Продовольственная проблема конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Тема: Продовольственная проблема мира. Причины и пути решения.
Да, можно, пожалуй, сказать, что назначение человека
как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род,
предварительно
сделав земной шар непригодным для обитания.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Объяснение причин возникновения продовольственной проблемы, география проблемы, различие в проявлении проблемы по регионам мира.
Предложение путей выхода и решения данной проблемы.
Работа с картами и статистическими материалами.
Характеристика глобальной проблемы по определенному плану.
Умение определять, анализировать и находить взаимосвязь между расположением государств, природными ресурсами, особенностями их исторического развития, политической обстановкой с уровнем экономического развития стран и регионов.
Поставить цель урока, найти средства и способы для достижения, поставленной цели урока. Аргументировано оценивать свои и чужие суждения, осознавать целостность и многообразие мира. Вырабатывать уважительное отношение к людям .
Изучение нового материала.
1 этап. Организационный момент
слайд 1
2 этап Актуализация знаний.
-Какие проблемы мы называем глобальными?
- Назовите проблемы, которые мы можем отнести к глобальным.
Слайд 2-3
- По какому плану мы даем характеристику глобальным проблемам человечества:
Слайд 4
Глобальные проблемы человечества - это проблемы, касающиеся всего человечества.
Они затрагивают взаимоотношения между странами мирового сообщества, отношения между обществом и природой, вопросы совместного решения ресурсообеспеченности.
Учащиеся перечисляют глобальные проблемы.
Одна из наиболее актуальных проблем человечества – продовольственная проблема.
Продовольственная проблема, связанная с хроническим недоеданием миллионов людей и голодом во многих слаборазвитых странах.
План характеристики:
1. Актуальность проблемы. 2.География проблемы. 3. Причины проблемы. 4. Влияние на жизнь людей. 5.Пути решения проблемы.
6.Возможные последствия.
Создание проблемной ситуации.
Почему в современном мире не только не исчезает проблема голода и отсталости, но и проявляются в отдельных регионах мира еще более ярко?
Формулировка темы .
Слайд 5
Учащиеся отвечают на вопрос и формулируют тему урока:
Тема: Продовольственная проблема. Причины и пути решения.
4 этап Целеполагание
В ходе беседы, подвести учащихся к формулировке цели.
В ходе диалога учащиеся формулируют цель:
- Определить причины возникновение проблемы и способы ее решения.
5 Этап
Изучение нового материала:
1.Определите суть и актуальность продовольственной проблемы:
слайд 6
Задание: Определите регионы: –
С нехваткой потребляемых калорий;
- с нормальным потреблением;
- с избыточным потреблением.
Слайд 7
Задание: Заполнить таблицу по карте.
Учитель контролирует работу учащихся.
Слайд 8
Вопрос: Какой вывод можно сделать, проанализировав информацию, полученную из данных карты.
Слайд 9
Задание : Зная особенности исторического и экономического развития регионов, определите причины продовольственной проблемы.(причины выносятся на доску
Беседа : Как проявляется данная проблема?
Какое влияние оказывает на жизнь людей?
Задание: Предложите пути решения продовольственной проблемы.
Слайд 10-11
Задание: Определите разницу в проявлении проблемы в разных странах.
6 .Выводы
Рефлексия (итоги урока)
Оценка работы учащихся
7. Домашнее задание
слайд 12
Определяют суть проблемы и различие по регионам
Продовольственная проблема – это проблема, которая проявляется в дефиците продуктов питания и недостаточности их калорийности, в нехватке витаминов и белков животного происхождения.
Ученые считают, что медицинская норма калорийности потребляемой пищи должна быть не меньше 2300-2600 ккал
Работа с картой : Количество получаемых калорий людьми в различных регионах мира.
Учащиеся работают с картой и составляют таблицу:
С нехваткой потребляемых калорий
с нормальным потреблением
с избыточным потреблением
Центральная и Восточная Африка, Азия, страны Южной Америки.
Индонезия, Китай,
США, Канада, Зарубежная Европа, Россия, Австралия, ЮАР,Аргентина.
В ходе обсуждения информации, учащиеся делают вывод:
Наблюдается очевидный разрыв между основными районами производства и потребления продовольствия и районами, где страдают от голода и недоедания:
США, Канада и Западная Европа имеют избыток продовольствия, а развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки – их недостаток.
Учащиеся формулируют причины:
Причины продовольственной проблемы:
1. Разница в уровне экономического развития государств.
2. Перенаселение в отдельных регионах.
3.Слабое развитие с/х.
4. Особенности климата.
5. Нестабильная политическая ситуация.
Просмотр фрагмента фильма : Пути решения продовольственной проблемы.(фрагмент 2)
Ответ:
Развитие сельского хозяйства – основной путь решения проблемы нехватки продовольствия.
Работа со статистическим материалом и картами.
Рассматриваем два возможных направления развития сельского хозяйства:
Экстенсивный путь, который заключается в дальнейшем расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий.
Интенсивный путь, связанный с непосредственным увеличением производства продуктов питания, связанным с интенсификацией сельскохозяйственного использования территории посредством механизации, химизации, ирригации, повышения энерговооруженности, использовании более высокоурожайных и болезнеустойчивых сортов и наиболее продуктивных пород скота.
Просмотр фрагмента№3
Развивающиеся страны
Развитые страны
Проявление проблемы
Пути решения проблемы
Проявление проблемы
Пути решения проблемы
Недоедание
Голод
Болезни
-Развитие с/х
-Гуманитарная помощь
-повышение уровня жизни.
Ожирение
Ухудшение здоровья
1.Изменение образа жизни.
2. Запрет на использование ГМО.
3. Правильное, здоровое питание
Ответы на вопросы и выводы:
-Почему многие из развивающихся стран вынуждены импортировать продовольствие, хотя в их экономике ведущее место занимает сельское хозяйство?
-Какие социально-экономические показатели необходимо рассматривать для анализа продовольственной ситуации в стране?
Мы сегодня узнали…
Мне было интересно….
Мне было понятно что……
Вызывало затруднение….
Домашнее задание: Подумайте, проанализируйте данные таблицы и определите: Возможные последствия, если продовольственная проблема не будет решена.
Учителя: Исрапилова Хадижат Исрапиловна, учитель географии Аймакинской СОШ.
ПатаховаЗагибат Магомедовна, учитель технологии Аймакинской СОШ Гергебильского района Республики Дагестан.
1.Образовательная: Более подробное изучение темы с технологического и географического аспектов.
2. Воспитательная: Продолжить прививать любовь к планете и ее ресурсам, заставить задуматься о будущих поколениях , и о том , что мы оставляем им.
3.Развивающая: Продолжить у детей развитие у детей памяти, внимания, критического и логического мышления. Развить способности высказать и отстоять свою точку зрения.
Оборудование:Политическая карта мира, проектор, компьютер, слайды, таблица 8, 9, атласы, учебники – глобальная география, технология.
Урок – лекция с элементами беседы.
1.Организация класса.
2.Вступительное слово учителя (географ). На прошлом интегрированном уроке мы с вами разобрали демографическую проблему. Вы задумались о том, что каждый рожденный на Земле человек хочет жить и иметь все возможные хорошие условия для проживания и, как минимум три раза в день питаться полноценной едой. Но,увы, это получает далеко не каждый житель Земли, так как население мира растет в геометрической прогрессии, а планета свои ресурсы может выдать только в арифметической. Следовательно, из демографической проблемы вытекает следующая глобальная проблема – продовольственная.
Постановка проблемы ( технолог).
Главный смысл глобальной продовольственной проблемы кроется в опережающем росте численности населения по сравнению с ростом производства продуктов питания, что обуславливает:
1.увеличение численности голодающих и недоедающих людей в мире, а так же ухудшение психофизического состояния населения;
2. Рост антропогенной нагрузки на сельскохозяйственные ландшафты и постепенное истощение традиционных резервов аграрного сектора.
3. неудовлетворительное качество пищевого рациона в подавляющем большинстве государств мира.
4. Развертывание усилий человечества в области генной инженерии для решения продовольственной проблемы.
5. Увеличение конфликтов в мире.
Дефицит продовольствия обычно воспринимается как бедствие, а его отсутствие – как катастрофа. Недостаток и отсутствие продовольствия приводят к различным формам проявления продовольственного кризиса: недоеданию, неполноценному питанию, или к настоящему голоду.
По данным ООН, на планете систематически голодают около 500 млн человек, а около 1 млрд человек испытывают явный недостаток пищи.
Качество питания: нормы и факты. (технолог).
Качество питания человека определяется двумя главными показателями: энергетической насыщенностью и комплексностью необходимых ингредиентов (белков, жиров, витаминов, минеральных веществ). Энергетическая насыщенность (или калорийность) пищи определяется энергией, аккумулированной в пищевых продуктах: белках, жирах и углеводах.
По мнению специалистов ООН и ВОЗ, среднесуточный рацион питания человека должен содержать не менее 2500 килокалорий. Так, для нормального питания взрослому человеку ежедневно требуется на 1 кг массы тела около 43 килокалорий, беременным женщинам и кормящим матерям – 50 килокалорий, а растущему организму ребенка до 10 лет- 100 килокалорий.
Анализ таблицы: (технолог)
Таблица Структура питания в разных странах.
Мясо и мясопродукты
Молоко и молочные продукты
Рыба и рыбопродукты
Овощи и бахчевые
География недоедания и голода. (географ).
Тропическая Африка. (географ).
Продовольственное положение здесь считается критическим. Здесь чрезвычайно низкие доходы – около 90% жителей проживают за чертой бедности, углубляются экологические и энергетические трудности, высокие темпы демографического прироста. Население растет – сельскохозяйственные угодья сокращаются. По данным ООН серьезные проблемы с нехваткой продуктов питания испытывают 26 стран: Буркина – Фасо, Гвинея – Бисау, Нигер, Бенин, Чад, Гамбия, Гана, Гвинея, Мали, Мавритания, Сенегал, Того, ЦАР, Эфиопия, Сомали, Уганда, Танзания, Ангола, Ботсвана, Лесото, Мозамбик, Зимбабве, Замбия.
Сведение скудных лесов в Африке тоже сыграло роль в опустынивании и деградации сельхозугодий. В силу всего этого, люди покидают свои жилища и идут в лагеря беженцев, чтобы получать международную продовольственную помощь.
Ученики записывают в тетрадь голодающие страны, а географ показывает их на политической карте мира.
Муссонная Азия.(Южная, Юго-Восточная Азия).
Ареал недоедания здесь, Андские страны. (Перу, Эквадор, Боливия). Карибский бассейн – (Гаити, Куба, Сальвадор, Гондурас, Гватемала и др.). ВЛатинской Америки в рационе преобладают фасоль, кукуруза, картофель, рис, маниок, бананы, тростниковый сахар. В Азии – рис. В Африканском рационе – просо, сорго, ямс, маниок, батат.
Голод и здоровье. (географ)
Недостаточное и неполноценное питание значительной части населения планеты оказывает огромное влияние на биологические и социальные аспекты воспроизводства всего человечества, его жизненный тонус, производительность труда и тд. Согласно результатам ВОЗ, это замедляет не только физическое, но и умственное развитие, ухудшается зрение, наблюдается анемия,утомляемость, одышка, головокружение, обостряются инфекционные заболевания, которые приводят к летальному исходу.
Порочный круг: нищета – плохое питание – болезни – низкая производительность труда –нищета….
Просмотр слайдов по теме (географ – технолог).
Пути решения продовольственной проблемы:
При использовании всех посевных площадей, использовании всевозможных продуктов питания , при добыче и продаже всех возможных ресурсов Земли, более миллиарда людей постоянно недоедают. И эту проблему невозможно решить , пока не решить демографическую проблему.
Задание на дом: на контурную карту нанести все голодающие страны. Подготовиться к письменному опросу по теме продовольственная проблема, найти некоторые пути решения этой проблемы и записать в тетрадь.
Трудно представить себе, что в современном сообществе, где практически у каждой европейской семьи есть автомобиль, компьютер, существуют люди, которые голодают. Речь идет прежде всего об отсталых африканских и азиатских странах, где недоедание актуально. Продовольственная проблема человечества — важнейший вопрос, с которым предстоит разобраться ученым. Есть несколько причин, которые вызвали этот кризис, разрабатываются различные варианты решения.
Суть и факторы
Продовольственная проблема как глобальная проблема человечества состоит в том, что мировому сообществу не удается в полной мере обеспечить продуктами питания всех людей на планете. Сегодня этот кризис остается актуальным, не каждый житель планеты получает необходимые по физиологическим нормам хлеб, молоко, мясо и крупы. Принято выделять несколько факторов, которые оказывают влияние на ситуацию с продовольствием:
- Высокая скорость роста населения. Причем, как правило, высокая рождаемость наблюдается в бедных странах, в развитых европейских же уровень рождаемости невысок.
- Политическая ситуация в мировом сообществе.
- Массовая урбанизация.
- Специфика размещения людей.
- Индустриализация и отказ от сельского хозяйства. Многие африканские страны, население которых ранее выживало за счет собственных огородов и ферм, под влиянием прогресса оказываются неспособными обеспечить население сельскохозяйственной продукцией.
- Оказывает влияние и экономика развивающихся стран.
Суть проблемы состоит в том, что жителям планеты недостает продовольствия, а также в том, что употребляемые продукты не позволяют составить сбалансированный качественный рацион. Особенно этот вопрос актуален для стран Азии.
К счастью, современные научно-технические разработки и ресурсный потенциал позволяют справляться с этой сложностью, поэтому число голодающих сокращается из десятилетия в десятилетие.
Однако и сейчас количество нуждающихся впечатляет — более 850 миллионов человек. Каждый седьмой житель планеты не получает ежедневно необходимое для нормальной жизнедеятельности количество калорий. Ежегодно около 5 миллионов детей погибает от голода. Согласно ВОЗ и ФАС, суточная норма калорий составляет 2400−2500 ккал, некоторые исследователи повышают этот показатель до 2700−2800 ккал. Если же человек не получает 1000 ккал, то неизбежно наступает физическая деградация.
Причины и масштабы
- У индейцев майя существовал особый ритуал почитания главной культуры, кукурузы, ведь в неурожайный год многие племена были обречены.
- Античная богиня Пандора разбила свой ящик, выпустив все грехи и пороки человечества, среди которых был голод. В Древней Греции почиталась богиня плодородия Деметра, которой молились и приносили жертвы, чтобы получить богатый урожай.
- Церера, богиня плодородия античного Рима, заведовала выращиванием злаков, ее почитали в специально построенных храмах.
Вместе с развитием науки, прогрессом суть кризиса меняется, он превращается в глобальную проблему мирового сообщества. Масштабы проблемы ужасают: только 40% населения планеты получает сбалансированное здоровое питание. Более 1,5 миллиона человек недоедают, получая в сутки всего 1000 ккал.
Причины продовольственной проблемы в мире разнообразны:
Регионально-географические особенности
Не испытывают проблем с организацией питания крупные развитые страны, которые сами поставляют на мировой рынок продовольствие (это Канада, США, Австралия). Также это небольшие по площади государства, которые специализируются на экспорте продуктов (Бельгия, Нидерланды, Финляндия и другие).
К числу стран, у которых проблема с питанием имеется, относятся:
- Государства типа Японии и Южной Кореи, которые испытывают дефицит, но своими силами способны приобрести недостающие ресурсы.
- Страны, способные обеспечить свое население минимальным набором продуктов, используя собственный потенциал: Китай, Индия, государства Южной Африки.
- Ближний Восток, юго-восток Африки — здесь наблюдается острый дефицит продовольствия и водных ресурсов, самостоятельно решить вопрос они не в состоянии.
- Постоянное ухудшение ситуации наблюдается в странах Азии и Африки.
- Продовольственное обеспечение соответствует минимальным нормам, но для полноценной жизнедеятельности недостаточно. Это некоторые государства СНГ.
Проблемы недоедания, голода особенно актуальны для стран Азии (более 50% населения), Африки (25%), Латинской Америки (11%), Ближнего Востока (5%). В России существуют отдельные сложности, но до массового уровня они не доросли.
Основные страны, в которых существует голод:
Для большинства этих стран характерно преобладание растительного рациона, недополучение животного компонента питания, необходимого количества калорий и белка. Нехватка сырьевой базы приводит к снижению продолжительности жизни народонаселения, работоспособности, здоровья, сопротивляемости болезням, особенно у детей. Согласно статистике, более 60% детей Южной Азии и 40% Африки заметно отстают в физическом развитии от своих сверстников, не знакомых с проблемой голода.
Варианты решения
Пути решения продовольственной проблемы многообразны, основными считаются интенсификация уже освоенных сельскохозяйственных угодий, грамотное ведение с/х с использованием передовых технологий. Немаловажное значение имеют и природоохранные мероприятия, которые направлены на защиту экологической обстановки в мире.
Прогрессивные исследователи выделяют также такие пути:
- Использование современного научного потенциала, изучение и производство генетически измененной продукции, безопасной для человека.
- Повышение плодородия земель.
- Активное использование биоресурсов морей и океанов.
- Выведение сортов культур и видов животных, имеющих иммунитет к распространенным в бедных странах заболеваниям.
Еще одна классификация путей решения — подразделение их на интенсивный и экстенсивный. Во втором случае речь идет о производстве продуктов питания за счет увеличения площади сельскохозяйственных угодий. Несмотря на то что пастбищ, пригодных для обработки, практически не осталось, ведется активный поиск резервов.
- Согласно статистике, 1,5 млрд га пригодных для пашни угодий уже используется людьми по назначению, в этой области потенциал исчерпан.
- Освоение новых земельных фондов путем интенсивной культивации вызывает эрозию, засоление почвы и иные экологические проблемы.
- Подготовка этих почв к использованию требует значительных капиталовложений.
Именно в силу этих обстоятельств экстенсивные мероприятия решения пищевой проблемы человечества особым распространением не пользуются. Используются и дополнительные мероприятия: использование в пищу водорослей, сои, грибов.
Интенсивный метод
Мировой опыт позволяет убедиться в том, что эти мероприятия имеют определенные положительные последствия. Например, за 20 лет с 1960 по 1980 гг. увеличение производства зерновых культур в мире возросло за счет повышения урожайности на 45% (на территории стран Африки и Латинской Америки).
Свою роль играет и селекция: ежегодно ученым удается создать различные сорта культур и виды животных, отличающиеся хорошими показателями продуктивности и устойчивостью к неблагоприятным климатическим условиям и заболеваниям.
Сельское хозяйство начинает использовать более современное оборудование, удобрения, позволяющие повысить плодородность бедных грунтов. Планируется внедрение так называемого капсульного посева. В каждой капсуле содержится некоторое количество семян, а также вещества, направленные на защиту материала от гниения и повышающие процент всхожести.
Плюсы и минусы ГМО
Некоторые исследователи считают, что лучше всего для решения продовольственной проблемы использовать современные научные разработки, в частности, сконцентрировать усилия для производства генномодифицированной продукции. Эта тема, несмотря на свою достаточную разработанность, вызывает массу споров.
К числу его плюсов относится:
- Возможность реально решить проблему голода.
- Выращивание трансгендеров обладает несомненной экономической выгодой.
- Потребление некоторых продуктов генной инженерии поможет пополнить запас в организме витаминами и минералами, поскольку отдельные направления разработок предусматривают увеличение полезных свойств.
Однако не стоит забывать и о недостатках этого направления:
- Искусственное вмешательство в генетику не может пройти бесследно, ученые не исключают вероятности дальнейшей мутации гена в составе продукта питания, появления у последнего весьма неожиданных свойств.
- Продукты ГМО входят в список тех, что могут вызвать аллергическую реакцию. Статистика неумолима: в мире в последние годы возросло число аллергиков, виновата в этом продукция генной инженерии.
- Трансгендерные растения неблагоприятно сказываются на экологической ситуации, нарушают баланс.
Решение продовольственной проблемы, возникновение которой связано с различными факторами, входит в число наиболее актуальных для мирового сообщества вопросов. Однако полностью разработать результативные мероприятия пока не удалось, по-прежнему огромное количество людей голодает, а еще большее — недоедает.
Читайте также:
- 3 класс истоки возрождения милосердие милость в сердце конспект и презентация
- Глазунова т в архивное право конспект лекций т в глазунова омск изд во омгту 2010
- Симфония 40 увертюра конспект 2 класс
- Конспект психогимнастика в средней группе
- Ответственность военнослужащих за неуставные взаимоотношения уклонение от военной службы конспект