Последние дни ильи ильича обломова конспект

Обновлено: 01.07.2024

Проблематика:

Смысл названия

Роман назван по фамилии главного героя — Ильи Ильича Обломова. Исследователи отмечают, что в самой фамилии таится ряд подсказок для интерпретации романа:

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: роман.

Действующие лица

  1. Илья Ильич Обломов — дворянин тридцати двух лет, крайне ленивый, мечтательный.
  2. Ольга Сергеевна Ильинская — дворянка, интересная и умная девушка.
  3. Андрей Иванович Штольц — друг Ильи Ильича, очень практичный и активный, полная противоположность Обломову.
  4. Агафья Матвеевна Пшеницына — вдова чиновника, простая хозяйственная женщина. Сдаёт Обломову квартиру, впоследствии становится его женой.
  5. Иван Матвеевич Мухояров — чиновник, брат Агафьи Пшеницыной.
  6. Захар Трофимович — слуга Обломова, большой лентяй.
  7. Анисья — жена Захара.
  8. Михей Андреевич Тарантьев — приятель Ильи Обломова, хитрец и ловкач.

Краткое содержание

Часть 1

Илья Ильич Обломов живёт в Санкт-Петербурге на улице Гороховой. Жизнь его исполнена неги и лени: Илья Ильич только и делает, что лежит, предаваясь мечтаниям. В романе описывается один обычный день жизни Обломова: постель, халат, ленивая перебранка с Захаром. В этот день Илью Обломова посещает сразу несколько знакомых, предлагающих ему встать и заняться делом: весёлый франт Волков, скучный карьерист Судьбинский, модный писатель Пенкин. А Михей Тарантьев приходит с предложением решить все проблемы ленивого барина с Обломовкой, деревней, унаследованной им не так давно (сразу ясно, что Тарантьев аферист и хочет нажиться на этой работе, но лень Обломова пересиливает его разумность). Илья Ильич ждёт своего друга Штольца — уж этот-то поможет ему разобраться с делами и решить все вопросы с Обломовкой. Трудна для Ильи Ильича столичная жизнь: не влился он в среду — он предпочитает спать. Вот и сейчас Обломов засыпает. И сон ему снится счастливый: родная Обломовка, никаких забот и хлопот, одна сплошная благодать. Но появление Штольца заставляет Илью Ильича проснуться.

Часть 2

Андрей Штольц и Илья Обломов дружили с детства, так как были ровесниками и жили в соседних сёлах. Но по характеру, темпераменту и мировоззрению они были полными противоположностями: Обломов романтический, мечтательный, мягкий, Штольц практичный, живой, подвижный.

Штольц решает вытащить Обломова из привычной жизни и заставить действовать. И во многом его затея успешна. Андрей Штольц возит друга в гости к разным людям. Он побуждает Илью Ильича вставать по утрам, читать книжки и газеты. Обломов оживает и даже проникается романтическими чувствами к Ольге Ильинской, его новой знакомой. И эта любовь вполне взаимна: дело идёт к свадьбе.

Часть 3

Активная Ольга в какой-то момент смущает Обломова (Штольц в это время в городе отсутствует): Илья Ильич стушёвывается и потихоньку отступает. Он попадает под разлагающее влияние Тарантьева и, столкнувшись с жизненными проблемами вроде необходимости управлять имением, отступает. Обломов меняет квартиру. Новый дом очень напоминает ему родную Обломовку, а квартирная хозяйка Агафья Пшеницына, полная деловитая женщина, можно сказать, воплощает его мечту о сытости, спокойствии и всяческих приятностях. Встречи с Ольгой Ильинской становятся для Обломова нарушением гармонии. Свет наполнен слухами о том, что Обломов женится на Ильинской, но сам Илья Ильич возмущается: он ещё не созрел. Ольга оскорблена его поведением, она отворачивается от Обломова.

Часть 4

В течение года Обломов болеет. Агафья Пшеницына заправляет хозяйством и принимает решения вместо Ильи Ильича. Они живут как супруги, и жизнь их спокойна и размеренна. Ольга Ильинская выходит замуж за Андрея Штольца.

Спустя несколько лет Штольц навещает старого друга. Ничего не изменилось: Илья Ильич всё так же лежит, как Илья Муромец. Единственная просьба, с которой Обломов обращается к другу, — позаботиться о его сыне Андрее, которого родила Пшеницына.

Когда Обломов умирает от второго инсульта (что является вполне логичным следствием его лежачего образа жизни), его сына берут на воспитание Штольц и Ольга.

Экранизации

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите любимую одежду Обломова.

С каким былинным богатырём сравнивается Илья Обломов?

Ответ. С Ильёй Муромцем. На это указывает и имя героя — Илья, и упомянутые в романе истории об Илье Муромце, которые маленький Обломов слыхал от няни. Напомним, что былинный Илья Муромец пролежал на печи тридцать лет и три года — а потом поднялся и стал совершать подвиги. Илья Обломов же, к сожалению, так и не смог заставить себя подняться.

Создание романа

Иван Александрович Гончаров

В готовом виде произведение в первый раз выпустили лишь в 1859 году. Но, подготавливая произведение к публикации, Александр в 1858 году опять переделал его, несколько изменив сюжет и сократив его. Закончив свой роман, автор изрёк следующую цитату:

Я описал собственную жизнь и то, что в ней приживается.

Содержание произведения

Илья нечасто встаёт с диванчика. Он ничего не делает и ни с кем не общается, только ест и спит. Любит мечтать о том, как он жил раньше, об уютной безопасной жизни в своём имении. Никакие несчастья не могут заставить его подняться с места. Из эпилога можно выделить несколько черт его характера:

Илья Ильич Обломов

  • добр;
  • ленив;
  • простодушен;
  • неглуп;
  • доверчив.

Его давний друг, немец Штольц, являющийся антиподом главного героя, приезжает к нему в гости и пытается вернуть Илью из дремоты обратно в реальность. Это самый дорого́й человек для Обломова. О нем можно сказать следующее:

  • добрый;
  • благородный;
  • честный;
  • энергичный.

Главный герой испытывает симпатию к Ольге и вскоре предлагает ей выйти за него. Девушка выросла с тётей, поэтому родителей совсем не видела и не знает о них ничего. Илью она полюбила за его невинную душу. Но подлый, жестокий и хитрый Тарантьев обманывает Обломова и тот перебирается на съёмную квартирку на Выборгскую сторону, оказавшись под крышей вместе со вдовой Агафьей.

С каждым днём все заботы героя передаются женщине, а Обломов увязает в бездействии. Она кормит и штопает его старый халат, который, казалось бы, нельзя восстановить. Из этого можно сделать вывод, что женщина очень добрая и ласковая.

По городу начинаю распространять слух о скорой помолвке Обломова и Ольги, но мужчина, услышав это, недоумевает, ведь как он говорит, пока что ничего не готово. К мужчине в гости наведывается Оля и поняв, что ничего не изменится, расстаётся с ним.

Все обязанности героя забирает Мухояров, брат Пшеницыной, циничный и бессовестный человек. Из-за этого Обломов слёг с горячкой. Но на помощь приходит Штольц, который делает все для того, чтобы героя окончательно не обобрали.

Штольц и Обломов

Спустя один год Пшеницына влюбляется в Илью и рожает ему сына Андрюшу. А Ольга выходит замуж за Штольца, в котором разглядела гордого и трудолюбивого мужчину. Но когда-нибудь беззаботная жизнь должна закончиться.

В один день уже совсем больной и умирающий из-за инсульта Обломов с виноватым выражением лица просит Штольца не покидать его ребёнка. Спустя несколько лет после этого разговора Илья спокойно засыпает и умирает. Наследника забрали к себе Андрей и Ольга. А Захар из-за потери своего помещика и друга спился и решил, что лучше будет просить милостыню рядом с церковью.

Смерть героя

Смерть Обломова

Даже после всех козней, устроенных недругами, он остаётся чистым и нравственно, и морально; думает о будущем своего сына. Последним желанием было спасти его. Прося позаботится своего близкого друга о будущем ребенка, Обломов, наконец, может спокойно уйти в мир иной.

Мужчина погиб не напрасно, оставил частичку себя — своего сына. Андрюша унаследовал от папы мягкосердечность, а от приёмных родителей — энергию и весёлость.

Если сравнивать сына и отца, то можно понять, что они всё-таки разные люди и с Андреем не случится такого же несчастья, как с Ильёй.

Сонный Обломов показывал уснувшую Россию того времени в прямом смысле этого слова. Ведь главной и неотъемлемой частью героя было честное и чистое сердце. А его погубить очень легко или оно может просто болеть, долго и больно.




С самого детства Обломов не был приучен ни к упорному труду, ни к тяжёлой учёбе. Его родители поощряли некую несамостоятельность и пассивность в детях, поэтому маленький Илюша практически ничего не мог сделать самостоятельно – ни одеться, ни принять решение. Впрочем, что-то остаётся вечным, и даже в сознательные годы Обломов не очень сильно изменился.

Однако невозможно не заметить то, что Обломов, по своей сути, является очень и очень хорошим человеком. У него доброе сердце, он способен проявлять милосердие и сочувствие к другим людям, да и собеседником Илья Ильич является замечательным. Его основная проблема заключается в том, что он так и не повзрослел, навечно оставшись маленьким инфантильным мальчиком где-то там, в самой глубине своей души. Обломова не интересует ни карьерный рост, ни заработок денег, ни самореализация на каком-то поприще, вся его жизнь протекает в мечтах и фантазиях.

Я полагаю, что на примере Ильи Ильича Гончаров стремился показать читателям, как человек с изначально хорошими данными, добрым сердцем и светлой душой может практически бессмысленно проживать свою жизнь из-за неспособности принимать решения, отвечать за свои поступки, дисциплинировать себя, да и попросту банально не желая взрослеть и лицом к лицу сталкиваться с реальностью, которая иногда может быть жестокой. Необходимо уметь находить внутренний баланс между тем, что делать необходимо и тем, что делать хочется, и только тогда человек сможет стать по-настоящему гармоничной личностью.

Гости Обломова

На протяжении романа к Обломову приходит немного гостей. Все они разные по натуре, внешности и возрасту. Чаще и усерднее приходят к Илье Ильичу Алексеев и Тарантьев. Это на первый взгляд два противоположных персонажа: шумный и тихий, грубый и робкий, наглый и кроткий. Но на самом деле в них много общего: неумение строить карьеру, желание поесть за счет других.

Остальные гости были нечастыми посетителями Ильи. Их заносили к нему случайные обстоятельства. Они залетали на минуту и, не видя смысла в общении, быстро покидали неуютный дом. Такие гости понимали, что не могут отплатить взаимностью хозяину, сообщали какую-нибудь не очень важную новость и уходили. Приятели были раздражением в жизни Обломова. Они пытались вернуть его к бурной и кипучей жизни, но взгляды их не совпадали. Обломову они все больше становились не по душе. Он отталкивал их, не желая даже нелепых дружеских соприкосновений. От них тянуло холодом с улицы, причем это был холод не только в прямом смысле слова, но и в переносном.

Смысл жизни Обломова

Илья Ильич Обломов рос в лени и бездействии. Сам по себе, он был очень активным и интересующимся ребенком. Однако родители, постоянно сдерживающие порывы маленького Обломова, тем самым привили ему безразличие ко всему, что его окружало уже во взрослой жизни. Илья Ильич привык прятаться за этой стеной консерватизма от любых ситуаций и происшествий, которые появлялись вокруг него. Он отвергал всё, что не вписывалось в его размеренный и ленивый образ жизни. Хотя он даже служил когда-то, однако, в карьере служащего он не преуспел, так как Обломову было сложно постоянно быть занятым каким-то делом. И вот он выбирает для себя участь, запертого в четырёх стенах человека, убеждая себя и окружающих, что это всё что ему нужно от жизни.

Полной противоположностью главному герою выступает Андрей Иванович Штольц. Он активный, амбициозный человек, готовый ринуться куда угодно позову друга и даже врага. Штольца родители воспитали как трудолюбивого ребёнка, которому чуждо лениться и просто так просиживать в своей комнате, духовно не обогащаясь. Однако, в его жизни были проблемы с пониманием своего места в жизни. Андрей не способен жить настоящим, он постоянно что-то планирует и никак не может остановиться. Он не живет моментом а лишь загадывает, что же будет потом. Он видит смысл жизни лишь в своем саморазвитие, но, как правило, это не всегда приносит одни лишь радости.

Автор романа не отвечает, что же является смыслом жизни или как же его найти, ведь даже его герои не смогли этого сделать. Они потеряли этот смысл, обрекая себя не на жизнь, а лишь на существование. Тем самым, он взывает к своим читателям, чтобы они не совершили таких ошибок, как герои этого произведения.

Волков

Жизнерадостный молодой человек беспечен и весел. Он делится с Ильей последними новостями, хвастается новыми вещами. Гость – модник, любящий щегольнут одеждой из последних коллекций. У него красивая прическа. Жизнь Волкова – бурный праздник. Он успевает за один день посетить 10 разных мест:

Волков пытается изменить у Обломова отношение к женщинам. Мысли, а не влюбиться ли, посетили хозяина и тут же растаяли. Насыщенная жизнь не вызвала у Ильи зависти. Он посчитал, что его уравновешенный и спокойный образ жизни, лучше.

Критика

Судьбинский

Авторы о фильме

Елена Соловей: «Он чрезвычайно доброжелательный режиссер, меня всегда привлекало его стремление к гармонии взаимоотношений с актерами…

Пенкин

С предложением поехать в Екатерингоф, пришел к Обломову молодой писатель Пенкин. Но до произнесения цели визита гость рассказал о своей статье, о литературе в целом. Он взбудоражил Илью мыслями о падших людях и изменениях в обществе. Илья даже вскочил с удобной кровати, но это был минутный всплеск. Писать даже ночью — это уж слишком неправильно. Продавать свои мысли – тоже абсурдно. Пенкин сравним у Обломова с машиной, которая крутится, не останавливаясь, каждый день. Жизнь без сна и отдыха — у Ильи Ильича синоним несчастного существования.

Контекст

Количество часов:

образовательные:

сформировать умение анализировать художественный текст; определить жанр произведения; выявить особенности художественной манеры И.А.Гончарова; определить роль детали в характеристике образа Обломова; определить роль главы про посетителей главного героя;

развивающие:

развивать образное мышление учащихся через эмоциональное восприятие текста, развивать творческие способности школьников;

воспитательные:

воспитывать нравственные черты характера: душевность, доброту, трудолюбие, неприятие лени.

Урок анализа произведения.

Оборудование:

учебник с текстом.

I. Организационный момент (3 мин.)

«Родов дряхлеющих обломок

(И по несчастью не один)

В конце урока мы вернемся к словам А.С.Пушкина и попытаемся понять, почему именно данные слова взяты в качестве эпиграфа к уроку, являются ли они объяснением причин апатичной жизни главного героя произведения.

I. Вступительное слово учителя. Создание мотивации и эмоционального настроя на анализ произведения (3мин)

Каков жанр произведения?

Назовите признаки романа.

(описывает широкий круг событий и жизненных явлений, показанных в развитии)

II. Первичное восприятие романа (5мин)

(Цель: определить сюжетно-композиционные особенности романа, выявить первичное впечатление о герое.

Учитель задает вопросы на выявление первичного впечатления о герое, а учащиеся отвечают на поставленные вопросы.)

Каковы композиционные особенности романа? Каков сюжет?

(роман содержит 4 части, 9 глава- единственная глава, которая имеет название; композиция – кольцевая (мы впервые видим героя, лежащего на диване, а в конце произведения он умирает, также не отходя от своего дивана. В первой части романа изображаются кажущиеся наиболее ясные черты его личности, посетители в доме Обломова, детство, первая часть заканчивается сном героя. Вторая и третья части – испытание дружбы и любви, раскрытие взаимоотношений со Штольцем и Ольгой Ильинской. Четвертая часть – жизнь на Выборгской стороне, взаимоотношения с Агафьей Пшеницыной, возвращение к прежней жизни, смерть Обломова.)

Какова роль первой части романа?

(первой части романа писатель отводил роль пролога, введения в роман. Здесь совершается как бы представление
героя читателю).
Каковы ваши первые впечатления о герое?

(ответы учащихся)

III. Работа с текстом художественного произведения
(58мин)
(Учитель задает вопросы и задания, акцентирующие внимание учащихся на эмоциональной тональности произведения, делает необходимые комментарии к ответам и репликам учащихся. Дети принимают активное участие в обсуждении вопросов, используют цитаты из текста для аргументации своей точки зрения.)

Обратимся же к роману и проследим, как автор постепенно, со всей полнотой раскрывает нам образ Ильи Ильича Обломова.

С чего начинает свое повествование Гончаров?

(с характеристики героя)

Прочитаем портретную характеристику героя (часть первая

,
глава 1).
(один из учеников читает портретную характеристику
героя)
Обратите внимание, что возраст героя неопределенный (32-33года). Почему автор делает акцент на этом?

(к этому возрасту уже следует чего-то добиться в жизни: иметь имение, жениться, построить карьеру; это время принятия ответственных решений)

А что имеет Обломов?

Найдите в характеристике героя ключевые слова, определяющие его особенности.

Гончаров указывает на черты обрюзглости, приобретенные к 30 годам от неподвижного образа жизни, на изнеженные руки, не привычные к труду, на пухлые плечи, не испытавшие тягот жизни. Одним словом, это изнеженная натура. Но на лице мысль как отражение умственной деятельности героя.

Что мы можем сказать о характере Обломова по его портрету?

(портрет противоречив:
с одной стороны — доброта, мягкость, душа, с другой — апатия, лень, отсутствие деятельности)
А не заложена ли эта противоречивость уже в самом имени героя?

Что символизирует фамилия героя Обломов?

(неудача, апатия, крушение планов, нежелание делать что-либо)

Какой смысл несет в себе имя Илья?

Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?

(ответы учащихся)

Таким образом, противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.

Каковы эти границы? Куда мы попадаем при чтении романа? В какой город? На какую улицу? В какой дом?

Петербург – столица с яркими и замечательными архитектурными постройками, завораживающие своей красотой, огромное количество театров, кино, то есть город, где есть огромное количество возможностей.

Но что нас удивляет?

(удивляет то, что Обломов в этом столичном городе лежит на диване)

Гороховая улица – одна из главных улиц Петербурга, в ней жили представители высшей аристократии, которая вышла уже на покой (отставные чиновники, военные). Это респектабельный, но тихий район. Здесь живут люди, скопившие капитал, чтобы далее вести спокойную жизнь.

Гончаров использует здесь прием ступенчатого сужения образов. Сначала мы попадаем в Петербург, на одну из главных аристократических улиц столицы, затем в большой многонаселенный дом, наконец в квартиру и спальню главного героя.

Каким образом писателем сужаются пространственные границы вокруг Обломова?

(герой не выходит из дома, живет в одной комнате из трех, проводит практически весь день на диване)

Что тем самым хотел сказать нам писатель?

(автор указывает на самоограничение героя, добровольное затворничество, указывая тем самым на ограниченность натуры)

Как описывается обстановка его комнаты?

Прочитаем цитаты из текста(глава 1, часть первая)

(дети читают описание комнаты героя)

Что можно сказать о характере о образе жизни Обломова по обстановке в его квартире?

(комната вполне отвечает своему хозяину. Запустение, неуклюжесть и отсутствие видимости человеческого присутствия)

О чем символизирует закрытые занавеской окна?

(отгороженность от жизни, от внешнего мира)

Композиция, стиль, художественная манера Гончарова обнаруживает прямую зависимость от художественной манеры какого писателя? Образ какого героя напоминает нам образ Обломова?

Что сближает и разводит героев?

(Как и в главе о Манилове, вслед за портретом описывается обстановка его комнаты: личность раскрывается через вещи, ее окружающие. Кругом пыль, пожелтевшие газеты. У Манилова на столе книжка, которую он читал два года, с закладкой на четырнадцатой странице; страницы книги Обломова покрылись пылью и почернели. Мечты Манилова приземлены и в, конечном счете, все у него сводится к некоему материальному благу: к генеральским почестям, славе в обществе. А Обломов в своем воображении испытывал высокие помыслы, всеобщие человеческие скорби. Обломов убежден, что в реальном мире нельзя осуществить высокие мечты, найти высокие идеалы. А у Манилова все по-другому. Он как раз-то признает и даже высоко ценит светскую жизнь. И все-таки и тот и другой – бесплодные мечтатели.)

В русской литературе, изображая дворянина, писатели огромное внимание уделяли костюму героя. Вспомним Евгения Онегина (на нем панталоны, фрак, жилетка, как денди лондонский одет), рафинированного и утонченного Печорина, который, путешествуя, оставался в крахмальном белье. А Обломов? Во что он одет? На нем халат.

Гончаров в первой главе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется писателем.

Прочитайте описание халата. Как он характеризует своего владельца?

(предпочитает не переодеваться в течение дня без надобности, халат шелковый как показатель состоятельности героя; на нем нет ни одного шва, чтобы хозяин не чувствовал какой-либо стесненности в движениях)

Какой символический смысл несет в себе халат?

Обратите внимание на положение домашних туфель героя. Опуская ноги на пол, он непременно попадал в них сразу.

Деталь – ведущий художественный прием; средство раскрытия характеристики персонажа.

Каковы временные границы вокруг главного героя в первой части?

(первая часть романа повествует об одном дне героя)

Почему автор выбрал именно этот день? Что происходит за это время?

(типичный день Обломова, ничем не примечательный, лишь приход посетителей да письмо от старосты нарушают привычный распорядок)

Парад гостей во второй главе – еще один прием раскрытия характера Обломова. Этот парад искусственен: гости сменяют друг друга в строгом порядке, а беседы Обломова с ними построены по единому плану. Появление гостей раздвигает пространственно-временные рамки романа и позволяет автору представить различные сферы Петербурга.

Перечислите посетителей Обломова.

(Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев)

Какой единый церемониал надлежало соблюсти гостям в доме Обломова?

Проанализируем
детали, характеризующие облик и суть деятельности каждого посетителя Обломова (часть первая, глава 2). В ходе анализа заполним таблицу:
Парад гостей.

Первым появляется у Обломова Волков. Какие детали, характеризующие облик и суть деятельности, отмечает И.А.Гончаров? Прочитаем.

(не дает сказать ни слова, переводит разговор на интересующую его тему)

О чем это говорит?

(о его равнодушии к Илье Ильичу)

Почему Обломов считает Волкова несчастным?

В чем смысл жизни этого героя?

(светские вечера, светская жизнь)

Волков олицетворяет собой светский Петербург.

Следующий посетитель — это Судьбинский – бывший сослуживец Ильи Ильича.

К каким художественным деталям описания гостя прибегает писатель? Прочитаем.

Но за внешней суетой мы видим пустоту и ничтожность этой деятельности, называемой общественной. И дело не только в том, что он не умеет трудиться, а в том, что тупая тараканья погоня за чинами не дает ничего душе.

(уходит от разговора)

Почему Обломов считает Судьбинского несчастным?

Олицетворением чего является Судьбинский?

(олицетворение карьеризма)

Вслед за Судьбинским к Обломову приходит Пенкин – беллетрист, писатель, ратующий за реальное направление в литературе.

Как характеризует гостя писатель? Прочитаем.

(ответы учащихся)

Каковы темы его творчества? О чем они свидетельствуют?

Как ведет себя Обломов при разговоре с Пенкиным?

(кричит, с жаром выступает, тема их разговора пробудила Обломова к спору; он встает ненадолго с дивана, но и здесь Обломов не видит души, духовных устремлений, а только пустую суету.)

Почему и его Обломов считает несчастным?

(После заполнения таблицы учитель подводит итог, систематизируя полученные рассуждения и выводы по каждому из посетителей. Дети делают записи в тетради.)

Высказывание Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. Он осуждает петербургских деятелей за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к карьеризму и накопительству, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью.

Посетители Обломова олицетворяют три жизненных пути, которые мог бы пройти Обломов: стать избалованным пижоном, как Волков, начальником отделения, как Судьбинский, писателем, как Пенкин. Обломов же уходит в созерцательное сознательное бездействие, желая сохранить свое человеческое достоинство и свой покой.

III. Подведение итогов (3мин)

Соответствует ли подобранный эпиграф к уроку теме и проблеме романа? Являются слова А.С.Пушкина объяснением причин апатичной жизни героя?

(ответы учащихся)

В начале урока каковы были ваши впечатления о герое?

(ответы учащихся)

А после разбора отдельных эпизодов ваше отношение к герою изменилось?

(ответы учащихся)

Почему Обломов такой? Всегда ли халат, домашние тапочки, диван были спутниками героя?

Найти ответы на эти вопросы нам поможет разбор и анализ глав, где повествуется о детстве Обломова и его сне, которые мы рассмотрим на следующем уроке.

IV. Домашнее задание (2мин)

Выводы

Обломов Гончарова

С первых страниц автор рассказывает читателю, кто такой Обломов. 32-летний Илья Ильич живет в Петербурге, отличается инертностью: ничем не занимается и не интересуется, не посещает мероприятий и не вникает в хозяйственные вопросы. Слуга Захар во всем брал пример с хозяина.

Илья Обломов пробовал включиться в столичную жизнь, но ему это быстро надоело. Лежа на диване, он грезил размеренной жизнью в родной Обломовке — без страстей и забот.

Обломову пытался помочь его земляк Михей Андреевич Тарантьев, но не по доброте душевной, а из корысти. Илья Ильич получил солидное наследство, к которому Тарантьев стремится пристроиться. Сам же Обломов возлагает надежды на друга детства — Андрея Штольца. Только его приезд и смог оторвать Обломова от сладких воспоминаний о детстве.

Фильм про Обломова

Андрей Штольц — ровесник и земляк Обломова, но полный его антипод. Он всегда в движении: выполняет общественные задания, воплощает новые проекты, читает и выходит в свет.

Штольц приводит Обломова в петербургский свет. Некогда ленивый Илья Ильич начинает читать и интересоваться тем, что происходит вокруг. Такие перемены случаются в том числе из-за пылкой влюбленности к Ольге Ильинской.

Но Ильи Ильича хватило ненадолго: не склонен он к инициативе и принятию решений. Ему пора перебираться в новую квартиру, и этот переезд дается ему с большим трудом.

  • Обломов попадает в дом Агафьи Матвеевны.

Пока Штольц в отъезде, Тарантьев подсуетился и нанял Обломову квартиру в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Ее брат — Иван Матвеевич Мухояров, друг Тарантьева и не менее лукавый, чем он, — берет на себя дела Ильи Ильича, чтобы наживаться на нем.

Зато Агафья Матвеевна — добродушная и бесхитростная. Она ухаживает за Обломовым, вкусно ему готовит и следит за чистотой. Илья Ильич снова погружается в мирную атмосферу Обломовки. Единственное, что вырывает его из состояния покоя — встречи с Ольгой. Обломов уже не рад той волнительной влюбленности, а слухи о свадьбе его и вовсе пугают.

Ольга постепенно разочаровывается в своем возлюбленном. Она приходит к Илье Ильичу и убеждается: он не изменится. Все дела по имению в руках Мухоярова. А когда Агафья Матвеевна починила халат Обломова, который, как ему казалось, был безнадежен, он окончательно сдался и слег от горячки.

Обломов, Агафья и Мухоярский

  • Обломов находит свое тихое счастье.

Через год после болезни жизнь Обломова стала размеренной и спокойной. Агафья Матвеевна, ухаживая за Ильей Ильичом, полюбила его. Когда вернулся Штольц и разоблачил махинации Мухоярова, она отреклась от брата.

У Ольги со временем появились чувства к Штольцу. На его предложение она ответила согласием.

Обломов нашел покой и счастье, которые так долго искал. Агафья Матвеевна родила ему сына Андрюшу. Через пять лет, когда Илья Ильич умер из-за ослабшего здоровья, домом стала управлять жена разорившегося Мухоярова, а Андрюшу взяли на воспитание Штольцы. Агафье Матвеевне оставалось жить памятью о любимом Обломове, вкладывая всю свою любовь в сына.

Тем, кто прочитал роман или хотя бы краткое содержание, Обломов мог показаться утрированно апатичным и безвольным человеком. На самом деле автор ничего не преувеличил, а лишь задокументировал распространенное явление той эпохи.

  • История создания и композиция романа.

Фильм Обломов

В центре внимания читателя — четверо персонажей, которые противопоставляются друг другу: Обломов и Агафья Пшеницына против Штольца и Ольги Ильинской. Первые стремятся к покою, уюту, больше заботятся о быте, олицетворяя устаревшие ценности. Зато Штольц и Ольга — носители новых идей: активные, целеустремленные и практичные.

Если Обломов все время оглядывается в прошлое, мечтает вернуться в детство, в Обломовку, то Штольц, наоборот, смотрит только вперед, видит смысл существования в упорном труде. Но Гончаров нарочно не делал никого из персонажей своим идеалом: он указал, что помнить прошлое так же важно, как и стремиться к развитию.

Читайте также: