Сюжетно ролевая игра 3 4 года конспект

Обновлено: 05.07.2024

- учить детей принимать на себя роль мамы и папы;

- Развивать навыки общения в процессе игровой деятельности;

- воспитывать у детей активность в игре, творческую инициативу, умению правильно распределять роли;

Предварительная работа: чтение стихов, беседы о маме и папе, игры с куклами, рассматривание иллюстраций на тему заботы мамы и папы о ребёнке.

Ход занятия:

Куклы посажены так, чтобы каждый мог взять. Столы расставлены к стенкам. На одном столе расположен в коробках каждый вид предметов отдельно: простынки, пододеяльники, подушки, чашки, ложки, тарелки. На другом столе коробка с заменителями еды.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная палочка, при помощи нее сегодня вы превращаетесь в мам и пап. А это ваши детки (указывает на кукол).

Воспитатель: Ваши дети сейчас в детском саду и вы приехали их забирать.

Воспитатель: Итак, мамы и папы, куда мы приехали?

Дети: В детский сад.

Воспитатель: Для чего мы приехали в детский сад?

Дети: Забрать своих детей домой.

Воспитатель: Мамы и папы вас радуют вкусным ужином, играют с вам, укладывают спать. А как вы порадуете своих деток?

Дети: Накормим, чаем напоим, поиграем, спать уложим, колыбельную споем.

Воспитатель: Ну что мамы и папы, забирайте своих деток домой, а после выходных ждем вас снова в нашем детском саду.

Дети берут кукол.

Воспитатель: Мамы и папы, покажите мне, где у каждого из вас в группе расположен дом.

Дети встают на разные места, расположенные в группе.
Воспитатель: Ваши мамы заботились о вас, угощали вас вкусненьким. А ваши дочки и сыночки голодные сидят. Давайте для них приготовим кушать.

Дети накрывают на стол, готовят кушать, кормят детей, моют посуду .

Укладывают детей спать, поют колыбельную.

Воспитатель помогает развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее. После того, как дети укладывают кукол спать, воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Дети встают в круг.

Наша кукла погуляла,

А потом домой пришла. (Дети ходят по помещению.)

Обувь и одежду кукла

Быстро в шкаф убрать смогла (Имитируют движения.)

В ванной ручки кукла мыла (Имитируют движения.)

Вытирала их потом.

На диване посидела,

Наблюдала за котом. (Садятся на ковер и имитируют наблюдение)

За столом она поела, (Имитируют движения.)

Наступило время спать. (Кладут ручки под щечку.)

И, надев пижаму, кукла (Имитируют движения.)

Быстро прыгнула в кровать. (Ложатся на ковер, закрывают глаза.)

Кукла, спи и отдыхай,

Баю – баю, баю – бай (Лежат на ковре некоторое время в удобной для них позе).

Воспитатель: Выходной день заканчивается, пора деток вести в детский сад.

Дети будят кукол, умывают, одевают и ведут в детский сад. Воспитатель помогает. Воспитатель принимает кукол в детском саду.

Воспитатель: Здравствуйте, добро пожаловать в детский сад. Как отдохнули? Как провели время? Кушали ли детки? Как поспали?

Воспитатель: Мамы и папы, пора превращаться обратно в деток.

Воспитатель машет волшебной палочкой и приговаривает считалку, дети кружатся.

Воспитатель: Дорогие мои, вы снова дети. Понравилась вам игра? А что больше всего понравилось?

Дети делятся впечатлениями.

Воспитатель: Вы сегодня хорошо играли, разные комнаты строили. Кормили ваших деток. На мягких, удобных кроватях укладывали их спать. Теперь надо все это убрать, давайте вместе уберем.

В нашей группе все друзья,
Самый младший – это я.
Это Маша, это Саша,
Это Юра, это Даша.
Вот какая группа.
Воспитатель: Ребята, вы рады, что к нам, пришли гости? Давайте им об этом расскажем:
Дети читают стихи гостям:

Мои вы гости дорогие,
Я каждый раз безумно рад,
Когда приходите, родные,
Эмоций ярких – водопад!

Тепло нам вместе и уютно,
Нет ни печалей, ни невзгод,
И даже если было смутно,
С приходом вашим всё пройдёт!

Заходи, подружка, к чаю -
Я вареньем угощаю:
Вишня, яблоко, арбуз -
Выбирай себе на вкус.
А я чаю заварю,
В чашку хрупкую налью,
Будем пить его с тобой.
Как бы не обжечься. Ой.

Воспитатель: Ребята, хорошая идея, давайте угостим гостей чаем! А для этого что нужно сделать?
Дети: нам нужно накрыть стол.
Воспитатель: хорошо, когда мы будем накрывать стол, что мы будем делать?
Дети: расстелем салфетки, поставим посуду.
Воспитатель: Какая посуда нам нужна для чая?
Дети: чайная посуда.
Воспитатель: Вот это чайная посуда (показывает кастрюлю)?
Дети: нет, это кастрюля.
Воспитатель: Вот это чайная посуда (показывает сковороду)?
Дети: нет, это сковорода.
Воспитатель: Ну, хорошо, а какую посуду надо приготовить для чая?
Дети: чашку, блюдце, ложечку, сахарницу, чайник, тарелочку с конфетами.
Воспитатель: Правильно, а когда мы расставим посуду, что нужно сделать?
Дети: налить чай из чайника в чашку, положить сахар в чашку, перемешать ложечкой.
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте каждый из вас накроет стол для своей гостьи.
Дети встают, садят куклу на свой стульчик, и накрывают столы: расстилают скатерть, расставляют посуду (задача: чтобы из всего разнообразия посуды, собранной на одном столе они взяли именно те предметы, которые им нужны), наливают чай из чайника в чашку, кладут сахар в чашечку, перемешивают ложечкой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились, ну а теперь нужно напоить гостей чаем, что нам нужно сделать для этого?
Дети: придвинуть стул к столу, посадить на него куклу и напоить ее чаем.
Дети несут стульчики к столам, садят на стульчики кукол и поят их чаем, предлагая конфеты.
Воспитатель: А пока наши гости пьют чай, мы расскажем им стихи про чаепитие:
Дети читают стихи:

Чёрный, красный и зелёный,
Рассыпной и листовой.
Чай-напиток бесподобный,
Это скажет вам любой.
Хорошо, гостей встречая,
Посидеть за чашкой чая!

Чаепития приятного
Никогда не избегай.
Море счастья необъятного
И восторга получай!

В результате через данную сюжетно – ролевую игру дети изучают и закрепляют знания о чайной и столовой посуде; учатся правильно называть предметы, говорить о функциях этих предметов, находить нужные предметы в группе и использовать их по назначению. Развивается логическое мышление и воображение, как сервировать стол, что предложить, что сказать, в какой форме. Ребята учатся применять данные игровые действия в жизни. Формируются навыки поведения и общения с гостем. Воспитывается приветливость, заботливость, аккуратность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект сюжетно-ролевой игры "Корабль" для детей от 3 до 4 лет

Подготовила и провела воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ№ 51 В.В.Гарифуллина

п. Малышева, 2017г.

- учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;

- учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами – заменителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;

- формировать доброжелательные отношения между детьми.

- побуждать детей использовать в игре знания об окружающей жизни, впечатления о произведениях литературы;

- продолжать развивать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих;

- побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры атрибуты;

- развивать творческое воображение, способность совместно разворачивать игру.

Подготовка к игре.

Беседа о море и кораблях. Рассматривание иллюстраций. В свободное время предложить раскрасить различные корабли.

Игровой материал.

Бескозырки, воротнички, бинокли, штурвал, спасательный круг, игрушки морских обитателей, якорь.

- Дети, послушайте. Звучит фонограмма . Слышите шум? Что это так шумит? (Прислушиваются) Слышите, это плеск воды. Так шумит море. Вот сейчас я слушаю плеск воды и представляю, какое огромное море.

- На чем мы поплывем? (на корабле). А мы сможем с вами построить корабль? (Ответы детей).

- Замечательно, я вам буду помогать. Посмотрите, какой у меня есть сюрприз для вас (показываю детям заготовку для постройки кормы). С помощью этой заготовки мы построим корму корабля, а корпус выполним из кирпичиков (воспитатель с детьми выполняют постройку).

- Как мы хорошо потрудились. Давайте обойдём вокруг нашего корабля и посмотрим на него. Какой у нас получился корабль? (Большой, красивый …).

- Дети, мы с вами уже рассматривали на картинках корабли и говорили, что каждый из них имеет своё название. А наш корабль как мы назовём? (Ответы детей).

- Посмотрите, дети, что я принесла. (Показываю коробку, на которой нарисован корабль. Открываю, достаю матросские воротники, бескозырки).

-Дети, что это? (называют атрибуты). Как вы думаете, кто носит такую форму? (Моряки).

- А вам хочется надеть бескозырку, воротничок? (Да) Давайте я вам помогу. Какие вы красивые, настоящие моряки. Хотите посмотреть на себя, подойдите к зеркалу. Оденьте приготовленные вами бинокли.

-Вот мы отплыли от берега. Ой, какое огромное море, даже не видно берегов. Как нас раскачивают волны. Давайте закроем глаза, отдохнём, послушаем, как шумит море (звучит фонограмма).

-Дети, открывайте глазки, посмотрите, может мы, что нибудь увидим. Нет ничего не видно. Давайте посмотрим в бинокль. Что вы видите? (Ответы детей). А я вон там вдали, кажется, что-то вижу. Сейчас, сейчас подплывём поближе. Точно, это же остров. Какой он большой. Сейчас мы к нему подплывём.

- Ребята, посмотрите, на этом острове нас просят о помощи. Давайте сойдем на берег и посмотрим, что же тут произошло. Опустить якорь!

- Молодцы, всех морских обитателей вы назвали правильно и успели их спасти. Пора продолжить наше путешествие. Команда по местам!

Дети занимают места на корабле.

Воспитатель производит спасательные действия (одевает зайчику спасательный круг и поднимает его на корабль). Зайчишка промок и замерз, его нужно согреть.

- Ариша, заверни в одеяло нашего гостя, уложи его спать и мы поплывем дальше.

- Следующая остановка, на спортивном островке. Ребята, как вы думаете, какими должны быть моряки? (ответы детей: сильными, смелыми и т.д.). Сейчас на островке, как настоящие моряки мы выполним спортивную разминку. Дети с воспитателем выполняют упражнения под веселую музыку.

- Ну что же пора нам возвращаться в группу. Занимайте свои места на корабле, мы возвращаемся.

Во время обратного плавания дети говорят понравилось ли им плыть на корабле? Что они видели? Где побывали.

- Вот мы и приплыли. Здесь вас ждёт ещё один сюрприз. Раздаю пароходики, сделанные из бумаги, и предлагаю дома отпустить их в плавание.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу.

Цели: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Материал и оборудование: шпатель, фонендоскоп, градусник, лекарства (используются предметы заместители); сумка доктора, халат, колпак (в 2-З экземплярах).

Ход игры:

Воспитатель сообщает детям, что её дочка заболела.

- Надо уложить Катю в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть халат, колпак и инструменты.

- Вова, а ты хочешь быть доктором?

- Вот тебе тоже халат, колпак и инструменты. Давай вместе лечить кукол, начнём с моей дочки Кати. Давай послушаем её. Что для этого нужно? (трубка.)

- Слышишь, как бьётся Катино сердечко: "Тук-тук-тук"?

- Дыши, Катя. Теперь ты, Вова, попроси Катю глубоко дышать.

- Сейчас поставим Кате градусник. Вот так. Теперь посмотрим её горло. Где же ложечка?

- Видишь, Вова, горло у Кати красное и температура высокая. Дадим ей лекарство.

- Теперь Катя пусть поспит.

Цели: учить подбирать игрушки и атрибуты для игры, объединяться по двое-трое для самостоятельных игр; продолжать развивать интерес к играм с куклами и строительным материалом; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Материал и оборудование: Набор строительного материала: кубики, кирпичики, пластины; куклы разных размеров; образные игрушки (заяц, мишка, белочка, лисичка и т.д.).

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям:

- К нам в гости пришла кукла Света. Она говорит, что ей негде жить. Давайте построим для Светы дом. Кто хочет построить дом?

Воспитатель сажает куклу на ковёр.

- Из чего будем строить дом? (из кирпичиков).

- Как мы поставим кирпичики? (узкой стороной).

- Это будут стены дома, а как сделать крышу? (надо положить кирпичик сверху на стены).

Если кукла высокая, то воспитатель показывает, как построить высокий дом.

- Теперь надо сделать двери, чтобы в доме было тепло.

При этом можно поставить один или два кирпичика независимо от величины построенного дома.

Цели: закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте приемом приложения друг к другу, воспитывать доброжелательность.

Оборудование: 2 куклы, разные по росту, 2 кроватки разной длины, 2 стула разной высоты, 2 простыни разной длины, 2 одеяла разной ширины.

Ход игры:

Оценить 2188 0

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 104 общеразвивающего вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Петрова Ольга Алексеевна

Цель: развитие игровых умений в сюжетно-ролевой игре детей 3-4 лет.

-Развивать умение детей принимать на себя игровую роль в совместной игре с воспитателем и действовать в соответствии с ней.

- Развивать умение ребенка вступать в совместную игру со сверстником (ми)

- Закреплять способность действия с предметами-заместителями

- Развивать инициативу ребенка в процессе игровых роле

- Обогащение предметной игровой среды, путем внесение в нее новых атрибутов.

Игра была выбрана с учетом следующих принципов:

1. Принцип активности детей в игре. (В игре должны принимать участие все дети

2. Принцип поддержки ребенка в его игровой роли (после принятия ребенком игровой роли

4. Принцип учета игрового опыта ребенка (учитывается то, на сколько ребенок овладел ролью, игровым действием

5. Принцип учета опыта ребенка (связь с тематикой игры)

6. Принцип доступности (учитываются возможности каждого ребенка в игре, и показ ребенку того игрового действия, которое он реально может выполнить)

Этапы достижения цели:

Цель: обогащение знаний детей о тематике игры (о профессии - врач, о стране Африке и ее обитателях, о кораблях)

Ожидаемый результат: ребенок получит знания, связанные с тематикой игры и сможет более комфортно чувствовать себя в игре.


1) Литература, чтение (Айболит, рассказы об Африке и ее обитателях), чтение стихов про корабли.


2) Включение тематики сюжета игр в детскую деятельность: изучение животных Африки; рассматривание картинок с кораблями, с животными; изобразительная деятельность (аппликация, связанная с животными Африки).

Реализация сюжетно-ролевой игры

Игровое оборудование: диск с детскими песнями, веревочка с флажками, матроска, фуражка, колокольчик, нарисованные пальмы, игрушечная обезьяна, бегемоты, докторский чемоданчик с принадлежностями.

Воспитатель: Вот и построили корабль! Сейчас мы с вами поднимемся на палубу, и обезьянка поедет с нами. (Дети садятся на стульчики). А я буду капитаном корабля, буду смотреть в бинокль. Но у капитана всегда есть помощник, кто хочет быть помощником капитана? (помощник, выбирается по считалочке).

Чики-чики-чики-дóре!
Хорошо купаться в море!
Не боимся мы с тобой
Окунуться с головой,
Оп-па!

Воспитатель: Ты будешь моим помощником, будешь стоять рядом со мной и держать руль. А руль у корабля называется – штурвал! Давайте, вместе скажем – штурвал! (воспитатель одевает помощнику матросскую шапку)

Далее воспитатель садится в корабль вместе с детьми и все отправляются в путешествие.

Воспитатель читает стихотворение:

По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!

Приехали! Воспитатель звонит в колокольчик, сзади корабля на коврике, расставлены картонные пальмы.

Плывут на корабле, воспитатель читает стихотворение:

Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!

В конце игры воспитатель говорит о том, что дети хорошо справились со своими ролями, отмечает успехи отдельных детей.

Перспективы дальнейшего развития игровой темы:

Добавление в сюжетно-ролевую игру новых элементов, действий. Например: корабль попадает в шторм, встреча с пиратами в плавании, путешествие в цирк, зоопарк.

Путешествия на другие континенты, страны, где дети будут знакомиться с местными растениями, животными, едой и т. д.

Знакомство детей с особенностями жизни людей на других континентах.( Африка, Северный полюс - погода , пища, одежда).

Используемая литература:

Даниил Хармс: Большая книга стихов, сказок и веселых историй. Махаон.2012. 208 с.

Агния Барто. Стихи детям. АСТ. 2009. 112 с.

Читайте также: