Конспект викторины по сказкам в средней группе

Обновлено: 06.07.2024

Материалы и оборудование: книги с иллюстрациями сказок, аудио записи русской народной мелодии, "В гостях у сказки", музыкальное сопровождение к инсценировке "Два веселых гуся"; атрибуты: платок и очки для Бабушки - Сказочницы, шапочки для "веселых гусей."

Предварительная работа:

Ознакомление с малыми фольклорными формами, рассказывание русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, пение русских народных песенок, колыбельных, отгадывание загадок; знакомство с присказкой, зачином, концовкой, повторами в русских народных сказках; слушание народной музыки; рассматривание иллюстраций к сказкам; устраивание книжных выставок и выставок предметов русского быта; инсценирование отдельных эпизодов сказок; отражение в рисунках, лепке и аппликации впечатлений, полученных от прослушивания сказок, а также изображение героев любимых сказок; включение в повседневную жизнь дидактических игр "Собери сказку", "Знатоки сказок", ''Кто в сказке живет?", "Отгадай из какой сказки", "Оживим наши сказки".

Ход путешествия - викторины по сказкам

Дети заходят в музыкальный зал под русскую народную мелодию, останавливаются в центре зала.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необыкновенное занятие. Мы побываем в гостях у сказки. А вы знаете откуда к нам пришли волшебные сказки? Давным - давно на Руси, когда еще люди не умели читать и писать, они сочиняли песенки, потешки, сказки, которыми забавляли своих малышей. Детям они очень нравились. Сказки сочинялись народом и передавались из уст в уста, поэтому и называются они русскими народными. Прошли годы. Люди научились читать, писать и сделали вот такие красивые и интересные книги (показывает детям). В них собрано очень много русских сказок, песенок, потешек. Русское народное творчество называется одним словом - фольклор. Фольклор - это народная мудрость.

(Дети скачут "как лошадки" по кругу под русскую народную мелодию.)

Дети:

Еду, еду к бабе к деду!
На лошадке в красной шапке.
По ровненькой дорожке
На одной ножке.
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо
А потом вдруг. в яму!
Бух!

(В конце потешки дети приседают)

Воспитатель: Вот мы и приехали.

Бабушка-сказочница

Бабушка-сказочница: Здравствуйте, мои хорошие! Здравствуйте, мои пригожие!

Заждалась я вас. Погостите у меня. Проходите, да рассаживайтесь поудобнее.

(Дети садятся на стульчики.)

Звучит аудио запись "В гостях у сказки".

Бабушка-сказочница: Сказки начинаются с призказки- это еще не сказка. Сказка будет впереди.

Многому нас учит сказка
Доброте, терпенью, ласке.
Сказка мудрость, знанья свет!
Сказочный вам шлет привет.
Начинаем представление,
Всем гостям на удивление.

Бабушка-сказочница: А вы, ребята, знаете сказки?

Дети: Да!

Бабушка-сказочница: Вот и отгадайте мои задания. Определите и назовите название сказки.

"Отгадай, из какой сказки."

Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Я, коза, во бору была,
Ела траву шековую,
Пила воду студеную;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечкам,
А с копытечек во сыру землю. (Козлятки и волк).

По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, не хитро уйти. (Колобок).

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко -
Дам тебе горошку.
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.
Дома ли лиса?
Выходи, лиса. (Кот, петух и лиса).

По щучьему веленью,
По моему хотенью -
поди, топор, наколи дров,
а дрова - сами в избу ступайте
и в печь кладитесь. (По щучьему веленью).

Жила в лесу зверей семья.
Однажды девочка пришла.
Очень возмутились звери,
Что в их доме спали, ели.
Назовите поскорей
Этих сказочных зверей.(Три медведя).

Бабушка-сказочница: Молодцы, ребята, знаете сказки.

Физкультминутка "Три медведя"

Три медведя шли домой. (Дети шагают на месте вперевалочку).
Папа был большой - большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх).
Мама с ним поменьше ростом. (Руки на уровне груди).
А сынок - малютка просто. (Присесть).
С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудьюсжаты в кулаки).
Дзинь - дзинь, дзинь - дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).

Бабушка-сказочница: Дети, как называется начало сказки?

Дети: Зачин.

Бабушка-сказочница: Какие зачины бывают у русских народных сказок?

Дети: Жили-были, в некотором царстве, было это давно.

Бабушка-сказочница: А как называется конец сказки?

Дети: Концовка.

Бабушка-сказочница: А какие концовки бывают в русских народных сказках?

Дети:

Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
И я там был, пиво пил, а усы лишь обмочил.

Бабушка-сказочница: Дети, а если повторяются часто одни и те же слова, как это называется?

Дети: Повторы.

Бабушка-сказочница: А какие повторы встречаются в сказке "Колобок"?

Дети: Катится колобок, катится. И покатился колобок дальше только его и видели.

Бабушка-сказочница: Молодцы! А загаю-ка я вам еще одно задание.

"Узнай сказочных героев по описанию."

Из муки он был печен,
На сметане был мешен,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
И в пути он песню пел.
Сьесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? (Колобок).

Жили Котик с Петушком
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька
Подкралась к избушке,
Утащила Петушка
За высоки горы,
Утащила Петушка
В свою лисью нору. (Кот, Петух и Лиса).

Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нес,
Кто садился на пенек
И хотел сьесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был. (Медведь).

Бабушка-сказочница: Молодцы, узнали сказочных героев по описанию.

Воспитатель: Бабушка-сказочница, наши ребята не только умеют отгадывать загадки, они приготовили для тебя сюрприз.

Разыгрывание русской народной песенки "Два веселых гуся".

Жили у бабуси
Два веселых гуся (выходят гуси).
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся (танцуют).
Мыли гуси лапки (моют лапки)
В луже у канавки -
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:

(выходит ребенок"бабуся" и поет)

"Ой пропали гуси!-
Один серый, другой белый,
Гуси мои, гуси!"

(выходят дети "гуси")

Выходили гуси,
Кланялись бабусе-
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.

(бабуся обнимает детей).

Бабушка-сказочница: Молодцы, гуси-шутники, оставайтесь с нами.

В русских народных сказках добро борется со злом. Есть даже пословица: "Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок." О чем же это урок?

Дети: О том, как не надо поступать.

Бабушка-сказочница: А как заканчиваются сказки?

Воспитатель: Молодцы, ребята, порадовали Бабушку-сказочницу хорошим знанием сказок!

Игра "Скоро встретимся опять".

Дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку "от сердца, от души" (получается пирамидка из ладошек) и говорят традиционные слова:

"Раз, два, три, четыре, пять - скоро встретимся опять!"

Дети прощаются с Бабушкой-сказочницей.

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше сказочное путешествие, отправляемся в дорогу.

Игровое упражнение "Конь меня в дорогу ждет."

Дети соотносят текст стихотворения с движениями.

Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро я в седло вскочу-
Не поеду - поскачу.
Цок - цок - цок -
Там, за быстрой рекой
Помашу тебе рукой.

Список литературы.

1. Белая К.Ю. Организация методической деятельности. Внедрение ФГОС ДО и обновление образовательного процесса, 2014.

2. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа, 2012.

• формировать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.

Оборудование: фишки, мольберт, призы.

Ход викторины:

Чтобы ответить на все вопросы викторины, нужно знать и любить сказки. А вы любите сказки? А много ли сказок вы знаете? (Ответы детей.)

- Сейчас мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать. Как же нам добраться? На чем путешествуют герои сказок? (Печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет).

- Вот на ковре-самолете мы и полетим.

Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова:

- Все ближе и ближе сказочная страна

Ковер - самолет медленно опускается на землю. Мы прилетели.

- А вот и первое задание, которое нам нужно преодолеть. На все вопросы нужно отвечать быстро. За правильный ответ в каждом конкурсе дается фишка. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Итак, начинаем.

- С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)

- Какое яйцо снесла курочка Ряба? (золотое)

- К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)

- Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

- Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

- Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка)

- Кого спасла Дюймовочка? (ласточку)

- Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)

- Кто разбил золотое яичко? (мышка)

Воспитатель: Ребята, молодцы. Переходим к следующему заданию.

Воспитатель: Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием.

И нам надо отправляться дальше, для этого немножко разомнемся.

3 Физкультминутка "Три медведя"

Три медведя шли домой. (Дети шагают на месте вперевалочку).

Папа был большой - большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх).

Мама с ним поменьше ростом. (Руки на уровне груди).

А сынок - малютка просто. (Присесть).

С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки).

Дзинь - дзинь, дзинь - дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).

Воспитатель: Присаживайтесь дети на стульчики, нас ждет следующее задание.

9. Поселились в той избушке

Очень разные зверушки.

Попросился к ним и мишка,

Только ведь медведь – не мышка,

Влезть и так и сяк старался,

Сверху сел - и дом сломался. (Теремок)

10. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят)

11. Дом растаял ледяной –

Попросилась в лубяной.

Приютил ее зайчишка,

Сам остался без домишка.

Зайцу петушок помог.

Лису выгнать за порог. (Заюшкина избушка)

12. Говорила ведь сестрица:

Не послушался сестру,

Стал козленочком к утру. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

13. Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (Мышка)

- Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться?

- Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,

И сам того не ведая, несёт её домой. (Маша и медведь)

- В этой сказке – именины, много было там гостей.

А на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил.

Но коварному злодею кто-то голову срубил. (Муха-цокотуха)

- В моей сказке, ребятишки, лошадьми вдруг стали мышки.

Была лишь девочкой чумазой, принцессой стала я прекрасной.

Когда часы вдруг стали бить, пришлось мне срочно уходить.

- Возле леса на опушке трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Отгадайте, кто это:

- Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

А лисице на зубок,

Все ж попался… (колобок)

- Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая, голубая речка,

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите книжку? (Гуси-лебеди)

Я буду называть первое слово, а вы отгадайте полное название сказки.

- Гуси - (лебеди)

- Красная… (шапочка)

- Заюшкина… (избушка)

- Царевна … (лягушка)

- Вот мы и в детском саду.

Проект по сказкам (средняя группа) Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние.

Викторина по русским народным сказкам (средняя группа) Викторина по русским народным сказкам (средняя группа) Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках. Задачи: Образовательные:.

Цель: приобщать детей к народной культуре - знанию сказок
Задачи:
• активизировать знания детей о русских народных сказках;
• способствовать развитию речи, внимания, памяти с помощью различных заданий;
• воспитывать дружеские отношения в команде при выполнении совместных заданий;
• создавать условия для угадывания персонажа сказки и названия сказки по описанию;
• формировать умение составлять целое из отдельных частей;
• побуждать детей находить ошибки в названиях сказок.
Оборудование: фишки, разрезные картинки к сказкам, мольберт, декорация: цветы, разбросанные по залу, презентация, медали, презентация.


Воспитатель:
- А вот и первое задание, которое нам нужно преодолеть. Открывают сундучок, находят там клубок и записку –
«Чтобы клубочек вас повел дальше по сказочной стране, вы должны ответить на хитрые вопросы
Мы будем по очереди задавать вопросы каждой команде. Вы должны отвечать быстро. За правильный ответ в каждом конкурсе дается фишка. Итак, начинаем.

(воспитатель бросает клубочек к мольбертам)
Ты катись, катись, клубок,
С овражка в лесок,
Только сильно не спеши,
Путь - дорожку укажи.

Воспитатель: Ребята клубочек привел нас к следующему заданию.

Воспитатель: Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием.
И нам надо отправляться дальше - бросаем клубочек он катиться на коврик Физкультминутка "Три медведя"

3 Физкультминутка "Три медведя"
Три медведя шли домой. (Дети шагают на месте вперевалочку).
Папа был большой - большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх).
Мама с ним поменьше ростом. (Руки на уровне груди).
А сынок - малютка просто. (Присесть).
С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки).
Дзинь - дзинь, дзинь - дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).

Воспитатель: Присаживайтесь дети на стульчики, нас ждет следующее задание
(бросают клубочек к мультимедийной доске)

(Воспитатель бросает клубочек к следующему заданию)

(Воспитатель бросает клубочек)





(Появляется ученый кот).
Кот: Здравствуйте, ребята! Я тот самый ученый Кот, который рассказывает сказки. А вы любите сказки?
Дети: Да! "
Кот:
Чтоб героев книг узнать – надо книги всем читать.
Я читаю, много знаю, и того же вам желаю.
Кто много сказок прочитал, легко найдет ответы.
Да вы и так давно их знали. Ну что, проверим это?

Кот: Чтобы узнать насколько хорошо вы знаете и любите сказки, мы проведем викторину. За каждый правильный ответ я буду давать жетоны и в конце викторины посмотрим, у кого жетонов больше – тот и выиграл. Итак, первое задание…

1. Узнай сказку по загадке.
1. Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушёл, я сказки? (Колобок)

2. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов

Стало множество жильцов. (Теремок)

3. Уродилась так огромна;
Не одна, а десять словно.
Дед, чтоб вытащить тот овощ,
Всех позвал к себе на помощь. (Репка)

4.Дом растаял ледяной –
Попросилась в лубяной.
Приютил ее зайчишка,
Сам остался без домишка.
Зайцу петушок помог.
Лису выгнать за порог. (Заюшкина избушка)


Кот: У меня есть сундук. В нем хранятся волшебные предметы. Сейчас я покажу их, а вы отгадаете полное название предмета.








1.Кто из героев сказки принес Снегурочку из леса домой:
а) волк;
б) медведь;
в) лиса.

2.Что предлагала лиса петушку, чтобы он выглянул в окошко?
а) горошек;
б) зернышко;
в) молочко.

4. Кто разбил золотое яичко?
а) дед;
б) мышка;
в) баба.

5. Кто из героев сказки помогал тянуть репку после Жучки?
а) кошка;
б) внучка;
в) мышка.

6. Кто из героев сказки не уснул на травке и подглядывал за Хаврошечкой?
а) одноглазка;
б) двуглазка;
в) триглазка


Кот:
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них!
Читая сказки, вы попадаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.

Читайте также: