Планирование расходов на социальное обеспечение конспект

Обновлено: 06.07.2024

Одним из направлений использования общественных фондов потребления, бюджетных средств является содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и др.)

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. был создан Пенсионный фонд Российской Федерации, цель которого – государственное управление пенсионным обеспечением граждан. Пенсионный фонд формируется главным образом за счет страховых взносов предприятий всех форм собственности, лиц, работающих по найму, и ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации. Предприятия и организации всех форм собственности обязаны вносить в Пенсионный фонд взносы в размере 14% от размера начисленной заработной платы.

Концентрируемые в Пенсионном фонде средства используются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от полутора до шести лет, компенсаций пенсионерам и др.

Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ, образованный в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. Цель его – финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

Источниками формирования Фонда социального страхования являются:

страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности;

ассигнования из республиканского бюджета РФ;

добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

В соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. создан Государственный фонд занятости населения РФ. Средства этого Фонда используются для реализации государственной политики занятости населения. Фонд формируется за счет следующих источников:

страховых взносов предприятий и организаций;

страховых взносов с заработка работающих;

ассигнований из республиканского бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.

За счет этих средств решаются задачи по профессиональной переподготовке населения, трудоустройству и др.

Бюджетные ассигнования – один из важных источников перечисленных социальных фондов. Бюджетные средства поступают в эти фонды главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Во внебюджетные фонды могут также направляться бюджетные дотации.

Из федерального бюджета финансируются:

комплекс мероприятий по социальной защите населения.

выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;

Основной объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты. Эти средства используются:

на строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами;

на их обучение и трудовое устройство;

оказание им санаторно-курортной помощи;

социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям;

на проведение молодежной политики и др.

Кроме бюджетных ресурсов территориальные органы исполнительной власти используют для оказания материальной помощи этим слоям населения средства, мобилизуемые в региональные и местные внебюджетные фонды. За счет средств этих фондов решаются жилищно-коммунальные проблемы пенсионеров и малоимущих граждан, проведение оздоровительных кампаний для детей, мероприятий для молодежи и др.

Планирование бюджетных ассигнований ведется финансовыми органами по видам мероприятий. Расходы на пенсии, пособия планируются по видам пенсий, пособий исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя. При этом используются статистические данные органов Министерства труда и социального развития РФ, демографические расчеты и утвержденные размеры пенсий и пособий.

Расходы на содержание домов-интернатов планируются по числу мест в них и среднегодовому расходу на одного человека.

Расходы на заработную плату работников социальных учреждений рассчитываются по штатному расписанию этих учреждений и ставкам заработной платы, установленным для бюджетных учреждений.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Социальная политика представляет собой систему действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства – повышение уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования государственных и муниципальных финансов.

Финансовое обеспечение социальной защиты населения построено на принципах разграничения полномочий и расходных обязательств между:

1) федеральным бюджетом;

2) бюджетами субъектов РФ;

3) местными бюджетами;

4) бюджетом Пенсионного фонда;

5) бюджетом Фонда социального страхования;

6) бюджетом Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

7) бюджетами территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В государственных внебюджетных фондах аккумулируются средства на реализацию важнейших социальных гарантий: пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам и т.д.

Несмотря на финансирование социальной защиты населения за счет внебюджетных фондов, некоторые мероприятия по социальному обеспечению и социальному обслуживанию населения обеспечиваются и за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Бюджеты субъектов РФ, также как и федеральный бюджет, осуществляют полномочия по социальной поддержке населения. На субфедеральном уровне система социальной поддержки населения представлена более широко. Из бюджетов субъектов РФ выплачиваются периодические, единовременные, ежемесячные денежные компенсации, социальные пособия и материальная помощь ветеранам труда и приравненным к ним гражданам; жертвам политических репрессий; гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; гражданам, имеющим детей и т.д. Субъекты РФ вправе расширить виды, состав категорий граждан, имеющих право на социальную защиту с учетом региональных особенностей.

Следующим по значимости направлением расходов бюджетов субъектов РФ на социальную политику является направление социальное обслуживание населения.

Социальное обслуживание осуществляется как на платной, так и на бесплатной основе, т.е. за счет средств бюджета. Предоставление социального обслуживания может быть организовано в учреждениях любой организационно-правовой формы - государственных, муниципальных и негосударственных. Под негосударственным сектором подразумеваются учреждения социального обслуживания, которые осуществляют частную деятельность в данной сфере. В последние годы наблюдается рост негосударственных организаций, осуществляющих социальное обслуживание населения на возмездной основе. Однако большая часть социальных услуг по обслуживанию населения по-прежнему финансируется за счет средств бюджета.

Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и поддержки и др.




Финансовое обеспечение расходов на указанные учреждения осуществляется в основном за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Помимо этого, в качестве дополнительных источников финансирования могут использоваться:

§ доходы от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности, включая средства граждан пожилого возраста и инвалидов, поступающие в качестве платы за оказываемые социальные услуги;

§ средства, поступающие от общественных и благотворительных организаций.

Расходы на содержание учреждений социального обслуживания планируются на основе индивидуальных смет. Каждое учреждение социального обеспечения составляет смету. Обязательным приложением к типовой смете являются расчеты по каждой статье затрат, которые осуществляются в соответствии со следующими показателями:

1) количество мест;

2) количество обеспечиваемых;

3) число дней функционирования учреждения;

4) количество койкодней;

5) количество штатных единиц и т.д.

Расходы на оплату труда работников учреждения социального обслуживания определяются на основе тарификации. Учитываются также размеры надбавок за особые условия труда. Затем определяется среднемесячная ставка заработной платы по каждой группе персонала.



- среднемесячная ставка заработной платы;


- месячный фонд оплаты труда;


- количество должностей;

Для определения годового фонда оплаты труда исчисляется среднегодовое число штатных единиц. Предусматриваются дополнительные ассигнования на оплату труда в праздничные дни, за работу в ночное время, расходы на оплату консультантов.

Расходы на приобретение предметов снабжения и расходных материалов, которые включают канцелярские расходы, почтовые расходы, приобретение периодической литературы, расходы на содержание транспорта, текущий ремонт здания, прочие хозяйственные расходы предусматриваются в смете, исходя из суммы заключенных договоров и планируются чаще всего с учетом фактических затрат в предыдущие годы.

Аналогично планируются расходы на приобретение медикаментов и медицинского инструментария.

В расходах на командировки и служебные разъезды входит оплата проезда сотрудников городским и пригородным транспортом по служебным делам. Такие расходы устанавливаются, как правило, не выше фактических расходов за предыдущий год.

Расходы на питание определяются на основании утвержденной расчетной нормы на одного обслуживаемого в день и количества койкодней.

Значительная сумма в расходах на учреждения социального облуживания населения направляется на приобретение и изготовление белья, одежды, обуви и постельных принадлежностей, специализированной одежды для медицинского персонала и других работников. Расчет ассигнований на эти цели производится, исходя из норм расходов на койку в год, с учетом их фактического наличия и перечня, предусмотренного к списанию. Итог расходов по всем статьям сметы и составляет общую сумму ассигнований на содержание учреждения социального обслуживания населения.

В настоящее время при планировании и финансировании расходов на социальную политику успешно реализуется система бюджетирования, ориентированного на результат. Исходя из общей концепции БОР, органы власти формируют государственные заказы на предоставление населению услуг по социальному обслуживанию. Данные заказы органы власти размещают на конкурсной основе, при этом бюджетное финансирование направляется победителю подобного конкурса, а контроль государства за предоставлением населению данных услуг осуществляется через систему сбалансированных показателей, увязывающих их объем и качество со степенью достижения поставленных целей. Организация – исполнитель социальных услуг в случая использования БОР получает средства бюджета, исходя из расчета, основанного на:

§ утвержденном тарифе (нормативе стоимости) каждой услуги;

§ количественном объеме предоставляемых услуг;

§ численности населения, имеющего право на такие услуги на бесплатной основе за счет бюджета.

§ Численности населения, которому государство предоставляет социальное обслуживание на частично платной основе.

Таким образом, формы и методы планирования и финансирования расходов на реализацию социальной политики зависят от вида расходных обязательств, источников их финансирования и других.

Социальная политика представляет собой систему действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства – повышение уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования государственных и муниципальных финансов.

Финансовое обеспечение социальной защиты населения построено на принципах разграничения полномочий и расходных обязательств между:

1) федеральным бюджетом;

2) бюджетами субъектов РФ;

3) местными бюджетами;

4) бюджетом Пенсионного фонда;

5) бюджетом Фонда социального страхования;

6) бюджетом Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

7) бюджетами территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В государственных внебюджетных фондах аккумулируются средства на реализацию важнейших социальных гарантий: пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам и т.д.

Несмотря на финансирование социальной защиты населения за счет внебюджетных фондов, некоторые мероприятия по социальному обеспечению и социальному обслуживанию населения обеспечиваются и за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Бюджеты субъектов РФ, также как и федеральный бюджет, осуществляют полномочия по социальной поддержке населения. На субфедеральном уровне система социальной поддержки населения представлена более широко. Из бюджетов субъектов РФ выплачиваются периодические, единовременные, ежемесячные денежные компенсации, социальные пособия и материальная помощь ветеранам труда и приравненным к ним гражданам; жертвам политических репрессий; гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; гражданам, имеющим детей и т.д. Субъекты РФ вправе расширить виды, состав категорий граждан, имеющих право на социальную защиту с учетом региональных особенностей.

Следующим по значимости направлением расходов бюджетов субъектов РФ на социальную политику является направление социальное обслуживание населения.

Социальное обслуживание осуществляется как на платной, так и на бесплатной основе, т.е. за счет средств бюджета. Предоставление социального обслуживания может быть организовано в учреждениях любой организационно-правовой формы - государственных, муниципальных и негосударственных. Под негосударственным сектором подразумеваются учреждения социального обслуживания, которые осуществляют частную деятельность в данной сфере. В последние годы наблюдается рост негосударственных организаций, осуществляющих социальное обслуживание населения на возмездной основе. Однако большая часть социальных услуг по обслуживанию населения по-прежнему финансируется за счет средств бюджета.

Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и поддержки и др.

Финансовое обеспечение расходов на указанные учреждения осуществляется в основном за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Помимо этого, в качестве дополнительных источников финансирования могут использоваться:

§ доходы от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности, включая средства граждан пожилого возраста и инвалидов, поступающие в качестве платы за оказываемые социальные услуги;

§ средства, поступающие от общественных и благотворительных организаций.

Расходы на содержание учреждений социального обслуживания планируются на основе индивидуальных смет. Каждое учреждение социального обеспечения составляет смету. Обязательным приложением к типовой смете являются расчеты по каждой статье затрат, которые осуществляются в соответствии со следующими показателями:

1) количество мест;

2) количество обеспечиваемых;

3) число дней функционирования учреждения;

4) количество койкодней;

5) количество штатных единиц и т.д.

Расходы на оплату труда работников учреждения социального обслуживания определяются на основе тарификации. Учитываются также размеры надбавок за особые условия труда. Затем определяется среднемесячная ставка заработной платы по каждой группе персонала.



- среднемесячная ставка заработной платы;


- месячный фонд оплаты труда;


- количество должностей;

Для определения годового фонда оплаты труда исчисляется среднегодовое число штатных единиц. Предусматриваются дополнительные ассигнования на оплату труда в праздничные дни, за работу в ночное время, расходы на оплату консультантов.

Расходы на приобретение предметов снабжения и расходных материалов, которые включают канцелярские расходы, почтовые расходы, приобретение периодической литературы, расходы на содержание транспорта, текущий ремонт здания, прочие хозяйственные расходы предусматриваются в смете, исходя из суммы заключенных договоров и планируются чаще всего с учетом фактических затрат в предыдущие годы.

Аналогично планируются расходы на приобретение медикаментов и медицинского инструментария.

В расходах на командировки и служебные разъезды входит оплата проезда сотрудников городским и пригородным транспортом по служебным делам. Такие расходы устанавливаются, как правило, не выше фактических расходов за предыдущий год.

Расходы на питание определяются на основании утвержденной расчетной нормы на одного обслуживаемого в день и количества койкодней.

Значительная сумма в расходах на учреждения социального облуживания населения направляется на приобретение и изготовление белья, одежды, обуви и постельных принадлежностей, специализированной одежды для медицинского персонала и других работников. Расчет ассигнований на эти цели производится, исходя из норм расходов на койку в год, с учетом их фактического наличия и перечня, предусмотренного к списанию. Итог расходов по всем статьям сметы и составляет общую сумму ассигнований на содержание учреждения социального обслуживания населения.

В настоящее время при планировании и финансировании расходов на социальную политику успешно реализуется система бюджетирования, ориентированного на результат. Исходя из общей концепции БОР, органы власти формируют государственные заказы на предоставление населению услуг по социальному обслуживанию. Данные заказы органы власти размещают на конкурсной основе, при этом бюджетное финансирование направляется победителю подобного конкурса, а контроль государства за предоставлением населению данных услуг осуществляется через систему сбалансированных показателей, увязывающих их объем и качество со степенью достижения поставленных целей. Организация – исполнитель социальных услуг в случая использования БОР получает средства бюджета, исходя из расчета, основанного на:

§ утвержденном тарифе (нормативе стоимости) каждой услуги;

§ количественном объеме предоставляемых услуг;

§ численности населения, имеющего право на такие услуги на бесплатной основе за счет бюджета.

§ Численности населения, которому государство предоставляет социальное обслуживание на частично платной основе.

Таким образом, формы и методы планирования и финансирования расходов на реализацию социальной политики зависят от вида расходных обязательств, источников их финансирования и других.

Читайте также: