Конспект урока виды речи 2 класс школа россии

Обновлено: 06.07.2024

Речь устная, письменная, внутренняя. Характеристика человека по его речи. Требования к речи.

Роль русского языка. Виды речи. Требования к речи. Анализировать речь людей. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической.

Регулятивные. Действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника.

Коммуникативные. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Познавательные. Строить несложные рассуждения, делать выводы.

Ориентирование ученика на учёт чужой точки зрения, устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, адекватное понимание причин успешной или неуспешной учебной деятельности, положительная адекватная самооценка.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

.зык мой – дру. мой. (Язык мой – друг мой.)

Язык – словарное слово; друг – подруга.

- Объясните, как понимаете пословицу, вспомните, о чём говорили на предыдущем уроке.

(Не было бы языка, не смогли бы мы общаться и учиться новым знаниям. язык помогает мне общаться с другими людьми.)

Сядем ря.ком, да поговорим ла.ком. (Сядем рядком, да поговорим ладком.)

Самоопределение к деятельности.

- В первом классе мы уже говорили о том, какие бывают виды речи.

Посмотрите на картинки, вспомните и определите, как называются данные виды речи.

Слайд. Письменная речь.

Слайд. Устная речь.

Слайд. Внутренняя речь, речь про себя.

Запишем предложения. (Ученики по очереди выходят к доске.)

Учитель диктует, учащиеся объясняют орфограммы.

Дево чк а нап и сала в тетра д ке сл о ва.

- Какую речь использовала девочка? (Письменную.)

Уч е н и ки мол ча ч и тают книжки.

(Ученики – словарное слово, ча пиши с буквой а. Читают – читарь. Книжки - книжечки.)

- Какую речь использовали ученики? (Внутреннюю речь.)

Петя читает ска з ку с е стрёнке М аше.

(Сказку – сказочка. Сестрёнка – сёстры. Маша – имя, поэтому пишем с большой буквы.)

- Какую речь использовал Петя? (Устную речь.)

Работа по новой теме.

1.Прочитайте на доске пословицу. Спишите.

По речам узнают человека.

- Объясните эту пословицу. (От того что и как говоришь: грамотно или безграмотно, глупости или умные вещи, вежливо или невежливо, люди составляют свое мнение о тебе.

- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

2.Работа по учебнику.

Культура общения проявляется в умении общаться красивым, грамотным, а главное, доброжелательным языком с людьми разных возрастов и профессий.

- Что никогда не забывает произносить вежливый человек при встрече? (Здравствуйте; добрый день.) При расставании? (До свидания, прощайте.)

- Как культурный человек благодарит? (Спасибо.) Просит прощения? (Извините или простите, пожалуйста).

У нас сегодня особенная физминутка, она тоже связана с вежливым обращением. Я говорю команды, но вы выполняете их только тогда, когда услышите вежливую просьбу.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.

Закрепление изученного материала.

Словарная работа. Отгадайте загадки, напишите отгадки. Правильное написание отгадок надо посмотреть в словаре на странице

Маша знала слов немало, но одно из них пропало, И оно-то как на грех, говорится чаще всех. Это слово ходит следом за подарком, за обедом, Это слово говорят, если вас благодарят. (Сп а сиб о .)

- Проверим, хорошо ли вы знаете вежливые слова. Вы должны закончить фразу.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого … (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(спасибо).

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит при встрече …(здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим …(простите, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …(до свидания).

Подведение итогов работы.

В завершение нашего урока прочитайте и объясните ещё одну пословицу.

В доброй беседе всяк ума копит. (Беседуя с различными людьми мы узнаем что-то новое и увеличиваем свои знания.) - Была ли наша беседа на уроке доброй? Каких умных знаний накопили? - Что можно узнать о человеке по его речи? (уровень его воспитанности и грамотности, а также профессиональную деятельность).

- Много ли для вас значит вежливость в общении?

Домашнее задание. Творческое. Составьте диалог, в котором говорящие используют вежливые слова.

План урока, памятка для детей и презентация для урока.

ВложениеРазмер
Конспект урока "Виды речи" 17.19 КБ
Памятка в тетрадь знаний к уроку "Виды речи" 22.22 КБ
Презентация к уроку "Виды речи" 1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Виды речи (1 урок)

  1. Повторение пройденного. Виды речи (устная, письменная)
  2. Работа с упражнением
  3. Составляем правило вместе
  4. Работа в тетради
  5. Вспоминаем вежливые слова
  6. Работа с упражнением
  7. Работа в тетради знаний

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять и внимательно читать.

Звуки с буквами пришли и порядок навели.

– Проверим готовность к уроку. На столах лежат: Учебник, тетрадь, пенал, дневник.

Прочитайте высказывание К.Паустовского. Как вы его понимаете?

- Прочитайте обращение авторов учебника.

- Почему авторы называют русский язык одним из самых красивых, богатых и благозвучных языков в мире?

- Какие открытия поможет сделать учебник?

-Для чего нужно знать законы культуры речи?

- Сделайте вывод: чему мы будем учиться на уроках русского языка

- Какие виды заданий будем выполнять?

3. Давайте вспомним, при помощи чего мы общаемся?

Правильно, мы используем с вами для общения речь. (Слайд 1)

А какие виды речи вы знаете? (слайд 2)

РАБОТА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ (слайды 2-5)

Давайте возьмем с вами тетрадку знаний и вклеим в нее наше правило.

  1. Откройте, пожалуйста, свои тетрадки, запишите число, классная работа в тетрадку.

Проведем минутку чистописания.

Давайте прочитаем чистоговорку.

Работа с упражнением (слайд 6-8)

5. Я называю ситуацию, а вы ставите букву П, если это пример письменной речи, букву У, если это пример устной речи, букву С, если это речь про себя.

- Слушаем ответ ученика. (У)

- Мама читает сказку малышу. (П)

- Обдумываем решение задачи. (С)

- Пишем диктант. (П)

- Читаем про себя.(С)

6. Фронтальная работа

- Какие виды речи существуют?

- Какой речью вы чаще пользуетесь?

Предварительный просмотр:

Слушаем речь про себя Читаем

Устная речь – то, что мы слышим и произносим.

Письменная речь – то, что мы читаем и пишем.

Речь про себя – используем, когда думаем, размышляем, не говоря ничего, когда читаем про себя.

В устной речи одно предложение от другого отделяется интонацией.

В письменной речи предложение начинается с заглавной буквы, а в конце предложения ставится точка.

Слушаем речь про себя Читаем

Устная речь – то, что мы слышим и произносим.

Письменная речь – то, что мы читаем и пишем.

Речь про себя – используем, когда думаем, размышляем, не говоря ничего, когда читаем про себя.

В устной речи одно предложение от другого отделяется интонацией.

В письменной речи предложение начинается с заглавной буквы, а в конце предложения ставится точка.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Виды речи устная Слушаем Говорим речь про себя письменная Читаем Пишем Учебник, страница 6 упражнение 2

Устная речь – то, что мы слышим и произносим. Письменная речь – то, что мы читаем и пишем. Речь про себя – используем, когда думаем, размышляем, не говоря ничего, когда читаем про себя.

В устной речи одно предложение от другого отделяется интонацией. В письменной речи предложение начинается с заглавной буквы, а в конце предложения ставится точка.

2 с е нт я бря К ла сс ная р а бота Бб ба С л о вар ь : здра в ствуй, изв и ни, пр о щ а й.

Учись отчётливо произносить звуки. на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? Читай без ошибок. Произноси быстро. Соня Зине принесла малину в корзине. Восстанови текст. Пош __ Му__ на ба__ И купи__ само__: Приходи__ тарака __ Я вас чаем уго__ !

Вежливые слова здра в ствуйте здра в ствуй пр о сти добрый ден ь добрый вечер буд ь те добры д о св и дания п о жалу й ста изв и ни пр оща й

Ответь на вопросы Вспомни название и автора сказки. Как зовут персонажа, который задаёт вопросы? Запиши имя этого героя. Кто отвечает на вопросы? Запиши имя этого героя. Какой вид речи используют герои сказки? Какой вид речи использовали мы, отвечая на вопросы?

Домашнее задание Выучить правило в тетрадке знаний. Записать словарные слова, запомнить написание Упр. 3 стр. 7 (выполнить задания под точками), списать предложение, разделить слова на слоги.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Глагол, его роль в речи"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать, что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать глаголы в устной речи;-.


Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речиПланируемые результаты:Предметные:знать о существенных п.


Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Проверка знаний по теме глагол


Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Личное местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, их значений и употребления в речи.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое личные местоимения; их значение; где личные .


Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Предлог как часть речи

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словамиПланируемые результатыПредметные:- знать: что такое предлог, .


Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Восстановление предложений( развитие речи)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять текст и предложения из деформированных предложений; умение устанавливать последовательность предложений, выделять части и правильно запи.


Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Проверка знаний по теме " Роль предлогов в речи"

2) Изучение роли русского языка в жизни и в обществе.

3) Знакомство с видами речи: устной, письменной, внутренней.

Речь — это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами — устно или письменно.

Устная речь — это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта.

Письменная речь — способность человека писать и читать.

Внутренняя речь — речь про себя.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. — С. 6–7.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Ч. 1. С. — М.: Просвещение, 2012. — С. 3–4.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Надо ли изучать язык? Трудное ли это дело — знать родной язык?

Сегодня на уроке вы узнаете, какая бывает речь, научитесь различать устную речь и письменную.

Язык — слов. русский нелегко, но интересно. На огромной Земля нам, дан дар — при слова. отвечать на вопросы, составлять и делиться мыслями и человек владеть

Что такое Речь — это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами — устно или письменно.

Для нужна речь? Речь помогает передавать знания, узнавать новое,общаться; делиться мыслями и чувствами; договариваться о чём-нибудь; согласовывать свои действия.

Речь разных слушание, речь про (внутренняя чтение и


Слушание —вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание звучащей речи. Слушание важным который влияет на взаимодействие и между

Говорение — высказывание своих мыслей и передача чужих мыслей в устной форме на родном или иностранном языке.

Письменная — это человека писать и читать. Для мы буквы.

В Руси на — берёзовой коре. тогда ещё не


А мы в печатаем на

Во письменной речи тот, кто не и не того, к обращается; не реакцию может предугадать её; при можно допущенные

Итак, которой мы пользуемся при и называют речью. А которой мы пользуемся при и называют письменной.




Существует ещё внутренняя речь. Это про себя. С ней мы не к людям. Она не средством

Ваше велось на русском языке. Русский язык по праву считается из богатых, и языков На нём и многие писатели, Именно передает нам о и приобщает к богатству, многими людей. изучать язык в мире становится всё и больше. Любите и изучайте русский язык! Развивайте речь!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание.Верные высказывания.

Закрасьте рядом с высказыванием цветом, квадраты —

  • бегают
  • рассказывают другу
  • пишут

Подсказка: устная речь — это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта.

  • бегают
  • рассказывают другу
  • пишут

Задание. Устная и письменная речь.

Разместите предложенные слова в колонки по указанному критерию.

говорение письмо слушание чтение

Подсказка.Устная речь – это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта; письменная речь – способность человека писать и читать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 1. Знакомство с учебником . Какая бывает речь ?

Цель: познакомить с новым учебником и правилами работы но нему.

Планируемые результаты; учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; договариваться и приходить к общему решению; оценивать свои результаты.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Работа по теме урока Знакомство с учебником

— Перед вами новый учебник русского языка. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебник 1 класса. Чем отличается?

— Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание писателя-натуралиста К. Паустовского. Как вы его понимаете? (Ответы детей.)

— Прочитайте обращение авторов учебника. (Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)

— Как вы думаете, почему авторы называют русский язык одним из самых красивых, богатых и благозвучных языков в мире? (Богатый — много слов, которые могут передать оттенки смысла. Благозвучный — 'звучит красиво.)

~ Какие открытия поможет сделать учебник?

— Для чего нужно знать законы культуры речи?

— Сделайте вывод: чему мы будем учиться на уроках русского языка? (Грамотно писать, изучать законы культуры речи, учиться пользоваться языком.)

— Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте шепотом статью и скажите, для чего они нужны. (Помогут сориентироваться и обратить внимание на некоторые типы заданий.> . \

— Прочитайте: какие виды заданий мы будем выполнять? (Высказывать свое мнение, развивать речь, сочинять текст, работать со словарем, работать в парах.)

III . Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка, )

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть. '

IV . Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 6 и прочитайте название темы урока.

— На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Какая бывает речь Г) Упр. 1 (с. 6).

— Рассмотрите схему, вспомните, что мы изучали в 1 классе,

и расскажите о видах речи. (Ответы детей по таблице.) Упр. 2 (с. 6).

— Как думаете, какая речь возникла раньше — устная или

письменная? Упр. 3 (с. 7).

— Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упраж-' нении.

— Назовите основную мысль предложения. Докажите ее, используя рисунки.

— Спишите предложение. Что вам поможет правильно ег( списать? (Памятка на с. 132.)

— Откройте и прочитайте памятку.

— Какие знакомые орфограммы встретились в предложении':ц

— Прочитайте предложение в учебнике. На что нужно обра- и, тить внимание? (На выделенные буквы в словах.)

— Какие буквы выделены в этом предложении? *- — Спишите, диктуя себе по слогам. т — Проверьте написанное. Оцените себя, !ь (Уч итель рисует на доске условные обозначения и расшифро-

— Какими видами речи мы сейчас пользовались? (Письменной — записывали предложение, устной — отвечали на вопросы, речью про себя — размышляли.)

V . Рефлексия

— Я называю ситуации, а вы ставите букву П, если это пример письменной речи, букву У, если это пример устной речи, букву С, если это речь про себя.

— Слушаем ответ ученика.

— Мама читает сказку малышу.

з • Обдумываем решение задачи.

— Читаем про себя.

е (Проверка. На доске запись: У, П, С, П, С, У.)

• Учащиеся познакомятся с содержанием и структурой учебника русского языка, с понятием речи и её значением в жизни человека.

1. Актуализация знаний

Тридцать три сестрички

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет. (Алфавит)

— О каком секрете говорится в загадке?

Определите, какая буква стоит в указанном месте алфавита. Запишите буквы в соответствующие клеточки. Прочитайте тему нашего урока.


Первая буква занимает третье место в алфавите.

Вторая буква находится на расстоянии семи шагов вперёд.

Вернитесь на пять шагов назад и вы узнаете третью букву в слове. Четвёртая буква слова занимает пятое место с конца алфавита.

Первая буква второго слова стоит в алфавите между буквами П и С. Вторая буква занимает место за буквой Д.

Найдите в алфавите букву, которая предшествует букве Ш. Это третья буква второго слова.

Последняя буква слова занимает в алфавите десятое место.

Ключевые слова: виды речи.

Работа по учебнику на с. 3-5.

Чтение обращения авторов к первоклассникам (с. 3).

Как называется новый учебник?

Чему будет учить вас этот учебник?

На странице 4 рассмотрите условные обозначения, которые помогут вам ориентироваться на страницах учебника.

Прочитайте название раздела. (Наша речь.)

Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем, чему будем учиться в этом разделе.)

Учащиеся знакомятся с информацией на с. 5: Вспомним узнаем . будем учиться .

Работа по учебнику (с. 6).

Определите учебно-познавательную задачу. (Какая бывает речь?)

3. Работа по теме урока

Работа по учебнику

С. 6, упр. 1. Соотнесение схемы, рисунков и записей в схеме.

— Какая бывает речь?

Вспомните, что вы знаете о речи. Подготовьтесь рассказать.

В каких случаях человеком осуществляется слушание? говорение? чтение? письмо?

В каких случаях человек использует речь про себя?

Списывание с доски предложения.

Только человек обладает даром речи.

Работа по учебнику. С. 6, упр. 2.

Что вы узнали о видах речи?

Вспомните, когда на уроке мы пользовались устной речью? Речью про себя? Письменной речью?

Что такое устная речь? письменная речь? внутренняя речь?

Выполнение заданий в рабочей тетради С. 3, упр. 1 —устно.

С. 3, упр. 2 — письменно.

4. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику. С. 7, упр. 3. Выполнение заданий к упражнению (устно).

5. Самостоятельная работа

Работа по учебнику. С. 7, упр. 3. Списывание высказывания Л. Успенского.

Способ проверки: самопроверка.

6. Домашнее задание

Выполнить по учебнику упр. 1 на с. 6.

7. Подведение итогов урока

— Для чего нужна речь в нашей жизни?

В чем особенности устной и письменной речи?

А что такое мысленная речь?

Часто ли мы пользуемся в жизни мысленной речью?

Какая речь возникла раньше — устная или письменная?

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: