Историческая литература для детей 4 класс конспект урока

Обновлено: 09.07.2024

Цели: познакомить обучающихся с историей создания книги; обучать правильному выразительному чтению; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,

Оборудование: выставка книг по теме урока, видеопроектор, презентация по теме урока (по возможности).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте загадки. Отгадайте их.

Есть листок, есть корешок,

А не куст и не цветок.

Нету лап, нету рук,

А приходит в дом, как друг. (Книга.)

Я с полки книгу взял, приставил А,

И стало вдруг мучительно обидно:

От книги не осталось и следа,

И даже в микроскоп не видно. (Том — атом.)

— Прочитаем с разной интонацией: вопросительной, утвердительной, восклицательной (еще: с интонацией удивления, восхищения).

III. Работа по теме урока

1. Постановка учебной задачи

— Прочитайте еще раз первую загадку. Что в ее содержании помогло вам отгадать ее?

— Ребята, а что такое том? (Том — отдельная книга какого-нибудь сочинения, издания.)

— Откройте учебник на с. 10, прочитайте вопрос профессора Самоварова.

— Как бы вы ответили на него?

— Прочитайте диалог Ани и Вани.

— Что вы узнали из этого диалога?

— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить на уроке?

2. Решение учебной задачи

— На одном из уроков мы уже говорили о роли книги в нашей жизни. Прочитайте, что сообщает нам профессор Самоваров.

— Как мы будем решать поставленные задачи? Откуда возьмем материал? (Из учебника, справочников, Интернета, узнаем у учителя.)

— Прочитайте тексты на с. 12—13 учебника. (Чтение текстов хорошо читающими учащимися.)

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

Работа с текстами учебника

— Сейчас вы разделитесь на 5 групп. Каждая группа подготовит материал по своему вопросу: первая группа — о папирусе, вторая — о бересте, третья — о пергаменте, четвертая — о буквице, об оформлении древних книг, пятая — о первопечатнике Иване Федорове.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— Итак, подведем итог тому, что же мы узнали об истории создания книги.

Читать книги по теме урока.

Материал для учителя

Бумага

Когда-то люди высекали слова на каменных плитах или вырезали их на дереве. Египтяне писали на папирусе — материале из стеблей водного растения, тоже называвшегося папирусом. Позже стали писать на пергаменте — особым образом обработанной коже телят, коз и овец.

Бумагу изобрел китаец Тай Лунь приблизительно в 105 — 110 гг. н. э. Первоначально ее изготавливали из коры тутового дерева, позднее догадались для прочности добавлять крахмал. Для получения бумаги размоченную кору долго варили, затем промывали и отбивали деревянными молотками. Кора распадалась на тонкие волокна, которые опускали в воду и добавляли клей. Полученную массу перемешивали и наливали на сетку, натянутую на раму. Ждали, пока вода стечет. Слой подсохшей массы снимали с сетки и клали под пресс, а потом готовые листы бумаги Досушивали на каменных плоских плитах. В Европе бумага стала известна только в XIII в.

Книги

Старинные рукописные книги представляли собой длинные свитки пергамента, которые приходилось разворачивать, чтобы прочесть. В Древней Греции свитки наматывали на специальные палочки. В Японии писали кисточками на шелке, который тоже сворачивали в трубочку. В Средние века в Европе книги начали переплетать.

Переписывали их вручную на пергаменте. Два больших листа пергамента клали друг на друга и сгибали пополам. Получалась тетрадь из 4 листов. Писцы писали в отдельных тетрадях, украшая текст цветными миниатюрами и узорами. Потом тетради сшивал переплетчик. Обложки делали из дерева, обтягивая их кожей.

В основном переписыванием занимались монахи в монастырях. Там же находились самые богатые библиотеки.

Настоящий переворот в книжном деле произвел Иоганн Гутенберг. Он изобрел механический книгопечатный станок со сменным шрифтом. Металлические кубики с выпуклыми буквами — литеры — можно было набрать в нужном порядке в специальной рамке, как на странице. Гутенберг также изобрел первую типографскую краску.

Первая книга — Библия на латинском языке — была отпечатана Гутенбергом в 1455 г. в немецком городе Майнце в количестве 800 экземпляров. Она состояла из 1284 страниц.

Первую русскую книгу напечатал в 1564 г. в Москве Иван Федоров. С появлением печатных станков книги подешевели. Только за первые 50 лет в Европе было выпушено порядка 15 тыс. книг. Вскоре начали выходить газеты.

Книга начинается с авторской рукописи — стопки листочков с напечатанным на них текстом. Раньше текст писали от руки или печатали на пишущей машинке. Теперь все чаше писатель набирает текст на компьютере. Затем текст читает редактор и отдает художнику, чтобы тот нарисовал к тексту иллюстрации. Дизайнер книги создает ее макет, который направляют в типографию. Там книгу печатают и переплетают. Потом она поступает в книжные магазины.

II. Актуализация знаний и мотивация

III. Постановка учебной задачи

- О чём может рассказать название книги?
- Кого мы называем предками? (Люди, от которых мы произошли.)
- Кто наши предки?
- Тема: Славяне, что вы знаете о них?
- А вы хотели бы узнать ещё больше о наших предках?
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? (Кто? Когда? Где? Какие? Чем?)
- Просто ли ответить?
- Где мы можем найти ответы? (Летописи, берестяные грамоты, былины, книги, исторические музеи.)

- Итак, наше путешествие в прошлое продолжается. Колесо истории вращается сегодня в обратную сторону и переносит нас почти на полторы тысячи лет назад.

а) Обратимся к летописи

- Прочитайте отрывок про себя, подчеркните названия племён восточных славян.

б) Выборочное чтение

- Какие племена осели по Днепру? (Поляне, древляне.)
- Кто такие дреговичи? Где селились? (Дреговичи.)
- Где жили полочане? (Река Полота.)
- Как называлось племя, которое осело около озера Ильмень? (Словении.)
- Какое племя осело на берегах реки Десна? (Северяне.)
- С чем связаны названия племён? (Место поселения, занятия людей особенности быта.)
- Итак, заселение славян началось в VI веке. Где селились славянские племена? Посмотрите на карту и сделайте вывод. (Реки, леса, болота.)
- Почему именно на этих территориях остановились славяне, а не пошли в другие места? (Места водные, охотничьи, медовые, луга – корм скоту.)
- Значит, чем занимались наши предки? (Охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, бортничество.)
- На все вопросы ответили?
- Где можно найти ответы?

2. Работа с текстом во время чтения

- Откройте учебник страница 166. Прочитайте название.
- До 862 года – какой это век? (IX век.)
- Христианского исчисления? От какой исторической даты идёт летоисчисление нашей эры?
- Славяне. Почему так назвали наших предков? Ваши предположения.
- Найдите ответ в тексте.

а) Самостоятельное чтение текста учащимися

- Интересно ли было читать о славянах? Найдите ответ на ваш вопрос.
- У историков есть ещё версия происхождения названия Славяне.

- А вам какая версия нравится больше?

б) Комментированное чтение текста, чтение по абзацам

1 абзац

- Как обращается к читателям автор? (Диалог.)
- Что она думает о детях-читателях?

2 абзац

- На чём строится следующая часть текста? (Сравнение прошлого и настоящего.)
- Зачем писательница прибегает к такому приёму?
- Продолжает ли она вести диалог с читателями? Где?
- Какими предстают перед нами наши предки? Прочитайте. (Красивые, гордые, честные, храбрые, добрые, непримиримые.)

3 абзац

- Какими качествами своих предков особенно гордится писательница? (Честные, всегда исполняли обещанное, храбрые.)

- Сохранились ли, по-вашему, эти качества у потомков славян, у нас с вами?
- Что мы узнали о религии славян?

4 абзац

5-6 абзацы

- Что мешало славянам побеждать своих неприятелей?
- Как привлекает автор внимание читателей к этому вопросу?

7-8 абзацы

- Кто такие варяги?
- Почему они жили счастливо?
- Что привлекало в этом народе стариков-славян?

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

Составление рассказа о наших предках-славянах по опорным словам.

- Какими же вы представляете наших предков? Помогут составить рассказ о предках- славянах ключевые слова.

Слава
VI век
реки, леса, болота, дымные избушки
красивые, гордые, честные, добрые, храбрые, непримиримые
земледелие, рыболовство, охота, скотоводство, собирательство, бортничество

VI. Включение в систему знаний и повторение

Работа с текстом после чтения

- Зачем А.О. Ишимова пересказала летописи, труды историков детям, ведь их можно было прочитать в оригинале?
- Почувствовали ли вы любовь и уважение автора к своему народу, к своей земле?
- В чём это выражается?
- Построила ли А.О. Ишимова литературный мостик для идущих следом?

VII. Рефлексия деятельности

- Приготовьтесь к концу урока. Вспомните тему. Что нового вы узнали?
- Важны ли эти знания для каждого из вас?
- Как вы работали на уроке? Оцените в цвете.

Презентация на тему: " Историческая литература для детей и подростков: современная картина российского книгоиздания Заведующая отделом комплектования и обработки документов Детско-юношеской." — Транскрипт:

1 Историческая литература для детей и подростков: современная картина российского книгоиздания Заведующая отделом комплектования и обработки документов Детско-юношеской библиотеки Республики Карелия Наталья Николаевна Стенюшкина

2 Без знания истории нет патриотизма Современная детская литература исторической тематики развивается по двум направлениям: научно-познавательная литература: - традиционная - инновационная художественная литература

3 Книгоиздание в России (2010г.) Всего издано (названий) экз. В том числе для детей экз. 9% от общего количества

14 Книга на все времена: Книга на все времена: Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. Удостоена Демидовской премии Академии наук

19 Жизнь замечательных детей

36 Издано в Карелии:

(В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).

Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.

Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.

Чернильница – небольшой сосуд для чернил.

Хартия – старинная рукопись.

Былина – русская народная эпическая песня сказание о богатырях.

Житие – повествовательный жанр описание жизни.

Ключевые слова: Былины. Летописи. Жития.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока.

В- Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы?

О-(Летописи, былины, жития.)

- Мы с вами узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чём их особенности.

В-Ребята, рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?

-Как вы думаете, почему он изображен именно в этом разделе?

-А почему летопись и Илья Муромец связаны между собой?

В- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

В-Какую цель поставим на урок?

О- Сегодня на уроке мы узнаем, как появились летописи, былины, почему летописи стали называться летописями,кто записывал летописи.

В-Ребята, как вы думаете, почему книги, различные документы в древности называли рукописями?

О- Их называли рукописями потому что они были написаны вручную.

Как было уже упомянуто раньше, рукописные книги были очень дорогими и чтобы уберечь их от пожаров и других стихийных бедствий, их помещали в специально отведенные места – библиотеки и архивы, которые находились в монастырях и церквях.

В-А зачем нужны летописи?

О-Дело в том, что каждый человек, когда он строит какие-то планы, непременно опирается на свой опыт, вспоминает события из своей жизни или из жизни своих родителей. Это его личная память. Так же происходит и с любым народом. Лучше понять окружающий мир, объяснять многое происходящего в нём помогает народу его историческая память. Многие тысячи лет назад нашим предкам помогали сохранять в памяти прошлое устные сказания, предания песни, былины, сказки-всё то, что называют произведениями устного народного творчества. С появлением письменности сведения о самых важных событиях в жизни народа стали записывать в летописях. Записи делались из года в год, или, как раньше говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих записей-летописи.

Самые древние русские летописи не сохранились. Узнать, о чём в них рассказывалось, мы можем благодаря труду монахов-летописцев, которые не только писали о современных им исторических событиях, но и переписывали старые летописи.

-Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением? Чтобы узнать об этом подробно, мы с вами совершим путешествие в историческое прошлое и узнаем как создавались летописи.

-Готовы ли вы сделать это вместе с героями литературных путешествий? Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.

При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.

- Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. Труд его называется ЛЕТОПИСЬ.

В- Откуда же он брал сведения о событиях прошлых лет?

О- (Из произведений устного народного творчества – песен, былин, преданий).

В- Как понимаете слово летопись?

О- (Запись событий по годам).

В- Как называлась начальная русская летопись?

О- (Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.

Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XII столетий).

Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении речки Нерль в Клязьму, часто называют душой России. В XII веке в России центр княжеской власти перешёл из Киева во Владимир. Небесной заступницей стала Богородица, и в ее честь был учрежден новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы.

Легенда гласит, что в трудную минуту русские люди, осаждаемые многочисленными недругами, обратились к Богородице с мольбой о помощи. И она не оставила своих духовных детей в беде: сняла с головы платок и накрыла им всех гонимых. В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь. Именно так был задуман и построен белокаменный храм Покрова на Нерли, поставленный неподалеку от новой русской столицы – города Владимира, и резиденции Великого князя в Боголюбово. Он напоминает платок, сброшенный с небес на землю. Доверить составление летописи можно быль отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой. Для написания летописного свода отбирали самых опытных, самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя, и нам известны труды одного из самых первых русских летописцев - Нестора.В. М. Васнецов. 1919 г .

Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.

Вот как начинает ее Нестор-летописец: "Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть".

- А знаете ли вы, что древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 году на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия.

- Что интересного вы заметили при перечитывании фрагмента о летописи?

- Вспомните характерные черты научно-познавательного текста. Найдите их в летописи. Обратите внимание на простое перечисление исторических фактов, на короткие, как бы рубленые фразы, которые лаконично сообщают о свершившихся исторических фактах.)

Вспомните вопрос на который вы не смогли ответить в начале урока. Можно ли назвать летопись художественным произведением?В исторические тексты вносились элементы художественности.

В- Но достаточно ли этих фактов, чтобы отнести летопись к художественным произведениям?

О- (Конечно нет, это только элементы художественности, а летопись не художественное произведение.)

Летопись — это историческое произведение, в нём только появляются элементы художественного произведения.

Подведём итоги: составьте рассказ о том, что такое летопись, кто записывал летописи, как это происходило, какие особенности летописи вы знаете.

- Закончить урок мне бы хотелось словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?

а) с появлением письменности

б) многие тысячи лет назад

в) когда появилось устное народное творчество

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

а) с появлением письменности.

Разбор типового контрольного задания:

Текст вопроса: Распределите в столбцы таблицы толкование слов.

1.Это жанр устного народного творчества, древнерусская, позже русская народная эпическая песня .

2. Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Это жанр устного народного творчества, древнерусская, позже русская народная эпическая песня

Читайте также: