Прошлое и настоящее глазами эколога конспект урока 4 класс

Обновлено: 03.07.2024

1. Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

2. На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение, речь.

3. Помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

О б о р у д о в а н и е: рисунки и фотографии, иллюстрирующие жизнь первобытного человека и последствия деятельности современного человека.

Идем мы с тобой по тропинке лесной,

Вопросы нас обгоняют гурьбой.

Дана нам возможность экологами стать,

Чтобы экологические проблемы решать.

Учитель. Сегодня на уроке мы посмотрим на окружающий мир глазами эколога.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. Мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Какая наука рассказала нам о жизни первобытных людей?

Ученики. История – наука, изучающая прошлое человеческого общества.

Учащиеся рассказывают о работе археологов и ученых-историков.

Учитель. Чтобы открыть вторую страничку нашего урока, вы должны решить кроссворд и прочитать спрятанное слово.



Вопросы к кроссворду:

2. Наука о прошлом человеческого общества.

4. Предмет, выставленный в музее, на выставке.

5. Наука, изучающая прошлое человечества по данным, необходимым при раскопках.

6. Учреждение, где хранятся старые документы.

III. Работа над новой темой урока.

Ученики. Это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей природы. Люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку нужна была пища. Наши далекие предки охотились, собирали съедобные ягоды, плоды, орехи.

Если случалась засуха или лесной пожар, то человеку грозил голод. Поэтому первобытные люди преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперед… У людей появились поля, заводы. Человек создал машины, построил дома. Он решить покорить природу. Но время показало, что покорение природы привело к загрязнению воды и воздуха, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Такое господство человека над природой может погубить все живое.

Человек, словно сказочный великан-великанище, все может. Захочет – не станет моря, захочет – новое разольется. Так? Так-то оно так. Но всегда ли надо делать то, что хочется, – вот в чем вопрос.

Ученики. Человек должен быть природе сыном, потому что он сам – часть природы.

Учитель. Правильно. Нельзя быть покорителями, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. И сегодня мы, ученые-экологи, должны обсудить три экологические проблемы.

В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, конечно, заговорила бы она человеческим голосом.

Учитель. Грустная сказка! Но, к несчастью, и быль не радостней. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От этой отравы гибнут рыбы, дельфины; болеют и даже гибнут чайки и другие морские птицы. На многие мили вокруг вода покрывается жирной пленкой, которая, словно крышка, не дает проникнуть в глубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и неотравленной рыбе погибать – от голода. Опираясь на эти данные, заполним схему.



Учащиеся перечисляют услышанные причины и заполняют схему.

Учитель. 80 % загрязнения океана – результат деятельности человека на суше. А какие принимаются меры по охране океанов?



Учитель. А что же самое главное? Что должно быть в людях, чтобы спасти Мировой океан от экологической катастрофы?

Ученики. Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными. А главное – не причинять Природе боль, ведь океан – это тоже часть Природы.

Учитель. Переходим к обсуждению второго вопроса.



Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Если долго, долго, долго,

Если долго по тропинке,

Если долго по дорожке

Прыгать, ехать и бежать,

Можно в Африку попасть.

В Африке – горы: вот такой высоты!

В Африке – реки: вот такой ширины!

И зеленый попугай!

IV. Продолжение работы над новой темой урока.



Учитель. На нашей планете уже уничтожено больше 50 % тропических лесов. Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

Учащиеся высказывают свои предложения.

Беседа по прочитанному материалу.

Учитель. Откуда появляется мусор?

Ученики. Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.

Учитель. Как же можно избавиться от мусора?

Ученики. Мусор можно сортировать. Некоторые предметы можно использовать вторично, например стеклянные банки и бутылки.

Учитель. В Прибалтике уже существуют такие заводы. Вы сегодня прекрасно выполнили трудную работу, разрешая экологические проблемы Земли.

V. Закрепление изученного материала.

Учитель. Как вы думаете, ребята, может ли планета заболеть?

Ученики. Может. Если человек будет покорять природу, а не охранять и оберегать ее.

Учитель. А может ли один человек вылечить планету?

Ученики. Нет. Все люди должны относиться к Природе по-сыновьи, так как они являются ее частью.

Ученики читают статью. Затем рассказывают, о каких международных организациях они узнали из статьи.

VI. Итоги урока. Выставление оценок.

Учащиеся делают вывод, что человек – это часть Природы, поэтому он должен уважать ее, заботиться о ней, а не покорять.

Прочитать вывод в учебнике на с. 53.

Учитель. Удалось ли человеку покорить природу? Так кем же является человек – сыном Природы или покорителем?

Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.
Задачи:

  • Образовательные: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила поведения с этими животными; познакомить учащихся с системой экологических знаний; формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;
  • Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.
  • Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.
  • доска,
  • видеопроектор,
  • компьютер.
  • мультимедийная презентация,
  • учебник,
  • рабочая тетрадь,
  • пособие для учащихся общеобразовательных организаций.

ХОД УРОКА.
I.Мотивация учебной деятельности
II. Актуализация знаний
Берегите Землю!
Берегите, жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, –
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите…
-Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля.

III. Проверка домашнего задания
– В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события).
– Какая наука занимается изучением первобытного человека? (Археология).
– Как вы думаете, первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры? (Первобытные люди жили до нашей эры).
– С какого события отсчет времени идет в нашей эре? (Отсчет времени в нашей эре идёт от Рождества Христова ).

IV. Совместное открытие знания
– Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы. СЛАЙД 4
– Где жили первобытные люди? СЛАЙД 5
– Какой материал требовался первобытному человеку? СЛАЙД 6
– Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья).
– А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни. СЛАЙД 7

Работа в учебнике.
– Откройте учебник на с. 47.(Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца).
– Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники). СЛАЙД 8
– К чему привело такое покорение? СЛАЙД 9 (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных). СЛАЙД 10, СЛАЙД 11
– Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее). СЛАЙД 12
– Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы). СЛАЙД 13
– Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел? СЛАЙД 14
– Что вы чувствовали? СЛАЙД 15
А может ли планета заболеть? СЛАЙД 16

V. Физкультминутка. Слайд19

VI. Применение нового знания
Работа в учебнике
– Мы уже говорили, что планета, как и мы с вами может болеть.СЛАЙД 20
– Что к этому приводит? (Загрязнение океана, вырубка леса).
– А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
– Да, охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью "Лечить планету сообща" на с.50 – 52. СЛАЙД 21

Учащиеся читают статью под руководством учителя. – А теперь опираясь на этот текст попробуем ответить на вопросы в рабочей тетради на печатной основе. СЛАЙД 22, СЛАЙД 23

Работа в рабочей тетради (с. 15) 1 4 СЛАЙД 24
– Что такое экологическая проблема?
– А какие экологические проблемы вас волнуют? Запишите. (№1)
– Задание №2. Прочитайте.
– Приведите примеры международных соглашений по охране окружающей среды. Запишите.
– Назовите экологические организации. Запишите.
– Назовите Международные экологические дни. Запишите несколько примеров.
– Ребята, подумайте, обсудите с родителями вопрос: "Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы?"
Подведение итогов 4 5 1 1
– Какие экологические проблемы мы с вами решали?
– Отчего возникает и к чему приводит загрязнение океана?
– В чем причины уничтожения лесов? Чем это опасно?
– Почему и как людям приходится бороться с мусором?
– Назовите международные экологические организации.
– Какая экологическая организация имеет эмблему с изображением панды?
– Если люди погубят окружающую природу, смогут ли они сами выжить?

VII. Рефлексия учебной деятельности

Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, понравился вам наш совместный урок? Какое у вас сейчас настроение, поднимите фигурки с вашим настроением ( у детей на столах лежат смайлики, с помощью их они показывают свое настроение)

– Понравилось ли вам быть исследователями?
– Что нового вы сегодня узнали?
– Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?
– Что вызвало наибольшие затруднения?

VIII. Домашнее задание

Класс: 4.

УМК: Школа России (авт. учебника А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова).

Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.

Задачи:

  • Образовательные: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных;формировать правила поведения с этими животными;познакомить учащихся с системой экологических знаний;формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;
  • Развивающие: содействоватьразвитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.
  • Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Оборудование:

  • доска,
  • видеопроектор,
  • компьютер .

Средства обучения:

  • мультимедийная презентация,
  • учебник,
  • рабочая тетрадь,
  • пособие для учащихся общеобразовательных организаций.

Литература:

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
  2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (3 мин.)
  3. Совместное открытие знания (20 мин.)
  4. Физкультминутка (2 мин.)
  5. Применение нового знания (13 мин.)
  6. Рефлексия учебной деятельности (5 мин.)

Ход урока

Этапы урока

Средство

Ход урока

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Мультимедийная презентация

СЛАЙД 1,2

Дана нам возможность экологами стать,
Проблемы экологические решать.
Природа дарит людям чудеса,
Мы навечно стали должниками.
Долг природе мы обязаны отдать,
Ведь иначе мы не сможем выжить сами.

– Что пригодится нам для успешной работы на уроке? (НАШИ ЗНАНИЯ, УМЕНИЕ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ, ПОМОЩЬ ДРУГ ДРУГУ, УМЕНИЕ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ) 1, 2

Коммуникативные УУД:

  1. развиваем умение слушать и понимать других;
  2. развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  3. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  4. формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

СЛАЙД 3

1 3 4 3

Проверка домашнего задания

– В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события).

– Какая наука занимается изучением первобытного человека? (Археология).

– Как вы думаете, первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры? (Первобытные люди жили до нашей эры).

– С какого события отсчет времени идет в нашей эре? (Отсчет времени в нашей эре идёт от Рождества Христова).

Познавательные УУД:

  1. развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
  2. формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  3. формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  4. формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  5. формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
  6. формируем умение ориентироваться на развороте учебника.
  7. формируем умение находить ответы на вопросы иллюстрации

Личностные УУД:

  1. развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  2. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  3. формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

  1. развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  2. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  3. формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
  4. формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Совместное открытие знания

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14

СЛАЙД 15

СЛАЙД 16

СЛАЙД 17

СЛАЙД 18

– Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.

– Где жили первобытные люди?

– Какой материал требовался первобытному человеку?

– Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья).

– А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.

Работа в учебнике. 1 4 3 4 3

– Откройте учебник на с. 47.

(Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца).

– Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники).

– К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).

– Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее).

– Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы).

– Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел?

– Что вы чувствовали?

– А может ли планета заболеть?

– Чтобы обосновать (доказать или опровергнуть) данные проблемы, мы заслушаем докладчиков и спикеров, воспользуемся текстом учебника и планом исследования. Посмотрите, пожалуйста, пункты исследования.

  1. Разбиться на группы, собрать информацию, обсудить собранные сведения.
  2. Выявить причины проблем.
  3. Сделать вывод, предлагая меры по решению этих проблем.

– На три творческие группы мы уже разбились, распределили обязанности: спикеры, исследователи, оформители.Четвертая группа – это эксперты. Они сегодня будут оценивать нашу с вами работу.

А вот собрать информацию, обсудить собранные сведения?

Первая проблема – "Как защитить океан от загрязнения?". Заслушаем докладчика 1 творческой группы.

Докладчик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.

– Что является причинами загрязнения океана?

– 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы.

Выступление спикера группы:

Причины загрязнения океана – нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы.

– А что самое главное должно быть в людях, на ваш взгляд? (Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными.А главное – не причинять Природе боль, ведь океан – это тоже часть Природы).

– Переходим к обсуждению второй проблемы.

Докладчик: Тропические леса – это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных.

Выступление спикера группы:

Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают.

Результаты уничтожения лесов

-Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные.

– Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию.

Меры защиты тропических лесов

– запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев;

– усилить меры пожаробезопасности в лесах.

– Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.

– Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?"

Выступление спикера группы:

Причины появления мусора

– Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.

Меры поборьбе с мусором

Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 СЕЛА НОВОЕ СЕЛО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН.

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ

ТРИПЯТАК Н.Н.,

учитель начальных классов

Тема: Прошлое и настоящее глазами эколога

Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.

Образовательные: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила поведения с этими животными; познакомить учащихся с системой экологических знаний; формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;

Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.

Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Оборудование:

Средства обучения:

пособие для учащихся общеобразовательных организаций.

I .Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, –

Всех судеб связующие нити.

-Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля.

III. Проверка домашнего задания

– В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события).

– Какая наука занимается изучением первобытного человека? (Археология).

– Как вы думаете, первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры? (Первобытные люди жили до нашей эры).

– С какого события отсчет времени идет в нашей эре? (Отсчет времени в нашей эре идёт от Рождества Христова ).

IV . Совместное открытие знания

– Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы. СЛАЙД 4

– Где жили первобытные люди? СЛАЙД 5

– Какой материал требовался первобытному человеку? СЛАЙД 6

– Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья).

– А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни. СЛАЙД 7

Работа в учебнике.

– Откройте учебник на с. 47.

(Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца).

– Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники). СЛАЙД 8

– К чему привело такое покорение? СЛАЙД 9 (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных). СЛАЙД 10, СЛАЙД 11

– Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее). СЛАЙД 12

– Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы).

– Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел? СЛАЙД 14

– Что вы чувствовали? СЛАЙД 15

– А может ли планета заболеть? СЛАЙД 16

– Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы. Но необычным способом: мы проведем заседание малого экологического совета (4 класса). СЛАЙД 17

На повестке нашего заседания три вопроса, три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка лесов, как избавиться от мусора. СЛАЙД 18

– Чтобы обосновать (доказать или опровергнуть) данные проблемы, мы заслушаем докладчиков, воспользуемся текстом учебника и планом исследования. Посмотрите, пожалуйста, пункты исследования.

Разбиться на группы, собрать информацию, обсудить собранные сведения.

Выявить причины проблем.

Сделать вывод, предлагая меры по решению этих проблем.

– На три творческие группы мы уже разбились, распределили обязанности. Эксперты сегодня будут оценивать нашу с вами работу.

А вот собрать информацию, обсудить собранные сведения?

Первая проблема – "Как защитить океан от загрязнения?" . Заслушаем докладчика 1 творческой группы.

Докладчик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.

– Что является причинами загрязнения океана?

– 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы.

Выступление спикера группы:

Причины загрязнения океана – нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы.

– А что самое главное должно быть в людях, на ваш взгляд? (Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными.А главное – не причинять Природе боль, ведь океан – это тоже часть Природы).

– Переходим к обсуждению второй проблемы.

Докладчик: Тропические леса – это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных.

Выступление спикера группы:

Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают.

Результаты уничтожения лесов

-Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные.

– Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию.

Меры защиты тропических лесов

– запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев;

– усилить меры пожаробезопасности в лесах.

– Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.

– Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?"

Выступление спикера группы:

Причины появления мусора

– Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.

Меры поборьбе с мусором

Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки.

V . Физкультминутка. Слайд19

V I . Применение нового знания

Работа в учебнике

– Мы уже говорили, что планета, как и мы с вами может болеть.

– Что к этому приводит? (Загрязнение океана, вырубка леса).

– А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).

– Да, охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью "Лечить планету сообща" на с.50 – 52.

Учащиеся читают статью под руководством учителя.

– А теперь опираясь на этот текст попробуем ответить на вопросы в рабочей тетради на печатной основе. СЛАЙД 22

Работа в рабочей тетради (с. 15) 1 4 СЛАЙД 24

– Что такое экологическая проблема?

– А какие экологические проблемы вас волнуют? Запишите. (№1)

– Задание №2. Прочитайте.

– Приведите примеры международных соглашений по охране окружающей среды. Запишите.

– Назовите экологические организации. Запишите.

– Назовите Международные экологические дни. Запишите несколько примеров.

– Ребята, подумайте, обсудите с родителями вопрос: "Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы?"

Подведение итогов 4 5 1 1

– Какие экологические проблемы мы с вами решали?

– Отчего возникает и к чему приводит загрязнение океана?

– В чем причины уничтожения лесов? Чем это опасно?

– Почему и как людям приходится бороться с мусором?

– Назовите международные экологические организации.

– Какая экологическая организация имеет эмблему с изображением панды?

– Если люди погубят окружающую природу, смогут ли они сами выжить?

– Ну что, ребята, я могу сказать, что все вы: МОЛОДЦЫ.

VI I . Рефлексия учебной деятельности

Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, понравился вам наш совместный урок? Какое у вас сейчас настроение, поднимите фигурки с вашим настроением ( у детей на столах лежат смайлики, с помощью их они показывают свое настроение)

– Понравилось ли вам быть исследователями?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?

– Что вызвало наибольшие затруднения?

VII I . Домашнее задание

Выполнить задание №2 на стр.53

Список использованной литературы

Все дети на свете – за чистоту на планете – сборник творческих работ Волгоградского областного конкурса по экологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит интересный материал по экологическим проблемам, развивает кругозор ребёнка, привлекает его к решению проблем.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 СЕЛА НОВОЕ СЕЛО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН.


УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ

ТРИПЯТАК Н.Н.,

учитель начальных классов

Тема: Прошлое и настоящее глазами эколога

Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.

Образовательные: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила поведения с этими животными; познакомить учащихся с системой экологических знаний; формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;

Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.

Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Оборудование:

Средства обучения:

пособие для учащихся общеобразовательных организаций.

I.Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, –

Всех судеб связующие нити.

-Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля.

III. Проверка домашнего задания

– В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события).

– Какая наука занимается изучением первобытного человека? (Археология).

– Как вы думаете, первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры? (Первобытные люди жили до нашей эры).

– С какого события отсчет времени идет в нашей эре? (Отсчет времени в нашей эре идёт от Рождества Христова).

IV. Совместное открытие знания

– Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы. СЛАЙД 4

– Где жили первобытные люди? СЛАЙД 5

– Какой материал требовался первобытному человеку? СЛАЙД 6

– Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья).

– А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни. СЛАЙД 7

Работа в учебнике.

– Откройте учебник на с. 47.

(Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца).

– Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники). СЛАЙД 8

– К чему привело такое покорение? СЛАЙД 9 (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных). СЛАЙД 10, СЛАЙД 11

– Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее). СЛАЙД 12

– Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы).

– Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел? СЛАЙД 14

– Что вы чувствовали? СЛАЙД 15

– А может ли планета заболеть? СЛАЙД 16

– Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы. Но необычным способом: мы проведем заседание малого экологического совета (4 класса). СЛАЙД 17

На повестке нашего заседания три вопроса, три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка лесов, как избавиться от мусора. СЛАЙД 18

– Чтобы обосновать (доказать или опровергнуть) данные проблемы, мы заслушаем докладчиков, воспользуемся текстом учебника и планом исследования. Посмотрите, пожалуйста, пункты исследования.

Разбиться на группы, собрать информацию, обсудить собранные сведения.

Выявить причины проблем.

Сделать вывод, предлагая меры по решению этих проблем.

– На три творческие группы мы уже разбились, распределили обязанности. Эксперты сегодня будут оценивать нашу с вами работу.

А вот собрать информацию, обсудить собранные сведения?

Первая проблема – "Как защитить океан от загрязнения?". Заслушаем докладчика 1 творческой группы.

Докладчик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.

– Что является причинами загрязнения океана?

– 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы.

Выступление спикера группы:

Причины загрязнения океана – нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы.

– А что самое главное должно быть в людях, на ваш взгляд? (Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными.А главное – не причинять Природе боль, ведь океан – это тоже часть Природы).

– Переходим к обсуждению второй проблемы.

Докладчик: Тропические леса – это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных.

Выступление спикера группы:

Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают.

Результаты уничтожения лесов

-Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные.

– Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию.

Меры защиты тропических лесов

– запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев;

– усилить меры пожаробезопасности в лесах.

– Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.

– Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?"

Выступление спикера группы:

Причины появления мусора

– Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.

Меры поборьбе с мусором

Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки.

V. Физкультминутка. Слайд19

VI. Применение нового знания

Работа в учебнике

– Мы уже говорили, что планета, как и мы с вами может болеть.

– Что к этому приводит? (Загрязнение океана, вырубка леса).

– А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).

– Да, охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью "Лечить планету сообща" на с.50 – 52.

Учащиеся читают статью под руководством учителя.

– А теперь опираясь на этот текст попробуем ответить на вопросы в рабочей тетради на печатной основе. СЛАЙД 22

Работа в рабочей тетради (с. 15) 1 4 СЛАЙД 24

– Что такое экологическая проблема?

– А какие экологические проблемы вас волнуют? Запишите. (№1)

– Задание №2. Прочитайте.

– Приведите примеры международных соглашений по охране окружающей среды. Запишите.

– Назовите экологические организации. Запишите.

– Назовите Международные экологические дни. Запишите несколько примеров.

– Ребята, подумайте, обсудите с родителями вопрос: "Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы?"

Подведение итогов 4 5 1 1

– Какие экологические проблемы мы с вами решали?

– Отчего возникает и к чему приводит загрязнение океана?

– В чем причины уничтожения лесов? Чем это опасно?

– Почему и как людям приходится бороться с мусором?

– Назовите международные экологические организации.

– Какая экологическая организация имеет эмблему с изображением панды?

– Если люди погубят окружающую природу, смогут ли они сами выжить?

– Ну что, ребята, я могу сказать, что все вы: МОЛОДЦЫ.

VII. Рефлексия учебной деятельности

Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, понравился вам наш совместный урок? Какое у вас сейчас настроение, поднимите фигурки с вашим настроением ( у детей на столах лежат смайлики, с помощью их они показывают свое настроение)

– Понравилось ли вам быть исследователями?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?

– Что вызвало наибольшие затруднения?

VIII. Домашнее задание

Выполнить задание №2 на стр.53

Список использованной литературы

Все дети на свете – за чистоту на планете – сборник творческих работ Волгоградского областного конкурса по экологии

Читайте также: