Проверяемое и проверочное слово 2 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

(орфограмму), и проверять ее путем подбора однокоренного проверочного слова.

Задачи урока: различать проверяе мое и проверочное с лов а для слов с парным по

глухости - звонкости согласным звуком в корне слова; разви вать ум ения распознавать и

проверять данную орфограм му в словах; развивать устную и письменную речь , культуру

речи, творческое мышление, память внимание, активность и самостоятельность на уроке;

развивать умение работать в группе, в паре; вос пи тывать интерес к родному языку, как

средству общения, чувство взаимопомощи, ответственности, взаимоконтроль и

Предметные результаты : оп ределять на с лу х парный по звонкости - глухости с огласный

звук на конце слова и в корне перед с огл асными, соотносить его произношение и

Обучающиеся познакомятся со способами проверки парных звонких и глухих

согласных в к орне слова; н аучатся сопоставлять произношение и н аписание слов;

Регулятивные –формирова ть умение плани ровать, контролировать и оценивать учебные

действия в соотве тствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять

наиболее эффективные способы достижения результата;

Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебно й

задачи,строить н есложные рассуждения,речевое высказывание в соответствии с задачами

коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Познавательные – находить в тексте необходимые сведения, факты и другую

информацию, представленную в явном виде; осуществлять анализ, синтез , сравнение,

классификацию языкового ма териала по заданным кр итериям; устанавлива ть причинно -

следственные связи, делать выводы, формулировать их; овладе вать навыкам и смыслового

чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

Личностные результаты : сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого

человека; формиров а ть установки на безоп асный, здоровый образ жи зни, мотивировать к

творческому труду, работе на результат, развиватьнавыки сотрудничества со взрослыми и

часть; рабочая тетрадь; карточки с заданиями , ноутбук, проектор , презентация,

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок русского языка пришли гости.

- Сядьте ровно, выпрямите спинки , настройтесь на работу.

- Поднимите руки, у кого есть настоящий друг. Кого можно считать настоящим другом?

- Сегодня на уроке вы покажете, как вы помогаете друг другу. Чтобы дружно и слаженно

работать, нужно быть внимательным, не отвлекаться, с лушать друг друга н е перебивая,

- Приготовились к письму. Сядьте ровно. Скажем хором наш девиз:

- Запишите строчные буквы в соединении с петлёй. Слайд 1.

- Какие буквы мы записали? (Мы записали буквы, обозначающие парные по глухости -

3. Словарная работа . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в

- Теперь настало время для словарной работы. Откройте учебник на с. 21. Прочитайте

словарное слово, написанное внизу страницы (морковь). Запишите его в тетрадь.

Подчеркните орфограммы, обозначьте ударение. Сколько в слове слогов? (2 слога). Какой

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. [ м а р к о ф'].

- Сколько в слове букв? (7 букв) . Звуков? (6 звуков) . Почему звуков меньше, чем букв?

У детей могут возникнуть трудности при обозначении последнего звука.

- Какой звук слышим при произношении слова морковь? (слышим [ф'] ).

- А какую букву пишем? (Пишем букву В ). Почему? Что узнали из прошлого урока?

(Букву, обозначающую по глухости - звонкости согласный звук на конце слова, надо

- Я написала в конце слова букву з, проверочное слово береза .

- Я написал в конце слова букву с, проверочное слово береска .

- Ребята , кто же прав? Какое же слово является проверочным? Сможете озвучить тему

Учащиеся формулируют тему урока, учитель обобщает ответы дете й, отк рывает тему на

доске: Особенности проверочного и проверяемого слов для слов с парным соглас ным на

- Какую цель вы поставите перед собой? (Познакомиться с особенностями проверочных

и проверяемых слов, чтобы правильно писать парные соглас ные в ко нце слова.)

- В какой строке записаны формы одного слова? (В первой).

- Прове дем исследование , выполни в задан ия .Произносимхором звук, обозначенный в

каждом слове выделенной бук вой (Берёза - [з], (много) берёз - [с], (к) берёзам - [ з], (у)

- В каких словах звучание парного соглас ного звука н е совпад ает с е го обозначением

- Где в этих словах стоит буква З? Перед какой буквой? (В конце слова и перед

- В каких словах звук и буква совпадают ? (Берёза, (к) берёзам, (у) б ерёзы, берёзонька,

- В этих словах где стоит буква З? (Перед гласной буквой и перед буквой Н).

- Один аковой ли буквой обозн ачается парный по глухости - звонкости согласный звук в

- Запишитев тетрадях еще одно слово, в к отором написание выделенной бук вы надо

Вывод: - Так какой же буквой обозначае тся парный по глухости - звон кости согласный

одной и той же или нет? (Парный по глухости - звонкости согласный в корне одного и

2) – Посмотрите на с.21, прочтите определение, что такое ПРОВЕРЯЕМОЕ слово .

- Какие же слова будут проверочными? Обратимся к упр.31

Какие слова будут провероч ными из строки 1 ( Вывод: это слово, в котором

Какие слова будут провероч ными из строки 2 (называют слова, в которых

проверяемая буква на ходится перед гласным) , и какое еще березняк ( Вывод: это

слово, в котором проверяемая буква находится перед непарным звонким согласным )

(Изобразить большой круг руками.Присесть, сдела ть п овороты головой вправо, влево.)

Упр33, с.21 тренировка в паре найти пару слов (проверочное - проверяемое:

Вывод: В чем особенность проверочного и п роверяемого слов дл я слов с парным

согласным. ( Особенность в том, что в проверочном и проверяемом словах парный

Вывод: - Что нужно сделать, чтобы правиль но н аписать парный по глухости -

звонкости согласный на конце или в середине слова? (Нужно изменить слово так,

чтобы пров еряемая согласная с тояла перед гласной или перед непарной согласной

пушистый снек. Рядом с домом намело маленький сугроп. Ребята

надели шупки и выбежали во двор. Дети радуются снешку !

Поверка. (Мягкий – мягонький, снег – снега, сугроб – сугробы, шубки – шубы, снежку –

(Самостоятельное выполнение.Взаимопроверка – обмен тетрадями.)

- Какие слова для проверки вы подобрали? Как произносится звук в этих словах?

( Проверочные слова :ноСы, мороЗы, снеГа, глубоКа, гоДы, хороШо, шуБа, шуТить или

шутник). 1- ый ря д записывает 1 - ую пословицу, 2 - ой ряд – вторую, 3 - ий ряд –

- В одном слове ошибка. Мне нужно еще потренироваться в подборе проверочных слов.

- Кому сегодня было интересно и легко работать на уроке?

- Кому было трудно, какие задания вызвали затруднения?

(Дети поднимают карточки – светофоры: зелёный – всё получилось, было интересно;

жёлтый – было интересно, всё понятно, но возникают затруднения при подборе

проверочного слова; красный – ничего не понятно, работал плохо).

- Какая была тема урока? ( Особенности проверочного и проверяемого слов для слов с

парным по глухости - звонкости согласным на конце слова или перед согласным).

- Какую цель ставили в начале урока? ( Познакомиться с особенностями проверочных и

проверяемых слов, чтобы правильно писать парные согласные в конце слова).

Чтобы проверять слова с парным согласным, то нужно знать – Правило, его надо

- Мне понравилось как вы сегодня работали в паре, группе. Вы пок азали, как помогаете

12 . Домашнее задание. Правила на с. 20, 21 знать; упр. №33.

На уроке окружающего мира мы познакомились со строением челове к а. Я вам выбрала

слова с парным согласным, а ваша задача найти проверочные с лова, опираясь на правило

учебника: (чере(п - б), скеле(т - д), суста(в - ф), плечевая кос(ть - дь), гру(дь - ть), кле(т - д) ка.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МКОУ КВИТОКСКАЯ СОШ №1

Урок русского языка

Провела: учитель начальных классов

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о способах проверки безударного гласного звука в корне.

Задачи: н аучить учащихся подбирать проверочные слова, для проверки безударного гласного звука в корне с помощью подбора однокоренных слов, изменением формы слова, развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, память, мышление, воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД : уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других детей, совместно договариваться о правилах поведения и общения

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и другие источники информации .

- Давайте вернемся к буквам чистописания. Придумайте слова, в которых буквы будут стоять на конце слова. Давайте их запишем.

В каждом слове назовите последнюю букву.

Теперь в каждом слове назовите последний звук.

Посоветуйтесь в группах, какие это звуки.

Звуки и буквы совпадают?

Как же узнать, какую букву писать в конце слов?

- Вот это и есть наша учебная задача на сегодняшний урок. Мы будем
учиться проверять парный согласный звук на конце слова.

4. Поставьте себе оценку за постановку учебной задачи.

II. Операционально-исполнительский этап.

1. Итак, давайте попробуем подобрать проверочные слова и запишем их рядом через черточку.

Посоветуйтесь в группах и скажите, какие же слова могут быть проверочными? (Проверочными словами являются те, в которых после согласного стоит гласный).

Что надо сделать, чтобы проверить написание слов с парными согласными на конце? (Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

Составление модели правила.

Давайте проговорим правило по модели хором.

Проговорите правило про себя с закрытыми глазами;

Поставьте себе оценку, обсудите оценки в группе.

Задание. Найдите лишнее слово в цепочке. Обоснуйте свой ответ.

(Лишнее слово луг, так как оно заканчивается на звонкий согласный. Проверочное слово - луга)

2. Чиж, чад, жук, дуб.

3. Точка, дочка, печка, качка.

- Как вы определили лишнее слово (Подобрали проверочное слово и
проверили парный согласный на конце).

- Решите в группах как подбирали проверочное слово? (Отвечает 1 человек из каждой группы).

Игра “Помогите животным”

На доске запись.

Вставьте парный согласный, подберите проверочное слово.

Выполните задание в группах под комментирование.

Как вы смогли правильно написать эти слова? (Мы проверили парную согласную, изменив слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

Одна из групп проговаривает хором.

Все проговаривают про себя.

  1. Кто пахать не ленится, у того и . родится.
  2. Землю красить солнце, а человека . .
  3. И . не в . , коли хлеба нет.

1) Вставьте слово, объясните пословицу.
2) Докажите, какая буква пишется на конце.
3) Самостоятельно запишите предложения.
4) Как узнали, какую букву писать в конце слова. (Отвечает каждая группа после обсуждения).

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Особенности проверяемых и проверочных слов.

Цель урока: формировать навык грамотного каллиграфического письма; развивать речь, внимание; закреплять умение определять проверочное и проверяемое слово; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблицы с изображением грибов ( съедобных, ядовитых), иллюстрация с изображением осени.

Организационное начало урока. Сегодня на уроке мы с вами повторим, какие слова называются проверочными, а какие проверяемыми, повторим правила переноса слов с одной строки на другую, вспомним, как называются главные члены предложения. Но, знаете ли вы, что существует гриб, который умеет ходить? А хотите узнать, где он растёт и как называется? Начнём быстрее урок.

Повторение материала. 2.1. Минутка каллиграфии. ет ве ел ят Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтевшие по ветру летят. О каком времени года идёт речь? Какие изменения в природе вы наблюдаете уж в конце осени? 2.2 Во всех словах в стихотворении поставить ударение. Как называются звуки, на которые падает ударение? Как называются звуки, на которые ударение не падает? 2.3. Словарный диктант. Записать слова, разделить их для переноса. Экран, чайка, ёжик, ручейки, капуста, ветер, медведь, коньки, пенёк, обувь. Какие из слов можно взять, чтобы составить рассказ об осени? Устно составьте рассказ с этими словами.

Новая тема. 3.1. Записать слова, подобрать проверочные слова. Сова - совы, доска - доски, число – числа, шаги - шаг. Какое из данных слов проверочное? Какое проверяемое? 3.2. Творческий диктант. Записать слова в 2 столбика. В первый столбик – проверочное слово, а во второй – проверяемое. Мячи, мяч, сад, сады, ночной, ночь, плита, плиты, грозы, гроза.

Ещё раз назовите, какие слова называются проверочными. Какие проверяемыми?

Физическая минутка. Меж еловых мягких лап дождик тихо кап, кап, кап!

Где сучок давно засох, вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип, появился гриб, гриб, гриб! Кто нашел его, друзья? Это я, это я, это я!

Подведение итога урока. Что на уроке повторили? Что запомнилось? Что понравилось?

Вербальное оценивание работы учащихся на уроке.

Домашнее задание. Повторить выученное правило, упражнение 145. Объясняю, как это задание выполнять дома.

Читайте также: