Борис годунов 7 класс конспект урока презентация

Обновлено: 02.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Сцена в Чудовом монастыре

учитель русского языка и литературы

МБОУ ЯСОШ №9 г. Ярцево

как воплощение мысли Пушкина об

т.е. о таком описании жизни,

которое сегодня принято называть реализмом.

Пушкин воплотил себя не только как поэт,

но и как историк.

Историческая справка

В 1584 году умер русский князь Иван Грозный

На престол взошел его сын Федор,

очень мало подходивший на роль правителя огромной страны.

Подлинным правителем страны стал царский шурин Борис Годунов.

После Ивана Грозного остался еще один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в г.Углич на Волге.

Здесь, в 1591 году, произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор.

После того, как в 1598 г.

царь Федор Иоанович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась.

Годунов, показавший себя как искушенный и умелый правитель, был избран на царский престол.

Из-за трех неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, там и тут вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры.

Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова.

В 1603 г. до Москвы дошел новый слух,

что в Польше объявился человек,

выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия.

Проведенное расследование показало, что человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

Вступление войск Лжедмитрия в Москву.

Большой Энциклопедический словарь - "ТРАГЕДИЯ"

ТРАГЕДИЯ (от греч. tragodia, букв. - козлиная песнь), вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. Классикой жанра стала трагедия Др. Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрождения и барокко (У. Шекспир, П. Кальдерон), классицизма (П. Корнель, Ж. Расин). Начиная с 18 в. и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, напр.: ''Мещанская трагедия'' (Ф. Шиллер), трагическая драма (Г. Клейст, В. Гюго), историческая драма (А. С. Пушкин, А. К. Толстой), героическая драма (Вс. Вишневский); с кон. 19 в. становится актуальной трагикомедия.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ТРАГЕДИЯ"

трагедия [трагедия] 1. ж. 1) Драматический жанр, произведения которого отличаются остротой и непримиримостью конфликта и оканчиваются обычно гибелью героя. 2) Отдельное произведение такого жанра. 2. ж. 1) Большое несчастье, порождаемое острым, непримиримым конфликтом. 2) То же, что: трагизм (2*1).

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля - "ТРАГЕДИЯ"

ж. греч. высокая, трогательная и печальная драма. Трагический, к сему относящийся. Трагическое приключенье, вообще жалкое, печальное, ужасное и потрясающее. Трагик, сочинитель зрелищ, трагедий; актер, лицедей в трагедиях. Трагикомедия, драма смешанная, трагедия с комедией.

Архаизмы – это устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность: Угас, как светоч, дивный гений; Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор: Китаева Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы

Место выполнения работы: МОУ СОШ д. Сарафаново Чебаркульского района Челябинской области

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Автор урока (ФИО, должность)

Китаева Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа д. Сарафаново

д. Сарафаново Чебаркульского района

Методическая информация

изучение нового материала, анализ эпизода

а) познакомить учеников с фрагментом драмы,

б) углубить представление о драматических жанрах,

в) развивать навыки анализа поэтического текста,

г) развивать творческие способности учащихся.

а) учить анализировать, делать выводы, формировать собственную точку зрения,

б) развивать образное мышление, расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас,

в) воспитывать культуру речи, чтения.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут, закрепят ученики в ходе урока

Умения: анализировать сцену изученного произведения и образы героев, выявлять авторскую позицию, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному тексту.

Навыки: работа с текстом, со словарями, с дополнительной литературой при подготовке к уроку.

Необходимое оборудование и материалы

Подробный конспект урока

Объявление темы и целей урока, использование исторического материала, мультимедийной поддержки, работа со словарями, с дополнительной литературой при подготовке к уроку.

Ход и содержание урока

Запись в тетрадь

Запись в тетрадь

Что нового узнали на уроке?

Что вам было интересно?

Что показалось трудным?

Цели: познакомить учеников с фрагментом драмы,

угл у бить представление о драматических жанрах,

развивать навыки анализа поэтического текста,

развивать творческие способности учащихся.

Методические приемы: рассказ учителя, реализация межпредметных связей с историей, русским языком, искусством, словарная работа, элементы анализа текста.

Поэт обращается к истории, чтобы разобраться в настоящем, чтобы понять. Вся наша история проходит перед читателями Пушкина.

Словарная работа: трагедия, инок

ВЫСТУПАЮЩИЙ 1 (Смутное время)

В 1584 году умер русский царь Иван Грозный. На престоле оказался его сын Федор Иоаннович, отличавшийся кротким добродушным нравом, но недалеким умом, поэтому он мало подходил на роль правителя огромной державы. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Федор Иоаннович. После Ивана Грозного остался еще один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591 году произошло потрясающее событие. В соборной церкви ударили в набат. Народ сбежался, думая, что пожар. На дворцовом дворе увидели тело царевича Димитрия, над убитым вопила в отчаянии мать и кричала, что убийцы подосланы Борисом Годуновым, называла Битяговских – отца и сына. Рассвирепевший народ убил их По стране же поползли слухи, будто в смерти Дмитрия повинен Борис Годунов

ВЫСТУПАЮЩИЙ 2 (Смутное время)

После того, как в 1598году царь Федор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. (слайд-схема) Годунов, показавший себя умелым правителем, был избран главой страны. Но царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трех неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, там и тут вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова. ( Смута)

В 1603 году до Москвы дошел новый слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

ВЫСТУПАЮЩИЙ 3 ( Григорий Отрепьев)

Григорий Отрепьев родился в Галиче.(Костромская область) Считается, что Григорий был на год или два старше царевича. В монастыре, расположенном неподалеку от родительского поместия, постригся в монахи

Однако простая и непритязательная жизнь монаха его не привлекала: после скитания по монастырям он поступил в аристократический Чудов монастырь в Москве.

Ценя труд Карамзина, Пушкин следовал в своей драме в изложении исторических событий за историком. Но драма Пушкина – это не иллюстрация к карамзинской истории, а оригинальное, самобытное произведение, содержание которого составляют события последних лет правления неординарного царя Бориса Годунова. Нам с вами предстоит прочесть одну из сцен этого произведения, в которой главными персонажами являются старец Пимен, монах- летописец Чудова монастыря, под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Дмитрий Самозванец.

Перед анализом этого эпизода проведем словарную работу, так как в тексте встречается много архаизмов.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию монолог Пимена (читает заранее подготовленный ученик). Но перед прослушиванием познакомьтесь с вопросами, на которые вы должны будете ответить.

(Вопросы к монологу Пимена)

Звучит пролог к опере. Выходит Пимен, читает свой монолог

Послушаем диалог Пимена и Григория в исполнении учащихся. (инсценировка) До слов «И в тихую обитель затвориться…

Каждое лицо в драматическом произведении говорит само за себя, чувствует и поступает в соответствии со своим характером

ВОПРОСЫ К ОБРАЗУ ПИМЕНА.

Кратко восстановите биографию Пимена. (Её легко восстановить по тексту)

Какое событие изменило судьбу Пимена ( С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха – убийства царевича Дмитрия, он «Мало вникал в дела мирские).

Как Пимен относится к Григорию? (Покровительственно, с заботой, как учитель к ученику)

ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗУ ОТРЕПЬЕВА

Что за сон видит Григорий ? Не пророческий ли он?

Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола? (Кроме честолюбивых помыслов, слова Пимена о том, что царевич Дмитрий – ровесник Григория)

Какие черты мы замечаем в Григории ? (подтвердите текстом). (Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).

Мог ли по вашему автор симпатизировать им ?

Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству? (Самозванство, по Пушкину, безнравственно и жестоко).

Начало ноября 1612 года считается завершением Смутного времени. Русское ополчение под руководством Минина и Пожарского одержали победу над поляками. В память об этой победе 4 ноября объявлен в России Днем народного единства.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Читать стр. 89-96

Проверка и оценивание ЗУНов

Проверка знаний, умений и навыков учащихся была организована на каждом этапе урока.

Была организована вопросно-ответная форма работы при анализе образов отдельного эпизода, которая способствовала развитию речи учащихся, творческой познавательной активности, совершенствованию умений пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе сцены, объяснять взаимосвязь событий, характеров и поступков героев, привлекать текст для аргументации выводов.

Учащиеся показали умение ориентироваться в содержании произведения, полно отвечать на вопросы учителя.

Рефлексия деятельности на уроке

Учащиеся подводят итог своей деятельности, т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность форм работы. Для этого им предлагается ответить на вопросы: 1. Что нового сегодня я узнал. 2. Что мне было интересно. 3. Что показалось трудным.

Читать стр. 89-96

Использованные источники и литература (если имеются)

Словарь литературоведческих терминов.

Толковый словарь Ушакова.

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой.

Большой Энциклопедический словарь.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Учащиеся с большим интересом воспринимают уроки с использованием мультимедиа в силу их зрелищности. Так как в первой части урока содержатся устные выступления учащихся, то неинтересные, бесцветные, порой даже не подкрепленные иллюстрациями выступления при использовании мультимедиа превращаются в яркие и запоминающиеся. А зрительные восприятия изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам настоящее и на.








После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Дмитрий, который.

После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Дмитрий, который с матерью был отправлен в город Углич на Волге.

В 1591 году произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих по.

В 1591 году произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (падучей), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом. По стране поползли слухи, что в смерти Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц.

В 1603 году до Москвы дошёл слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объяв.

В 1603 году до Москвы дошёл слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Это был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля (ныне разруш.

Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля (ныне разрушен).

РАБОТА В ГРУППАХ (характеристика Годунова и Самозванца, Шуйского, Пимена) Сла.

РАБОТА В ГРУППАХ (характеристика Годунова и Самозванца, Шуйского, Пимена) Слайд 12 - Охарактеризуйте данных действующих героев по плану: Литературная характеристика состоит из следующих компонентов: Определение места героя среди других персонажей. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде). Наличие прототипов и автобиографических черт. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. Речевая характеристика. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

Согласны ли вы с определениями: ДРАМА – ( гр. drama - действие) – один из чет.

Домашнее задание 1. Написать сочинение на тему: а) Новаторство и традиции в т.

Краткое описание документа:


В 1584 Г. УМЕР РУССКИЙ ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ. НА ПРЕСТОЛ ВЗОШЕЛ ЕГО СЫН ФЕДОР, ОТЛИЧАВШИЙСЯ КРОТКИМ НРАВОМ, БЛАГОЧЕСТИЕМ, НЕ ОБЛАДАВШИЙ БОЛЬШИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ И МАЛО ПОДХОДИВШИЙ НА РОЛЬ ПРАВИТЕЛЯ ОГРОМНОЙ СТРАНЫ, РАЗОРЕННОЙ ОПРИЧНЫМ ТЕРРОРОМ.

ПОДЛИННЫМ ПРАВИТЕЛЕМ СТРАНЫ СТАЛ ЦАРСКИЙ ШУРИН (БРАТ ЖЕНЫ) БОРИС ГОДУНОВ

ПОДЛИННЫМ ПРАВИТЕЛЕМ СТРАНЫ СТАЛ ЦАРСКИЙ ШУРИН (БРАТ ЖЕНЫ) БОРИС ГОДУНОВ

ПОСЛЕ ИВАНА ГРОЗНОГО ОСТАЛСЯ ЕЩЕ ОДИН СЫН, МАЛЕНЬКИЙ ЦАРЕВИЧ ДМИТРИЙ, КОТОРЫЙ С МАТЕРЬЮ БЫЛ ОТПРАВЛЕН В ГОРОД УГЛИЧ НА ВОЛГЕ.

ПОСЛЕ ИВАНА ГРОЗНОГО ОСТАЛСЯ ЕЩЕ ОДИН СЫН, МАЛЕНЬКИЙ ЦАРЕВИЧ ДМИТРИЙ, КОТОРЫЙ С МАТЕРЬЮ БЫЛ ОТПРАВЛЕН В ГОРОД УГЛИЧ НА ВОЛГЕ.

ЗДЕСЬ В 1591 ГОДУ ПРОИЗОШЛИ СТРАШНЫЕ СОБЫТИЯ, ТАЙНА КОТОРЫХ НА РАЗГАДАНА ДО СИХ ПОР. ВОСЬМИЛЕТНИЙ ЦАРЕВИЧ, СТРАДАВШИЙ ОТ ПРИПАДКОВ ЭПИЛЕПСИИ (ПАДУЧЕЙ), ИГРАЯ С РЕБЯТИШКАМИ В НОЖИЧКИ, НЕОЖИДАННО СТАЛ БИТЬСЯ, КАТАТЬСЯ ПО ЗЕМЛЕ – И САМ СЕБЯ УБИЛ НОЖОМ. (ТАК ГЛАСИТ ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ). НО ПО СТРАНЕ ПОПОЛЗЛИ СЛУХИ, БУДТО В СМЕРТИ ДМИТРИЯ ПОВИНЕН БОРИС ГОДУНОВ, ПОДОСЛАВШИЙ К НЕМУ УБИЙЦ.

ЗДЕСЬ В 1591 ГОДУ ПРОИЗОШЛИ СТРАШНЫЕ СОБЫТИЯ, ТАЙНА КОТОРЫХ НА РАЗГАДАНА ДО СИХ ПОР. ВОСЬМИЛЕТНИЙ ЦАРЕВИЧ, СТРАДАВШИЙ ОТ ПРИПАДКОВ ЭПИЛЕПСИИ (ПАДУЧЕЙ), ИГРАЯ С РЕБЯТИШКАМИ В НОЖИЧКИ, НЕОЖИДАННО СТАЛ БИТЬСЯ, КАТАТЬСЯ ПО ЗЕМЛЕ – И САМ СЕБЯ УБИЛ НОЖОМ. (ТАК ГЛАСИТ ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ). НО ПО СТРАНЕ ПОПОЛЗЛИ СЛУХИ, БУДТО В СМЕРТИ ДМИТРИЯ ПОВИНЕН БОРИС ГОДУНОВ, ПОДОСЛАВШИЙ К НЕМУ УБИЙЦ.

ПОСЛЕ ТОГО, КАК ФЕДОР ИОАНОВИЧ СКОНЧАЛСЯ, ДИНАСТИЯ РЮРИКОВИЧЕЙ ПРЕСЕКЛАСЬ. ГОДУНОВ, ПОКАЗАВШИЙ СЕБЯ КАК УМЕЛЫЙ ПРАВИТЕЛЬ, БЫЛ ИЗБРАН НА ЦАРСТВО. МНОГИЕ БЫЛИ НЕДОВОЛЬНЫ ЕГО ИЗБРАНИЕМ. СРЕДИ НИХ БОЯРЕ РОМАНОВЫ, КНЯЗЬЯ ШУЙСКИЕ. К ТОМУ ЖЕ ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ОКАЗАЛОСЬ НЕСЧАСТЛИВЫМ. ИЗ-ЗА ТРЕХ НЕУРОЖАЙНЫХ ЛЕТ НА СТРАНУ ОБРУШИЛСЯ СТРАШНЫЙ ГОЛОД, ВСПЫХИВАЛИ КРЕСТЬЯНСКИЕ МЯТЕЖИ, УСТРАИВАЛИСЬ БОЯРСКИЕ ЗАГОВОРЫ.

ПОСЛЕ ТОГО, КАК ФЕДОР ИОАНОВИЧ СКОНЧАЛСЯ, ДИНАСТИЯ РЮРИКОВИЧЕЙ ПРЕСЕКЛАСЬ. ГОДУНОВ, ПОКАЗАВШИЙ СЕБЯ КАК УМЕЛЫЙ ПРАВИТЕЛЬ, БЫЛ ИЗБРАН НА ЦАРСТВО. МНОГИЕ БЫЛИ НЕДОВОЛЬНЫ ЕГО ИЗБРАНИЕМ. СРЕДИ НИХ БОЯРЕ РОМАНОВЫ, КНЯЗЬЯ ШУЙСКИЕ. К ТОМУ ЖЕ ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ОКАЗАЛОСЬ НЕСЧАСТЛИВЫМ. ИЗ-ЗА ТРЕХ НЕУРОЖАЙНЫХ ЛЕТ НА СТРАНУ ОБРУШИЛСЯ СТРАШНЫЙ ГОЛОД, ВСПЫХИВАЛИ КРЕСТЬЯНСКИЕ МЯТЕЖИ, УСТРАИВАЛИСЬ БОЯРСКИЕ ЗАГОВОРЫ.

В 1603 Г. ДО МОСКВЫ ДОШЕЛ СЛУХ, ВСКОРЕ ПОДТВЕРДИВШИЙСЯ, ЧТО В ПОЛЬШЕ ОБЪЯВИЛСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫДАЮЩИЙ СЕБЯ ЗА ЧУДОМ СПАСШЕГОСЯ ДМИТРИЯ. ЭТО БЫЛ БЕГЛЫЙ ИНОК ЧУДОВА МОНАСТЫРЯ ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ.

В 1603 Г. ДО МОСКВЫ ДОШЕЛ СЛУХ, ВСКОРЕ ПОДТВЕРДИВШИЙСЯ, ЧТО В ПОЛЬШЕ ОБЪЯВИЛСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫДАЮЩИЙ СЕБЯ ЗА ЧУДОМ СПАСШЕГОСЯ ДМИТРИЯ. ЭТО БЫЛ БЕГЛЫЙ ИНОК ЧУДОВА МОНАСТЫРЯ ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ.

ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ НАХОДИЛСЯ ПРЯМО НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ (НЫНЕ РАЗРУШЕН). НАХОДЯСЬ ЗДЕСЬ, ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ МОГ ХОРОШО СОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ.

ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ НАХОДИЛСЯ ПРЯМО НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ (НЫНЕ РАЗРУШЕН). НАХОДЯСЬ ЗДЕСЬ, ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ МОГ ХОРОШО СОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ.

Стр.111- 118 –выразительное чтение

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Днесь, присно, смирять, отрок, инок, келья, сетовать, ратный, блаженство, клобук, чернец, послушанье

ОБРАЗ ПИМЕНА

ОБРАЗ ГРИГОРИЯ ОТРЕПЬЕВА ВОПРОСЫ: 1. Можно ли сон Григория назвать вещим? 2. Как сон раскрывает его честолюбивые мечты? 3. Что послужило причиной выдать себя за наследника престола Дмитрия? 4. Какими чувствами проникнуто его отношение к прошлой жизни Пимена при дворе? 5. Какие его слова говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений? 6. Как Григорий оправдывает свое желание стать самозванцем?

ОБРАЗ ГРИГОРИЯ ОТРЕПЬЕВА

ВОПРОСЫ: 1. Можно ли сон Григория назвать вещим? 2. Как сон раскрывает его честолюбивые мечты? 3. Что послужило причиной выдать себя за наследника престола Дмитрия? 4. Какими чувствами проникнуто его отношение к прошлой жизни Пимена при дворе? 5. Какие его слова говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений? 6. Как Григорий оправдывает свое желание стать самозванцем?

  • Чем для нас интересен образ летописца?
  • Как автор выражает свое отношение к самозванству?

но и народа, который по его вине перенёс очень

много бед и испытаний .


-75%

Читайте также: