Природные зоны краснодарского края 4 класс кубановедение презентация и конспект

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Тема урока: Природные зоны России. СТЕПИ Краснодарский край." — Транскрипт:

1 Тема урока: Природные зоны России

9 "Многие жители еще помнят, как всюду расстилалась целинная почва, покрытая бархатистым ковром злаков с массою самых разнообразных цветов и всюду распространенной полевой клубникой. Местами здесь сохранились еще клочки девственной, никогда не паханной степи. Такие участки уже издали можно заметить по белеющему на них ковылю. Иногда степь кажется на большие пространства фиолетовой от покрывающих ее цветов шалфея или желтой от какого- нибудь крестоцветного. Ни одного дерева нет в открытой степи, разве что изредка попадется кустик боярышника, и то корявого. Только по балкам, над речками вырисовываются небольшие рощицы из ясеня, клена, дуба, вяза да нескольких видов тополя и ивы" М. Горький. "Подрядившись в одной из кубанских станиц на молотьбу, я посетил степь"

10 Вспомни расположение степной зоны на карте России и подбери верные характеристики данной природной зоны Общая характеристика степной зоны 1. Степь – это большие невозделываемые человеком массивы, покрытые древесной растительностью 2. Степь – это открытое безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. 3. Для степной зоны характерны жаркое лето и холодная зима 4. Лето и зима в степи теплые 5. Часто дуют сильные ветры – суховеи и пыльные бури 6. Осадки выпадают в виде коротких, но сильных ливней. 7. Выпадают обильные и частые осадки

11 Характеристика растительного мира степной зоны 1. Растительность скудная, низкорослая, со слабо развитой корневой системой 2. Для степи характерно обилие травянистых растений, редкие кустарники 3. Растения имеют хорошо развитую корневую систему, для степи характерны луковичные растения 4. Преобладают растения тепло- и влаголюбивые, высокорослые, с крепкими сочными стеблями. 5. Многие растения из-за особенности климата имеют узкие, мелкие листья.

12 коровяк обыкновенный вероника седаятипчакполынь клевер ковыль чабрец

13 Корневые системы растений степи луковица тюльпан типчак

14 Животный мир степной зоны 1. Характерно большое количество видов животных, много разнообразных видов хищников 2. Животный мир очень немногочисленный, характерно неравномерное расселение животных по территории. 3. Основная масса животных - наземные, низкорослые, обитающие в основном в подземных норах. Много грызунов.

15 степной волк сайгак корсак заяц-русак суслик перепел канюк степной орел

16 дрофа степная гадюка хомяк кузнечик шмель бабочка

17 1. Лето в степной зоне: а) короткое, холодное б) длинное, сухое 2. Где накапливают питательные вещества некоторые степные растения: а) в корнях б) в луковицах в) в листьях 3. Какие животные составляют самую многочисленную группу обитателей степи: а) грызуны б) птицы 4. Причины, которые могут привести к гибели природы степей (выбери несколько): а) неумеренный выпас скота б) холодная погода в) чрезмерная распашка степей

20 Вот уже заколосились Золотистые поля. Любимый край, Кубань, ты дочь России, Каравайная земля.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 14.09.2020 г.

Предмет: кубановедение

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ КУБАНОВЕДЕНИЯ 4 КЛАСС

Природные зоны Краснодарского края

Формировать умение разбирать имя существительное как часть

Способствовать формированию углубленных знаний учащихся о природе Краснодарского края, её разнообразии, закрепить знания об особенностях форм поверхности нашего края, его природных зонах.

Задачи урока

Образовательная : формировать умения определять природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;

Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся;

Воспитательная: способствовать воспитанию коммуникативной культуры, воспитание у учащихся чувства гордости за свою малую Родину и любовь к родной природе.

Планируемые результаты

Предметные: развивать умение узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны, уметь объяснять особенности природных зон;

Метапредметные УУД:

Познавательные - понимать познавательную задачу; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

Коммуникативные - слушать, задавать вопросы, отвечать на вопросы других,

формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные - овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять. действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник; оценивать свои достижения.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работы; объяснительно-иллюстративный метод.

Основные понятия

Природные зоны, суховей, равнина

Мультимедийная презентация, физическая карта Краснодарского края, контур Краснодарского края для каждого учащегося, предметные картинки растений и животных Кубани.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 15.09.2020 г.

Предмет: кубановедение

Студент: Шкиленко А.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ КУБАНОВЕДЕНИЯ 4 КЛАСС

Природные зоны Краснодарского края

Формировать умение разбирать имя существительное как часть

Способствовать формированию углубленных знаний учащихся о природе Краснодарского края, её разнообразии, закрепить знания об особенностях форм поверхности нашего края, его природных зонах.

Задачи урока

Образовательная : формировать умения определять природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;

Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся;

Воспитательная: способствовать воспитанию коммуникативной культуры, воспитание у учащихся чувства гордости за свою малую Родину и любовь к родной природе.

Планируемые результаты

Предметные: развивать умение узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны, уметь объяснять особенности природных зон;

Метапредметные УУД:

Познавательные - понимать познавательную задачу; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

Коммуникативные - слушать, задавать вопросы, отвечать на вопросы других,

формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные - овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять. действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник; оценивать свои достижения.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работы; объяснительно-иллюстративный метод.

Основные понятия

Природные зоны, суховей, равнина

Мультимедийная презентация, физическая карта Краснодарского края, контур Краснодарского края для каждого учащегося, предметные картинки растений и животных Кубани.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Сформировать у обучающихся представление об особенностях, флоре и фауне природных зон Краснодарского края.

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Тема: Природные зоны Краснодарского края

Цель: Сформировать у обучающихся представление об особенностях, флоре и фауне природных зон Краснодарского края.

Предметные знания, предметные действия

-Узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны

-Уметь объяснять особенности природных зон

- Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно

-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

-Умение составлять описательный рассказ.

-Умение работать с картой.

-Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления

-Слушать и понимать речь других

-Оформлять свои мысли в устной форме

-Уметь работать в группе

- Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

-Формирование адекватной и позитивной самооценки.

-Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности

Задача, которая должна быть

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Результат взаимодействия учителя и учащихся

достижения планируемых результатов урока

Предварительная организация класса

Учитель проверяет готовность рабочих мест, внешнего вида и рабочей позы учащихся.

Дети готовы к уроку

Этап мотивации к учебной деятельности;

Настроить детей на учебную деятельность. Обеспечение нормальной обстановки на уроке

Учитель спрашивает: А с каким настроением вы хотели бы оказаться в конце урока? Чтобы уйти с урока с хорошим настроением вы должны на уроке хорошо потрудиться и настроиться на положительный результат.

Учащиеся настроены на учебную деятельность.

Этап актуализации знаний

Для того чтобы узнать тему урока, предлагаю вам отгадать кроссворд. Зачитывает вопросы учащимся, ответы появляются на интерактивной доске. СЛАЙД 2.

Отвечают на вопросы к кроссворду

Учащиеся вспомнили термины, с которыми познакомились на предыдущих уроках окружающего мира и из своего опыта.

Постановка целей и задач урока

Учитель организует беседу с учащимися: Какая тема нашего урока?

А какую цель мы перед собой поставим? Какие задачи для этого нужно решить?

Цель урока: познакомиться с природными зонами России.

Задачи: Узнать что такое природные зоны. Какие они бывают. Какие животные и растения там есть.

Дети поставили перед собой цель и составили план её достижения.

По ответам учащихся.

Этап выявления места и причины затруднения;

Осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний.

Учитель организует беседу. Вот посмотрите, перед вами изображение нашей планеты. Какие природные зоны существуют на земле? Кто может показать, где находится Краснодарский край? К какому климатическому поясу можно отнести наш край? СЛАЙД 3

Посмотрите карту природных зон Краснодарского края . Какая природная зона самая большая? Кто сможет показать на карте, где находится наш край? СЛАЙД 4.

Какая природная зона преобладает в краснодарском крае? Какие еще природные зоны мы можем здесь увидеть? К какой природной зоне вы бы отнесли Курганинский район? Почему?

Дети отвечают на вопросы учителя и показывают на карте мира Россию, на карте России – Краснодарский край, на карте Краснодарского края находят – город Краснодар.

У учащихся вопрос о том, к какой природной зоне относится Курганинский район, должен вызвать затруднение. Осознают пробел в своих знаниях.

По ответам учащихся.

Этап изучения нового материала

Выбор способа и средств реализации проектной деятельности.

Учитель: На территории Краснодарского края выделяются три природные зоны: степная, предгорная и горная.

В недалёком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно – ковыльную степь. В течение лета она приобретала разную окраску, в зависимости от того какие травы цвели. В настоящее время степь распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника и др. культурными растениями. Лишь вдоль дорог и по склонам балок можно увидеть дикорастущие растения. В степи обитают полевые мыши, суслики, тушканчики, кроты, хомяки, встречаются лисицы, хорьки, ласки, а также различные птицы, среди которых есть и хищные — коршун, сыч, сова и т.д.


По мере повышения рельефа степь переходит в лесостепь и далее – в лесную зону. Лесостепь протянулась неширокой полосой в левобережье Кубани. Половину её площади занимают кустарники и широколиственные леса (дуб, клён, орешник). В дубовых и буковых лесах обитают дикие свиньи, в широколиственных – водятся косули, промышляют – волк, шакал, медведь. На берегах рек – норка и выдра, которые питаются рыбой, лягушками, крысами. Также обитают разнообразные птицы: дрозды, кукушки, сойки, дятлы и т.д.


Основная часть лесов приходится на предгорье и горные районы. Буковые леса встречаются на высоте более 700 м над уровнем моря. За ними начинаются хвойные (пихта, ель, сосна). На высоте 1800 – 2000 м над уровнем моря – изобилие субальпийской растительности, с богатыми пастбищами для крупного рогатого скота и овец. На северо-западе Кавказа природа сурова – лишь в августе поляны освобождаются от снега. От 3000 и свыше – вечные снега ледники да неприступные скалы. На северных и южных склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный биосферный заповедник. Его основная цель – охрана природы и восстановление численности ценных видов зверей и птиц (зубр, тур, серны и т.д.).

Учащиеся составляют план работы над проектом, выделяют из текста необходимые материалы, отбирают наглядный материал. Когда работа над проектом закончена, заполняют в таблице строку, которая соответствует их природной зоне. Готовятся к защите проекта. Заполняют листы самооценки.

Учащиеся создали проект, получили новые знания об одной природной зоне.

Готовый проект у каждой группы.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Закрепить полученные знания

Групповая/ фронтальная/ индивидуальная

Учащиеся защищают проект: рассказывают новую информацию в соответствии с планом, отвечают на вопросы по своему проекту. Дети заполняют недостающую информацию в таблицы

Учащиеся проговаривают информацию о своей природной зоне, а остальные получают знания о других природных зонах.

Выступление групп, заданные вопросы и заполнение таблицы

Этап включения в систему знаний и повторения;

Повторить и обобщить полученные знания.

Учащиеся проговаривают заполненные строки таблицы.

Отгадывают принадлежность звуков природы к природным зонам.

Повторение полученных знаний.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Учитель проводит беседу по рефлексии деятельности на уроке: В начале урока мы с вами определили цель и задачи урока. Какие? Мы познакомились с природными зонами? Узнали что это такое, какие они бывают? Каков их растительный и животный мир? Мы выполнили цель урока? В какую природную зону вы бы хотели поехать? Почему? Отметьте смайликами, какое у вас сейчас настроение. (Выяснить у нескольких детей, чем обоснован выбор).

Откройте дневники и запишите домашнее задание. Одно из трех на выбор. СЛАЙД 15.

Отвечают на вопросы учителя. Выходят к доске и приклеивают смайлики. Выбирают один из вариантов домашнего задания и записывают в дневник.

Соотносят поставленные цели и задачи урока с результатами своей учебной деятельности.

Читайте также: