Происхождение бактерий грибов животных и растений биология 5 класс конспект

Обновлено: 01.07.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник - ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 27 Происхождение бактерий, грибов, животных и растений

ВСПОМНИТЕ

1. Какие царства живых организмов вы знаете?

Бактерии, Грибы, Растения и Животные.

2. Какая группа растений в настоящее время занимает господствующее положение на нашей планете?

1. Как учёные узнают о том, что происходило на Земле миллионы лет назад?

Этим занимается наука палеонтология. Учёные-палеонтологи исследуют ископаемые остатки древних организмов и по ним реконструируют биологические процессы, происходившие на нашей планете в прошлом.

2. Где появились первые живые организмы?

Первые живые организмы появились в воде около 4 млрд лет назад.

3. Какими были первые живые организмы?

Первые формы жизни были похожи на мельчайшие комочки слизи. У них не было ни ядер, ни вакуолей, ни каких-либо других оформленных частей клеток. Эти живые существа были значительно проще современных бактерий, одноклеточных грибов, водорослей, животных. Но в отличие от тел неживой природы у них происходил обмен веществ: они поглощали из окружающей среды необходимые для жизни вещества, преобразовывали их и выделяли ненужные продукты жизнедеятельности. Первые живые организмы использовали в пищу органические и минеральные вещества, растворённые в воде первичного океана.

4. Какое значение для развития жизни имело появление фотосинтеза?

В процессе фотосинтеза живые организмы выделяли кислород, который накапливался в атмосфере. Состав воздуха стал постепенно приближаться к современному, то есть в основном включать азот, кислород и небольшое количество углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни. Накопление кислорода в атмосфере привело к формированию озонового экрана, который защитил от губительной солнечной радиа-ции живые организмы, что позволило им выйти на сушу.

5. Назовите первые наземные растения. Каковы особенности строения этих растений, позволившие им освоить сушу?

Одними из первых наземных растений были риниофиты. У них появились приспособления к жизни в наземных условиях, вне воды. Риниофиты имели примитивное строение. Листьев и настоящих корней они не имели, к почве прикреплялись ризоидами — бесцветными выростами, похожими на корневые волоски. Тело их состояло из веточек, разветвленных на две части .

6. Почему покрытосеменные растения заняли господствующее положение на Земле?

Появление цветка, плода и разнообразных приспособлений в строении вегетативных органов у покрытосеменных растений обеспечило их господство на Земле. Они быстро расселились и заняли самые разнообразные места обитания.

ПОДУМАЙТЕ! Почему, несмотря на многообразие живых организмов на нашей планете, все они имеют сходное строение клеток и характеризуются общими процессами жизнедеятельности?

Происхождение бактерий, грибов, животных и растений

Первый слайд презентации: Происхождение бактерий, грибов, животных и растений

Происхождение бактерий, грибов, животных и растений

Слайд 2: Палеонтология -

Наука об ископаемых организмах

Палеонтология -

Слайд 3: Происхождение жизни на Земле

Жизнь на Земле зародилась в воде, примерно 4 миллиарда лет назад Первыми живыми организмами были анаэробные гетеротрофные прокариоты* (* вспомните значение выделенных терминов)

Происхождение жизни на Земле

Слайд 4: Основные этапы развития жизни:

Зарождение жизни в воде. Первые одноклеточные безъядерные организмы; Появление фотосинтеза ; появление многоклеточных и ядерных организмов; Появление озонового слоя, появление кислородного (аэробного) дыхания Выход организмов на сушу. Освоение суши

Слайд 5: Внимание: Задание

Слайд 6: Происхождение бактерий

Первыми бактериями были цианобактерии (3,5-3,8 млрд. лет назад) Сапротрофные бактерии и бактерии-паразиты появились после развития высших растений и животных (подумайте, почему?)

Происхождение бактерий

Слайд 7: Происхождение грибов

Первыми грибами были одноклеточные водные организмы (примерно 1 млрд. лет назад) Затем появились многоклеточные грибы, которые и вышли на сушу Палеонтологи полагают, что первыми организмами, вышедшими на сушу были именно грибы

Происхождение грибов

Слайд 8: Происхождение животных

Одноклеточные животные (примерно 1,5 млрд. лет назад) Появление колониальных и многоклеточных организмов Появление позвоночных животных (примерно 500 млн. лет назад) Выход животных на сушу и её освоение Подумайте, почему животные смогли выйти на сушу после растений?

Происхождение животных

Слайд 9: Происхождение растений

Одноклеточные водоросли (примерно 1,5 млрд. лет назад) Появление колониальных и многоклеточных водорослей Выход растений на сушу (первые наземные растения – риниофиты ) Появление высших споровых растений4 Появление голосеменных, а затем покрытосеменных (цветковых) растений

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Происхождение растений.

Учебник: для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Биология. Бактерии, грибы, растения. / Автор: В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2016 год

Тип урока: урок систематизации знаний;

Цель. Обобщить знания учащихся о многообразии растений, их происхождении;

Образовательные . Выявить черты сходства и различия, а также взаимосвязь различных представителей высших и низших растений, споровых и семенных растений и на основе этих знаний раскрыть сущность процесса развития растительного мира; обобщить знания об ароморфозных признаках растений основных отделов.

Развивающие. Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебником, таблицами; способствовать развитию умения отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме; развивать умение анализировать и делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные . Способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать мнение других в ходе совместной работы; содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Планируемые результаты обучения.

- что изучает палеоботаника;

- методы изучения вымерших древних растений;

- причины изменений растительного мира;

- разницу между споровыми и семенными растениями.

- называть признаки растений отделов: Покрытосеменные, Голосеменные, Папоротниковые, Моховидные, Водоросли;

- определять принадлежность растений к низшим споровым и к высшим.

Метапредметные: умеют адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, анализируют и сравнивают изучаемые объекты; осуществляют описание изучаемого объекта; определяют аспект классификации, классифицируют объекты; различают объем и содержание понятий.

Личностные: проявляют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы, эстетическое отношение к живым объектам; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

- Сегодня урок я хочу начать со слов С.Я. Маршака, записанных на доске:

Человек – хоть будь он трижды гением –

Остается мыслящим растением.

С ним в родстве деревья и трава,

Не стыдитесь этого родства !

- Прочитайте эти строчки еще раз и скажите, какие мысли возникли у вас при чтении.

Ответы учеников (примерные):

Клеточное строение имеют все живые организмы…

Человек-это часть природы…

Каким бы умным человек не был, он не должен считать себя царём природы…

Человек, деревья, трава- это всё живые организмы…

Единство происхождения животных и растений…

- Итак, жизнь существует на нашей планете миллиарды лет. Она заполняет все её уголки: озёра, реки, горы, пустыни, и даже воздух населен живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле существовало 4,5 млрд. видов растений и животных. Но с глубокой древности лучшие умы человечества интересовали вопросы: как возникла и развивалась жизнь на нашей Земле? Всегда ли растения и животные были такими, как сейчас? Кто был первый на Земле – растения или животные ? Как ученые узнали о смене видов растений на Земле в течение многих миллионов лет?

- А вас эти вопросы волнуют?

(Уточняю у детей, что их больше всего интересует.)

- Так давайте сегодня на уроке попробуем найти ответы хотя бы на некоторые из них…

- И перед всеми нами встают общие задачи

Определить основные этапы развития растений;

Выявить признаки их усложнения в процессе исторического развития;

Назвать причины (движущие силы) эволюции растений;

Убедиться в многообразии растительного мира.

III. Проверка знаний учащихся.

- Но прежде, чем приступить к этой исследовательской работе, проведем небольшое тестирование, доказывающее, что все вы готовы к изучению нового параграфа учебнике:

Почему водоросли относят к низшим растениям?

Что такое ризоиды? Какую функцию они выполняют?

Какова роль водорослей в природе?

Почему мхи относятся к высшим споровым растениям?

Какое значение имеют мхи в природе, жизни человека?

Где обитают хвощи, плауны, папоротники?

По каким признакам их относят к высшим споровым растениям?

Тест. Выберите правильные утверждения.

Водоросли – древнейшие представители растительного мира.

Важным условием для жизни водорослей является наличие воды.

Тело водорослей имеет стебель и листья.

Водоросли размножаются только бесполым путем.

Водоросли питаются как автотрофным, так и гетеротрофным способами.

Мох кукушкин лен имеет тело, состоящее из стебля и листьев.

У сфагнума хорошо развиты ризоиды.

Папоротники имеют стебель, листья, корень и цветок.

Сосна, ель, пихта – это хвойные растения.

Хвойные растения относятся к отделу голосеменные.

Все голосеменные растения имеют плод и цветок.

Хвойные растения используют как строительный и поделочный материал.

Основной признак покрытосеменных растений – наличие семени.

Все покрытосеменные растения имеют цветок и плод.

Все травянистые растения являются многолетними.

Кто не сделал ни одной ошибки - оценка “5”, до 3-х ошибок –“4”, свыше 3-х- “3”.

Многие миллионы лет жизни на Земле не было, потому что отсутствовали необходимые для этого условия. Большинство ископаемых остатков растений, которые удалось обнаружить, определяется приблизительно в 500 млн лет. Но с уверенностью можно сказать, что некоторые формы растительной жизни существовали на Земле гораздо раньше.

Ископаемым остаткам наземных растений насчитывается более 300 млн лет. Их ископаемые остатки позволяют говорить о том, что эти растения были сравнительно высокоорганизованы, так как у них уже имелась развитая проводящая ткань, служащая для поднятия воды вверх по стеблю.

В течение последующих 300 млн. лет высшие растения далеко продвинулись в эволюционном плане и создали тот разнообразный мир, который мы видим теперь.

В процессе длительного развития многие растения на Земле бесследно исчезли, другие неузнаваемо изменились. Поэтому полностью восстановить историю развития растительного мира очень трудно. Но учеными уже доказано, что все современные виды растений произошли от более древних форм.

Вывод (формулируется вместе м учениками): Нахождение ископаемых остатков – один из способов определения возраста слоев Земли, доказательство исторического развития растений и животных.

Картину исторического развития жизни от ее начала до наших дней помогает нам проследить палеонтология – наука о вымерших организмах, о смене их во времени и в пространстве. Одно из подразделений палеонтологии – палеоботаника – изучает ископаемые остатки древних растений, сохранившиеся в пластах геологических отложений.

- Итак, повернем стрелки часов назад… Начало зарождения Земли и жизни на Земле… Кто желает поделиться своими знаниями об этом периоде?

Примерный ответ ученика:

3,5 млрд. лет назад древнейшая Земля весьма мало напоминала планету, на которой мы живем. Ее атмосфера состояла из водяных паров, углекислого газа и, по одним данным, - из азота, по другим – из метана и аммиака. Кислорода в воздухе безжизненной планеты не было. И, надо сказать, отсутствие кислорода было необходимо для возникновения жизни.

Земля покрыта водой. На планете веками свирепствуют ливневые дожди, сопровождающиеся разрядами молний. И в этом “теплом разбавленном бульоне” уже встречаются первые живые организмы (коацерваты). Эту гипотезу возникновения жизни на Земле впервые высказал в 1922г советский биолог Александр Опарин. Образовавшиеся студенистые комочки организмами называть трудно, это сложные органические белковые соединения. Строение коацерватов постепенно усложнялось – так появились первые простейшие одноклеточные организмы.

Учитель: Верно! По словам Опарина расстояние от этих “сгустков” до самых примитивных бактерий ничуть не меньше, чем от амебы до человека.

Вывод: Первыми живыми организмами, появившимися на Земле, были безъядерные клетки, которые питались готовыми органическим веществами, и их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных

Но, давайте предположим, кто они - эти первые живые организмы:

- Наши познания мы будем записывать в таблицу (изображена на доске)

Развитие растительного мира на Земле.

1. Возникновение жизни на земле

2-3 млрд. л. назад

Прошло около 1 млрд. лет…

Земля все еще голая пустыня. Но в воде появляется новый газ-кислород. О чем это свидетельствует? Как вы думаете, кто их древних организмов мог быть виновником появления кислорода?

Ответ ученика: Это были первые простейшие организмы, которым не стало хватать питательных веществ, которые были на Земле и некоторые клетки приспособились к использованию солнечного света для превращения воды и углекислого газа в органические вещества, т.е. возник процесс фотосинтеза . А в результате фотосинтеза стал накапливаться кислород. - Какой способ питания организмов появился? Ответ ученика : Эти клетки, содержащие хлоропласты, являются автотрофами , т.е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счёт энергии света. Так появились первые растения. - Другие живые существа сохранили прежний способ питания – гетеротрофный , пищей им стали служить первичные растения. Это были первые животные. Это произошло в докембрийский период. Он длился свыше 3 млрд. лет.

- У кого есть еще добавления по этому периоду?

Примерный ответ ученика:

В этот период строение живых существ всё более совершенствовалось. Первые одноклеточные растения сине-зеленые водоросли научились расщеплять воду. Они совершили настоящий подвиг – в атмосферу стал выделяться кислород. Состав воздуха постепенно приближался к современному, т.е. состоял из азота, кислорода, углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни. Первичные одноклеточные водоросли дали начало многоклеточным водорослям.

На поляне стоит сосна,

к небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх,

потом то же, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетал,

все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса влево-вправо)

Ветки гнутся взад-вперёд,

ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

раз, два, три, четыре, пять.

(Приседания)

А теперь на месте шаг,

выше ноги! Стой, раз, два!

- Продолжим заполнение таблицы № 2.

2. Возникновение и господство водорослей

1,5-2 млрд. лет назад.

- С течением времени климат на Земле изменился. Из-за колебаний земной коры, на месте некоторых морей и океанов возникла суша. Первичные моря стали мелеть. А благодаря кислороду в верхних слоях атмосферы возник слой озона, смягчивший ультрафиолетовое излучение… Что же стало происходить с некоторыми древними водорослями под влиянием новых условий жизни?

Ответ ученика : некоторые водоросли стали более совершенными и приспособились жить во влажных местах суши по берегам водоемов. Начался переход некоторых растений от водного образа жизни к наземному.

- Это произошло ~ 350-400 млн. лет назад.

- Как называется самая древняя группа наземных растений? (псилофиты и риниофиты)

- Что они из себя представляли?

Приблизительный ответ ученика:

Эти растения покрывали берега зеленым ковром высотой до 25 см. Они не имели корней, стеблей, листьев, а представляли собой ветвящиеся оси, на подземных частях которых развивались ризоиды. У риниофитов произошла дифференциация тканей: покровная ткань (кожица) и проводящие пучки (древесина и луб). Размножение проходило с помощью спор.

- Занесем эти сведения в таблицу № 2.

3.Выход растений на сушу

350-400 млн. лет назад.

- Риниофиты стали предшественниками каких растений?

- Папоротникообразных и мхов. Среда обитания наземная, влажная. У папоротникообразных появились стебель, листья и корни.

- В какой период достигли расцвета папоротникообразные?

В каменноугольный период 300 млн. лет назад.

Сплошным ковром расстилались плауны – каламиты, ветвились папоротники, целыми рощами возвышались гигантские хвощи, зеленели лепидодендроны…

- Запишем в табличке № 2 следующий этап развития растений.

4. Возникновение и господство папоротникообразных

300 млн. лет назад

В конце каменноугольного периода климат на Земле стал суше и холоднее, и на смену древовидным папоротникам пришли первые примитивные голосеменные растения – семенные папоротники, семена развивались у них на листьях.

Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние споровые вымирали и появлялись древние голосеменные.

- Почему ученые ставят голосеменные растения на более высокую ступень развития, чем споровые?

Ответ ученика : Голосеменные растения относятся к семенным растениям. Размножаются они семенами, которые не защищены стенками плода (цветков и плодов у голосеменных растений нет). Появление семени – важные этап в эволюции растения. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды. Эти эволюционные приобретения и независимость оплодотворения от наличия воды (в отличии от споровых растений) послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше.

Занесем эти данные в таблицу № 2:

5. Возникновение и господство голосеменных

Свыше 200 млн. лет назад

-120 млн. лет назад

Какое событие произошло в этот период времени?

Примерный ответ ученика :

Покрытосеменные происходят от голосеменных, но какие семейства более древние и ближе к голосеменным, точно не определено наукой. Одни ученые считают древнейшими покрытосеменными серёжковые (береза, ольха, ива), другие – многоплодниковые: магнолии и лютиковые.

Покрытосеменные отличаются от голосеменных наличием цветка ,плодов, чашелистиков, лепестков, а также формированием пестика, через который пыльцевая трубка прорастает до семяпочки и яйцеклетки. Семена покрытосеменных растений развиваются внутри плода и хорошо защищены околоплодником.

Покрытосеменные господствуют на Земле уже более 60 млн. лет. Это единственная группа растения образующая сложные многоярусные сообщества. Это способствует более интенсивному использованию среды и успешному завоеванию новых территорий.

- Завершим составление нашей таблички № 2:

6.Возникновение и господство порыто -семенных

Около 120 млн. лет назад

Итоговая таблица “Развитие растительного мира на Земле”.

Возникновение жизни на земле

2-3 млрд. л. назад

Возникновение и господство водорослей

1,5 – 2 млрд. лет назад.

Выход растений на сушу

350-400 млн. лет назад.

Возникновение и господство папоротникообразных

300 млн. лет назад

Возникновение и господство голосеменных

Свыше 200 млн. лет назад

Возникновение и господство порыто -семенных

Около 120 млн. лет назад

Вывод: По ископаемым остаткам растений ученые установили, что чем древнее организмы, тем они проще устроены. Чем ближе к нашему времени, тем организмы становятся сложнее и всё более похожими на современные.

- Итак, в результате развития органического мира появились высшие растения и высокоорганизованные животные, а также человек мыслящий, который старается получить ответ на вопрос: “Когда и как возникла жизнь на Земле?”

Закрепление изученного материала.

Какие существуют доказательства исторического развития растений?

К каким отделам относятся растения, существующие на Земле в настоящее время?

Всегда ли растения были такими, как сейчас?

Как ученые узнали, что происходило на Земле в течение многих миллионов лет?

Богдана

Бактерии: имеют клеточное строение, но не имеют ядра, отделенного мембраной от цитоплазмы. Большинство не содержит хлорофилла и питается готовыми органическими веществами – гетеротрофно. Освоили все среды обитания.

Животные: основой строения животных является клетка. Для животных характерен гетеротрофный тип питания.Подавляющее большинство животных – аэробные организмы, но есть и анаэробные организмы. Размножение – половое и бесполое.

Грибы: бывают одноклеточные и многоклеточные грибы. При этом все виды грибов являются эукариотами.

Читайте также: