Естественный отбор и его результаты конспект урока 11 класс

Обновлено: 03.07.2024

Естественный отбор. Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный, половой. Половой диморфизм, индустриальный меланизм.

Есте́ственный отбо́р — основной эволюционный процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью

(наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.

Движущий отбор – форма естественного отбора, которая действует при направленном изменении условий внешней среды. В этом случае особи с признаками, которые отклоняются в определённую сторону от среднего значения, получают преимущества.

Стабилизирующий отбор — форма естественного отбора, при которой его действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака.

Дизруптивный (разрывающий) отбор — форма естественного отбора, при которой условия благоприятствуют двум или нескольким крайним вариантам (направлениям) изменчивости, но не благоприятствуют промежуточному, среднему состоянию признака. В результате может появиться несколько новых форм из одной исходной.

Половой отбор — это естественный отбор, направленный на успех в размножении.

Полово́й диморфи́зм — анатомические различия между самцами и самками одного и того же биологического вида. Половой диморфизм может проявляться в различных физических признаках.

Индустриальный меланизм - это изменение преобладающего в популяции типа окраски под воздействием промышленного загрязнения окружающей среды человеком.

3. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

4. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

5. Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Одним из основных механизмов эволюции наряду с мутациями, миграционными процессами и генными преобразованиями является естественный отбор. Виды естественного отбора подразумевают такие изменения в генотипе, которые повышают шансы организма на выживание и продолжение рода. Эволюция часто рассматривается как следствие этого процесса, который может возникнуть в результате различий в видовой выживаемости, рождаемости, темпах развития, успешности спаривания или в любом другом аспекте жизни. естественный отбор виды естественного отбора Природное равновесие Частоты генов остаются постоянными из поколения в поколение при условии, что отсутствуют возмущающие факторы, которые нарушают естественное равновесие. Сюда относятся мутации, миграции (или поток генов), случайный дрейф генов и естественный отбор.

Мутация – это спонтанное изменение частоты генов в популяции, для которой характерен низкий темп развития. При этом индивид переходит из одной популяции в другую и затем видоизменяется. Случайный дрейф генов – это изменение, которое передается от одного поколения другому совершенно случайным образом. Все эти факторы изменяют частоты генов без учета увеличения или уменьшения вероятности выживания организма и воспроизведения в своей естественной среде. Все они являются случайными процессами. А естественный отбор, виды естественного отбора являются умеренными дезорганизующими последствиями этих процессов, поскольку они умножают частоту полезных мутаций на протяжении многих поколений и устраняют вредные составляющие.

3 вида естественного отбора. Что такое естественный отбор?

Естественный отбор способствует сохранению тех групп организмов, которые лучше приспособлены к физическим и биологическим условиям среды их обитания. Он может действовать на любые наследуемые фенотипические черты и при помощи селективного давления может влиять на любой аспект окружающей среды, в том числе половой отбор и конкуренцию с членами одного и того же или других видов. Однако, это не означает, что этот процесс всегда является направленным и результативным в адаптивной эволюции. Естественный отбор, часто приводят к устранению менее приспособленных вариантов. Вариации существуют внутри всей популяции организмов. Это происходит отчасти потому, что возникают случайные мутации в геноме одного организма, и его потомство может унаследовать такие мутации. На протяжении жизни геномы взаимодействуют с окружающей средой. Следовательно, популяция эволюционирует.

Естественный отбор является одним из краеугольных камней современной биологии. Он действует на фенотип, генетическая основа которого дает репродуктивное преимущество для большей распространенности в популяции. Со временем этот процесс может привести к появлению новых видов.

Другими словами, этот важный (хотя и не единственный) эволюционный процесс в пределах популяции. Само понятие было сформулировано и опубликовано в 1858 году Чарльзом Дарвином и Альфредо Расселом Уоллесом в совместном представлении документов касательно происхождения видов.

Естественный отбор. Термин был описан как аналог искусственного отбора, то есть это процесс, с помощью которого животные и растения с определенными признаками считаются желательными для разведения и размножения. Понятие "естественный отбор" первоначально разрабатывалось при отсутствии теории наследственности. На момент написания Дарвином его трудов науке еще предстояло разработать современные теории генетики. Объединение традиционной дарвиновской эволюции с последующими открытиями в области классической и молекулярной генетики называют современным эволюционным синтезом. 3 вида естественного отбора остаются основным объяснением для адаптивной эволюции.

Как работает естественный отбор?

Естественный отбор – это механизм, посредством которого животный организм адаптируется и эволюционирует. По своей сути, отдельные организмы, которые оказываются лучше всего приспособленными к среде, выживают и наиболее успешно размножаются, производя на свет плодовитое потомство. После многочисленных циклов размножения такие виды являются доминирующими. Таким образом природа отфильтровывает плохо приспособленных особей во благо всей популяции. Это относительно простой механизм, который заставляет представителей определенной популяции меняться с течением времени. Фактически, его можно разбить на пять основных этапов: изменчивость, наследование, отбор, время и адаптация.

Дарвин о естественном отборе. Организмы в пределах популяции проявляют индивидуальные различия во внешности и поведении. Эти изменения могут включать размер тела, цвет волос, пятна на мордочке, свойства голоса или количество производимого потомства. С другой стороны, некоторые черты характера не связаны с различиями между индивидуумами, например, количество глаз у позвоночных животных. Наследство. Некоторые черты последовательно передаются от родителей к потомству. Такие черты переходят по наследству, в то время как на другие сильно влияют условия окружающей среды, и они наследуются слабо. Высокие темпы роста популяции. Основная масса животных ежегодно производит потомство в гораздо большем количестве, чем необходимо для равного распределения ресурсов между ними. Это приводит к межвидовой конкуренции и преждевременной смертности. Дифференциальное выживание и размножение. Все виды естественного отбора в популяциях оставляют после себя тех животных, которые умеют бороться за локальные ресурсы. Дарвиновская теория эволюции кардинально изменила направление будущей научной мысли. В ее центре находится естественный отбор, процесс, который происходит на протяжении последовательных поколений и определяется как дифференциальное воспроизведение генотипов. Любое изменение в окружающей среде (например, изменение цвета ствола дерева) может привести к адаптации на местном уровне.

Существуют следующие виды естественного отбора.

Стабилизирующий – вес при рождении человеческих младенцев, количество выведенных яиц у птиц и земноводных.

Направленный – эволюционные изменения зубов, длины ног у лошадей, яркий цвет растений для привлечения опылителей, большой и маленький клюв у птиц в зависимости от размера пищи.

Диверсификационный (подрывной) – окраска шерсти животных в зависимости от среды обитания и сезона, изменение размеров тела с течением времени.

Стабилизирующий отбор – зачастую частота мутаций в ДНК у одних видов статистически выше, чем в других. Этот тип естественного отбора способствует устранению любых крайностей в фенотипах наиболее приспособленных к окружающей среде особей в популяции. За счет этого уменьшается разнообразие внутри одного вида. Однако это не значит, что все особи получаются абсолютно одинаковые. Стабилизирующий естественный отбор и его виды кратко можно охарактеризовать как усреднение или стабилизацию, при которой популяция становится более однородной. В первую очередь влиянию подвергаются полигенные черты. Это означает, что фенотип контролируется несколькими генами, и существует широкий спектр возможных исходов. С течением времени некоторые из генов выключаются или маскируются другими, в зависимости от благоприятной адаптации. Многие особенности человека являются результатом такого отбора. Вес человека при рождении – это не только полигенный признак, он также контролируется факторами окружающей среды. Новорожденные со средним весом при рождении имеют больше шансов выжить, чем со слишком маленьким или чрезмерно большим. Это явление обычно наблюдается в условиях, которые изменились с течением времени, например, погода, климат или количество продовольствия могут привести к направленной селекции. Участие человека также может ускорить этот процесс. Охотники чаще всего убивают больших особей из-за мяса или других крупных декоративных или полезных частей. Следовательно, популяция будет иметь тенденцию к перекосу в сторону более мелких особей. Чем больше хищники убивают и поедают медленных особей в популяции, тем больше будет осуществляться перекос в сторону более удачливых и быстрых представителей популяции. Виды естественного отбора можно более ярко продемонстрировать с помощью примеров из живой природы. Чарльз Дарвин изучал направленный отбор, когда он был на Галапагосских островах. Длина клюва местных вьюрков менялась с течением времени из-за имеющихся источников питания. При отсутствии насекомых выживали зяблики с большими и длинными клювами, которые им помогали поедать семена. С течением времени насекомых стало больше, и с помощью направленного отбора птичьи клювы постепенно приобретали меньшие размеры.

Особенности диверсификационного (подрывного) отбора. Подрывной отбор – это вид естественного отбора, который выступает против усреднения видовых характеристик в популяции. Этот процесс является самым редким, если описывать виды естественного отбора кратко. Дивесификационная селекция может привести к видообразованию двух или более различных форм в местах резких изменений окружающей среды. Как и направленный отбор, этот процесс также может быть замедлен из-за разрушительного влияния человеческого фактора и загрязнения окружающей среды.

Одним из наиболее изученных примеров подрывного отбора является случай с бабочками в Лондоне. В сельских районах почти все особи имели светлую окраску. Однако эти же бабочки были очень темного цвета в промышленных районах. Встречались также экземпляры со средней интенсивностью цвета. Это связано с тем, что темные бабочки научились выживать и спасаться от хищников в промышленных районах в городских условиях. Светлых мотыльков в промышленных районах легко обнаруживали и поедали хищники. Обратная картина наблюдалась в сельской местности. Бабочки средней цветовой интенсивности были легко видны в обоих местах, и поэтому их осталось очень мало. Таким образом, смыслом подрывного отбора является движение фенотипа к крайности, которая нужна для выживания вида.

Основная идея теории эволюции заключается в том, что все видовое многообразие постепенно развивалось от простых форм жизни, которые появились более трех миллиардов лет назад (для сравнения, возраст Земли составляет примерно 4,5 миллиарда лет). Виды естественного отбора с примерами от первых бактерий до первых современных людей сыграли в этом эволюционном развитии значительную роль. Организмы, которые были плохо приспособлены к своей среде, имеют меньше шансов выжить и оставить потомство. Это означает, что их гены имеют меньшую вероятность быть переданным следующему поколению. Путь к генетическому разнообразию не должен быть потерян, как и способность на клеточном уровне реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды.

6. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

Примером действия какого отбора является индустриальный меланизм берёзовой пяденицы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и закрепление изученного материала – 5 мин.

Подведение итогов урока –2 мин.

Рефлексия – 1 мин.

Домашнее задание – 1 мин.

Организационный момент:

Взаимное приветствие, проверка отсутствующих и готовность учащихся

Актуализация опорных знаний:

- Кто такой Ж.Б. Ламарк и Ч. Дарвин? Какой вклад в науку они совершили?

- Что такое эволюция?

- Приведите пример эволюционного процесса.

- Чем отличались представления Ламарка и Дарвина об эволюции?

- Каковы основные положения синтетической теории эволюции?

- Что такое адаптация?

- Что такое борьба за существование?

- Какая борьба за существование является наиболее острой?

- Что собой представляет естественный отбор?

Изучение нового материала:

Популяция – элементарная единица эволюции.

Есте́ственный отбо́р — основной эволюционный процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается. В свете современной синтетической теории эволюции естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов. Естественный отбор — единственная известная причина адаптаций, но не единственная причина эволюции. К числу неадаптивных причин относятся генетический дрейф, поток генов и мутации.

Выделяют три формы естественного отбора:

Стабилизирующий отбор – когда выживают наиболее приспособленные виды к данным (постоянным) условиям существования (например, латимерия обитает на значительной глубине, где условия существования постоянные);

Направленный отбор – происходит в условиях изменения окружающей среды, при этом норма реакции сдвигается в одну сторону (например, при приспособлении животных к роющему способу жизни в разных группах животных возникают роющие конечности – жуки, кроты);

Дизруптивный отбор – например, у популяции насекомых островов, где постоянно дует сильный ветер в результате ЕО остались особи без крыльев или с хорошо развитыми крыльями.

Микроэволюция – совокупность эволюционных процессов, которые происходят в популяциях одного вида.

Вид – совокупность популяций особей, которые схожи между собой по строению, функциях, положению в биогеоценозе, свободно скрещивающиеся между собой и дающие плодовитое потомство.

Критерии вида

Морфологический – базируется на схожести строения особей одного вида (строение хромосом, органов).

Физиологический – базируется на схожести процессов жизнедеятельности организмов (возможность скрещивания).

Генетический – особи одного вида имеют одинаковый геном.

Биохимический – схожесть строения и состава макромолекул особей одного вида.

Географический – популяции одного вида занимают определенный ареал.

Экологический – формируется собственная экологическая ниша в результате взаимодействия популяций определенного вида с комплексов экологических факторов.

Этологический – базируется на схожести поведения особей одного вида.

Видообразование – эволюционный процесс возникновения новых видов.

Географическое видообразование – в результате географической изоляции.

Экологическое видообразование – в результате экологической изоляции (например, несколько видов синиц обитает на одной территории, но одни питаются, собирая корм с земли, а другие – с деревьев).

Обобщение и закрепление изученного материала:

Что такое эволюция? Каковы движущие силы эволюции?

Какие формы ЕО вам известны? Приведите примеры.

В каких условиях действует стабилизирующий отбор?

Как смещается норма реакции при движущей форме ЕО?

Что такое видообразование? Каковы основные критерии вида?

Охарактеризуйте микроэволюционный процесс.

Подведение итогов урока:

Ученики самостоятельно подводят итоги урока, делая выводы.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Что вам особенно понравилось?

- Что осталось для вас непонятным?

- Оправдались ли ваши ожидания?

Домашнее задание:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать понятия о различных формах естественного отбора.

Сформулировать у школьников умение сравнивать разные формы естественного отбора друг с другом и правильно определять их по сущностным характеристикам.

Убедить школьников в том, что естественный отбор является основной и направляющей движущей силой эволюционного процесса.

Оборудование:

карточки с терминами

учебник Беляева Д.К. 10-11 кл. стр.164

1. Организационный момент (Включение в учебный процесс)

2. Терминологический диктант с проверкой

3. Повторение пройденного материала. Вопросы по пройденному материалу:

1.Что такое изменчивость?

2. Какие формы изменчивости вы знаете?

3. Какая форма изменчивости передается по наследству?

Проверяем термины!

Популяция - относительно изолированные группы особей одного вида.

Аллель - одно из возможных состояний гена, каждое из которых; характеризуется уникальной последовательностью нуклеотидов. Характеризуется уникальной последовательностью нуклеотидов.

Доминантные аллели - аллели проявляющиеся всегда.

Гамета - половая клетка, содержащая гаплоидный набор хромосом.

Геном - совокупность генов в гаплоидной клетке.

Генотип - совокупность ядерных генов организма.

Мутаген - фактор, вызывающий мутацию.

Рецессивный ген - ген, проявление которого подавляется другими аллелями данного гена.

Фенотип - совокупность внешних признаков организма на данном этапе онтогенеза, формирующихся в результате Содействия генотипа с внешней средой.

Популяция - относительно изолированные группы особей одного вид.

Вид - это совокупность особей, которые сходны по морфофизиологическим признакам, способны скрещиваться между собой, давать плодовитое потомство и формируют систему популяций, образующих общий ареал.

4. Изучение нового материала.

Итак, сегодня мы будем изучать тему “ Естественный отбор и формы естественного отбора”. На экране заранее записана тема урока и основные вопросы.


В помощь ученику!

Борьба за существование. Это понятие Дарвин употреблял для характеристики всей совокупности отношений между особями и раз­личными факторами среды. Эти отношения определяют успех или неудачу конкретной особи в выживании и оставлении потомства. Все живые существа потенциально способны производить большое количество себе подобных. Например, потомство, которое способна оставить одна дафния (пресноводный рачок) за лето, достигает ас­трономической величины — более 10 30 особей, что превосходит мас­су Земли.

Однако безудержного роста численности живых организмов в дей­ствительности никогда не наблюдается. В чем причина такого явле­ния? Большая часть особей гибнет на разных этапах развития и не оставляет после себя потомков. Существует множество причин, огра­ничивающих рост численности животных: это и природно-климати­ческие факторы, и борьба с особями других видов и своего вида.

Известно, что гибель тем интенсивнее, чем выше размножаемость особей данного вида. Белуга, например, выметывает во время нере­ста около миллиона икринок, и только очень незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Растения также производят ог­ромное количество семян, но в естественных условиях лишь ничтож­но малая их часть дает начало новым растениям. Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и огра­ниченностью ресурсов — главная причина борьбы за существование. Гибель потомков происходит по разным причинам. Она может но­сить как избирательный, так и случайный характер (гибель особей в лесном пожаре, в случае наводнения, вмешательство человека в природу и др.). Борьба за существование - сложные и многообразные взаимоотношения особей внутри вида, между видами и с неблагоприятными условиями неживой природы. Ч. Дарвин указывает, что несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов - главная причина борьбы за существование.

Борьба за существование бывает трех видов:

1. Внутривидовая - приводит к сохранению популяции и вида за счет гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида.

борьба за территорию

состязание за добычу

борьба за главенство в стае

борьба за обладание самкой


Внутривидовая борьба является самым жестоким видом борьбы, так как особи конкурируют между собой за одинаковые условия существования, одинаковые источники питания, одинаковые возможности размножения. Результатом этой борьбы является преимущественное право на размножение более приспособленных особей и гибель менее приспособленных.

2. Межвидовая - приводит к победе более жизнеспособных особей или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида.


вытеснение одного подвида другим

конкуренция между серой и черной крысами

конкуренция за свет

Межвидовая - это пример прямой борьбы за существование. Кроме указанных примеров между представителями различных видов может идти борьба за экологическую нишу. При этой борьбе никто, никого напрямую не уничтожает, но менее приспособленные к условиям существования оказываются без источника пищи, подходящей территории для размножения. В результате менее приспособленные популяции погибают.


3.Борьба с неблагоприятными условиями неживой природы приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций и видов.


сезонная смена меха (линька) у млекопитающих

летняя и зимняя спячка у животных

сезонные перелеты птиц

Борьба с абиотическими факторами проходит в природе постоянно, так как не бывает в природе абсолютно стабильных условий. Условия среды постоянно меняются, и организм вынужден либо приспосабливаться к ним, либо погибнуть.

Естественный отбор - движущий фактор эволюции. Он заключается в том, что в борьбе за существование сохраняются и оставляют потомство особи наиболее приспособленные и погибают менее приспособленные. Хорошо изучены различные формы отбора:

Внутривидовая

Борьба с неблагоприятными

сезонная смена меха (линька) у млекопитающих

летняя и зимняя спячка у животных

сезонные перелеты птиц

вытеснение одного подвида другим

конкуренция между серой и черной крысами

конкуренция за свет

борьба за территорию

состязание за добычу

борьба за главенство в стае

борьба за обладание самкой

Формы естественного отбора

В помощь ученику!

Движущая форма - отбора приводит к изменению признаков и образованию новых видов. При изменении условий существования изменяется и направление естественного отбора, преимущественно выживают особи с отклонениями от среднего значения признака. Классическим примером движущей формы естественного отбора является эксперимент с бабочкой березовая пяденица. Были подсчитаны особи со светлой и темной окра­ской крыльев в популяциях, живущих вдали от города, и в популяциях, расположенных около города. Наглядными примерами движущей формы отбора служат микроорганизмы, насекомые и мышевидные грызуны, у которых наработалась устойчивость антибиотикам и ядохимикатам. Отбор особей с уклоняющимся от ранее установившегося в популяции значением признака называют движущей формой отбора.

Стабилизирующая форма -действует в том случае, если условия среды остаются неизменными. В этом случае преимущественно выживают особи, приспособленные к данным условиям, отклоне­ния от среднего значения признака устраняются отбором. В любой популяции всегда осуществляется мутационная или комбинативная изменчивость, постоянно возникают особи с существенно отклоняющимися от среднего значения признаками.

Разрывающую форму естественного отбора Ч.Дарвин наблюдал на океанических островах, на которых появились бескрылые насекомые и насекомые с очень длинными кры­льями. Насекомые со средними крыльями ветром сносились в море и погибали.

1. Движущий отбор - обеспечивает приспособленность популяции и вида к однонаправленному изменению среды обитания. В результате этой формы отбора отбраковываются особи со средним и одним из крайних проявлений признака. Выживают и размножаются особи с другим крайним проявлением признака.

потемнение крыльев у бабочек пядениц в связи с промышленным загрязнением

появление вредителей, устойчивых к действию яда

Движущий отбор


Стабилизирующий отбор - обеспечивает сохранение приспособленности популяции к относительно стабильным условиям существования. Отбраковываются особи с двумя
крайними проявлениями признака. Выживают и размножаются особи со средним проявлением данного признака.


соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого-опылителя

кистеперые рыбы и крокодилы практически не изменились миллионы лет.

3. Разрывающая форма или дизруптивный отбор обеспечивает адаптацию различных группировок особей в популяции к разным комплексам условий среды. полиморфизм - существование двух или нескольких форм по тому или иному признаку. Отбраковываются особи со средним проявлением признака. Выживают особи, имеющие любое из двух крайних проявлений данного признака.

образование бескрылых и длиннокрылых островных насекомых (остальные сдуваются ветром в море и тонут)

формирование многих вариантов окраски внутри конкретной популяции у травяной лягушки (полиморфизм)

Движущий отбор – вид естественного отбора, при котором действие направлено в пользу особей, имеющих отклонение от средней нормы в сторону либо усиления, либо ослабления признака. Изменение признака может происходить как в сторону его усиления, так и в сторону его ослабления, вплоть до исчезновения.

Стабилизирующий обор – вид естественного отбора, при котором действие направленно против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака.

Дизруптивный отбор - вид естественного отбора, при котором действие направленно против особей, имеющих среднюю выраженность признака, в пользу особей имеющих крайние отклонения от нормы.




Водяной уж
Natrix sipedon.


Водяные ужи, обитающие на островах и побережье оз. Эри в Северной Америке, сильно изменчивы по окраске. На берегах преобладают особи с широкими поперечными темно-коричневыми полосами по светлому фону, а на островах - ужи с менее выраженными полосами и вообще без полос. Эти различия носят адаптивный характер: полосатая окраска оказывается защитной в болотистой местности по берегам озера, делая ужей незаметными для их главных врагов - чаек и цапель, а на белых известняковых скалах островов преимущественно выживают светлые особи без полос. Особи с промежуточным значением признака (слабо выраженными полосами), получающиеся при скрещивании этих двух морф между собой, оказываются не приспособленными ни к одному из вариантов условий. Тем не менее, такие ужи изредка встречаются из-за незначительной миграции береговых особей на острова и наоборот (ужи хорошо плавают).

Для нормального существования любого вида необходимо постоянное воспроизведение его структурных единиц (популяций), а существование популяций напрямую зависит от размножения особей ее составляющих. Именно особи являются элементарными (наименьшими) единицами отбора. В результате естественного отбора отбирается не какой-либо признак, а весь генотип в целом.

Ведь конечным результатом отбора является: с одной стороны - преимущественное право на размножение, а с другой стороны, рано или поздно, - гибель организма, и соответственно уничтожение его генов из популяции вида в целом.


Закрепление изученного материала

- Беседа (эвристическая) по вопросам к изученной теме;

6. Контролирующий тест

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы, Просмотр фильма.


Учитель биологии и химии высшей категории Карпова О.И.

Урок биологии в 11 классе.

Тема урока: "Естественный отбор и его результаты."

Образовательные: Сформировать понятие естественного отбора, познакомиться с формами естественного отбора

Развивающие: уметь на основе примеров определять формы естественного отбора; уметь объяснять творческую роль естественного отбора.

Воспитательные: воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.

продолжить выработку коммуникативных умений учащихся

Тип урока: комбинированный

I. Организационный момент

Постановка целей урока, тематика

II. Объяснение нового материала с использованием ИКТ

ПОНЯТИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА


Естественный отбор – основная движущая сила эволюции, и любой вид живых организмов, когда-либо живший на Земле, так или иначе, формировался под действием естественного отбора.
В современном понимании принцип естественного отбора включает в себя следующее:

индивидуальная изменчивость влияет на вероятность выживания и размножения особей в популяции;

индивидуальные черты особей в популяции наследственны (генетически предопределены), по крайней мере, частично;

доля генов в популяции, которые увеличивают успех выживания и размножения особей, возрастает со временем.

Генетическая сущность естественного отбора заключается в избирательном сохранении популяции отдельных генотипов. Содержащийся в них наследственный материал передается следующим поколениям. Таким образом,естественный отбор можно определить, как избирательное воспроизведение генотипов, которые в наилучшей степени отвечают сложившимся условиям жизни популяции.
Результатом действия естественного отбора являются адаптации – приспособления организмов к окружающей среде и все многообразие видов существующих в природе.

Далее учитель обращается к примерам, которые даны в презентации (Приложение 1).

Говоря об адаптациях, необходимо обратить внимание на то, что всякая адаптация относительна.

Можно ли увидеть, как происходит этот процесс в природе? (Учитель может дать возможность учащимся ответить на этот вопрос самостоятельно, используя методику ТРИЗ).

Реально наблюдать этот процесс в природе довольно сложно. Для этого мы должны:

Заметить какие-либо изменения внешнего облика особей в популяции того или иного вида,

Показать, что эти изменения происходят под воздействием внешней среды и носят приспособительный характер,

Доказать, что в данной популяции существует наследственная изменчивость по отбираемому признаку.

ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

1. Стабилизирующий отбор

Направлен на поддержание в популяциях среднего, ранее сложившегося значения признака или свойства.

Он действует при относительно постоянных (колеблющихся в определенных пределах) условиях внешней среды.

3. При стабилизирующем отборе преимущество в размножении получают
наиболее типичные особи в популяции, особи же, заметно уклоняющиеся от установившейся нормы, устраняются естественным отбором.

Эта форма отбора самая обычная, но заметить ее сложно, так как в этом случае не происходит изменения морфологического облика организмов в популяции.

Далее учитель обращается к примерам, которые даны в презентации (Приложение 1).

2. Движущий или направленный отбор

Отбор, способствующий сдвигу среднего значения признака или свойства в популяции.

Эта форма отбора возникает при изменении условий существования.

Приводит к установлению новой нормы взамен ранее существующей.

Далее учитель обращается к примерам, которые даны в презентации (Приложение 1).

3. Дизруптивный (disrupt – разрывать, раздроблять, англ.) или раздробляющий отбор

Отбор, идущий одновременно в пользу нескольких уклоняющихся вариантов против особей с промежуточным значением признака.

Эта форма отбора возникает в случаях, когда ни одна из групп генотипов не получает решающего преимущества в борьбе за существование из-за разнообразия условий, одновременно встречающихся на одной территории.

Дизруптивный отбор способствует возникновению и поддержанию полиморфизма популяций, а в некоторых случаях может служить причиной видообразования.

Далее учитель обращается к примерам, которые даны в презентации (Приложение 1).

ТВОРЧЕСКАЯ РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

В начале XX века, на заре генетики, многие исследователи отрицали роль естественного отбора как созидающего фактора. Основной эволюционной силой считался мутационный процесс как единственная причина возникновения новых признаков и свойств организма. Поскольку мутация - явление исключительно редкое (установлено, что в среднем мутирует один ген из миллиона), естественному отбору отводили роль простого "контролера", вступающему в действие только после появления нового генетического отклонения.
Однако дальнейшие исследования показали, что в природных популяциях любого вида существует огромный запас генетической изменчивости по самым разнообразным признакам. Таким образом, у естественного отбора всегда есть огромный материал для работы. В лабораторных экспериментах удалось установить, что с помощью отбора можно изменять практически любые свойства организма, даже такие, как доминантность или рецессивность тех или иных признаков.
Действительно, единственным источником "эволюционного материала" (наследственной изменчивости) является мутационный процесс. Но это не отрицает творческую роль естественного отбора: его можно сравнить со скульптором, который создает прекрасные предметы искусства лишь отсекая от глыбы мрамора "ненужные" куски.

III. Закрепление знаний

Далее учитель обращается к вопросам, которые даны в презентации (Приложение 1).

Ответьте на вопросы:

1. Что же такое естественный отбор?
2. Какие формы естественного отбора вы знаете?
3. Многие из форм организмов, живущих на океаническом дне, практически без изменений сохранились до наших дней. О какой форме естественного отбора идет речь? Ответ обоснуйте.
4. Перечные пяденицы меняют свою окраску со светлой на темную под влиянием выбросов сажи и закопчения стволов деревьев в индустриальных районах Англии в XIX в. О какой форме естественного отбора идет речь? Ответ обоснуйте.
5. В чем заключается творческая роль естественного отбора?

IV. Домашнее задание: §38, ответить на вопросы к §38.

V. Итог урока


-80%

Читайте также: