Программная реализация несложного алгоритма конспект

Обновлено: 03.07.2024

формировать умение искать алгоритмы в повседневной жизни, изучаемых дисциплинах и профессиональной деятельности.

развивать навыки алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций и умением анализировать алгоритмы.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

технология оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся (смена видов деятельности), технология критического мышления

Мотивирует обучающихся: В повседневной жизни мы не замечаем, как используем те или иные алгоритмы. Для многих задач существуют определенные правила, объясняющие как выполнять алгоритмы. Чем точнее описаны правила, тем быстрее и точнее будет результат. Приготовить еду, собраться на работу, перейти дорогу - все эти действия выполняются в определенной последовательности.

Человек ежедневно пользуется различными алгоритмами. Например, правила умножения, деления, сложения, вычитания чисел; грамматические правила правописания слов и предложений, а также разнообразные инструкции, рецепты и указания - всё это алгоритмы.

Программная реализация несложного алгоритма

Учебная цель: изучить среду программирования и структуру программы Turbo Pascal, научиться составлять несложные программы в этой среде программирования, производить тестирование программы.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

- составлять несложные программы на языке Turbo Pascal,

- проводить тестирование программ.

- этапы решения задач на ЭВМ,

- среду программирования языка Turbo Pascal,

-структуру программы на языке Turbo Pascal,

- операторы языка Turbo Pascal.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

Турбо Паскаль – это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо в названии системы программирования – это отражение торговой марки фирмы-разработчика BorlandInternational (США).

Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration – объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.

Основные файлы Турбо Паскаля:

Turbo.exe – исполняемый файл интегрированной среды программирования;

Turbo.hlp – файл, содержащий данные для помощи;

Turbo.tp – файл конфигурации системы;

Turbo.tpl – библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS, PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3).

Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.

Активное окно– это окно с которым вы в настоящий момент работаете.

Общие горячие клавиши:

F1 – выводит окно подсказки;

F2 – сохраняет файл активного окна;

F3 – появление диалогового окна и возможность открыть файл;

F4 – запускает программу до строки, на которой стоит курсор;

F5 – масштабирует диалоговое окно;

F6 – переходит к следующему открытому окну;

F7 – запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь процедур;

F8 – запускает программу в режиме отладки, минуя вызов процедур;

F9 – компилирование программы в текущем окне;

F10 – возвращение в меню.

Три возможности для входа в меню:

- с помощью "мышки";

- с помощью клавиши F10;

- с помощью комбинации Alt+ .

О том, что мы в меню свидетельствует курсор - прямоугольник зеленого цвета.

С помощью клавиш управления курсором подсветите слово FILE и нажмите клавишу "Enter". Появилась вертикальная таблица со списком команд, называемая ниспадающим меню.

Open-F3 – открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый),

New – создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно изменить при записи файла на диск),

Save-F2 – сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск),

Saveas – сохранить с новым именем,

Saveall – сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы),

Changedir – смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог),

Print – печать файла,

Getinfo – выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти,

DOS Shell – выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit),

Exit – выход и выгрузка из памяти.

При выполнении данной практической работы следует строго выполнять правила записи арифметических конструкций и операторов в среде Turbo - Pascal .

Задачи практической работы:

1. Выполнить практическую работу;

2.Оформить отчёт по практической работе;

Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Учебно-методическая литература:

· Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.

· Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.

· Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.

· Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.

· Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.

· Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.

2. Лист писчей бумаги формат А4 (210x297мм) с нанесенной ограничительной рамкой, отстоящей от левого края листа на 20мм и от остальных на 5мм со штампом основной надписи 15х185 мм (ГОСТ 2.104-2006).

3. Ручка с чернилами черного цвета.

4. Карандаш простой.

5. Персональный компьютер, среда программирования Turbo Pascal.

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практической работе:

1. Что такое среда программирования?

2. Опишите среду программирования Тurbo Pascal.

3. Как сохранить текст программы в Тurbo Pascal?

4. Какова структура программы на языке Pascal?

5. Как осуществить запуск программы?

Инструкция по выполнению практической работы

Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.

Изучить порядок выполнения задания.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практической работы

Контролем является защита отчета по практическому занятию.

Задания практической работы:

Задание 1. Ввести и отладить программу. Вычислить площадь круга радиуса r.

const pi = 3.14159;

var r, s: r е al;

write (‘Введите радиус круга в см’);

writeln (‘площадь s ’, s );

Контрольный расчет: r =1, тогда результат s =3.14159 .

Задание 2. В ычислить значение функции z = ax + y , где у = Зх-1.

program z2;

var а ,x,y,z: real;

readln (a, х );

writeln (‘z=’, z);

Контрольный расчет: a = 1, x =2, тогда результат z =7.


Задание 3. Вычислить силы притяжения F между телами массы М1 и М2, находящимися на расстоянии R друг от друга, если , где


гравитационная постоянная = 6,673*10 -8 . Значения М1, М2 и R ввести с клавиатуры.

I. Постановка задачи:

Результаты : вещественная переменная F.


II. Математическая модель: Вычисление по формуле .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Закрепление.doc

Задание. Найдите ошибки в записи программы. Выпишите найденные ошибки ниже.

Условие задачи: вывести на экран большее из двух данных чисел.

Program Example 1;

Var
x, y: integer;
Begin
writeln (‘ Введите 2 числа ‘);
riadln (x,y);
if x>y then writeln (x) else writeln (y);
readln;
End

Ошибка № 1 ____________________ _____________

Ошибка № 2 ____________________ _____________

Ошибка № 3 ____________________ _____________

Задание. Найдите ошибки в записи программы. Выпишите найденные ошибки ниже.

Условие задачи: вывести на экран большее из двух данных чисел.

Program Example 1;

Var
x, y: integer;
Begin
writeln (‘ Введите 2 числа ‘);
riadln (x,y);
if x>y then writeln (x) else writeln (y);
readln;
End

Ошибка № 1 ____________________ _____________

Ошибка № 2 ____________________ _____________

Ошибка № 3 ____________________ _____________

Выбранный для просмотра документ Практическая часть.doc

Практическая работа

Тема: Алгоритмы и их реализация на персональном компьютере с помощью языка программирования Паскаль.
Цель: Выработать навыки реализации алгоритмов на персональном компьютере.

Задание. Найти среднее арифметическое 3-х чисел.

var x, y, z, sr: real;

writeln (' введите числа ');

writeln ('среднее арифметическое=', sr );

1. Запустить программу Паскаль (по значку на рабочем столе или через меню Пуск).

2. Набрать предложенную программу.

3. Ознакомиться со следующими операторами:

Writeln – вывод информации на экран.

Readln – чтение и запись введенных данных в указанную переменную.

:= – оператор присваивания значения указанной переменной.

4. Запустить программу на проверку ошибок (компиляция), нажав клавишу F 9.

5. Запустить программу на выполнение, нажав сочетание клавиш Ctrl + F 9 .

6. Ввести с клавиатуры три любых числа, отделяя их клавишей Enter .

7. Просмотреть полученный результат, нажав сочетание клавиш Alt + F 5 .

8. Выйти из программы, нажав сочетание клавиш Alt + X .

Задание для самостоятельной работы. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае не изменять его. Вывести полученное число.

Подсказка к самостоятельной работе. Структура ветвления на Паскале:

- IF (условие) THEN (операторы) ELSE (операторы);

- условие записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет.

Пример . IF A>B THEN max:=A ELSE max:=B;

Выбранный для просмотра документ Презентация.ppt

Тема урока: «Алгоритмы и их реализация на персональном компьютере с помощью я.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: «Алгоритмы и их реализация на персональном компьютере с помощью я.

План занятия: Познакомиться с понятием алгоритма, его свойствами и видами, сп.

План занятия: Познакомиться с понятием алгоритма, его свойствами и видами, способами описания. Познакомиться с основными операторами языка программирования Паскаль. Реализовать предложенные алгоритмы на персональном компьютере.

Алгоритм – это последовательность действий, приводящая к конкретному результа.

Алгоритм – это последовательность действий, приводящая к конкретному результату за конечное число шагов В жизни мы постоянно выполняем разные алгоритмы: Составляем распорядок дня; Соблюдаем правила дорожного движения; Достаем кулинарную книгу и следуем рецепту.

Свойства алгоритмов: Дискретность (прерывность) – разбиение алгоритма на шаги.

Свойства алгоритмов: Дискретность (прерывность) – разбиение алгоритма на шаги. Результативность – получение из исходных данных результата за конечное число шагов. Массовость – пригодность для решения не какой-либо одной , а целого класса задач. Детерминированность (определенность) – выполнение команд алгоритма в строго определенной последовательности. Понятность – каждый шаг алгоритма должен быть понятен исполнителю.

Виды алгоритмов Линейный алгоритм – это описание действий, которые выполняютс.

Виды алгоритмов Линейный алгоритм – это описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке. Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий. Циклический алгоритм - это описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.

Способы описания алгоритмов Словесная форма - это форма описания алгоритма на.

Способы описания алгоритмов Словесная форма - это форма описания алгоритма на естественном языке. Графическая форма - изображение алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. Программная форма записи алгоритма – это запись на языке программирования.

Паскаль - был разработан швейцарским ученым Никлаусом Виртом (1968 – 1971 гг.

Паскаль - был разработан швейцарским ученым Никлаусом Виртом (1968 – 1971 гг.), и назван в честь французского математика Блеза Паскаля. Язык Паскаль относительно прост в изучении, довольно ясен и логичен и, будучи первым изучаемым языком программирования, приучает к хорошему стилю.

Структура программы на языке Паскаль Program ИМЯ..; <заголовок программы></p>
<p>Use.

Реализация алгоритма на языке Паскаль Пусть дано два числа a и b - длины стор.

Реализация алгоритма на языке Паскаль Пусть дано два числа a и b - длины сторон прямоугольника. Найти площадь s и периметр p прямоугольника. Program Ploshad_Perimetr; var a, b, s, p:real; begin writeln ('Введите длины сторон прямоугольника:'); read (a, b); s:=a*b; p:=(a+b)*2; writeln ('Площадь = ', s:5:3); writeln ('Периметр = ', p:5:3); end.

Домашнее задание I. Согласно предложенному плану, составить опорный конспект.

Домашнее задание I. Согласно предложенному плану, составить опорный конспект пройденной темы: Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Виды алгоритмов. Способы описания алгоритмов. Язык программирования Паскаль (структура программы и основные операторы). II. Найти пример реализации циклического алгоритма на языке Паскаль. Для выполнения домашней работы допускается использование сети Internet.

Рефлексия Заполните анкету, подчеркнув в правом столбце нужный вариант: На ур.

Рефлексия Заполните анкету, подчеркнув в правом столбце нужный вариант: На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок для меня показался За урок я Мое настроение Материал урока мне был Домашнее задание мне кажетсяАктивно / Пассивно Доволен / Не доволен Коротким / Длинным Устал / Не устал Стало лучше / Стало хуже Понятен / Не понятен Полезен / Бесполезен Интересен / Скучен Легким / Трудным Интересным / Неинтересным

Выбранный для просмотра документ Рефлексия.doc

Заполните анкету, подчеркнув в правом столбце нужный вариант:

hello_html_m5e8efdcf.jpg

Фаимилия, имя ________________________________________________________________

Заполните анкету, подчеркнув в правом столбце нужный вариант:

hello_html_m5e8efdcf.jpg

Фаимилия, имя ________________________________________________________________

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта открытого урока.doc

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Кумертауский горный колледж

Региональный этап республиканского конкурса

для преподавателей СПО РБ по использованию в учебном процессе современных образовательных технологий

Технологическая карта учебного занятия

тема:

«Алгоритмы и их реализация на персональном

компьютере с помощью

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Дата проведения: 14 марта 2017 г.

Место проведения: аудитория: Салаватский индустриальный колледж

Группа: первого курса

Тип учебного занятия : комбинированный

Форма занятия: лекционно-практическая

Технология обучения: деятельностная, с использованием информационно-коммуникационной технологии

Опорные понятия: алгоритм; язык программирования; линейный; разветвляющийся; цикл.

Оборудование: персональные компьютеры для обучающихся с доступом в Интернет, мультимедиа проектор, ноутбук преподавателя, задания к практической работ

Цель учебного занятия: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, основных его видов и с реализацией на персональном компьютере

Образовательная – познакомить с понятием алгоритма:

Реализация на компьютере с помощью языка программирования Паскаль.

Развивающая – способствовать развитию аналитического мышления умения анализировать и определять, к какому виду алгоритмов относится предложенная последовательность действий или поставленная задача.

Воспитательная – воспитывать культуру оформления изучаемого материала в виде опорного конспекта; воспитывать информационную культуру, доброжелательное отношение друг к другу.

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Планируемые образовательные результаты:

- понятие алгоритма и его виды;

- представление о программировании как о сфере профессиональной деятельности; представление о возможностях использования компьютеров в других сферах деятельности;

- предметные – представления об основных операторах языка программирования Паскаль.

метапредметные :

- понимание назначения алгоритмов при реализации программного обеспечения;

- понимание назначения языков программирования при создании приложений для персонального компьютера.

- понимание роли компьютеров в жизни защиты как важного направления информационной безопасности;

- понимание правовых норм использования программного обеспечения; ответственное отношение к используемому программному обеспечению;

- понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных.

1.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебн. Для 11 классов- М., 2014 г.

2.Жукова Е.Л., Бурда Е.Г. Информатика. учеб. пособие для студентов средн.проф.завед. - Ростов на Дону, 2012 г.

Интернет-ресурсы:

Ход занятия

1. Организационный момент – 5 мин.

Приветствие. Объявление темы урока и поставленных целей.

2. Объяснение нового материала – 15 мин.

Работа с презентацией (приложение № 1).

3. Закрепление нового материала – 15 мин.

Работа с раздаточным материалом и карточками (приложение №№ 2-3)

4. Информация о домашнем задании – 4 мин.

Приложение № 1, слайд № 10.

5. Подведение итогов учебного занятия – 6 мин.

hello_html_m6f5d652d.jpg

Приложени е №2.

Практическая работа

Тема: Алгоритмы и их реализация на персональном компьютере с помощью языка программирования Паскаль.
Цель: Выработать навыки реализации алгоритмов на персональном компьютере.

Задание. Найти среднее арифметическое 3-х чисел.

var x, y, z, sr: real;

writeln (' введите числа ');

writeln ('среднее арифметическое=', sr );

1. Запустить программу Паскаль (по значку на рабочем столе или через меню Пуск).

2. Набрать предложенную программу.

3. Ознакомиться со следующими операторами:

Writeln – вывод информации на экран.

Readln – чтение и запись введенных данных в указанную переменную.

:= – оператор присваивания значения указанной переменной.

4. Запустить программу на проверку ошибок (компиляция), нажав клавишу F 9.

5. Запустить программу на выполнение, нажав сочетание клавиш Ctrl + F 9 .

6. Ввести с клавиатуры три любых числа, отделяя их клавишей Enter .

7. Просмотреть полученный результат, нажав сочетание клавиш Alt + F 5 .

8. Выйти из программы, нажав сочетание клавиш Alt + X .

Задание для самостоятельной работы. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае не изменять его. Вывести полученное число.

Подсказка к самостоятельной работе. Структура ветвления на Паскале:

- IF (условие) THEN (операторы) ELSE (операторы);

- условие записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет.

Пример . IF A>B THEN max:=A ELSE max:=B;

Приложение №3.

Задание. Найдите ошибки в записи программы. Выпишите найденные ошибки ниже.

Условие задачи: вывести на экран большее из двух данных чисел.

Program Example 1;

Var
x, y: integer;
Begin
writeln (‘ Введите 2 числа ‘);
riadln (x,y);
if x>y then writeln (x) else writeln (y);
readln;
End

Ошибка № 1 ____________________ _____________

Ошибка № 2 ____________________ _____________

Ошибка № 3 ____________________ _____________

Рефлексия

риложение №4.

Заполните анкету, подчеркнув в правом столбце нужный вариант:

Фаимилия, имя ________________________________________________________________

Загрузить презентацию (253 кБ)

Разработанный, протестированный и представленный в некотором виде алгоритм можно реализовать в электронных таблицах [1], но можно и в среде программирования. В данной работе используем операторный язык программирования Турбо - Паскаль [2].

Реализацию алгоритма в среде программирования Турбо – Паскаль можно провести по алгоритму:
НАЧАЛО АЛГОРИТМА

  1. представить алгоритм в виде блока операторов,
  2. составить спецификацию используемых переменных,
  3. по полученной спецификации составить блок описания используемых переменных,
  4. собрать программу,
  5. ввести программу в редакторе среды программирования, провести ее тестирование.
  • ввода/вывода информации,
  • реализации базовых структур алгоритмов (линейные, ветвления, циклов);
  • вызова процедур и/или функций (вспомогательные алгоритмы).

Отметим, что в Турбо – Паскале имеются операторные скобки BEGIN…END, позволяющие рассматривать заключенный в них алгоритм как (пусть сложный, но) один оператор.
Ниже приводится таблица соответствия действий, их графического представления и операторов языка программирования Турбо - Паскаль:

Читайте также: