, что вы будете изучать и как.
- На доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка. Прочитайте её.
1) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.
2) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.
- Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)
- Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и в приставках).
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).
- А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)
- Вы правы. Так какова цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).
- Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кому понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.
Давайте вспомним для начала, что вообще такое ПРИСТАВКА? (приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем ) Для чего она служит? (для образования новых слов).
Учитель : Молодцы. Вот и приставки ПРЕ-и ПРИ- образуют новые слова, придавая им новый смысл, а иногда и полностью меняя его. Сейчас мы познакомимся с вами при каком условии надо писать пре-. а когда при-.
Чтобы правильно написать гласную в приставках пре- и при- , следует определить значение, которое придаёт слову эта приставка:
Пишется в случае, если слово обозначает:
- ПРИближение, ПРИбавление, ПРИсоединение (приколоть, прибавить, прискакал);
- Пространственную близость или смежность (приусадебный, приморский);
- Неполноту действия (присесть, приоткрыть);
- Доведение действия до определенного результата (прихлопнуть);
- Сопутствующее действие (притопывать, присвистывать);
- Действие, совершенное в собственных интересах, усиленное проявление действия (притянуть, приманить).
последние три пункта не входят в программу для шестиклассников, так как являются слишком сложными. Их можно дать в старших классах при изучении языка на профильном уровне или при подготовке к ЕГЭ.
- Иногда написание слов различаются по значению в предложении (преуменьшать – очень уменьшать, приуменьшать – незначительно уменьшать, чуть-чуть; придел – часть храма, предел – край, граница).
- Проверить слово по словарю. Слово может быть старославянским (прельщать) или заимствованным из другого языка (президент, препарат).
- В словах бывшие приставки не вычленяются или они стали частью корня (прибор, примитивный, природа, приключение). Эти слова тоже проверяем по словарю.
Алгоритм написания приставок ПРЕ- и ПРИ-
Обобщив, правило можно привести к упрощенной схеме:
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- в таблицах
Конспект урока
- изучение нового материала;
- развитие орфографических навыков;
- воспитание любви к русскому языку, интереса к его изучению.
- Познавательные: поиск информации, структурирование информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;
- Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
- Коммуникативные: планирование сотрудничества; умение выразить мысль;
- Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.
Орфографическая разминка (стр. 46) – повторение правописания корней с чередованием гласных.
Г..рячий ш..колад, редкое р..стение, выг..ревшие волосы, густые зар..сли, к..сой дождь, к..сить траву, к..снуться вопроса, к..саться стены.
Учащиеся определяют, что это ряд слов с приставкой ПРИ-, приводят свои примеры.
Таким образом выходим на формулировку темы урока.
Целеполагание, мотивация, планирование работы на уроке (учащиеся ставят цель: научиться правильно писать слова с приставками пре- и при-; отмечают важность этого умения; предлагают свой ход работы: изучить правило, потренироваться в написании слов и т. д.)
Поиск информации в учебнике, её структурирование (учащиеся работают в парах, читают теоретический материал и предлагают свою схему или таблицу для его изложения; затем две пары (желательно 1 схема и 1 таблица) представляют свой вариант подачи изучаемого материала). Остальные учащиеся выбирают тот вариант, который им представляется более понятным и логичным (или останавливаются на своём), помогают дополнить его примерами.
Приазовский, прибивать, приближаться, прибедняться, приумолкнуть, приклеить, приободриться, прибытие, приводить, пришкольный, привязать, привскочить, привокзальный, пригнать, придвинуть, привинтить, прикрутить, пригородный.
Выборочная работа: из упражнения 80 выпишите только те слова, в которых пишется приставка ПРЕ-, объясните свой выбор.
Проблемная ситуация: всегда ли мы можем объяснить значение приставки?
Как объяснить написание ПРИ- в словах привлекать, присутствовать, приказать, или ПРЕ- – в словах преклонение, прекращать?
Обращаемся к орфографическому словарю и убеждаемся в том, что таких слов для запоминания большое количество, следовательно, надо быть очень внимательными к словам с этой орфограммой.
Творческий диктант: составьте и запишите с данными словами предложения, устно объясните значение данных слов и их правописание.
(Предложения сначала озвучиваются, затем записываются на доске и объясняются).
Придать и предать, приступить и преступить, прибывать и пребывать, призрение и презрение.
(Задание трудное, с ним справятся сильные ученики, обладающие развитой речью, начитанностью; для остальных эта работа будет стимулом к совершенствованию).
Делаем вывод о том, что прежде чем написать, нужно подумать, что означает данное слово.
Подведение итогов урока, рефлексия.
Домашнее задание: устный ответ по таблице или схеме; упражнение 81 или 82 по выбору .
Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
Воспитание интереса и уважения к родному языку;
Воспитание ценностного отношения к слову;
Развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные:
Уважительное отношение к родному языку;
Стремление к речевому самосовершенствованию;
Пополнение словарного запаса;
Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2.Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5. Проведение морфемного анализа слов.
Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: "открытие" новых знаний
Технология: естественного обучения
1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.
- Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться, что вы будете изучать и как.
- На доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка. Прочитайте её.
1) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.
2) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.
- Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)
- Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? В каких частях слова пропущены буквы? (пропущены буквы е-и в приставках).
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).
- А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)
- Вы правы. Так какова цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).
- Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кому понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.
-Как вы думаете, от чего будет зависеть написание приставки? (Их правописание зависит от значения, которое они придают слову).
2. Сейчас мы с вами проведем исследование, которое нам поможет сформулировать правило.
Карточка №1. Знакомство с орфограммой "Гласные в приставках пре- и при-".
Читайте также: