Изложение золотой луг конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения.

Развивать и обогащать речь учащихся, творческое мышление, эмоциональную сферу.

Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, желание больше читать произведений писателей о природе.

1. Введение в урок.

Отчего прохладно стало

Одуванчику в бору?

Текст задаёт вам вопрос. Вспомните, как выглядит одуванчик, попробуйте сами ответить на этот вопрос.

А теперь давайте сравним ваши ответы с ответом автора.

Оттого, что прошлой ночью

Облысел он на ветру.

Прочитайте текст так, чтобы был слышен и вопрос и ответ.

Разливает белый сад

Знойный, душный запах.

В облачных папахах.

Слабый ветер дунет –

И осыплет на луга

О каком цветке идёт речь? А в какое время года описывается этот цветок?

Сравните два стихотворения. Что происходит с одуванчиками? Почему?

Найдите в них олицетворение, сравнения..

Одуванчик – это цветок?

Одуванчик – это красивый цветок?

Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета?

Одуванчик – Это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на маленькое солнышко?

Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на маленькое солнышко, растущий на лугу?

Найдите самое верное утверждение. Докажите.

А что же думает Настя?

2. Чтение авторского текста.

Настя и её папа подсказали тему нашего урока.

О чём обычно писал М. Пришвин? В чём отличительная особенность его рассказов?

Разделяете ли вы её мнение?

3. Первичное чтение текста.

Вопросы после чтения.

Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа? Удалось ли автору поразить вас? Что привлекло вас в этом рассказе? Сумели ли вы представить всё то, о чём рассказал автор? Подходит ли к тексту название рассказа?

К какому типу текстов можно отнести рассказ? (текст повествования с элементами описания)

Какие три части должны присутствовать в любом тексте? (Вступление. Основная часть. Заключение.)

В чём особенность каждой из них? Попробуем отыскать в рассказе М. Пришвина каждую часть.

4. Повторное чтение рассказа вслух. Деление на части. Комментирование.

Автор подводит нас к главной мысли рассказа.

От какого лица ведётся повествование?

Можно ли сказать, что автор и герой рассказа – одно и тоже лицо? ( Автор м. Пришвин, а рассказчик – мальчик).

Как это - идти в пяту?

Какой промысел мог быть у мальчишек и что обозначает это слово?

Что значит созревают одуванчики?

Что такое забава? Что значит постоянная забава?

Кто заметил детскую словесную изобретательность? Какое слово они изобрели: фукну, фукнет.

Знакома ли вам такая игра с одуванчиком?

Но как рассказчик называет одуванчики? Почему? Что он имеет в виду? (неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты).

Каким предложением заканчивается первая часть? Как её можно озаглавить?

Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел одуванчиковый ковёр?

Что заставило мальчика заняться наблюдением

Какое объяснение происходящему нашёл рассказчик?

В чём главная мысль этой части? (Раскрывается тайна названия луга, описывается луг).

Как можно озаглавить вторую часть?

Итак, заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста. В чём по-вашему, она состоит? (Одуванчики вовсе неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только её увидеть, приглядеться.)

Как можно озаглавить эту часть?

5. Проблемный вопрос.

Какие средства языка использует автор? Подтвердите примерами из текста.

А сейчас и мы с вами узнаем много интересного об одуванчике.

Как вы думаете, сколько видов одуванчика встречается в природе?

Оказывается, их 203 вида.

А сколько названий у этого вида?

27 народных названий.

А сколько пушинок бывает в одной корзиночке?

Представьте себе, до 200 семян с парашютиком.

А за сезон одно растение даёт до 3000 семян.

Не все семена прорастают, а то бы на Земле не осталось бы никому места, росли бы везде одни одуванчики.

Кому интересно знать, как ещё по-другому люди называют одуванчик?

Кому интересно знать, как ещё по-другому люди называют одуванчик?

Одуванчик, одуй-плешь, бабка. Молочник, плешивец, кульбаба, пушица, пустодуй, пухлянки, дуван, зубчик, летучки, прядуница.

Давайте распределим названия по группам, по тем, как вы понимаете названия.

Непонятно. Пух. Дуть. Зубчик –семя.

бабка пушица одуванчик Молочник – сок.

кульбаба пухлянки одуй-плешь

ПРЯДАТЬ – скакать, метаться

6. Подготовка к выразительному чтению.

Поиск интонации для каждой части.

1-я часть – игриво, весело.

Последнее предложение прочитать с гордостью или изумлением.

2-я часть – с нежностью, восхищением, любуясь красотой луга, передать удивление мальчика.

3-я часть – многозначительно, весомо, вместе с тем трогательно

7. Выразительное чтение.

8. Рассказ об авторе.

А как вы понимаете это высказывание Э. Шима?

Что знаете вы о М. Пришвине? (моделирование)

Михаил Пришвин – учёный, агроном, путешественник, охотник и учитель. После революции 1917 года он уезжает в деревню. Здесь, работая учителем, он много рассказывает детям о своих путешествиях, природе, диких и домашних животных. Быть может, из этих рассказов и родились детские книги, такие простые и интересные, что, сколько бы лет ни прошло, их будут читать дети.

9. Возвращение к иллюстрации.

В какое время дня изобразил художник луг на своей иллюстрации? Каким предложением из текста вы подпишите эту иллюстрацию?

1. Одуванчики закрывают ладошки не только вечером, но и дождю.

2. Одуванчик – лекарственное растение. Помогают человеку: цветки, листья, корни, из которых делают настои, мази, отвары. Листья одуванчика можно солить на зиму, как капусту, а весной салат из листьев очень полезен, в нём много витаминов. Из цветков одуванчика варят вкусное и полезное варенье.

10. Подведение итогов.

Каким писателем можно считать М. Пришвина?

Когда текст о природе будет удачным, когда его захочется читать и читать с интересом?

11. Домашнее задание.

Пересказать текст по составленному плану.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Планируемые результаты:

учить анализировать языковые особенности и строение текста; совершенствовать умение восстанавливать его содержание на основе выписанных образных слов и выражений.

Личностные: проявляют внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;

Формируемые УУД:

Регулятивные: научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; получат возможность научиться оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

Познавательные: научатся выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; получат возможность научиться прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку);

Коммуникативные: научатся понимать тему текста по содержанию, по заголовку; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

Предметные : научатся анализировать языковые особенности и строение текста; получат возможность научиться излагать содержание исходных текстов.

Тип урока : изучение нового материала

-для учителя: конспект, наглядности

-для учащихся: учебник, тетрадь

Грамматический строй речи : упражнять в правильном изменении различных частей речи, упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе.

Звуковая культура речи : развивать интонационную выразительность речи, совершенствовать художественно-речевые навыки при пересказе.

Связная речь: довести до детей содержание и художественную форму рассказа в единстве, формировать умение пересказывать от 3-го лица. Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.

Развивающие задачи

Развивать у детей слуховое внимание, память, творческое мышление.

Воспитывать у детей чувство красоты окружающего мира; воспитывать умение слушать ответы других детей.

Методы: словесный, наглядный, игровой.

Ход занятия:

1. Организационный момент (Развитие зрительского внимания, мышления. На доске предметные картинки цветов).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску, какие красивые картинки на ней висят. Скажите, что нарисовано на этих картинках? (цветы). Правильно. Цветы, которые растут на лугу – луговые цветы. А название каждого цветка вы знаете? (одуванчик, василек, ромашка, клевер, колокольчик).

2. Чтение рассказа (развитие слухового внимания, памяти).

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

3. Беседа по содержанию (развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением).

- Что можно сказать про это произведение? Это сказка, рассказ или стихотворение?

- Почему вы думаете, что это рассказ? (В нем нет волшебства, как в сказке; нет рифмы – как в стихотворении; в нем рассказывается история из жизни)

- О чем это рассказ? (о природе, о золотом, зеленом луге). (показ картинок с изображением луга, цветов)

- А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

4. Словарная работа.

Промысел – это слово, издавна обозначающее какое-либо занятие, за счет которого живет человек.

4. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики, ловкости).

Давайте сейчас встанем и покажем нашими пальчиками цветочек.

Наши алые цветки,

(Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно раскрывайте пальцы.)

Ветерок чуть дышит,

(Покачивайте кисти рук)

Наши алые цветки

(Медленно соедините пальцы, образуя цветок.)

("Цветом" снова покачивается на ветру)

5. Повторное чтение рассказа с показом схемы (развитие долговременной слуховой памяти).

Воспитатель: Ребята, я вам прочитаю еще раз рассказ, а вы внимательно слушайте. А чтобы лучше запомнить, я приготовила для вас схему рассказа, по которой вам будет легче запомнить.

6. Пересказ с наглядной опорой в виде графической схемы (развитие связной речи; формирование навыка работы по алгоритму).

(Дети рассказывают по цепочк)

- А может кто из вас хочет рассказать историю целиком?

Одуванчик, одуванчик! (дети приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик. (кулачок зажат, показать указательный пальчик)

Если ветер быстрый-быстрый (разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит, (бегают с разведенными в стороны руками)

Все вокруг зашелестит. (прикладывают указательный палец к губам и говорят «ш-ш-ш)

Разлетятся хороводом (берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом. (поднимают руки вверх)

8. Итог занятия :

-Ребята, чем мы сегодня занимались? (Пересказывали рассказ; говорили об одуванчике).

- Автор сказал про луг – золотой. А как еще можно сказать про луг? Какой он? (цветочный, зеленый, яркий, весенний)

- И можно ли про ваши головы сказать, что они золотые?

Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Ну-ка, детки, не ленитесь,
На зарядку становитесь!
(Дети проводят зарядку)
Мы зарядку одолели
И теперь мы тихо сели.

1. Речевая гимнастика

– Сейчас мы поработаем над скороговоркой для подготовки артикуляционного аппарата.

У осы не усы, а усики.

Проговариваем скороговорку вместе, произнося каждое слово артикуляционно верно. Повторяем несколько раз, каждый раз ускоряя темп речи.

2. Проверка домашнего задания. (Приложение 1. Слайд 3.)

4. Словарная работа

– Ребята давайте обратим внимание на пиктограмму Т. Это – работа с толковым словарём. Найдите в тексте слова, требующие объяснения. слова: промысел, в пяту, фукну.
– Ну а теперь вернёмся к поставленному перед прочтением текста вопросу: Почему луг золотой?
– Ребята, прочитайте, что сказал учёный кот? Кот сказал, что одуванчик – загадочный цветок! Вы разделяете мнение кота? А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя- рассказчика? (Приложение 1. Слайд 5.)

(Перед повторным прочтением текста провожу зрительную гимнастику)

5. Зрительная гимнастика

Глазки влево,
Глазки вправо,
Вверх и вниз,
Потом кругом,
Глазки сильно мы сожмём,
А потом откроем быстро,
Покачаем влево, вправо,
А потом все улыбнувшись,
Друг на друга поглядим.

6. Перечитываем повторно текст, вслух правильно и выразительно

– Ребята, а как вы думаете, можно ли сказать ,что природа не всем и не сразу раскрывает свои секреты?
– Так кому же она их раскрывает?
– Так сказать можно, потому что только наблюдательному, заинтересованному человеку открывает природа свои секреты.
– Прочтём высказывание К.Паустовского о М.Пришвине: (Приложение 1. Слайд 6)

– Пришвин был тем человеком, который любил природу, понимал её.
– Не только писатели, но и художники наблюдательные, любящие природу люди.

Физминутка

Мы ребята малыши
По дороге длинной шли
Шли по полю, шли по лугу
Одуванчик там нашли.
Одуванчик луговой
Он качает головой.
Только солнышко взойдёт,
Он на ножке подрастёт,
Весь распустится цветок.
А вот солнышко зайдёт,
Снова спрячется цветок.
Мы по полю долго шли
Наконец в музей пришли.

– Какие цветки подсолнечника кажутся тебе тяжёлыми и перезревшими?
– Это цветки, которые расположены в центре картины и ниже – прямо над кувшином.
– Как художник это показывает?
– У этих цветков засохшие, потемневшие или совсем опавшие лепестки и тяжёлые, склоненные вниз головки.
– Какие цветки, словно не согласны с тем, что их сорвали, – сопротивляются, изгибаются, как бы не даются в руки?
– Это цветки, которые расположены ближе к правому и к верхнему краю картины.
– Каким образом художник напоминает нам, что когда-то подсолнухи росли в поле? Что над головами у них было голубое небо?
– Стол, на котором стоит кувшин с подсолнухами, золотисто-жёлтого цвета, как поле подсолнухов. Фон картины зеленовато-голубой, как летнее небо. С точки зрения художника, в подсолнухах ещё сохранились жизненные силы?

Важно, чтобы школьники поняли смысл главного наблюдения художника: подсолнухи, даже когда их сорвали, продолжают жить, сопротивляться гибели, тянуться к солнцу.

8. Итог урока

– Кому природа раскрывает свои секреты? Только внимательный, наблюдательный, любящий природу человек, может увидеть все её секреты. М.Пришвин и Ван Гог настоящие волшебники. Давайте, мы тоже сотворим своё волшебство. На улице ещё холодно, кругом лежит снег, а в нашем классе распустится золотой луг. Возьмите свои одуванчики и прикрепите их на доске.

Читайте также: