Заключительный урок по обломову конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Данная методическая разработка соответствует программному материалу. В ходе учебного занятия студенты выполняют коллективную, групповую и индивидуальную, творческую работу. Все задания соответствуют поставленным задачам. Для формирования познавательного интереса в структуру занятия включены пословицы, текст притчи, стихотворение, синквейн.

Содержимое разработки

Департамент образования и науки Тюменской области

План открытого учебного занятия по русскому языку и литературе

Преподаватель: Туз Наталья Владимировна

Продолжительность: 45 минут

Вид занятия: урок-размышление

Тип занятия:обобщающий (закрепление изученного материала)

формирование завершенного представления о романе и его герое , формирование активной жизненной позиции обучающихся;

развитие умений аргументированно высказывать свою точку зрения; развитие ассоциативного, критического мышления;

формирование лучших качеств личности: целеустремлённости, решительности в реализации целей, трудолюбия, ответственности, активности.

Ожидаемые результаты:

Студент должен знать:

- содержание изученного литературного произведения;

- основные факты жизни и творчества писателя;

Студент должен уметь:

-анализировать и интерпретировать художественное произведение;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью;

- участвовать в диалоге или дискуссии;

Формирование общих компетенций

Формируемые компетенции

Показатель оценки результата

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

-взаимодействует с обучающимися, преподавателями в ходе обучения; демонстрирует навыки организации собственной деятельности, организации работы в коллективе.

Материальное обеспечение учебного занятия:

демонстрационно-компьютерный комплекс; информация в виде слайдов, видеофрагмент романа; роман И. А. Гончарова "Обломов", рабочие тетради обучающихся, тексты притч.

Методы обучения: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный .

Методические приемы: актуализация темы; определение обучающимися целей занятия;создание проблемной ситуации; организация самостоятельной деятельности обучающихся; самооценка полученных знаний; рефлексия;

Межпредметные связи:русский язык, логика, этика, философия, обществознание.

Внутри предметные связи: Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, И. С. Тургенев.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие!

- Добрый день, всем-всем!

Друзья мои! Я очень рада
Войти в уютный кабинет.
И для меня уже награда
Вниманье ваше как отрада.

Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Сейчас будем рассуждать,
Будем думать и вникать.

2.Определение темы и целей занятия:

Мотивация и актуализация темы: слайд 1

Друзья, произошёл парадокс: в пословице исчезло одно слово. Верните слово и объясните смысл всей пословицы!

От трудаздоровеют,а от …болеют.

- Почему мы начали занятие с пословицы о труде и лени?

(потому что лень – главный порок Обломова)

Запишите тему и эпиграф! Слайд 4-5

Давайте вместе определим цели занятия? (высказывания студентов)

Примерные ответы: раскрыть истоки зарождения лени; в ходе размышлений ответить на вопрос: лень – это добро, радость или же это зло, безнравственность, самый большой порок?

Лень: апатия, покой, бездействие , тунеядство, сонливость, пассивность, инертность, малоподвижность, вялость.

Из записанных слов подчеркните самое страшное. Произнесите его!

С этим страшным словом необходимо бороться? Как?

( Текст читает подготовленный студент)

- Скажите, пожалуйста, какие черты присущи герою притчи?

- Кого напоминает этот человек? Лежебоку, тунеядца. К чему привело бездействие?

(покорился лени, не смог преодолеть, показал слабость, отсутствие силы воли, решительности). Это хорошо или плохо?

- Друзья, что повлияло на формирование характера героя?

Характер героя сформирован средой Обломовки, семейным воспитанием! Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Его не научили трудиться, действовать самостоятельно. И в результате неглупый человек превратился в пародию на человека.

- Семья семьёй, но неужели Илья Ильич не смог сам побороть лень, не смог найти дело по душе?

По мере взросления Обломов уже не сумел противостоять лени, не смог побороть её, хотя от воли человека многое зависит, а его черты характера – нерешительность, пассивность и нежелание работать!

- Меняется ли герой на протяжении романа или он всегда одинаков?

Обломов во второй части романа выходит из спячки, ездит на дачу, в гости, в театр, его мысли и чувства просыпаются, речь меняется, становится живой, он приободрился! Перед нами уже другой человек! Характер героя меняется!

- Почему это происходит? Главным стимулом является любовь.

- Давайте вспомним одну из встреч с Ольгой – приезд Обломова к Ильинским! 4-й эпизод – 2 минуты 40 секунд

- Из данного фрагмента какие перемены в герое вы заметили?

Обломов прислушивается к Ольге, увлекается искусством, жизнь проводит в движении, он расцвёл, стал мыслить, чувствовать, ходить на свидания, выполняет много действий, которых ранее не делал! Он активен. Значит человек способен меняться под влиянием другого! Но пробуждение длится недолго. Почему? Что его возвращает на диван?

- Обломов не умеет жить, не умеет приспосабливаться, все добрые намерения потухают, боится перемен, вновь возвращается на свой диван. Лень и нерешительность, отсутствие силы воли приводят героя к полному краху, он уже не совершает поступков, не принимает решений, а опускается на дно лежачей жизни. Обломов выбрал философию покоя, умиротворения.

Мы больше критикуем персонажа, но в нём помимо отрицательных качеств, есть положительные! Оформим в тетрадях таблицу (слайд 11 )

Каждый по очереди называет какую-либо черту характера.

Положительные качества Обломова

Отрицательные качества Обломова

Доброта , мечтательность, мягкость, гостеприимство, способность любить, честность, терпимость, благородство, простодушие, спокойствие.

Лень, отсутствие силы воли, вялость, равнодушие, не принятие труда, нерешительность, неаккуратность, неумение жить, непрактичность, безразличие, нежелание развиваться.

Какие качества из правой колонки вам приятны? Таких нет. К чему приводят отрицательные черты? (к разрушению, деградации, безнравственности; а хорошие качества всегда приводят личность к развитию, к самореализации. )

Задание творческого характера:

1) Почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Что помешало ему?

2)Почему Обломов выбрал в жёны Агафью? Какой образ жизни они вели? Что в их семье было главным? ( конечной цели не было, цель каждого дня — накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних, жить в покое и сытости, тихое спокойное счастье. Агафья ничего не требовала в отличие от Ольги). Как человек должен относиться к недостаткам своего любимого? Исправлять, переделывать или смириться?

3)Кто виноват в смерти Ильи Обломова?

- Вспомните эпизод, когда Ольга спросила Обломова : слайд 13

-Составьте в тетрадях синквейн к словам обломовщина и Обломов, посмотрим, чем они различаются (слайд 14)

Лень и бездействие привели к обломовщине
Захар

Обломовщина
губительная, злая
изъедает, существует , губит, портит

Обломовщина ведёт к смерти.

Чичиковщина, деградация, смерть

Чтение синквейнов. Оценивание по критериям.

- Илья Ильич – это, действительно, Господин де Лень?

Вернёмся к эпиграфу. Правдива ли пословица?

Изучив произведение Гончарова, какой вывод, мы сделали ? Какие качества необходимы любому человеку, чтобы прожить жизнь не зря?

(трудолюбие, настойчивость, отзывчивость, честность, толерантность)

Вывод преподавателя: Гончаров показал честную душу русского барина, но "обломовщина" погубила его. Так жить нельзя! Всем нужно помнить, что трудолюбие –источник благ, только трудясь, вы достигнете всего, о чем мечтаете! Вспомним стихотворение Николая Заболоцкого:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вспомним При каких обстоятельствах познакомились Илья Обломов и Агафья Пшениц.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вспомним При каких обстоятельствах познакомились Илья Обломов и Агафья Пшениц.

Вспомним При каких обстоятельствах познакомились Илья Обломов и Агафья Пшеницына? ч.3.гл.2. Как шел процесс сближения Обломова с Пшеницыной. Чем она привлекала?


1.Выполните сопостави­тельный ана­лиз образов Ольги Ильин­ской и Ага­фьи Матв.

1.Выполните сопостави­тельный ана­лиз образов Ольги Ильин­ской и Ага­фьи Матве­евны Пшеницыной. 2Почему любви Ольги Ильинской Обломов предпочёл покой в доме вдовы Пшеницыной?

Обломов спустя годы… Ч.4 гл.5.

Обломов спустя годы… Ч.4 гл.5.

Забыл он Ольгу? За что Штольц ругает Илью Обломова? Ч.4 гл.6 А что Обломов?(ч.

Забыл он Ольгу? За что Штольц ругает Илью Обломова? Ч.4 гл.6 А что Обломов?(ч.4гл.9) Что же Обломов? Где он?Где? Ч.4 гл.10

Требования к сочинению 1. Соответствие теме. 2.Аргументация. Привлечение лите.

Требования к сочинению 1. Соответствие теме. 2.Аргументация. Привлечение литературного материала. Обычно приводят 2 аргумента, которые должны быть подтверждены примерами из текста с обязательными комментариями. Нельзя сводить аргументацию к простому пересказу! 3. Композиция и логика рассуждения. Работа обязательно должна включать 3 части: вступление; основную часть; заключение.

План сочинения: I. Вступление (лирическое отступление по выбранной теме сочин.

План сочинения: I. Вступление (лирическое отступление по выбранной теме сочинения). II. Основная часть включает в себя: 1аргумент, вывод по нему, подведение вывода под выбранную тему сочинения. 2 аргумент, вывод по нему, подведение вывода под выбранную тему сочинения.. Аргумент - это подтверждение тезиса литературным примером. III. Заключение. Обязательно подвести свой вывод к теме сочинения Примечание. Основная часть должна быть больше по объему, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подтверждённый аргументом, может быть всего один

Наши мечты далеко не всегда ведут нас по правильному пути. Иногда они запутыв.

М.Ю. Лермонтов “Мцыри” Пленённый ещё в детском возрасте молодой монах Мцыри.

Мечта может стать реальностью только в том случае, когда человек приближает е.

Мечта может стать реальностью только в том случае, когда человек приближает её, делает всё возможное, чтобы воплотить её в жизнь. Только слов, фантазий, желаний мало. Мечта – это не сказка, которая осуществится сама по себе. Она требует движения вперёд, становится реальностью только при активности самого человека.

так же неоднократно подвергается испытанию на разум и чувства. Но у него разу.

так же неоднократно подвергается испытанию на разум и чувства. Но у него разум всегда оказывается выше эмоций. Так, мы видим, как герой боролся с сочувствием к княжне Мэри и сам себе признавался, что ещё минута и он был готов упасть к её ногам и просить стать его женой. Но… Печорин не поддаётся порыву, он знает, что не предназначен для семейной жизни и не хочет делать девушку несчастной. Ту же борьбу мы видим и тогда, когда Печорин, прочитав прощальное письмо Веры, кидается в погоню за ней. Но и здесь холодный разум остужает пыл героя, и, как больно ему ни было, он оставляет мысль о воссоединении с Верой.

В рассказе А.П.Чехова "Ионыч" земский доктор Дмитрий Старцев поначалу молод д.

В рассказе А.П.Чехова "Ионыч" земский доктор Дмитрий Старцев поначалу молод душой, энергичен, много работает, ходит пешком, влюбляется в Екатерину Ивановну Туркину, которую в семье все звали Котиком. Он даже приезжает на ночное свидание на кладбище, в душе подозревая, что девушка просто дурачится и смеётся над ним. Влюблённый надеется на чудо, волнуется и страстно жаждет любви. Получив отказ, Старцев страдает недолго - три дня, а потом успокаивается и становится равнодушным ко всему, кроме денег. Занимаясь частной практикой, доктор богатеет, по вечерам с наслаждением пересчитывает радужные бумажки и всё скупает, и скупает дома в разных концах города у разорившихся хозяев. Он становится похож на языческого идола, ни с кем не общается, ничем не интересуется.

Вступление вводит в тему, даёт предварительные, общие сведения о той проблеме.

Вступление вводит в тему, даёт предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может: содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение

Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения.

Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части следует избегать: пересказа литературного произведения; изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли. Основная часть — это проверка того, насколько правильно понята тема.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё р.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное. Заключительная часть должна быть: короткой, но ёмкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь чётко выраженный определённый смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Основная часть должна быть более развёрнутой и составлять 3/4 всего сочинения, а вступление и заключение соответственно — 1/4 части сочинения.

Вступление Выдвигается тезис, доказательство которого будет разобрано в основ.

Вступление Выдвигается тезис, доказательство которого будет разобрано в основной части. При переходе к основной части можно использовать следующие фразы: Докажем это, обратившись… Это можно доказать так. В этом можно убедиться на примере… Объём вступления – 4-5 предложений. Основная часть Представляет собой доказательства (чаще всего 2 аргумента).Соединять друг с другом их можно словами:Так, в произведении…..ИЛИРассмотрим еще пример Заключение Подведение итогов основной части и соединение аргументов воедино. В заключении не должно быть вопросов. Нужно ещё раз подтвердить те аргументы, которые приводились в основной части. Вывод может быть связан с доказательствами посредством слов: сделаем вывод, подведём итог, из всего сказанного следует… Объём заключения – 2-4 предложения.

Домашнее задание 1.Написать сочинение к … 2.Основные этапы жизненного и творч.

Тема урока: Историко-философский смысл романа “Обломов”.

Цель урока: Научить определять основную тему и идею произведения, строить развернутые высказывания на основе прочитанного; уметь сопоставлять и сравнивать авторов разных эпох, героев разных произведений, видеть преемственность классической русской литературе; давать оценку поступкам героев; оценивать их внутренний мир.

Неожиданно для меня и, возможно, логично для любителей поспорить и подисскутировать, на последнем уроке по роману И.А. Гончарова “Обломов” возникло предположение о некоторых параллелях между романами А.С. Пушкина “Евгений Онегин” и И.А. Гончарова “Обломов”.

В начале учебного года в классе уже обсуждалось творчество А.С. Пушкина: говорили об исторической концепции творчества Пушкина, о социально-философских проблемах в его романе.

Урок мы начали с обобщения о том, что роман Гончарова показал, как условия помещечьего быта и дворянского воспитания порождают в главном герое Обломове апатию, безволие, равнодушие. Драматическая судьба Обломова – это судьба целого поколения молодых людей, не нашедших применение своему уму, доброте, правдивости и талантам.

Реплика Голдобина В.: “Очередной лишний в галерее героев русской литературы”, – послужила поводом для начала предметной дискуссии. Да, очевидно, ученики помнят и знают о “страдающих”, “скучающих” эгоистах, позже узнают о Рудине.

Мелихова Д. попросила дать ей возможность доказать, что у Онегина и Обломова много общего и что вероятнее всего один из варинатов будущего Онегина – это и есть жизнь Обломова.

Заготовленная методическая разработка урока оказалась ненужной, потому что мне было важнее дать ребятам возможность высказать свою точку зрения, научиться формулировать свою позицию, аргументировать ее, опираясь на содержание художественных произведений.

Класс был разделен на две группы оппонентов, так как часть ребят придерживалась другого мнения.

  1. Оба писателя назвали свои произведения именами главных героев, подчеркивая, что им интересен человек и судьба героя, а не явление и не событие.
  2. Обе фамилии начинаются на “О”. Буква круглая, без углов, цельная, замкнутая, завершенная, как круг, но в тоже время беспомощная.
  3. Цель обоих авторов – показать судьбу героев, поглощенных размышлениями о выборе жизненного пути, о поисках смысла жизни.
  4. И Онегин, и Обломов утомлены обществом: Онегин через задний двор скрывается от назойливых соседей; Обломов отказывает визитерам, зовущих его в Петергоф.
  5. В обоих романах авторы рассматривают вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о жизненных идеалах, о настоящем человеческом счастье.
  6. И Пушкин, и Гончаров с сожалением показывают героев, разочарованных, несостоявшихся, сломленных, осознающих свою невостребованность, никчемность.
  7. Онегин начал реформы в деревне: “Ярем он барщины жестокой оброком легким заменил”; у Обломова есть “мысленный” план реформы в Обломовке, который он так и не претворил в жизнь.
  8. Ни Онегин, ни Обломов не умеют дружить. Да, им и не хочется, судьба Ленского и чопорный Штольц – тому подтверждение.
  9. Оба не могут и по-настоящему любить. Для любви и дружбы нужно трудиться, нужна работа души и сердца. Одному лень, другой “свою постылую свободу” не хотел променять ни на что: “Я думал вольность и покой – замена счастью”.

Обломов боится перемен, боится деятельности, он и обретает желанный покой на Выборгской стороне в доме Пшенициной. Онегин, может быть, после отказа Татьяны уедет в деревню и будет жить свободно и спокойно и превратится в “лежачего эгоиста”.

Так появилась неожиданная оценка Обломова: неужели, эгоист?

У другой группы ребят были свои аргументы. Они задали ряд вопросов: “А разве Обломов эгоист? Если да, тогда в чем проявляется его эгоизм?”.

Ответ был, на мой взгляд, был убедительным.

– А разве нет? Для кого жил Обломов? Для чего жил? Кому помог? Кого осчастливил? Что оставил после себя? Он округлился, закрылся, замкнулся, и превыше всего для него был собственный покой. Внутри этого жизненного круга для него все удобно: все для него, ради него, вокруг него, рядом с ним – и Пшеницина, и халат, и тапочки.

– А ведь у него сын родился?

– Так получилось. Он ведь не будет утруждать себя заботой о его воспитании, о его будущем, эти задачи он переадресовал Штольцу. Удобно? Конечно. Эгоистично? Конечно.

Что касается Онегина, встретив Татьяну в Петербургском свете, он заботится не о ее чувствах, не о ее чести, не о ее добром имени и будущем, а думает о собственных страданиях. Его заботит собственное будущее, его исповедь – это попытка вызвать сочувствие у Лариной, поплакаться и оправдаться. Это тоже, наверное, эгоизм. И кто знает, может быть, Онегин на самом деле уедет в деревню и, подобно Обломову, приобретет “вольность и покой”.

Вывод я сделала, опираясь на высказывания ребят. Оба произведения реалистичны, написаны в жанре романа, в обоих показана русская действительность XIX века, правда с временным разрывом в 20 лет, оба героя заставили вас поразмышлять о сложных вопросах жизни, оба очень русские, узнаваемы и, наверное, такие типы людей есть и будут всегда. Симпатичны они, интересны? Вам решать, ведь литература учит думать, размышлять, спорить и делать выводы. Надеюсь, что романы И.А. Гончарова “Обрыв” и “Обыкновенная история” вызовут у вас такой же интерес.

Послесловие. Полагаю, такой урок возможен не в каждом классе. Но сейчас, когда общество сетует на то, что мы лишаем нынешнее поколение “законного наследства – классической русской литературы” [Наталья Дмитриевна Солженицына на встрече с президентом В.В. Путиным], когда молодые люди все меньше и меньше читают, такие уроки нужны, даже если они не соответствуют методичесикм требованиям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система уроков по роману И.А. Гончарова "Обломов" 10 класс

Тема. И.А. Гончаров. Творческий и жизненный путь.

Цели. Познакомить учеников с личностью И.А. Гончарова, его биографией, дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических взглядах писателя, выявить взаимосвязь его творчества и судьбы, ввести творчество

И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIX века.

1. Показать роль патриархального уклада жизни в родительском доме, кружка Майковых, "натуральной школы" в формировании личности писателя.

2. Ознакомить с содержанием основных произведений писателя, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени и традициями предшествующей литературы.

3. Показать своеобразие общественно-политической, гражданской позиции

Форма урока. Рассказ-лекция.

План-конспект

I. Организационный момент.

II. Лекция учителя в сопровождении Презентация Microsoft PowerPoint

1. Становление и формирование личности писателя

а) Патриархальный уклад жизни в родительском доме.
б) Читательские пристрастия будущего писателя.
в) Московское коммерческое училище (1822-1830).
г) Московский университет (1831-1834).
д) Кружок Майковых, его роль в формировании взглядов писателя.
е) Первые литературные опыты И.А. Гончарова. Стихи, очерки; связь раннего творчества писателя с эстетикой и поэтикой "натуральной школы".

2. Своеобразие общественно-политической, гражданской позиции И.А. Гончарова

а) Взвешенность, объективность позиции писателя по отношению ко всем важнейшим социальным, политическим, философским вопросам времени.
б) Защита моральных принципов, рождённых традиционным патриархальным укладом жизни, и понимание необходимости социальных перемен в стране.

3. Роман "Обыкновенная история" (1841) в творчестве писателя

а) Обзорное знакомство с содержанием произведения. Роль конфликта романтического и прагматического сознаний в структуре романа. История жизни, нравственных исканий Александра Адуева. Особенности поэтики романа.

4. История создания романа "Обломов"

а) Публикация главы романа ("Сон Обломова") в журнале "Современник".
б) Реакция на публикацию революционной и славянофильской критики.

5. Кругосветное путешествие И.А. Гончарова, его роль в развитии гражданской позиции писателя

а) История путешествия "Фрегат Паллада". Соотношение российского и западного, российского и восточного сознаний, своеобразие русского национального характера.

6. Публикация романа "Обломов" а) Дискуссия, развернувшаяся вокруг романа.

7. Роман "Обрыв", его место в творчестве художника

а) Проблематика произведения. Новый тип героя в творчестве писателя. Изменения в поэтике романа.

8. Публицистическое творчество И.А. Гончарова в 70-е годы XIX века.

"Мильон терзаний", "Гамлет", "Лучше поздно, чем никогда". Цикл очерков "Слуги старого века".

9. Подведение итогов.

Значение и своеобразие творчества И.А. Гончарова, его место в русской литературе XIX века. Особенности общественно-политической, гражданской позиции писателя.

10. Домашнее задание

1. Перечитать главу "Сон Обломова".

2. Выделить образы, приёмы, связывающие поэтику этой главы с волшебной сказкой.

3. Найти связь образов главы с древнегреческой культурой, с представлениями греков о "золотом веке".

4. Обнаружить связь содержания главы с образами христианской мифологии (черты Эдема в жизни Обломовки).

Определить особенности характера главного героя.

Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах.

Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте.

Форма урока – работа в группах.

Мне давно совестно жить на свете.

Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет.

Первая часть работы


Особенности характера Обломова





(глава 1) (глава 5)

(глава 1) (глава 6)

Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли.

Работающий с текстом

Вторая часть работы

Г №1 Г №2 Г №3 Г №4






Волков Судьбинский Пенкин Алексеев

Вопросы для работы групп:

Для чего автор вводит этих героев?

Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?

Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?

Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.

Вывод (глава 8):

Жизнь Обломова.

Цель: прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
Восприятие: колеблющееся — от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
Принципы: делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

Отношения с окружающими. Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.

Критерии оценивания работы групп:

Включенность в работу всех участников группы.

Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление.

Домашнее задание:

Составить цепочку из ключевых слов, раскрывающих особенности характера Обломова.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Форма урока: урок – беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

Задачи:

Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.

Выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

I. Вводный этап:

- Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

- А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

- Через сон открываются особенности внутреннего мира персонажа, здесь отражаются, в искаженном виде, мысли, страхи героев, в снах может быть представлено и будущее.

- Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

II. Анализ произведения:

Художественное чтение отрывка учеником:

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля , чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

(Учащиеся выделяют эпитеты и значимые слова: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно).

- Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.

- Это идеальное место, рай для Обломова.

Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.

Просмотр эпизодов из фильма: Любопытство Илюши. Бесхозяйственность обломовцев. Всеобъемлющий сон подобный смерти. Повторяющиеся, бесплодные вечера. Объединяющее начало в смехе.

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

У: Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.

Читайте также: