Конспект урока культура речи

Обновлено: 06.07.2024

до глубже, чем их буквальное значение. Я. Козловский писал:

«Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и закли-

Бить баклуши жить …. в оторванном о реальности мире

Витать в облаках … не использовать свои способности, не развивать

Ахиллесова пята … бездельничать, заниматься пустым делом

Зарыть талант в землю … уязвимое, слабое место человека

Козёл отпущения … человек, на которого сваливают чужую вину.

- А вы, ребята, какие крылатые выражения помните из басен И. А.

Ответы учеников.

У сильного всегда бессильный виноват.

А Васька слушает да ест.

Ларчик просто открывался. И т. д.

Умейте, ребята, правильно применять слова и обороты в различ-

ных ситуациях. Все формулы речи имеют свою историю.

Этому слову более трёх веков. Поэтому сокращённое небрежное

Чтение наизусть ученицей стихотворения А. Я. Яшина:

«Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным:

… Не от тяги к суесловью

И сложилось не вчера

Это братское, с любовью

И живётся вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

- В каких ситуациях вы говорите эти слова?

Ответы учеников .

малознакомые для тебя люди, соседи, - никогда не оставляй

хорошие дела без благодарности.

Задание ученикам:

рию его происхождения.

Предположения - ответы учащихся.

Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Н. Кондратьева:

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Человек, если он воспитан, должен извиниться, если допустил оши-

ми, с гостями, с учителями и т. д. Каждое доброе слово - подарок

для любого человека. Н. В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности

нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как

сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой ве-

в этих ситуациях ваши отношения со сверстниками и взрослыми в

Язык - это наша история, наше богатство, культура. Это язык

А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, К. Г. Паустовского и

других великих писателей, хранителей красоты и образности вели-

кого языка. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,

этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшествен-

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура и воспи -

танность. Эстетика речи состоит в её подчинённости определённым

законам, нормам произношения и ударения. Культура речи состоит

в ясности, эмоциональности, доступности, в чистоте. Каждый чело-

век должен следить за тем, что и как он сказал. Нельзя использо -

вать в речи слова, которые губят нашу речь, мешают ясно изъясня-

ться. Культура речи состоит в яркости, выразительноси, образности.

«Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, обла-

ков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть

Вы наверняка слышали различные выражения, которые мы назы-

делённой возрастной или социальной средой. Чистота нашей речи

при этом утрачивается, а значит страдает литературный язык, на ко-

рили об этом. К любому жаргонизму всегда можно подобрать лите-

Большое значение для культуры речи имеют темп речи, интонация.

Очень важно владеть мимикой, жестами, которые помогают пере-

Мудрое и доброе слово доставляет радость. А глупое, злое, не-

обдуманное, резкое - беду. «Словом можно приголубить, а можно

- Подкрепите это высказывание примерами из жизни.

Примеры учащихся.

Беседа по вопросам.

Как связана культура речи с культурой чувств?

По каким признакам можно судить о культуре человека?

Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанно-

Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета при

общении с друзьями?

Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умения

говорить просто, образно, живо и грамотно, нужно учиться этому, выполняя различные задания, учиться анализировать различные

Учитель читает ученикам легенду:

«Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее, а что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При

помощи языка мы получаем науки и используем знания. При помо-

щи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные

вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, вы-

полнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, лас-

ку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лу-

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду са-

мое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел сыскать тебе самое худшее.

А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и ра-

зочаровывают друг друга. Посредством языка можно лицемерить,

лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей

врагами. Он может вызвать войну. Он приказывает разрушать горо-

да и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе

Беседа по прочитанному.

- Почему Эзоп по - разному отозвался о языке?

- Как понять это противоречие?

Прав был Н. В. Гоголь, говоря о том, что все слова наши подобны

жемчугу. И каждое слово драгоценно. Нужно только бережно отно-

Выполнение задания: превратить обычные слова в предложениях

в яркие и праздничные.

Предложения для изменения.

День закончился, наступила ночь.

Музыкант держит в руках флейту.

Картофель созрел на поле.

Видна звезда на небе.

Маленькая звезда, улыбаясь, смотрит на землю.

Запись текста для разбора.

«Слово - это дело великое. Великое потому, что словом можно со-

единить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно

служить любви, вражде и ненависти. Берегись такого слова, кото-

Задания по тексту.

- К чему Л. Н. Толстой призывает?

- Объясните знаки препинания в тексте.

- Что общего в словах Л. Н. Толстого и мысли Эзопа?

Язык наш - средство общения людей. И от того, на сколько береж-

но мы будем относиться к нему, не использовать в речи своей лек-

сику, вредную и опасную для детей, будет зависеть ваша культура,

культура вашей речи. Изменяется многое вокруг, поэтому изменя-

ется словарный состав нашего языка, появляются новые слова. А. М. Горький писал: «Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обога-

раз обратить ваше внимание на слова Ивана Сергеевича Тургенева

о русском языке, о значении нашего языка для каждого для нас.

«… Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшествен-

возможное и невозможное, чтобы не засорять его ненужными и

И в з аключен ии нашего разговора о роли языка, о культуре речи я

хочу вам прочитать, ребята, ещё один отрывок. Это отрывок из кни-

Чтение отрывка из книги:

«С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь чело-

века неразрывно связана с языком.

Ребёнок не научился ещё как следует говорить, а его чистый слух

уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбель-

ной песенки. Но ведь сказки, прибаутки - это язык.

Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает

его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная вселенная. Через слово он впервые узна-

ёт о том, что не видели его глаза.

Новый человек роднится с новыми мыслями, с теми, что сложились

в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает

возможность общаться с правнуками, которые будут жить спустя

Необходимо задуматься все, насколько чиста ваша речь, ребята.

Старайтесь не использовать ненужные слова в ущерб вашей пра-

ми и воспитанными людьми. А также грамотными и просвещён-

ными. Всегда боритесь за чистоту родного языка, за культуру речи.

Домашнее задание:

Вспомнить все формулы речевого этикета. Познакомьтесь с допол-

нительной литературой и оформите красиво все слова по блокам:

ПРИВЕТСТВИЕ, ПРОЩАНИЕ, ЗНАКОМСТВО, ИЗВИНЕНИЕ,ПРОСЬБА,
ОТВЕТ НА ИЗВИНЕНИЕ,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Любчик Елена Владимировна

Тема: Культура речи.

(образовательная) совершенствовать речевую культуру учащихся;

(развивающая) развивать навыки поиска информации из различных источников, отбирать и систематизировать найденный материал, обобщать данные; формировать у учащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;

(воспитательная) воспитывать культурно-ценностные отношения к русской речи, чувство патриотизма.

1.Орг. Момент. Вступительное слово учителя.

Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо.

Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде.

Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну.

Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги.

И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш.

Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха.

А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос.

Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих.

Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега.

- Не знаю, как вы, а я часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить точно, правильно и красиво свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника.

2. Самоопределение в деятельности.

Прочитайте высказывания великих людей и попробуйте определить тему нашего урока. (на доске записаны высказывания)

Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед челове-

чеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его.

К. Г. Паустовский .

Для самопроверки предлагаю подсказку: вставьте недостающие слова во фразеологизмы, которые являются украшением нашей речи, и из первых букв этих слов получите искомое. (слайд 1-2)

1)Попал как (кур) в ощип.

2)(Устами) младенца глаголет истина.

3) (Легок) на помине.

5) Двух зайцев разом (убить).

8) На скорую (руку).

9)Держать в (ежовых) рукавицах.

10) Растет не по дням, а по (часам).

11) (Ищи) ветра в поле)

- Как вы думаете, зачем нужно нам с вами говорить об этом, какую цель мы должны поставить на этом уроке? ( совершенствовать культуру речи слайд 4)

- Как, по-вашему, какую речь можно назвать культурной?

(обучающиеся высказывают свое мнение)

- Все, что вы сказали, правильно. Давайте, вместе четко определим признаки культурной речи и одновременно попытаемся проанализировать свою и чужую речь с точки зрения ее культуры.

3. Учебно-познавательная деятельность + интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Задание 1. Предлагаю вам рассмотреть 2 текста. Сравните их по объему, по теме, по основной мысли. Основное задание: сжать тексты. Напоминаю, что при сжатии не должен потеряться смысл текста, все микротемы должны сохраниться. (слайд 5-6)

Текст 1. Ну, значит, я вот сегодня утром просыпа-а-юсь, смотрю будильник. Господи, будильник-то! Рано еще. А, думаю, покемарю еще. Вста-а-ла, говорю: ой, как неохота вставать такую рань!. Все равно встала кое-как. Ну ладно, пока завтрак, туда-сюда, конфорочку зажгла. Так, ну что? Яишенку, что ли, сделать? Толи два яйца разбить, толи одно? Разбила три. Думаю, зря, наверно, не съем ведь. А спать хочется… Яишенку приготовила, поела, а все равно спать хочу. Проклятый будильник!

Текст 2. Писатели, журналисты и копирайтеры прекрасно знают - для того, чтобы текст был живым, автор должен "рисовать словами", как бы показывать читателю картинку, которую тот сможет себе представить. Использование же большого количества "слов без образа" - общих, неконкретных, нейтральных - делает текст "мёртвым", "картонным".

(варианты сжатого текста:

Текст 1. Проснулась рано, вставать неохота, но встала, приготовила яишенку из трех яиц, поела.

Текст 2. Писатели, журналисты, копирайтеры знают – чтобы текст был живым, нужно рисовать словами, показывать картинку. Использование большого количества общих, нейтральных слов делает текст мертвым.)

(Обучающиеся делают выводы)

Выводы: 1 текст больше по объему, но при сжатии стал меньше, так как он менее содержателен, в нем меньше важной информации, меньше мысли. Он не интересен для адресата.

- Итак, хорошая речь должна быть интересной для адресата, нести важную информацию, т.е. быть содержательной (слайд 7 Качества хорошей речи. Содержательность)

- Если речь не соответствует этому критерию, она становится пустословием, болтовней (слайд 8. Пустословие -)

Выберите из двух словосочетаний одно, объясните свой выбор.(слайд 9)

Предоставить отпуск ввиду болезни.

Предоставить отпуск вследствие болезни

(Предлог ввиду предполагает что-то предстоящее, а предлог вследствие что-то уже случившееся, поэтому правильным является второе предложение.)

Одеть на встречу смокинг.

Надеть на встречу смокинг.

Какая особенность хорошей речи сейчас была проиллюстрирована вами? (точность подбора слов, логичность)

Итак, следующее качество культурной речи: точность , логичность(слайд 10)

Представьте ситуацию : жена говорит мужу: (слайд 11)

«Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования.

- Проанализируйте высказывание, что вас смущает?. ( неуместность данных выражений в этой ситуации) Измените высказывание в соответствии с обстановкой. Какой признак культурной речи здесь представлен? (слайд 12. Уместность)

Найдите плеоназм или тавтологию в данных примерах (слайд 15)

Если мы заглянем в БСЭ, то увидим такое определение культуры речи (слайд 16

употребления частей речи и их форм (нельзя: «Проходя по улице,

грамматическая;

определяет правила употребления слов в соответствии

определяет выбор речевых средств в соответствии с ситуацией

общения – стилистическая;

определяет правила постановки знаков препинания –

пунктуационная;

определяет правила произношения слов и постановку

- Основные нормы языка отражены в словарях. В каком словаре лучше всего искать ответ на каждый из следующих вопросов: (слайд 14)

Каково значение слова? (Толковый словарь)

Как не следует употреблять данное слово? (Словарь грамматических трудностей)

Каким словом можно заменить данное слово в речи? (Словарь синонимов)

Как следует написать данное слово? (Орфографический словарь)

Где нужно ставить ударение в различных формах слова? (Орфоэпический словарь)

Групповая работа (делится на группы 3 и выполняем задания по всем нормам. Помощники словари). Самопроверка (слайды 22-25)

- Послушайте диалог (ученики читают по ролям)

Димка, ну чё, прочитал?

Прикольно или стрёмно?

А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега.

О каком произведении идет речь? Можно ли назвать речь этих собеседников культурной? Почему? (Чрезмерное и неуместное употребление сленговых выражений)

- что такое сленг? (слайд 26-27) ЖАРГОН — разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг. СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.

- К сожалению, современного подростка невозможно представить совсем без сленга. Но помните, что сленговая лексика ограничена интересами людей, сленг сводит общение к примитивной коммуникации! Из-за чего русский язык теряет свою красоту и выразительность.

Чтобы доказать, что сленг обедняет русский язык, обратимся к словарику, составленному.

Почему, блин, говорят мне,

Что язык мой засорен, блин.

Я по типу все ж не ламер,

Я рулезный, клевый, модный.

Не модный типа я

И все, блин, такое.

Я на клаве текст фигачу,

Тэги трудные вставляю.

Я для вас же, блин,ишачу.

Я вэбмастер, понимаешь?

Я страницу залудил, блин.

Гостевую, чат повесил.

А мне гости замутили,

Мол отстой тут и невесел (Творческий перевод текста: слайд 32)

Ламер (чайник) (от англ. lame – "слабак") "Ламер" – это прозвище, которым люди, претендующие на продвинутость в компьютерном деле, именуют тех, кто, по их мнению, плохо в этом разбирается.

Тэги — это специальные команды, написанные на HTML (Hyper Text Marker Language) - языке гипертекстовой разметки, заключенные между двумя треугольными скобками

Веб-мастер (англ. webmaster) — человек, профессионально или в качестве хобби занимающийся разработкой веб-сайтов в Интернете или корпоративных приложений в интранете.

Невесел –житуха , Находящийся в грустном настроении; скучный 2 Выражающий грусть, печаль 3 Вызывающий, содержащий в себе грусть, печаль. Воровской жаргон.

Залудить – запустить, открыть доступ. )

- Я думаю, что вы согласитесь с тем, что подобный текст будет понятен и интересен далеко не всем. Поэтому , чтобы не выглядеть вычурно, нелепо или смешно , необходимо следить за чистотой речи.

Итак, еще одним качеством хорошей речи является чистота. (слайд 33)

Задание 6. Мы с вами обозначили признаки хорошей речи. Но все ли? Скоро лето! Планы у всех разные. Но я думаю, что никто не отказался бы побывать на море, понежиться на горячем песочке и послушать нежный шум прибоя. А потом рассказать обо всем друзьям. Перед вами один такой рассказ. (слайд 34

4. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Настало время подвести итоги. На оценочных листах вы оценивали свои знания и этапы урока. Вашу активность позвольте оценить мне (выставление оценок). И самое главное – оцените ваше настроение с помощью лестницы настроения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка для 10 класса. Учебное занятие направлено на подготовку обучающихся для сдачи ГИА по русскому языку в 11 классе, содержит материалы КИМов по русскому языку.

совершенствовать речевую культуру обучающихся;

развивать навыки поиска информации из различных источников, отбирать и систематизировать найденный материал, обобщать данные; формировать у обучающихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;

воспитывать культурно-ценностные отношения к русской речи, чувство патриотизма.

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо.

Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде.

Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну.

Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги.

И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш.

Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха.

А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос.

Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих.

Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега.

-Часто ли вы становитесь свидетелями такой ситуации, когда человек не может не только выразить точно, правильно и красиво свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника.

2. Самоопределение в деятельности.

Прочитайте высказывания великих людей и попробуйте определить тему нашего урока (на доске записаны высказывания)

Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед челове-

чеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его.

К. Г. Паустовский.

Главная особенность человека - это способность говорить. Именно

умение говорить, общаться при помощи слов является основой вза-имоотношений в человеческом обществе. При помощи языка можно выразить чувства, обменяться мыслями. Грамотное владение своим языком - признак культурного человека. Культурный человек знает множество пословиц, поговорок. Смысл их всегда гораздо глубже, чем их буквальное значение.

Я. Козловский писал:

- Как вы думаете, зачем нужно нам с вами говорить об этом, какую цель мы должны поставить на этом уроке? (совершенствовать культуру речи)

- Как, по-вашему, какую речь можно назвать культурной?

(обучающиеся высказывают свое мнение)

- Все, что вы сказали, правильно. Давайте вместе четко определим признаки культурной речи и одновременно попытаемся проанализировать свою и чужую речь с точки зрения ее культуры.

3. Учебно-познавательная деятельность и интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Задание 1. Предлагаю вам рассмотреть 2 текста. Сравните их по объему, по теме, по основной мысли. Основное задание: сжать тексты. Напоминаю, что при сжатии не должен потеряться смысл текста, все микротемы должны сохраниться.

Ну, значит, я вот сегодня утром просыпа-а-юсь, смотрю будильник. Господи, будильник-то! Рано еще. А, думаю, покемарю еще. Вста-а-ла, говорю: ой,как неохота вставать такую рань!. Все равно встала кое-как. Ну ладно, пока завтрак, туда-сюда, конфорочку зажгла. Так, ну что? Яишенку, что ли, сделать? Толи два яйца разбить, толи одно? Разбила три. Думаю, зря, наверно, не съем ведь. А спать хочется… Яишенку приготовила, поела, а все равно спать хочу. Проклятый будильник!

Писатели, журналисты и копирайтеры прекрасно знают - для того, чтобы текст был живым, автор должен "рисовать словами", как бы показывать читателю картинку, которую тот сможет себе представить. Использование же большого количества "слов без образа" - общих, неконкретных, нейтральных - делает текст "мёртвым", "картонным".

( варианты записи сжатого текста:

Текст 1. Проснулась рано, вставать неохота, но встала, приготовила яишенку из трех яиц, поела.

Текст 2. Писатели, журналисты, копирайтеры знают – чтобы текст был живым, нужно рисовать словами, показывать картинку. Использование большого количества общих, нейтральных слов делает текст мертвым.)

(Обучающиеся делают выводы)

Выводы: 1 текст больше по объему, но при сжатии стал меньше, так как он менее содержателен, в нем меньше важной информации, меньше мысли. Он не интересен для адресата.

- Итак, хорошая речь должна быть интересной для адресата, нести важную информацию, т.е. быть содержательной. Если речь не соответствует этому критерию, она становится пустословием, болтовней

Говоря о культуре речи, не забываем о подготовке к сдаче ГИА по русскому языку. Выполните задания:

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

свекла свЁкла

2. В каком предложении выделенное слово употреблено в несвойственном ему значении?

1) Чукотка издавна считается традиционной ЖИТНИЦЕЙ народов Севера.

2) Средства массовой информации ДИСКУССИРУЮТ о президентских выборах.
3) Мои друзья-однокурсники считались наиболее активными ЗАЧИНЩИКАМИ добрых традиций и интересных дел. ˅

3. Найдите и исправьте словообразовательную ошибку в предложении:

Музыка помогает человеку почувствовать всё очаровательство природы”. (очарование)

4. Найдите и исправьте морфологическую ошибку:

5. В каком слове ударение падает на второй слог?

модерновый модЕрновый


6. Укажите предложение без грамматических (морфологических) ошибок:

1) Он не преступник, он стал несчастным жертвой обстоятельств.

2) Цветок быстро увянул.

3) Книга открыта на пятисот пятой странице. ˅

7. Какие предложения построены неправильно:

1) Посмотрев в глаза дочери, мама всё поняла.

2) Беседуя с другом, ему позвонили. ˅

3) Уехав в другой город, его мечта не изменилась. ˅

4) Заметив друзей, мы подошли к ним.

8. В каком примере неверно указано лексическое значение?

1) Изразец - плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей.
2) Фатальный - нужный, насущно необходимый. ˅

3) Позерство - привычка гримасничать.

9. Исправьте словообразовательную ошибку в предложении:

10.В каком предложении вместо слова АБОНЕМЕНТ нужно употребить АБОНЕНТ?

1) Приобретённый абонемент стоил очень дорого.

2) Завтра я планировал получить заказанный абонемент, а потом пойти в школу.

3) Сергеев вообще был абонементом добросовестным, вовремя платил за телефон. ˅

11. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) упрочЕние 2) красивЕйший

3) создалА 4) протОренный

12. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) КОМАНДИРОВАННЫЙ в соседнюю страну спецпредставитель ООН встретился с министром иностранных дел.

2) Письмо было доставлено АДРЕСАТУ через 14 дней.

3) Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь. Величавая

13. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) дозвонИтся 2) красИвее

3) каталОг 4) сОзыв

14. Исправьте грамматические ошибки в следующих примерах:

1) С ихней девочкой с их

2) Красивые торта торты

3) К восьмиста ученикам восьмистам

15. В каком примере не допущена словообразовательная ошибка:

1) общественный устрой

2) просторечные слова ˅

3) оплошки героев

4) проявлять упорность

16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) Около восьмисот человек

2) Эти ягоды слаще

3) Ложите на полку ˅ (кладите)

4) Обоих деревьев

17. В каком предложении допущена словообразовательная ошибка?

1) Надо понять, что все это не зря делалось.

2) Бороться с нахальством трудно.

3) Вызывает уважение неколебимость характера героев. ˅ (непоколебимость)

4) Взяточничество – бич нашего времени.

18. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) Говорили о вас

3) Более пятидесяти рублей

4) Рисунок более красивее ˅

19. Укажите пример с грамматической (синтаксической) ошибкой:

1) Рецензия на книгу должна быть сдана через два дня.

2) В сочинении было хорошо описано про характеры героев. ˅

3) Трудно иметь дело с человеком, про которого известно, что он настоящий ханжа.

20. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) ГОРДЫНЯ за свой народ, за свою землю помогала нам выдержать самые тяжелые испытания. (гордость)

2) Многие современные школьники думают, что дворяне вели ПРАЗДНУЮ жизнь.

3) В ходе расследования установлены ЕДИНИЧНЫЕ факты продажи поддельной продукции.

21. Укажите предложение без грамматической (синтаксической) ошибки:

1) Прочитайте списки абитуриентов, успешно сдавших экзамены. ˅

2) Старшеклассники интересуются и посещают дни открытых дверей в вузах.

3) Д. Лихачев заостряет внимание на проблему национализма.

22. Исправьте словообразовательные ошибки:

1) По асфальтной дорожке; асфальтовой

2) Главной чертой России всегда было чинопочитательство; чинопочитание

3) Испытал стыдство за бедный вид матери. Стыд

23. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Вернувшись из путешествия,

1) нам рассказали много интересного.

2) друга ждали новые заботы.

3) друг рассказал нам много интересного. ˅

4) книга была закончена.

Работа должна быть закончена к первому августу.

У ней много образований.

Требуется диспетчерша для работы в режиме такси.

Новое поступление чулок и носок.

Верните паспорт за вознаграждения.

Стало более красивее.

С тех пор прошли двадцать лет.

С двухстами рублями в кармане.

9. Оплатите за проезд

Он сидит сложив руки.

Руководители предприятия настроены на деловой настрой.

Погода – то совсем худая.

Требуется менеджер с компьютером.

Мальчик разбил половину стекла.

Все дети охвачены горячим питанием.

Не принимай желательное за действительное.

Итоги будут подводить в мае месяце.

Он был моим коллегой по работе.

4. Рефлексия.

Наше занятие подошло к концу. Настало время подвести итоги.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура и воспитанность. Эстетика речи состоит в её подчинённости определённым

законам, нормам произношения и ударения. Культура речи состоит в ясности, эмоциональности, доступности, в чистоте. Каждый человек должен следить за тем, что и как он сказал. Нельзя использовать в речи слова, которые губят нашу речь, мешают ясно изъясняться. Культура речи состоит в яркости, выразительности, образности.

- Внимание, на экран!

На экране кадр из кинофильма Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию"

На экране кадр из кинофильма Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию":

- Ложи трубку, сказал!: Попрошу очистить царский кабинет.

На что вы обратили внимание? Чему вы улыбались?

На что вы обратили внимание? Чему вы улыбались?

На что вы обратили внимание? Чему вы улыбались?

На что вы обратили внимание? Чему вы улыбались?

Создана комическая ситуация: в речи героев допущены ошибки. Их речь

нельзя назвать ни правильной, ни хорошей.

Вопрос. Какие требования предъявляются к хорошей речи?

Создана комическая ситуация: в речи героев допущены ошибки. Их речь

нельзя назвать ни правильной, ни хорошей.

Создана комическая ситуация: в речи героев допущены ошибки. Их речь

нельзя назвать ни правильной, ни хорошей.

Создана комическая ситуация: в речи героев допущены ошибки. Их речь

нельзя назвать ни правильной, ни хорошей.

Создана комическая ситуация: в речи героев допущены ошибки. Их речь нельзя назвать ни правильной, ни хорошей.


Цель: углубление знаний об аспектах культуры речи; совершенствование умений анализировать и оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соблюдения коммуникативных, этических и языковых норм современного русского литературного языка.

Тип урока. Развитие речи.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, высказывания о культуре речи.

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя с элементами деседы.

- А что значит, быть культурным человеком?

- Что нужно делать для этого? (ответы: здороваться, чисто и опрятно одеваться, уважать старших, помогать младшим умение правильно говорить и т.д.)

Да, ребята, культура человека проявляется в его одежде, в его поступках, в отношении к взрослым, в любви к Родине. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Особенности культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Но этому надо учиться.

Актуализация знаний.

Беседа.

─ Как вы думаете, почему учителя заставляют вас выразительно читать, учить стихи, басни и отрывки из произведений?

На литературных примерах вы учитесь красивой, лаконичной и культурной речи. Надо ли доказывать, какое исключительное значение имеет устное живое слово в наше время. Убедительной, вдохновенной речью должен владеть и бизнесмен, и политик, и школьный учитель. Мы смотрим телевизор, слушаем радио, и хорошо понимаем и даже представляем то, о чём говорит диктор и ведущий.

─ Почему нам приятно их слушать и легко понимать? (Они овладели культурой речи).

─ Что же такое культура речи?

(Ученик. Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому нас учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах).

Проблемное объяснение нового знания.

─ Как вы думаете, почему учителя заставляют вас выразительно читать, учить стихи, басни и отрывки из произведений?

На литературных примерах вы учитесь красивой, лаконичной и культурной речи. Надо ли доказывать, какое исключительное значение имеет устное живое слово в наше время. Убедительной, вдохновенной речью должен владеть и бизнесмен, и политик, и школьный учитель. Мы смотрим телевизор, слушаем радио, и хорошо понимаем и даже представляем то, о чём говорит диктор и ведущий. Почему нам приятно их слушать и легко понимать? (Дети: Они овладели культурой речи).

Работа с учебником.

─ Что же такое культура речи? Разобраться в этом нам поможет материал учебника.

Давайте откроем и прочитаем текст на стр.4 №1 и№2 (чтение по цепочке).

─ Какая информация текста оказалась для вас новой?

─ Какие общие положения о культуре владения языком содержаться в обоих текстах?

(Ученик. Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому нас учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.)

Учебный диктант.

Первичное закрепление.

Работа с текстом.

Прочитайте текст на стр.4 и определите его тему (устно).

Работа с учебником.

Соотнесение понятий схемы и материала таблицы упр.2 стр.5. Раскрытие содержания приведённых в схеме понятий, воспользовавшись данными таблицы.

Итог урока (рефлексия деятельности).

1. Фронтальный опрос.

- Исследование какой темы мы с вами вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новые знания?

2. Оценивание.

3. Домашнее задание:

- выполнить письменно упр.5 стр.6;

- выучите наизусть одно из высказываний о культуре речи.




-75%

Читайте также: