Конспект занятия по развитию зрительного восприятия

Обновлено: 06.07.2024

  1. Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, овал, треугольник, квадрат) ;
  2. Развивать общую и мелкую моторику пальчиков рук.
  3. Закреплять знания основных цветов спектра, умение сравнивать фигуры по величине.
  4. Развивать зрительное восприятие, умение сличать изображения, находить одинаковые формы, действовать по инструкции.
  5. Формировать эмоциональную реакцию на положительный контакт с педагогом.
  6. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: игрушка Медвежонок, набор карандашей, рисунок с изображением домиков из геометрических фигур, геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, прямоугольник), различные по величине и цвету.

Ход занятия.

Организационный момент

– Посмотри, кто к нам пришел в гости? (Медвежонок Мишка). Давай с ним поздороваемся. Здравствуй Мишка! (Ребенок повторяет за мной).

– Мишка пришел не с пустыми руками. Он принес с собой много игр. Давай поиграем с ним (ответ ребенка)

Мишка не различает геометрические фигуры и очень хотел бы научиться. Поможем ему? (ответ ребенка)

Чтобы Мишка всё понял и запомнил, надо ему рассказать про каждую фигуру всё по порядку.

-Беру и первым показываю круг:

Д: – Как зовут эту фигуру? (Круг). А как ты узнала? (Нет уголков; плавные линии, похож на тарелочку, на колесо). Приготовь свои пальчики, будем рисовать круг в воздухе. Рисует в воздухе.

Как зовут эту фигуру? (овал). А как ты узнала? (Нет уголков; плавные линии). Приготовь свои пальчики, будем рисовать овал в воздухе. Рисует в воздухе.

Следующим беру квадрат:

В: – А как называют такую фигуру? (Квадрат). Как ты узнала, что квадрат? (У него есть углы, стороны равны, похож на кубик). Правильно. Покажи Мишке как квадрат рисовать, рисует в воздухе пальчиком:

Путаница

Давай наши пальчики разомнем.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого.)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично разжимаем и сжимаем все пальцы вместе.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимаем по очереди, широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять. (Ритмично сжимаем все пальцы вместе.)

Чего не стало?

На столе квадрат, треугольник, круг и овал. Посмотрите и запомните, как они расположены.

Педагог убирает геометрическую фигуру.

В.: Какой геометрической фигуры не стало, что изменилось? (повторение 3 раза) можно поменять местами фигуры…

Физминутка

Раз – подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три-в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сесть.

Задание:

Раскрась одинаковые предметы в один цвет: звездочки раскрась желтым, сердечки красным, а круги сделай синими.

– Что ты можешь сказать про круги и звездочки? Они по цвету одинаковые или разные? (разные). А про сердечки? (они какого цвета?).

Зрительная гимнастика.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Мишка говорит тебе спасибо, с тобой он смог запомнить геометрические фигуры. Давай попрощаемся с ним. До свидание Мишка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области

Конспект занятия

по развитию зрительного восприятия

учитель начальных классов I КК

г. Павловск, 2017 г.

Цель: закрепление умения различать сенсорные эталоны формы, цвета, пространства, звука, видеть в реальных предметах сенсорные эталоны плоскостных предметов и объемных тел.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и объекты;

делать выводы на основе обобщения умозаключений.

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Личностные результаты:

придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Оборудование:

Тренажер Базарного В.Ф.

Карточки с плоскими и объемными геометрическими фигурами.

Предметные картинки: дерево, медведь, ёж, муравейник.

Презентация, мультимедийное оборудование.

Карточки с наложенными изображениями.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I . Организацион-ный этап.

- Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.
- Какое у нас сейчас коррекционное занятие?

- Проверяем готовность.
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

- Пожелаем друг другу удачи:

Приветствие друг друга.

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Поехали! (прикосновение всей ладонью)

Садятся за парты.

- Развитие зрительного восприятия.

- Радостное, светлое, приподнятое, приятное.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и произносят слова.

создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

II. Актуализация знаний.

Самоопределение к деятельности

1. Зрительная гимнастика по тренажеру Базарного В.Ф.

- Начнем наше занятие со зрительной гимнастики по тренажеру Владимира Филипповича Базарного.

hello_html_4c700c8.jpg

2. Упражнение на дифференциацию плоских и объемных геометрических фигур.

- Посмотрите на доску. Что изображено на карточках, дайте общее определение.

- Разделите данные фигуры на две группы.

- По какому признаку разделил на группы?

- Какая фигура в 1 группе лишняя?

Самооценка (индивидуальная).

3. Упражнение в воспроизведении геометрических фигур в определенной последовательности.

- Внимательно посмотрите на карточку. Запомните последовательность фигур. (10 секунд).

- Возьмите фигуры из конверта и разложите их в том же порядке слева направо.

- Проверьте по образцу, исправьте ошибки.

- Назовите геометрические фигуры по порядку, указывая цвет?

Самооценка на индивидуальных листах.

- Это геометрические фигуры.

Один ученик у доски.

- Плоские и объемные фигуры.

- Три фигуры-многоугольники, у круга нет углов.

Круг, красный, цвет основной, и т.д.

расслабить зрительную систему;

улучшить циркуляцию крови в органе зрения;

укреплять глазодвигательные мышцы;

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

развивать зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторную координацию, внимание, память в процессе зрительного поиска;

воспитывать чувство успешности, желания доводить начатое дело до конца.

III . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- С какими сенсорными эталонами мы сейчас работали? ( плакат )

- Какие еще виды эталонов вы знаете?

- Сформулируйте задачи занятия.

- А так же, будем а ктивизировать зрительную систему т. е. учим наши глаза смотреть и видеть; соотносить геометрические фигуры с предметами, имеющими определенные геометрические формы.

- Форма, цвет, пространственные представления.

- Величина, звук, вкус, запахи.

- Это общепринятые образцы свойств и отношений предметов.

- Будем уточнять и применять полученные знания о сенсорных эталонах.

организовать планирование учебной деятельности на уроке.

I V. Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1. Упражнение для развития слухового восприятия.

- Угадайте, куда для этого мы отправимся с вами. Закройте глаза, слушайте, представляйте.

- Что вы услышали?

- Итак, где же мы с вами оказались?

- Мы вышли на лесную полянку, усыпанную первыми цветами. А что еще растет здесь, узнайте по характерным признакам: высокое, раскидистое, лиственное…

- Какую плоскую геометрическую форму имеет крона дерева?

- Какая объёмная фигура на плоскости имеет форму круга?

- Какую плоскую геометрическую форму имеет ствол дерева?

- Назовите соответствующую объемную фигуру.

3. Физминутка.

- А возле дерева нас поджидает лесной житель. Узнайте его по силуэту.

- Какая отличительная особенность ежа?

- Найдите колючего ежика в своих мешочках.

- Предлагаю вам вместе с лесным жителем выполнить самомассаж:

Ежик ежится у елки:

Укололся об иголки,

Елка ежится, дрожа:

Укололась об ежа!

Упражнения для глаз с массажным мячом.

- Закройте глаза, расслабьтесь, затем откройте и активно поморгайте.

- Вытяните руку вперед, посмотрите на мяч и не сводите с него взгляд при движении его к кончику носа и обратно.

Танец-игра с ускорением.

- Какой сенсорный эталон использовался в танце?

- Двигаемся дальше. Отгадайте загадку.

На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион
.

- Какую форму на плоскости имеет муравейник?

- Какая объёмная фигура на плоскости имеет форму треугольника?

Самооценка на индивидуальных листах.

- Следующий житель леса дожидается нас у муравейника, узнайте по голосу.

- Почему он ждёт нас у муравейника?

- На карточке с наложенными изображениями найдите медведя и обведите его по контуру красным карандашом.

- Какой цвет фломастера выберете?

Самооценка на индивидуальных листах.

6. Упражнение на развитие прослеживающей функции глаза.

- Посмотрите, среди деревьев, залитая солнечными лучами, показалась сторожка лесника.

-Помогите внучке лесника, с помощью схемы, прочитать послание дедушки. Запишите получившуюся фразу. (Работа в паре). Глеб поможет внучке найти путь домой.

- О чем хотел предупредить лесник внучку?

Самооценка на индивидуальных листах.

Дети слушают звуки весеннего леса.

- Снег тает, бегут ручьи, поют птицы.

- В весеннем лесу.

- Сворачивается колючим клубочком, если угрожает опасность.

Дети массируют кисти рук с помощью массажного мячика.

-Медведь любит лакомиться муравьиной кислотой.

- В лес можно отправляться только со взрослыми.

учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному изображению;

развивать мелкую моторику пальцев рук, крупную моторику, речь, память, воображение, мыслительные операции, внимание, зрительное восприятие;

V. Рефлексия

Берегите лес, ребята!
Он нам дарит кислород
В нем еще живут зверята
Разных видов и пород
По утру поют нам птицы
А листва укроет в зной
И пыльца цветов на лицах
Оставляет запах свой
Берегите лес, ребята!
И не жгите в нём костры
Благодарны будут звери
И деревья, и кусты.

- Удалось ли нам на занятии применять полученные знания о сенсорных эталонах. Посмотрите на свои листы самооценки.

- Поднимите руку у кого преобладает зеленый цвет, желтый,красный.

- Какое задание было самым интересным?

- Выполнение какого задание вызвало трудность?

- Почему было трудно? Над чем ещё надо поработать?

- За что бы вы могли себя похвалить?

- Удалось ли сохранить хорошее настроение до конца занятия?

- Наше занятие подошло к концу. Я прошу вас встать, повернуться к нашим гостям и поделиться с ними своими улыбками и хорошим настроением.

формирование умения адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 457 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.11.2019 722
  • DOCX 46.8 кбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Постолова Юлия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу-кружу,
Мед вожу. (Пчела.)

Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает. (Бабочка.)

Нос-то долог,
Голос-то звонок,
Пищит тоненько,
Кусается больненько. (Комар.)

Имя взял у кузнеца,
Ну, а цвет – у огурца. (Кузнечик.)

Это что за вертолет
Отправляется в полет,
Над озерами, лугами,
Над цветущими полями? (Стрекоза.)

В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Дом повыше построить хочет. (Муравьи.)

После загадок детям предлагается вспомнить и повторить все отгадки. Далее задается вопрос:

- Как назвать всех перечисленных животных, одним словом?

2. Основная часть.

Проводится беседа о насекомых.

Вопросы для беседы:

  1. Какие еще насекомые вам знакомы, кроме тех, о которых были загаданы загадки?
  2. В какое время года активны насекомые?
  3. Как и при помощи чего они передвигаются в природе?
  4. Чем питаются насекомые?


На зашумленном фоне спрятано изображение бабочки (рисунок 1) . Детям необходимо найти на картинке спрятавшееся насекомое и назвать его.

Задание 1. Найди такую же бабочку и отметь ее (рисунок 2).


Детям предлагается загадка:

В красном платье с черными горошками
На листке перебирает ножками.
Ну а если кто-то напугает –
То на небо сразу улетает. (Божья коровка.)

Задание 2. Обведи божью коровку, которая сидит под листом, в красный цвет, справа от листа – в желтый цвет (рисунок 3).


После выполнения этого задания, детям предлагается пояснить устно, где находятся остальные божьи коровки.

Далее проводится беседа по вопросам:

  1. Какова роль насекомых в природе?
  2. Каких вы знаете полезных и вредных насекомых?
  3. Какова роль насекомых в жизни человека?

Задание 3. Помоги пчелке найти дорогу к цветку (рисунок 4).


Зрительная гимнастика.

Предварительно детям предлагается вспомнить тип известных им линий (прямая, волнистая, зигзаг). Далее детям предлагается ответить на вопрос:

- Какой путь проделала пчела в поисках цветка?


Проводится беседа по вопросам:

Задание 5. Какая тень принадлежит муравью (рисунок 6)?


Задание 6. Найди название насекомого в таблице (рисунок 7).


Далее детям предлагается ответить на вопросы:

  1. Где в таблице расположено найденное название насекомого (в каком ряду или столбике)?
  2. Где расположена первая буква слова (в каком ряду и столбике)?
  3. Где расположена последняя буква слова?

3. Завершающая часть занятия.


Задание 7. Дорисуйте недостающую часть бабочки и раскрасьте ее. Подарите получившуюся открытку своему соседу по парте.

Примечание: задания 1-3 и 5-7 выполняются на индивидуальных карточках. Остальные задания – фронтально.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развивать зрительное восприятие, зрительно-вербальный анализ и синтез, зрительную память, формирование элементы самоконтроля.

Вводная часть

Возьмитесь за спинку стула впереди себя, поставьте вперед правую ногу и немного согните ее в колене. Ле­вая нога сзади вытянута. Одновременно с наклоном вперед и выдохом мягко прижмите находящуюся сзади пятку к полу. Затем приподнимите пятку и сделайте глубокий вдох. Повторите 3 раза, меняя ноги. Чем больше согнута находящаяся впереди нога в колене, тем большее растяжение чувствуется в икрах сзади.

Цель: развивать зрительное восприятие, зрительно-вербальный анализ и синтез, зрительную память, формирование элементы самоконтроля.

Вводная часть

Возьмитесь за спинку стула впереди себя, поставьте вперед правую ногу и немного согните ее в колене. Ле­вая нога сзади вытянута. Одновременно с наклоном вперед и выдохом мягко прижмите находящуюся сзади пятку к полу. Затем приподнимите пятку и сделайте глубокий вдох. Повторите 3 раза, меняя ноги. Чем больше согнута находящаяся впереди нога в колене, тем большее растяжение чувствуется в икрах сзади.

Основная часть

Н, О, К, Р, О, В, О, Ж, А (Жаворонок)

На солнце темный с, е, л (лес) зардел,

В долине а, р, п (пар) белеет тонкий,

И песню раннюю п, е, л, з, а (запел)

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

е, т, п, о (поет), на солнышке сверкая:

с, а, н, в, е (весна) пришла к нам молодая,

я здесь пою приход е, с, ы, в, н (весны).

Смогут ли дети отгадать название стихотворения?

Материал к заданию: плакат с изображениями шес­ти фигур (см. материалы к урокам, рис. 62).

Каждую фигуру учитель предъявляет ученикам в те­чение 5-7 сек. Проведение задания см. урок 12, зада­ние 1. Воспроизведенные учениками рисунки оценива­ются 2 баллами (при наличии существенных погрешностей), 1 баллом (при незначительных искажениях) и О баллов (при точном воспроизведении). Оценки за все шесть фигур суммируются. Лучшим считается ученик, набравший наименьшую сумму баллов.

Выбирается какая-либо цифра, например, 4. Ученики встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: один, два, три, . Когда очередь доходит до четвертого ученика, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши четыре раза. Ошибающийся ученик выбывает из игры.

Читайте также: