Протест катерины против темного царства конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Знать: содержание пьесы, жанровые особенности.

Уметь: производить анализ содержания диалогов и монологов, сцен; определять тему, идею, формулировать связанные и с ними проблемы и на основе анализа делать выводы, заключения; работать со словом; характеризовать, сопоставлять.

Особенности подготовки урока: Д/З выписать значения слов “конфликт”, “трагическая острота” из толкового словаря.

Формы работы: эвристическая беседа, работа в группах.

Урок 1

1. Работа с понятиями, разбор содержания темы (выяснить смысл названия темы).

Учитель: Выделить ключевые слова темы и дать им смысловое толкование (Д/З: выписать значения слов).

  • “трагическая острота”,- исход со смертельным концом.
  • “конфликт”- столкновение, доведенное до самого верхнего пика напряжения в отношениях. (Записать на доске.)

Учитель: В чем смысл урока?

Ученик: Столкновение Катерины (ее характера, натуры, мировоззрения) с “темным царством” (его жизненными законами) достигает своего апогея, жизнь Катерины становится невыносимой и она гибнет.

2. Работа по теме.

А) Учитель: Сформулируйте вопросы, которые заключены в названии темы.

Ответ записать на доске (у доски работают 2 ученика, которые записывают, чтобы учитель не тратил на это время).

1). Почему произошел конфликт? Можно ли бы его избежать?
2). Почему Катерина выбрала смерть? Был ли у нее выбор?

Учитель: Поставленные вопросы являются проблемными. Мы должны найти на них ответы на основе содержания пьесы. Чтобы найти ответ на 1-й вопрос необходимо исследовать природу взаимоотношений Катерины и “темного царства”.

Б) Следует разбор текста, анализ сцен, диалогов, монологов, авторских ремарок. Анализируется характер Катерины, ее взгляды, отношение к мужу, ее родственникам, людям, ее роль в сопоставлении с характерами представителей “темного царства” и заполняется таблица в тетрадях.

3. Обобщение по произведенному анализу (запись в тетради).

Основа конфликта: разница в воспитании, разные жизненные принципы, взгляды на семейные отношения, отношения к людям. Все это угнетало Катерину. Душевные муки росли с каждым днем.

Последней каплей, положившей конец терпению Катерины, стал отъезд мужа. Оскорбленная, униженная свекровью и покорным мужем, она чувствует, что жить в этом доме становится невыносимо. Муж не защитник. Он сломан сам. Поэтому конфликт становится неизбежен. Он заключается в том, что Катерина должна была в поисках выхода, переступить через законы, заведенные хозяевами жизни города.

Урок 2. Продолжение работы по теме.

Учитель: Итак, мы ответили на 1-ый вопрос: жизнь Катерины в среде “темного царства” становится невыносимой и конфликт неизбежен. Почему неизбежен? Какую проблему поднимает автор?

  1. Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством”
  2. Бежать с любимым человеком- Борисом
  3. Покончить жизнь самоубийством, что она и сделала.

Учитель: Почему она выбрала 3-ий путь?

Ученик: Катерина выбрала смерть, потому что она вступила в конфликт сама с собой, она переступила собственные нравственные законы, по которым жила, но привели ее к этому обстоятельства. Ложь, ханжество, давление Кабанихи на всех членов семьи, отсутствие всякой возможности жить так, как хотелось, несвобода во всем сделали саму жизнь, дом, невыносимыми.

Катерина просит Тихона взять ее с собой в поездку, но он отказывает ей. Ведет себя малодушно.

Он раб своей маменьки. И Катерина поняла, что она не дождется радости в этом доме. И тогда она решается на свидание с Борисом, хотя мучается, терзается, но желание хоть раз поступить так, как хочется одерживает верх: “Будь что будет, а я Бориса увижу. Ах кабы ночь поскорее!”

Учитель: Оправдались ли надежды Катерины?

  1. Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.
  2. Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.
  3. Третья группа: анализ д.5 – явл.2

Ученик (вывод): Надежды Катерины в любви к Борису не только не оправдались, но и стало даже хуже. Совестливая Катерина, не умеющая жить во лжи, испытывает сильные нравственные муки, чувствует себя грешницей, которая может отчиститься лишь в аду. Борис тоже, как и Тихон, оказался слабым человеком, он не мог быть ей парой, хотя духовно он был ей ближе, чем Тихон. Он уезжает, призывая Катерину смириться, покориться свекрови. Теперь ей предстоит остаться наедине с позором и с душевными муками. И она приходит к мысли, что лучше умереть. Трагически звучит ее монолог (анализ д.5, явл.6).

В первых трех строчках слово могила повторяется 4 раза, и, наконец, она (в 5-ый раз!) повторяет его: “Под деревцем могилушка… как хорошо…..”

“…И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!”

В ее монологе могила противопоставляется дому, а значит и самой жизни.

В могилах – хорошо, дома – плохо, а больше идти-то некуда. Вот и получается, что выход у нее один – могила. Из ее монолога следует, что жить так, как ее вынуждают, она не хочет. Значит, другого выбора нет. В этом и заключается трагедия ее жизни. А смерть ее можно рассматривать как протест против устоев жизни “темного царства”. (Не все ребята согласятся с тем, что смерть Катерины – протест, поэтому была поставлена проблема следующего урока: Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или ее смятение, слабость?).

  1. воспитывать чувство собственного достоинства, умение объективно оценивать поступки других людей, в том числе и литературных персонажей.
  2. развивать навыки связного монологического высказывания.
  3. обучать анализировать образ персонажа, выделять особенности речевой характеристики.

Такая уж я зародилась, горячая!

Постановка цели урока: на этом уроке мы поговорим об образе главной героини драмы Островского, выясним в чём заключалась её трагедия и подумаем, случайна ли её смерть?

II. БЕСЕДА С КЛАССОМ

А) Дома вы должны были охарактеризовать Катерину. Каковы же черты её характера?

Читая, вы обратили внимание на отношение Катерины к труду, к религии, к семейной жизни. Что можно сказать об этом?

Итак, мы выделили и записали главные черты характера Катерины: кротость, не способность лгать, проявление чувства собственного достоинства; поговорили о её отношении к труду, религии и семье, теперь поговорим о том, какова была жизнь Катерины в доме родителей, до замужества? (д. 1, явл. 7)

Катерина не раз говорит о полёте, сравнивает себя с птицей. О чём может это говорить?

Она хочет свободы. И полёт в данном смысле – это полёт души. Катерина ко всему ещё и свободолюбивая.

Какие новые качества мы можем выявить, проанализировав её монолог (д. 1, явл.7)? Мечтательность, поэтичность.

Б) Почему можем назвать Катерину поэтической натурой? Она рассказывает о посещениях церкви, о своих снах, рассказывает с воодушевлением, используя выразительные средства народно-поэтического языка, просторечия; её речь оживляют различный интонации, что является проявлением эмоций, впечатлений от увиденного, Катерина не стремится скрыть всё в себе, она открыта этому миру, также в речи много риторических вопросов и восклицаний, часто предложения незакончены, речь похожа на песню по своей мелодичности, на произведение народного творчества.

В) Жизнь в доме мужа (д. 2, явл. 3, явл. 10). Как живётся Катерине в доме Кабановых?

Мы видим, как резко меняется жизнь девушки. Как пагубно воздействует на нее атмосфера дома мужа и всего города Калинова.

Почему Катерина обращает внимание на Бориса? Только ли от невыносимо жестких условий жизни, от бесконечного гнёта свекрови?

Катерина чувствует потребность любить – быть любимой и отдавать кому-то свою любовь. Но к мужу таких чувств не испытывает, как и он сам, детей у них нет, хотя она мечтает о детях.

На Бориса обращает внимание, потому что он отличается от других жителей города Калинова. Он интеллигентен, отчасти робок, образован, отличается от невежественного мужа. И вся жажда любви, независимости, воли проявляется в любви Катерины к Борису.

Что мешает Катерине на пути к счастью, что её останавливает? Предрассудки, нежелание лгать, хитрить, совершать грех.

Поборола ли их Катерина? Какая художественная деталь является символом её душевной борьбы, борьбы самой с собой?

Она победила все предрассудки, согласившись на встречу с Борисом. Но это далось Катерине нелегко. Символом внутренней борьбы является ключ от калитки.

Давайте посмотрим, как шла борьба героини с собой. Приведите цитаты, доказывающие это.

Но обретает ли Катерина свободу?

Г) Почему же кается Катерина? (д. 4, явл. 6)

Зачем она открывает всем свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами (Варвара)?

К покаянию её привел голос сердца, а что ещё? Осознание того, что не миновать наказания, кары за грех. Также не может продолжать жить в одном доме с мужем и обманывать его.

В христианстве покаяние – очищение. Иногда некоторые из нас ходят в церковь на исповедь, покаяться в грехах, которые Господь отпустит, и к нам придёт очищение. Приходит ли очищение к Катерине?

Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей не становится легче – не приходит очищение, потому что она всё ещё любит Бориса, не способна изменить своим чувствам.

Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и Бориса (д. 5, явл. 3). Здесь каждый проявляет свои качества в большей мере.

Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс на спасение её – забрать с собой- он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может, так как в то время её могли вернуть через полицию.

Что же остаётся Катерине? Жить в доме мужа, быть презираемой всеми?

Д) обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет. Как вы относитесь к её гибели? Разве это единственный выход? Обратите внимание на то, что девушка она была религиозной, а самоубийство – самый страшный грех! Неужели даже это не останавливает героиню пьесы Островского?

Смерть героини – это протест. Так как остаться жить значило бы смириться, подавить свои чувства, отказаться от воли, стать рабом самодуров, перечеркнуть своё чувство собственного достоинства – стать безвольным существом.

Сделаем вывод, отталкиваясь от всего, о чём говорили сегодня на уроке: в чём же трагедия Катерины, случайна ли её гибель?

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Задания по группам:

  1. Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.
  2. Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.
  3. Третья группа: анализ д.5 – явл.2

Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или ее смятение, слабость?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила учитель русского языка и литературы: Ахмедова Р.М.

1.Организационный момент урока.

2.Проверка выполнения домашнего задания.

-Посмотрите на доску, скажите, кто это и охарактеризуйте данный образ.

(Кабаниха, Варвара, Катерина)

-Как вы понимаете эти слова?

Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви.

-Как вы думаете, кому из персонажей относится этот эпиграф?

(Главной героине пьесы – Катерине, которая готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей)

4. Постановка учебных задач урока.

-А как мы назовём тему нашего урока.

— проследить, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается ее конфликт с миром Кабанихи;

— понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.

- Как вы считаете, о чем эта пьеса, какова ее идея? В чем заключается конфликт?

выявить эти конфликты и заполнить таблицу на следующих уроках.

-Сегодня на уроке мы постараемся ответить на проблемные вопросы

Почему Катерина выбрала смерть? Был ли у неё выбор?

проследив, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается ее конфликт с миром Кабанихи, мы должны к концу урока ответить на этот вопрос.

5.Работа по теме урока.

-Обратимся к композиции пьесы.

А что такое композиция?

Композиция-это построение художественного произведения, расположение его частей в определённой последовательности.

– Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые четыре явления?

1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине.

– Что такое экспозиция?

Экспозиция – ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта.

-А кто не относит себя ни к первой, ни ко второй группе?

Следующее развитие действия это завязка. А что такое завязка?

6.Работа с текстом.

А теперь давайте прочитаем по ролям, откройте текст (действие 1 явление 5).

-Какова завязка пьесы? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем из этого действия?

На придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает.

-С первых реплик Катерина предстает особой героиней.

Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины?

(неспособность лицемерить и лгать, прямота.)

-В этом отрывке чувствуется конфликт Катерины с Кабанихой. Почему?

(Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях собственного достоинства, непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)

-Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (Катерина воспитана в атмосфере любви, стремится к тому, чтобы быть любимой другими людьми и дарить свою любовь окружающим.)

7. Работа с таблицей.

А теперь давайте поработаем с таблицей, посмотрите на доску.

-Используя цитаты Катерины скажите, какая атмосфера окружала её в доме родителей и в семье мужа? Сравним жизнь Катерины.

Атмосфера дома – страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.

-Какое влияние оказала жизнь у Кабановых на Катерину?

Осознание своей обреченности

Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.

Страстное стремление к свободе, любви, счастью.

-Какой вывод можно сделать из вышесказанного?

Вывод: Для Катерины главное – жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по–своему.

-В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон, муж Катерины, не понимал её. А жил по приказам Кабанихи.

-Разговаривая с Варварой, сестрой мужа, она не только благодарит ее за хорошее отношение, но и делится с ней своей мечтой.

– В каком значении даётся слово летать в пьесе?

( мечтать, любить, верить, жить свободно, сочувствовать, сострадать, жить по своим интересам, в любви и согласии с окружающими)

Как вы думаете, почему в пьесе неоднократно повторяется образ птицы?

Потому, что птица- это символ воли. Образ птицы помогает понять главное в характере Катерины: она вольная душа, стремится к свободе.

-Какие черты характера героини здесь проявляются? (Искренность, мечтательность, непосредственность, честность)

-Итак, Тихон уезжает в Москву по требованию матери. Катерина бросается перед ним на колени. О чем она просит? (Чтобы муж не уезжал)

- Почему она так поступает? (Она волнуется, потому что чувствует, что когда муж уедет, она может не выдержать и встретится с чужим человеком, которого полюбила. В душе у нее звучит голос совести)

Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину. Тихон является орудием в руках Кабанихи. Но чем больше Катерину унижают, тем сильнее в ее душе пробуждается стремление к свободе, любви, счастью.

-Почему Катерина решается идти на встречу с Борисом, что ее к этому толкает?

В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи. Выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину.Это и толкает Катерину пойти на свидание с Борисом.

Смысл этой сцены – отчаянная попытка Катерины предупредить беду, заставить себя любить мужа. Давайте сделаем вывод , какой же предстает перед нами Катерина по этим двум эпизодам? Какие черты характера развились у нее в процессе такой жизни?

(непосредственность, доброта, честность, мужество, стремление к свободе, мечтательность, моральная чистота, страстность и поэтичность натуры)

8. РАБОТА С МОНОЛОГОМ О КЛЮЧЕ

Откройте в тексте 2 действие явление 10.

Чтение монолога Катерины.

- Какая деталь здесь передает внутреннее состояние героини? (Ключ)

(Ключ – символ свободы, победы чувства в душе Катерины над религиозным страхом, ключ от ее сердца и души)

-Что мешает Катерине на пути к счастью, что её останавливает?

(Предрассудки, нежелание лгать, хитрить).

-Таким образом, можем сказать, что любовь к Борису – это проявление воли. Отказ от неё (любви) предполагал бы полное подчинение миру Кабановых.

-Но обретает ли Катерина свободу?

-Почему же кается Катерина? Зачем она открывает всем свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами (Варвара)?

(Осознание того, что не миновать наказания, кары за грех. Также не может продолжать жить в одном доме с мужем и обманывать его).

Покаяние – очищение. Приходит ли очищение к Катерине?

(Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей не становится легче – не приходит очищение, потому что она всё ещё любит Бориса, не способна изменить своим чувствам).

-А как ведёт себя Борис?

9.Работа с иллюстрацией

Давайте рассмотрим иллюстрацию к драме, созданную художником И.С. Глазуновым.

- Какие эмоции и чувства героини передаёт художник?

Страх остаться одной, осознание того, что он уедет далеко и вернётся к Тихону нелюбимому мужу и свекрови.

- Как вы думаете, с каким эпизодом пьесы связана эта иллюстрация?

(сцена прощания с Борисом)

10.Работа с текстом

Откройте сцену прощания с Борисом ( IV действие)

-Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и Бориса.

- И проанализируем поведение Бориса. Какой он человек?

- Как ведёт себя Катерина?

Сцена прощания Катерины с Борисом подводит нас к трагическому финалу. Перед нами кульминация всей пьесы.

- Что такое кульминация?

Кульминация это момент наивысшего напряжения в развитии действия.

(Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс на спасение её – забрать с собой- он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может, так как в то время её могли вернуть через полицию).

-Что же остаётся Катерине? Жить в доме мужа, быть презираемой всеми?

-Обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет. Разве это единственный выход?

Жизнь ведь полна ожиданий и надежд, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

— Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? Почему Катерина не смогла жить дальше?

Какую проблему поднимает автор в пьесе?

Проблему выбора: что предпринимает Катерина, чтобы изменить свою жизнь? По какому пути она пойдет?

Думаю, у нее было 3 пути:

Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством”

Бежать с любимым человеком - Борисом

Покончить жизнь самоубийством, что она и сделала.

- Почему она выбрала 3-ий путь?

Ученик: Катерина выбрала смерть, потому что она вступила в конфликт сама с собой, она переступила собственные нравственные законы, по которым жила, но привели ее к этому обстоятельства.

Катерина поняла что не дождётся радости в этом доме

-Докажите, что смерть Катерины – это протест.

(Гибель Катерины – это протест, бунт, призыв к действию. Варвара убегает из дома, Тихон обвиняет мать в смерти жены)

- Какое значение имеет гроза в пьесе Островского?

Гроза в одноименной пьесе Островского – центральный образ, несмотря на то, что это не человек, а природное явление. Она сопровождает все события, происходящие в произведении. Гроза происходит в душе Катерины. Она совершила грех и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что она умрёт с этим грехом, не раскаявшись в нём.

С грозой ассоциируется образ Кабанихи. Она грозна и непримирима, как стихия. Разбушевавшуюся свекровь не успокоишь и не предотвратишь её гнева.

А теперь давайте проведем обобщение всего сказанного по образу Катерины с помощью синквейна. Вспомним алгоритм написания синквейна.

Первая строка — тема синквейна

Вторая строка — два прилагательныех или причастия , которые описывают свойства темы

Третья строка —три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы.

Четвертая строка — фраза, выражающая личное отношение автора синквейна к теме.

Пятая строка — одно слово , характеризующее суть темы.

Страдает протестует погибает

11. Подведение итога урока.

-Сделаем вывод, отталкиваясь от всего, о чём говорили сегодня на уроке

Вопрос преподавателя: Считаете ли вы этот конфликт злободневным, а произведение А.Н. Островского - современным?

12.Этап рефлексии.

Давайте проведём рефлексию.

13. Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь преподавателям русского языка и литературы предлагаем методическую разработку учебного занятия по литературе. Программой отведено небольшое количество часов, позволяющих применять способности обучающегося при анализе глобальных или просто жизненных явлений, а такие уроки необходимы. Данное учебное занятие углубляет знания обучающихся о творчестве великих русских классиков, способствует формированию представлений о мировой литературе, развитию личности обучающихся, усиливает мотивацию за счет насыщения курса интересной информацией и включения обучаемых в практические дела.

Цели урока:

Образовательные:

- анализ образа Катерины;

- определение структурных элементов композиции драматического произведения.

- внедрение информационных технологий на уроке литературы;

Развивающие:

- совершенствование умения и навыка анализа драматургического произведения;

- развитие внимания и памяти.

Воспитательные:

- воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа Катерины;

- воспитание интереса к предмету.

Островский еще вполне нов, — мало того, вполне современен, а для тех,

изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как

освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у

которого отдохнешь — и вновь пустишься в дорогу.

Ход урока.

I. Объяснение нового материала.

-Тема. Цель урока. (Слайд 1, 2,3)

-Обратимся к композиции пьесы. Какова завязка пьесы? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем из этого действия?

-Как вы считаете, это первое столкновение героев?

Нет. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты. Мы понимаем, что Кабаниха уже не первый раз нападает

-Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах? Неспособность лицемерить, лгать, прямота, чувство собственного достоинства.

Конфликт намечается уже в первом действии: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.

Беседа по тексту.

-Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве?

Задание.

Сравните, какая атмосфера окружала Катерину в детстве и в семье мужа. Составьте таблицу. (Слайд 7)

-Обратимся к Д.I явл.7. Прочитайте, как жилось Катерине до замужества.

Сделайте вывод.

Катерина жила счастливо, ее любили родители.

-Как относится Катерина к религии, религиозна ли она? Прочитайте Д.I явл.7

А еще она выходила молиться в сад.

В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность, уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями христианской культуры. Религиозность Катерины вбирает в себя солнечные восходы и закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц, порхание бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор. А когда молится героиня, у нее на лице улыбка ангельская и вся она как будто светится.

-А как живется Катерине в доме Кабановых?

Сравнительная характеристика двух этапов жизни Катерины. (Слайд 8,9)

В семье Кабановых

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой).

Для Катерины главное — жить в согласии со своими нравственными убеждениями.

Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему.

Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.

-Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

-Что мы узнаем о чувствах Катерины? Д I, явл. 7,9

В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.

- Катерина рада этому чувству?

Она нигде не говорит, что будет встречаться с Борисом.

- Прочитайте Д.II, явл.3,4. Как ведут себя герои в этой сцене?

—Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

В сцене проводов Тихона обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.

-Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?

В душе Катерины сталкиваются друг с другом два равновеликих и равнозаконных побуждения. В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От нее героине нужно слишком много.

Задание

Как в сцене с ключом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героина полна коротких, отрывистых вопроси тельных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

— Д. IV, явл.3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

-Действие движется к кульминации. Где происходит покаяние Катерины?

Полуразрушенная церковь - символ города Калинова.

- Что такое кульминация? (Слайд 12,13)

Задание.

Д. IV, явл.4. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия. (Слайд 14)

Задание.

- Чем вы можете объяснить и мотивировать раскаяние героини?

Анализ действия V.

Краткий пересказ действия V. (Слайд 15)

Мы узнаем, что Кабаниха заперла Катерину в доме, поедом ее ест, Тихон защитить жену не в силах. Убежав из дома, Катерина находит Бориса и просит взять ее с собой, но тот ей отказывает.

Беседа.

— Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе и не кончать жизнь самоубийством?

— Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу.

Итак, позитивного в жизни Катерины — больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

— Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? Почему Катерина не смогла жить дальше?

Д.5 явл.4

-Зачитаем последний монолог Катерины. Мы выяснили, что Катерина верит в Бога, она набожна, а по христианским законам самоубийство – грех. Почему Катерина решается на самоубийство? (Слайд 19)

Финал пьесы оставляет надежду на то, что Бог будет милосерднее к ней, чем люди, за ее великое страдание, за ее грешную любовь, за ее всепрощение миру.

Проблемный вопрос. (Слайд 20)

1.Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. Самоубийцы – люди слабые.

2.Смерть Катерины — это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.

II. Закрепление.

Обобщение материала по образу Катерины.

III. Домашнее задание.

Читайте также: