Прокладочные и клеевые материалы конспект 6 класс

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКЛАДОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Прокладочные материалы применяют в целях сохранения пространственной формы деталей одежды в процессе эксплуатации, а также для предохранения отдельных участков (низ рукава, низ изделия, край борта и др.) от преждевременного разрушения. Кроме того, эти материалы применяются для упрочнения того или иного участка, для предотвращения растяжения и износа краев деталей, снижения тепловых потерь через одежду.

Исходя из назначения прокладочных материалов, их условно можно разделить на следующие группы:

прокладочные материалы, применяемые для придания и закрепления пространственной формы основным деталям одежды в процессе эксплуатации;

прокладочные материалы, применяемые для предохранения отдельных участков от растяжения, а также для их упрочения (низ брюк, низ рукава и др.);

прокладочные материалы, применяемые для уменьшения воздухопроницаемости одежды, — ветрозащитные прокладочные материалы;

прокладочные материалы, применяемые для уменьшения тепловых потерь организма человека через одежду, — теплоизоляционные (утепляющие) прокладочные материалы.

Дублерин – клеевой прокладочный материал на трикотажной, нетканой основовязаной или тканевой основе.

Основные достоинства – мягкость, драпируемость, в некоторых видах – эластичность. Обладает легкостью, упругостью, хорошо держит форму, дает небольшую усадку, не осыпается. Дублерин используется для устойчивости и придания формы деталям изделия, для придания объема и усиления ткани, предотвращает растяжение ткани, уменьшает сминаемость, не изменяет свойства ткани, сохраняет размер и форму изделия при носке, стирке и сухой чистке.

hello_html_m49120627.jpg
hello_html_m7f06806e.jpg

Вырабатывается из смеси х/б и капронового волокна, не дает усадки, имеет высокие показатели гигроскопичности, воздухо- и паропроницаемостью. На одну из сторон дублерина точечным распылением наносится клей. Дублерин накладывают на изнаночную сторону детали и приклеивают горячим утюгом через влажный проутюжильник.

Применяется в основном для фронтального дублирования деталей верхней одежды. Режимы склеивания должны уточняться применительно к конкретному типу технологического оборудования и в зависимости от вида дублируемой ткани. Ширина погонного метра 115 см.

По применению в одежде дублерины, в отличие от флизелинов, более универсальны, т. к. позволяют дублировать стрейч-материалы и трикотажи, а также детали крупных размеров.

Внимание! Фирмы-производители и продавцы дублеринов не берут на себя ответственности за качество дублирования утюгом.

В условиях швейного производства дублерины соединяются с деталями изделий только с применением прессов. Нужно варьировать время дублирования и давление пресса в зависимости от вида дублируемой ткани. Установочная температура на прессе должна быть на 2–3 градуса выше рекомендованной.

Виды дублеринов

Дублерины на неэластичной тканевой основе подходят для тяжёлых тканей и имеют жёсткий гриф соединения после дублирования. Применяются при пошиве обуви, изделий из кожи и кожзаменителя, головных уборов.

Дублерины на трикотажной основе с ворсом предназначены для фронтального дублирования пальто, мужских и женских костюмов, ворс препятствует выходу клея на ткань изделия. В сравнении с дублеринами на неэластичной тканевой основе имеет более мягкий гриф соединения после дублирования.

Флизелин – это нетканый прокладочный материал (термоклеевой и неклеевой), используемый для предотвращения деформации одежды, позволяет лучше сохранить форму одежды в процессе носки, а также при стирке и чистке.

Клеевое покрытие наносится на основу в виде порошка или пасты точечным или сплошным способом или не наносится вообще. Флизелин (нитепрошивной) усиленный нитью, имеет более высокую эластичность.

Неклеевой используется в вышивальном производстве и других сферах (медицина, авиация и т.д.).

hello_html_mb53622d.jpg
hello_html_7f728c4c.jpg

Флизелин изготавливается из смеси вискозных полиамидных волокон, пропитанных латексом. Флизелин обладает незначительным весом, сохраняет форму изделия даже в мокром состоянии, почти не меняет свои свойства при химической чистке и стирке. Флизелин плохо поддается формованию обычным способом, но придание прокладкам из флизелина сложной пространственной формы может быть осуществлено путем выдавливания при двухмерном растяжении.

Клеевые материалы служат для укрепления деталей или краев.

Благодаря этим материалам изделия из тонких и рыхлых тканей держат заданную форму.

В настоящее время в продаже имеется большое количество разнообразных клеевых материалов, и бывает непросто сделать правильный выбор, тем более, выбрать нужно то, что соответствует ткани.

Клеевые материалы выпускаются на тканной и нетканой основе, разного цвета, плотности, толщины и ширины. Они поступают в продажу в виде полотна, полос, нитей, сетки, пленки.

Флизелин - это материал на нетканой основе с односторонним клеевым покрытием.

Дублерин – это материал на тканой основе с односторонним клеевым покрытием.

Дублерин и Флизелин продаются в виде полотна и предназначены для сохранения формы детали и придания ей прочности и жесткости.

Клеевая паутинка продается в виде полос определенной ширины и представляет собой клеевой материал, полученный методом формования.

Она предназначена для закрепления подогнутых краев деталей одежды.

Полоску следует сначала настрочить, затем приутюжить.

Клеевая нить представляет собой клеевое волокно. Оно получается путем вытяжки и не должна иметь утолщений и утончений.

Ее применяют для незаметного закрепления подогнутых краев деталей.

  • 0,4 мм – для тяжелых тканей;
  • 0,3 мм – для средних и мягких тканей;
  • 0,2 мм – для изготовления клеевых вышивок.

При использовании клеевой нити, ее наматывают на шпульку, полученную строчку приутюживают.

Клеевая сетка – имеет ячейки разных размеров и конфигураций. Предназначена для формоустойчивой обработки трикотажных деталей одежды.

Клеевая пленка – предназначена для изготовления и прикрепления аппликации, а так же для получения разных клеевых соединений.

При выборе клеевых материалов или площади укрепления должна учитываться желаемая жесткость.

При изготовлении блуз, платьев из мягких струящихся тканей (например, шелк, вискоза) используют мягкий флизелин Н 180.

Для блуз, платьев из более плотных тканей подойдет флизелин Н 200, Н 250.

Для шерстяных, джинсовых, брючных, костюмных, пальтовых тканей используется флизелин G 405 или еще более жесткий Н 310.

Рекомендуется провести пробную приутюжку на кусочке ткани с целью установления влажно-теплового режима.

Дублерин лучше наклеивать на заранее декатированную ткань, чтобы избежать последующей усадки.

В некоторых случаях флизелин можно заменить дублерином, но следует учесть, что при этом толщина ткани несколько увеличится.

Не рекомендуется применять дублерин для укрепления мелких деталей одежды из тонких, мягких тканей.

Необходимо следить, чтобы клеевой материал не выступал за края детали, иначе при приутюживании он приклеится к подстилке.

Утюг нужно держать на каждом отдельном участке в течение нескольких секунд.

Следует помнить о том, что на деталях из тонкого флизелина дают припуски до 1 см. А вот дублерин, особенно плотный лучше кроить по контуру без припусков, чтобы получались красивые уголки деталей.

Важно знать, что после приутюживания клеевых материалов детали необходимо оставить остыть, только после этого можно продолжить обработку изделия.


На предыдущих уроках мы с вами уже научились снимать мерки и рассмотрели, в какой последовательности выполняют построение основы чертежа плечевого изделия. А также обсудили изготовление выкроек и поговорили о таком важном этапе изготовления плечевого изделия, как раскрой. Теперь же нам с вами предстоит рассмотреть не менее важную операцию в изготовлении плечевого изделия — дублирование.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Дублирование деталей"

На предыдущих уроках мы с вами уже научились снимать мерки и рассмотрели, в какой последовательности выполняют построение основы чертежа плечевого изделия. А также обсудили изготовление выкроек и поговорили о таком важном этапе изготовления плечевого изделия, как раскрой. Теперь же нам с вами предстоит рассмотреть не менее важную операцию в изготовлении плечевого изделия — дублирование.

Вообще, в швейной терминологии дублированием называют операцию соединения деталей изделия с клеевым прокладочным материалом с помощью пресса или утюга.


Основные задачи дублирования заключаются в следующем:

Во-первых, дублирование улучшает внешний вид плечевого изделия и придаёт ему форму.

Во-вторых, оно помогает изделию как можно дольше сохранять свою первоначальную форму во время носки.

В-третьих, с помощью дублирования можно предохранить срезы деталей от растяжения.

В-четвёртых, дублирование придаёт тканям стойкость к сминанию.

И в-пятых, эта операция повышает упругость и формоустойчивость деталей в местах постоянного деформирования.

Итак, некоторые детали плечевого изделия в процессе изготовления дублируют клеевыми прокладочными материалами. Ранее мы с вами уже рассматривали некоторые виды прокладочных материалов. Давайте вспомним основные из них.

Наиболее распространёнными прокладочными материалами являются дублерин, флизелин, клеевые паутинки и сеточки, клеевые кромки.

Дублерин – это клеевой прокладочный материал на трикотажной, тканевой или нетканой основе. Свойства дублерина позволяют укрепить детали плечевого изделия, необходимые швы при пошиве, а также увеличивают плотность ткани и создают чёткую форму изделия.

Флизелин – это нетканый прокладочный материал с клеевым покрытием. В основном его применяют для дублирования мелких деталей изделия.


Клеевые паутинки и сеточки – это прокладочные материалы, которые сотканы из клеевых нитей. Чаще всего их используют для подгиба низа изделий, закрепления канта, а также для прикрепления мелких деталей.

Клеевые кромки – это узкие полоски клеевого материала, шириной шесть-четырнадцать сантиметров. В основном их используют для проклеивания срезов деталей изделия, во избежание их растяжения.

А теперь давайте узнаем, как правильно выполняют дублирование деталей.

Для начала, конечно, нужно выкроить детали из прокладки. Причём, детали из клеевого прокладочного материала необходимо выкраивать с припусками на швы примерно пять миллиметров. Так чтобы потом при шитье срезы прокладок вошли в швы соединения. Не забывайте учитывать направление долевой нити на деталях кроя. Перед тем, как соединить детали с клеевой прокладкой нужно обязательно сделать пробу на лоскуте ткани. И убедиться, что соединение получилось качественным, то есть не должно быть никаких отслоений прокладочного материала, и ни в коем случае его короблений.

Затем переходят уже к непосредственному соединению самих деталей с клеевой прокладкой. Технология склеивания подкладочного материала с тканью довольно простая. На гладильную доску нужно положить изнаночной стороной вверх обтачку, выкроенную из ткани с припусками на швы. Затем на неё уложить деталь из подкладочного материала клеевым покрытием вниз, то есть стороной с клеем к ткани. Обратите внимание, важно чтобы прокладка не выступала за края детали кроя, так как клеящая сторона может испортить чехол гладильной доски и оставить свой отпечаток на подошве утюга. Чтобы этого не произошло, на подкладочный материал нужно положить проутюжильник.

После этого нужно разогреть утюг до температуры, которая указана на маркировке прокладочного материала и приступить к приутюживанию прокладки. Только будьте предельно осторожны. Ни в коем случае нельзя делать скользящие движения утюгом. Его нужно ставить на новое место, каждый раз приподнимая, и прижимать, как прессом. Кстати, время приутюживания также должно быть указано на маркировке. Если вдруг на прокладочном материале нет маркировки, то не отчаивайтесь. Вы можете заранее попробовать приутюжить прокладку на лоскутах материала. Так вы поймёте, какое время вам придётся держать утюг.

После того как прокладка приклеится к детали, нужно аккуратно снять проутюжильник и дать деталям немного остыть. Причём их не стоит сдвигать с места. Это поможет избежать образования заминов, которые впоследствии нельзя будет удалить.

Затем, остывшие детали, нужно сложить лицевыми сторонами внутрь, снова приколоть к ним бумажные выкройки и перевести контуры.


Подведём итоги урока. Мы говорили о дублировании деталей. Узнали, что под дублированием понимают операцию соединения деталей изделия с клеевым прокладочным материалом по поверхности с помощью пресса или утюга. А выполняют дублирование деталей для того чтобы улучшить внешний вид плечевого изделия и для того, чтобы изделие как можно дольше сохраняло свою первоначальную форму во время носки, для придания деталям изделия дополнительной упругости и формоустойчивости, а также для предохранения срезов деталей от растяжения. А ещё на этом уроке мы с вами узнали, как правильно выполняют дублирование деталей.


Прокладочные ткани потому так называются, что находятся между подкладкой и верхней тканью. Несут строго определенные функции: придают и держат форму отдельных деталей, предохраняют срезы и швы от растяжения, дополнительно утепляют изделие. Прокладочные ткани могут использоваться в пошиве верхней одежды. За пример можно взять пошив пальто. Насчитывается несколько видов прокладочных материалов.

Виды прокладочных материалов

Прокладочная ткань дублирует собой пошитую вещь. Подбирается с учетом плотности основного материала и подразделяется на:

  • Тканные. Растягиваются по косой, но не реагируют на долевое и поперечное натяжение. Это важный нюанс и его нужно учитывать при кройке.
  • Нетканые. По сути – это прессованные волокна. Бывают игло-прошивные и игло-пробивные. Тянутся больше в поперечном направлении, чем в долевом. Края не осыпаются.
  • Клеевые. Имеют с одной стороны покрытие, которое плавится. Работа с ними упрощается в разы. Клеевую ткань прикладывают к изнанке основного материала и прижимают горячим утюгом.
  • Не клеевые. Используются, как правило в изделиях высокого класса и качества. Минусом этой прокладочной ткани считается то, что она может дать ощутимую усадку. Поэтому имеет смысл сначала ее продекатировать (тепловая обработка для предварительной усадки).
  • Имеющие в основе трикотаж. Применяются в основном в паре с тянущейся и с трикотажной тканью.

Флизелин

От слова Vlieseline (торговая марка) произошло название этого нетканого прокладочного вида. Флизелин — это смесь целлюлозных волокон с полиэстром и без него. Он и выглядит как бумаго-подобная ткань. Флизелин клеевой применяется для укрепления деталей изделия, например, на швах, поясах, манжетах. То есть тех части изделия, на которые приходится повышенная нагрузка. Ткань активно используют при пошиве мягких игрушек. К минусам относится тонкость (рвется) и дает заломы на сгибах. Выпускается в разнообразной цветовой палитре, но чаще в молочно-белом цвете. Существует водорастворимый вид флизелина, который применяется в медицине в качестве материала для перевязки.

Дублерин

дублерин фото

Дублерин — это универсальный, клеевой материал. Бывает трикотажный и тканный. Тянется по косой, поэтому при раскройке смотрят направление основных ниток. Имеет несколько видов плотности. Тонкий подшивают к таким же тканям (например, шелк, шифон), средней плотности идет с костюмными тканями, самый плотный применяют с пальтовыми. Существует сверхплотный дублерин – сорочечный. Он похож на картон, вшивается в воротники и рубашечные планки. Чтобы избежать усадки ткань декатируют. Дублериновую выкройку замачивают на 1 час. Не отклеивая пленки дают воде стечь. Сушат липким слоем кверху при комнатной температуре.

Клеевые ленты (клеевая паутинка)

Имеют нетканую природу. По сути – это ниточки клея. Их используют при закреплении припуска по низу изделия, на рукавах или для аппликации. При нагревании утюгом, клей плавится и прочно склеивает нужные детали. Аналогом клеевой прокладки паутинки является флизоликс.

Бортовка

Этой тканью на клеевой основе укрепляют карманы, полочки и борта пиджаков. Достаточно плотная прокладка выпускается также и без липкой стороны. В современных изделиях встречается не часто. Считается пережитком прошлого.

Кромки

В швейном деле и в ателье чаще используют флизелиновые (клеевые кромки) и реже льняные (не клеевые). Выпускаются шириной 1-4см. С машинной прошивкой кромка считается прочней. Это важно, потому как такой тканью укрепляются срезы: бортов, пройм, низ в изделиях, горловин, и припуски для молнии.

Спанбонд

Нетканый прокладочный материал. Изготавливается методом плавления полимеров. Спанбонд отличается износостойкостью и плотностью. Отлично держит форму, не дает ткани расползаться. Поэтому используется прокладкой в обуви, чехлах и сумках.

Утеплители

холлофайбер фото

Теплые изделия дублируются внутри утеплителями. Делятся на натуральные, смесовые и искусственные варианты. К не натуральным утепляющим материалам относятся утеплители: холлофайбер, синтепух, синтепон, изософт. К натуральным - виды ватина (хлопковый, шерстяной, льняной) и пухов (гусиный, лебяжий).

Как выбрать прокладочный материал

Для начала нужно определится, какой вид прокладки подойдет для решения задач. На клеевой основе или нет, жесткий или мягкий. Дублерин, флизелин и спанбонд придают необходимую жесткость. Клеевые материалы (паутинка, кромка) облегчают и сокращают время, затраченное на шитье. Утеплители вшиваются в демисезонные и зимние изделия.

То без чего не обойтись в шитье – так это прокладочные материалы. При все многообразии видов выбрать нужный прокладочный материал достаточно просто. Главное видеть цель и понимать задачу.

Урок по технологии 6 кл

Дидактические средства обучения: инструменты и приспособления для ручных работ, детали кроя для изготовле ния образцов с приколотыми к ним выкройками (выкрое- ны на прошлом уроке), видеоматериалы, учебник технологии (§ 18, 19), рабочая тетрадь.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация нагляд ных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.

Формируемые УУД: познавательные.

Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: п. 1, 2 задания 18 и п. 1, 2 задания 19 из рабочей тетради, практические работы № 12 и 13 из учебника.

Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся: п. 3 задания 18 и п. 3 задания 19 из рабочей тетради.

Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроках: освоение знаний, коммуникация, использование ИКТ.

Организационная модель использования ИКТ: одно компьютеризированное рабочее место (учителя).

Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, мультимедийный проектор, программы для работы с ресурсами.

Потребности в ЭОР: иллюстративные материалы, деловая графика (схемы, таблицы).

Проверку знаний можно осуществить с помощью п. 4 задания 17 из рабочей тетради или устного опроса по следующим вопросам.

Как можно сложить ткань перед раскроем? Для чего нужны припуски на швы?

Почему детали обтачек из ткани и прокладочного материала должны иметь одинаковые припуски на швы и направление до- левой нити?

Актуализация знаний. Для активизации познавательной деятельности обучающихся зададим им следующие вопросы.

Зачем вы склеивали детали из ткани в начальной школе?

3. Первичное закрепление знаний и обратная связь

Сначала учащиеся выполняют п. 1 задания 18 из рабочей тетради на закрепление знаний о последовательности соединения детали с клеевой прокладкой.

При проведении практической работы обучающиеся исполь зуют детали кроя, которые они выкраивали на прошлом уроке. повторяем с учащимися правила безопасной работы утюгом, вырабатываем вместе с ними критерии оценки практической работы, например:

· детали из ткани и прокладки сложены правильно (к изнаночной стороне детали прилегает клеевая сторона прокладки);

· детали из ткани и прокладки сложены ровно (прокладка не выступает за края детали кроя);

· проутюжильник разложен поверх флизелина;

· утюг разогрет до температуры, обозначенной на терморегуляторе двумя точками;

· детали склеились равномерно по всей поверхности (отслоения или коробления детали не произошло).

В целях актуализации полученных в 5 классе знаний предложим учащимся ответить на следующие вопросы.

Какие способы переноса линий выкройки на детали кроя вы узнали в 5 классе?

Как называется временное ниточное соединение равных по ве личине деталей?

Как называется временное ниточное закрепление подогнуто го края?

объясняем ученикам, что в 6 классе они продолжат освоение ручных операций. Им предстоит научиться примётывать маленькую деталь к большой и вымётывать край детали, чтобы придать ей форму.

напомним учащимся, как должно быть ор- ганизовано рабочее место для выполнения ручных швейных работ, как нужно правильно сидеть, чтобы не испортить осанку. В форме беседы вспомним правила безопасного труда.

демонстрируем образец переноса линий выкройки строчкой прямых копировальных стежков и, пользуясь рис. 40 и 41 и описанием технологии выполнения операции в учебнике, анализируем вместе со школьниками эту операцию, обращая внимание на то, что этот приём — самый трудоёмкий и его применяют для тонких тканей, которые легко повредить копиро- вальным колёсиком и булавками. предупреждаем обучающихся, что при выполнении копирования линий прямыми стежками нитку не нужно закреплять на ткани ни в начале строчки, ни в конце, для того чтобы в дальнейшем её можно было быстро удалить. скажем, что при выполнении практической работы учащиеся потренируются в выполнении прямых копировальных стежков на деталях, которые выкроили на прошлом уроке.

Далее знакомим школьников с операцией примётывание, обращая внимание на то, что она похожа на операцию смётывание, и объясняем разницу между ними. Технология выполнения примётывания описана и изображена в учебнике.

Операцию вымётывание применяют после машинной операции обтачивание, которая будет изучена на следующем уроке, поэтому во время практической работы учащиеся только подготовят детали к обтачиванию, т. е. сметают их, а вымётывать будут позже.

5. Первичное закрепление знаний и обратная связь

Первоначально учащиеся выполняют п. 1 задания 19 из рабочей тетради на уяснение значения терминов ручных швейных работ.

При проведении практической работы обучающиеся исполь зуют детали кроя, которые они выкраивали на прошлом уроке.

повторяем с учащимися правила безопасной работы со швейными иглами и булавками, ножницами и другими колющими инструментами и вырабатываем вместе с ними критерии оценки практической работы, например:

· цвет ниток для работы — контрастный цвету ткани;

· копировальные строчки проложены ниткой в два сложения;

· примёточные и смёточные строчки — ниткой в одно сложение;

· ручные закрепки в заданиях 2 и 3 выполнены в начале и в конце строчки;

· смёточные и примёточные строчки проложены в соответствии с заданием: на образце смётывания — отступив от намеченной линии на 1 мм в сторону среза детали.

обсудим с обучающимися последова- тельность выполнения задания 1 практической работы. Демонтрируем образец и приём копирования линий выкройки копи- ровальными прямыми стежками (силками). Ученики выполняют задание.

Затем последовательно демонстрируем образцы и приёмы примётывания и вымётывания предварительно обтачанного и вывернутого края с расположением шва на сгибе и с образованием канта — выступающего края шириной 1–3 мм (рис. 43 из учебника). Объясним, что этот приём учащиеся выполнят не на этом уроке, а на последующих, когда они обтачают края детали. А сейчас следует только подготовить детали к обтачиванию, т. е. сметать их по трём сторонам.

Во время проведения практической работы постоянно следим за соблюдением учащимися правил безопасной работы.

6. Подведение итогов уроков и рефлексия

предлагаем учащимся ответить на контрольные вопросы, приведённые в конце § 18, 19 учебника, оцениваем ответы, обсуждаем с учащимися результаты выполнения практиче- ских работ № 12 и 13 из учебника с учётом разработанных критериев и заданий 18, 19 из рабочей тетради, оцениваем работу учащихся на уроке, отмечаем лучшие результаты.

Школьники отвечают на вопросы п. 3 задания 18 и п. 3 задания 19 из рабочей тетради.

Читайте также: