Симфония 40 увертюра конспект 2 класс

Обновлено: 06.07.2024

Сегодня на уроке мы поговорим о музыке великого австрийского композитора В.А. Моцарта.

Первые сочинения уникальный ребёнок-вундеркинд Моцарт, обладающий феноменальной памятью и музыкальным слухом, написал в пять лет.

С шести лет начались его триумфальные гастроли вместе с отцом Леопольдом Моцартом по странам Европы, где он выступал в качестве композитора и исполнителя. За 35 лет своей жизни композитор сумел сочинить более 600 произведений в разных жанрах.

А сейчас я предлагаю прослушать 1-ую часть Симфонии №40 В.А. Моцарта.

Какое ощущение возникло у тебя после того, как ты услышал её в исполнении симфонического оркестра? Подбери нужные определения (энергия, порыв, мечта, жалоба, вздох, успокоение).

Игра "Играем в дирижёра". Представьте себя дирижёрами оркестра. Напойте тему Симфонии №40 с разным настроением и продирижируйте этой музыкой. Передайте своё слышание особенностей динамики (пиано-форте), улавите взволнованность и трепетность ритма.

Главная тема симфонии

Далее,я хочу вас познакомить с Увертюрой к опере "Свадьба Фигаро" В. А. Моцарта.

Опера эта весёлая, комическая, в ней рассказывается про то, как один весельчак по имени Фигаро, устраивал свою свадьбу. Характер у оперы (весёлый, смешливый, беззаботный. праздничный).

Обратите внимание на динамику начала увертюры - как она резко изменится с самых первых тактов: начнётся очень тихой фразой, а потом зазвучит ярко, громко.

Темп увертюры presto (очень быстро).

Контраст в музыке - это использование динамики forte-piano (громко-тихо), резко отличающейся по звучанию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Критская Е.Д. Музыка. 2 класс / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2014. – 128 с.

Тема урока: В.А. Моцарт Симфония № 40.

Цель: продолжать создавать условия для ознакомления учащихся с музыкой народов мира через знакомство с творчеством австрийского композитора В.А. Моцарта.

- расширить знания о творчестве австрийского композитора В.А. Моцарта;

- продолжать развивать хоровые навыки исполнения;

- продолжать воспитывать интерес к музыке народов мира.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты обучения:

- формирование уважительного отношения к культуре других народов;

- развитие музыкально-эстетического чувства;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях музыкального произведения;

- формирование умения сравнивать, анализировать содержание и особенности музыкального произведения;

- познакомятся с творчеством австрийского композитора В.А. Моцарта

- Приветствие, проверка готовности к уроку .

Проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются

Определение темы урока

- С каким мы композитором познакомились на прошлом уроке? Какие произведения его слушали?

- Откройте учебник на стр. 100 и прочитайте тему урока.

Анализируя имеющиеся знания, отвечают.

Открывают учебник на нужной странице и находят: Симфония № 40

Постановка учебно-познавательной задачи

- Как вы думаете, чему мы посвятим сегодняшний урок? Что будем делать?

Введение в тему урока

- А какой оркестр исполняет симфонии?

- Давайте послушаем фрагмент симфонии и проверим ваши предположения.

Слушанье: В.А. Моцарт Симфония № 40 (фрагмент)

- Какой оркестр исполнил данный фрагмент симфонии?

Симфония – это ведущий жанр оркестровой музыки, сложное многочастное произведение.

Основное действующее лицо и исполнитель в ней это симфонический оркестр. (Записать определение).

- А сейчас я вам предлагаю послушать 4 части симфонии № 40

После каждой части провести беседу об особенностях, в конце сделать вывод об отличительных особенностях каждой части и объединением их единой темой звучания.

Высказывают предположения: музыкальное произведение, его исполняет оркестр.

Учащиеся высказывают предположения… (может прозвучать и правильный ответ).

Слушают фрагмент музыкального произведения выражают эмоциональные реакции на услышанное.

Опираясь на имеющиеся знания и прослушанный фрагмент, отвечают: симфонический оркестр.

Слушают учителя, в тетрадь записывают определение симфонии.

Слушают каждую часть музыкального произведения выражают эмоциональные реакции на услышанное.

Беседуют с учителем об особенностях каждой части и делают вывод об объединении темой звучания и в тоже время вариативность каждой части. Показывают в тетради графическое изображение формы прослушанного музыкального произведения.

Проверка освоенности умения

- Какую новую песню мы с вами стали разучивать на прошлом уроке?

Хоровое исполнение песни

Итог урока рефлексия

- Какую задачу мы поставили в начале урока?

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

Учащиеся обобщают полученные знания, рассказывают, что новое узнали и что их больше всего заинтересовало.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 031 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.12.2016 6006
  • DOCX 15.2 кбайт
  • 84 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лукина Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Задачи уроков: формирование понимания творчества В.-А. Моцарта как уникального явления музыки Австрии, мировой музыкальной культуры; знакомство с произведениями В.-А. Моцарта — шедеврами музыки XVIII в.; изучение жанров моцартовской музыки — сонаты, симфонии, увертюры (к опере); выявление контрастности образов на основе интонационно-образного анализа; претворение образов музыки Моцарта в активной деятельности (вокализация, пластическое интонирование, инструментальное музицирование); приобретение навыков сравнительного анализа русской и зарубежной музыки (Глинка — Моцарт).

“Звучит нестареющий Моцарт!”. Во II классе продолжается знакомство учащихся с западноевропейской музыкой, в частности с произведениями великого австрийского композитора XVIII в. — Вольфганга Амадея Моцарта (1756—1791). Картина с изображением семьи Моцарта перенесёт их в другую эпоху. В название разворота учебника, посвящённого музыке композитора, вынесены слова современного поэта В. Бокова. Прослушав музыку Моцарта, ребята должны задуматься над вопросами: • Почему поэт назвал этого композитора “нестареющим”? • Какие чувства передаёт музыка композитора XVIII в. нам — слушателям нового тысячелетия? • В чём секрет современности музыки Моцарта?

Предложите учащимся найти в книгах, Интернете информацию о жизни и творчестве Моцарта и рассказать об этом одноклассникам.

На развороте “Симфония № 40” учащиеся увидят запись партитуры едва ли не самой популярной во всём мире симфонии Моцарта. Пусть они вслушаются в начальные интонации 1-й части симфонии, напоют их. Найдите вместе с учащимися нужный характер звучания главной темы.

После вслушивания в оркестровое звучание темы обратите внимание на порывистость, трепетность исполнения главной мелодии скрипками, динамические контрасты (громко — тихо), светлый, напевный характер второй (побочной) темы экспозиции. На страницах учебника дана партитура начальных тактов каждой из тем. В записи отчётливо видна разница в характере звучания: непрерывное движение восьмых и в аккомпанементе, и в мелодии первой темы сменяется на более спокойное, неторопливое во второй теме. Вглядываясь в партитуру, можно прочитать состав оркестра В.-А. Моцарта, увидеть, какие инструменты исполняют первую тему, а какие — вторую.

Продолжая знакомство со звучанием симфонического оркестра и его инструментами, симфонической партитурой, следует включать детей в процесс активного музицирования, предлагая им роль дирижёров. Используя приёмы свободного (вне схемы) дирижирования, учащиеся могут попытаться передать изменения характера звучания, контрасты при исполнении Симфонии № 40 В.-А. Моцарта.

“Увертюра”. В увертюре к опере “Свадьба Фигаро” Моцарт создаёт иное настроение — он рисует музыкальными красками образы комической оперы, наполненные энергией, светом, шуткой, весельем. (Обратите внимание учащихся на фотографию Венского оперного театра на развороте “Звучит нестареющий Моцарт!”.) Именно в Вене композитор создал свои лучшие произведения, а в 1786 г. в этом театре прозвучала опера “Свадьба Фигаро”.

Увертюра. • Что это такое? • С увертюрой какого русского композитора учащиеся уже познакомились, совершая путешествие в мир музыкального театра? • Как звучит вступительная тема увертюры В.-А. Моцарта? • В чём особенность главной мелодии увертюры? На эти вопросы ребятам поможет ответить звучащая музыка и нотная запись.

Образно-интонационный смысл, лежащий в основе движения музыки, и сжатость музыкального развития увертюры влекут за собой активизацию слуха. В педагогическом плане это имеет большое значение для усвоения учащимися принципов и приёмов музыкального развития (принципа симфонизма). Немаловажно то, что осуществляется это уже на музыкальных занятиях с младшими школьниками, а не в старших классах, как это происходит обычно. Дети способны воспринимать гораздо более сложный и содержательный пласт музыки, чем это предполагается. (Как уже говорилось, они интуитивно различают интонационно-стилевые особенности музыкальных произведений.)

На сопоставлении фрагментов двух увертюр — В.-А. Моцарта к опере “Свадьба Фигаро” и М. Глинки к опере “Руслан и Людмила” — построена работа на этом развороте учебника. Слуховой опыт школьников позволит им определить, какая музыка сочинена зарубежным композитором, а какая — русским. • Как различаются характеры главных тем этих двух увертюр, в чём их сходство? • Что помогло композиторам передать веселье и шутку в одной увертюре, энергию и богатырскую силу в другой? Обобщить впечатления детей поможет составление программы концерта в рабочей тетради.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Нажмите, чтобы узнать подробности

музыкальным наследием. Воздействовать на чувства, эмоции детей, пробудив их воображение на основе понимания художественной значимости творчества В. А. Моцарта.

Образовательные: воспитание музыкально – эстетического вкуса и потребности в общении с музыкальными шедеврами;

Развивающие : развивать ритмич. и динамич. слух. Развитие ассоциативно – образного мышления, чувств и эмоций, познавательного интереса

Воспитательные: Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.

формировать у учащихся представления о В. А. Моцарте не только как о композиторе и

музыканте, но и как о человеке; углубление восприятия знакомых музыкальных терминов и понятий.

Личностные универсальные учебные действия

( у обучающегося будут сформированы):- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению музыкальные произведения;

Регулятивные универсальные учебные действия

(обучающийся научится):- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

- выполнять действия в громкоречевой (устной) форме.

Познавательные универсальные учебные действия

(обучающийся научится):- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника

Коммуникативные универсальные учебные действия

(обучающийся научится):- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

- исполнять музыкальные произведения со сверстниками

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Форма урока : Урок- знакомство.

Оборудование: ноутбук, колонки, фортепиано, портрет композитора.

Мотивация к учебной деятельности. Музыкальное приветствие.

Повторение темы прошлого урока.

Как фамилия композитора?

Как называется произведение М.П. Мусоргского?

8.Какие из частей сюиты запомнились вам?

Демонстрация рисунков д.з по теме.

О как же беден был бы мир,
Если бы нам Бог
Моцарта не подарил!
Прошли века -
А он всё так же юн,
И свеж, и лёгок - как всегда! Какую фамилию вы услышали?

Давайте назовем тему нашего урока и определим цель урока (ученики самостоятельно определяют тему и цель урока).

Смотр презентации.

В солнечный ноябрьский день 1763 года в Версальском дворце - резиденции французских королей - царило необычайное оживление. Повсюду только и слышались разговоры о чудо - детях, недавно приехавших из маленького австрийского городка Зальцбурга и уже успевших покорить парижан. Сегодня дети должны предстать перед королевской фамилией. И вот в дворцовую гостиную вошли в сопровождении отца тоненькая девочка двенадцати лет и хрупкий мальчик, из-за маленького роста казавшийся ещё младше своих лет. Мария Анна Вальбурга Игнатия Моцарт (Nannerl) (30 июля 1751 — 29 октября 1829) — старшая сестра Вольфганга Амадея. Мать — Анна Мария Пертль, отец — Леопольд Моцарт. В семейном кругу и среди друзей Марию Анну звали Наннерль. Одетые согласно дворцовому этикету - девочка в длинном парадном платье, а малыш в атласном камзоле с крохотной шпагой на боку, в пудренных париках, - брат и сестра вызывали умилительный восторг присутствующих. Но настоящие чудеса были впереди. Дети сели за клавесин и исполнили в четыре руки несколько труднейших пьес. Затем мальчик с большим чувством и безукоризненной чистотой играл на скрипке - сестра ему аккомпанировала, потом он увлеченно импровизировал за клавесином на заданную тему, блестяще играл "с листа" (без подготовки) новые пьесы, аккомпанировал по слуху певцам. Со всех сторон сыпались все новые и новые задания: исполнить трудную пьесу только одним пальцем, играть на закрытой платком клавиатуре, определить точную высоту звуков издаваемых звоном хрустальных бокалов. И со всеми заданиями мальчик справлялся легко, непринужденно и с удовольствием.

Но Вольфганг часами не отходил от клавесина. Отцу пришлось сдаться на уговоры мальчика. К шести годам Вольфганг уже прекрасно играл на клавесине и сочинял небольшие пьесы. Леопольд Моцарт решил, что пришло время познакомить Европу со своими необычайно одарёнными детьми.

Несколько лет проходят в непрерывных концертных поездках. Особый успех выпадает на долю Вольфганга. Мальчику порой приходится играть несколько часов подряд. Такой напряженный труд и бесконечные переезды с места на место плохо сказываются на здоровье ребёнка. Отец старается всячески развивать изумительный талант сына. В Париже издаются первые сочинения восьмилетнего автора, а двенадцатилетний Моцарт пишет свою первую оперу. Леопольд Моцарт заботится о и том, чтобы мальчик получил разностороннее обще образование: занимается с ним иностранными языками, историей, географией, арифметикой. В Париже и Лондоне отец водит детей в оперные театры и на симфонические концерты, и яркие музыкальные впечатления очень обогащают юного композитора.

В возрасте 14 лет Моцарт блестяще выдерживает испытание и получает почётный диплом члена Болонской музыкальной академии. Такой чести удостаивались очень немногие опытные композиторы.

Кончилось детство, Вольфганг стоял на пороге юности. Он перестал быть чудо - ребенком, теперь его ждала трудная, полная невзгод жизнь придворного музыканта. В возрасте 34 лет, Моцарт умирает.

Он создал много замечательных сочинений: опер, симфоний, концертов, сонат, песен. Его лучезарная, полная сердечной теплоты, по - весеннему прекрасная музыка до сих пор приносит радость людям.

СИМФО́НИЯ- большое музыкальное произведение для оркестра.

- Для симфонического оркестра, композитор пишет крупное музыкальное произведение, которое называется СИМФОНИЯ.

СЛУШАНИЕ 1 часть Симфонии 40

- Какой оркестр звучал? (симфонический)

Т.К. в симфоническом оркестре большое количество музыкантов (до 100 человек), то композитор для каждого инструмента пишет свою ПАРТИЮ. Поэтому ноты для симфонического оркестра называются ПАРТИТУРОЙ.

- Какие инструменты услышали?

- Какое настроение в музыке услышали?

А теперь проверьте свои ответы. Откройте учебник на стр. 100, и посмотрите на партитуру, какие инструменты обозначены?

- Ребята, вы помните, кто руководит симфоническим оркестром? (ДИРИЖЕР)

- А для чего необходим дирижер? Дирижер только с помощью рук передает настроение, характер, громкость, темп). Фото дирижерских жестов.

Сейчас вы на несколько минут станете ДИРИЖЕРАМИ (попробуйте с помощью рук передать настроение, характер, темп, громкость).

Назовите длинношеее , пятнистое, африканское животное.( жираф)

Продолжаем знакомиться с произведениями этого великого композитора.

- Как звучала музыка?

- Какие чувства вызывает музыка? Легкость, танцевальность .

Послушайте эту музыку в современной обработке с добавлением вокала. (вокал – голос).

Вокальная работа.

Выполнение дыхательных упражнений.

Пение муз. звукоряда , распевки.

- Вспомните, что мы хотели узнать в начале урока? Какова была цель?

- С жизнью и творчеством какого композитора мы познакомились?

- Какие новые термины узнали? ( симфония, партитура, рондо, соната)

Урок окончен. До свидания

Подарил нам композитор хорошее настроение своими произведениями?

В заключенье нашей встречи я хочу пожелать вам, ребята, чтобы ваши сердца не уставали дарить людям добро и согласье. И пусть поможет вам в этом, нестареющая музыка Моцарта!

Читайте также: