Конспект интерактивной игры с детьми младшего дошкольного возраста микробы вокруг нас
Обновлено: 06.07.2024
В конспекте представлены опыты, которые можно провести с детьми формируя у ни знания о правилах личной гигиены и навыков заботы о собственном здоровье.
Цель: Формирование основ здорового образа жизни, знаний о правилах гигиены.
Задачи:
- Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности.
- Формировать знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем.
- Способствовать формированию представления о том, окружающий мир населен микроорганизмами – микробами.
- Ввести в активный словарь слова: гигиена, микроорганизмы, чистота, гигиенические процедуры, размножение, микроскоп, микробиология, зоология
- Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены.
- Создать условия для перевода полученных данных о том, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, в личностно необходимые привычки
Предварительная работа:
Содержание:
Сюрпризный момент: Незнайка
Ход мероприятия
Организационный момент
Сюрпризный момент
Воспитатель: Незнайка, ты не прав. Кто такие микробы?
Пусть нам расскажут об этом дети
Стихи о микробах
Незнайка: Какой такой микроб? Ничего не знаю. Как так заболеть? Не хочу
Избыточная информация: Мельчайшие микроорганизмы, которых на нашей планете миллиарды миллиардов. Даже в нашей комнате, на ваших руках и одежде. Они живу кругом. На одном отрезке кожи размером один квадратный сантиметр их миллион. А каких микробов вы знаете (вредных и полезных). Не будь он таким шустрым и маленьким, мы бы обязательно увидели микроба. Микробов изучают разные науки микробиология, зоология. И как они выглядят, я предлагаю вам посмотреть.
Вредные микробы находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда? (во рту). И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить?
1 Опыт
Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально, пульверизатор с теплой водой.
Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно?
Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало ко рту.
Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).
Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались (варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой)
2 Опыт
Оборудование: Чаша мелконарезанной новогодней мишурой.
Ход: Вы сказали воспользоваться ладошкой.
Я предлагаю опустить руки в чашу, (один или два ребенка) перемешайте мишуру. Классно. Покажите свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого руки в мишуре. Красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой.
Вывод: Мишура с ваших рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится зараженный ими.
Так как же нам, все таки, спастись от микробов? Правильно, надо закрывать рот платочком и платочек как можно чаще стирать. Проверим, сбегут ли наши микробы через платочек? (проводится повторно первый опыт с зеркалами и платком)
3 Опыт
Микробы у нас разные и Саши свои, у Оксаны свои. Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А давайте проверим.
Оборудование: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой синего, желтого, зеленого, красного цвета.
Ход: Каждый ребенок держит свой стаканчик. По очереди один ребенок переливает в стакан к соседу свою воду, второй потом отдает ее обратно. В результате этих действий вода становится грязного цвета.
Вывод: Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много чужих микробов постоянно попадает к вам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.
4 Опыт
Хотите проверить, ребята, что на ваших руках имеются микробы.
Оборудование: стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона, лист белой бумаги, утюг.
Ход: Проводим опасный эксперимент. Сейчас мы с вами увидим микробов, будем их ловить. Кто не боится. Что у меня в руках? (белая бумага) На ней есть какие-нибудь следы? Нет. 2 ребенка опускают руки в стаканчик с водой, встряхивают, а потом прижимают к листу бумаги. Видите ли вы теперь микробов. Нет. А теперь в дело вступаю я, самый ловкий искатель микробов, знаменитый профессор Знайкин. Я включила утюг, он уже очень сильно нагрелся. Нужно ли вам его трогать (Нет) Почему? А что может случится, если я не выключу утюг. Я обязательно выключу его после нашего опасного эксперимента. А пока я начинаю гладить наши чистые, белые листочки, чтобы поймать микробов.
Вывод: Под воздействием горячего утюга, следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. Вот они наши микробы. Посмотрите, они сидели по всей ладошке. Но мы поймали их.
5 Опыт
И как же от них спастись?
Оборудование: Чаша с подкрашенной черным мукой, таз с водой, мыло, у детей лупы.
Ход: Кто самый смелый? Опускай руки в чашу. Фу, какие грязные руки. Отряхивай, отряхивай. Все встряхнул? Ну-ка проверим, ребята. Может еще потрясешь или, все таки, попытаешься смыть. Пополощи руки слегка. Теперь они у тебя чистые? Нет. Сильнее полощи. А может, помоешь тщательно с мылом. После каждого действия дети рассматривают мучные руки через лупу. До тех пора руки не будут чистые.
Вывод: Руки теперь чистые. Ребята, а вода в тазу стала какая? Но зато, руки теперь действительно чистые и никакие болезни из-за грязных рук нам не страшны. Надо обязательно мыть руки с мылом.
Оборудование: магнитофон, запись с мелодиями двух видов: тревожная грозная, легкая и приятная.
Ход: Под одну мелодию дети изображают страшных микробов, под легкую – приветливых и дружелюбных.
6 Опыт (опыт – хитрость, небольшой обман)
Я знаю, что микробы есть везде. На одежде, игрушках в воде. Кстати о воде. Наши некоторые девчонки и мальчишки очень любят кушать снег. Посмотрите, я принесла для вас с улицы снег и поставила его оттаивать. Какая вода теперь в моем стакане? (грязная) А как вы думаете, есть ли в ней микробы? Проверим?
Оборудование: стакан с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала), стакан, кипяченая вода, йод.
Ход: Для чистоты эксперимента надо налить в этот стакан кипяченой воды. Ребенок наливает воду в стакан из чайника с кипяченой водой. А что это такое у меня? (йод). Надо его бояться. А для чего он нужен. Правильно. Все вредные микробы очень боятся йода, они от него погибают. Какого цвета йог? Если я его налью в чистую воду. Какого цвета будет вода? Проверяем. Это чистая кипяченая вода, она без микробов. А эта уличная. Будут ли отличаться наши стаканчики с водой. Мы наливаем йод.
Вывод: в стакане с чистой водой вода становится под цвет йода. В другом стакане (крахмальная вода) вода становится синей. Дети видят разницу. В этом опыте хитрость главное не показатель химической реакции йодо-крахмальное соединение. Главное, что йод нужен для обеззараживания, полезен и грязную воду, снег есть нельзя. Попались наши микробы голубчики. Больше никогда вредить нам не будете. Мы будем пользоваться йодом. И снег на улице, и некипяченую воду из под крана пить не будем. Правда?
7 Опыт
Оборудование: кефир, сыр, сметана как продукт жизнедеятельности молочных микроорганизмов, дрожжевая закваска, сдобные булочки, хлебные кусочки на тарелочке, завернутые в пищевую пленку, прокисшее молоко.
Вывод: Плесневые микробы ни трогать, ни пробовать нельзя. Они вредны, и могут принести вред. Хотя есть такое лекарство, оно называется пенициллин, его получают как раз из плесневых микробов. Оно помогает от очень многих инфекционных заболеваний. Но мы с вами знаем, что без разрешения лекарство трогать нельзя, в неправильных дозах лекарство превращается в яд и человек может погибнуть.
- Ребята, посмотрите, белок в молоке от встречи с полезными микробами свернулся. Но тем не мене, он все еще полезен. Он нужен нашему организму для роста.
- Как поднялось наше тесто. Это выросли микробы. Сначала их было мало. Но теплая, сырая среда, сахар, мука и вода, помогают им расти точно так же как нам с вами все полезные продукты. Мы употребляя полезные продукты становимся сильнее, выше, здоровее, так же и микробы. В хорошей для них среде быстро растут.
8 Опыт
Оборудование: 2 яйца, 2 зуба из пенопласта, высокая чаша, уксус, зубная щетка, зубная паста с кальцием.
О том, что молочные продукты любые очень полезны, говорит мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель, продавец в магазине, диктор по телевидению, врач в больнице. Чем же полезно молоко? В нем тоже есть полезные элементы. Они называются кальций. Он служит для укрепления наших зубов и мы сейчас снова поставим длительный эксперимент. Перед вами два яйца. Потрогайте, какое яйцо. Что вы про него можете сказать. В скорлупке яйца очень много кальция. Поэтому оно твердое. Но кислота, которая находится в нашем организме, может разрушить кальций, и зубы и кости будут болеть и ломаться. Давайте посмотрим, что же будет, если мы на зуб капнем кислотой. Сейчас мне поможет тот, кто дома не чистит зубы два раза в день. (На пенопластовые зубы капнуть уксусную кислоту. Зубы растворяться). Сейчас мне будут помогать те, кто чистит дома зубы Он намажет одно яйцо зубной пастой, а второе оставим как есть. Теперь положим наши яйца в чашу с кислотой, которую мама использует дома, когда варит борщ, маринует помидоры, огурцы. Можно трогать ее без разрешения взрослых. Почему? Кладем. Пока наши яйца думают как же им вести себя в уксусе, я предлагаю вам теперь очень полезный полдник, который подарили нам наши друзья, полезные микробы: кефир и булочка. Опыт требует длительного времени. Поэтому лучше одно яйцо подготовить заранее, продержав его дня два в уксусе. Или, как отсроченный результат, проверить его на следующий день.
Вывод: То яйцо, которое не было обработано зубной пастой, стало мягкое. А яйцо, которое было намазано пастой осталось твердое. Для того чтобы наши зубы были крепкие. Что мы с вами должны делать? Чистить.
Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование. Не забудь о гигиене!
Развивающие: Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности. Формировать знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем. Обучающие: Способствовать формированию представления о том, окружающий мир населен микроорганизмами – микробами. Ввести в активный словарь слова: гигиена, микроорганизмы, чистота, гигиенические процедуры, микроскоп. Воспитательные: Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены. Создать условия для перевода полученных данных о том, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, в личностно необходимые привычки. Оборудование: Свое оборудование на каждый опыт, Мальчик из Мойдодыра, белый халат, микроскоп.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Приветствие. – Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте) - А знаете, мы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь”.
2. Мотивация. - А у нас в гостях мальчик. Вы его знаете? (Ответы детей)
(с помощью пантомимы показывает, что у него болит, дети определяют, что болит и называют причину, отчего болит.) – болит голова
4. Беседа про микробы.
– По каким признакам мы может догадаться, что кто-то из нас заболел? (усталость, кашель, чихание, температура, насморк, головная боль, плохое настроение, слабость).
- Почему мы болеем? (микробы попадают в организм)
- А кто знает - что такое микроб? (Ответы детей)
«Микроб – это очень опасный злодей,
Не жалко ему ни зверей, ни людей.
Всех страшных болезней причина – микроб,
- Действительно, микробы очень маленькие. Хотите посмотреть, как передаются микробы, если мы не моем руки?
5. Опытно-экспериментальная деятельность
Опыт 1. Оборудование: мука. Ход: Незаметно наносит на свои ладони муку, а потом играть в парах в ладошки.
- Посмотрите на свои ладошки, что вы видите? (Они испачкались) - Почему? (ответы детей) - Когда мы трогаем руками друг друга и разные окружающие нас предметы, то микробы попадают на наши руки, а потом к нам в рот!
- Вредные микробы находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда? (Во рту). - И поэтому, когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить? Опыт 2. Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально, пульверизатор с теплой водой.
Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно? Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало ко рту. - Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас? (Нет.) - На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг). Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались ( варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой)
- Микробы у нас разные у Серёжи свои, у Оксаны свои. Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А давайте проверим. Оборудование: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой синего, желтого, зеленого, красного цвета.
Ход: Каждый ребенок держит свой стаканчик. По очереди один ребенок переливает в стакан к соседу свою воду, второй потом отдает ее обратно. В результате этих действий вода становится грязного цвета. Вывод: Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много чужих микробов постоянно попадает к вам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.
Опыт 4. Хотите проверить, ребята, что на ваших руках имеются микробы.
Оборудование: стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона, лист белой бумаги, утюг.
Ход: Проводим опасный эксперимент. Сейчас мы с вами увидим микробов, будем их ловить. Кто не боится. Что у меня в руках? (белая бумага) На ней есть какие-нибудь следы? Нет. Ребенок опускают руки в стаканчик с водой, встряхивают, а потом прижимают к листу бумаги. Видите ли вы теперь микробов. Нет. Я начинаю гладить наши чистые, белые листочки, чтобы поймать микробов.
Вывод: Под воздействием горячего утюга, следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. Вот они наши микробы. Посмотрите, они сидели по всей ладошке. Но мы поймали их.
Опыт 5 Оборудование: черный перец, вода, мыло. Ход: Посыпь перцем поверхность воды. Его должно быть достаточно, чтобы покрыть всю поверхность тарелки. Опускаем палец, левой руки в воду. Что мы видим? Что произошло? (Наш палец стал грязным, потому что перец попал на палец и остался на нем.) Теперь на палец левой руки мы капнем жидкое мыло. Опускаем в воду. Что мы с вами видим? (Что перец испугался мыла и расступается, а палец остался чистым.) Вытираем руки салфеткой. Вывод: Если мы будем мыть руки простой водой, то грязь останется, а если мы будем мыть руки с мылом, то вся грязь смоется с водой и наши ручки останутся чистыми!
7. Итог занятия. – Что мы посоветуем мальчику? (Умываться как можно чаще с мылом) - Мойте чаще руки с мылом, прикрывайтесь платочком, а лучше всего носите маску!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
МКДОУ Новохоперского муниципального района Воронежской области
Выполнила: Шурыгина О.Е.
Конспект интерактивной игры с детьми младшего дошкольного возраста
1.Дать представление о том, что вокруг нас живут различные микробы.
2.Познакомить на доступном детям уровне с тем, что микробы разные, они очень маленькие и невидимые.
3.Продолжать знакомить детей с тем, что микробы вредные, вызывают болезни.
4.Познакомить с тем, что соблюдение правил гигиены помогает побеждать микробов.
1.Развивать у детей внимание, умение сравнивать объекты по внешнему виду.
2.Развивать речевую активность детей.
1.Воспитывать желание соблюдать правила личной гигиены.
2.Обогащать эмоциональную отзывчивость детей.
Презентация с интерактивной игрой.
Дети сидят на стульчиках около интерактивной доски.
- Слышали? Это микроб?
- а вы знаете кто такие микробы? (ответы детей с размышлениями)
- посмотрите, как много разных микробов!
-Оказывается микробов очень много, и они разные.
-давайте посмотрим, чем отличаются эти микробики друг от друга?
(они разного цвета, разной формы, у них разное количество глазок).
-давайте подумаем и найдем домики у микробов.
С помощью рассуждения выясняем, что в первом домике живут микробы с одним глазом, во-втором с двумя глазами, а в третьем с тремя.
Детям предлагается выбрать микроба и сказать сколько у него глаз и в каком домике он живет. После выбора ребенка и правильного ответа ребенок нажимает на выбранного микроба, и он занимает свой домик.
- эти микробы тоже разбежались, давайте узнаем, кто откуда сбежал.
С помощью рассуждений выясняем, что домики микробов различаются по цвету.
Дети выбирают микроба, называют его цвет. После правильного ответа нажимают на выбранного микроба, и он находит своё место.
-ребята, а вы когда-нибудь видели микробов?
-ребята, мы все слышали про микробов, но никогда не видели. Потому что они очень маленькие.
-чтоб увидеть микробов надо специальный аппарат, который все увеличивает, делает большим.
- микробов помогает увидеть вот такой аппарат. Его называют микроскоп.
-без микроскопа микробов никто не видит, хотя они везде, они очень маленькие и прячутся.
-давайте попробуем узнать, где же прячутся микробы?
- Интересно, подумайте, где в туалете прячутся микробы?
-в унитазе, на стенках, на полу.
-Что же нам делать? От микробов можно заболеть. Как же нам быть?
После рассуждений отмечаем, что после посещения туалета надо мыть руки с мылом.
-Как вы думаете, а где прячутся микробы на детской площадке?
После предположений детей при нажатии на слайд появляются микробы.
-Что же нам делать? От микробов можно заболеть. Как же нам быть?
После рассуждений отмечаем, что после прогулки надо мыть руки с мылом.
-А где же здесь спрятались микробы?
-да, в снегу тоже живут микробы. От этих микробов может заболеть живот или начнется ангина, заболит горло.
При нажатии на слайд появляется микроб.
-Что же нам делать? Правильно, нельзя на улице есть снег.
-Смотрите, комната! Неужели здесь тоже есть микробы?
Выслушиваются предположения детей. При нажатии на слайд появляются микробы.
-Ребята, в комнате собирается пыль, грязь, которую очень любят микробы.
-что же на делать?
-Правильно надо в доме делать уборку, вытирать пыль, мыть пол.
- а где же здесь спрятались микробы?
Рассуждения детей. При нажатии на слайд появляются микробы.
- Правильно, нельзя брать игрушки в рот, игрушки надо часто мыть.
- посмотрите микробы живут на наших грязных руках, под нашими грязными ногтями.
-Что же нам делать, что нам поможет избавиться и спастись от микробов?
Рассуждения детей, подводим детей к средствам гигиены.
-Да нам надо соблюдать чистоту, и у нас есть помощники.
Дети находят на слайде картинку с предметом гигиены, называют его и нажимают на изображение.
При нажатии изображения звенит колокольчик, и исчезает микроб.
-Посмотрите, все микробы исчезли! И нам помогли наши помощники: мыло, мочалка, шампунь, вода, полотенце, носовые платочки.
Состнавила Инструктор по физической культуре Светлана Вениаминовна
-75%
Система работы с высокомотивированными и одаренными учащимися по учебному предмету
Читайте также: