Конспект звук р рь

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 1317 0

3. Словообразование относительных прилагательных (от названий продуктов питания).

4. Придумывание предложений с заданным словом.

5.Развитие фонематического восприятия, произвольного внимания, процессов памяти, мышления.

Ход коррекционно-развивающей образовательной деятельности.

Сочный да крупный,

Вот такой круглый.

К осени краснеет.

Щёки красные, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена, Вся на солнышке она.

- На какой звук начинается слово редис? (рь)

- Что одинакового у этих звуков? (они оба согласные, долгие, звонкие, на письме обозначаются одной и той же буквой Рр).

II . Постановка цели занятия.

Ра, ря, ро, рю, тря, атр, ру, мри, гра, ры, при…

Крыжовник, картофель, варёный, смородина, быстро, маринованный, арбуз, мороженое, редька, жареная, рыба, макароны, мандарин.

Сюрпризный момент. Куклы Роза и Рита. День рождения.

(предметные картинки - краски, варежки, карандаши, ранец, брелок, тарелка, перчатки, рюкзак)

IV . Преобразование слогов, слов. (игра с мячом)

Ра-ря тра-тря атр-атрь пар-парь рад-ряд

Ро-рё кро-крё окр-окрь брак-бряк ров-рёв

Ру-рю вру-врю увр-уврь жар-жарь хор-хорь

Ры-ри дры-дри ыдр-ыдрь пожар-пожарь удар-ударь

а) рак, рябина , радуга, ракушка;

б) самовар, помидор, мухомор, якорь ;

в) курица, огурец, персик , пряник.

Отдых наш – физкультминутка

Занимай свои места:

Раз – присели, два привстали.

Руки к верху все подняли.

Сели, встали, сели, встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Как упругий быстрый мяч.

- Что будет на угощение у Розы и Риты?

VIII . Закрепление словообразования относительных прилагательных от продуктов питания. Согласование прилагательных с существительными.

Соус из грибов грибной (-ая; -ые)

Начинка (для пирога) из абрикосов абрикосовый (-ая; -ое)

Пирог из рыбы рыбный (-ая; -ые)

IX . Придумывание предложений с заданным словом. Составление схем предложений.

- Роза и Рита мечтают стать поварами, научиться готовить вкусные блюда. Придумайте предложения про Розу или Риту со словом варит (жарит, печёт).

Составление схем к предложениям.

Рита варит грибной суп.

Роза жарит на сковороде рыбу.

Рита печёт вкусный картофельный пирог.

Роза варит в кастрюле борщ.

- Какие звуки сегодня повторяли?

- Что общего (одинакового) у этих звуков?

- У кого на Дне рождения побывали?

- Какие задания вам больше всего понравилось выполнять?

Домашнее задание: выучить и произносить скороговорки.

Для Бориса суп из риса.

Варя варит, Жора жарит,

Рита песенки поёт.

Варвара варенье доваривала,

Ворчала и приговаривала.

Марина грибы мариновала,

Марина малину перебирала.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

• закрепление навыков образования существительных И. п., мн. ч.

• развитие фонематического и зрительного восприятия;

• развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти;

• развитие связной речи через ответы на вопросы и составление предложений;

• развитие логического мышления.

• совершенствование навыков аналитико- синтетической деятельности,

• воспитание навыков учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, контролировать поставленные звуки)

• воспитание навыков самоконтроля.

Ход занятия:

-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Кто- то бросил к нам в оконце

Вот такое письмецо

Может, это луч от солнца,

Что щекочет нам лицо?

Может, это воробьишка,

Может, кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

- А вы, ребята, не знаете, от кого оно?

- Давайте его прочитаем!

- Ребята, поможем Пьеро и его друзьям убежать от Карабаса Барабаса?

- Чтобы разгадать код замка, нужно будет выполнить задания. За каждое правильно выполненное задание, будет открываться одна буква. Если мы соберем все буквы, мы узнаем код замка и освободим героев сказки.

- Посмотрите на картинки. Арбуз, ракета, ромашка, ведро, барабан, рыба.

- Какой звук есть во всех этих словах?

- Давайте произнесем его!

- Что делают губы? (улыбаются)

- Где находится язык? (за верхними зубами)

- Что делает кончик языка? (от напора воздуха он дрожит)

- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный)

- Почему? (Выдыхаемый воздух встречает преграду- язык)

- Звонкий или глухой? (звонкий, т. к. голос включен)

- Твердый или мягкий? (твердый)

- Каким цветом обозначаем твердые звуки? (синим)

- Итак, второе задание.

Золотые глазки, белые реснички.

Любят их люди, пчелки и птички.

Летом луга и поля украшают,

На лепестках их люди гадают.

(Ромашки) Крыльев нет, но эта птица

Полетит и приземлится. (Ракета)

Кто в речном песке живет,

Ходит задом наперед? (Рак)

Со мной в поход легко идти

Со мною весело в пути

И я крикун, и я буян

Я звонкий круглый …

Красным глазом засияет

Нам идти не разрешает,

А зелёный глаз зажжёт –

Иди смело, пешеход!

(Светофор) В землю спряталась девица.

Из земли торчит косица.

Выдерну я ловко

Красную (Морковку)

Кто приносит на хвосте

Много разных новостей

Всем расскажет вам до срока

Белобокая … (Сорока) Он в лесу стоял

Никто его не брал

В красной шапке модной

Никуда не годный (Мухомор) Длинной шеей поверчу,

Груз тяжёлый подхвачу.

По полю рыщет, поет да свищет,

Деревья ломает, к земле приклоняет.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем, не найдем.

Дети выполняют задание.

- Сколько всего звуков в слове? (три)

- Назовите первый звук, второй, третий!

- Послушайте еще одну загадку!

- Кругла, да не мяч,

Желта, да не масло,

Сладка, да не сахар

С хвостом, да не мышь (репа)

- Какой первый звук в этом слове? (Характеристика звука)

- Какой он? (Согласный, звонкий, мягкий)

- Каким цветом будем обозначать его? (зеленым)

Буратино устал с друзьями сидеть на одном месте и решил размяться. Давайте и мы немного отдохнем.

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать!

- Скажем так, чтобы предметов было много. Например, дверь- двери!

Букварь- буквари,

- Шестое задание. Составление предложений.

- Арлекин так любит шутить, что перепутал все слова в предложении. Давайте скажем предложения правильно и запишем их.

Рябина ест снегиря. (Снегирь ест рябину). Начинаем от точки на листе. Первое слово пишем с большой буквы. Между словами делаем пропуск- одну клетку. В конце предложения ставим точку. Сколько слов в предложении? Три. Назовите первое слово. (снегирь) Второе (ест). Третье (рябину).

Рыба ловит рыбака.

Грибы собирали ребят.

Карандаш рисует Ритой.

Телевизор включил старшую сестру.

Теплая земля пашет трактор.

- И с этим заданием мы справились. Открывается последняя буква

- Вот и получилось кодовое слово- АЗБУКА. Мы смогли героям освободиться от злого Карабаса Барабаса. Вот они!

- Что понравилось вам на занятии?

- Какое задание было трудным?

- Спасибо вам, что вы помогли героям из сказки. На память они дарят вам свои портреты, которые вы можете раскрасить.

  • закрепление навыка чёткого произношения и различения звуков Р и РЬ;
  • закрепление образа буквы Р.
  • закрепление навыков чёткого произношения и различения звуков Р и РЬ в устной речи;
  • развитие фонематического и зрительного восприятия;
  • развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти;
  • развитие связной речи через ответы на вопросы и составление предложений;
  • развитие логического мышления.
  • совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности,
  • развитие звуко-слоговых представлений;
  • закрепление графического изображения буквы Р, профилактика дисграфии;
  • воспитание навыков учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, контролировать поставленные звуки);
  • воспитание навыков самоконтроля.

- Сегодня мы с вами будем моряками и отправимся в плавание на корабле. Чтобы корабль верно держал курс, моряки должны пройти испытания, в виде разных заданий.

Упражнение “Отгадай звук по описанию”.

- Губы и зубы разомкнуты. Широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, неплотно соприкасается с ними. Средняя часть языка спинки опущена. Воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. Какой получается звук? (Р). Какой это звук? (Согласный, твёрдый, звонкий).

- Теперь кончик языка переместился вперёд, а средняя часть спинки поднялась. Какой получился звук? (РЬ). Какой это звук? (Согласный, мягкий, звонкий)

- Совершенно верно, звук Р может быть твёрдым, например, в таких словах: рак, ворона, мухомор и мягким: ребёнок, берёза, якорь.

2. Совершенствование фонематического восприятия

- Сейчас проверим, как слышите вы эти звуки в речи.

Упражнение “Хлопни – топни”.

- Хлопните в ладоши, если в слове есть звук Р и топни ногой, если в слове слышен звук Рь: треугольник, троллейбус, прямоугольник, трамвай, аквариум, конструктор, инструмент, электричка, приёмник, ракета, ребята, матросы, брюки.

3. Речевая зарядка с массажем ладоней

- Приготовьте-ка, ребята, язычки для зарядки. Чтобы руки не сидели без дела, возьмите орехи. Проговаривая слова, прокатывайте орех по ладоням.

Тра-тро-тру-тры

Пра-про-пру-пры

Стра-стро-стру-стры

Ра-ра-ра - рама, рак, гора, нора

Ро-ро-ро – роза, роща, рот, перо

Ру-ру-ру – ружья, руки, кенгуру

Ры-ры-ры – рыба, рынок, рыжик, рысь

Ре-ре-ре – стоит домик на горе

Ри-ри-ри – на ветках снегири

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь

4. Совершенствование фонематического слуха

Упражнение “Твёрдый – мягкий”.

- Возьмите рабочие листы. Картинки, в которых слышится звук РЬ, обведите зелёным карандашом. Картинки, в которых слышится звук Р, обведите синим карандашом.

- Проверьте самостоятельно, правильно ли вы обвели картинки по варианту на экране.

5. Совершенствование звукового анализа

- Где может находиться звук в слове? (В начале, середине, конце)

Упражнение “Найди место звука в слове”.

- Найдите место звука Р или РЬ в слове. Обозначьте место положения звука Р синим кружочком, а звука РЬ - зелёным кружочком:

Огород, рябина, тарелка, боксёр, ромашка, букварь, рубашка, берёза, сухарь, пар.

6. Развитие звукового синтеза

Упражнение “Мираж”.

- В природе существует такое явление как мираж. Мираж обманывает людей и дарует им несбыточные надежды. Губит целые караваны и мешает проводить спасательные операции. Иногда в море тоже появляется мираж и видны предметы, находящиеся далеко за горизонтом. Представьте, что мы тоже видим мираж. Я называю слово-мираж, а вы первый звук меняете на звук РЬ и произносите новое слово. Если ответ правильный на экране появится картинка и мираж рассеивается.

Федька – редька

Лейка – рейка

Печка – речка

Кепка – репка

Лепка – репка

Лёва – рёва

Задание усложняется, измените в слове третий звук на звук Р.

Маска – марка

Банан – баран

Гонка – горка

Метка – мерка

Ночка – норка

Голод – город

7. Согласование речи с движением

- Моряки никогда не сидят без дела, я предлагаю вам выполнить “морскую” зарядку.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Повернись на месте ловко,
В этом нам нужна сноровка.

8. Развитие слогового синтеза

Упражнение “Точка”.

Кар(точка), трос. кур. чёр. коф. ве. ни. у. кис. лен. кос. лас. кле.

9. Развитие мышления

Упражнение “Четвёртый лишний”.

(индивидуальная работа по карточкам, на каждого ребёнка один вариант задания)

- Найдите на карточке лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя (Приложение 2).

10. Составление предложения по двум картинкам

(индивидуальная работа по предметным картинкам со звуками Р и Рь)

Упражнение “Составь предложение”.

- Никакие трудности не страшны морякам. В следующем задании вам необходимо составить предложения, используя сразу две картинки. Это могут быть предложения-небылицы.

11. Зрительная гимнастика

- Моряки обладают превосходным зрением, чтобы вовремя увидеть опасные рифы или далёкий берег.

Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!

12. Совершенствование зрительного восприятия

- Мы вспомнили звуки Р и РЬ. Какой буквой обозначаются эти звуки? (Показ буквы Р)

- В большой букве Р спрятались маленькие буквы. Найдите и обведите только буквы Р (Приложение 3).

- Сколько всего букв вы обвели? (Пять букв).

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

13. Профилактика дисграфии

- Заштрихуйте только те ромашки, в которых буква Р написана правильно (Приложение 4).

- Сколько ромашек вы заштриховали? (Две ромашки).

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

- Вы превосходно справились со всеми заданиями и стали настоящими моряками. Теперь вам не страшны шторма и бури. Попутного ветра! Удачного плаванья!

Задачи: развитие фонематических процессов, зрительного и слухового внимания, развитие лексико-грамматического строя речи, закрепление графо-моторных навыков.

Посмотрите на магнитную доску.

- Какая буква лишняя? Почему? Обозначает согласные звуки.
А остальные буквы обозначают гласные звуки.
- Почему звуки р,рь согласные? При произнесении звука воздух встречает преграду.
- что вы можете еще сказать о этих звуках? Они звонкие рассказать? Итак, буква Р обозначаетсогласный, звонкий звук, звук может быть твердым, может быть мягким).

2. Работа по теме

2) скажи наоборот

Ра, ри, ру, ры, ре, ро, озеро, море, рыбак, корюшка,

4) Звуковой анализ
- выложите схему слова карп,
Назовите гласные звуки, сколько гласных.
Назовите согласные звуки, сколько согласных, сколько всего звуков в слове?
Покажите место звука р, какой это звук твердый или мягкий?

5) следующее задание: послушайте звуки и соберите из них слово: р,ы,б,а
Живые звуки рыба
На-ка звуки встаньте в ряд. Звуки назовитесь.
Согласные звуки –шаг вперед, гласные звуки присядте.

6) Слушай-запоминай-повторяй
Ра-ра-ра- начинается игра
Ро-ро-ро- в речке рыбы серебро
Ри-ри-ри- вот и пескари смотри
Ру-ру-ру- в руки удочку беру
Ры-ры-ры- мы сегодня рыбаки.
Мы отправляемся на рыбалку

2. Формирование лексико-грамматических навыков

Поймали рыбку, назвали картинку.
Карась, сом, пескарь, карп
Как назвать одним словом все картинки? (рыбы)
Какая картинка лишняя? (сом-нет звуков р,рь)
Добавляю картинку пескарь
-Назовите хором все картинки
-Назовите картинку, в которой мягкий звук рь.

1) образование множественного числа.
Игра один-много
Карась-караси, ёрш-ерши, пескарь-пескари,карп-карпы

2) скажи ласково
Ерш-ершик, пескарь-пескарик, карп-карпик, карась-карасик

3) посчитаем наших рыб

1-3-5 1 пескарь,3 пескаря, 5 пескарей
1 ерш,3 ерша, 5 ершей
1 карп, 3 карпа, 5 карпов.
1 карась, 3 карася, 5 карасей


4) где живут рыбы? (в море, реке, акариуме, озере)
Если рыба живет в реке, то она какая? речная

озёрная
морская
аквариумная

5) образование родственных слов
.Образование родственных слов

- как мы назовем маленькую рыбку?
- А как назовем большую рыбу?
- Как называется суп из рыбы?
РЫБКА
РЫБИНА
РЫБНЫЙ.

6) какая получается раба, если её приготовить по-разному?
Если жарить, то жареная
Если коптить, по копченая,
Если сушить, то сушеная,
Если солить, то соленая

7) составление предложения по картине.
посмотрите на картину, рассмотрите ее.
- Что на ней изображено?
- Составьте предложение по картине
Послушайте мое предложение: Рома ловит рыбу.
Повторите предложение, сосчитайте сколько в нем слов.
Сколько слов в предложении?
Назовите 1 слово, 2 слово, 3 слово.
Назавите слова, в которых есть звук р.
физминутка

3. Работа с буквой Р

1). Чтение слогов, слов
река, море, рыбак, озеро

2) Прописать большую и маленькую буквы р.

3) записать только буквы р если вы услышите звуки р,рь, или слоги, слова с этими звуками, если вы слышите другой звук, то ставите прочерк
Р, рь, в, л, р,р, н, м, ру, ла, ри, ря, ры, ро.
проверка

3) Запись в тетради слогов, слов
Ра,ро, ри, ру,ры , ре подчеркните слог с мягким согласным.
Рыба, река, раки
Возьмите цветные ручки, подчеркните гласные буквы красным цветом, букву, обозначающую твердый согласный синим, мягкий согласный зеленым цветом.

Дополнительно работа по карточке

Заштриховать букву по образцу.
Подчеркнуть такую же букву, обвести в кружочек

Читайте также: