Происхождение человека проблемы антропогенеза конспект

Обновлено: 29.04.2024

Историю становления людей, развитие их рода изучали еще в XVIII веке. До этого периода считалось, что все на земле создал Бог. Но с развитием науки гипотеза о возникновении мира стала меняться. На смену религиозным идеям пришла теория эволюции. В биологии эволюция, в результате которой сформировался человек разумный (homo sapiens), называется антропогенезом.

Антропогенез — этап эволюции, который привел к появлению человека разумного, отделившегося от других гоминид, человекоподобных обезьян и млекопитающих.

Это процесс формирования физического тела, речи, трудовых навыков. Антропогенез изучают такие науки как: генетика, антропология, археология, лингвистика, палеоантропология.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Современные представления о происхождении человека

Движущей силой эволюции является естественный отбор. Важными причинами изменчивости организмов Дарвин считал перемены в окружающей среде. В ходе борьбы за существование больше шансов выжить у тех животных, которые наиболее приспособлены к меняющимся условиям существования. Человек имеет естественное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория стала базой для научного объяснения происхождения человека. В настоящее время она дополнена новейшими достижениями в области молекулярной биологии и генной инженерии. Большинство деятелей науки ее разделяют.

В какую эру происходил, сколько времени занял

Эволюция человека — это продолжительный период, на протяжении которого человекоподобными обезьянами проделан огромный путь по превращению в человека. Сегодня эволюцию подразделяют на несколько исторических этапов. Миллионы лет кайнозойской эры человек приобретал навыки для того, чтобы не просто выживать в суровом мире, а чтобы жить. Он научился коммуникациям, общению, сформировал устную и письменную речь. Антропогенез происходил ветвисто.

Основные этапы антропогенеза

Основные этапы антропогенеза

Период антропогенеза рассчитан приблизительно, поскольку установление временных границ с высокой степенью точности представляет большую проблему. Основными предками человека можно считать следующих:

С точки зрения биологии весь эволюционный путь характеризуется борьбой за существование и естественным отбором. Благодаря труду, сознанию, речи древние научились изготавливать орудия труда, одежду. Выросло влияние социальных факторов. Большое значение в совершенствовании человекообразной обезьяны сыграло строение руки, которое помогало не только в охоте и труде, но и послужило толчком для развития речевого центра, лобных долей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Происхождение человека.

Цель: - изучить проблемы происхождения человека;

-рассмотреть виды человека, расселение древних людей, условия жизни, родовую общину;

Организационный момент.

-подготовка рабочего места

II . Проверка знаний полученных ранее.

- комментированное выставление оценок

III . Изложение нового материала.

Источники знаний о древнейшем человеке

Проблема происхождения человека.

Виды человека. Расселение древнейших людей.

Условия жизни первобытных людей

Достижение людей палеолита.

Существует несколько гипотез возникновения человека на земле:

- Космическая – человек был населен на Землю пришельцами из вне

-Креационизма – творения Бога

- Эволюционная – что человек произошел от обезьяны (т. Дарвина)

hello_html_m19e2b6dd.jpg

Способность к изготовлению разных предметов и следует считать главной особенностью, отличающей человека от других приматов.

Каменный век История Железный век

Каменный век по особенностям каменных изделий древнего человека подразделяется:

Каменный век

Древний (палеолит) Новый (неолит)

Основной теорией происхождения человека - антропогенеза – является

трудовая теория , она опирается на учения Ч.Дарвина о естественном отборе.

Регион, где происходил антропогенез Восточная Африка около 30-40 мил. лет

( Человек появился в период геомагнитных инверсий – смены полюсов Земли, т. к в этот период исчезло магнитное поле Земли, и увеличился уровень радиации. Радиация – это сильнейший мутагенный фактор).

Останки наиболее вероятного предка человека - австролопитека (возраст 4-4,5 мил. лет) обнаружены в Африке.

hello_html_m402146cf.jpg

Австралопитек (возраст 4-4,5 мил. лет) – умел изготовлять орудия из камня, охота на крупных животных (слоны)

hello_html_m6698f08c.jpg

hello_html_6bc301b6.jpg

В этих же местах найдены останки – человека умелого – каменная галька, охота на крупных животных (слоны)

hello_html_m2544fdda.jpg

Человек прямоходящий (выпрямленный) – останки обнаружены около 1,7 мил. лет назад, близок по росту к современному человеку, орудие труда – ручное рубило, овладение огнем (1,5 мил. лет назад).

hello_html_m4b3db6f8.jpg

Около 1 мил. лет назад человек прямоходящий вышел за пределы Африки, его останки были найдены в Европе и Азии.

На о. Ява был найден обезьяночеловек питекантроп.

hello_html_7e02ce18.jpg

В начале XX века недалеко от Пекина были обнаружены останки китайских людей – синантропа .

Несколько фрагментов останков человека прямоходящего были найдены в России.

Человека прямоходящий вымер примерно 300 тыс.лет назад – ему на смену пришел – человек разумный.

Неандерталец – заселили всю Европу и значительную часть Азии, имел внешнее сходство с современным человеком.

hello_html_2d74603c.jpg

Примерно 40-35 тыс. лет назад появился – кроманьонец (местечко во Франции Кроманьон)

hello_html_m66d0d55f.jpg

hello_html_4c988afd.jpg

Процесс антропогенеза заняло около 3 мил. лет, за это время происходили

кардинальные изменения: 4 крупных оледенения, потепления, похолодания.

От ледника тянулась огромная тундра. Летом здесь буйно разрастались травы и зеленели кусты, густо населены людьми. Охота на мамонтов, шерстистых носорогов и пещерных медведей (этих животных называют палеолитическая триада). Предполагается, что охота была коллективной, загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к вырытым ямам.

Все это способствовала стремительному развитию человечества.

Самостоятельно стр. 17

Древние люди в эпоху мезолита жили родовой общиной, человеческим стадом, где доминировал вожак.

Родовая община - коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка. Родовые общины объединялись в племена. Матриархат сменился патриархатом.

Самостоятельно стр. 17-18

Специализированные орудия труда ( каменным скреблом, прокалывали в них дырки проколкой или остроконечником, резали ножом, резцом и т.д.) , составные орудия (к деревянной рукоятке привязывали обработанный камень, и получалось копье, топор), появлению одежды, совершенствованию жилищ, половозрастное разделение труда: мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, шили одежду. Дети помогали женщинам, подросшие мальчики охотились наравне с мужчинами. Со временем человеческие племена заселили практически всю Евразию. Во времена потеплений они продвигались на север, при наступлении ледника отходили на юг. В период позднего палеолита были заселены Австралия и острова Полинезии.

Негроидная Расы Монголоидная

IV . Закрепление знаний полученных ранее:

V . Итог урока

VI . Задание на дом

- Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 1 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Цель урока: Закрепление знаний на тему “происхождение человека”, этапы эволюции человека и роли биологических и социальных факторов эволюции человека.

Задачи урока: 1)Формирование научных взглядов о происхождении человека и основных стадиях антропогенеза.

2)развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать критико-следственные связи при изучении антропогенеза.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.doc 410 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель биологии, химии

Тема урока: “Происхождение человека” (антропогенез)

Цель урока : Закрепление знаний на тему “происхождение человека”, этапы эволюции человека и роли биологических и социальных факторов эволюции человека.

Задачи урока: 1)Формирование научных взглядов о происхождении человека и основных стадиях антропогенеза.

2)развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать критико-следственные связи при изучении антропогенеза.

Оборудование : ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор

Обобщающий урок проводится, работая в группах (каждый ряд садится вокруг двух сдвинутых столов, группа по 4 человека)

-Что означает термин антропогенез ? (эволюция человека).

Видеофрагмент об этапах становления человека. (Происхождение человека) слайд 2-3

Итак, антропогенез - сложнейшая естественно - научная и философская проблема, привлекающая к себе внимание многих ученых с древних времен до настоящего времени.

Попробуем в этом разобраться.

Вопросы о роли учёных на слайде.

Кто впервые поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы?

Кто впервые высказал гипотезу происхождения человека от обезьян, но не смог ее доказать научно?

Кто доказал на большом фактическом материале происхождение человека от обезьян?

Кто раскрыл роль социальных факторов в эволюции человека?

Структура Раунд Тэйбл – слайд 9

Письменная работа по кругу на одном (на команду) листе бумаги

2. Письменное задание по карточке. Положение человека в системе животного мира слайд 10-14

Задание: Заполнить таблицу “Родство человека с животными” (с последующим обсуждением)

Клетки содержат оформленное ядро

гетеротрофный тип питания, способность к передвижению,

клетки не имеют пластид и хлорофилла, ограниченный пропорциональный рост

Подцарство Многоклеточные животные

организмы имеют три слоя клеток (эктодерма, мезодерма, энтодерма). Организм состоит из большого количества клеток, дифференцированных по строению и специализированных по функциям.

На ранних этапах эмбрионального развития осевой скелет представлен хордой, центральная нервная система в виде нервной трубки, имеются жаберные щели в области глотки.

Замещение хорды позвоночником, развитая челюсть и челюстной аппарат, 2 пары конечностей и головной мозг из 5 отделов, появление лопаток

Пять отделов позвоночника, семь шейных позвонков, наличие диафрагмы, две смены зубов, четырехкамерное сердце, левая дуга аорты, теплокровность, развита ушная раковина, развит волосяной покров, наличие молочных желез, живорождение.

Внутриутробное эмбриональное развитие, формирование в матке плаценты

Хватательная пятипалая верхняя конечность (первый палец противопоставлен остальным), на пальцах ногти, стопохождение, одна пара сосков молочных желез, хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные, хорошо развитые большие полушария мозга, низкая плодовитость, забота о потомстве, сильное развитие мимики и звуковой сигнализации, стадные отношения

Подотряд Человекообразных обезьян

Сходство во внешних пропорциях тела, способность к прямохождению, редукция хвостовых позвонков, хорошо развитый крестец, достаточно выраженные изгибы позвоночника, сходные группы крови, одинаковые инфекционные и паразитарные заболевания, сильное развитие больших полушарий с множеством извилин, сильное развитие лобных долей, сходные эмоции, высокая способность к обучению, хорошая память, сложные формы заботы о потомстве.

Прямохождение, интенсивное развитие головного мозга, особенно больших полушарий (в них много извилин и хорошо развиты лобные доли), рука - орган труда с противопоставленным и очень подвижным большим пальцем, общественный образ жизни и наличие сложных иерархических отношений

Род Человек (Homo)

Вид Человек разумный (Homo sapiens

1) Уникальная ВНД человека, 2- сигнальная система – речь

2) Прекрасно развитое логическое и абстрактное мышление, память

3) Большее соотношение массы тела к массе мозга

4) Особенности позвоночника - 4 изгиба ( для чего) - прямохождение

5) Сводчатый стоп ноги

7) Большой палец противопоставлен остальным пальцам руки, вследствие этого человек может поднимать как объемные тяжелые предметы, так и мелкие.

3. Сходства и отличия человека и животных слайд -15

На слайдах без надписей демонстрируются доказательства:

Эмбриологические слайд 16

Сравнительно-анатомические слайд 17

В пользу симиальной гипотезы свидетельствуют рудиментарные органы – аппендикс, третье веко, дарвинов бугорок на ушной раковине, копчик.

Об этом же говорят и атавизмы – рождение ребенка с хвостом, сильный волосяной покров на теле, дополнительные соски.

Структура Зум Ин слайд 18

Какие у вас есть гипотезы по поводу того, о чем говорится в видео слайд 19-20

Доказательства молекулярной биологии слайд 21

У человека и понгид большое сходство в количестве и строении хромосом: у человека — 23 пары, у человекообразных обезьян — 24 пары хромосом; доказано, что плечи 2-й пары хромосом человека соответствуют 12 и 13 хромосомам шимпанзе.

Вопросы после просмотра видео слайд 23

Назовите этапы эволюции человека ( В процессе становления человечества различают три периода: древнейшие люди (архантропы) , древние люди (палеоантропы) , новые люди (неоантропы) .

Основные положения теории эволюции человека сформулированы в работах Ч. Дарвина. Это были смелые взгляды для того времени, так как господствовали религиозные воззрения на происхождения человека, животных, в целом — жизни на Земле. Основатель биологической систематики К. Линней еще до Ч. Дарвина высказывал предположения о родстве людей и высших обезьян (рис.1).

Модель эволюционного процесса по Линнею и Дарвину

Рис. 1. Модель эволюционного процесса по Линнею и Дарвину

Согласно законам и правилам систематики, современные люди принадлежат к роду Человек, виду Человек разумный (Homo sapiens), подвиду H. sapiens sapiens,

Палеонтологические раскопки

Рис. 2. Палеонтологические раскопки

Человек как вид, его место в системе органического мира

Многие черты строения тела, функции органов и систем подтверждают общность человека и животных. Так, в процессе развития эмбриона появляется хорда, формируются жаберные щели в глотке, развивается нервная трубка, как у других групп хордовых. Возникают позвоночник, две пары конечностей, как у позвоночных животных. На последующих этапах развития плод приобретает черты человека.

Человек в системе органического мира:

  • Царство Животные.
  • Подцарство Многоклеточные.
  • Тип Хордовые.
  • Подтип Позвоночные (Черепные).
  • Класс Млекопитающие.
  • Отряд Приматы.
  • Секция Узконосые обезьяны.
  • Семейство Гоминиды.
  • Род Человек.
  • Вид Человек разумный (Homo sapiens).
  • Подвид H. sapiens sapiens.

Вскармливание детенышей молоком, которое образуется в молочных железах женщин, подтверждает отношение человека к млекопитающим. Другие сходные черты: теплокровность, четырехкамерное сердце, семь шейных позвонков, наличие волос на теле. Внутриутробное развитие эмбриона происходит так же, как у плацентарных животных. Зародыш связан с матерью через плаценту.

Проявления сходства человека с животными:

  • Похожее строение отделов скелета и систем органов.
  • Хромосомный набор в клетках.
  • Сходство эмбрионов.
  • Состав крови.
  • Роговые пластинки на пальцах.
  • Общие болезни и паразиты.
  • Рудименты — третье веко, аппендикс, копчик.
  • Атавизмы — волосатость, многососковость, зачаток хвоста.

Многие признаки указывают на принадлежность вида H. sapiens к семейству человекообразных обезьян. От наиболее высокоорганизованных современных приматов человека отличает увеличенный объем мозга, членораздельная речь. Кариотип насчитывает 46 хромосом, а не 48, как у обезьян.

Отличия человека от животных — результат биологической эволюции:

  • Двойная сводчатость стопы.
  • Передвижение на двух конечностях.
  • Вертикальное положение туловища и головы.
  • Приспособление верхних конечностей для хватания, освобождение рук для трудовой деятельности.
  • Большой объем переднего мозга, значительное развитие коры больших полушарий.
  • Усложнение и большое разнообразие высшей нервной деятельности.
  • Умение изготавливать орудия труда.

Видовыми признаками Человека разумного считают использование верхних конечностей для труда, изготовления орудий, способность мыслить абстрактно. Люди осуществляют коллективную деятельность, которая больше подчиняется социальным, а не биологическим законам (как у общественных животных).

Гипотезы происхождения человека современного вида

Археологи Лики первыми предположили, что предки современных людей жили в Африке. В основе гипотезы — сенсационные открытия стоянок человека в Танзании и Эфиопии (Олдувайское ущелье). Так появились взгляды на единый центр происхождения человека. Африка долгие годы считалась единственной прародиной человека.

Иллюстрация гипотез полицентризма и моноцентризма

Схема 1. Иллюстрация гипотез полицентризма и моноцентризма

Согласно гипотезе полицентризма или мультирегионального происхождения, первые люди появились в Африке, относительно рано начали расселяться по другим территориям (схема 1). В новых местах обитания происходили эволюционные изменения, не зависящие от событий в других центрах. Мультирегиональная гипотеза получила много палеоантропологических и археологических подтверждений.

Сторонники этого научного взгляда на происхождение гоминид обращают внимание на параллельную эволюцию человека в Африке, Европе и Азии. Полицентристы объясняют специфические особенности строения у представителей разных территориальных групп происхождением от разных видов палеоантропов или архантропов. Также, исследователи обращают внимание на равномерность и параллельность развития культуры у разных групп на территории Старого Света.

Гипотеза моноцентризма — учение об одном центре происхождения человека. Африка признана родиной древнейших людей планеты. Все последующие волны миграций, заселение других частей света тоже начинались на жарком континенте.

Впоследствии произошло расселение первых людей по территории Евразии, смешивание с уже обитавшими там аборигенами. Подтверждают гипотезу моноцентризма археологические и антропологические данные.

Гипотеза внетропического происхождения человека описывает возникновение первых людей в высоких широтах Евразии (Сибири). В пользу этого учения свидетельствуют открытие на территории современной Якутии палеолитических стоянок.

Не утратила своего значения гипотеза божественного происхождения человека, относящаяся не к биологии, а к теологии. Существуют предположения о проникновении первых людей с других планет, скрещивании диких предков с разумными существами из космоса.

Движущие силы и этапы эволюции человека

Антропогенез происходит под воздействием двух групп факторов — биологических и социальных. Поэтому, человека называют биосоциальным существом. Движущие силы антропогенеза способствовали развитию вида, занявшего господствующее положение в животном мире. Биологические факторы эволюции обоснованы Ч. Дарвиным (рис. 4.) в труде «Происхождение человека и половой отбор (1871 г.).

Чарльз Дарвин

Рис. 4. Чарльз Дарвин

Биологические факторы эволюции человека:

  • Наследственная изменчивость.
  • Борьба за существование.
  • Индивидуальный естественный отбор, с которым связано появление прямохождения, изменение кисти, развитие мозга.
  • Групповой отбор, вызвавший появление социальной организации (действовал на уровне семьи, племен).

Появление отличных от животных морфофизиологических признаков, закономерно следует из перечисленных выше факторов.

Произошедшие изменения в организме человека:

  • разделение функций верхних и нижних конечностей;
  • S-образный изгиб позвоночника;
  • прямохождение;
  • сводчатая стопа;
  • изменение соотношения лицевого и мозгового отделов черепа.

Действие социальных факторов на антропогенез показано Ф. Энгельсом в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека (1896 г.). Согласованное действие движущих сил антропогенеза привело к формированию биосоциального существа.

Основные этапы антропогенеза

Человек произошел не от существующих в настоящее время человекообразных обезьян. Около 25 млн. лет назад жил общий предок этих двух групп приматов — дриопитек. Он лазил по деревьям, передвигался на четырех конечностях и только на двух нижних. Переносил пищу и орудия защиты в руках. Примерно 5–8 млн. лет назад произошло разделение предков высших обезьян и человека.

Череп австралопитек

Рис. 5. Черепа австралопитека

От дриопитека 4 млн. лет назад произошел австралопитек (рис.5). Предки, обитавшие в саваннах Африки, дали начало и другим ветвям, которые могли рано покинуть территорию жаркого континента и длительно развиваться параллельно на других материках и архипелагах.

Более 2 млн. лет назад произошло обособление представителей рода Человек, вида Человек умелый (Homo habilis). Это существо невысокого роста (1,5 м), с объемом мозга 670 см 3 . Человек умелый пользовался грубыми орудиями труда, изготовленными из расколотой или обтесанной гальки. Имелись зачатки мимики и речи.

Древнейшие люди

От H. habilis произошел Человек выпрямленный (H. erectus). Этот биологический вид сформировался в Африке 1,6 млн. – 400 тыс. лет назад, расселился на огромных территориях в Азии и Европе. Ископаемые останки питекантропа, обнаружены на о. Ява. В Китае найдены останки синантропа.

В Европе в то же время обитал гейдельбергский человек. Этих представителей объединили в группу древнейших людей (архантропов). Архантропы имели черты обезьяны и человека, жили первобытным стадом, пользовались огнем.

Древние люди

Существовали 250–150 тыс. лет назад. Неандертальцы ходили согнувшись, достигали в высоту 150–160 см. Имели низкий скошенный лоб, заметные надбровные дуги, челюсть без подборочного выступа (рис. 6). Неандертальцы жили группами, изготовляли орудия труда, охотились, занимались собирательством.

Древний человек

Рис. 6. Древний человек

Первые современные люди

Появились 90–40 тыс. лет назад. Кроманьонцы имели рост до 180 см, высокий прямой лоб, развитый подбородочный выступ. Объем мозга достигал 1600 см3. Кроманьонцы жили родовыми общинами, шили одежду из шкур, устраивали жилище, приручали животных, обрабатывали землю, рисовали на стенах пещер (рис. 7).

Наскальная живопись

Рис. 7. Наскальная живопись

Более развитая речь, изготовление орудий труда, зарождение религии, культуры — отличительные черты современных людей.

Человеческие расы, их генетическое родство

В процессе биологической эволюции сложились наиболее устойчивые группы людей внутри одного вида и подвида H. sapiens sapiens. Это расы, для которых характерны определенные генотипы и фенотипы. Представители одной расы характеризуются общими наследственными особенностями — цветом кожи, разрезом глаз, строением век, структурой и окраской волос (табл. 1).

Современные расы людей

Азиатско-американская (монголоидная)

Евразийская (европеоидная)

Экваториальная (австрало-негроидная)

  • Рост средний и ниже среднего.
  • Плоское лицо.
  • Смуглая кожа желтоватого или красноватого оттенка.
  • Прямые черные волосы.
  • Темно-карие глаза.
  • Узкие веки, косой разрез.
  • Широкий нос.
  • Кожа розоватая.
  • Прямые или волнистые, русые, каштановые или черные волосы.
  • Неширокий лоб.
  • Губы средней толщины.
  • Узкий нос.
  • Черная кожа.
  • Черные жесткие волосы, спиральнозавитые.
  • Карие глаза.
  • Толстые губы.
  • Плоский нос.

Причиной образования рас в далеком прошлом было расселение по материкам. Последующая географическая изоляция закрепила адаптивные признаки. Приобретенные в процессе биологической эволюции морфофизиологические различия не являются доказательством разной степени организации. Все расы и народы находятся на одной и той же ступени эволюции. При скрещивании появляется плодовитое потомство. Утверждения о расовом превосходстве не имеют научных объяснений.

От рас следует отличать национальности и нации. Этносы сформировались в результате социальных процессов.

Биосоциальная природа человека

Дарвин собрал убедительные доказательства общности происхождения приматов. Исследования касались лишь морфофизиологических изменений, возникших под действием естественного отбора. Социальные аспекты теории происхождения человека разработаны Ф. Энгельсом.

Действие социальные факторов на антропогенез перечислены в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека (1896 г.):

  • Трудовая деятельность, использование, а затем и создание орудий труда.
  • Совершенствование деятельности головного мозга.
  • Развитие руки.
  • Становление общественного образа жизни.
  • Развитие членораздельной речи, мышления и сознания.
  • Воспитание и обучение потомства, передача ему накопленного опыта.

Согласованное действие движущих сил антропогенеза привело в итоге к формированию человека как биосоциального существа. Это биологический вид со всеми вытекающими из этого особенностями строения тела, физиологии, поведения. Одновременно человек — социальное существо, для которого характерны общественный образ жизни, речь.

Биосоциальная природа человека определяет относительно равномерное значение биологической и социальной адаптации в обществе, сохранение всех функций. Значение социального фактора повышается, биологического постепенно снижается. Естественный отбор уже не выполняет ту роль, которая ему свойственна в популяциях растений и животных.

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека

Семья — ячейка общества

Рис. 8. Семья — ячейка общества

Индивид приспосабливается к социальной среде, именно в этом случае могут быть реализованы его потребности, цели. Происходит адаптация к условиям учебы, работы, быта, досуга, формируются отношения с другими людьми. Индивид активно изменяет среду для более полного удовлетворения своих потребностей. В процессе приспособления и активной деятельности меняются мотивы, ценности, поведение человека.

Среда сама изменяется под воздействием людей, что в свою очередь вызывает новый виток приспособлений. Возрастают информационные и эмоционально-психологические нагрузки. В результате снижаются возможности адаптации в новых условиях, что приводит к стрессу.

В стрессовом состоянии выделяются гормоны, вызывающие учащение пульса, повышение артериального давления и другие изменения, помогающие в природе выжить. Животное предпринимает какие-либо действия: спасается бегством от врагов или само нападает. Человек в образовательном, трудовом коллективе, семье зачастую не предпринимает активных действий. Развивается дистресс — такие изменения, которые ведут к болезням.

Читайте также: