Технические требования на окраску и испытание машины после ремонта конспект

Обновлено: 03.07.2024

После сборки автомобиль поступает на контроль и испытание. Для проверки комплектности, качества сборочных, регулировочных и крепежных работ, проверки работы и технического состояния всех агрегатов, механизмов и приборов, дополнительной регулировки, а также для выявления соответствия технических показателей требуемым техническим условиям производят контроль и испытание автомобиля. Испытания проводят на стенде с беговыми барабанами. Стенд дает возможность проверить работу двигателя, агрегатов трансмиссии и ходовой части, а также установить основные эксплуатационно-технические качества автомобиля (мощность двигателя, тяговое усилие на ведущих колесах, расход топлива на различных скоростных и нагрузочных режимах, путь и время разгона до заданной скорости, потери мощности на трение в агрегатах и ходовой части, максимальный допустимый тормозной путь с определенной скоростью), проконтролировать и отрегулировать установку углов управляемых колес и т.д. Все обнаруженные при испытании неисправности следует устранить.

Каждый грузовой автомобиль после капитального ремонта в дополнение к стендовым испытаниям должен пройти испытание пробегом на расстояние 30 км с нагрузкой, равной 75% номинальной грузоподъемности, при скорости не более 30 км/ч, для проверки на управляемость, а также для дополнительного установления соответствия технического состояния автомобиля требуемым техническим нормам на различных режимах работы и в различных дорожных условиях. Исправность и надежность работы всех систем, механизмов и соединений можно проверить во время испытания пробегом.

После испытания пробегом автомобиль тщательно осматривают. Все дефекты, выявленные пробегом и осмотром, устраняют. При отсутствии дефектов (или после их устранения) автомобиль поступает на окончательную окраску, а затем предъявляется отделу технического контроля (ОТК). На принятом ОТК автомобиле приемочное клеймо ставят на передней панели кабины под капотом.

Гарантийный срок эксплуатации автомобилей в настоящее время установлен — 12 мес. со дня выдачи из ремонта при пробегах (для первой категории эксплуатации): не более 20 тыс. км — автобусами; не более 16 тыс. км — прочими автомобилями всех видов и назначений.

Гарантийный срок хранения отремонтированных составных частей автомобилей — 12 мес. с момента выдачи из ремонта при соблюдении правил консервации и хранения.

При выпуске автомобиля из КР к нему прилагаются следующие документы:

  1. паспорт автомобиля с отметкой АРП о произведенном ремонте, указанием даты выпуска из ремонта, новых номеров шасси и двигателя, а также основного цвета окраски;
  2. инструкция по эксплуатации с указанием особенностей эксплуатации отремонтированных автомобилей в обкаточный и гарантийный периоды, а также периодов и организации устранения дефектов в гарантийный период.

При выпуске двигателя из КР к нему прилагаются:

  1. паспорт;
  2. инструкция по эксплуатации с указанием особенностей установки и эксплуатации двигателя в обкаточный и гарантийный периоды.

Приемо-сдаточным актом оформляется выпуск из КР автомобилей, их составных частей и деталей (комплектов деталей).


Окраска машин после ремонта

При ремонте машин старую краску частично или полностью снимают с поверхности металлических изделий специальными растворами, пастами, очищают проволочной щеткой. Смывочные растворы СД или АФТ-1 применяют для частичного снятия старой краски с поверхностей. Эти растворы наносят пульверизатором на обезжиренную поверхность. Через 5…6 мин краска выпучивается и ее легко удаляют скребками. Для снятия старой краски можно применять и щелочную пасту.

Машины красят масляными, эмалевыми и нитрокрасками. Сначала на поверхность наносят грунтовку для связывания окрашиваемой поверхности с краской или шпатлевкой и предохранения поверхности от коррозии. После нанесения грунтовки поверхность сушат. Для заполнения пор и выравнивания окрашиваемых поверхностей применяют шпатлевку. Ее наносят распылителем или специальным шпателем. Поверхности с нанесенной шпатлевкой сушат и шлифуют. Окрашивают поверхности методом распыления. После нанесения каждого слоя краски изделия сушат.

Для окраски кабины и облицовки кранов выполняют следующие операции. Снимают с поверхности старую краску и удаляют ржавчину, протирают поверхность ветошью, смоченной в уайт-спирите, обдувают сжатым воздухом и сушат на воздухе в течение 20…30 мин при температуре 18…20 °С. На высохшую поверхность пульверизатором наносят слой грунтовки. После нанесения грунтовки поверхность сушат; затем с помощью шпателя заполняют неровности шпатлевкой и снова сушат при температуре 18…20 °С в течение 30 мин. Подмазанные места шлифуют шкуркой. Далее поверхность с помощью пульверизатора окрашивают нитроэмалиевой краской или синтетическими красками; в течение 10—15 мин сушат, а затем наносят второй слой краски.

Производят окончательный осмотр собранной машины, проверяют, все ли резьбовые соединения закреплены, закрыты ли краны, вентили, задвижки, надеты и закреплены ли кожухи и ограждения, закреплены ли крышки подшипников, надеты ли цепи и т. д. Убирают все инструменты, остатки материалов – мусор, грязь, тряпки, бумагу, тщательно проверяют, чтобы на машине и около нее не осталось посторонних предметов.

Проверяют наличие смазки в корпусах подшипников, масленках и на всех поверхностях, подвергающихся трению, заменяют старую смазку на свежую или добавляют в таком количестве, чтобы ее было достаточно для непрерывной работы машины в течение 24 ч.

Прокручивают вручную (если это возможно) вращающиеся детали машины и следят за ходом деталей: ход должен быть свободным, плавным, без каких-либо перекосов, затормаживающих движение.

Если обнаруживаются неисправности, то их отмечают и немедленно устраняют, после чего проверку производят снова до тех пор, пока замеченные дефекты ремонта или сборки будут полностью устранены.

Проверка движения и работы деталей машины вхолостую производится, как было указано выше, вручную, обычно путем прокручивания за муфту привода.

Проверке подлежит минимум один полный цикл работы машины, но иногда этого бывает недостаточно и продолжительность проверки увеличивают. После того как проверена работа отдельных деталей и механизмов путем кратковременного прокручивания и устранены все замеченные дефекты и неисправности, включают машину на более продолжительный срок для работы вхолостую, без нагрузки, для испытания механической и электрической части машины.

Срок испытания 4-6 ч. При проведении испытания машины не должно быть: несвойственных ей стуков, шумов, нагрева электродвигателя свыше 60°С, чрезмерного нагрева трущихся деталей; вибраций станины, кожухов, крышек и других деталей, укрепленных болтами.

Работа цепных и червячных передач в машине должна быть плавной без толчков, рывков, с минимальным шумом. Подача смазки к трущимся деталям должна соответствовать установленным нормам для данной машины. Сварные швы корпуса должны быть прочными и плотными.

Испытание машин вхолостую дает возможность окончательно проверить работу их после сборки, т. е. выявить возможные дефекты сборки и дать приработаться сопрягаемым поверхностям. Испытание должно сопровождаться регистрацией мощности, потребляемой электродвигателем, расхода воды.

Результаты наблюдений записывают в журнал через каждые 15-20 мин. После осмотра и испытания составляется акт опробования на холостом ходу, в котором могут быть отмечены следующие результаты: ремонт и сборка проведены доброкачественно, машина может быть принята в эксплуатацию и сдана производственному цеху; ремонт и сборка проведены удовлетворительно, но при испытании выявились некоторые дефекты, которые могут быть быстро устранены, после чего машину можно передать в эксплуатацию без повторного испытания; ремонт и сборка проведены посредственно, при испытании выявились значительные дефекты, для устранения которых потребуется дополнительное время, после устранения выявленных дефектов машина должна быть испытана вторично; ремонт проведен явно недоброкачественно, машина собрана плохо, при испытании выявлена непригодность к эксплуатации, требуется устранение серьезных дефектов.

Испытания машины под нагрузкой производятся в производственных условиях путем выполнения технологических операций в соответствии с технологической характеристикой машины. Нагрузку машины доводят до номинальной. Все механизмы машины должны работать четко и слаженно, как при испытании на холостом ходу.

Рабочую нагрузку увеличивают постепенно, при этом следят внимательно за ее работой. Если работа идет нормально, нагрузку увеличивают и через 10-12 мин доводят до предусмотренной в паспорте.

Продолжительность испытания под нагрузкой 1-2 ч. При этом кроме наблюдения за работой всех механизмов машины проверяют работу рабочих органов и определяют их работоспособность и производительность машины.

Комиссия фиксирует результаты осмотра и испытания в специальном журнале испытания оборудования и принимает соответствующие решения, на основании которых составляется акт испытания оборудования.

Журнал испытания оборудования находится в цехе (или в отделе главного механика), ведется систематически, записи хранятся в течение длительного времени. Техническая документация ремонтных работ и записи испытаний используются как статистический материал.

Акт испытаний служит основанием для оплаты ремонтных работ и для передачи оборудования из ремонта в эксплуатацию. Его составляют в трех экземплярах. Отметку об окончании ремонта и приеме оборудования в эксплуатацию делают также в наряде на ремонтные работы.

Окраска необходима для защиты поверхности от коррозии и придания эстетического вида машине.

Технологический процесс окраски включает следующие операции:

  • подготовку поверхности к окраске;
  • подготовку лакокрасочных материалов;
  • грунтование;
  • шпатлевание;
  • окраску;
  • сушку после каждой операции.

Подготовка кузова в окраске

Подготовка поверхности заключается в удалении старой краски продуктов коррозии и последующем обезжиривании. Для удаления старой краски используют смывки в виде щелочей (раствор каустической соды) или органических растворителей. Смывки АФТ-1, СП-6, СП-7, СЭУ-2 наносят на поверхность кистью. При обработке поверхности детали окунанием используют смывки СД, СЭУ-1. После разрыхления или вспучивания лакокрасочное покрытие удаляют шпателем или щеткой с последующей промывкой водой и сушкой.

Окраска авто

Продукты коррозии удаляют пескоструйной и гидроабразивной обработкой, механическим способом с использованием наждачной бумаги и металлической щетки или химическим способом — травлением в кислотах. Прокорродиро ванные поверхности рекомендуется также обрабатывать модификатором-консервантом П-1ТФ или грунтом-модификатором ЭВА-0112, ЭП-0180.

Перед нанесением лакокрасочных материалов поверхности деталей тщательно обезжиривают уайт-спиритом с помощью кисти, а затем обдувают сжатым воздухом.

Грунтование

Грунтование — процесс нанесения грунтовок после подготовки поверхности с целью защиты от коррозии и для повышения сцепляемости лакокрасочного материала с окрашиваемой поверхностью. Для окрашиваемой поверхности тракторов и других машин подпокрытия эмалями применяют пентафталевые и глифталевые грунты ПФ-020, ГФ-017. Способы нанесения фунтов аналогичны нанесению основного лакокрасочного покрытия.

Шпатлевание

Шпатлевание применяется для заделки дефектов поверхности (вмятин, раковин, царапин и др.) и используется при ремонте кабин, кузовов легковых автомобилей, крыльев и т. д.

Шпатлевку наносят на предварительно загрунтованную и просушенную поверхность. Шпатлевание выполняют кистью, распылителем или шпателем (вручную) при заделке глубоких неровностей. При окраске машин применяют пентафталевые (ПФ-002), нитроцеллюлозные (НЦ-007, НЦ-008), эпоксидные (ЭП-ООЮ), церхлорвиниловые (ХВ-004) и другие шпатлевки. Зашпатлеванную поверхность после просушки шлифуют водостойкой наждачной бумагой, постоянно смачивая водой. После шлифования поверхность промывают водой и сушат.

Поверхности, не подлежащие окрашиванию, защищают специальными изолирующими материалами и составами. При естественной сушке защищаемые поверхности покрывают вазелином или солидолом, а при горячей применяют специальные пленочные покрытия, бумагу и др.

Покраска кузова автомобиля

Окрашивание машин производят вручную с помощью кисти и механизированным способом — распылением лакокрасочных материалов пневматическим и безвоздушным способом или окунанием. При использовании пневматических краскораспылителей лакокрасочные материалы распыляют струей воздуха под давлением 0,2-0,5 МПа.

По принципу подачи краски краскораспылители делятся на две группы:

  • с подачей краски от красконагнетательного бачка
  • самотеком из прикрепленного сверху стаканчика

Воздушное распыление позволяет получить покрытие высокого качества в любых производственных условиях. Оборудование надежно в эксплуатации. Производительность труда повышается в 5-8 раз по сравнению с использованием кисти. Однако потери лакокрасочного материала значительны за счет туманообразования и пролета частиц за контур окрашиваемого изделия. Образующийся туман загрязняет оборудование и производственное помещение, вреден для здоровья рабочих.

Для окраски машин применяют пневматические распылители КРУ-1, КРУ-2, КРП-3, СО-71 и др.

Схема установки безвоздушного распыления

Рис. Схема установки безвоздушного распыления: 1 — бачок для краски; 2 — питающая линия; 3 — регулирующий клапан; 4 — шланг, 5 — краскораспылитель; 6 — нагреватель; 7 — насос.

Широко распространен безвоздушный способ распыления лакокрасочного материала под высоким давлением. Лакокрасочный материал из бачка 1 подается насосом 7 к распылителю 5. Перед нанесением материал подогревают до температуры 70-100°C в подогревателе 6 или наносят без подогрева. Давление в системе подачи (12-25 МПа) создается плунжерным насосом 7. Лакокрасочный материал распыляется благодаря переходу потенциальной энергии материала, находящегося под давлением, в кинетическую энергию при выходе из сопла. К преимуществам безвоздушного распыления относятся:

  • снижение потерь на туманообразование на 25%;
  • уменьшение расхода растворителей, так как можно использовать более вязкие материалы;
  • улучшение санитарно-гигиенических условий труда;
  • сокращение времени сушки.

Для окраски кабин и облицовочных деталей различных машин применяют пентафтапевые эмали разных цветов (ПФ-133, ПФ- 115, ПФ-188), перхлорвиниловые (ХВ-110, ХВ-113, ХВ-114), меламиновые (MJI-152, МЛ-197, МЛ-12) и др.

Краску перед нанесением доводят до необходимой вязкости добавлением растворителей или разбавителей: скипидара и уайт-спирита — для масляных красок; бензола, толуола, ксилола, сольвента — для лакокрасочных материалов на основе синтетических смол; ацетона — для нитро- и перхлорвиниловых эмалей.

Окраску машин проводят в специальных камерах, оборудованных местным отсосом воздуха через гидрофильтр, или на установках для бескамерной окраски ПЛ 211.012.

Окраска изделия окунанием заключается в погружении его в ванну и извлечении его из ванны для удаления избытка лакокрасочного материала.

Сушка окрашенных изделий

Процесс сушки окрашенных изделий проводят естественным способом в специальных производственных помещениях, оборудованных для этой цели, и искусственным — в специальных сушильных камерах. Интенсификация процесса сушки может осуществляться различными способами:

  • подача горячего воздуха (конвекционная сушка);
  • облучение инфракрасными лучами (терморадиационная сушка)
  • и др.

Оценка качества лакокрасочного покрытия

Качество лакокрасочного покрытия оценивают по внешнему виду (блеск, волнистость, видимые включения и т. д.) и по тол- шине. Толщина покрытия должна составлять (не менее):

  • 15 мкм — для однослойного (слой фунта или эмали)
  • 30 мкм — для двухслойного (один слой грунта и один эмали или два слоя эмали)
  • 55 мкм — для трехслойного

Толщину покрытия контролируют электромагнитными толщиномерами МТ-41 НК, МИП-10 и др.

Читайте также: