Приставки при и при конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

3. Формировать у мение систематиз ировать имеющие ся знани я.

4. Формировать у мение составлять алг оритм дей ствий при в ыборе

6. Пробудить инт ерес к самостоятель ному наблюдению на д языком .

7. Развивать у мение работать в группе, оце нивать правил ьность свои х и

Ребята, заходя в класс, тянут номерок (1, 2, 3, 4, 5) и занимают стол,

соответству ющий номеру . Таким образом, ре бята распре деляются на 5

1. Организационн ый момент, эм оциональный н астрой на урок.

- Кто предложит, ка кое предл ожение в качестве с егодняшн его

- Предложени е с прямой речью и обращени ем, чтобы слов а автора

- Хорошо, только давайте в кач естве прямой реч и использу ем

- Приставки придают русской речи столько б огатейших отт енков. В

- Ребята, вы у же поняли, что сег одня будете работать в группах. П ервое

задание у в ас на столах. Набор сл ов одинаковый, но всем вып олнять

одно и то же зад ание, соглас итесь, неинтересн о. Что вы можете

- Выписать толь ко отдельные сл ова. Сгру ппировать слова п о видам

- Хорошо, каж дой группе я п редлагаю в ыбрать схему - шифровку . Следу я этой

схеме, записать в тетрадь только св оих 4 слова с пропу щенными буквами ,

графически о бъяснить. П оследней группе остаёт ся забрать с ебе в тетрадь все

Каждая гру ппа читает резу льтат своего труда, другие гру ппы

записывают в тет радь, задают во просы, есл и что - то непонятно ил и с чем - то

3. Постановк а проблемы. Фор мулирование темы и целей урока.

- Ребята, а от каки х условий может зави сеть в ыбор буквы в приставках?

- Скажите, ребята, а почему сегодня м ы стали п овторять при ставки?

- Видимо, сег одня мы будем изучать правописание н овых пристав ок.

- Да, вы правы, та орфограмма, о которой м ы говорим, прячется в сам ом

- Сформулиру йте, чего в процес се урока мы д олжны доб иться?

- Узнать, как пишу тся слова с пр иставками пре - , при - , нау читься их пи сать

4. Открытие нов ого знания. (Исследовательская работа в группах)

- Сейчас каждая гру ппа полу чит свой список сл ов с эт ими приставкам и. Вы

посовещайтесь д руг с другом и решите, от чег о зависит прав описание

- Итак, к каким выв одам вы пришли ? Каждая группа читает св ои слова и

выдвигает пре дположение п о поводу на писания пр иставки.

В резуль тате на партах (у каждой гру ппы с одним з начением) и на доске

- Какой же общи й вывод можно с делать: от чего зав исит пр авописание при - ,

- Видимо, неспроста в качестве эпиг рафа к нашему уроку я выбрала сл ова

К.И. Чуковског о. Какие слова клю чевые в его высказывании ?

- Продолжим работу, поменяемс я значения ми в группе: передайте карт очки

Задание сле дующее: я читаю пре дложение, вы нах одите в нём сл ово с вашей

приставкой, у частник вашей к оманды выходит к доске, зап исывает данное

слово напротив т ого значения, кот орое это слов о имеет.

9 . Предлинной хво ростиной му жик гусей гнал в го род продавать.

Оцените свою работу : все ли слова на св оём месте, не было ли затрудне ний?

- Продолжим работу, поменяемс я значения ми в группе: передайте карт очки

- Сегодня с нами чу до приключ илось: немой диктант , кот орый к тому же

проведу не я, а вы сами: представит ель каждой к оманды вы берет слово,

которое молча изобразит, а вам надо у гадать эти слова, з аписать их.

Учащиеся запи сывают слова, обознача ющие действия, к оторые

показывает у ченик: пресильный, прил ечь, призаду маться, привяз ать,

- Прочитайте, о цените, чья команда с правилась лу чше.

- Продолжим работу, поменяемс я значения ми в группе: передайте карт очки

Задание сле дующее: у вас на стола х занимательное ст ихотворение о

правописан ии приставок. Попробу йте восстановить п ропущенну ю строчку,

соблюдая рифму . Найдите в нём п римеры сл ов, подходящи х под значе ние,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 6 А классе

"Правописание приставок -пре- и -при-".

Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
Задачи урока:
Образовательные:

1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;

3. Повторить морфемный разбор слов;

4. Развить умение формулировать определение понятий;

5. Обогащать словарный запас учащихся;

6. Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

1. Осуществление системно-деятельностного подхода;

2. Развитие внимания;

3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

· развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

· развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

· развивать умение применять новые знания;

· развитие творческих, речевых способностей учащихся;

· формирование логических умений;

· развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

· развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;

2. Воспитание ценностного отношения к слову;

3. Развитие коммуникативных УУД:

· создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Уважительное отношение к родному языку;

2. Стремление к речевому самосовершенствованию;

3. Пополнение словарного запаса;

4. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.


Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2.Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5. Проведение морфемного анализа слов.

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: "открытие" новых знаний
Технология: естественного обучения

1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать!

Не привыкайте к чудесам, –

Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, –

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так – и все не так

через одно мгновенье!

- Сегодня на уроке мы будем удивляться, приглядываться,
тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали, оценивать работу друг друга, будем сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться, что вы будете изучать и как.

- На доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка. Прочитайте её.

1) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

2) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

- Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)

- Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и в приставках).

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).

- А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

- Вы правы. Так какова цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).

- Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кому понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.

Давайте вспомним для начала, что вообще такое ПРИСТАВКА? (приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем ) Для чего она служит? (для образования новых слов).

Учитель : Молодцы. Вот и приставки ПРЕ-и ПРИ- образуют новые слова, придавая им новый смысл, а иногда и полностью меняя его. Сейчас мы познакомимся с вами при каком условии надо писать пре-. а когда при-.

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Чтобы правильно написать гласную в приставках пре- и при- , следует определить значение, которое придаёт слову эта приставка:

Пишется в случае, если слово обозначает:

  • ПРИближение, ПРИбавление, ПРИсоединение (приколоть, прибавить, прискакал);
  • Пространственную близость или смежность (приусадебный, приморский);
  • Неполноту действия (присесть, приоткрыть);
  • Доведение действия до определенного результата (прихлопнуть);
  • Сопутствующее действие (притопывать, присвистывать);
  • Действие, совершенное в собственных интересах, усиленное проявление действия (притянуть, приманить).

последние три пункта не входят в программу для шестиклассников, так как являются слишком сложными. Их можно дать в старших классах при изучении языка на профильном уровне или при подготовке к ЕГЭ.

  • Иногда написание слов различаются по значению в предложении (преуменьшать – очень уменьшать, приуменьшать – незначительно уменьшать, чуть-чуть; придел – часть храма, предел – край, граница).
  • Проверить слово по словарю. Слово может быть старославянским (прельщать) или заимствованным из другого языка (президент, препарат).
  • В словах бывшие приставки не вычленяются или они стали частью корня (прибор, примитивный, природа, приключение). Эти слова тоже проверяем по словарю.

Алгоритм написания приставок ПРЕ- и ПРИ-

Обобщив, правило можно привести к упрощенной схеме:

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- в таблицах

Правописание приставки ПРЕ-
Правописание приставки ПРИ-

Конспект урока

  • изучение нового материала;
  • развитие орфографических навыков;
  • воспитание любви к русскому языку, интереса к его изучению.
  • Познавательные: поиск информации, структурирование информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;
  • Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
  • Коммуникативные: планирование сотрудничества; умение выразить мысль;
  • Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Орфографическая разминка (стр. 46) – повторение правописания корней с чередованием гласных.

Г..рячий ш..колад, редкое р..стение, выг..ревшие волосы, густые зар..сли, к..сой дождь, к..сить траву, к..снуться вопроса, к..саться стены.

Учащиеся определяют, что это ряд слов с приставкой ПРИ-, приводят свои примеры.

Таким образом выходим на формулировку темы урока.

Целеполагание, мотивация, планирование работы на уроке (учащиеся ставят цель: научиться правильно писать слова с приставками пре- и при-; отмечают важность этого умения; предлагают свой ход работы: изучить правило, потренироваться в написании слов и т. д.)

Поиск информации в учебнике, её структурирование (учащиеся работают в парах, читают теоретический материал и предлагают свою схему или таблицу для его изложения; затем две пары (желательно 1 схема и 1 таблица) представляют свой вариант подачи изучаемого материала). Остальные учащиеся выбирают тот вариант, который им представляется более понятным и логичным (или останавливаются на своём), помогают дополнить его примерами.

Приазовский, прибивать, приближаться, прибедняться, приумолкнуть, приклеить, приободриться, прибытие, приводить, пришкольный, привязать, привскочить, привокзальный, пригнать, придвинуть, привинтить, прикрутить, пригородный.

Упражнение 80

Выборочная работа: из упражнения 80 выпишите только те слова, в которых пишется приставка ПРЕ-, объясните свой выбор.

Проблемная ситуация: всегда ли мы можем объяснить значение приставки?

Как объяснить написание ПРИ- в словах привлекать, присутствовать, приказать, или ПРЕ- – в словах преклонение, прекращать?

Обращаемся к орфографическому словарю и убеждаемся в том, что таких слов для запоминания большое количество, следовательно, надо быть очень внимательными к словам с этой орфограммой.

Творческий диктант: составьте и запишите с данными словами предложения, устно объясните значение данных слов и их правописание.

(Предложения сначала озвучиваются, затем записываются на доске и объясняются).

Придать и предать, приступить и преступить, прибывать и пребывать, призрение и презрение.

(Задание трудное, с ним справятся сильные ученики, обладающие развитой речью, начитанностью; для остальных эта работа будет стимулом к совершенствованию).

Делаем вывод о том, что прежде чем написать, нужно подумать, что означает данное слово.

Подведение итогов урока, рефлексия.

Упражнения 81 и 82

Домашнее задание: устный ответ по таблице или схеме; упражнение 81 или 82 по выбору .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

Воспитание интереса и уважения к родному языку;

Воспитание ценностного отношения к слову;

Развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные:

Уважительное отношение к родному языку;

Стремление к речевому самосовершенствованию;

Пополнение словарного запаса;

Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.


Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2.Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5. Проведение морфемного анализа слов.

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: "открытие" новых знаний
Технология: естественного обучения

1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться, что вы будете изучать и как.

- На доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка. Прочитайте её.

1) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

2) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

- Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)

- Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? В каких частях слова пропущены буквы? (пропущены буквы е-и в приставках).

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).

- А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

- Вы правы. Так какова цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).

- Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кому понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.

-Как вы думаете, от чего будет зависеть написание приставки? (Их правописание зависит от значения, которое они придают слову).

2. Сейчас мы с вами проведем исследование, которое нам поможет сформулировать правило.

Карточка №1. Знакомство с орфограммой "Гласные в приставках пре- и при-".

Читайте также: