Конспект урока из литературы народов россии 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

Сформировать представление о поэзии малых народов России, живущих на Кавказе.

Сформировать представление о своеобразии поэзии представителей малых народов в сравнении с самобытными поэтами.

Задачи урока:

Ознакомление учащихся с творчеством К.Кулиева.

Формирование умения устанавливать связь явлений в литературе как многонациональном искусстве.

Формирование умения анализировать стихотворный текст.

Воспитание патриотических чувств учащихся, эмоциональной отзывчивости.

Воспитание уважения к многонациональной культуре народов России

Развитие устной и письменной речи учащихся.

Обогащение словарного запаса.

Терминология, национальные понятия:

Лирика.(Род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания).

Сравнения (как термин поэтики обозначает сопоставление )

Смежная рифма( первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой, схема ААВВ).

Анафора—стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда. )

I.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Давайте начнём нашу работу на уроке.

II.Проверка домашнего задания:

III. Работа над новой темой

- А о что вы можете сказать о Кайсыне Кулиеве и Габдулле Тукае?

( Это малоизвестные национальные поэты народов России).

-Вы сказали малоизвестные. Почему? Давайте ответим на этот вопрос, послушав рассказ об этих поэтах, прочитав их стихи.

Задание классу: составить словарь незнакомых слов, найти толкование. Оценка

-Какие слова вы записали в свой словарик?

-медресе-с уроков истории мы знаем, что это мусульманское училище, готовящее учителей и священников.

- мулла – у мусульман священник.

-Каковы источники творчества поэта?

- Родина, родная природа,

- Народные песни, легенды и другое.

-Какими чувствами проникнуто стихотворение? Как вы определили?

-Какие образы дороги автору?

- Пейзаж в округе, студёный ключ, тяжёлый крестьянский труд.

-О чем это произведение?

- Книга – друг и советчик, спасает в трудных жизненных ситуациях.

-Какие эпитеты использует автор?

-С чем сравнивает поэт слово?

- с путеводной звездой, указывающей правильную дорогу всю жизнь.

-Обратите внимание на использование в стихах образных средств.

- Их немного, стихи похожи на обычную разговорную речь, рассказ о себе.

-Что поразило ваше воображение в биографии и творчестве Габдуллы Тукая?

- Рано умер, прожил трудную, но счастливую творческую жизнь. Стихи простые и понятные.

IV. Творчество К.Ш. Кулиева. (Работа с учебником)

Вопросы классу

- Где родился К.Кулиев?

-Как назывался первый сборник поэта?

- Какие темы избрал для творчества?

Подготовленные ученики читают стихотворения.

-Какую роль родной край сыграл в жизни героя?

- избавляет от бед и переживаний, врачует душу…

-Укажите на главный приём, раскрывающий идею произведения.

- Это олицетворение (сказала вода, гора шептала и другие).

-Почему автор одушевляет природу родного края?

-Какую мысль автор хочет донести до читателя?

- неважна численность народа, важны его самобытность, традиции, уважение к своему языку. Пока культура народа будет жива, будет жить народа.

-Приведите примеры из текста стихотворения.

V. Слово учителя.

Томара Залиханова- первая жена Кайсына Кулиева – мать единственной дочери поэта- Жанны.

Макка Дахкильгова - вторая жена К. Кулива- мать Эльдара, Алима и Азамата.

Кулиева, Элизат Эльбаевна — жена, академик Международной академии творчества. Живет в городе Нальчике, КБР. Мать Ахмата- младшего сына поэта.

Кулиева Жанна Кайсыновна — дочь, кандидат филологических наук. Живёт и работает в Нальчике.

Кулиев Эльдар Кайсынович — сын, кинорежиссёр, сценарист. Живёт в Москве.

Кулиев Алим Кайсынович — сын, советский и американский актёр театра и кино, режиссёр. Живёт и работает в США

Кулиев Азамат Кайсынович — сын, художник. Живёт и работает в Стамбуле, Турция.

Кулиев Ахмат Кайсынович — сын, кандидат экономических наук. Живет и работает в городе Нальчике.

VI. Оценки. Подведение итогов.

VII. Релаксация: выберите себе кружок зеленого цвета, если вы узнали новое на уроке, желтого – узнали немного, красного ничего не узнали.

VIII. Домашнее задание: выразительное чтение стихов поэта, отвечать на вопросы.

IX. Спасибо за работу! До свидания!

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

При проведении классного часа, распечатали ваши буклеты, разобрали и поместили в классный уголок. Сп. Подробнее.

В предверии недели ПДД воспользовалась вшим материалом при проведении классного часа у младших школь. Подробнее.

Очень хороший сценарий. Обязательно воспользуюсь данным материалом при проведении мероприятия для де. Подробнее.

спасибо за предоставленный материал. Использовала презентацию на кл. часе. Дети узнали много новой и. Подробнее.

спасибо автору за презентацию. Очень красочная, привлекает внимание детей. отлично подходит для испо. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. Кулиева и Г. Тукая; определить основные темы их поэзии; отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворных текстов.

Конспект урока литературы в 6 классе.

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. Кулиева и Г. Тукая; определить

основные темы их поэзии; отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворных текстов.

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

II. Актуализация знаний.

III. Мотивация учебной деятельности.

— Знаете ли вы народ, который называется балкарцы? Где живет этот народ? В какой республике?

Слово учителя: Балкáрцы (самоназвание таулýла) — народ, проживающий в России на территории Кабардино-Балкарской Республики (столица — Нальчик). Всего в России насчитывается около 78 тысяч балкарцев. Говорят они на карачаево-балкарском языке. Такие народы называются малыми. Балкарцы живут на одной земле с кабардинцами, которые говорят на кабардино-черкесском языке. Республика Кабардино-Балкария расположена на северных склонах Большого Кавказа. Самая высокая вершина — Эльбрус (5642 м). Территория была заселена нынешними кабардинцами и балкарцами в

XIII—XV веках. В 1557 году Кабарда вошла в Русское государство, в 1774 году присоединилась к России окончательно. В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, после того как советские войска с огромными потерями выгнали с территории республики фашистов, Сталин приказал ликвидировать автономию балкарцев. Целый народ был насильно выселен в среднеазиатскую республику Советского Союза — в Киргизию. После смерти Сталина, в 1957 году, автономия Кабардино-Балкарии была восстановлена, народ вернулся на свои родные земли, на крутые склоны Кавказских гор.

IV. Изучение нового материала:

I. Кайсын Кулиев (1917-1985 гг.): слово о балкарском поэте

Чтение статьи учебника.

Беседа с учащимися:

— В учебнике для 6 класса мы уже встречались с именем и строками стихов Кайсына Кулиева. Когда это было? При изучении произведений какого писателя?

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний. Связь жизни народа с жизнью его языка,поэзии, обычаев в стихотворении.

– Почему у человека в особенно сложных, трудных ситуациях обостряется чувство Родины?

– Как Родина помогает герою произведения преодолеть беду?

– Какие качества родного народа К. Кулиев считает постоянными, переходящими из поколения в поколение?

– Почему поэт считает себя вечным должником своего народа?

II. Габдулла Тукай (1886-1913 гг.): слово отатарском поэте

— Наша страна состоит из областей, краев и республик, которые официально называются субъектами

— Какие еще субъекты Федерации вы знаете?

— Знаете ли вы, где находится Татарстан? Как называется столица этой республики? Что вам известно

об этом крае? (Столица — город Казань. Граничит с Кировской, Ульяновской, Самарской,

Оренбургской областями, Башкортостаном, Марий Эл, Удмуртской Республикой, Чувашией).

Родная деревня (Пер. В.Тушновой)

Стоит деревня наша на горке некрутой.

Родник с водой студеной от нас подать рукой.

Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,

Люблю душой и телом я все в краю моем.

Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,

Молитву из Корана впервые смог прочесть,

Впервые здесь услышал слова пророка я,

Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.

Запомнились навеки событья детских лет,

Нет времени счастливей, забав беспечней нет.

Я помню, как, бывало, по черной борозде,

Шагал со старшим братом я за сохою вслед.

Я многое увижу, — ведь жизнь еще длинна,

И ждет меня, наверно, дорога не одна.

Но только, где б я ни был и что б ни делал я, —

Ты в памяти и сердце, родная сторона!

– Какие чувства автора прослеживаются в стихотворении?

– Чем запомнилась родная деревня Габдулле Тукаю?

– Какие образы запечатлелись на всю жизнь? Как вы думаете: почему?

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!

Бывает, что пыльный мальчишка

За гостем приезжим по следу

В дорогу торопится слишком:

- Я тоже отсюда уеду!

Среди удивленных девчонок

Храбрится, едва из пеленок:

- Ну что по провинции шляться?

В столицу пора отправляться!

Когда ж повзрослеет в столице,

Посмотрит на жизнь за границей,

Тогда он оценит Николу,

Где кончил начальную школу.

Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.

- Как вы думаете, какое значение имеет книга для человека?

расширить и дополнить следующим образом:

— Были ли в вашей жизни случаи, когда книга помогала вам находить ответы на важные для вас вопросы? Что это были за вопросы? Какие книги пришли вам на помощь?

– Какие эпитеты использует поэт в своем произведении?

- Какую роль в жизни лирического героя играет книга?

V. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Что мы делали сегодня на уроке?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Только до 9 марта

ШАГ 1: подайте 3 заявки на любые курсы ПК

Бесплатным становится курс с наименьшим количеством часов

Подсказка: выгоднее всего, если все курсы будут на одинаковое количество часов

  • Стоимость курса 1 — ₽
  • Стоимость курса 2 — ₽
  • Стоимость курса 3 0 ₽

Для участия в акции Вам необходимо подать 3 заявки на любые курсы ПК (повышения квалификации) Для участия в акции выбираются 3 последних поданных заявки.

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 20 материалов





















5524405 5247759 5241994 5191758 5047239 4640540 4581480 4466333 4300416 4287649 4163602 4093089 3920108 3120909 3002149 2975993 2875349 2672506 2229536 258178

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Материал позволит познакомиться с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая и доказать, что его темы стихотворений – общие для всей страны.

Описание разработки

Наблюдаемые приемы обучения и учения.

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест, ОБЖ.

Формулировка цели урока.

1. Познакомиться с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.

2. Доказать, что темы стихотворений Тукая – общие для всей страны.

Приемы повторения системы опорных занятий, ранее усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала; приемы фиксации на доске понятий, правил, алгоритмов.

Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям; приемы первичного закрепления.

Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач

Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнения упражнений.

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке, оценка личного вклада в совместную учебную деятельность.

презентация многообразие литератур народов России

"Есть художники, чьё наследие перестает быть достоянием только одной нации и становится богатством многих народов. Именно таким художником был и остаётся Габдулла Тукай".

Познакомиться с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.

Доказать, что темы стихотворений Тукая – общие для всей страны.

Покажите на карте нашу область .

Знаете ли вы, какая республика выделена?

Как называется столица этой республики?

Что вам известно об этом крае?

дополнительный материал многообразие литератур народов России

Весь материал - в документе.


-75%

Читайте также: