Производство конспект урока 9 класс обществознание

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект

Предмет: Обществознание

Базовый учебник: Насонова И.П..Обществознание: экономика вокруг нас. – М.:Вентана-Граф, 2018.

Тема урока: Факторы производства

Тип урока : урок освоения новых знаний и учебных действий

Предметные результаты: называть основные формы капитала; рассмотреть виды капитала; выявить виды доходов, получаемых от факторов производства.

Метапредметные: выполняют смысловое чтение текста, соотносят свой жизненный опыт и содержание обучения, планируют собственную учебную деятельность.

Личностные результаты : формируют ответственное отношение к учению, готовность к самообразованию, формируют интерес к области общественных дисциплин.

Методы обучения: Иллюстративно-словесный, практический.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основное содержание темы, понятия и термины: производство, земля, капитал, труд, предпринимательство.

Образовательные ресурсы: Учебник, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), презентация к уроку.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Сформировать начальные знания особенностей трудового права, научить работать с нормативно-правовыми документами.

-Сформировать начальные знания о трудовых правоотношениях несовершеннолетнего работника и работодателя;

-Научить адекватно анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения ошибок при трудоустройстве на работу;

Развивающая:

-развить логическое мышления и речь учащихся через решение задач по трудовому праву.

-сформировать умения работать и анализировать нормативно-правовые документы,

-грамотно реализовывать на практике свои конституционные права.

Воспитательная:

-повысить уровень правовой грамотности и культуры несовершеннолетних,

-воспитать уважение к праву;

-сформировать представление о культуре труда;

-сформировать активную жизненную позицию учащихся.

Основные понятия:

Право; трудовое право; правоотношения;субъекты права; Трудовой кодекс РФ; несовершеннолетний; труд; право на труд.

Межпредметные связи:

Оборудования и материалы:

компьютер,мультимедийная установка, доска, опорный конспект, карточки с тестовыми заданиями

Учитель.Здравствуйте, ребята, тема нашего сегодняшнего урока:

II.Вводная беседа

III.Изучение новой темы.

Рассказ учителя ( с использованием презентации)

Трудолюбие – моральное качество, характеризующее расположение личности к своей трудовой деятельности. Это значит, что человек работает с желанием, добросовестно, старательно. Такое отношение к труду проявляется в количестве и качестве результатов труда, в материальных и духовных благах, которые созданы трудом. Трудолюбие проявляется в трудовой активности, в усердии работника. В труде человек формируется как личность, развивает свои способности.

Право на труд. Это право относится к основным правам и свободам человека. Оно закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, к которому наша страна присоединилась в 1973 г. Конституция РФ провозглашает свободу труда как неотъемлемый элемент свободы личности. Свобода труда означает, прежде всего, запрещение принудительного труда. Вместе с тем в Конституции закрепляются:

право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

право на труд в условиях безопасности и гигиены;

право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда;

право на защиту от безработицы;

право на трудовые споры работников с работодателями;

право на отдых, гарантией которого являются установленные законом ограничение продолжительности рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.

Все эти нормы являются юридической гарантией права на свободный труд.

Трудовые правоотношения. Вы уже знаете, что правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права. Трудовые правоотношения – один из видов конкретных правоотношений. Особенность их в том, что они регулируются нормами трудового права. Согласно Трудовому кодексу, трудовые правоотношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным и трудовым договорами. Согласно закону, граждане имеют право на выбор места работы путём прямого обращения к работодателям или бесплатное посредничество службы занятости. К числу работодателей относятся физические либо юридические лица: предприятия, учреждения, организации; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане и индивидуальные предприниматели, имеющие право принимать на работу по трудовому договору.

2)Работа с документом (Раздаточный материал)

В обобщённом виде права и обязанности работника и работодателя обстоятельно изложены в Трудовом кодексе РФ.

Среди прав работника отметим такие:

право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращённого рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников;

профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации.

Работник также имеет право на:

создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

участие в управлении организацией в предусмотренных законами и коллективным договором формах;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещёнными законом способами.

В обязанности работника входит:

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;

соблюдать трудовую дисциплину;

выполнять установленные нормы труда;

соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

бережно относится к имуществу работодателя и других работников;

незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

А работодатель имеет право в соответствии с законом заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации.

Работодатель обязан соблюдать законы и иные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; обеспечивать работникам равную плату за труд равной ценности. Закон возлагает на него и иные многочисленные обязанности.

При первом поступлении на постоянную работу для вас будет заведена трудовая книжка – документ, подтверждающий трудовую деятельность. В дальнейшем, устраиваясь на другую работу, нужно предоставить трудовую книжку, в которой зафиксируется переход с одного предприятия на другое.

Можно ли сменить место работы, если вас привлекает труд на другом предприятии, более интересный, лучше оплачиваемый, с лучшими условиями труда, а также в связи с переездом или иными причинами? Закон не выдвигает каких-либо ограничений. Нужно лишь письменно (личным заявлением) предупредить работодателя за две недели. После этого трудовой договор расторгается.

Прекращение действия трудового договора возможно и по инициативе работодателя. Например, если выяснилось, что вы не соответствуете занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, то это может быть основанием для увольнения.

Другими основаниями могут быть неоднократное неисполнение без уважительных причин обязанностей, предусмотренных трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, прогул без уважительных причин, появление на работе в нетрезвом состоянии, совершение хищений. Закон чётко определяет и другие возможные причины увольнения работника.

Есть немало людей, проработавших большую часть жизни на одном предприятии. Как правило, это люди, знающие дело, умеющие взаимодействовать с другими работниками, повышающие свою квалификацию. Обычно их уважают и ценят.

Согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений осуществляется в системе социального партнёрства. Работники и работодатели через своих представителей заключают коллективный договор, регулирующий социально-правовые отношения в организации. Контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют профессиональные союзы.

Важным условием нормальной работы является дисциплина труда. Её соблюдение – обязанность работника. Трудовая дисциплина обеспечивается созданием благоприятных условий для нормальной работы, сознательным отношением к труду, методами убеждения, воспитания, а также поощрением за добросовестный труд.

Речь идёт не только о своевременной явке на рабочее место и полном использовании рабочего времени, но и о добросовестном, творческом отношении к работе. На каждом предприятии дисциплина регулируется правилами внутреннего распорядка. К их нарушителям применяются дисциплинарные взыскания. За причинённый ущерб (порча материалов, изделий, инструментов, спецодежды, необеспечение сохранности имущества) виновные несут материальную ответственность (т. е. обязаны возместить ущерб).

Законодательство о труде предусматривает льготы для тех, кто совмещает работу с учёбой (сокращение продолжительности рабочего дня, дополнительные отпуска). Если, продолжая учиться в школе или в образовательных учреждениях начального или среднего профессионального образования, вы пожелаете совмещать в течение учебного года учёбу с работой, ваш рабочий день не должен превышать 2,5 часа (пока вам не исполнится 16 лет), 3,5 часа – до 18 лет.

Поступив на работу после окончания 9 класса, вы сможете также одновременно учиться по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения в каком-либо образовательном учреждении среднего образования. При этом, если вы будете успешно учиться, работодатель должен будет предоставлять вам, кроме предусмотренного для всех работников ежегодного отпуска, дополнительный отпуск для сдачи экзаменов, подготовки и защиты выпускной работы.

Если после окончания 11 класса вы поступите на работу, вы сможете учиться в высшем профессиональном образовательном учреждении также по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения. И в этом случае закон предусматривает для вас дополнительные отпуска.

Таким образом, пользуясь льготами, вы сможете без отрыва от работы продолжить образование, повысить свою квалификацию, приобрести шанс найти более интересную, с более высокой оплатой работу.

4) Работа ученика( опережающее задание)

Чтобы наши права как работника были соблюдены,нам на помощь приходит профсоюз.Что такое профсоюз расскажет нам Кристина.

Рассказ с использованием презентации.

5) А теперь я вам предлагаю закрепить полученные знания и немного поиграть.

Класс разбивается на 2 команды

IV.Итог урока.

Дифференцированное задание

-тест по теме (4 человека)

-беседа по вопросам:

1)Что означает право на труд?

Какие права и обязанности включаются в трудовой договор?

Что такое трудовая книжка?

В каких случаях действие трудового договора прекращается?

В чём значение дисциплины труда?

Какую ответственность несёт нарушитель трудовой дисциплины?

Что вы знаете о льготах, предусмотренных законом для тех, кто совмещает работу с учёбой?

V.Домашнее задание

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Аннинская средняя общеобразовательная школа № 6

пгт Анна, Воронежской области

Конспект урока по обществознанию
в 9 классе

учитель истории и обществознания

Гурова Людмила Николаевна

для людей - умение трудиться.

1. Сформировать представления учащихся о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве.

2. Учащиеся должны усвоить новые понятия.

3. Продолжить формирование основы правовой культуры.

4. Готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.

5. Продолжить содействовать воспитанию гражданственности, уважения к социальным и правовым нормам.

6. Продолжать воспитывать уважение к закону.

Основные понятия и термины:

трудовое право, трудовые отношения, работник, работодатель, трудовой договор, рабочее время, время отдыха.

Всеобщая Декларация прав человека, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

1. Роль труда в жизни человека.

2. Трудовые правоотношения.

3. Трудовой договор. Работник и работодатель.

4. Рабочее время.

5. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

Труд относится к числу важнейших областей жизни человека. О роли труда в развитии человека и общества вы уже многое знаете. Именно их происхождение связано с трудом. Современная жизнь общества и отдельной личности немыслима без труда.

Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье найти в жизни свое назначение, свое призвание.

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве, которое регулирует отношения в процессе трудовой деятельности.

1. Что такое труд?

2. Зачем надо трудиться?

3. Что мы приобретаем или теряем благодаря труду?

4. Может ли человек прожить без работы?

5. Что такое трудолюбие?

6. Приведите примеры пословиц и поговорок о труде.

Обобщая ваши ответы, можно сделать вывод, что труд — облагораживает человека. В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы, характера труда - серьезный и ответственный шаг. От того какую работу вы выберите, будет зависеть реализация ваших возможностей, интересов, перспективы творческого и карьерного роста, рост благосостояния вашей семьи.

Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения.

Трудовое право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности.

Источники трудового права.

1. Всеобщая Декларация прав человека.

2. Конвенция Международной организации труда.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

4. Конституция РФ.

5. Трудовой кодекс РФ.

6. Указы Президента, Постановления Правительства.

Работа по группам (4 группы).

Проблемный вопрос: Право на труд - это право или обязанность.

1 группа - Конституция РФ (ст. 37).

2 группа - Всеобщая Декларация прав человека (ст. 23).

3 группа - Трудовой кодекс РФ (ст. 1).

4 группа - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6, часть 3).

Вывод: право на труд - одно из основных прав и свобод человека.

Основная трудовая деятельность большинства людей в нашей стране - это работа на предприятиях и в учреждениях, которые могут быть основаны на различных формах собственности. Закон выделяет следующие категории трудоспособных граждан.

В недалеком будущем вы все начнете свою трудовую деятельность. Трудовые отношения работника с предприятием и учреждением регулируется законодательством о труде. Это соответствующие статьи Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ.

Знакомство с Трудовым кодексом РФ .

Права ребенка защищает не только известная вам Конвенция о правах ребенка, но и внутренние национальные законы, например Трудовой кодекс. Вы должны знать, что Трудовой кодекс представляет вам большой список льгот. Рабочий день до 16 лет — 24 часа в неделю, в 16-18 лет - 36 часов в неделю, длиннее отпуск — 31 день, который можно использовать в удобное для вас время года. Вы не должны работать в ночную смену, выполнять тяжелые работы.

Закрепление. Решение задач по группам (см. приложение).

Возвращение к маркированной таблице.

Что узнали нового?

Вывод: я надеюсь, что полученные знания на уроке вам помогут в жизни и пополнят основу вашей правовой культуры.

Домашнее задание: параграф 39, новые понятия.

Задачи для первой группы.

1. Должен ли гражданин, впервые ищущий работу и не имеющий

профессии, представить в службу занятости следующие документы:

2. трудовую книжку;

3. справку о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы;

4. документ об образовании;

5. справку о состоянии здоровья.

Согласны ли вы с перечнем документов? Если нужно, внесите свои коррективы.

2. Дед Андрея Степан Петрович обожает розыгрыши. Вчера, например, Степан Петрович, собираясь на работу в автохозяйство, попросил внука поискать его трудовую книжку, которую он якобы потерял дома.

В чем заключался розыгрыш?

Задачи для второй группы.

1. Мой друг устроился на работу курьером в одно издательство. Он похвастался, что теперь у него есть трудовая книжка, и был счастлив. Однако, когда мы встретились в другой раз, мой друг был печален. Оказалось, что он уволился с прежнего места работы, а когда пошел устраиваться на новое, то обнаружил, что потерял трудовую книжку. Я сказал ему, что знаю, как решить его проблему.

Что я сказал другу?

2. Кому из перечисленных лиц не устанавливается испытательный срок при приеме на работу?

1. Валентину 17 лет;

2. библиотекарю Елене Семеновне с высшим образованием и пятилетним стажем работы;

3. Сергею, демобилизованному из армии.

Задачи для третьей группы.

1 . За нарушение дисциплины в общественном месте группа молодых людей в возрасте 17-18 лет была привлечена к административной ответственности. На заседании административной комиссии было установлено, что никто из них не учится. Один из членов комиссии предложил включить в решение комиссии требование, обязывающее их в течение двух-трех недель поступить на работу или учебу, в противном случае они будут привлечены к работе в принудительном порядке.

Правомерно ли требование о привлечение людей к труду в

принудительном порядке? Свое мнение обоснуйте.

2. Если вы решили во время каникул поработать, куда вы обратитесь? Какие документы подготовите для приема на работу?

Задачи для четвертой группы.

1. Научно-производственное объединение опубликовало объявление с приглашением на работу нескольких специалистов. При этом были указаны требования к желающим поступить на работу.

Возраст не старше 30-40 лет;

Не принадлежащий к каким-либо партиям.

Законны ли условия, выдвинутые объединением? Свое мнение обоснуйте.

2. Какие условия должны быть соблюдены при приеме на работу учащихся общеобразовательных школ?

Читайте также: