Полезные ископаемые 5 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Горные породы – это вещества, которые слагают земную кору. Они состоят из одного или нескольких минералов.

Минералы – природные образования, относительно однородные по составу и свойствам

Полезные ископаемые - минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Известно, что на Земле залегает 3000 видов горных пород и минералов. все они отличаются своими свойствами: цвет, вес, твердость, растворимые или нерастворимые, горючие и негорючие, блеск, плотность, температура плавления).

Подумайте, почему земная кора сложена разными горными породами и минералами, имеющими разные свойства. Нам предстоит доказать, что свойства горных пород и минералов зависит от их происхождения.

На уроке мы узнали, что в земной коре залегает 3000 видов горных пород и минералов. Все они отличаются друг от друга свойствами (цвет, запах, блеск, плотность, цвет черты, горючесть, растворимость, температура плавления, твёрдость, температура плавления). Горная порода – это природное вещество, состоящее из группы минералов. Минерал – это природное тело, имеющее однородный химический состав.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте;

Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте.

Магматические горные породы, образовавшиеся в недрах Земли, ________, называют глубинными. Они твёрдые и _______, имеют _________ строение.

Правильный вариант ответа:

Магматические горные породы, образовавшиеся в недрах Земли, на глубине, называют глубинными. Они твёрдые и тяжёлые, имеют крупнокристаллическое строение.

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: множественный выбор;

Текст вопроса: Какие из перечисленных горных пород относятся к осадочным химическим? Выберите несколько вариантов ответа.

3. Каменная соль

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

- объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами.

- проявляют потребность в самовыражении и самореализации.

Характеристика деятельности обучающихся:

- классифицировать горные породы;

- описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции;

- сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

- образцы горных пород.

Тип урока: актуализация знаний и умений.

Методы и формы обучения: рассказ, беседа, практическая работа.

II.Повторение изученного материала.

1)Устный опрос по изученной теме:

-Что называется внутренними силами Земли?

-Какие процессы происходят под воздействием внешних сил Земли?

-Для чего необходимо изучать внутренние процессы Земли?

2)Заслушать письмо другу о своем путешествии.

III.Изучение нового материала.

( В углу доски формируем словарик новых слов и терминов по ъоду изложения нового материала )

-Где вы встречали горные породы?

В природе известно несколько тысяч видов горных пород. Многие из них человек добывает и использует в хозяйственной деятельности. Можете ли вы привести примеры? ( Ученики приводят примеры .)

2.Работа с образцами горных пород .

(Рассматривая горные породы, сразу даем условный знак того или иного полезного ископаемого).

-Рассмотрите образцы горных пород: полевой шпат, слюда, кварц .

Это наиболее распространенные горные породы.

Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Даже название они получили из-за повсеместного распространения. Они встречаются везде: и в поле, и в горах.

Кварц – тоже одна из распространенных горных пород. Бесцветный кварц называется горным хрусталем; есть также кварцы других цветов: желтого, коричневого, черного, фиолетового.

-Чем различаются предложенные вам горные породы? (Цветом, блеском, твердостью, прозрачностью). В чем же причина разнообразия горных пород? Главная причина – это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности .

Магматические горные породы

По происхождению горные породы можно разделить прежде всего на магматические и осадочные.

Магма – расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды.

Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее остывании, называют магматическими . С магматическими горными породами связано большинство месторождений руд металлов.

Вначале возникли породы из магмы,

Они первородные самые как бы,

Тяжелый гранит в глубине остывал,

Базальт на поверхности лавою стал.

Породы весьма симпатичные,

Строение магматических горных пород зависит от скорости остывания магмы.

На глубине она остывает медленнее. Образуются горные породы глубинные . Например, гранит .

Магма может подниматься по трещинам и разломам на земную поверхность, при этом застывает быстрее. Образуются излившиеся магматические горные породы . Например, базальт .

Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются, и такая горная порода имеет губчатое, пористое строение. Например, пемза . Обычно же магматические горные породы плотные, твердые, тяжелые.

Осадочные горные породы

В отличие от магматических, эти породы образуются только на поверхности земли и на дне водоемов.

В их образовании большую роль играют внешние силы Земли. Твердые магматические горные породы трескаются, крошатся, и их обломки переносятся в другое место.

-Как вы думаете, под действием каких процессов происходит разрушение магматических пород? (Ветер, ледник, водный поток.)

В летнее или дневное время, при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, сжимаются. Из-за этого они начинают дробиться, растрескиваться и рассыпаться. Валуны, щебень, галька, песок, глина и ил оседают на дне морей, рек, озер или накапливаются на суше. Поэтому и назвали такие породы осадочными . Можно выделить

Три группы осадочных горных пород :

Первая – обломочные – песок, глина, галька и др. Многие из них используются как строительные материалы.

Вторая – химические – поваренные и калийные соли, гипс . Они широко используются в химической промышленности, в сельском хозяйстве. Они образуются из водных растворов минеральных веществ.

Третья – органические – уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, мел, известняк и др. Они накопились за миллионы лет на дне водоемов. Состоят они из останков растений и животных.

…Но прочность – не вечность,

И вот что случается:

Породы выветриванием разрушаются,

Дробятся на глыбы, обломки, пески,

Выносятся водами быстрой реки,

Река их по руслу таскает,

А там, где горячие воды струятся,

Там в них минералы совсем растворятся.

Когда же раствор остывает,

То соль из него оседает.

А в толще морской или в темном болоте

Вы массу останков животных найдете,

А также растений отмерших останки,

Они образуют породы-осадки .

(Все то, что разрушено, переотложено,

Осело солями, останками сложено…)

Шуршат на дереве листы,

(Потянуться, руки вверх.)

Шуршат осенние кусты,

( Руки опустить, присесть .)

( Встать, наклониться влево-вправо .)

( Ходьба на месте .)

А ты садись и не шурши,

И всё красиво напиши.

Метаморфические горные породы

…Но вот под давлением магма опять

Стремится земную кору разорвать,

И в месте такого вторжения

Наметятся вдруг превращения:

Сыпучий песок превратился в кварцит,

Был мел, очень мягкий, - вдруг мрамор лежит.

Такие породы, весьма специфические,

Зовутся геологами метаморфические .

Можно составить цепочки превращений:

- песок → песчаник → кварцит → кварц;

Со временем твердые метаморфические и магматические породы, оказавшись на поверхности, разрушаются и могут превратиться в осадочные обломочные породы.

Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных и метаморфических горных порол. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами.

5.Работа с учебником.

-Рассмотрите рис.45 на стр.71.

-Перерисовать рис. 45 в тетрадь (дома) и выучить классификацию.

1)Работа с перфокартами.

2)Рассмотрите таблицу горных пород в школьной коллекции и заполните таблицу:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

География. 5 класс

Тема. Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

- дать понятие горных пород, минералов, полезных ископаемых;

- научить классифицировать горные породы;

- научить сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- должны знать происхождение магматических, осадочных,

метаморфических горных пород;

- называть основные виды горных пород по происхождению;

- называть полезные ископаемые по характеру использования.

Метапредметные:

- должны уметь определять по их признакам наиболее распространенные горные породы, сравнивать;

- приводить примеры горных пород разного происхождения;

- объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами.

Личностные:

- проявлять потребность в самовыражении и самореализации;

- адекватно оценивать свои возможности для достижения цели.

Характеристика деятельности обучающихся:

- классифицировать горные породы;

- описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции;

- сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Образовательные ресурсы:

- образцы горных пород;

- цветные изображения горных пород, минералов, полезных ископаемых.

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы обучения: рассказ, беседа, практикум.

Технологии обучения: игровые, проблемные, схемных и знаковых моделей.

I.Организационный момент.

(Приветствие, отчет дежурного.)

II.Актуализация опорных знаний и мотивация к обучению.

1)Устный опрос по изученной теме:

-Что называется внутренними силами Земли?

-Какие процессы происходят под воздействием внешних сил Земли?

-Для чего необходимо изучать внутренние процессы Земли?

2)Заслушать письмо другу о своем путешествии.

III.Изучение нового материала.

( В углу доски формируем словарик новых слов и терминов по ходу изложения нового материала ).

1.Рассказ учителя.

-Где вы встречали горные породы?

Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

В природе известно несколько тысяч видов горных пород. Многие из них человек добывает и использует в хозяйственной деятельности.

Можете ли вы привести примеры? (Ученики приводят примеры.)

2.Работа с образцами горных пород .

(Рассматривая горные породы, сразу даем условный знак того или иного полезного ископаемого).

-Рассмотрите образцы горных пород: полевой шпат, слюда, кварц.

Это наиболее распространенные горные породы.

Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Даже название они получили из-за повсеместного распространения. Они встречаются везде: и в поле, и в горах.

Кварц – тоже одна из распространенных горных пород. Бесцветный кварц называется горным хрусталем; есть также кварцы других цветов: желтого, коричневого, черного, фиолетового.

-Чем различаются предложенные вам горные породы? (Цветом, блеском, твердостью, прозрачностью). В чем же причина разнообразия горных пород? Главная причина – это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности.

Магматические горные породы

По происхождению горные породы можно разделить прежде всего на магматические и осадочные.

Магма – расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды.

Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее остывании, называют магматическими. С магматическими горными породами связано большинство месторождений руд металлов.

Вначале возникли породы из магмы,

Они первородные самые как бы,

Тяжелый гранит в глубине остывал,

Базальт на поверхности лавою стал.

Породы весьма симпатичные,

Увесистые, магматичные

Строение магматических горных пород зависит от скорости остывания магмы.

На глубине она остывает медленнее. Образуются горные породы глубинные. Например, гранит.

Магма может подниматься по трещинам и разломам на земную поверхность, при этом застывает быстрее. Образуются излившиеся магматические горные породы. Например, базальт.

Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются, и такая горная порода имеет губчатое, пористое строение. Например, пемза. Обычно же магматические горные породы плотные, твердые, тяжелые.

Осадочные горные породы

В отличие от магматических, эти породы образуются только на поверхности земли и на дне водоемов.

В их образовании большую роль играют внешние силы Земли. Твердые магматические горные породы трескаются, крошатся, и их обломки переносятся в другое место.

-Как вы думаете, под действием каких процессов происходит разрушение магматических пород? (Ветер, ледник, водный поток.)

В летнее или дневное время, при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, сжимаются. Из-за этого они начинают дробиться, растрескиваться и рассыпаться. Валуны, щебень, галька, песок, глина и ил оседают на дне морей, рек, озер или накапливаются на суше. Поэтому и назвали такие породы осадочными. Можно выделить

Три группы осадочных горных пород :

Перваяобломочныепесок, глина, галька и др. Многие из них используются как строительные материалы.

Втораяхимическиеповаренные и калийные соли, гипс. Они широко используются в химической промышленности, в сельском хозяйстве. Они образуются из водных растворов минеральных веществ.

Третьяорганическиеуголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, мел, известняк и др. Они накопились за миллионы лет на дне водоемов. Состоят они из останков растений и животных.

…Но прочность – не вечность,

И вот что случается:

Породы выветриванием разрушаются,

Дробятся на глыбы, обломки, пески,

Выносятся водами быстрой реки,

Река их по руслу таскает,

А там, где горячие воды струятся,

Там в них минералы совсем растворятся.

Когда же раствор остывает,

То соль из него оседает.

А в толще морской или в темном болоте

Вы массу останков животных найдете,

А также растений отмерших останки,

Они образуют породы-осадки.

(Все то, что разрушено, переотложено,

Осело солями, останками сложено…)

3.Физкультминутка.

Шуршат на дереве листы,

(Потянуться, руки вверх.)

Шуршат осенние кусты,

(Руки опустить, присесть.)

(Встать, наклониться влево-вправо.)

(Ходьба на месте.)

А ты садись и не шурши,

И всё красиво напиши.

(Сесть за парты.)

4.Рассказ учителя.

Метаморфические горные породы

…Но вот под давлением магма опять

Стремится земную кору разорвать,

И в месте такого вторжения

Наметятся вдруг превращения:

Сыпучий песок превратился в кварцит,

Был мел, очень мягкий, - вдруг мрамор лежит.

Такие породы, весьма специфические,

Зовутся геологами метаморфические.

Можно составить цепочки превращений:

-песок → песчаник → кварцит → кварц;

-известняк → мрамор;

-гранит →гнейс;

-графит →алмаз.

Со временем твердые метаморфические и магматические породы, оказавшись на поверхности, разрушаются и могут превратиться в осадочные обломочные породы.

Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных и метаморфических горных порол. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами.

5.Работа с учебником.

-Рассмотрите рис.45 на стр.71.

-Перерисовать рис. 45 в тетрадь (дома) и выучить классификацию.

IV.Рефлексия.

1)Работа с перфокартами.

2)Рассмотрите таблицу горных пород в школьной коллекции и заполните таблицу:

кругозора; умений работать с географической картой, учебником.

формирование гражданственности, патриотизма че рез осознание важности заботы о

природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых), обоснование

Эпиграф к уроку: « Человек совершенно не д ум ает о том, что у него под ногами. Всегда

мчится… самое большее – взглянет, как прекрасны облака у него над головой… И ни

Актуализация имеющихся знаний направлена на пробу ждение интереса к пол уч ению

- Какие оболочки Земли вы знаете? (Атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера.)

- Каково внутреннее строение Земли? ( Землю состав ляют ядро, мантия и земная кора.)

- Что называется горной породой? (Горная порода – это плотные и рыхлые массы,

- Что называют минералами? (Минералы – то, из чего состоят горные породы) .

- Что мы знаем о недрах Земли? ( В недрах Земли залегают разнообразные полезны е

- Что называют полезными ископаемыми ? (Полезные ископаемые – это горн ые породы и

минералы, которые человек использ у ет в своей хозяйственной деятельности .)

- Какими полезными ископаемыми богата наша Респу блика? Наш край ? (Работа

учащихся с географической картой – нефть, глина, известняк. )

Учитель: Ребята, а вы никогда не задумывались, как возникли горные породы ?

В слоях земной коры, как на огромных страницах каменной книги, запеч атлена история

планеты. Миллиарды лет ее создавали волны океанов и ветры, вулканы и ледники,

стремительные потоки рек и землетрясения, тепло и давления в гл у бинах недр,

Горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны. Они отличаются по

физическим свойствам, составу и своему происхождению.

Горные породы возникают в определенной геологической обстановке, и по условиям

формирования среди них различают осадочные, магматические и метам орфические.

Осадочные породы образуются путем осаждения минеральных частиц или растворенных

химических веществ из морской, озерной, речной воды или в результате накопления

остатков организмов. Как правило, осадочные породы обладают хорошо выраженной

слоистостью. К осадочным горным породам относят известняки, песчаники, глины, пески,

Большая группа горных пород образовалась в результате затвердевания огненно -

жидкого вещества глубин Земли - магмы . Такие горные породы называются

Преобразование магмы в горную породу происх одит в разных у словиях. Когда расплав

застывает на глубине , возникают так называемые глубинные , или плутонические (по

имени древнегреческого бога подземного царства Плутона). Наиболее широко

Когда магма прорывается на поверхность, возникают излившиеся породы, или

вулканические (Вулкан - бог огня и ремесел). Из них наиболее широко ра звиты базаль ты .

Очень своеобразны горные породы третей гру ппы. Это метаморфические, т.е. измененные

породы, формирующиеся в глубинах планеты из осадочных и магма тических пород под

влиянием высокой температуры , давления и химически активных веществ . Название

пород этой гр у ппы связанно с греческим словом " метаморфоо", что значит превращаю.

При метаморфизме из кварцевых песчаников возникают кварциты, из известняков -

- А , се йчас, послушайте отрывок из одного произведения :

Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были…Их,

слышь - ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железную ру ду

добывали. Легли, значит - то на травку под рябиной да сра зу и уснули. Только вдр у г

молодой, - ровно его кто под бок толкнул, просну лся. Глядит, а перед ним …

- Ребята, кто автор этих певучих строк? Как называется это произведение? И с кем

повстречались заводские? ( П.П.Бажов. Малахитовая шкатулка. Повстре чались с

- Какие новые, непонятные для вас слова вс третили сь в тексте? (Руда, рудник.)

Руды - это горные породы, из которых извлекают металлы. (Медная, цинковая, железная

С рудниками связано много поверий, легенд. Послушайте некоторые из них.

Давно это было, может тысячу лет назад, а может, и больше. Захотел жадный богач

завладеть разными богатствами Урала. Поднялся он на гору Атач, да и прирос к ней.

Хочет он одну ногу поднять, а не может, хочет другую, да гора не пускает – держит его за

сапоги, подкованные железом. Так и остался жадный богач стоять на горной вершине.

И ещё рассказывают: Было у той горы большое сра жение. Спрятал ись за неё уральские

бойцы, а на них шло несметное войско Чингиз –Хана. И случилось чудо: сколько ни

вы пустят стрел воины Чингиз - хана, все с трелы к себе гора притягивает, сколько ни бросят

копий, все к горе поворачивают. Легенды, конечно, выдумки. Но в каждой есть доля

правды. Что же такого необычного в этой горе ? (Магнитная гора состоит из магнитного

железняка – магнитной руды. Вот эта руда и притягивает к себе металлические

Люди издавна интересовались красотой и силой камня. Попроб у ем этим сегодня

заняться и мы с вами. Хозяйка медной горы прислала нам свою шкатулку с

приложенной к ней запиской. Если мы с вами отгадаем , то, что находится в шкатулке, то

Итак, давайте прочтём записку и попытаемся отгадать то, что находится в шкат улке .

1. Камень, находящийся в первой шкату лке, является очень твёрдой горной породой ,

магматического происхождения. Состоит из трёх минералов, одним из которых является

слюда. Камень бывает серого, чёрного и красноватого оттенка. Иногда эти камни

называют булыжниками. Булыжниками мостят дороги. Камни необходимы каменщикам

дл я выкладки фундамента для домов; из них сооружают колонны, памятники. А ещё

камень используется в строительстве как отделочный материал. Кто бывал в метро,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС для общеобразовательных школ. Может использоваться учителем географии в качестве дополнительного методического пособия при изучении темы "Горные породы, минералы и полезные ископаемые" в 5 классах.

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации

Сценарий учебного занятия по предмету



Урок-конспект разработан в соответствии с ФГОС

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Яковлева Елена Сергеевна

Автозаводский

Учитель географии

Образовательная область, учебный предмет

Естествознание, география

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Тема учебного занятия

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Открыть способ …

Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Открыть способ нахождения причинно-следственных связей между полезными ископаемыми, их происхождением и рельефом.

Вовлечь учащихся в образовательную, коммуникативную, исследовательскую и рефлексивно-оценочную ситуацию.


Цель

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся получат возможность составить рассказ о пользе полезных ископаемых Нижегородской области.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся откроют способ нахождения причинно-следственных связей между полезными ископаемыми, их происхождением и рельефом.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся сформируют представление о значимости полезных ископаемых как для себя, так и для человечества в целом.

Обучающиеся получат возможность для формирования собственной оценки на примере оценивания полезных ископаемых Нижегородской области.

Исходное состояние обучающихся:

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

-имеют опыт работы с текстом учебника и географическими картами;

-знают понятия горных пород и полезных ископаемых, как полезные ископаемые используются человеком;

-могут определять и находить на карте географические объекты;

-могут сравнивать, обобщать, сопоставлять, делать выводы, аргументировать.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Самооценка ученика в форме письменного ответа на поставленные учителем вопросы.

Самооценка ученика в форме письменного ответа на поставленные учителем вопросы.

Самооценка ученика в форме письменного ответа на поставленные учителем вопросы.

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

Географический атлас. Нижегородская область. Верхневолжское АГП Роскартографии, 2005г.(в количестве 15 штук).

Мультимедийный проектор, мультимедийный экран.

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Учитель приветливо здоровается с учениками.

Учитель спрашивает у учеников, какое у них настроение и готовы ли они к активной работе.

Учитель сообщает ученикам, что они сегодня на уроке будут исследователями и подчеркивает, что для него все ученики важны, он каждому окажет помощь.

Ученики здороваются с учителем.

Ученики отвечаю, что настроение хорошее и они готовы активно работать на уроке.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Учитель предлагает ученикам разделится на 3 группы (по рядам), каждая из которых через 5 мин. должна ответить на свой вопрос:

Для чего нужна электроэнергия и откуда она берется.

Где используют металл, и из чего его выплавляют?

Для чего нужна пищевая соль, и где ее добывают?

Учитель спрашивает учеников, каким бы словосочетанием они назвали: нефть, газ, уголь, руда, соль.

Учитель предлагает ученикам самостоятельно записать в тетрадь понятие полезным ископаемым.

Ученики делятся на группы и после пяти минут обсуждения дают ответ на поставленный вопрос:

С помощью электричества вырабатывается свет, работает электротехника, получают тепло. Для выработки электроэнергии используют уголь, нефть, газ, работа воды, ветра, энергия недр Земли, Солнца.

Металлы используются в строительстве, машиностроении и т.д. Металл выплавляют из железной руды.

Пищевую соль используют в пище в качестве добавки. Пищевую соль получают из морской и озерной соленной воды, каменную соль получают из осадочных горных пород (или минералов).

Ученики записывают в тетрадь определение: полезные ископаемые – это горные породы (и минералы) активно используемые людьми в хозяйстве.

1.3. Создание проблемной ситуации

Учитель говорит ученикам, что они уже выяснили, что такое полезные ископаемые и как важны они для человека. Теперь учитель ставит проблемный вопрос: Какие виды полезных ископаемых человек будет искать на равнинах, а какие в горах?

Учитель предлагает ученикам в ходе дискуссии найти путь, который приведет их к ответу на этот вопрос

Ученики понимают, что поставленный вопрос они пока ответить не могут.

В ходе дискуссии, в которой участвует и учитель, ученики находят путь решения задачи – установить взаимосвязь полезных ископаемых с рельефом местности.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

После целеполагания учитель предлагает ученикам разработать план действий для достижения поставленной цели.

Ученики определяют и озвучивают примерный план действий:

Выяснить, какие виды полезных ископаемых бывают;

Как эти виды взаимосвязаны с рельефом местности.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Ученики читают текст учебника и делают выводы:

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Учитель сообщает ученикам о том, чтобы их план был более понятен, его необходимо предоставить (нарисовать)в виде схемы.


Определить происхождение природных ископаемых

Установить взаимосвязь между видами природных ископаемых ми рельефом.


У

Определить виды природных ископаемых

ченики вместе с учителем составляют схему плана действий:

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Ученики работают с текстом учебника и презентацией, находят причинно-следственные связи между видами полезных ископаемых, их происхождением и рельефом местности, составляют схему и записывают вывод.

Взаимосвязь природных ископаемых с рельефом местности.

Виды полезных ископаемых

Горный рельеф (щиты)














Вывод: топливные полезные ископаемые приурочены к равнинному рельефу, магматические – к горному, нерудные – к равнинному и горному рельефу.

Польза равнинных ископаемых Нижегородской области:

В Нижегородской области преобладают полезные ископаемые осадочного происхождения: глины, пески, гипсы, каменная соль, торф и т.д. наличие таких полезных ископаемых определяет равнинный рельеф территории. Глины, пески, известняки используют в строительстве, торф – в качестве топлива, каменную соль – в пищевой промышленности. В целом Нижегородская область недостаточно обеспечена полезными ископаемыми для эффективного развития хозяйства.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учитель предлагает ученикам самостоятельно выбрать форму при выполнении спланированных действий, чтобы они смогли правильно и в сроки выполнить работу.

Ученики выбирают групповую форму работы. Объединившись по 4 человека. При такой форме ученики сами контролируют друг друга.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Учитель раздает ученикам чистые лист бумаги и записывает на доске вопросы:

Что ты узнал сегодня о полезных ископаемых? С какими полезными ископаемыми Нижегородской области познакомился (по желанию)?

Как ты думаешь, важным для тебя полезные ископаемые и для всего человечества; почему? Как ты оценивал полезные ископаемые Нижегородской области (пожеланию)?

Ученики отвечают на поставленные вопросы:

Я узнал топливные полезные ископаемые приурочены к равнинам, рудные – к горному рельефу, нерудные – как к равнинным, так и к горному рельефу. Полезные ископаемые Нижегородской области в основном осадочного происхождения: глины, пески, гипсы, каменная соль, торф и т.д.

Полезные ископаемые очень важны как для меня, так и для человечества в целом, так как из них получают всю продукцию, которой мы пользуемся. Людям необходимы знания о полезных ископаемых, чтобы определить их местоположение и свойства.

Я оценивал полезные ископаемые с точки зрения их пользы в хозяйстве

Читайте также: