Географические открытия древности и средневековья конспект урока 5 класс фгос

Обновлено: 03.07.2024

1. Для чего люди изучают Землю ? 2. Ка кие географические открытия совершили люди в древности?

Плавания финикийцев В Восточном Средиземноморье жил удивительный на род — финикийцы . Они смело плавали по Средиземному морю, выходили в Атлантический океан. Именно они открыли Азорские и Канарские острова. В VI в. до н. э. египетский фараон Нехо поручил им изучить, велика ли страна Ливия ( так в древности называли Африку ). Почти три года потребовалось финикийцам, чтобы обогнуть Африку . Путешествие показа ло , что Африка очень большая и со всех сторон окружена морями.

Финикийцы жили на восточном побережье Средиземного моря, где создали ряд торговых городов- государств, из которых наиболее известны Тир и Сидон .

Направления путешествий финикийцев по Средиземному морю

Карта маршрута финикийцев вокруг Африки

Великие географы древности. Геродот ( V в. до н. э .) Историк и путешественник, давший описание многих стран, истории и быта народов. Он посетил Скифию (южная часть России), где жили племена ски фов и сарматов. Описал климат Египта, разлив Нила.

Скифы - народы, обитавшие в эпоху античности и Средневековья, как на территории Восточной Европы, так и на территории Азии. Древние греки называли страну, где обитали скифы - Скифия

Пифей ВIV в. до н. э. древнегреческий учёный и мореплаватель Пифей выйдя из Средиземного мо ря , он обогнул берега Испании и Франции и достиг Ирландии и Великобритании. Затем он посетил земли германцев , богатые янтарём . Пифей первым установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи .

Путешествия Пифея Пифей около 325 года до н.э. совершил путешествие вдоль берегов Северной Европы, достиг берегов Ирландии и Великобритании

Карта, составленная Эратосфеном

Географические открытия Средневековья В Средние века много сделали для развития географии арабские мореплаватели. Они освоили воды Индийского океана, основали свои колонии на побережье Восточной Африки , побывали в Индии и Китае .

Китайские мореплаватели Путешествовали по Индийскому океану, исследовали берега Африки и Аравии.

Маршруты китайских мореплавателей в 15 веке

Бартоломео Диаш В 1487 г. экспедиция под руководством Бартоломео Диаша ( ок . 1450—1500) достигла самой южной точки Африкан ского материка, которая была названа мысом Бурь . Позднее его переименовали в мыс Доброй Надежды , так как это открытие по давало надежды на открытие морского пути в Индию .

Васко да Гама Доплыть до Индии , обогнув Африку , удалось лишь в 1498г. мореплавателю Васко да Гама ( ок . 1469—1524).

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ 1 . Какие путешествия совершили финикийские моряки? 2. В чём заслуга древнегреческого учёного Эратосфена ? 3. В чём заслуга Геродота? 4. Какие открытия сделал Пифей ? 5. Какое путешествие совершил Марко Поло7 6.Кто впервые смог достигнуть южной точки Африки? 7.Как в древности называли Африку? 8 Какой мореплалаватель смог обогнуть Африку и достигнуть Индию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


презентация "ГИА по истории: древность и средневековье: даты"

Данная презентация поможет учащимся подготовиться к ГИА по первому разделу кодификатора "Древность и средневековье" (период с 9 по 17 век).


Презентация по географии в 6 классе_Геогр. открытия древности_пар.12-13


Актуальность введения элективных курсов по краеведению в современной школе очевидна и продиктована задачами, которые ставит современное общество перед школьным образованием: связь обучения .

Географические открытия древности и средневековья

Презентация к уроку географии в 5 классе.

Урок математики. Великие математики древности и средневековья.

Урок закрепления по теме "Рациональные числа".


Урок с использованием краеведческого материала.

Ответы на задания по истории банка ФИПИ раздел "Древность и Средневековье" (9 класс ОГЭ)

Данная разработка содержит ответы на тестовые задания открытого банка заданий ФИПИ по истории к ОГЭ (9 класс) по разделу "Древность и Средневековье". Данный материал может быть полезен учите.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить с историей географических открытий.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

« Географические открытия древности

Учитель: Менайленко Инга Константиновна

Место работы: Темрюкский р-он, ст.Ахтанизовская, МБОУ СОШ №10

Предмет: география.

Базовый учебник: И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Цель урока: Познакомить с историей географических открытий.

1. Выявлять и знать историю географических открытий древности и Средневековья

2. Знать имена первооткрывателей: Геродот, Пифей, Эратосфен, Марко Поло, Бартоломео Диаш, Васко да Гама.

метапредметные – Умение работать с картой полушарий, с контурными картами, с текстом учебника, выделять в нем главное.

личностные – Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Оборудование: физическая кapтa полушарий, электронное приложение

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

1. Мотивация к учебной деятельности.

Для чего люди изучают Землю?

Какие географические открытия совершили люди в древности?

Подготовка класса к работе.

Самоопределение: внутренняя пози-ция школьника.

Основы системы научных знаний.

Регулятивные: целеполага-ние; коммуникативные: планирование учебного сотрудничест

ва с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний

Рассказ учителя

Финикийцы первыми обо-

гнули Африку. Геродот оставил описания многих

стран. Пифей нашел путь к Британским островам.

мерил окружность Земли. Арабские мореплавате-

ли освоили воды Индийского океана, посещали

Индию и Китай. Удивительное путешествие со-

вершил венецианский купец Марко Поло. Барто-

ломео Диаш достиг самой южной точки Африки,

а Васко да Гама доплыл до Индии.

Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы, предлагают свои версии ответа на вопросы связанные с мыслительной деятельностью

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Основы системы научных знаний.

3. самоопределение( целепологание)

Изучение нового материала

Упражнение на целеполагание.

Работа с учебником:

Выписать в тетрадь путь финикийцев

Записывают в рабочую тетрадь

Самоопределение: самооценка и самоуважение; смыслообразова

ние: учебная мотивация.

Формирование умения давать определения понятиям

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

4.Организация и самообразование учащихся дальнейшее усвоения материала.

Изучение нового материала

Итак, давайте

А) назовём великих географов древности, их открытия, используя пункт 2 на стр.28

Б) Назовите географические открытия Средневековья, используя пункт 3 на стр.28

Дети читают на стр.27-28

Учащиеся проговаривают и записывают вывод в тетрадь.

Отвечают на вопросы, предлагают свои версии ответа на вопросы

Находят нужную информацию в тексте.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Формирование готовности и способности к самообразованию.

Формирования умения логически мыслить, приводить примеры

Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; владение устной речью

Овладение основными навыками нахождения информации

5. Физминутка

6. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Работа с электронным приложением

Практическая работа №1

Важнейшие открытия древности

и Средневековья

2. Подпишите на контурной карте названия

всех материков и океанов. Материки, известные в

древности и в Средние века, подчеркните зеленым

3. Обозначьте на контурной карте маршруты

Формулируют свои ответы в соответствии с требованиями учителя

Формирование экологического мышления. Осознанность единства и целостности окружающего мира.

Умение на практике пользоваться географическими знаниями.

7. Рефлексия

-Что вы узнали на уроке?

-Что вы узнали интересного?

Сегодня на уроке:
я узнал…
я научился…
я не понял…

Осуществляют самооценку деятельности

Владение основами самооценки

8. Оценивание результатов

Подводит итог игры, урока в целом. Объявляет оценки.

§ 5, используя текст § 5 учебника, заполните таблицу (Ученый,

путешественник

Где побывал и когда

Географические открытия)

Уч-ся выбирают и записывают задания в дневник

Формирование познавательной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с книгами

Овладение навыками самостоятельного приобретения знаний.

Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению географичес

Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли древних путешественников в исследовании Земли. Научится чтению и анализу карт. Закрепить навыки работы на контурных картах.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Преобразовывать текст в табличную форму.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле, уважение к истории, образу жизни других народов, толерантность.

Методы обучения

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Средства обучения

ПК, проектор, презентация к уроку, учебник, атлас, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые и формируемые учебные действия

Осуществляемые и формируемые учебные действия

Осуществляемые и формируемые учебные действия

Организационный момент.

Приветствует учащихся. Предлагает проверить наличие необходимых для урока принадлежностей. Желает плодотворной работы. (1 мин.)

Проверяют наличие необходимых для урока принадлежностей.

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

2. Постановка цели и задач урока

В 5 классе мы начали изучать географию.

- О чём эта наука? (о природе, населении и хозяйстве Земле)

- Каким образом люди в прошлом узнавали о новых землях? ( путешествовали)

- Географические открытия - это нахождение новых географических объектов. Во время путешествий, экспедиций иногда обнаруживают новые, неизвестные ранее географические объекты - горные хребты, вершины, реки, озера, острова и т.д.

-Древние времена еще называют античные период древности в Древней Греции и Древнем Риме. Конец 2- го тысячелетия и до 476 года до н.э. Примерно 1500 лет.

Средние века (Средневековье)-исторический период всемирной истории, следующий после античности и предшествующий Новому времени. Начался около 500 года и продлился приблизительно до 1500 года, после чего средневековье сменила эпоха нового времени.

- Как вы думаете, что мы будем изучать на этом уроке? Какую цель поставите сегодня на уроке?

- Изучить, какие географические открытия совершали люди в древности и в средние века. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Умение работать с картографическими источниками географической информации).

- Что нам поможет в достижении наших целей? Где возьмем информацию?

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Взаимодействие с учителем

Прогнозируют свою деятельность

3.Создание проблемной ситуации

- Могли ли люди в древности совершать кругосветные путешествия? ( Древние люди совершали длительные путешествия. Об этом говорит то, что даже очень удаленные от материков острова давно заселены человеком.)

- Норвежский ученый Тур Хейердал доказал, что люди каменного века могли пересекать огромные морские просторы. Для этого он вместе со своими друзьями на плоту попытался пересечь Тихий океан.

-высказывают свои предположения.

-записывают тему в тетрадь.

4. Первичное усвоение новых знаний

1. Знакомство с таблицей, которую дети начинают составлять на уроке на основе рассказа учителя и чтения текста П.5. -Учащимся предлагается по тексту учебника п. 5 найти информацию о плаваниях Финикийцев.

- Самостоятельно определить по атласам и показывать по карте маршруты путешествий и путешественниках разного времени и периодов.

Великие географы древности

- Следующие открытия связаны с географами древности (чтения текста П.5 Великие географы древности)

- В чем заслуга древнегреческих ученых Геродота? Пифея? Эратосфена?

Географические открытия Средневековья

В)Путешествия Марко Поло.

Узнавать, называть географические объекты; поиск выделение существенной информации.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, преобразовывать текст в табличную форму.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины

Умение слушать, осуществлять самоконтроль понимания вопросов

Принятие и сохранение цели и задачи урока.

5. Первичное закрепление знаний

1. Установите соответствие межу географическими открытиями и совершившими их путешественниками (приложение)(5 мин)

2.Организует работу учащихся по выполнению заданий практической работы №1

- Подписать на контурной карте названия всех материков и океанов. Материки, известные в древности и в Средние века, подчеркивают зеленым цветом.

-Нанести на контурную карту маршруты путешественников.

Умение работать с картами атласа и контурными картами

Умение взаимодействовать с одноклассниками

Умение осуществлять контроль на уровне произвольного внимания

6. Итог урока

подвести итог по новой теме.

- Что я узнал о географических открытиях древности и Средневековья.

Проводят контроль и самоконтроль

7. Рефлексия

Предлагает ученикам представить, что они заканчивают своё плавание обедом в ресторане и директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- я съел бы ещё этого.

- больше всего мне понравилось.

- я почти переварил.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию

8. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание:

1.прочитать п. 5, ответить устно на вопросы. 2. Закончить практическую работу в контурных картах.

Подготовить презентацию об одном из путешественников древности и Средневековья.

Привести примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

На основе информации, занесённой в таблицу, составьте рассказ, как развивалась география в древности.

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник

Выделение существенной информации из слов учителя

Составляют план и последовательность действий

Проблема: Могли ли люди в древности совершать кругосветные путешествия?

1.Путешествие финикийцев.

Задание. Прочитайте с.40-41 учебника география и ответьте на вопросы:

Кто такие финикийцы?

Чем занимались финикийцы?

Кто поручил финикийцам узнать, велика ли страна Ливия (Африка)?

Какова цель путешествия финикийцев?

Как финикийцы переносили неблагоприятные условия, голод?

Какова длительность путешествия финикийцев?

Каков результат путешествия?

Покажите путь финикийцев по карте

2.Великие географы Древности.

Задание. Прочитайте с. 42-44 учебника(Е.М. Домогацких)и ответьте на вопросы:

Кто первым рассказал о путешествии финикийцев?

Когда жил Геродот? Кем он был?

Какую территорию он изучал?

Какова цель его путешествий?

Какое путешествие он совершил?

Какова цель путешествия?

Каков результат путешествия?

Покажите по карте маршрут Пифея?

В чем заслуга древнегреческого ученого Эратосфена?

Географические открытия Средневековья.

Задание. Прочитайте с. 28 учебника (И.И. Баринова) и ответьте на вопросы

1.Кто такой Марко Поло?

2.О чем говорится в книге Марко Поло?

3.Кому из европейцев первым удалось обогнуть Африку и найти путь в Индийский океан?

4.Кто из европейцев совершил первое плавание к берегам Индии, обогнув Африку?

Найдите на карте путешествия Марко Поло, Бартоломео Диаша, Васко да Гама

Используя текст учебника §5, заполните таблицу.

Географические открытия Древности и Средневековья

Ученый, путешественники

Географическое открытие

2. Установите соответствие межу географическими открытиями и совершившими их путешественниками:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 5 класс

Географические открытия древности и Средневековья

Географические открытия древности и Средневековья

Планируемые образовательные результаты

рассказывать о путешествиях финикийцев, Геродота и Пифея, определить причины и следствия, значение этих путешествий; работать с и картографическими источниками знаний;

показывать по карте о маршруты путешествия

смогут находить в учебнике достоверную информацию;

анализировать (выделять главное);

делать выводы, определять понятия.

определять цель, проблему в учебной деятельности;

выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;

планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации;

оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях.

излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;

организовывать работу в парах, группе;

Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;

осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор.

осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Решаемые учебные проблемы

Могли ли в древности люди совершать кругосветные путешествия?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Атлантичнский океан, Британские острова

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП Актуализация знаний

Деятельность учителя

Почему люди путешествуют?

Что хотели узнать люди в древности?

Каких знаний и о чем им не хватало?

Какие приспособления позволяли людям в древности совершать плавания?

Какие трудности могут встать перед любым путешественником?

Какими качествами должен обладать путешественник и его команда?

Как вы понимаете выражение? Если не знаешь куда плыть,
никакой ветер не будет попутным. Сенека

Плыву не туда, куда ветер дует, а как парус поставлю (древние мореплаватели)

Деятельность обучающихся

- Вспоминают, изученный ранее материал.

- рассуждают о личностных качествах, которыми должны обладать путешественники, выделяют наиболее важные, которые помогают преодолеть трудности и достичь цели.

- обсуждают предложенные афоризмы и

Путешественники целеустремленные, отважные, смелые …люди.

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Могли ли люди в древности совершать кругосветные путешествия ?

Хотели бы вы узнать больше о путешествиях древних мореплавателей? Как люди открывали Земли?

Деятельность обучающихся

- высказывают свои предположения.

-записывают тему в тетрадь.

3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

Кто такие финикийцы

Какое путешествие и зачем совершили финикийцы

Деятельность обучающихся

Осознание цели предстоящей деятельности.

4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Организует работу в группах. Каждой группе предоставляется технологическая карта

1.группа- путешествие финикийцев

2 группа- путешествие Геродота

3 группа Путешествие Пифея

Учитель в роли консультанта. Помогает, направляет, организует деятельность учащихся

Деятельность обучающихся

Работают с учебником, дополнительными материалами, исследуют картографический материал. Анализируют, обобщают, делают выводы Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи

Закончили путешествие, немного отдохнем и приготовимся к докладу об успехах своего дела.

Физкультминутка:

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (машут руками)

Мы теперь плывем по морю,
И резвимся на просторе.
Веселее загребай,
И дельфинов догоняй (плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу (ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Деятельность учителя

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике и т.д.?

Перед отчетом группы №1 Вступительное слово учителя

«О финикийских купцах-мореходах (не гнушавшихся пиратством) высказывался поэт Гомер в "Одиссее" (ок. VIII в. до н.э.): странствующего героя заманил в Финикию человек, "искушённый в хитрости и обмане, алчный мошенник, уже причинивший людям много зла", с намерением продать хитроумного Одиссея в рабство. Более великодушен испанец Помпоний Мела (I век н.э.): "Финикийцы - народ умный, благоденствующий во времена и войны, и мира. Они преуспели в письменности, литературе и других искусствах, в судовождении и в ведении военных действий на море, в управлении Карфагеном”. Так кто же такие финикийцы?

После выступления обучающихся решаем проблемную ситуацию. Как же финикийцы во времена фараона Нехо II могли преуспеть там, где потерпели неудачу многие более поздние мореплаватели?

Перед выступлением группы 2. Вступительное слово учителя.

«Однажды ярким солнечным утром, ровно две тысячи четыреста двадцать лет тому накануне больших праздников, в Пирее — в гавани знаменитого древнегреческого города Афины — бросил якорь корабль, который назывался в те времена триерой. Это был мирный торговый корабль, вернувшийся из далекого плавания на восток.

Пока матросы убирали снасти, на берег в сопровождении рабов сошел пассажир. Загорелый и статный, одетый в белую тогу с ярко-синей каймой, он выступал важно. Значит, был человек с достатком .Портовые зеваки, раскрыв рты, глядели, как рабы выгружали с корабля багаж незнакомца. Еще бы не удивляться! Казалось, вся его поклажа состояла из бесчисленных свитков исписанной бумаги. Словно человек привез с собой целую библиотеку. Но если бы эти бездельники умели читать, они удивились бы еще больше, потому что все свитки исписала одна и та же рука. То были записки путешественника о его странствованиях и размышления историка о судьбах народов, которые он повидал. В Афинах приезжий обратился к городским властям и попросил разрешения в предстоящие праздники публично прочитать на городской площади отрывки из своих сочинений. Отцы города удивились. Вообще-то в Древней Греции существовал такой обычай — читать на площадях вслух. Но как правило, читали стихи или поэмы. К тому же в таком городе, как Афины, на публичное выступление решались только самые знаменитые поэты. А тут какой-то неизвестный провинциал собирается угостить избалованных афинян презренной прозой. Жители великого города были оскорблены.В назначенный день они все-таки собрались на площади. Но у многих в сумках и узелках лежали гнилые фрукты — ими они собирались попотчевать самоуверенного чтеца. Звали автора — Геродот.

Кто такой Геродот? Вопросы по карточке-задании.

Как Вы думаете, жители Афин использовали свои гнилые фрукты, чтобы засыпать самозваного чтеца?

И вот на возвышение поднялся Геродот. Он развернул первый свиток и приступил к чтению. Никогда древним афинянам не приходилось слышать ничего более удивительного. От одного отрывка к другому разворачивалась перед ними целая энциклопедия народов, населяющих не только соседние земли, но и живущих так далеко, что никто из присутствующих и представить себе не мог .Пока он читал свои записки, слушатели и думать позабыли о гнилых фруктах. Все тихо стояли на городской площади, боясь пропустить хоть одно слово из рассказов историка. Уже при свете факелов усталый путешественник свернул последний свиток, и афиняне разразились овациями. Они потребовали, чтобы власти наградили Геродота, чтобы ему выдали такую премию, какой еще не получал ни один поэт. И никто не посмел отказать народу. На полученные деньги Геродот мог бы построить себе дом в Афинах и спокойно жить, предаваясь воспоминаниям. Но вместо этого, поблагодарив за оказанную честь, неугомонный историк вскоре опять отправился в путешествие. Теперь вместе с другими видными афинянами он ехал на юг Италии, чтобы основать там новую колонию.

Перед выступлением группы№3

Деятельность обучающихся

Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Отчет об исследовании группы №1.

Ответы на вопросы по технологической карте. Решение проблемных ситуаций. Высказывают свои предположения. Делают выводы.

Группа 1. Путешествие финикийцев.

Проблема: Как же финикийцы во времена фараона Нехо II могли преуспеть там, где потерпели неудачу многие более поздние мореплаватели?

Задание. Прочитайте с.40-41 учебника география и ответьте на вопросы:

Кто такие финикийцы?

Чем занимались финикийцы?

Кто поручил финикийцам узнать, велика ли страна Ливия (Африка)?

Какова цель путешествия финикийцев?

Как финикийцы переносили неблагоприятные условия, голод?

Какова длительность путешествия финикийцев?

Каков результат путешествия?

Покажите путь финикийцев по карте

Вывод: Первыми плавание вокруг Африки совершили финикийцы более 2000 лет тому назад.

Отчет группы №2

Ответы на вопросы технологической карточки-задания.

Группа №2. Путешествие Геродота

Задание. Прочитайте с. 28 учебника и исторический документ и ответьте на вопросы

Когда жил Геродот? Где?

Какую территорию он изучал?

Какова цель его путешествий?

Кто первым рассказал о путешествии финикийцев?

В чем сомневался Геродот? Можем ли мы убедить его сейчас, что финикийцы были правы: они могли видеть Солнце, которое было у них справа

Вывод: Геродот-родоначальник географии

Группа №3

Ответы на вопросы по технологической карте. Решение проблемных ситуаций.Выссказывают свои предположения. Делают выводы.

Группа №3 Путешествие Пифея

Чего испугался Пифей?

Кем был путешественник?

Какое путешествие он совершил?

Какова цель путешествия?

Каков результат путешествия

Покажите по карте маршрут Пифея?

Когда Пифей описал своеё путешествие, многие ему не поверили.

Так и умер Пифей с позорной кличкой лгуна. А секретный его доклад триста лет пролежал в пыльном архиве Массалии, пока воинственные римляне не захватили и не разграбили город. Тогда свиток, исписанный рукой путешественника, попал к одному из римских историков, который и обнародовал кое-что из него.

Давайте восстановим справедливость и докажем, что Пифей не был лжецом.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания .

Деятельность учителя

Предлагает совершить увлекательное путешествие по карте, показать географические названия, которые встречались сегодня на уроке: Африка, Средиземное море, Ливия, Скифия, Египет, Нил, Атлантический океан, Британские острова

Заполним обобщающую таблицу (фронтально или индивидуально, в зависимости от времени)

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему)


Комбинированный, с использованием информационных технологий.

Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока? Путешествия Марко Поло, Афанасия Никитина.

Планируемые образовательные результаты

Цель: Создать условия для формирования представлений об истории географических открытий Средневековья.

Обучающая: ознакомить с историей географических открытий Средневековья; сформировать представление об особенностях представлений людей Средневековья о поверхности Земли и о том, как они менялись; сформировать представление о вкладе, который внесли учёные и путешественники Средневековья в развитие знаний о Земле; продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний.

Развивающая: используя дополнительный материал, развивать интерес к предмету; продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний.

Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в паре, коллективе.

Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова:

Вид используемых на уроке средств ИКТ.

Учебник, атлас, тетрадь, контурная карта.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (1 мин.)

Приветствие учителя, настраиваются на восприятие темы и учебную деятельность на уроке.

1. Актуализация знаний (5 мин.) проверочная работа д/з

1. Знаете ли вы, что древним грекам 2,5 тыс. л. н. был известен только юго-запад Евразии и север Африки? (ДА)

2. Верно ли, что финикийцы, открыли проход из Средиземного моря в Атлантику? (ДА)

Читайте также: