Аллегорическое отражение исторических событий в баснях волк на псарне конспект урока 5 класс

Обновлено: 16.05.2024

Личностные: формирование интереса к классической литературе, развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности;

Предметные: освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы; научиться находить мораль басни, умение ориентироваться в тексте; развитие навыков выразительного чтения басни; формирование коммуникативной компетенции.

Метапредметные: планировать, выполнять и оценивать свои учебные и коммуникативные действия с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения; искать и выделять необходимую информацию.

Оборудование: учебник, компьютер, презентация.

1. Определение темы, цели. Постановка проблемы.

Актуализация знаний.

1. Теория- басня, мораль, аллегория.

2. Словарная работа . Определение лексического значения слов: овчарня, псарня, хлев, псари, ловчий, дубьё, расчесться, сват, кум, лад, не делать мировой.

Овчарня- с.-х. хлев, загон для овец. Псарня - Помещение для собак (преимущественно охотничьих). Дубьё - Палки, дубинки, употр. в старину как оружие.

Хлев - крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие животные

Расчесться - То же, что рассчитаться. Псари - чернорабочие при псовой охоте.

Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой).

Сват - так называется лицо, делающее предложение отцу девушки от имени жениха, и еще чаще отцы молодых относительно друг друга.

Кум - крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению к друг другу, а также по отношению к родителям крестника (крестницы), также к кумовьям относятся свидетели свадьбы и в некоторых случаях закадычный друг или подруга (кума).

Лад - согласие, мир, стройность, порядок)

Не делать мировой - заключить мир, помириться. Ахти – ах – выражение тревоги

Натура – характер человека. Долой – прочь, вон

Беседа по вопросам .

1. Есть ли в басне сюжет? Расскажите . (Сюжет басни рассказывает один из учеников )

Давайте проверим, правильно ли был понят сюжет . ( Прослушивание аудиозаписи басни Крылова )

2. Понравилось ли чтение? Почему ?

Анализ басни. (сопровождается показом слайдов – иллюстраций к басне)

1. Из-за чего поднялся переполох на псарне? Какими словами рисует автор переполох? (Использование глаголов, передающих яркую картину общей тревоги на псарне.)

3. Как же ведет себя Волк, оказавшись в непростой ситуации? Что говорит? ( прочитайте, прокомментируйте. Он зубами щелкает, шерсть ощетинил, глазами всех съесть хочет. Речь льстивая, заискивающая, лицемерная )

4. Совпадают ли чувства Волка и его речь?(Волк притворяется. Притворство вызвано страхом, желанием спасти свою жизнь)

5. Почему Ловчий не дослушал миролюбивых речей Волка? Что он говорит? (Он ему не верит)

6. Что нового узнали мы о волчьей натуре из этой басни ? (Волк — злобный хищник., Обычно он легко и безнаказанно расправляется с теми, кто слабее его. Но когда ему грозит опасность, он изворачивается, хитрит)).

Работа в парах.

Разделите страницу на две части и выпишите из текста слова из текста, словосочетания, прилагательные, характеризующие Волка и Ловчего. (Чтение характеристики героев, высказывание своего отношения к ним . Слушая ответы, дополняем записи в тетради. )

8. Какова мораль басни? ( Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом, какую бы шкуру он не надел)

9. Почему Волк изображен художником в таком необычном наряде? (Сайд презентации)

11. Был ли знаком Кутузов с басней Крылова?

Выразительное чтение басни даст возможность увидеть, насколько вы смогли понять замысел великого баснописца. К акие правила нужно соблюдать при прочтении литературных текстов? Как называются эти правила? (Ответы детей, слайд правила выразительного чтения)

Конкурс на лучшее чтение басни по ролям.

Рефлексия. Продолжите фразу:

Домашнее задание: выразительное чтение басни наизусть


Полный текст материала Конспект урока литературы "Отражение событий 1812 года в басне И.А. Крылова "Волк на псарне"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить мораль в басне, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

I. Проверка домашнего задания
На этом уроке нам предстоит выразительно читать басню. Поэтому сначала проводим артикуляционную разминку. Затем слушаем рассказы учеников о жизни и творчестве И. А. Крылова (по статье учебника).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Волк на псарне ИА Крылов.ppt

Эпиграф: Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Эпиграф: Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себ.

Эпиграф: Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. П.А. Вяземский

 Иван Андреевич Крылов

Иван Андреевич Крылов

Артикуляционная разминка Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.

Артикуляционная разминка Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.

Словарная работа Глупость, ограниченность – Беззащитность – Хитрость – Жесток.

Словарная работа Глупость, ограниченность – Беззащитность – Хитрость – Жестокость – Скромность – Вежливость –

Словарная работа Глупость, ограниченность – Беззащитность – Хитрость – Жесток.

Словарная работа Глупость, ограниченность – Беззащитность – Хитрость – Жестокость – Скромность – Вежливость – ум наглость простодушие, наивность доброта развязность грубость

тема урока Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на.

ЗАДАНИЯ ПО БАСНЕ Какими средствами звукозаписи передается переполох, возникши.

ЗАДАНИЯ ПО БАСНЕ Какими средствами звукозаписи передается переполох, возникший на псарне, когда туда внезапно забрался Волк? Как актер воспроизводит льстивую речь хищника? Каково отношение автора и актера к Волку? Как меняется характер речи актера, когда он начинает речь Ловчего? Как вы его представляете? Опишите устно внешность, характер Ловчего.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) раз.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой) /Ловчий – умный, умудренный опытом человек. Свое дело он знает хорошо. Он понимает, что с волками надо обращаться по-волчьи.

СДЕЛАЕМ ВЫВОД - Каким чувством проникнута данная басня? - В каких словах закл.

СДЕЛАЕМ ВЫВОД - Каким чувством проникнута данная басня? - В каких словах заключена мораль басни? - Случайно ли эти слова принадлежат Ловчему? Почему?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на пса.

ПРОВЕРИМ ОТВЕТЫ Задание 1. Закончите крылатые выражения. - Ты все пела? Это д.

ПРОВЕРИМ ОТВЕТЫ Задание 1. Закончите крылатые выражения. - Ты все пела? Это дело… (Так поди же попляши!) - А вы друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь) - Сыр выпал - …(с ним была плутовка такова) - Когда бы вверх могла поднять ты рыло,…(Тебе бы видно было)

проверим ответы Задание 2. Помогите герою басни найти свою пару. Свинья (Дуб).

проверим ответы Задание 2. Помогите герою басни найти свою пару. Свинья (Дуб) Моська (Слон) Повар (Кот) Ворона (Лисица) Ягненок (Волк) Кукушка (Петух) Муравей (Стрекоза) Фока (Демьян)

Выбранный для просмотра документ иллюстрации.docx

krylov08

krylov10

krylov13

3389

krylov05

krylov04

krilov_03

krylov02

krylov11

krylov12

krylov16

Выбранный для просмотра документ урок на конкурс.docx

Урок по литературе

Задачи урока:

Развивающая - развивать творческих способностей учащихся, их аналитических навыков; расширять кругозор; развивать умения понимать иносказательный подтекст басен и для привития любви к данному жанру.

Воспитательная - воспитывать нравственные качества и непримиримое отношение к хитрости, корысти, невежеству, глупости и самолюбованию, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за наших предков.

Тип урока : комбинированный

Междисциплинарные связи : история, изобразительное искусство.

Обеспечение урока:

Структура урока

Организационный момент (1 мин.)

Проверка знаний учащихся (7 мин.)

Опрос по терминам

Мотивация учебной деятельности учащихся, целеполагание.(3 мин.)

Изложение нового материала: (16 мин.)

1) Слушание басни (аудирование)

2) Ответы на вопросы по прослушанной басне

3) Выступление библиографа об отношении Крылова к войне 1812 года.

4)Доклад учащихся об исторических событиях в басне.

5) Словарная работа по изученной басне

6) Анализ т е к с т а по вопросам.

5. Первичный контроль (5 мин.)

7. Подведение итогов урока (7 мин.)

- Подготовка аудитории к работе

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят.

Работа с эпиграфом.

- Как вы думаете, о ком идет речь?

- Как вы понимаете слова П.А. Вяземского?

Дают разные ответы

Работа с эпиграфом позволяет настроить учащихся на тему урока, активизирует их мыслительную деятельность.

2.Проверка знаний учащихся

На этом уроке нам предстоит выразительно читать басню, поэтому, сначала проведем 1) артикуляционную разминку .

Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.

2) Словарная работа

На доске выписываем слова, характеризующие черты характера, которые представлены в баснях Крылова, к которым подбираем синонимы и антонимы, таким образом составляем пары:

Глупость, ограниченность – ум

Хитрость – простодушие, наивность

Подбирают синонимы и антонимы к словам

Называют определения басни и аллегории

Артикуляционную разминку учитель включает в урок для того, чтобы подготовить речевой аппарат детей к правильному произнесению различных звуков речи. Что в свою очередь позволит научиться выразительному чтению произведений.

Данный вид работы позволяет обогатить словарный запас учащихся, учит строить синонимичные и антонимичные ряды.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся, целеполагание

Сегодня мы будем продолжать работу по творчеству баснописца.

-Прочитайте тему урока.

-Все ли слова вам знакомы?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Читают тему урока

Дают разные ответы

Данный вид работы позволяет учащимся определить для себя тот вид работы, который позволит им лучше усвоить тему урока.

4.Изучение нового материала.

1) Слушание басни (аудирование)

2) Ответы на вопросы по прослушанной басне (слайд №6)

3) Выступление библиографа об отношении Крылова к войне 1812 года.

4)Доклад уч-ся об исторических событиях в басне.

Во время доклада демонстрируется карта, показывающая вход Наполеона в Москву. (приложение №3)

5)Словарная работа по изученной басне

- Какие слова вам показались незнакомыми?

Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой)

/Ловчий – умный, умудренный опытом человек. Свое дело он знает хорошо. Он понимает, что с волками надо обращаться по-волчьи.

(Возможные слова: псарня, овчарня, хлев и др.)

-Откроем учебники на стр. 58

6)Анализ т е к с т а по вопросам.

1.Какова причина шума, переполоха на псарне?

С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение? (Обратить внимание на глаголы: поднялся (двор), (псы) залились, рвутся (в драку), (псари) кричат, бегут (с дубьем).)

Каково поведение Волка в этот момент?

Каким изобразил его Крылов?

Итак, в речи Волка сквозят лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Как Волк смог объяснить свое появление на псарне?

Чтение речи Волка, при этом желательно передать заискивание и скрытое притворство, присущее Волку.

6.Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь?

7.Кто кому противопоставлен в басне?

8.Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку?

Чтение речи Волка с соответствующей интонацией.

9.Как сам автор (Крылов) относится к Волку, к Ловчему? Согласен ли автор с мнением Ловчего?

10. О каких качествах вы теперь можете сказать?

11.Действуют ли в этой басне приемы олицетворения, аллегории?

12.Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая (война 1812 г.)?

13.Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь?

Слушают басню в исполнении актера

Отвечают на вопросы

Анализируют текст басни с целью выявления незнакомых слов

(Зол, опасен, чувствуется разница между делом и словом персонажа.)

(Щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест.)

(Не верит ему.)

(Волк Ловчему.)

(Он умудрен жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствует надежность этого человека, уверенность в правоте своего дела.)

(Крылов во всем согласен с Ловчим, помогает понять и разоблачить Волка.)

(Суть морали актуальна и в наши дни в определенных случаях.)

Прежде чем начинать работу с текстом басни необходимо, чтобы дети знали значение всех незнакомых слов.

При анализе басни учитель обращает внимание на средства создания образа героев, что позволяет лучше понять смысл и содержание текста.

Анализ речи героев позволит выявить те черты характера, которые автор высмеивает и которыми восхищается в данной басне.

Давайте сделаем вывод по данной басне.

- Каким чувством проникнута данная басня?

- В каких словах заключена мораль басни?

- Случайно ли эти слова принадлежат Ловчему? Почему?

Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.

Данный вид работы позволяет увидеть учителю насколько дети усвоили скрытый смысл басни, появляется возможность коррекции восприятия, понимания произведения.

Записывают задание в дневник

7.Подведение итогов урока.

Изучение данной басни мы завершаем изучение творчества И.А. Крылова в 5 классе, поэтому, чтобы закрепить изученное, давайте проведем небольшую викторину (задания напечатаны на отдельных листах) (приложение №4):

Работа в группах

Задание 1. Закончите крылатые выражения.

- Ты все пела? Это дело… (Так поди же попляши!)

- А вы друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь)

- Сыр выпал - …(с ним была плутовка такова)

- Когда бы вверх могла поднять ты рыло,…(Тебе бы видно было)

Задание 2. Помогите герою басни найти свою пару.

Подведение итогов викторины (слайд №10,11)

Выставка иллюстраций к басням И.А. Крылова

Данный вид работы позволяет обобщить все знания учащихся по данной теме, активизирует их мыслительную деятельность. Позволяет увидеть учителю степень усвоения пройденного материала.

hello_html_620cfdff.jpg

hello_html_173c5bfd.jpg

hello_html_m1a337461.jpg

hello_html_689fa893.jpg

hello_html_24dec537.jpg

hello_html_6755ac09.jpg

hello_html_m384b541b.jpg

(предполагаемый текст)

В 1812 году Крылов поступил на службу в только что основанную Публичную библиотеку, директором которой был назначен А. Н. Оленин. Там Крылов прослужил около 30 лет, до самой отставки в 1841 году. За время своей длительной службы в Публичной библиотеке Крылов проявил себя как деятельный организатор русского отдела библиотеки.

Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора

(предполагаемый текст)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные: демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Оборудование: портрет баснописца, иллюстрации к басням

Словарная работа: басня,аллегория, мораль,басенный стих.

1.Слово о И.А.Крылове.

2. Жанр басни в творчестве И.А.Крылова. Вступительное слово учителя.

Одним из старейших жанров (ganre (фр.) — вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти.

В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни в этом жанре продолжают работать С. Михалков, Л. Филатов и другие поэты.

Что такое басня? (работа с определением басни по учебнику, запись в тетради)

2. Знакомство со статьей о писателе в учебнике

3. Закрепление материала по вопросам:

Беседа по содержанию биографической статьи.

Где родился писатель? Назовите дату рождения.

В каком возрасте и где пришлось писателю начать свой трудовой путь?

Какие произведения приносят известность И. А. Крылову?

Расскажите о басне. Когда зародился этот жанр? Как композиционно строится басня?

Какие басни Крылова вы уже читали? Какие знаете наизусть?

1. Какова причина шума, переполоха на псарне?

2. С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение?

3.Каково поведение Волка в этот момент?

4. Каким изобразил его Крылов?

5. Итак, в речи Волка сквозит лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Как Волк смог объяснить свое появление на псарне?

Чтение речи Волка, при этом желательно передать заискивание, скрытое притворство, присущее Волку.

6. Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь?

7. Кто кому противопоставлен в басне?

8. Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку?

Чтение речи Волка с соответствующей интонацией.

9. Как сам автор (Крылов) относится к Волку, к Ловчему? Согласен ли автор с мнением Ловчего?

10. О каких качествах Волка вы теперь можете сказать?

11. Действует ли в этой басне прием олицетворения и аллегории?

12. Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая (война 1812 г.)?

Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.

Читайте также: