Происхождение имен конспект урока

Обновлено: 01.07.2024

Автор: Мальцева Ирина Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №10 г.Нижнеудинск"
Населённый пункт: город Нижнеудинск, Иркутская область
Наименование материала: Конспект урока русского языка в 6 классе по ФГОС .
Тема: "Происхождение имён"
Раздел: полное образование

Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему «Происхождение

Тип урока: Урок развития речи с элементами проектно-исследовательской

Образовательная (предметная):

1.Формировать представление о происхождении личных имен.

2.Вырабатывать практические умения устанавливать связи личных имен с источниками их

3.Выявлять стилистическую роль имени в устной и письменной речи.

Развивающая ( коммуникативная):

1.Развивать информационную компетенцию – навыки работы с различными источниками

информации( словарь личных имен, интернет-ресурсы, книги, монологическая речь

учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки устной и письменной монологической

3.Развивать учебно-познавательные компетенции: исследовательские навыки познания,

умения действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности.

4.Развивать творческие способности учащихся (составление синквейна имени).

Воспитательная (личностная):

1.Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к русскому языку.

Формируемые УУД

интерес к русскому

*Строить устное и

Планируемые результаты

происхождения русских и

*Умение применять знания

в новой ситуации.

*Правильно писать имена

их в устной и письменной

*Проводить наблюдение под

познавательного интереса к

*Стремление к речевому

1.Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Тему его вы

определите сами. Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите соседу в

глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте друг

другу успехов в работе по теме урока.

2.Актуализация знаний. Словарная работа.

Задание: Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Русские им…на, сл…варь лич(?)ных имен, …тим…логия им…ни, узнать о происх…

ждени… им…ни, …ф…ц…альное имя, хлеб…пашец, п…б…дитель, Дан…ил, Муха(м,

мм) ад, быть в гостях у Ксени…, публич(?)ное выступление.

(Проверка в парах, оценка).

3.Самоопределение к деятельности. Определение целей и задач урока.

1) Определите тему сегодняшнего урока, опираясь на словарный диктант.

2) Сформулируйте для себя цели урока. Используйте опорные слова:

Хочу узнать …(происхождение своего имени).

Хочу понять …(значение своего имени).

Хочу научиться …( употреблять правильно свое имя в устной и письменной речи).

3) Слово учителя с элементами беседы.

- Молодцы, вы верно сформулировали тему и цели нашего урока. В связи с изучением

Мы редко задумываемся, что означают наши имена. Они идут с нами по жизни с самого

рождения, а зачастую выбираются родителями еще до нашего появления на свет.

Имя – это не просто набор звуков. У каждого имени есть свое значение ( иногда – явное:

Вера, Надежда, Любовь; Майя, Юлия, Августа, Октябрина; чаще значение имени

Каждое имя имеет свою историю: кого-то называют в честь близких родственников, кого-

то в честь знаменитых людей, даже героев сериалов, книг.

- Есть ли из вас те, кого назвали в чью-то честь? (учащиеся отвечают).

- Есть мода на имена, когда в классе несколько человек с одним именем. А какие в вашем

классе самые модные имена? ( Анастасия – 4 человека, Алексей – 3).

- Бывает и так,что имя звучит красиво, но от него отказываются, потому что какой-то

человек, носивший это имя, опозорил его. Знаете ли вы такое имя?

причинил людям Адольф Гитлер, вряд ли кто назовет так своего ребенка).

- Вернемся в наше время. Почему с именами важно обращаться бережно и быть точными

при их написании?( Есть варианты написания имен: Даниил, Данил, Данила; Софья и

София; Наталья и Наталия).

- Где может отразиться на судьбе человека неправильно написанное имя?

( При составлении документов, иначе они будут считаться недействительными).

4. Открытие новых знаний.

- Как вы думаете, из каких источников мы черпаем знания о происхождении имен?( Из

словарей, интернет-сайтов, книг).

- Знаете ли вы, из какого языка пришло ваше имя? Назовите эти языки.

( Исконно русское, греческое, латинское).

5. Усвоение новых знаний. Исследовательская работа учащихся.

- Сейчас вам предстоит интересная работа. Вам нужно представить свое имя. Но прежде

составим план, по которому вы будете публично выступать. Для этого обратимся к упр.

№261, которое поможет составить нам этот план.

( Учащиеся читают вслух упр.№261, составляют и записывают в тетрадь план словарной

статьи об имени).

План исследования моего имени.

1) Полное официальное имя.

2) Этимологическая справка о происхождении и первоначальном значении имени.

3) Отчество, которое образуется от имени.

4) Уменьшительные производные имени.

5) Почему меня так назвали.

6) Аналог моего имени из другого языка.

7) Синквейн моего имени .

8) Интересно ли изучать происхождение имен?

- А теперь обратимся к рабочим материалам учебника упр.№263, которые помогут

систематизировать первые 4 пункта вашего плана, пункты 5-8 – дополнительные .

6. Физкультминутка ( Упражнение на долголетие).

7. Первичная проверка понимания.

1) Проговаривание друг другу своих выступлений.

2) Выступления учащихся ( по желанию).

8. Первичное закрепление.

- Можете ли вы привести примеры необычных имен, появившихся в наши дни?( Ответы

учащихся на основе опережающего домашнего задания: Ангел, Люцифер, Князь, Дельфин,

Тюльпан, Россия, ,Луна, Мерседес, Миллионера, Харизма и другие).

- Может ли такое имя влиять на судьбу человека? Вы за такие имена или против? ( Ответы

учащихся сводятся к мысли: экзотическое имя влияет на судьбу человека, и жить с таким

- Действительно, дети с необычными именами имеют проблемы во взрослом возрасте.

Ведь имя может не соответствовать личностным качествам ребенка. Необычное имя

привлекает к себе внимание. Не каждый человек может выдержать повышенный интерес к

- А как вы думаете, имеет ли право человек поменять свое имя?

( Ответы учащихся и дополнение учителя: после 14 лет через ЗАГС, но только с

разрешения родителей, после 18 лет – самостоятельно).

- Кстати, в этом году изменили свое имя 6455 человек.

9. Рефлексия.

- Ребята! Наш необычный урок подходит к концу.

- Какие открытия для себя вы сделали сегодня на уроке?

- Достигли ли поставленных в начале урока целей?

- Происхождение какого имени вам особенно запомнилось?

- Понравился ли вам урок? Дайте оценку нашей работе. Покажите мне ваши смайлики и

наклейте их в тетрадь. Спасибо всем за плодотворную работу!

10. Домашнее задание: Оформить исследование своего имени на лист А-4, включив в

него синквейн своего имени.

Автор разработки урока: Мальцева Ирина Геннадьевна, учитель русского языка и

Примеры синквейнов , созданных учащимися на уроке :

Анастасия Анастасия

Добрая, трудолюбивая Преданная, доверчивая

Рисует, творит, радуется Живу, мечтаю, учусь

Настя – форма мужского имени Настя приносит большое счастье

Мария Ксения

Добрая, уравновешенная Трудолюбивая, умная

Нянчится, заботится, жалеет Учится, танцует, рисует

Любит играть с детьми Любит заниматься танцами

Даниил Алексей

Шустрый, любопытный Добрый. отзывчивый

Развлекает, веселит, играет Защищает, оберегает, борется за

Я - жизнерадостный человек справедливость

Библейское имя. Многого добивается в жизни

Каролина Илья

Чувствительная, застенчивая Щедрый, отзывчивый

Очаровывает, привлекает, восхищает Поддерживает, уважает, слушает

Успех – вот что создает великих людей Иногда вспыльчив, но быстро

Диана Мухаммад

Позитивная, яркая Прославленный, восхваляемый

Дружит, поддерживает, смешит Покоряет, обладает

Мое имя – подарок папы прозорливостью, смелостью

Божественная. Подчинение во всем Богу

«Я думаю, знать происхождение своего имени нужно для того, чтобы понимать, к

Сформировать умение через лексико-грамматический анализ слова – имени; выявлять связь имен с историей государства, профессией; умет отличать имена иноязычные от исконно русских.

Воспитать человеческое достоинство, уважение к личности.

Словарь: ономастика, антропонимика, репло, прозвище, название, прозвание.

Имя и фамилия у тебя одно,
Навсегда оно тебе дано
Жизнь длинна и оттого
Ты побереги его.

Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.

Сегодня у нас необычный урок-урок – внеклассное мероприятие

“Что в имени тебе моем?”

Тема нашего занятия связана с традициями русского народа. Все традиции уходят корнями в далекое-далекое прошлое. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, – наша задача, наш долг.

Ведь мы с вами русские люди?

С далеким прошлым связано и появление на Руси имен.

Кто Я? – вы не задавали себе такой вопрос?

Вы рождаетесь и выбор имени своему ребенку – нередко единственному, всегда проблема для родителей.

“Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.”, – так писал Гомер – древний греческий философ, поэт.

Другой ученный утверждал:

Имя каждого человека несет в себе обобщенный, ответ всечеловеческий, и нами, нашими именами говорит сама история.

Ребята! .Как вы думаете, какое слово вы слышите за свою жизнь чаще других.

Да, действительно, ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Каждому хочется, чтобы его имя звучало красиво, чтобы оно ласкало слух, звучало как музыка, как легко дующий ветерок, как шелест листочков.

Давайте попробуем сделать одно открытие. В русском языке есть много разделов, которые мы изучаем, а существует еще один нами еще не известный. И мы сейчас это услышим.

l-ый ученик: Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом ономаимя. Эта наука выделяет ряд разделов, среди которых существует и раздел антропонuмика (от греческого антропос – человек, антропология – наука о человеке).

Учитель: Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. У каждого из нас есть свои замечательные личные имена.

Ребята, вы знаете, что наш язык восходит и древнерусскому языку. Какие же слова в древнерусском языке имели то же значение (синонимы) что и слово имя, т.е. синонимы. Об этом скажет Илья.

2-ой ученик: В древней Руси в далёком прошлом существовало ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя, – это рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование.

Это специальные слова, служащие для обозначения отдельного человека.

Учитель: Роль личного имени велика. Хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Какие вы знаете пословицы, где употреблено слово имя.

Учащиеся: (приводят пpuмepы пословиц).

Всяк человек свое имя знает.
Сын не родился, а уже имя ему дали.
Богатого по отчеству, а убогого по прозвищу.
От доброго дерева добрый и плод.
Береги честь смолоду.
У него доброе имя.
Не позорь моего имени.

Учитель: В каждой пословице – свой скрытый смысл, своя правда жизни, в ней мудрость народа, его наблюдательность. О различных именах есть дразнилки, частушки, песни. Назовите известные вам.(дети приводят примеры дразнилок, частушек)

Учитель: Так что такое имя? И трудно ли его выбирать. Иногда это сделать нелегко. Вот что пишет в шутливом стихотворении Юрий Благов:

Дед старался для внучонка
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко
Товий, Муций, Свен, Арфей.

Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней
Гелий, Атом, Космодром.

Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.

Бабка с нехристями знаться не желает
И сама вносит лепту в святцы
Псой, Сысой, Кузьма, Фома.

Сочинительством премудрым
Заниматься вчетвером
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.

Учитель: Почему спорщикам удалось договориться? (из любви к ребенку дали все же понятное всем имя)

Учитель: В разные времена популярными были определенные имена. Так в 18 веке не существовало семьи, где бы не было Катерины. По убеждению родителей многочисленных Катерин, и дочери, получив в дар такое имя, должны были хоть в чем – то уподобиться матушке – царице Екатерине Великой, которая была богом в глазах тогдашнего общества.

Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изучением собственных имен, утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Вероятно, это нужно учитывать при выборе имени: для людей, родившихся зимой, – одна особенность, для других – другая.

Послушаем, что нам скажут ребята.(выступление учащихся)

Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, имеют крутой нрав, жестки, властны, тяготеют к точным наукам.

Весенние люди – легко уязвимы и физически, и морально, нерешительны, обидчивы, брезгливы, часто эгоистичны, очень талантливы, у них чувство юмора, хорошая память, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам.

Летние – добродушные, бесхарактерные, легко поддаются чужому влиянию, эмоциональные, впечатлительные, гордые, настойчивые, трудолюбивые. Не злопамятны, натуры широкие, не мелочные.

Осенние – универсальны, расчетливы, рассудительные, серьезные, мудрые, делают все не спеша, обдуманно. Хорошие дипломаты, усердны, старательны, принципиальны. Имеют четкую цель в жизни, не конфликтны, одинаково успешно занимаются и точными науками и искусством.

Какие бывают имена? (перечисляют)

Учитель: Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. В разные эпохи давали имена, отражавшие время, в которое живут люди, например: называли детей именами Революция, Диктатура, Закон, Октябрь, Октябрина, Май, Майя, Декабрина, сын – Рево, дочь – Люция, от слова Революция. Это имена, появившиеся в 20 г. 20 века после Великой Октябрьской революции. В эту эпоху научных открытий давали имена Атом, Неон, Протон и др. имена необычные, не христианские. И вот Маршак написал “В защиту детей”. Прослушаем это стихотворение.

Если только ты умён
Ты не дашь ребятам,
Столь затейливых имён,
Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.

Хоть семья её звала
Сокращённо Дита
На родителей была
Девушка сердита.

Для друзей искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец
Дочь свою Идея.

А один оригинал
Начинён газетой
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придётся вековать
Злополучным детям.

Задание: Выписать имена из стихотворения.

Учитель: Сейчас напишите старинные имена, необычные для вас или иноязычные, которые вам встречались.

Учитель: какова история вашего имени.

Напишите, как можно вас называть. Например, Саша-Сашенька, Александр и др.

Прочитаем несколько имён.

Учитель: Ребята, а есть история вашего имени, расскажите.

Что я знаю о своём имени? Почему меня так назвали, кто назвал? В какое время года ты родился? Как ваше имя связано с именем какого-либо родственника? Какова судьба этого родственника?

Незаслуженно забытые имена.

В огромном необъятном океане имен мы используем очень малую часть: состав имен, даваемых новорожденным, слишком узок.

Так в 1967 году в Ленинграде за месяц родились 142 Сергея и 144 Елены.

Сейчас массовыми являются имена Андрей, Дмитрий, Елена, Наталья, Сергей.

Но в наши дни люди стали дорожить реликвиями прошлого и более тщательно их охранять и понимать историческую ценность, старые имена стали выглядеть и звучать по новому. Конечно, не стоит, наверное, восстанавливать все старые имена, но знать их надо и забывать нельзя, потому что их звучание и история ничуть не меньше значат для нас, чем звучание и история имен новых и широко распространенных. Некоторые имена пережили века. Таково имя Иван, причем во многих странах есть имя Иван. Русские имена давали в соответствие с тем, какие были в святцах (церковный календарь), из них выбирали имя ребенку при крещении.

Русским именам близки имена славянских народов (украинский, белорусский, чешский, словацкий)

Ксения – греческое
Аксинья – русское
Оксана – украинское
Имена иногда дают очень странные.

Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живет он Приневайске,
В переулке Веселинском.
С ним и тетка – Трулялетка,
И дочурка – Трулялурка,
И сынишка – Трулялишка,
И собачка – Трулялячка!
Есть еще у них котенок

По прозванью Труляленок
И в добавке попугай -
Развеселый Труляляй!

Но многие имена переходят из года в год, из века в век. Скажите, ребята, а знаете вы известных людей с вашим именем?

Иван Сергеевич Тургенев – Котов Ваня

Сергей Александрович Есенин – Кулинич Сережа

Екатерина II – Тарбеева Катя

Есть среди на наших ребят интересное имя – Ярославна.

Учитель: Ярославна, а ты знаешь откуда твое имя?

Ученица: “Слово о полку Игореве” – жена князя Игоря.

Сейчас ранее устаревших имен стали появляться все чаще – это:

Тарас, Федор, Араний, Захар, Матвей, Варвара, Зинаида, Зоя. Исчезают Жанны, Эдуарды – заимствованные имена.

Какие устаревшие имена вы нашли.

Многие в разные времена создали свои имена, называли своих детей необычно. Новые лучше, чем подражательные, но и дать новое имя – дело ответственное.

Сергеями, Андреями, Иванами,
Иринами, Маринами, Татьянами
Теперь детей стараются назвать.
А было время именами странными
Одаривали их отец и мать.
Вот стали взрослыми,
А то и старыми: Энергия, Ванцетти, Володар
И Военмор во славу Красной Армии
И Трудомир – В честь мира и труда.
Родварком окрещен рожденный в Арктике,

Поняв, что этот век неповторим
Старались и профкомы и рабфаковки
Его вручить наследникам своим.
И в новых именах бессмертье видели
Их увлеченье не было игрой.
Не надо обижаться на родителей
Перемудривших раннею порой.
Вы, названные Нинами, Маринами,
Андреями, Петрами в наши дни,
Не тяготитесь отчествами длинными,
Свою эпоху славили они.

Знаете ли праздники в честь имен?

Макарьев день – 1 февраля, Татьянин день – 25 января.

Много есть имен с удвоенной согласной. Назовите, кто больше.

Анна, Алла, Жанна, Ганна, Филипп, Иоанн, Джованни.

Назовите имя одинаково встречающееся для женщин и мужчин.

У вас в классе много ребят, которые носят одни и те же имена: Катя, Таня, Саша, Дима. Как таких называют людей? Тезка.

Расскажите о знаменитом тезке. (Рассказы учащихся)

Ребята, тайной происхождения окружены не только имена, но и фамилии. Давайте продолжим познавать себя.

И поможет нам в этом ваша фамилия.

– Почему у нас разные фамилии?

– Что называет фамилия?

– Как фамилия помогает узнать что-нибудь о предках?

– Из какого языка пришло слово “фамилия”? И что оно означает?

– Когда фамилия появилась на Руси?

– Где можно найти точное толкование слова?

Так что означает фамилия?

Пишем: Фамилия – наследственное имя семьи. Семейное имя, передаваемое по наследству.

Учитель. Такое привычное для нас слово “фамилия” попало в наш язык из латыни и в переводе означает 7Я (семья).

Как вы думаете, давно появились на Руси фамилии?

Учитель: Фамилии в современном понимании слова на Руси появились довольно поздно, лишь в 16 веке. Распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Значительная часть городского и сельского населения еще 200 лет назад не имела фамилии.

Задание: Запишите фамилии:

Кузнецов, Медведев, Гончаров, Волков, Белоголовый, Кудряшов.

Разбейте их на группы, на пары по какому-либо принципу. Помните, что фамилии подсказывают что-то из прошлого предков.

1.Кузнецов, Гончаров – род занятий

2. Медведев, Волков – от зверей

З. Белоголовый, Кудряшов – от отдельных признаков людей.

Продолжите группу фамилий:

1. Столяров, Плотников .

2. Лисицин, Петухов .

З. Хромов, Соленцов, Косоротов .

Учитель: Чаще всего фамилии указывают на род занятий предков. Назовите такие фамилии.

Учитель: Живет в каком – то селении, а может на окраине города человек, имеющий кузницу. Среди сельчан он получает прозвище: Кузнец, а его сын – Кузнецов сын. Потом появляются другие профессии в семье, а фамилия остается.

Учитель: Очень часто о внешности предка говорит фамилия: Белоголовов, Кудряшов, Ломоносов.

В фамилиях различных лиц
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц
Зверей и насекомых.
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Пчелкин,
Мокрицин, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.

И нам нельзя забыть, друзья, что с большой буквы пишется фамилия.

Исследуйте свою фамилию.

Отчего произошла фамилия?

Стародубов, Дорогина, Дорофеева, Сонина, Татарцев и другие.

Имена появились Горздо раньше, поэтому часто фамилии образовались от имени основателя рода, семьи.

Давайте сами попробуем образовать фамилии:

Никита, Митрофан, Петр, Тимофей, Сергей, Павел.

Ребята, а на что указывают следующие фамилии? Какую информацию можно получить о предках, чьи фамилии: Москвичев, Востоков, Северин, Муромов, Волгов, Волжанин, Новгородцев.

Ответ. Фамилии указывают на место жительства.

Вывод: фамилии указывают на место жительства, род занятий, внешность предка, от названий животных и растений, от имен основателей рода.

1. Напишите фамилии, указывающие на внешность предка.

(Вспомните рассказ “Фантазеры”, кто его автор?, “Незнайка на Луне”)

2. Определите, как произошли фамилии:

Сергеев, Новгородцев,Серов, Плотников, Соловьев, Гуськов, Тимофеев, Иванов,Медведев.

Учитель. Берегите честь смолоду.

Как вы понимаете эту пословицу?

Имя и фамилия у тебя одно.
Навсегда тебе оно дано.
Жизнь длинна.
И оттого ты
Побереги его.

Храните, ребята, свое имя, честь, человеческое достоинство. Храните память о своих предках. Совершайте благородные поступки во имя людей, во имя добра, чтобы сохранить навсегда свое доброе, честное имя.

Необыкновенные истории случаются всегда только с людьми, чьи имена произносятся трудно.

Проспер Мериме. Имя действительно направляет жизнь человека по известному руслу и не дает потоку жизненных процессов протекать где попало. Но в этом русле сама личность должна определить свое нравственное содержание.

Л.А. Флоренский Народное представление об имени служило руководством в поведении. Одним из памятников такого руководства, письменно закрепленным осколком целой культуры имен можно представить известный “Реестр о дамах и о прекрасных девицах”, который печатался в русских народных картинках. (Прочитать)

1. Тетрадь отдельную

2. Альбомный лист. Фото свое, что известно о своем имени.

3. Пословицы об именах, частушки, песни, дразнилки.

4. Написать старинные имена, иноязычного выражения, употребляющиеся в нашем языке.

5. Рассказать о знаменитом тезке.

6. Выписать значение слова “фамилия”.

7. Песни, где встречаются имена.

Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
Т о назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То – хошь не хошь – Иероним!

Святой должен покровительствовать этому человеку.

Чти отца своего и свою мать – так учит древняя мудрость. Знай свой род, своих дедов, предков, родственников и цени свой дом, свою деревню, город, свои родные места.

Изучай старину! Помни: ты не сам по себе, ты – член семьи, дорожи памятью своего рода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод: наблюдение над языком, частично-поисковый.

Цели урока: представление о происхождении имени людей, пробуждение интереса к собственному имени.

Развитие исследовательских навыков, привитие интереса к русскому языку.

Воспитание человеческого достоинства, уважения к личности

Задачи урока:

Образовательные:

развить умение формулировать определение понятий;

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Основные понятия: ономастика, антропонимика, имя.

Оборудование:

информационный лист – карточка

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

- Покажите, какое у вас сегодня настроение. (Дети показывают карточку-пиктограмму)

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. А урок у нас сегодня необычный.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные

Цель: переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока,

создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

3. Постановка учебной цели.

- Тема нашего урока связана с традициями русского народа. Все традиции уходят корнями в далекое-далекое прошлое. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, – наша задача, наш долг.

Ведь мы с вами русские люди?

- Ребята! Как вы думаете, какое слово вы слышите за свою жизнь чаще других.

- Да, действительно, ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Каждому хочется, чтобы его имя звучало красиво, чтобы оно ласкало слух, звучало как музыка, как легко дующий ветерок, как шелест листочков.

- Как вы думаете, зачем имя нужно человеку?

- Какую информацию несёт в себе имя?

- Легко ли выбрать имя?

Роль личного имени велика. Хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени.

Обратите внимание на пословицы и поговорки об имени. Как вы их понимаете?

Сын не родился, а уже имя ему дали.

У него доброе имя.

Не позорь моего имени.

Запишите число, классная работа

-Итак, попробуйте сформулировать цель нашего урока

Ответы на вопросы

Записывают в тетрадь

Формулируют и записывают тему урока

Формулируют цель урока

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Творческая практическая деятельность.

Физ. минутка (пауза релаксации)

1.Слово учителя

- Давайте попробуем сделать одно открытие. В русском языке есть много разделов, которые мы изучаем, а существует еще один нами еще не известный. И мы сейчас это услышим.

- Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом ономаимя. Эта наука выделяет ряд разделов, среди которых существует и раздел антропонuмика (от греческого антропос – человек, антропология – наука о человеке).

- В древней Руси в далёком прошлом существовало ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя, – это рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование.

Это специальные слова, служащие для обозначения отдельного человека.

- Роль личного имени велика. Хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени.

2. Чтение стихотворения Ю.Благова.

Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром

3. Беседа по вопросам.

Ребята, почему спорщикам удалось договориться?

(Из любви к ребёнку ему дали понятное всем имя ).

А какова история вашего имени? Расскажите о ней.

- Что означает ваше имя?

- Почему вас так назвали?

- Ваше имя связано с именем какого-либо родственника?

- Какова судьба этого родственника?

- Как вас называют дома?

- Знаете ли известных людей с вашим именем?

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Руки, ноги расслабляем и мозги не напрягаем.

Дышим ровно, глубоко. Нам становится легко!

5.Работа на карточках

1. Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

Владеть миром ( Владимир )

Любить мир ( Любомир )

Свято славить ( Святослав )

Владеть всем ( Всеволод )

Милая людям ( Людмила )

Богом данный ( Богдан )

Борющийся за славу (Борислав )

2.Вспомните имена с удвоенной согласной: ( Анна, Геннадий, Виолетта, Алла,

Инна, Жанна, Савва, Римма…)

3. Вспомните названия растений, цветов, которые созвучны с именами:

Познакомить учащихся с миром имен, их историей, значением и своеобразием. Дать представление о происхождении имен людей, вызвать интерес к собственному имени. Показать связь имен с историей.

Содержимое публикации

Родной язык.

Познавательная

Познакомить учащихся с миром имен, их историей, значением и своеобразием.

Дать представление о происхождении имен людей, вызвать интерес к собственному имени. Показать связь имен с историей.

Развивающая

Научить образовывать полную форму имен. Узнать использование имен в пословицах, русских народных сказках, формировать умение обращаться друг к другу по именам, воспитывать культуру речи. Развивать память, мышление, речь. Развивать умения работать с литературой, умение работать в группе и индивидуально; формулировать выводы.

Воспитательная

Воспитать человеческое достоинство, уважение к личности.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

познавательных УУД:

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме;

Тип урока: изучение нового материала.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Мы рады видеть всех детей здоровыми, весёлыми, в хорошем настроении. Давайте улыбнёмся друг другу. Какие у всех сразу стали весёлые лица!

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.

-Ребята, как называются люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга?

Ответы детей: семья.

- В одной дружной семье появился малыш. Глядя на своего малыша, родители сразу начинают над чем-то задумываться.

- О чём задумываются родители?

Ответы детей: какое имя дать ребёнку.

Каждая семья должна

Выбрать крохам имена.

Среди сотен самых разных

В каждом имени есть свет

В каждом – солнышка привет.

С милым, нежным малышом

Свет любви приходит в дом.

Саши, Игорьки, Иваны,

Ксюши, Кати и Татьяны

Взрслым дарят море свет

Этим светом все согрето

-Правильно, родители думают, как же им назвать малыша, какое имя дать, ведь имя остаётся с малышом навсегда.

Сегодня мы поговорим о наших именах.

Но сначала — разминка. Проверим, хорошо ли вы знаете имена героев русских народных сказок и былин.

- Знаете ли вы, что ваше имя тоже имеет историю?

Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ, выделять из толпы отдельного человека, обращаясь к нему по имени.

Какое разнообразие имён встречается вокруг нас с вами!

Имя присваивается человеку при рождении. Сейчас мы почти точно можем определить по имени принадлежность человека к тому или иному народу.

А вы знаете, как звучит имя Иван в других странах?

Такое распространённое в России имя, как Иван, в Англии будет звучать как Джон, во Франции — Жан, в Испании — Хуан, в Германии — Ханс, в Италии — Джованни.

В Древней Руси имён было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они черты характера или внешние особенности человека.

У каждого из нас есть имя. У кого-то оно привычное, часто встречающееся, а у кого-то редкое. Злата, Василиса, Матвей, Ермолай, Мариника.

Но всякое имя прекрасно, потому что его с любовью дали нам наши родители. И мы с гордостью носим данное нам имя всю жизнь, отзываясь то на полное, то на краткое, то на уменьшительно-ласкательное, то на имя-отчество.

б) - Имена бывают полные и краткие. Давайте поиграем. Я буду называть краткое имя, а вы — полное.

Леша (Алексей), Леня (Леонид), Женя (Евгений), Вова (Владимир), Саша (Александр), Рома (Роман),

Света (Светлана), Катя (Екатерина), Лена (Елена), Настя (Анастасия), Надя (Надежда), Вера (Вера), Вика (Виктория), Саша (Александра), Лара (Лариса), Таня (Татьяна), Люда (Людмила).

в)А теперь послушайте стихотворение И. Бардина и скажите, как зовут мальчика, о котором идет речь.

Лежит возле клумбы. Забытая лейка.

— Кто здесь тебя бросил?

Грустят у песочницы

— Кто здесь вас оставил?

Про нас он забыл

И с друзьями играет.

За ним собирает.

Андрейка и Андрюшка — это уменьшительное от полного имени Андрей. Наверно, у каждого из вас тоже есть любимое уменьшительное, ласковое, домашнее имя.

Дети передают по кругу шар в виде сердца и называют соседа ласковым именем. Например: Лёвушка, Настенька, Мишенька и т.д.

-Да, дети, ласковое имя лучше мягкого пирога!

Люлю, люлю, люленьки,

Прямо Шуре в люленьку,

Сели гули на края,

Прямо Шуре в люленьку.

Стали гули гулевать,

Стала Шура засыпать,

Спи-ка, Шуренька, поспи,

Ручки белые прижми,

Глазки, милая, сожми,

Стали гули гулевать,

Стали гули ворковать,

Чем нам Шуреньку питать?

Сахарком ли, медком,

Или кашкой с молочком?

Она сахару не ест,

Меда в рот не берет,

Уж мы съездим во торжок,

Купим Шуреньке горшок,

Крупки маленький мешок,

Будем печку топить,

Будем кашку варить,

Будем Шуреньку кормить,

г) ЗАДАНИЕ: назвать имена, которыми можно назвать и девочек, и мальчиков.

- Будет ли различаться полная форма имени у мальчиков и девочек?

(ЕВГЕНИЙ – ЕВГЕНИЯ, АЛЕКСАНДР – АЛЕКСАНДРА)

- Оказывается всё растёт: росточек вырастает в большое дерево, цыплёнок превращается в петуха или курицу, мальчик и девочка вырастая, становятся взрослыми мужчиной и женщиной. Имя растёт вместе с нами.

-Давным-давно в п. Ленинский у молодых родителей родилась здоровенькая девочка и назвали её СВЕТОЧКА, мама звала Светочка, папа просто Светуля. Шло время, пошла девочка в детский сад, потом в школу. Звали её уже Светлана. Девочка долго думала кем стать, когда вырастет, где работать, и решила, что будет работать с маленькими детьми в школе, стала учителем. И теперь все зовут Светлана Геннадьевна.

Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы, растёте, и вместе с вами растёт имя. Машенька станет Марией, Настенька - Анастасией.

-Саша, как тебя будут звать?

-А что есть кроме имен у человека? (Еще у человека есть отчество).

-Интересно отметить, что на Руси отчество указывало на происхождение и родственные связи человека. Отчество образуется от имени отца, отчество нам дарит папа. Например, Виктор – Викторовна, Павел- Павловна.

- Какое отчество у тебя?

-Сейчас, мы с вами проверим, как вы знаете отчества. Я называю мужское имя и кидаю мячик, а вы ловите и называете отчество к этому имени. Иван, Петр, Семен, Валерий.

Закройте глаза. (Звучит музыка). А теперь представьте себе звёздное небо. Звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Посмотрите внимательно на звёзды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту, а может быть, она напомнила вам о минутах счастья, радости, удачи? Ещё раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до неё дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите её с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.

Откройте глаза, найдите ту звезду, которая вам понравилась и назовите её своим именем, но именно тем, которое вам нравится, и вы хотите, чтобы мы вас звали именно так.

5. Закрепление знаний.

а) -А теперь необходимо в конце каждой второй строчки вставить имя, такое, чтобы оно рифмовалось с последним словом первой строки.

С горы на санках несся вниз

Веселый, озорной . (Денис, Борис).

Протекала крыша наша,

И помог нам мастер . (Саша, Паша).

В воскресенье встала рано

Пол подмел сегодня в классе

Наш дежурный Сомов . (Вася).

Только что промчался мимо

Мой сосед Григорьев . (Дима).

Решала задачку про мандарины

Отличница наша Петрова Ирина).

Влезла в лужу по колено

На картинке — Бармалей.

Нарисовал его . (Андрей, Сергей).

б)Разгадать шарады.( слайд)

в) -Имена есть у всех людей и даже у героев сказок и мультфильмов.

➢ «Все называют меня краса — длинная коса. (Варвара.)

-Какие имена вы запомнили на уроке?

-Какие одинаковые имена можно давать и девочкам и мальчикам?

-Какое имя вам нравится больше всего? Почему?

-Оцените свою работу на уроке.

-Что понравилось? Что запомнилось?

Будь же всегда достоин

Будь прям, и правдив, и спокоен,

И с честью носи его!

-Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Список используемой литературы

Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русских имён. – М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.

Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

Я, Ты, Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.: О.Л. Князева.- М.: Мозаика-Синтез, 2003.

Читайте также: