Проблема как форма развития знания конспект

Обновлено: 03.07.2024

Сама проблема возникает из открытия, что с нашим знанием что-то не в порядке, существует какое-то внутреннее противоречие. Отправным пунктом становятся не столько чистое наблюдение и факты сами по себе, сколько наблюдение и факты, порождающие проблему.

Предыстория понимания проблемы

Глава 8. Начало исследования: методы и формы знания

В чем особенности проблемной ситуации? Проблема как структурная единица научного знания

Для ответа на этот вопрос следует указать на соотношение проблемы с такими понятиями, как проблемная ситуация, задача, вопрос. Проблемная ситуация — это объективное состояние рассогласования и противоречивости научного знания, возникающее в результате его неполноты и ограниченности. В зависимости от того, какие элементы знания приходят к рассогласованию или конфронтации, вычленяются следующие основные типы проблемных ситуаций:

— расхождение теорий с некоторыми экспериментальными данными.

260 Часть III. Методология научного исследования

знания при соотнесении новых фактов и новых теоретических следствий трансформировалось в проблемы, поиск решения которых привел к построению специальной теории относительности и квантовой механики;

— конфронтация теорий, применяемых к одной предметной области, по разным параметрам;

Можно выделить три вида конкуренции теорий:

1 — эквивалентных как в эмпирическом (одинаково хорошо согласуются с эмпирическими данными), так и в семантическом (несут одно и то же содержание) плане, но различающихся лингвистически — средствами (языком) описания. Например, квантовая механика представлена волновой механикой Л. де Бройля и Э. Шредингера и матричной механикой В. Гейзенберга, М. Борна;

2 — эквивалентных в эмпирическом плане, но неэквивалентных в семантическом отношении, когда на основании одних и тех же экспериментальных данных строятся различные гипотезы, вычленяется разное теоретическое содержание. Так, теории А. Ампера и его последователей, стоявших на точке зрения дальнодействия, конкурировали с теорией Т. Максвелла, отстаивавшего близкодействие;

3 — конкуренция теорий, неэквивалентных в эмпирическом плане и обладающих различной семантикой. Например, химики приняли кислородную теорию А. Лавуазье, хотя ее способность объяснять экспериментальные факты (по сравнению с господствовавшей флогистонной теорией) казалась слишком сложной и малопонятной (Мамчур ЕА. Проблема выбора теории. М., 1975. С. 45-53).

— наконец, третий тип — проблемная ситуация, которая воз никает как столкновение парадигм, исследовательских программ, стилей научного мышления, что в свою очередь порождает так на зываемые концептуальные проблемы трех видов:

1 — несовпадение онтологических схем (картин мира), лежащих в основе конкурирующих теорий (например, в системе Птолемея и в системе Коперника);

2 — противоречие между теорией и методологическими установками научного сообщества.

Например, в XVII веке образцом научной теории считалась математика с ее дедуктивным методом, а в XVIII — начале XIX века господствовало убеждение, что подлинно научными могут быть только теории, полученные с помощью индуктивных и экспериментальных методов;

Глава 8. Начало исследования: методы и формы знания

3 — противоречие между теорией и тем или иным мировоззрением, считающееся для теории более серьезным испытанием, чем эмпирические аномалии. Так, механику Ньютона не отвергали за неточное предсказание движения планет, но многие, в частности Г. Лейбниц и X. Гюйгенс, не соглашались с ее философскими основаниями, противоречащими господствующему мировоззрению. Указанные типы и виды предстают как фундаментальные проблемные ситуации, которые могут играть существенную роль в развитии науки.

В проблеме как особой форме знания сущность рассогласования знания фиксируется вопросом. Именно вопрос позволяет сфокусировать и выявить главное противоречие и содержание проблемной ситуации. Однако не следует отождествлять любой вопрос с проблемой. Проблема — это такой вопрос, ответ на который отсутствует в накопленном человечеством знании, в то время как ответ на вопрос-задачу выводится из знания, содержащегося в самом условии задачи.

Ответ на информационный вопрос (например, в каком веке возникла письменность на Руси?) отыскивается в накопленной информации с помощью специального поиска. В особых случаях постановке научной проблемы может предшествовать решение специальных задач, например перестраивание эмпирического обоснования теоретического знания в соответствии с новыми фактами, что в свою очередь ставит проблему изменения картины мира, как, например, в случае радикальной трансформации электродинамической картины мира А. Эйнштейном.

Часть III. Методология научного исследования

Как знание, сформулированное в вопросительной форме, проблема обладает рядом особенностей. Прежде всего, это знание не может быть получено с помощью дедуктивного вывода, в котором заключение (сформулированная проблема) логически следовало бы из посылок. Формулирование (постановка) проблемы осуществляется с помощью некоторого набора логических процедур и операций, в частности фиксации противоречия и неопределенности в форме вопроса; пространственно-временной ориентации, локализации и оценки проблемы (разграничение известного и неизвестного, уподобление — поиск образцов, отнесение к определенному типу и т. п.); разработки понятийного аппарата и других.

Другая особенность — специфические виды оценок этого знания. К вопросительной форме проблемы неприменима истинностная оценка, но возможны такие виды оценок, как правильность, осмысленность, допустимость, практическая и теоретическая значимость и др. Неопределенность, содержащаяся в проблемном знании, породила такой специфический вариант проблем, как мнимые, или псевдопроблемы. Мнимые проблемы в силу своей теснейшей связи с постановкой и решением реальных проблем науки выступают как необходимые моменты развивающегося знания. Они сходны с реальными проблемами по своей логической форме, их мнимость выясняется только путем эмпирической проверки и логического анализа полученных результатов, сопоставления с научными фактами, материально-производственной и духовной практикой.

Вот почему нельзя категорически и безоговорочно заносить в разряд мнимых проблемы экстрасенсорики, телепатии, телекинеза или существования неопознанных летающих объектов. Различают относительно мнимые и абсолютно мнимые проблемы. К первым могут быть отнесены многие физические проблемы, вполне реальные в рамках классической физики, но теряющие смысл в новых физических теориях. Так произошло с проблемами абсолютности пространства и времени, мирового эфира в качестве неподвижной системы отсчета, неизменности массы, длины и др., когда они попали в контекст теории относительности. Ко вторым — такие, которые противоречат, как сегодня считается, закономерностям нашего физического мира, как, например, проблема вечного двигателя или проблема обоснования механических свойств светового эфира, которую как мнимую определял М. Планк, исходя из признания немеханической природы световых колебаний. Как показывает история науки, и те и другие мнимые проблемы неотъемлемы

Глава 8. Начало исследования: методы и формы знания

от научного поиска и имеют определенную познавательную ценность, поскольку стимулируют поиск и обогащают его даже отрицательным результатом.

Общефилософский анализ существования в познании псевдопроблем позволил выявить следующие основные группы и соответственно источники их появления:

—логико-грамматические и семантические псевдопроблемы, порождаемые несоответствием между языком, его структурой, правилами и логикой. Примером последней группы могут служить парадоксы, возникающие при неразличении объектного и метаязыка, как в случае парадокса теории множеств, открытого Б. Расселом, по мнению которого здесь имеет место смешение в одном предложении слов различного логического типа или различных семантических уровней языка.

Повний текст роботи з малюнками та таблицями доступний при скачуванні. Скачати
Дата введення: 2015-12-06 5 ст.

Проблема как форма развития знания (логика)

1. Понятие проблемы как формы мышления 4

2. Структура и типы проблем 5

2.1. Развитые и неразвитые проблемы 5

2.2. Явные и неявные проблемы 6

2.2.1. Виды явных проблем 7

2.2.2. Виды неявных проблем 8

3. Специфика постановки и решения проблем 10

3.1. Проблема как процесс развития знания 10

3.2. Уровни решения проблем 10

Список литературы 13

Важную роль в правовом познании, а также и в социальных науках, играет учение логики не только о понятии, суждении, умозаключении и аргументации, но и о таких формах развития знания, как проблема, гипотеза и теория.

Однако существуют достаточно неопределенные представления об этих формах развития знания и о проблемах говорят в тех случаях, когда таковых нет. Недостаточное знакомство с формами развития знания не может обеспечить и затрудняет ведение научно-исследовательской и практической работы.

Итак, предметом нашего исследования, и его целью является – проблема как форма развития знания.

Основными задачами исследования будут являться:

Раскрыть понятие проблемы.

Рассмотреть структуру и типы проблем, дать им характеристику.

Дать характеристику уровням решения проблем.

1. ПОНЯТИЕ ПРОБЛЕМЫ КАК ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны неполностью[ 1].

В широком смысле проблема — это любой вопрос.

В специальном значении проблемой именуют относительно сложный исследовательский вопрос, как правило, поддающийся разложению на несколько подчиненных ему (вытекающих из него) вопросов.

Проблемой становится всякая ситуация, практическая или теоретическая, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения или способы решения известны только частично; это некоторое затруднение, колебание, неопределенность.

Сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем решить ее.

Нередко, как только проблема уяснена и сформулирована, творческая ч

Два фактора оказывают влияние на способ постановки проблем[3]:

во-первых, это общий характер мышления эпохи, в которую формируются проблемы;

во-вторых, имеющийся уровень знания о тех объектах, которых касается возникающая проблема.

2. СТРУКТУРА И ТИПЫ ПРОБЛЕМ

2.1. Развитие и неразвитые проблемы

Неразвитая проблема — это задача, которая характеризуется следующими чертами[4]:

Во-первых, это нестандартная задача, т.е. задача, для решения которой нет алгоритма (алгоритм неизвестен или даже невозможен). Чаще всего это трудная задача.

Во-вторых, это задача, которая возникла на базе определенного знания (теории, концепции и т.д.), т.е. задача, которая возникла как закономерный результат процесса познания.

В-третьих, это задача, решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании (противоречия между отдельными положениями теории или концепции, положениями концепции и фактами, положениями теории и более фундаментальными теориями, между кажущейся завершенностью теории и наличием фактов, которые теория не может объяснить), а также на устранение несоответствия между потребностями и наличием средств для их удовлетворения.

В-четвертых, это задача, путей решения которой не видно. Чтобы подчеркнуть незавершенный характер неразвитых проблем, их иногда называют предпроблемами.

Задача, которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а также содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой или собственно проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указаний на пуп. их решения.

Таким образом, развитая проблема — это "знание о некотором незнании", дополненное более или менее конкретным указанием путей устранения этого незнания.

Формулировка проблемы включает, как правило, три части[5]:

систему утверждений (описание исходного знания — того, что дано);

вопрос или побуждение (как установить то-то и то-то? как найти то-то и то-то?);

систему указание на возможные пути решения.

В формулировке неразвитой проблемы последняя часть отсутствует.

Проблемой называется не только знание указанных видов, но и процесс познания, который заключается в формировании неразвитой проблемы, превращении последней в развитую, а затем развитой проблемы первой степени в развитую проблему второй степени и т.д. вплоть до решения проблемы.

Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней[6]:

формирования неразвитой проблемы (предпроблемы);

развития проблемы — формирования развитой проблемы первой степени, затем второй и т.д. путем постепенной конкретизации путей ее разрешения;

разрешения (или установления неразрешимости) проблемы.

2.2. Явные и неявные проблемы

Различение явных и неявных проблем осуществляется по тому, сформулирована ли проблема с самого начала, определена ли она в необходимой мере. Явными называются проблемные ситуации, когда формулировка проблемы задана с самого начала. В неявных проблемных ситуациях проблему еще предстоит обнаружить и сформулировать.

И явные, и неявные проблемы могут быть развитыми и неразвитыми.

2.2.1. Виды явных проблем

Для классифицирования явных проблем вводятся дополнительно два признака[7]:

а) наличие (или отсутствие) метода решения проблемы;

б) степень отчетливости представления о том, что именно считать решением проблемы.

В связи с этими признаками различаются:

В показательных проблемах (задачах) известен метод решения и известно, что считать решением. Такие проблемы применяются в обучении. Всем известны задачники по математике с ответами в конце книги.

В логических проблемах (задачах) также известен метод, не известен только результат решения. Такие проблемы тренируют ум, вырабатывают сообразительность, умение рассуждать последовательно и ясно. Упражнения по логике также всем известны.

Риторические проблемы похожи на вопросы, ответы на которые само собою разумеются. Известно, что будет считаться приемлемым решением. Все сводится к отысканию метода, с помощью которого может быть получен уже известный в общих чертах ответ. Причем, круг поиска решения ограничен, а основные линии поиска довольно ясны еще до исследования. Все зависит от изобретательности ума и настойчивости, а не от глубины мысли или оригинальности. Пример — головоломки.

Исследовательские проблемы являются подлинно творческими, требующими не только определения общих границ решения, но и отыскания того метода, с помощью которого решение может быть найдено. Этот вид проблем тесно примыкает к неявным проблемам, так как содержит минимум информации о методе и решениях.

2.2.2. Виды неявных проблем

Неявные проблемы также подразделяются по названным выше параметрам.

К неявным относятся[8]:

1) проблемы отыскания (формулирования) проблемы,

2) проблемы применимости известного метода,

3) проблемы применимости существующих решений и

К проблемам первой группы относятся такие, в которых есть метод, есть и решение, но не найдено затруднение, которое можно было бы разрешить с помощью данного метода. Примером могут быть изобретения, которые не имеют применений.

Если имеется метод, но нет ни затруднения, к разрешению которого его можно было бы применить, ни того, что можно было считать решением, то это проблемы второй группы. Нередко метод, разработанный в связи с одной проблемой, оказывается применимым и к иным, не предусмотренным заранее. Множественность интерпретаций является важным показателем познавательной и практической ценности проблемы.

К третьей группе относятся проблемы, содержащие лишь некоторые решения, относительно которых, однако, не известно ни то, какое затруднение они способны устранить, ни то, каков метод его разрешения. Как правило, это смоделированные без определенной цели ситуации, лишь формально возможные состояния (например, чисто логически выдвинутые следственные версии).

Попытка решить непродуманную и до конца не раскрытую проблему может оказаться напрасной тратой времени.

В логике наибольший интерес всегда вызывали парадоксы. В них отсутствуют все перечисленные выше признаки. Строго говоря, они не столько проблемы, ожидающие решения, сколько материал для размышлений, затрагивающих фундаментальные вопросы познания. К их разновидностям относятся софизмы и антиномии, так как в них всегда присутствует момент рассогласования и даже прямого противоречия общепринятым и очевидным утверждениям. В собственно логическом смысле парадокс представляет собой два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы. Нередки ситуации, когда формулируется одна проблема, а на самом деле обсуждается совсем другая. Иногда проблемы удваиваются в самом начале.

3. СПЕЦИФИКА ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

3.1. Проблема как процесс развития знания

Осознание проблемной ситуации нередко переплетается с самим процессом поиска выхода из нее. По мере исследования проблема может уточняться, менять свой масштаб, глубину. Окончание исследования нередко оказывается одновременно и формулировкой самой решавшейся в нем задачи.

Проблема как процесс развития знания состоит из трех основных этапов[9]:

из формирования неразвитой проблемы;

из развития проблемы, постепенной конкретизации путей ее разрешения;

из разрешения проблемы или из установления ее реальной либо принципиальной неразрешимости.

3.2. Уровни решения проблем

Уровни различаются по относительной трудности проблем, требующих решения.

Рутинный уровень — тот, на котором принимают решение в соответствии с имеющейся программой, почти как компьютер, распознающий ситуации и поступающий заранее предсказуемым образом. Трудности здесь могут возникать, только если неверно поняты имеющиеся указания на ту или иную ситуацию. Вся процедура заранее предписана.

На селективном уровне требуется доля инициативы и свободы поиска, но в определенных границах. Здесь следует оценивать достоинства целого круга возможных решений и сделать оптимальный выбор.

На адаптационном уровне необходимо вырабатывать творческое решение, которое в определенном смысле может быть совершенно новым; Обычно здесь имеется набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи.

Решения инновационного уровня предполагают кардинально новые подходы. Зачастую проблемами этого уровня оказываются те, которые плохо поняты ранее, и для решения которых требуются новые представления и методы. Решения могут оказаться совершенно неожиданными и предсказуемыми.

Ясно, что чем более проблемы носят творческий характер, тем ограниченнее возможности формальной логики в их решении, хотя эти возможности всегда остаются.

Проблемы общего исследовательского плана нередко приводят к построению теории. То, что мы называем теориями, — это наши изобретения, изготовленные ради решения проблем[10] .

В заключение подведем обобщающие выводы по изученной теме.

Итак, выяснили, что проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны неполностью. В широком смысле проблема — это любой вопрос.

Установили, что бывают развитые и неразвитые, а также явные и неявные типы проблем.

Проблема как процесс развития знания состоит из трех основных этапов: из формирования неразвитой проблемы; из развития проблемы, постепенной конкретизации путей ее разрешения; из разрешения проблемы или из установления ее реальной либо принципиальной неразрешимости.

В работе также дана характеристика уровням решения проблем. здесь можно отметить, что уровни различаются по относительной трудности проблем, требующих решения: рутинный уровень, селективный уровень, адаптационный уровень.

В заключение подведем общий итог работе – проблемы, как форма развития знания, играет важную роль в правовом познании, а также и в социальных науках.

Другой, помимо факта, основной формой развития научного знания служит проблема. Она прямо и непосредственно связана с фактами, так как предполагает их наличие и выступает способом их осмысления, а сам процесс решения проблемы может способствовать вовлечению в научный поиск все новых фактов.

Анализ проблемы с логической точки зрения имеет принципиальное значение в свете тех процессов, которые происходят в современном познании. Оно становится все более сложным, противоречивым, проблемным, а получаемые знания — все более относительными, временными, проблематичными. И это объяснимо: чем шире круг познанного, тем больше точек его соприкосновения с непознанным.

Множество проблем — как практических, так и теоретических — возникает в юридической сфере.

Необходимость постановки конкретных научных проблем диктовалась в конечном счете потребностями непрерывно развивавшегося общества во все новых знаниях, а также внутренней логикой развития наук. А возможность подготавливалась все более накапливавшимися знаниями. Вместе с конкретными по содержанию проблемами зародилась и упрочивалась, становилась устойчивой и сама форма развития научного знания — проблема как таковая.

Особо отметим, что юридическая практика постоянно сталкивается с теми или иными жизненно важными проблемами -совершенствования законодательства, снижения преступности, упрочения правовых основ труда, развития имущественных отношений, укрепления брака и семьи. А юридическая наука, как и любая другая, не может успешно развиваться без постановки и решения познавательных проблем, в конечном счете тоже имеющих отношение к практике.

В каких основных случаях она встает? Чтобы понять это, надо учитывать противоречивый характер человеческого познания вообще. Как и все на свете, познание развивается через возникновение и разрешение соответствующих противоречий. Такие противоречия весьма разнообразны. Они могут возникать между наличием фактов и отсутствием их осмысления (обобщения); между самими научными фактами; между существующей теорией и новым фактом, необъяснимым с ее точки зрения; между отдельными положениями — прежними и новыми — в рамках теории; между самими теориями — старой и новой. В самом общем виде — это противоречие между определенным (знанием) и неопределенным (отсутствием знания), но требующим своего преодоления.

Однако познавательные противоречия, как и практические, сами собой не разрешаются. Нужны определенные интеллектуальные действия — умственные усилия самого познающего субъекта. Это и есть проблема.

Возникая из познавательного противоречия, проблема становится специфическим средством его разрешения, — а тем самым формой развития научного знания. С ее помощью на основе известного знания определяется неизвестное; неопределенное становится определенным.

Теперь нетрудно понять, что такое всякая научная проблема вообще. Это форма развития научного знания, благодаря которой разрешается противоречие в познании и осуществляется переход от одних знаний к другим, более полным, более точным и глубоким.

Иногда от проблемы отличают задачу. Каково в действительности соотношение того и другого? Думается, всякая проблема есть задача, но не всякая задача есть проблема. Так, вычислить гипотенузу прямоугольного треугольника, если известна длина его катетов, — это обычная (тривиальная) задача (или задание). Ныне ее может решить практически любой школьник, изучающий геометрию. Но когда-то она была научной проблемой, и ее решение обессмертило имя автора. Часто задачей именуют составные части решаемой проблемы — подпроблемы. И это правильно.

Конечно, грань между корректными и некорректными проблемами весьма относительна — и связано это прежде всего с относительностью самой истины. Абсолютно корректных, как и абсолютно некорректных, проблем не бывает.

Проблема может быть также реальной и мнимой.

Реальная проблема вызывается потребностями развития общества и нуждами той или иной науки, а ее решение продвигает науку и практику вперед.

Функции и структура проблемы. Как явствует из самой сущности проблемы, она служит формой развития научного знания, — и в этом заключается ее наиболее общая роль в развитии теории. Но в чем специфика этой роли по сравнению с ранее рассмотренной формой — фактом?

Значимость проблемы определяется характером и глубиной того познавательного противоречия, которая она призвана разрешить. Степень ее новизны — величина не произвольная. Она заключена в том знании, которое уже накоплено ко времени ее постановки. А в этой новизне, как в желуде дуб — зародыш всей новизны знания, вытекающего из ее решения. При этом, чем более оригинальна, значительна проблема и чем более она нова, тем большие последствия в научном познании она может вызвать. Потрясение в умах начинается с постановки именно таких проблем. В свое время подобное потрясение вызвала проблема межпланетных путешествий, разработанная К. Циолковским, а впоследствии успешно решенная теоретически и практически. В наши дни такое потрясение вызывает постановка проблемы НЛО или проблема клонирования высокоорганизованных животных и даже человека.

Играя неоценимую роль в создании и развитии теории, сама проблема так или иначе зависит от ее характера и уровня развития. Именно теория задает направленность проблеме и определяет ее конкретное содержание. Именно в теории находятся те или иные средства для ее решения. Именно с позиции теории можно прежде всего оценить правомерность и значимость постановки проблемы.

Обратимся теперь к структуре проблемы, посредством которой реализуется ее предназначение и роль в познании.

Исходное знание почему-либо может заново пересматриваться и вести к переформулированию основанной на нем проблемы. К этому же нередко приходится возвращаться в процессе исследования, вызванного первоначальной постановкой проблемы.

Решение одной, частной проблемы может вольно или невольно вести к решению общей, даже если она поначалу и не осознавалась, а потому и не ставилась. Так было с выдающимся открытием Н. Коперника, к которому он пришел в результате решения частной проблемы в рамках птолемеевой системы — причин, вызывающих смещение точки весеннего равноденствия.

Наконец, лишь решение проблемы (новое знание) может полностью прояснить суть самой проблемы, оценить ход исследования и даже переосмыслить исходное знание!

Все это становится еще более понятным, если исходить из того, что развитие знаний носит далеко не всегда кумулятивный характер. Оно не везде и всюду ведет лишь к постепенному, чисто количественному накоплению все новых знаний. В действительности происходят и перевороты, научные революции, вызывающие более или менее глубокую перестройку всего здания науки и даже временные откаты. Кстати, так происходит и в развитии общества.

Лишь с учетом всей этой сложной объективной диалектики познания можно наиболее правильно и глубоко понять структуру отдельно взятой проблемы в познавательном процессе.

Виды проблем. Научные проблемы весьма неоднородны по своим проявлениям. И обусловлено это не только характером объекта (физического, химического, биологического, социального), который налагает решающий отпечаток на их содержание. Это обусловлено также природой самой проблемы как формы развития знания, ее функциями и структурой.

Так, по своей сущности, т. е. характеру разрешаемых противоречий, проблемы делятся прежде всего на эмпирические и теоретические. Первые связаны с разрешением противоречия между фактами и их истолкованием (эмпирическими обобщениями). Вторые возникают из противоречий внутри теории и предполагают их разрешение.

С точки зрения структуры проблемы делятся на простые и сложные.

Разумеется, относительность указанных делений очевидна. Так, эмпирическая проблема может превратиться в теоретическую, неглавная в главную, сложная в еще более сложную и наоборот.

Предпринимаются попытки выделять научные проблемы и по другим основаниям, даже выстраивать более или менее цельные их классификации. Так, все проблемы иногда делятся на предметные и процедурные; в свою очередь предметные — на эмпирические и концептуальные, а процедурные — на методологические и оценочные. Такая классификация, несомненно, заслуживает внимания.

Иногда выделяются в качестве особых видов реальные и мнимые проблемы. Но на самом деле это не их виды, а качественные характеристики, как не являются видами истинные или ложные суждения, истинные или ложные аналогии, правильно и неправильно поставленные проблемы.

Сказанное в настоящем параграфе важно для понимания теорий, внутри которых возникают и разрешаются проблемы; механизма их функционирования, взаимодействия между собой; динамики их развития.

С учетом всего изложенного становится понятным, почему к проблемам, их постановке и решению предъявляются строгие требования. Вот лишь некоторые из них.

1. Предпосылки для постановки проблемы должны быть истинными. Иначе ее решение может быть затруднено, оказаться ложным или сама она стать неразрешимой. Вспомним: истинность посылок — одно из коренных условий истинности вывода.

3. Сама проблема должна быть точно сформулирована. Для этого необходимо хорошо владеть научным материалом, чтобы четко отделять известное от неизвестного. Точно сформулировать проблему так же важно, как тезис в доказательстве.

4. Проблема должна оставаться одной и той же на протяжении всего цикла исследования. Неизбежное переформулирование проблемы потребует нового исследования.

5. Проблема должна быть соразмерной исходным данным. Она не может быть ни более трудной, ни более легкой. Иначе это отразится на ее решении.

6. Проблема не должна по своему содержанию противоречить предпосылкам. Наличие такого противоречия — источник противоречий и в ее решении.

7. Решение проблемы должно отвечать ее существу. Иначе говоря, ответ не должен быть ни неполным, ни избыточным.

Знание подобных требований — необходимая предпосылка правильной постановки и решения научных проблем.

Проблема

46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала

46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала Внутренний мир человека — это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами

Проблема эстетического как проблема самоцельности чувственного

Проблема эстетического как проблема самоцельности чувственного Сложно и многогранно человеческое чувственное состояние. Но в процессе, в живой смене этих состояний достаточно четко прослеживается и устойчивая особенность их проявления. Ни одно из таких состояний не

2. Проблема

2. Проблема Другой, помимо факта, основной формой развития научного знания служит проблема. Она прямо и непосредственно связана с фактами, так как предполагает их наличие и выступает способом их осмысления, а сам процесс решения проблемы может способствовать вовлечению в

Проблема

Проблема Курион. АльфийКурион. Ты, Альфий, человек на редкость знающий, и мне бы хотелось кой о чем тебя спросить, если это тебе не в тягость.Альфий. Спрашивай о чем хочешь — ты только оправдаешь свое имя Куриона-Пытливого.Курион. Объясни мне, что это такое — то, что мы

Проблема ДжМ

Проблема ДжМ В США внешняя разведка была предприятием с 30-миллиардным годовым бюджетом. Основные ее учреждения: Центральное разведывательное управление, Оборонное разведывательное управление, Агентство национальной безопасности и Национальная служба разведки были

3. Проблема основания или происхождения зла (проблема теодицеи)

3. Проблема основания или происхождения зла (проблема теодицеи) Однако вся непостижимость этой связи открывается нам, лишь если мы не потеряем из виду самой этой противоположности между внешним обликом, эмпирической картиной мирового бытия и его глубинным внутренним

Глава I. Проблема познания и проблема морали

Глава I. Проблема познания и проблема морали Юм предполагает создать науку о человеке. В чем же суть его фундаментального проекта? Выбор всегда определяется тем, что он исключает, исторический проект — это логическое замещение. Что же касается Юма, то тут речь идет о

1.Проблема

Проблема II

Проблема II СУЩЕСТВУЕТ ЛИ АБСОЛЮТНЫЙ ДОЛГ ПЕРЕД БОГОМ?Этическое — это всеобщее и, в качестве такового, опять-таки, божественное. Потому правильно будет сказать, что всякий долг в основе своей есть долг перед Богом; однако, если человеку нечего больше сказать, он сразу же

Проблема зла

Проблема зла Если Бог является причиной всего, не является ли Он тогда и причиной зла? Рассмотрим в заключение некоторые соображения Фомы по поводу проблемы зла.Часть того, что люди называют злом, является необходимым следствием того, что мы живем в конечном мире. Вещи

Проблема архитектурного смысла – проблема архитектуры

Проблема архитектурного смысла – проблема архитектуры Но в чем же состоит все-таки странность и сложность проблемы архитектурной семантики, вобравшей в себя и специфику самой архитектуры, и особенности истории искусства или искусствознания?Существенные особенности

Проблема архитектурного смысла – проблема истории искусства

Проблема архитектурного смысла – проблема истории искусства Так мы приходим к кругу проблем, связанных уже не столько с самим строительным искусством, сколько с наукой, которая призвана анализировать и как раз интерпретировать, в том числе, и архитектурные памятники

vedro-compota

Проблема − форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) − ее постановку и решение.

Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение, верно, поставить проблему − необходимая предпосылка ее успешного решения.

В книге А. Эйнштейна, Л. Инфельд, "Эволюция физики. Развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов" сказано:

Т.е. подразумевается. что решение проблемы часто оказывается просто "делом техники", а вот формулировка -- нетривиальной творческой задачей.

В. Гейзенберг отмечал, что при постановке и решении научных проблем необходимо следующее:

  • а) определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены;
  • б) система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем;
  • в) опора на научные традиции, поскольку, по мнению Гейзенберга,

, хотя, конечно, определенное значение имеют интересы и наклонности самого ученого.

Как считает Карл Поппер, наука начинает не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим − от менее глубоких к более глубоким.
Проблемы возникают, по его мнению, либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при столкновении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями.

Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения.

Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеют:

  • во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема,
  • и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема.

Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы.

Читайте также: