Конспект занятия по математике по программе от рождения до школы

Обновлено: 03.07.2024

Цель программы: формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Задачи:

Развивающие: развитие познавательного интереса, внимания, памяти; развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных

предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).

Образовательные: продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета,

Воспитательные: воспитывать умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, воспитание аккуратности и самостоятельности.

Возрастные особенности детей (2-3 лет) первая младшая группа

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Количество

  • Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.
  • Учить различать количество предметов (один — много).

Величина

  • Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

Форма

  • Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Ориентировка в пространстве

  • Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
  • Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).
  • Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Срок реализации программы

Данная программа разработана сроком на один учебный год (2018 – 2019)

Целевые ориентиры освоения программы

  • 2 года - ориентируется в 2-3 контрастных величинах предметов; подбирает по образцу взрослого 3 контрастных цвета; методом проб и ошибок пытается разрешить проблемную ситуацию;
  • 3 года - имеет представление о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), 8 цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный)
  • С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм.
  • Различает один и много предметов.
  • Различает большие и маленькие предметы, называет их размер.
  • Узнает шар и куб.

Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных

ситуаций в неделю

Длительность образовательной

ситуации

Форма организации образовательного процесса

Тематический план

Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе

Цель: формирование разносторонней личности старшего дошкольника через ориентацию во времени и определение части и целого.

Обучающие. Учить детей определять время по часам с точностью до 1 часа. Совершенствовать умение детей делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части, сравнивать целое и его части. Систематизировать навыки и умения детей в составлении и решении арифметических задач в пределах 10.

Развивающие. Продолжать развивать у дошкольников внимание, память, логическое мышление. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные. Формировать у детей качества доброты, дружелюбных проявлений, умение играть и работать в коллективе сверстников. Способствовать получению положительных эмоций, а так же развивать культуру речевого общения.

Наглядные средства: демонстрационный материал: мяч, игрушка совы, макет часов, карточки с цифрами и арифметическими знаками. Раздаточный материал: макеты часов, листы бумаги, карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, круги, ножницы.

Этап совместной деятельности педагога и воспитанников, выполнение которой приведёт к достижению запланированных результатов через трансформацию интегративных качеств детей.

I. Мотивация детей к деятельности с целью включения их в деятельность на личностно-значимом уровне.

«Дорогие ребята, к нам пришло интернет - письмо от Совушки она приглашает нашу группу к себе в гости, чтобы мы с вами узнали как тратят своё время совы и сами научились его определять, но для этого нам нужно выполнить несколько заданий, если мы правильно ответим на задания, то мы мигом очутимся у Совушки. Воспитатель эмоционально вовлекает детей в действие, получая от детей согласие на выполнение заданий.

Слова: высоко-низко, далеко-близко, слева - справа, вверху -внизу, большой -маленький, широкий –узкий, ночь –день, вечер –утро.

Дети отвечают, что задача состоит из трех частей: условие, решение, ответ (вывод).

С помощью, каких арифметических операций мы научились решать задачи?

Дети отвечают: сложение, вычитание.

Вовлекает детей в совместную деятельность. Вводит сюжетное событие (раздача дидактического материала)

III. Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения проблемы с целью совместного определения конкретных действий.

В лесу темно (Поднимают прямые руки вверх и разводят их в стороны)

Все спят давно (Дети соединив ладони вместе, кладут под правую щёку)

Все звери спят и птицы (ладони под левую щёку)

И лишь одна сова не спит (сделать из пальцев круги и приставить к глазам)

Летит, сама себе кричит (взмахи прямыми руками)

Ах, я Совушка – сова (круги из пальцев приставить к глазам)

Я большая голова (Изобразить большой круг руками)

На суку сидит (Присесть, руки согнуть у груди)

Головою всё вертит (сделать повороты головой вправо, влево.)

Ребята, вот мы с вами и в гостях у Совушки. Совушка через ИКТ презентацию предлагает выполнить задание, которое поможет детям освежить знания о совах.

Воспитатель обращает внимание детей на модель часов и спрашивает: «Сколько стрелок на часах? Чем они отличаются? Что показывает короткая? (длинная) стрелка?

Воспитатель показывает детям игрушку совы, уточняет название птицы и её признаки, предлагает детям устанавливать на макетах - часах то время, которое будет соответствовать содержанию стихотворения:

Ночью в час – по распорядку

Совы делают зарядку.

Циферблат покажет два-

В магазин спешит сова.

В три - готовит суп.

В четыре – вытирает пыль в квартире.

В пять сова идет читать.

В шесть она садится есть.

Семь показывают стрелки-

В гости к ней приходят белки.

Не поздней восьми часов-

Совещание у сов.

Но как только девять бьет –

В лес сова гулять идет.

В десять у нее вязанье,

А в одиннадцать купанье.

Как двенадцать бьет часов-

Двери в доме на засов.

В полдень ей пора в кровать.

Любит днем сова поспать.

Дальше все по распорядку:

В час – встает и на зарядку….(А. Усачев)

Ребята, скажите а у вас какой распорядок дня? Во сколько вы ложитесь спать? Воспитатель формулирует проблему, предлагая детям установить время на своих макетах часов и показать положение стрелок.

Дети рассказывают свой распорядок дня.

Утром приходим в детский сад – в 7 часов, уходим на зарядку – в 8 часов, завтракаем – в 8:30, занимаемся – в 9, обедаем – в 12, спим –до 3 часов, полдничаем – в 4:30, ужинаем – в 6, уходим домой с мамами – в 7 часов.

Воспитатель вспоминает строчки из стихотворения о сове:

Семь показывают стрелки – В гости к ней приходят белки.

Воспитатель показывает карточку с цифрой 7 и уточняет у детей, сколько белок пришли в гости к сове. Вспоминая о правилах этикета, совместно с детьми принимает решение угостить гостей белок чаем с тортом. Показывая торт, воспитатель предлагает разделить его (круг) по количеству сидящих за столом.

На сколько равных частей мы разделим торт, чтобы хватило всем, сидящим за столом (7 белок + 1 сова = 8). На 8 равных частей.

Какая часть достанется каждому?

Что больше целая или одна восьмая часть?

А теперь покажите две восьмых, четыре восьмых.

Как еще можно назвать четыре восьмых?

Разделит торт пополам, затем каждую часть разделить еще раз пополам и, наконец, каждую часть разделить еще на две части.

Каждому достанется одна восьмая часть.

Больше целая часть, меньше одна восьмая.

Дети показывают части целого.

Четыре восьмых можно назвать одна вторая или половина.

У детей на листах бумаги написаны цифры, наложенный др. на др.

Воспитатель просит детей разными цветами закрасить цифры, которые они увидели на рисунке.

Воспитатель обсуждает с детьми найденные цифры и побуждает их к высказыванию.

V. Рефлексия, анализ с целью осознания детьми результатов своей деятельности, самооценки и результатов деятельности всей группы. Ребята, а вы помните, для чего нас приглашала Совушка в гости? Что нужно было сделать, чтобы попасть к ней?

Как вы считаете, вы справились с заданиями?

Что выполнять было легко?

Какие задания вызывали трудности и у кого?

Ребята вам понравилось в гостях у Совушки?

А задания Совушки понравились? А чем понравились?

Совушка считает, что все дети справились с заданием и могут смело идти в школу! Вы все огромные умницы, все старались, я вами горжусь. Воспитатель выражает детям признательность за совместную деятельность. Дети выражают собственные мысли, рассказывают, что им было интересно, активно и доброжелательно общаются с педагогом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование умений делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части, сравнивать целое и его части. Систематизирование навыков и умений в составлении и решении арифметических задач в пределах 10.

Воспитательные.

Обучающие.

Формирование умений определять время по часам с точностью до 1 часа.

Возрастная группа: подготовительная

Форма ОД: занятие

Средства наглядные:

демонстрационный материал: мяч, картинка с изображением совы, макет часов, карточки с цифрами и арифметическими знаками. Раздаточный материал: макеты часов, листы бумаги, карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, круги, ножницы, карточки с цифрами.

мультимедийные: ИКТ (презентация)

Этап совместной деятельности организация совместной деятельности деятельность педагога (методы, приемы) деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов интегративные качества

Воспитатель: Бухтеева Е.Е.

Ориентация во времени. Определение части и целого.

Развивающие.

Совершенствование умений делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части, сравнивать целое и его части. Систематизирование навыков и умений в составлении и решении арифметических задач в пределах 10.

Воспитательные.

Формирование умений определять время по часам с точностью до 1 часа.

Возрастная группа: подготовительная

Форма ОД: занятие

Средства наглядные:

демонстрационный материал: мяч, картинка с изображением совы, макет часов, карточки с цифрами и арифметическими знаками. Раздаточный материал: макеты часов, листы бумаги, карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, круги, ножницы, карточки с цифрами.

мультимедийные: ИКТ (презентация)

Этап совместной деятельности организация совместной деятельности деятельность педагога (методы, приемы) деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов интегративные качества

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Воспитатель:

«Дорогие ребята, к нам в д. с пришло письмо от Совуньи она приглашает нашу группу к себе в гости, чтобы мы с вами узнали много нового о совах, но для этого нам нужно выполнить несколько заданий, если мы правильно ответим на задания, то мы мигом очутимся у Совуньи. Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. Дети слушают воспитателя. Соглашаются на выполнение заданий.

Эмоционально включаются в действие. .

Проявляют активность, играют с воспитателем.

Слова: высоко-низко, далеко-близко, слева -справа, вверху -внизу, большой -маленький, широкий –узкий, ночь –день, вечер –утро.

Дети отвечают, что задача состоит из трех частей Условие, решение, ответ (вывод).

Совместное обсуждение решения задачи, проблемы

Цель. Совместное определение конкретных действий Итак, ребята, мы с вами выполнили главное условие Совуньи. А сейчас мы с вами разомнемся (физминутка).

Ребята, пока мы с вами выполняли физминутку, мы незаметно оказались в гостях у Совуньи. Педагог незаметно весит на доску картину совы. Совунья нам предлагает выполнить задание, которое нам поможет хорошо узнать сов.

Воспитатель обращает внимание детей на модель часов и спрашивает: «Сколько стрелок на часах? Чем они отличаются? Что показывает короткая? (длинная) стрелка?

Воспитатель показывает детям картину с изображением совы, уточняет название птицы и предлагает детям установить на часах время в соответствии с содержанием стихотворения.

Ночью в час – по распорядку

Совы делают зарядку.

Циферблат покажет два-

В магазин спешит сова.

В три - готовит суп.

В четыре – вытирает пыль в квартире.

В пять сова идет читать.

В шесть она садится есть.

Семь показывают стрелки-

В гости к ней приходят белки.

Не поздней восьми часов-

Совещание у сов.

Но как только девять бьет –

В лес сова гулять идет.

В десять у нее вязанье,

А в одиннадцать купанье.

Как двенадцать бьет часов-

Двери в доме на засов:

В полдень ей пора в кровать.

Любит днем сова поспать.

Дальше все по распорядку:

В час – встает и на зарядку….(А. Усачев)

Ребята, скажите а у вас какой распорядок дня?

А чем вы занимаетесь дома? Формулирует проблему.

Побуждает к активному действию. Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке и к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми руками вверх)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх, вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал, (повороты туловища вправо, влево)

Дождь по крышам застучал (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крышам (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали спрятали руки за спину)

Задание 3 дети устанавливают время на своих макетах часов и рассказывают о положении стрелок.

Дети рассказывают свой распорядок дня.

Утром приходим в детский сад, уходим на зарядку, завтракаем, занимаемся, играем, в обед кушаем, после обеда спим, после сна встаем, полдничаем, играем, ужинаем, гуляем, уходим домой с мамами.

Дома мы играем, читаем книги, гуляем, кушаем

Э умываемся, чистим зубы и в девять часов ложимся спать. Умение самостоятельно работать, выбирать нужный ответ, развитие познавательной активности. Проявление эмоционального отклика в работе с коллективом.

Воспитатель повторяет строчки из стихотворения:

Семь показывают стрелки –

В гости к ней приходят белки.

Воспитатель показывает карточку с цифрой 7 и уточняет у детей, сколько белок пришли в гости к сове. Предлагает разделить торт (круг)

На столько равных частей, чтобы хватило всем, сидящим за столом (8 белок).

Какая часть достанется каждому?

Что больше целая или одна восьмая часть?

А теперь покажите две восьмых, четыре восьмых.

Как еще можно назвать четыре восьмых?

У детей на листах бумаги написаны цифры, наложенный др. на др.

Воспитатель просит детей разными цветами

Карандашами закрасить цифры, которые они увидели на рисунке

Общается с детьми, ведёт диалог, задаёт вопросы, играет.

Вводит элемент новизны.

Рассказывает и обсуждает с детьми. Поощряет детей к высказыванию.

Разделит торт пополам, затем каждую часть разделить еще раз пополам и, наконец, каждую часть разделить еще на две части.

Каждому достанется одна восьмая часть.

Больше целая часть, меньше одна восьмая.

Дети показывают части целого.

Четыре восьмых можно назвать одна вторая или половина.

Дети выполняют предложенное задание.

Оперируют математическими понятиями, выражают положительные эмоции при проведении математической игры.

Выражают положительные эмоции (радость, интерес, удивление, знакомятся с работой по схемам самостоятельно

V. Самоконтроль

VI. Рефлексия, анализ. Цель. Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. Ребята, вы молодцы! Совуньяпросила передать что все дети справились с заданием и могут смело идти в школу!

Ребята вам понравилось в гостях у Совуньи?

А задания Совуньи понравились? А чем понравились?

Выражает признательность за совместную деятельность. Выражают собственные мысли, рассказывают, что им было интересно Активно, и доброжелательно общаются с педагогом.

VII. Открытость Продолжить работу по данной теме.. Заинтересованность.

Занятие ОД выстроено в следующей структуре: мотивация (орг. момент) это было выражено в письме Совуньи к детям; основная часть: применение знаний (решение задачи, обобщающее задание).

Для решения развивающих задач мною были использованы следующие методы и приемы: словесный (чтение стихотворения, вопросно - ответный прием, наглядный (показ слайдов, картинок, практический (разрезание круга на части).

Для решения обучающих задач были использованы наглядный метод (демонстрация макета часов, словесный метод (стихотворение) и практический метод (показ стрелками нужной цифры на часах).

Совокупность реализуемых задач привела к следующему результату: дети на занятии были активные, заинтересованы и усвоили программный материал. Занятие проводилось в соответствии с нормами Сан Пин т. е. продолжительность занятия 25 – 30 минут, групповая комната перед занятием была проветрена и включено дополнительное освещение, на занятии проводилась физминутка. Считаю, что данное занятие соответствует заявленным задачам. Занятие прошло успешно, дети были довольны.

Конспекты, собранные в данном сборнике, представляют собой опыт работы с детьми 6-7 лет.

Математика сложна для восприятия как детей школьного возраста, так и дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэтому математика занимает ведущее место в системе дошкольного образования.

Задача педагога помочь усвоить эту сложную науку детям. Для этого надо сделать процесс обучения занимательным и интересным.

В сборнике представлены конспекты занятий для детей подготовительной к школе группе, которые содержат в себе игровые ситуации, учебно-игровые задачи, методику работы с детьми на занятиях.

Материалы ориентированы на стандартное дошкольное образование и могут быть применены в детских садах, работающих по различным программам.

Материалы адресованы педагогам дошкольных учреждений, студентам педагогических учебных заведений.

Разработки конспектов по математике для старших дошкольников 6-7 лет


ФЭМП "Познакомим Буратино с монетами". Подготовительная группаВоспитатель: - Ребята, сегодня у нас на занятии гости, давайте с ними поздороваемся! - но это еще не все гости, к нам сегодня пришел еще один очень необычный гость, а кто же это вы узнаете отгадав загадку: У отца есть мальчик странный, Необычный деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой Всюду нос сует свой длинный. Кто же это. (Буратино) Появляется Буратино (перч. кукла) Буратино: - Ой, я здесь, это .

Методическая разработка совместной деятельности в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по математике на тему: "Спасение Василисы Прекрасной"Автор: Лиховидова Софья Михайловна. Должность, место работы: музыкальный руководитель, МБДОУ "Вёшенский центр развития ребенка - детский сад №2", станица Вёшенская, Ростовская область, Шолоховский район. Описание материала: конспект занятия по математике подготовлен для детей подготовительной группы. Непосредственная образовательная деятельность направлена на расширение знаний дошкольников и развитие умений и навыков в разли.

Конспект занятия по математике на тему "На большом воздушном шаре". Подготовительная группаАвтор: Лиховидова Софья Михайловна. Должность, место работы: музыкальный руководитель, МБДОУ "Вёшенский центр развития ребенка - детский сад №2", станица Вёшенская, Ростовская область, Шолоховский район. Описание материала: конспект занятия по математике подготовлен для детей подготовительной группы. Непосредственная образовательная деятельность направлена на расширение знаний дошкольников и развитие уме.

Занятие по математике в подготовительной группе ДОУ. Тема: "Решение простых задач на сложение и вычитание"Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие". Тип: интегрированный. Формы организации: подгруппа. Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет). Форма непосредственно образовательной деятельности: беседа, решение простых задач, повторение счета, геометрических фигур, и.

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников


Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счёт в пределах 10Занятие предназначено для детей подготовительной группы. Интеграция образов областей: познание, коммуникация, социализация. Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная. Программные задачи: - упражнять детей в счёте от 1 до 10 и обратно; - закреплять знания времени года, части суток, дни недели; - закреплять умение пользоваться порядковыми числительными; - закреплять знание хар.


Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группеАвтор: М.И. Смирнова Место работы: детский сад 43 Цель: формирование элементарных математических представлений у дошкольников 6-7 лет Задачи: образовательные: Продолжать учить составлять число 10 из единиц. Познакомить с записью числа 10. Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10. Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника. За.

Читайте также: